Меню Услуги

Оценка конкурентоспособности организации пути ее повышения (ООО «Да Логистика»)

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
  • 1.1 Основные понятия конкурентоспособности
  • 1.2 Оценка конкурентоспособности предприятия
  • 1.3 Факторы и системные анализ конкурентоспособности предприятия
  • 1.4. Методика определения конкурентоспособности предприятия
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ДА ЛОГИСТИКА»
  • 2.1 Общая характеристика организации ООО «ДА Логистика»
  • 2.2 Показатели деятельности организации ООО «Да Логистика»
  • 2.3 Анализ конкурентной среды организации ООО «Да Логистика»
  • ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ДА ЛОГИСТИКА»
  • 3.1 Перспективные направления повышения конкурентных преимуществ организации ООО «ДА Логистика»
  • 3.2 Предложения по совершенствованию организации грузоперевозок
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы вызвана тем обстоятельством, что вступление Российской Федерации в ВТО и тенденции глобализации экономики обусловили возрастание интереса к проблеме конкурентоспособности.

Можно отметить, тот факт, что правила регулирования, в частности, снижение ставок импортных пошлин на продукцию повышает угрозу увеличения конкуренции на отечественном рынке со стороны зарубежных производителей. Ключевой задачей начала XXI века, провозглашенной руководством страны, является увеличение конкурентоспособности ее экономики.

Международное транспортно-экспедиторское обслуживание является неотъемлемой частью процесса транспортировки внешнеторговых грузов. Транспортно-экспедиторской организации ООО «ДА Логистика» в качестве оператора перевозки организуют перевозку грузов в международном сообщении от производителя до потребителя, что является чрезвычайно сложным процессом, недаром экспедиторов иногда называют «архитектором транспорта». Рассматривая специфику российского транспортно-экспедиторского бизнеса на современном этапе, в нынешних условиях, можно сказать, это бизнес множества небольших компаний с достаточно ограниченными ресурсами. Сферу транспортного экспедирования отличает низкая капиталоемкость, что в отсутствие государственного лицензирования, позволяет без особых затрат и усилий создавать новые компании, именно для данного бизнеса высок риск частого перехода корпоративных клиентов к конкурентам и уход ключевых сотрудников вместе с клиентской базой с целью создания собственных предприятий.

Транспортно-экспедиторский бизнес в России находится в стадии развития, является антимонопольным, а его ведение происходит в условиях жесточайшей конкурентной борьбы за клиентов и грузопотоки, происходящей как внутри отрасли, так и с перевозчиками различных видов транспорта. Следствие этого является отсутствие входных барьеров на данный рынок и высочайший уровень предпринимательского риска.

Объект исследования — конкурентоспособности предприятия.

Предмет исследования – деятельность организации ООО «ДА Логистика» по повышению конкурентоспособности.

Целью данной дипломной работы заключается в оценки конкурентоспособности организации, и выборе оптимальных путей ее повышения на примере организации «ДА Логистика».

Для достижения поставленной цели исследования предполагается последовательное решение следующих задач:

1) сформулировать теоретические основы обеспечения конкурентоспособности предприятия;

2) дать общую характеристику организации ООО «ДА Логистика»;

3) изучить анализ конкурентной среды и деятельности организации;

4) обосновать проблемы и найти пути повышения конкурентоспособности организации.

Итогом данной работы будет разработка предложений по усовершенствованию бизнес-процессов компании и улучшению качества ее услуг в целях повышения конкурентоспособности и укрепления ее позиций на рынке.

Методологические аспекты оценки конкурентоспособности организации нашли свое отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых, таких как Абалкин Л.И., Баканов М.И., Балабанов И.Т., Баумгартен Л.В., Беллендир М.В., Воронов А.А., Гайденко Т.А., Гараев И.М., Донцова Л.В., Ефимова О.В., Иванова Е.А., Кулова Р.Б., Лебедев, О.Т., Мазилкина Е.И.,Миронов М.Г., Никифорова Н.А., Николаева С.А., Лифиц И.М, Рябцев В.Н., Сайфулин Р.С, Сорокина И.Э. , Фатхутдинов Р.А., Чеглик Л.В., Шеремет А.Д., Юданов А.Ю., Яшева Г.А и др., а также зарубежных — Г.Бирман, К.Бернар, С. Шмидт и М. Портер.

Практической значимостью работы является понимание важности конкурентоспособности организации ООО «ДА Логистика» и применение на практике результатов, полученных в ходе работы.

