СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ
1.1. Конкурентоспособность: сущность, содержание и принципы
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы
1.3. Пути обеспечения конкурентного преимущества фирмы
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРОДУКЦИИ В ООО «ГРАФ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ рынка металлопластиковых конструкций в региональном аспекте
2.3. Оценка конкурентоспособности продукции фирмы
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ ООО «ГРАФ»
3.1. Разработка мер, направленных на повышение конкурентоспособности фирмы
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Баланс 2014
Приложение 2. ОФР 2014
Доклад иллюстративный материал отзыв рецензия аннотация
АННОТАЦИЯ
Дипломный проект на тему: «Конкурентоспособность фирмы и пути ее по-вышения (на примере ООО «Граф»)» состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Цель дипломного проекта — разработка мероприятий по повышению конку-рентоспособности фирмы. Постановка указанной цели, определила ряд взаимо-связанных задач исследования, которые содержатся в дипломном проекте.
В первой главе рассмотрены теоретические подходы к конкурентоспособ-ности фирмы, в частности, сущность, содержание и принципы конкурентоспособ-ности, факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы, а также пути обес-печения конкурентного преимущества фирмы.
Вторая глава посвящена анализу управления конкурентоспособностью предприятия и продукции в ООО «Граф», в частности, анализу рынка металло-пластиковых конструкций в региональном аспекте, кроме того проведена оценка конкурентоспособности продукции фирмы.
В третьей главе разработаны пути повышение конкурентоспособности фирмы ООО «Граф», с оценкой их экономической эффективности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности исполь-зования результатов оценки конкурентоспособности ООО «Граф», в виде реко-мендаций и методического обеспечения, направленных на повышение конкурен-тоспособности самой фирмы и ее продукции. Это позволит в дальнейшем повы-сить их конкурентоспособность выпускаемой продукции и эффективность хозяй-ственной деятельности предприятия в условиях рынка.
Дипломный проект включает в себя 80 страниц, 15 таблиц, 16 рисунков, 40 источников, 2 приложения.
Ключевые слова: фирма, конкуренция; конкурентоспособность; конкурен-тоспособность предприятия; конкурентоспособность товара; конкурентоспособ-ность отрасли, оценка конкурентоспособности.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать его эффективное развитие, не аккумулировать постоянно инфор-мацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых рын-ков, о положении на них конкурентов и своей конкурентоспособности. Конкурен-ция играет исключительно важную роль в рыночной экономике, поскольку она является одним из основных условий функционирования рынка. Чтобы выжить, предприятию необходимо быть конкурентоспособным, поскольку конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения.
Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует организация, требует от нее обеспечения определенной конкурентоспособности или, в противном случае, грозит вытеснением ее с данных рынков. Состязание товаропроизводителей развивает экономику, так как прекращают деятельность не отвечающие требованиям рынка предприятия и организации и остаются функци-онировать только конкурентоспособные.
Предприятие не может повышать свою конкурентоспособность низкой це-ной выпускаемой продукции, при этом, не обращая достаточного внимания на уровень ее показателей потребительских свойств. Таким образом, производ-ственная деятельность любого предприятия в современных условиях зависит от того, насколько успешно решаются проблемы, связанные с конкурентоспособно-стью выпускаемой продукции. Только решив эту проблему, предприятие может эффективно функционировать и развиваться в рыночной среде.
В условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка необходимо раз-рабатывать адекватные конкурентные стратегии, которые в свою очередь должны вызвать изменения во внутренней среде, способствующие повышению конкурен-тоспособности. Системное рассмотрение различных аспектов анализа, оценки и управления процессом роста конкурентоспособности компаний особенно акту-ально в тех отраслях, которые непосредственно конкурируют с импортной про-дукцией. Задача формирования и совершенствование организационного меха-низма повышения конкурентоспособности предприятия, становится одним из главных факторов выживания и развития в условиях изменчивости окружающей среды. Вопросы поиска путей эффективного использования имеющихся ресурсов, компетенций, возможностей развития предприятий имеют особое значение, по-скольку их решение позволит обеспечить максимальную загрузку производ-ственных мощностей, снижение затрат и повышение качества продукции и услуг, устойчивость конкурентной позиции предприятия и увеличение доли лояльных потребителей.
Конкурентные преимущества предприятия обусловлены следующими фак-торами: возможностью предприятия производить и продавать товар с суммар-ными меньшими затратами, чем конкуренты и возможностью обеспечить потре-бителя большей ценностью потребительских свойств. Достижение устойчивого конкурентного преимущества во многом определяется не только благоприятными внешними условиями, но и наличием системы управления потенциалом предпри-ятия. Ключевым фактором успеха всех участников экономического пространства является эффективность системы управления, которая зависит от способности к мобилизации ресурсного и инновационного потенциала, необходимого для устойчивого существования системы на определенном этапе развития. Способ-ность организации материализовать заложенные в ней знания, компетенции, уме-ния в тот момент, когда они востребованы окружающей средой, определяет успешность в конкурентной борьбе. Аналогичное положение характерно и для предприятий, производящих светопрозрачные (металлопластиковые) конструк-ции.
Компании по производству светопроводящих конструкций на современном отечественном рынке работают в условиях сильной конкурентной борьбы, что обусловлено высоким потребительским спросом и благоприятной конъюнктурой рынка, с одной стороны, и, в тоже время, значительным количеством компаний-производителей, с другой. За последний десяток лет рынок светопрозрачных конструкций значительно вырос, и в настоящее время неэффективность деятель-ности большинства отечественных предприятий по производству светопрозрач-ных конструкций зачастую связана, прежде всего, с их функциональной несостоя-тельностью, медленной реакцией на изменения внешней среды, а интенсивное развитие отечественного рынка светопроводящих конструкций, обеспечило пред-ложение данной продукции, отвечающей современным международным стандар-там качества, несмотря на то, что отечественный рынок сформировался значи-тельно позже европейского. Все вышеизложенное предопределило важность и своевременность дипломного проекта, а также позволило обозначить проблемное поле проводимого исследования.
При выявленной проблеме ее решение целесообразно осуществлять на ос-нове взаимодействия маркетинговых исследований, предполагающих изучение отношения участников рынка к объекту исследования и его конкурентам, с оцен-кой важности и оснащенности ресурсами управленческих решений, направлен-ных на повышение конкурентоспособности фирмы. В связи с этим выбранная те-ма является актуальной и своевременной.
Цель дипломного проекта — разработка мероприятий по повышению конку-рентоспособности фирмы.
Для достижения сформулированной цели в соответствии с избранным объ-ектом и предметом исследования в работе поставлены следующие задачи:
— рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности фирмы;
— провести исследование конкурентоспособности продукции и фирмы;
— разработать ряд мер по повышению конкурентоспособности компании.
Предметом исследования являются процессы создания и функционирования системы управления, направленной на повышение конкурентоспособности фир-мы.
Объектом исследования является фирма ООО «Граф», предметом деятель-ности которого является изготовление металлопластиковой конструкции, а также производством стекла и изделий из стекла, строительных металлических кон-струкций и изделий.
Теоретическую и методическую основу данного исследования составляет философский исторический подход к изучению проблемы, который позволяет критически рассмотреть и использовать все ценное из предыдущего опыта эко-номических исследований: системный подход, который выявляет упорядочен-ность и взаимодействие различных компонентов системы для наилучшего дости-жения главной цели — повышения конкурентоспособности продукции; процессный подход менеджмента для обеспечения непрерывного и целостного характера ана-лиза и определения критериев и показателей повышения конкурентоспособности продукции компании.
Исследование основывалось на методике системного анализа, дающей воз-можность раскрыть структуру и причинно-следственные связи построения систе-мы стратегического управления, осуществить прогноз ее развития и сформиро-вать предложения по ее дальнейшему совершенствованию в конкурентной среде. Использован сравнительный анализ, метод аналогий, обработка эмпирических данных для выявления причинно-следственных связей и тенденций в развитии стратегического управления, экстраполяция тенденций, экспертный анализ.
Структура работы построена с учетом соблюдения логической последова-тельности и взаимосвязи отдельных разделов, факторов и составляющих иссле-дуемых проблем. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка ис-пользованной литературы и тематических приложений.
Практическая значимость исследования заключается в возможности исполь-зования результатов оценки конкурентоспособности ООО «Граф», в виде реко-мендаций и методического обеспечения, направленных на повышение конкурен-тоспособности самой фирмы и ее продукции. Это позволит в дальнейшем повы-сить их конкурентоспособность выпускаемой продукции и эффективность хозяй-ственной деятельности предприятия в условиях рынка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ
1.1. Конкурентоспособность: сущность, содержание и принципы
В последние десятилетия наблюдается усиление конкуренции во всех сфе-рах деятельности, что является характерным для развития мировой экономики. В этой связи перед производителями встает новая задача – пересмотреть основы взаимодействия фирмы и рынка.
Условия, в которых оказались производители в XXI в., характеризуются нарастающей скоростью изменений во всех сферах деятельности. Рынки, агенты и система взаимоотношений между ними каждый раз оказываются «новыми». Независимо от воли и желаний людей развивается такое явление, как глобализа-ция мировой экономики, в основе которой лежит объективная тенденция прогрес-са человеческого общества – стремление к развитию на качественно более высо-ком уровне. В процессах глобализации России необходимо быть равноправным участником мирового рынка товаров и услуг и, вовлекаясь в процессы глобали-зации, отечественная экономика просто обязана быть эффективной и играть по правилам глобальной экономики [3, c.26].
Конкуренция сегодня – это борьба между производителями за конкретного потребителя. Конкурентоспособность – сложное и разностороннее понятие, включающее в себя различные составляющие деятельности предприятия [8, с.54].