Структура данной дипломной работы: состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Первая глава работы содержит анализ теоретических и методических основ конкурентоспособности предприятия.

Во второй главе проводится анализ конкурентоспособности организации ООО «ДА Логистика». В главе представлена общая характеристика организации ООО «ДА Логистика», рассчитаны основные показатели деятельности организации ООО «Да Логистика», проведен анализ конкурентной среды организации ООО «Да Логистика».

Третья глава работы содержит описание путей повышения конкурентоспособности организации ООО «ДА Логистика», а также экономический расчет от предложенных мероприятий.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Основные понятия конкурентоспособности

Конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения.

Как и всякое понятие, термин «конкуренция» имеет множество толкований. Слово «конкуренция» восходит к латинскому «СONCURRENTIA», означающему «столкновение», «состязание». Именно такая поведенческая трактовка этой категории изначально установилась в экономической литературе. В дальнейшем поведенческое понимание конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ведения. Так, вмарксисткой трактовке конкуренцией называется «свойственному товарному производству… антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров. » [33, стр. 115]

В конкуренции рассматривается как главная сущностная черта, свойство производства, так и способ развития. В любой отрасли, конкуренция определяется силами:

  • угрозой появления новых конкурентов;
  • угрозой появления услуг-заменителей;
  • рыночной властью поставщиков;
  • рыночной властью потребителей;
  • соперничеством конкурентов одной отрасли;

Наряду с поведенческой трактовкой в 19 в. и особенно в 20 в. получила распространение структурная трактовка. При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы компании друг с другом на анализ структура рынка, тех условий, которые господствуют на нем.

Еще несколько подходов к определению конкуренции является функциональным. Они определяют роль, которую конкуренция играет в экономике. Шумпетер, в рамках своей теории экономического развития, определил конкуренцию как соперничество старого с новым. Нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии.

Киперман ГЛ. определяет конкуренцию как процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта.

Макконнел К.Р. и Брю С.Л. определяют ее как наличие на рынке большего числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его.

Фатхутдинов Р.А. рассматривает конкуренцию как процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой — повышение эффективности хозяйственной деятельности.

На сегодняшний день можно дать определенное понятие слову «конкуренция». Конкуренция — процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретном рынке (территории) для того, чтобы одержать победу или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. [35, стр. 138]

В качестве «субъектов» в понятии «конкуренция» могут выступать любые социальные, производственные или биологические системы. Цели системы могут быть направлены на выполнение миссии организации; победу на конкретном рынке с конкретным товаром; на достижение за счет внешнего или внутреннего развития, либо поглощения конкурента какого — либо определенного состояния или уровня.

Потребности могут быть как объективными (заданными природой или обществом, так и субъективными (заданными субъектом управления); первичными или высшими; прошлыми, настоящими или будущими; сопряженными или несопряженными; глобальными или личными.

По степени интенсивности конкуренция различается:

— привлекательная, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;

— умеренная, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;

— ожесточенная для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо изгоняет субъект из данного субъекта.

Формы конкуренции:

  1. Предметная – конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;
  2. Функциональная – конкуренция между товарами (объектами) – заменителями.

Методы конкуренции:

  1. на основе критерия повышения качества продукции (неценовая);
  2. на основе критерия повышения качества сервиса потребителей продукции (неценовая);
  3. на основе снижения цены на продукцию – (ценовая);
  4. на основе снижения эксплутационных затрат у потребителя товара;
  5. на основе использования динамичных факторов, в большей мере характеризующих качество управления, — факторов времени, синергичности, адаптивности и др.;
  6. на основе использования нескольких или всех пяти предыдущих методов конкуренции (интегральный метод конкуренции). [17 стр. 67]

Конкурентное преимущество — это положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей.

В основе конкурентных преимуществ могут лежать ресурсы предприятия, которые для целей анализа делятся на осязаемые и неосязаемые ресурсы.

Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующее степень реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. [26, стр. 89]

Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

«Европейский форум по проблемам управления» определил, что конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, сбывать услуги, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем услуги их конкурентов. [33, стр. 94]

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества.
Конкурентоспособность организации – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими услугами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.

Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Киперман Г.Я. определяет конкурентоспособность организации как способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичных услуг (конкурентам) как по степени удовлетворения своими услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.

Фатхутдинов Р.А. определяет конкурентоспособность как способность фирмы выпускать конкурентоспособные услуги, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами.