Конкурентоспособность определяется наличием сил, средств и технологий организации их использования, а также методов управления личной волей и кол-лективной волей групп людей. Как представляется, здесь необходимо показать отличительные признаки того, что определяет саму конкурентоспособность, по-скольку какие-то силы, средства и технологии имеются в любой организации.
С.И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» понятие «конкуренто-способность» определяет, как способность выдерживать конкуренцию, противо-стоять конкурентам. В данном определении не показан объект, субъект – носите-ли этой способности [25, с.442].
П.В. Забелин, Н.К. Моисеева дают определение конкурентоспособности как способности приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном перио-де не ниже заданной, или как превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса [27, с.36].
Конкурентоспособность организации, безусловно связана с эффективно-стью деятельности организации, но все же она является промежуточной результа-тивностью, и потому ее не надо смешивать с конечной результативностью.
По мнению Г.Я. Кипермана, конкурентоспособность организации есть спо-собность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам анало-гичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товара-ми или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности. В данном определении степень удовлетворения потребительскими товарами и услугами связывается с эффективностью [17, с.88].
В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева трактуют конкурентоспособность организа-ции как способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных из-делий и услуг. Из данного определения не видно разницы между конкурентоспо-собностью отдельных потребительских товаров и услуг и конкурентоспособно-стью организации [38, с.44].
Р.А. Фатхутдинов приводит следующее понятие: «конкурентоспособность – свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объ-ектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке». Кроме того, на конкурентоспособность влияет мода, продаж-ный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса» [36. с.123].
Часто понятие «конкурентоспособность предприятия» сводят к понятию «способность предприятия производить конкурентоспособный товар». Так, под конкурентоспособностью фирмы подразумевается способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства то-варов или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутренних и внешних рынках. А. Воронов подтверждает, что «конкурентоспособность пред-приятия — это его способность выпускать и продавать конкурентоспособные това-ры». Однако, учитывая, что в настоящее время предприятия могут производить различные виды продукции и одновременно работать на различных товарных (отраслевых) рынках в рамках стратегий диверсификации, уровень конкуренто-способности предприятия и уровень конкурентоспособности продукции, произ-водимой им, не совпадают. Наличие одного или нескольких видов конкуренто-способной продукции в номенклатуре не означает еще, что предприятие тоже яв-ляется конкурентоспособным. Прежде всего, следует отметить, что в качестве ба-зы для сравнения уровня конкурентоспособности предприятия используются данные по предприятиям-конкурентам, а не по производимым товарам [37, с.44].
Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность организации, несмотря на их взаимообусловленность, отличаются по своей сущности:
— определяются и применимы к разным временным промежуткам (конку-рентоспособность продукции определяется в любой краткий промежуток време-ни, а конкурентоспособность организации применима к довольно длительному периоду времени);
— конкурентоспособность организации зависит от уровня конкурентоспо-собности всего ассортимента продукции и эффективности каждого вида деятель-ности;
— конкурентоспособность продукции является необходимым, но недоста-точным условием конкурентоспособности организации.
Конкурентоспособность предприятия является более сложным и обобщаю-щим понятием по сравнению с понятием «конкурентоспособности товара». Кон-курентоспособность предприятия — интегральная числовая характеристика, с по-мощью которой оцениваются достигнутые предприятием конечные результаты его деятельности в течение определенного периода. Это система элементов, каж-дый из которых предназначен для отражения числовой (например, балльной) оценки определенного вида потенциала. Конкурентоспособность предприятия обеспечивается за счет приобретаемых им разного рода преимуществ по сравне-нию с основными конкурентами, а именно: экономических, финансовых, инвести-ционных, кадровых, имиджевых и т.п.
Рассмотрение конкурентоспособности организации через призму конкурен-тоспособности продукции — подход, реализуемый на оперативном или тактиче-ском уровне управления, предполагающий принятие управленческих решений, позволяющих локализовать неблагоприятную ситуацию и минимизировать воз-можные потери. Стратегическая же конкурентоспособность возможна при нали-чии у организации устойчивых управляемых конкурентных преимуществ на дли-тельную перспективу, одним из которых является альтернативный набор страте-гий конкурентоспособности организации.
В самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается способ-ность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставлен-ных целей. Многоаспектность данного понятия обуславливается соответствием производимых организацией товаров и услуг требованиям рынка и конкретно потребителей не только по таким факторам, как качество, технические, экономи-ческие и эстетические характеристики, но и важности коммерческих характери-стик и условий реализации, маркетинговых инструментов таких, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, реклама, сервис [26, с.81].
Конкурентоспособность предприятия, будучи многогранным понятием, не только включает качественные и ценовые параметры продукции, но зависит от уровня менеджмента, сложившейся системы управления финансовыми потоками, инвестиционной и инновационной составляющими его деятельности. Кроме того, на конкурентоспособность оказывает влияние конъюнктура, складывающаяся на том или ином рынке, степень конкуренции, испытываемая предприятием со сто-роны других участников рынка, техническая оснащенность, степень внедрения инноваций, мотивация и квалификация персонала, финансовая устойчивость.
На наш взгляд, конкурентоспособность предприятия – это способность вы-держивать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рын-ке. Она показывает уровень развития данной фирмы в сравнении с уровнем раз-вития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потреб-ности людей и по эффективности производственной деятельности.
Учитывая обоснованные теоретические подходы к определению понятий: конкурентные преимущества и конкурентоспособность предприятия, а также временной период достижения целей фирмы, с нашей точки зрения, стратегиче-ского планирования в управлении, предлагает следующую классификацию уров-ней обеспечения конкурентоспособности предприятия (рис.1.1) [4, с.35].
Рис.1.1. Классификация уровней обеспечения конкурентоспособности предприятия
Процесс формирования конкурентоспособности представляет собой сово-купность организационно-экономических мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного объема, ассортимента и качества в соответствие с имеющимся производственным потенциалом.
Процесс управления конкурентоспособностью предприятия в условиях рынка, удобно представить в виде схемы, отражающей взаимодействие факторов и источников конкурентоспособности хозяйствующего субъекта (рис.1.2) [30, с.102].
Рис.1.2. Процесс управления конкурентоспособностью
Конкурентоспособность предприятия является относительной характери-стикой, выражающей отличия развития данного предприятия от развития конку-рентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность пред-приятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Оперативный и тактический уровни обеспечения конкурентоспособности предприятия эффективны в условиях стабильности предпринимательского клима-та региона.
Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимуще-ства предприятиям, это [32, с.15]:
— нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела;
— близость предприятия к клиенту;
— создание автономии и творческой атмосферы на предприятии;
— рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать;
— демонстрация важности общих для предприятия ценностей;
— умение твердо стоять на своем;
— простота организации, минимум уровней управления и служебного
Итак, конкуренция предприятия и продукция – понятия взаимосвязанные. Конкурентоспособность предприятия – это характеристика оценки конечных ре-зультатов деятельности предприятия на рынке. Результаты деятельности пред-приятия формируются в зависимости от реакции конечных потребителей на по-ставляемую им на целевой рынок продукцию. «Конкурентоспособность продук-ции» является необходимым условием формирования и обеспечения «конкурен-тоспособности предприятия».
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы
Конкурентоспособность отражает эффективность функционирования пред-приятия, продуктивность использования всех видов ресурсов. Конкурентоспо-собность предприятия не имеет абсолютного измерителя, она может определяться по отдельному или нескольким параметрам деятельности фирм. Анализ источни-ков литературы показал, что в зависимости от научных взглядов авторы по-разному обосновывают комплекс факторов, влияющих на конкурентоспособ-ность предприятий [33, с.283].
Под факторами конкурентоспособности предприятия понимают те явления или процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и соци-ально-экономической жизни общества, которые вызывают изменения абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате — уровня кон-курентоспособности предприятия.
Согласно исследованиям известного экономиста, профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портера все факторы конкурентоспособности можно подраз-делить на несколько групп: основные и развитые; общие и специализированные; естественные и искусственно созданные; внешние и внутренние. Он напрямую связывает факторы конкурентоспособности предприятия с факторами производ-ства.
М. Портер выделяет пять наиболее типичных новаций, дающих конкурент-ное преимущество [29, c.102]:
— новые технологии;
— новые или изменившиеся запросы покупателей;
— появление нового сегмента рынка;
— изменение стоимости или наличия компонентов производства;
— изменение правительственного регулирования.
Факторы, выделенные М. Портером, определяющие конкурентоспособ-ность фирмы, представлены на рисунке 1.3 [29, с.104].
Рис.1.3. Факторы, выделенные М. Портером, определяющие конкурентоспособность фирмы
На наш взгляд, основными факторами, которыми может управлять органи-зация, повышая свою конкурентоспособность, являются инновационная актив-ность её специалистов, повышение производственной эффективности и качества исполнения текущих операций, репутация фирмы. Отсюда следует, что конкурен-тоспособность организации является отражением того уровня восприятия потре-бителем инновационной активности производителя продукции, который стано-вится определяющим в конкурентной борьбе между участниками в конкретном сегменте рынка.
Основные факторы конкурентоспособности — это природные ресурсы, кли-матические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила.
К развитым же факторам относятся современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры, использование высокотехноло-гичных производств. Развитые факторы часто строятся на базе основных факто-ров, т.е. не являясь источником конкурентного преимущества, в то же время ос-новные факторы должны быть достаточно качественными, чтобы на их базе со-здать родственные развитые факторы [28, с.56].