В современной теории управления принято выделять четыре уровня или стадии конкурентоспособности предприятия сферы услуг. Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления.

При первом уровне конкурентоспособности организации сферы услуг менеджеры предприятий рассматривают фактор управления как «внутренне нейтральный». Они считают, что раз уж регулярный менеджмент в их компаниях был когда-то поставлен, то больше управление на конкурентоспособность никак не влияет. Свою роль эти менеджеры видят только в том, чтобы оказывать услуги, не заботясь о потребителях.

Такой подход может принести компании успех, если она сумеет найти на рынке место, свободное от конкуренции. Обычно это характерно для малого предприятия или фирмы, ориентирующейся на нишу рынка.

Компании второго уровня конкурентоспособности предприятия сферы услуг, стремятся сделать свои производственные и управленческие системы «внешне нейтральными».

Это означает, что такие предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами на конкретном рынке. Они пытаются воспроизвести у себя то, что делают фирмы-лидеры: стремятся максимально заимствовать технические приемы, технологии, методы организации производства у ведущих предприятий отрасли, приобретать сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия из тех же источников, что и их главные конкуренты.

Отличительные черты компаний третьего уровня конкурентоспособности предприятий проявляются в следующем — в компаниях в центре внимания оказываются нужды и запросы потребителя, исповедуется концепция маркетинга, ориентированного на потребителя, а управление начинает активно содействовать развитию производственных систем.

Можно сказать, что успех в конкурентной борьбе зависит не столько от производства, сколько от управления, его качества и эффективности в широком смысле. Предприятия третьего уровня конкурентоспособности сферы услуг, исповедуют концепцию интегрированного маркетинга, который ориентирован на предвосхищение нужд и запросов потребителей. Они не только не стремятся копировать опыт других фирм отрасли и хотят превзойти самые жесткие из существующих стандартов. Они готовы бросить вызов любому конкуренту по всему миру в любом аспекте производства или управления. Любые изменения в управлении, организации производства, в стратегии развития осуществляются здесь с учетом результатов изучения рынка. Мало того, все функции управления оказываются непосредственно вовлеченными в процесс маркетинговых исследований или систематизацию их результатов.

К. Маркс определил категорию услуги следующим образом: «Это выражение означает вообще не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому труду, но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название «услуги», потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности …». Далее К. Маркс выделяет два типа услуг: « Услуги … воплощенные в товарах, другие же услуги, напротив, не оставляют осязательных результатов, существующих отдельно от исполнителей этих услуг; иначе говоря, результат их не есть пригодный для продажи товар». [7, стр. 45]

Американский специалист Ф. Котлер считает услугой любое мероприятие или выгоду, которую одна сторона может предложить другой и которая в основном неосязаема и не приводит к завладению чем-либо.[7, стр. 47]

Анализ различных точек зрения о содержании понятия «конкурентоспособность» показывает, что по исследуемой проблеме нет единого взгляда различных авторов. Не все авторы излагают свою формулировку понятия «конкурентоспособность». Большинство из них представляют конкурентоспособность более узко, чем следовало бы.

Однако очевидно, что конкурентоспособность — многомерное экономическое явление, следовательно, выражается системой показателей.
Исследовав точки зрения различных авторов и уточнив основные характеристики понятия конкурентоспособности предприятия сферы услуг, можно предложить следующее определение: «конкурентоспособность» — это уровень его экономических показателей и потребительских свойств, предоставленных услуг позволяющий выдержать соперничество другими аналогичными предприятиями на данном рынке в определенный момент времени. Для приведенного определения конкурентоспособности с позиции субъекта хозяйственной деятельности в него следует включить признак, который не интересует потребителя, но является решающим для изготовителя (услугодателя) – коммерческий успех предприятия на рынке. Речь идет о таком критерии, как доход (издержки). Коммерческий успех имеет место при превышение доходов над издержками.

Для того чтобы определить конкурентоспособность предприятия необходимо определить критерии для ее анализа и факторы, влияющие на нее.

Конкурентоспособность определяется по конкретному объекту на конкретном рынке. Она может быть стратегической и фактической. На стадиях стратегического маркетинга, стратегического и инновационного менеджмента формируются и постепенно уточняются нормативы стратегической конкурентоспособности, а после изготовления товара изыскиваются методы и средства максимального использования конкурентных преимуществ готового объекта и системы сервиса, то есть реализуется фактическая конкурентоспособность. [20, стр. 163].

А так же для потребителей большее значение имеют известность, выгодное местоположение, часы работы (круглосуточные), высококвалифицированные кадры (сфера услуг) и т. д. Указанные факторы могут стать конкурентными преимуществами предприятия. Следует отметить, что применительно к сильным и слабым сторонам деятельности предприятия возможна внутренняя оценка, тогда как конкурентные преимущества должны восприниматься потребителями как таковые, иначе они не являются преимуществами предприятия (мнимые преимущества).

Любая стратегия рыночной конкуренции имеет в основании два элемента: конкурентное преимущество и сферу конкуренции.

Конкурентное преимущество обеспечивается двумя методами:

  1. Либо низкими затратами на производство и реализацию товаров или услуг;
  2. Либо дифференциацией товара или услуг.

Сфера конкуренции связана с сегментированием любой отрасли. Она определяет на каких сегментах наиболее выгодно действовать в масштабах одного государства или на международном рынке.

И конкурентное преимущество, и сфера конкуренции — величины переменные. Это связано с тем, что постоянно меняется структура отрасли, запросы потребителей, позиция конкурентов на рынке.

Конкурентное преимущество и сфера конкуренции взаимно дополняют друг друга, усиливая, либо ослабляя позицию фирмы в отрасли, или ее стратегию в рыночной конкуренции.

Что же является источником конкурентного преимущества? Основной источник — это организация и реализация как отдельных видов, так и всей деятельности в целом. Именно в процессе деятельности создаются потребительская стоимость и ценности для потребителей.

Клиенты готовы платить за продукт или услугу, если;

  1. Стоимость продукта ниже, чем у конкурента. А этого можно добиться, если себестоимость продукта ниже.
  2. Продукт лучше, оригинальней, чем у конкурента.

Организация избирает стратегию рыночной конкуренции — а, следовательно, определяет способ, которым она осуществляет отдельные виды деятельности и всю деятельность в целом. В результате фирма создает нечто, что представляет ценность для потребителя. Она формирует конкурентное преимущество.

1.2. Оценка конкурентоспособности предприятия

В рыночной экономике фирмы действуют в условиях конкуренции. Как отмечают маркетологи, изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах. Необходимо тщательно изучать и анализировать конкурентную среду, в которой действует торговое предприятие.

Повышение конкурентоспособности организации — залог повышения конкурентоспособности страны. В понятие конкурентоспособность организации вкладывается ее способность выпускать конкурентоспособную на конкретном рынке продукцию, ее преимущество по отношению к другой фирмам данной отрасли внутри страны или за ее пределами.

Предварительно следует ответить на вопросы:

  1. Кто основные конкуренты Вашей фирмы?
  2. Какую долю рынка занимает Ваша фирма и кто ее основные конкуренты?
  3. Какова стратегия конкурентов?
  4. Какие методы используют конкуренты в борьбе за рынок?
  5. Каково финансовое состояние конкурентов?

Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующее степень реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Основной целью хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является обеспечение конкурентоспособности оказываемых услуг. Практика показывает, что этой цели наиболее часто достигают предприятия с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, то есть товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей.

Высокая конкурентоспособность торгового предприятия обусловливается наличием следующих трех признаков:

  1. Покупатели довольны оказанием услуг и обслуживанием фирмы.
  2. Общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к фирме.
  3. Работники гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании.

Для того чтобы стать конкурентоспособной компанией необходимо поднять потенциал предприятия, а, следовательно, и его подразделений до определенного уровня в данной отрасли. Этот показатель характеризует возможность успешной работы организации в будущем. Успех в текущей деятельности не гарантирует светлое будущее.

В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых, адекватным условиям конкуренции, инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.

В течение первых тридцати лет XX в. ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит, и обеспечить свою конкурентоспособность с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассортимента не существовала, а секрет успеха заключался в умении произвести продукцию с наименьшими затратами.

1.3. Факторы и системный анализ конкурентоспособности предприятия

Для определения конкурентоспособности предприятия на рынке необходимо выделение факторов, воздействующих на возможности выигрыша или проигрыша организации в конкурентной борьбе. В свою очередь, анализ факторов помогает выявить сильные и слабые стороны в самой фирме и в работе конкурентов. Как показывает опыт многих компаний, описанный в различных источниках, рассмотрение факторов способствует разработке средств, за счет которых фирма могла бы повысить свою конкурентоспособность и обеспечить себе успех на рынке [13]. Для этого каждый руководитель должен иметь представление о том, что такое «фактор конкурентоспособности предприятия», какими они бывают, какова их характеристика и какие преимущества они в себе содержат для организации.