По степени специализации все факторы можно подразделить на общие (ин-фраструктура, персонал с высшим образованием), которые могут использоваться в широком спектре отраслей, специализированные (узкоспециализированный пер¬сонал, специфическая инфраструктура, базы данных в отдельных отраслях знаний) и другие факторы, применяемые в одной или нескольких отраслях.
Общие факторы дают конкурентное преимущество ограниченного характе-ра, а основывающиеся зачастую на них специализированные факторы образуют бо¬лее солидную долговременную основу для обеспечения конкурентоспособно-сти предприятий.
К естественным факторам относятся природные ресурсы, географическое положение, а к искусственно созданным — техника, технология, экономическая среда и др. Французские экономисты А. Олливье, А. Дайан, Р. Усрсе, анализируя факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, предлагают так называемый «гипотетический многоугольник конкурентоспособности» [6, с.44].
Оценка конкурентных возможностей фирм путем наложения «многоуголь-ника конкурентоспособности» дает возможность выявить слабые и сильные сто-роны предприятий-конкурентов, что позволяет острой конкуренции на рынке с помощью данного многоугольника использовать свои преимущества и слабости конкурента (рис.1.4) [10, c.130].
Рис.1.4. «Многоугольник конкурентоспособности»
Многие авторы в зависимости от отношения факторов к предприятию группи¬руют их на внешние и внутренние.
Внутренние факторы — это объективные критерии, определяющие возмож-но¬сти предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности, к ним можно отнести: потенциал маркетинговых служб, научно-технический персонал, кадровый потенциал, финансово-экономический потенциал, уровень материаль-но-технического обеспечения и др.
Внешние факторы — это социально-экономические и организационные от-ношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна. К внешним факторам можно от¬нести: меры государственного воздействия экономического и административ-ного характера; характеристики самого рынка; деятельность общественных и не-государственных институтов; деятельность политических партий, движений, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.
Основываясь на теоретических исследованиях, изложенных Р.А. Фатхут-дино- вым, перечисленные им внешние и внутренние факторы конкурентного преиму¬щества организации не отражают такие значимые элементы в деятельно-сти пред¬приятия, как: психологическое состояние микроклимата в коллективе, уровень психологической поддержки и социальные факторы (профессиональная пригодность и адаптация, потенциал сотрудников) (табл.1.1) [35, с.244].
Таблица 1.1
Факторы конкурентоспособности предприятий по Р. А. Фатхутдинову
Внутренние факторы | Внешние факторы |
1. Структурные | 1. Правовое регулирование сферы торговли |
2. Ресурсные | 2. Уровень конкурентоспособности региона, отрасли, страны |
3. Технические | 3. Государственная поддержка развития предпринимательства |
4. Управленческие | 4. Правовое регулирование функционирования страны и региона |
5. Рыночные | 5. Открытость общества и рынков |
6. Эффективность функционирования организации | 6. Научный уровень управления экономикой страны, отрасли, региона |
7. Национальная система стандартизации и сертификации | |
8. Государственная поддержка развития человека | |
9. Государственная поддержка науки и инновационной деятельности | |
10. Качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии | |
11. Налоговые, процентные ставки в стране и регионах | |
12. Система подготовки и переподготовки персонала | |
13. Климатические условия и географическое положение страны или региона | |
14. Уровень конкуренции в данной сфере деятельности |
И.Н. Герчикова предлагает классификацию факторов конкурентоспособности предприятия в зависимости от целевого назначения создаваемого продукта труда, данные классификации подходят в большей степени для торговых предприятий, чем производственных [11, с.66]:
1) коммерческие условия (кредиты, скидки, бартер);
2) организация сбытовой деятельности (размещение, доступность, выставки, ярмарки, реклама);
3) организация техобслуживания (объем услуг, сроки, стоимость);
4) представление потребителей о фирме (репутация, товарный знак);
5) воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение фирмы на рынке.
Интересная группировка факторов конкурентоспособности представлена в научных исследованиях Е.С. Брулёва (табл.1.2) [7, с.76].
Таблица 1.2
Факторы конкурентоспособности предприятий по Е.С. Брулеву
Группа факторов | Подгруппы факторов |
1. Определяющие удовлетворенность потребителя | Соответствие качества продукции предприятия условиям потребления; наличие на предприятии условий для повышения качества продукции; насыщение рынка товарами предприятия; наличие на предприятии тенденций к увеличению своей доли рынка; своевременность выхода продукта на рынок; приемлемость цен на продукцию |
2. Влияющие на эффективность производственно-хозяйственной деятельности | Экономическая эффективность производства, НИОКР, внепроиз-водственной деятельности; производственная активность предприятия; финансовая устойчивость предприятия; объемы инвестиций |
3. Определяющие интенсивность маркетинговых усилий | Позитивное отношение к покупателям; престижность рекламы; положительный имидж предприятия; сила конкуренции, участие в благотворительных акциях; инновационный маркетинг |
4. Определяющие качество менеджмента | Эффективность управления трудовыми ресурсами; наличие систем управления качеством и стратегического менеджмента; эффективность экологического менеджмента; автоматизация управления; развитость образовательного потенциала предприятия |
На наш взгляд, наиболее рациональная группировка факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий, представлена в работах А.А. Томпсона А.Дж. Стрикленда и Е.П. Голубкова [12, с.24].