Использование и учет факторов обеспечивает повышение конкурентоспособности предприятия, которое предполагает разработку ряда экономических, коммуникационных и социальных целей [19]. С учетом этих целей можно сформировать основополагающую систему факторов конкурентоспособности предприятия, которая включает внешние и внутренние [30].

Внешними факторами являются:

— уровень открытости экономики страны;

— уровень интеграции страны в рамках мировой экономики;

— уровни конкурентоспособности страны, региона, отрасли;

— уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране;

— государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране;

— правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов;

— налоговые ставки;

— процентные ставки;

— научный уровень управления экономикой страны, региона и отрасли;

— национальная система стандартизации и сертификации;

— качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии;

— наличие доступных и дешевых природных ресурсов;

— государственная поддержка науки, образования и инновационной деятельности;

— прогрессивность системы подготовки и переподготовки кадров в стране;

— климатические условия и географическое положение страны или региона.

К числу главных внутренних факторов конкурентоспособности предприятия относятся конкурентная стратегия предприятия, параметры эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятия, которые формируют его конкурентные преимущества на рынке.

Внутренними факторами являются:

1) Структурные:

— прогрессивность производственной структуры предприятия (гибкие производственные системы, автоматизированные модули и системы);

— миссия предприятия в части содержания и реализации оригинальной идеи повышения конкурентоспособности товаров;

— совершенство организационной структуры предприятия, позволяющее осуществлять вертикальную и горизонтальную интеграцию по производству конкурентного товара;

— уровень организации, специализации и концентрации производства с точки зрения обеспечения на их основе конкурентоспособности товара;

— уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции;

— уровень регулирования производственных процессов в целях достижения конкурентных преимуществ предприятия;

— совершенство информационной и нормативно-методической базы управления конкурентоспособным производством;

— сила конкуренции на входе и выходе производственной системы.

2) Ресурсные:

— людские ресурсы — количество, квалификация и стоимость рабочей силы;

— физические ресурсы — количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия;

— ресурс знаний — сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках;

— денежные ресурсы — количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия. Естественно, капитал неоднороден. Он имеет такие формы, как необеспеченная задолженность, обеспеченный долг, акции, венчурный капитал, спекулятивные ценные бумаги и т.д. У каждой из этих форм свои условия функционирования. А с учетом различных условий их движения в разных странах, они будут в значительной степени определять специфику экономической деятельности субъектов в разных странах;

— инфраструктура — тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.

3) Технические:

— удельный вес патентованных товаров, технологий, оборудования;

— уровень качества изготовления товаров.

4) Управленческие:

— уровень конкурентной стратегии предприятия;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— уровень конкурентоспособности менеджмента;

— уровень конкурентоспособности менеджеров и маркетологов;

— уровень организации поставок сырья, материалов и комплектующих изделий;

— уровень функционирующей системы управления качеством продукции на предприятии;

— уровень сертификации продукции и систем, их соответствие международным стандартам ИСО-9001-2001.

5) Экономические:

— показатели рентабельности продукции, производства, капитала и продаж;

— скорость оборачиваемости всех видов материальных ресурсов;

— финансовая устойчивость функционирования предприятия;

— доля экспорта наукоемких товаров.

По мнению Портера, само предприятие способно контролировать, прежде всего, ресурсный фактор путем повышения производительности труда, капиталоотдачи, общей эффективности производства, что в свою очередь зависит от политики предприятия по организации НИОКР, накопления основного капитала, маркетинга, профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Современные отечественные экономисты к «ключевым факторам рыночного успеха» относят следующие.

Фактор времени — обеспечение конкурентоспособности продукции осуществляется исходя из посылки «сегодняшний рубль дороже завтрашнего».

Фактор качества продукции — проявляется в улучшении показателей качества и в увеличении годовой производительности (полезного эффекта) товара и росте затрат на эксплуатацию и ремонт.

Фактор масштаба (объема) производства продукции — за счет роста масштаба производства можно снизить себестоимость продукции и повысить ее качество.

Фактор новизны продукции — обеспечение конкурентоспособности осуществляется исходя из удовлетворения новых потребностей человека или удовлетворения уже существующих потребностей принципиально другим способом.