В трудах А.А. Томпсона А.Дж. Стрикленда обозначены следующие факторы: технологические (опыт научных исследований, способность к совершенствованию продукции и производственных процессов), производственны (низкие затраты на производство и высокое качество продукции, высокая производительность труда), распределительные (быстрая доставка и низкие затраты на сбыт продукции), маркетинговые (высококвалифицированный персонал, широкий ассортимент, привлекательная упаковка продукции), квалификационные (ноу-хау по управлению качеством, создание новых видов продукции), организационные возможности (способность быстрого реагирования на изменения рынка), прочие факторы (имидж, месторасположение, патентная защита и пр.) [14, c.98].
Факторы по-разному могут воздействовать на конкурентоспособность предприятий, Однако наличие самих факторов не обеспечивает высокую конкурентоспособность предприятия. Повышение конкурентоспособности зависит от их эффективного использования. Изучение влияния различных факторов предполагает выявление сильных и слабых возможностей и угроз развития, которые оказывают факторы на деятельность предприятия.
Рассмотренные подходы к классификации факторов конкурентоспособности позволяют сформировать систему с учетом различных признаков:
— по степени специализации: общие и специализированные;
— по приоритетности воздействия: основные и развитые;
— в зависимости от источника возникновения: естественные и искусственно созданные;
— в зависимости от окружения предприятия: внешние и внутренние;
— в зависимости от степени возможного контроля со стороны государства и предприятия: неконтролируемые государством, контролируемые государством и неконтролируемые предприятием, контролируемые предприятием.
Итак, факторы конкурентоспособности – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут изменять конкурентоспособность предприятия в сторону повышения и в сторону уменьшения.
1.3. Пути обеспечения конкурентного преимущества фирмы
Для разработки эффективной стратегии компания должна обладать полной и достоверной информацией о своих реальных и потенциальных потребителях, основных конкурентах, состоянии товарной структуры рынка, на котором она работает, и о многих других факторах внешней среды, которое оказывают прямое или косвенное влияние на деятельность организации.
Основываясь на общей конкурентной матрице М.Портера, конкурентное преимущество предприятия на рынке обеспечивается тремя основными путями:
Продуктовое лидерство ‒ основано на принципе дифференциации товаров. В этом случае основное внимание направлено на [29, с.154]:
— совершенствование товаров;
— придание им большей потребительской полезности;
— развитие марочной продукции;
— дизайн, сервисное и гарантийное обслуживание;
— формирование привлекательного имиджа и др.
При повышении ценности товара в глазах потребителя, он готов заплатить за нужный товар более высокую цену. Вместе с тем, повышение цены, которое является приемлемым для покупателя, должно быть больше повышения издержек предприятия на производство и поддержание элемента дифференциации. Сочетание ‒ высокая полезность и высокая цена ‒ формирует «рыночную силу» товара. Рыночная сила защищает предприятие-производитель от конкуренции, обеспечивает предприятию стабильность положения на рынке.
Ценовое лидерство. Этот путь обеспечивается возможностями предприятия к снижению затрат на производство продукции. Здесь главная роль отводится производству. Пристальное внимание направляется на:
— стабильность инвестиций;
— стандартизацию товаров;
— управление издержками;
— внедрение рациональных технологий;
— контроль расходов и тому подобное.
Снижение издержек базируется на использовании «кривой опыта» (затраты на производство единицы продукции падают на 20% всякий раз, когда объем производства удваивается), а также выведенном на ее основе «законе опыта». Закон опыта гласит: «Издержки на единицу продукции при получении добавленной стоимости применительно к стандартному товару, измеренные в постоянных денежных единицах, уменьшаются на фиксированный процент при каждом удвоении продукции» [15, с.64].
Лидерство в нише проявляется в фокусировании продуктового или ценового преимущества на определенном сегменте рынка. Более того, этот специализированный сегмент не должен привлекать особого внимания более сильных конкурентов. Подобное лидерство, как правило, используют предприятия малого бизнеса. Лидерство в нише может быть применено и крупными организациями, чтобы выделить узкую группу потребителей (профессионалы, люди с определенным уровнем дохода и тому подобное).
Занимая определенное положение на рынке, предприятия выбирают упреждающие (активные) или пассивные стратегии обеспечения своих конкурентных преимуществ (табл.1.3) [16, c.354].
Таблица 1.3
Стратегии обеспечения конкурентных преимуществ
Стратегия | Характеристика |
«Захват рынка» | Подразумевает расширение спроса на продукцию путем использования продуктового или ценового лидерства, поиска новых потребителей, увеличения интенсивности потребления и др. |
«Защита рынка» | Воздействие на «своих» потребителей с целью удержать их в сфере деятельности предприятия, например с помощью рекламы, сервиса, стимулирования и др. |
«Блокировка рынка» | Не допускать, чтобы преследователи добивались преимуществ на отдельных маркетинговых направлениях: товар, распределение, цена и так далее |
«Перехват» | Реакция на нововведения преследователей для снижения возможной эффективности. |
«Атака в лоб» («фронтальная атака») | Использование преследователем достигнутого над лидером превосходства для установления конкурентного преимущества |
«Прорыв» («фланговая атака») | Использование какой-либо одной слабой стороны лидера |
«Окружение» | Постепенное накопление преимуществ перед лидером путем определения его слабых мест, обход конкурента с разных сторон. |
«Следование по курсу» | Минимизация риска ответных действий лидера, например в ценовой политике. |
«Сосредоточение сил на выгодных участках» | Выбор сегментов рынка, не привлекающих внимание более сильных конкурентов. |
«Обход» | Избежание конкуренции путем выпуска не соперничающих товаров, сервиса, использование непривлекательных для конкурентов каналов сбыта и тому подобное. |
«Сохранение позиций» | Поддержание постоянства в рыночной деятельности, не вызывающей внимания конкурентов (статус-кво). |
Тип стратегии напрямую зависит от положения, занимаемого предприятием на рынке, и от характера его действий. Согласно предложенной Ф. Котлером классификации, лидер рынка занимает доминирующее положение на рынке, вносит наибольший вклад в его развитие. Лидер часто представляет собой «точку отсчета» для конкурентов, которые нападают, подражают или избегают его.
Предприятие-лидер располагает значительными стратегическими возможностями. Преследователь лидера рынка ‒ это предприятие, которое не занимает в настоящее время доминирующее положение, но желает атаковать лидера. Далее следуют предприятия, избегающие прямой конкуренции. Ими являются предприятия, намеренные мирно сосуществовать с лидером и согласные со своим положением на рынке.
Далее обратимся к управлению ценообразованием. Конкурентное ценообразование направлено на сохранение ценового лидерства на рынке. Здесь существуют следующие методы [13, c.113]:
— «Ценовая война»;
— «Цена снятия сливок»;
— «Цена проникновения»;
— «Цена по кривой освоения».
Ценовые войны применяются, как правило, на рынке монополистической конкуренции. При установке цены выше, чем у конкурентов, привлекается незначительное число покупателей. Если же цена ниже конкурентов, то конкуренты ответят тем же. Желание привлечь потребителей низкими ценами со временем приводит к низким прибылям.
Цена снятия сливок (или престижные цены) устанавливается на новые, модные, престижные товары. Расчет направлен на те сегменты рынка, где покупатели начнут их приобретать, невзирая на высокий уровень цен. По мере предложения конкурентами таких же товаров, данный сегмент будет насыщаться. Тогда предприятие сможет перейти на новый сегмент или новый уровень «снятия сливок». Задача состоит в опережение конкурентов и сохранения за собой лидерства на определенном участке рынка.
Стратегия «снятия сливок» рассматривается и как осторожная финансовая и маркетинговая проблема одновременно. Главное достоинство этой стратегии состоит в том, что она оставляет возможность последующей перестройки цен с учетом эволюции рынка и конкуренции. С маркетинговой точки зрения снижать цену всегда легче, чем повышать. С финансовой стороны она позволяет быстро высвободить ресурсы для использования в других проектах.
Цена проникновения предполагает установление более низких начальных цен относительно цен конкурентов. Цены проникновения должны создавать барьер для конкурентов по производству аналогичной продукции. Политика низких цен в большей мере преследует цель получения долговременных прибылей (по сравнению с «быстрыми» прибылями высоких цен).
Цена по кривой освоения представляет собой компромиссный вариант между ценой снятия сливок и проникновения. Данный подход предполагает быстрый переход от высоких цен к более низким для привлечения широких слоев покупателей и противодействия конкурентам.
Конкурентные маркетинговые стратегии на корпоративном уровне преследуют цель обеспечить конкурентное преимущество предприятия на рынке относительно фирм-конкурентов. Смысл конкурентных стратегий состоит в способности предприятия удержать определенную долю рынка (или рыночного сегмента) или увеличить ее.
При выработке стратегии конкуренции необходимо, с одной стороны, иметь ясное представление о сильных и слабых сторонах деятельности предприятия, его позиции на рынке, а с другой стороны, понимать структуру национальной экономики в целом и структуру отрасли, в которой работает предприятие. По мере развития технологических инноваций и глобализации бизнеса изменяется структура международной конкуренции и на смену сравнительным преимуществам приходит новая парадигма — конкурентные преимущества. Организация может не обращать внимания на конкурентов, однако знание конкурентов, их товаров и методов работы на рынке может помочь повысить конкурентоспособность предприятия даже при небольших изменениях в работе. Выбор предприятием специфичной стратегии победы в конкурентной борьбе усложняет наличие различных классификаций видов конкурентных стратегий в экономических исследованиях.