Фактор метода получения информации — в процессе производства и потребления продукции следует пользоваться одними и теми же подходами и методами получения информации и выполнения расчетов иначе в исходную информацию будут привноситься разные по величине погрешности и исследуемые образцы не будут сопоставимы.

Фактор ценообразования — цена определяет структуру производства, оказывает решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния. Правильно установленная цена, разумная ценовая тактика, обоснованная ценовая стратегия составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого предприятия.

Рыночный фактор — необходимость в развернутой характеристике рыночных возможностей возникает уже при освоении производства новой продукции, предназначенной для конкретного рынка. Рыночный фактор характеризуется критериями: тип рынка, емкость, стабильность и перспективность, подготовленность рынка.

Сбытовой фактор — характеризуется рекламным обеспечением, которое получает высокую оценку, если улучшенные свойства продукции предполагают хорошие возможности для проведения эффективной рекламы и стимулирования спроса.

Сервисный фактор — действует на стадии предпродажного и послепродажного обслуживания. К факторам предпродажного обслуживания относятся:

— условия приобретения продукции и форма ее оплаты;

— демонстрация продукции;

— подбор продукции, исходя из индивидуальных особенностей покупателя.

Из факторов конкурентоспособности наиболее приоритетным является качество. По конкурентоспособности в России пока нет никаких законов, постановлений. По качеству есть все: законы, постановления, масса журналов и книг, институт. Ежегодно проводятся правительственные, ведомственные, региональные конкурсы, различные симпозиумы, семинары и т.д. В последние десятилетие в России для повышения конкурентоспособности предприятий внедряются системы качества с последующей их сертификацией на соответствие стандартам серии ISO 9000. Под «системой качества» понимают совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством на предприятии. Широкое распространение при создании систем качеством получают концепция TQM — всеобщего управления качеством и концепция CWQC — управления качеством в рамках компании.

Показатель рыночной стоимости компании является важной комплексной оценкой эффективности деятельности предприятия, адекватно отражающей качество управления им (качество менеджмента), его финансовое благополучие и будущие ожидания. Данный параметр реагирует на любое изменение ситуации: ухудшение платежеспособности, увеличение инвестиционного риска, потерю конкурентного преимущества — все это вызывает уменьшение рыночной стоимости предприятия.

По мере своего развития каждое предприятие сталкивается с определенными проблемами и задачами, преодоление и решение которых осуществляются посредством применения различных управленческих методик и технологий. Можно проанализировать эти задачи и выявить ключевые характеристики конкурентоспособности, отражающие состояние предприятия по мере его развития.

Для оценки конкурентоспособности организации (торговой фирмы) необходимо провести анализ ее состояния. Качество анализа будет высоким при его проведении с позиции системного подхода. Тогда такой анализ можно называть системным. Цель системного анализа фирмы — установление стратегических и тактических факторов повышения конкурентоспособности, эффективности и устойчивости функционирования фирмы.

Этапы проведения системного анализа состояния организации предлагается «привязывать» к структуре системы управления организацией:

1) анализ качества научного сопровождения системы управления с точки зрения количества и глубины применяемых инструментов новой экономики;

2) анализ компонентов выхода системы, т.е. качества стратегии организации, уточнение целей исходя из ее внутренних слабых и сильных сторон, внешних угроз и возможностей (SWOT- анализ);

3) анализ механизма действия закона конкуренции в отрасли, антимонопольного (антитрестовского) законодательства, формы (структуры) и силы конкуренции в отрасли;

4) анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей организации по сравнению с конкурентами в обеспечивающейся подсистеме.

5) анализ механизма действия закона конкуренции на входе системы, антимонопольного законодательства и силы конкуренции среди поставщиков организации;

6) анализ качества управляющей подсистемы системы управления организацией в части управления персоналом по разработке и реализации стратегических и тактических управленческих решений;

7) анализ структуры, содержания и качества связей в системе стратегического маркетинга, инновационного и производственного менеджмента, тактического маркетинга, установление их слабых и сильных сторон;

8) анализ конкурентоспособности выпускаемых новшеств и выполняемых услуг, персонала и технологий, организации в целом;

9) анализ эффективности использования ресурсов и рентабельности производства и анализ устойчивости функционирования организации;

10) установление стратегических и тактических факторов конкурентоспособности товаров, эффективности и устойчивости функционирования организации для разработки на их основе стратегии.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4