Концептуальная схема стратегического управления (рис.1.5) представляет собой совокупность системообразующих элементов стратегического управления, таких как: анализ инновационного окружения, разработка инновационной стратегии, механизмы реализации стратегии, оценка и контроль реализации [19, с.374].
Стратегическое мышление |
Стратегическая гибкость |
Стратегическая информация |
Система стратегического управления |
Анализ инновационного окружения |
Механизмы реализации стратегии |
Разработка инновационной стратегии |
Оценка и контроль реализации |
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ |
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ |
Рис.1.5. Концептуальная схема системы стратегического
управления организацией в условиях конкуренции
В этой схеме элементами, обеспечивающими непрерывность, воспроизводимость и эффективность функционирования стратегического управления являются стратегическое мышление, стратегическая информация и стратегическая гибкость.
Подход выбора конкурентной стратегии основан на анализе внешней среды и выявлении конкурентных преимуществ продукции.
Схематично такой выбор представлен на рисунке 1.6 [22, с.64].
Выявление конкурентных преимуществ продукции |
Анализ внешней среды |
Стратегическое позиционирование товаров |
Формулировка цели развития предприятия |
Выбор стратегии, соответствующей цели |
Рис.1.6. Процесс выбора конкурентной стратегии предприятия
В представленной схеме упор делается на анализ продукции, производимой предприятием и позиционированием его на рынке. При этом большая часть разработанных методов носит матричный характер и использует для анализа ограниченное число факторов, влияющих на позицию продукции предприятии. Основной сложностью в их применении является использование экспертной оценки, поскольку в российских условиях немного специалистов в конкретной области производства продуктов питания.
Разрабатывая конкурентную стратегию, необходимо проводить всесторонний анализ как внешней, так и внутренней среды, где на первом этапе возникает проблема выбора сегмента рынка для анализа. Для правильного выбора стратегии определяют возможные стратегические альтернативы и оценивают вероятность наступления ситуации на рынке, а также экономический эффект, от реализации выбранной стратегии. Вопрос определения стратегических альтернатив является важным, потому что лишь при условии правильного выбора стратегии предприятие может достичь успеха. Достоинством применения стратегического выбора конкурентной стратегии является контроль на всех стадиях принятия решения, а также возможность возврата на более ранние этапы в случае изменения внешних и внутренних условий.
Отличием стратегического подхода, процесс которого изображен на рисунке 1.7, является не только анализ текущей ситуации, но и разработка альтернативных стратегий, выбор оптимальной из которых предусматривает прогнозирование развития, как предприятия, так и рынка в целом [31, с.72].
Цели и задачи предприятия |
Внешняя среда |
Внутренняя среда |
Вычисление альтернатив для долгосрочной поставленной цели |
Выбор конкурентной стратегии |
Разработка и осуществление конкурентной стратегии |
Согласование |
Рис.1.7. Стратегия обеспечения конкурентоспособности предприятия
Для эффективного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели необходимо не только правильно выбрать конкурентную стратегию, но и иметь разработанные стратегии на случаи различных изменений внешней среды. Поэтому для быстрого реагирования на вновь возникшие условия и сокращения времени для принятия решения в корректировке курса компании предлагается для стратегического анализа использовать конкурентные стратегии, отобранные с помощью маркетинговых методов. Такой подход повысит не только динамичность предприятия в условиях неопределенности, но и обоснованность и надежность принимаемых решений.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Поддержание на высоком уровне конкурентоспособности обеспечивается всеми компонентами имеющихся у предприятия маркетинговых средств. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров и услуг — обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой производственный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал.
Конкурентоспособность предприятия — это относительная характеристика, которая выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов. Высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается удовлетворенностью и готовностью потребителей повторно приобрести продукцию этой фирмы, отсутствием претензий к предприятию со стороны общества, акционеров, партнеров, престижностью работы на данном предприятии.
Показатель конкурентоспособности предприятия является показателем эффективности использования его финансового, производственного, научно-технического и трудового потенциала. Поэтому при оценке конкурентоспособности предприятия более правильным будет, если рассматривать конкурентоспособность организации как сумму одной из составляющих которой будет конкурентоспособность ее товаров (услуг), второй составляющей при этом будет конкурентный потенциал предприятия.
Для обеспечения эффективного управления конкурентоспособностью предприятия необходимо определить долгосрочные ключевые факторы конкурентоспособности, а именно: движущие силы конкуренции, предпринимательский климат, реализуемая предприятием конкурентная стратегия, конкурентные преимущества, конкурентный статус предприятия, достигнутый уровень конкурентоспособности предприятия.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф