Меню Услуги

Управление компанией в условиях конкуренции с использованием интернет-ресурсов (на примере АНО УЦ «МИнуЭТ»)


Страница:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • 1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности компании
  • 1.2. Особенности конкуренции на рынке услуг
  • 1.3. Предпосылки использования Интернета для управления развитием компании
  • 2.1. Анализ воздействия факторов внешней и внутренней среды на деятельность АНО УЦ «МИнуЭТ»
  • 2.2. Анализ PR-деятельности АНО УЦ «МИнуЭТ»
  • 2.3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности PR-деятельности АНО УЦ «МИнуЭТ»
  • 2.4. Расчет эффективности от внедрения проекта
  • Заключение
  • Библиография

Введение

Современная экономическая среда предприятий малого и среднего бизнеса обусловлена высоким уровнем конкуренции практически во всех сферах, особенно в сфере услуг. Организации, которые работают на рынке услуг, вынуждены прибегать к всевозможным методам, для того, что бы найти и удержать клиентов. Для бизнеса в сфере услуг роль клиентов особенно велика. Без постоянного потока клиентов не будет нормального развития компании. Несмотря на жесткую конкурентную борьбу, в конкуренции есть очевидные плюсы для потребителя. Конкуренция способствует развитию бизнеса, побуждает к развитию, позволяет не стоять на месте, осваивать новые сектора рынка, завоевывать доли.

В рыночных условиях бизнес вынужден конкурировать на каждом из направлений свой деятельности: в кадрах, в технологии, в обслуживании, в инновациях, в финансах. Только при условии наличия компании будет заложен необходимые силы для развития в каждом из этих направлений, тогда бизнес будет успешно развиваться  [15, c.13].

В современной экономике интернет-технологии существенно изменили условия ведения бизнеса. Если в XX веке главным источником притока клиентов была печатная реклама, ТВ-ролики, публикации в газетах и справочниках «желтые страницы», то сегодня правила игры меняются. Порой Интернет-сайт компании или группа «Вконтакте» способны обеспечить фирме развитие и приток клиентуры.

В сфере услуг все более значимую роль играет маркетинговое направление, отвечающее за анализ и формирование коммуникационной среды, которая пронизывают все аспекты и сферы деятельности общества. Это направление носит название «связи с общественностью» («public relations»).

C момента своего появления PR-деятельность стала одной из основных функций менеджмента, которая обеспечивает установление и поддержание эффективных коммуникаций между организацией и ее клиентами. И основная цель осуществления этой деятельности – создание благоприятных условия внешней и внутренней среды для развития компании в условиях конкуренции.

Связи с общественностью, являясь особой функцией управления, способствуют установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и окружающей ее аудиторией, определяют пути решения различного рода проблем и задач, обеспечивают руководство организации необходимой информацией об общественном мнении и позволяют разрабатывать варианты реагирования на него, при этом основной упор делается на главную задачу – служить интересам этой общественности.

В современном обществе социальные медиа стали неотъемлемой частью жизнедеятельности человечества. Многочисленные сервисы, такие как Twitter, Facebook, YouTube не могли остаться не замеченными бизнес-структурами, поскольку их популярность как площадок активного и постоянного общения пользователей растет с каждым днем. Продвижение в социальных медиа (Social Media Marketing) получает свое распространение как новое и весьма перспективное направление маркетинговой деятельности. Это связано, в первую очередь, с тем, что однонаправленная коммуникация традиционного маркетинга, ориентированная на простую доставку рекламного сообщения целевой аудитории (далеко не всегда эффективную), трансформировалась в необходимость постоянно поддерживать диалог и выстраивать долгосрочные взаимоотношения с каждым клиентом.

Наметился переход от традиционных каналов распространения информации к «вирусному» распространению с помощью средств сети Интернет. Привычная сегментация по демографическим признакам постепенно заменяется поведенческо-мотивационной, когда целевая аудитория и искомая рыночная ниша определяется по интересам, поведению или отношению к тому или иному бренду или продукту  [22, c.89].

В условиях конкурентного рынка, для компаний, работающих в сфере услуг, одним из стратегических направлений развития должно стать активное использование современных технологий. Независимо от того, в какой области компания предоставляет услуги, особое место в развитии должно уделяться Интернету.

Актуальность темы обусловлена тем, что использование Интернета и его возможностей в условиях современной конкуренции является одним из необходимых условий успешного развития компании. Для многих существующих организаций Интернет является главным каналом притока новых клиентов и заключения договоров. Это означает, что современные организации, заинтересованные в развитии, должны уделять особое внимание этому направлению деятельности.

Цель – исследование влияния PR-активности компании с использованием интернет-ресурсов на эффективность ее деятельности на примере АНО УЦ «МИнуЭТ».

Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы управления развитием компании в условиях конкуренции.
  2. Рассмотреть особенности конкуренции на рынке услуг; выявить предпосылки использования Интернета в развитии услуг в условиях конкуренции.
  3. Проанализировать возможности использования Интернета для управления развитием в условиях конкуренции.
  4. Разработать рекомендации по повышению PR–активности компании АНО УЦ «МИнуЭТ» с использованием Интернете.
  5. Определить экономическую эффективность от реализации предложенных мероприятий.

Объект исследования – PR-деятельность компании АНО УЦ «МИнуЭТ».

Предмет исследования – механизмы реализации PR-деятельности автономной некоммерческой организации учебный центр МИнуЭТ (далее АНО УЦ МИнуЭТ) с использованием интернета для развития компании в условиях конкуренции рынка.

Теоретической основой работы послужили фундаментальные научные труды российских и зарубежных ученых в области менеджмента и маркетинга Ю.П. Анискина, О.С. Виханского, В.А. Горемыкина, В.В. Глухова, А.И.Наумова, Ю.Н.Лапыгина, М.Г.Лапусты, Р.А.Фатхутдинова, И. Ансоффа, Д. Брекенриджа, Л. Вебера, К. Вертайма, Ф. Котлера, А. Томпсона, А.Стрикленда, А.Файоля, Я. Фенвика, К.Ших и других.

Большой вклад в исследование коммуникационных и маркетинговых свойств и функций Интернета внесли Р. Абдеев, Д. Белл, Г. Васильев, В,. Голик, Ф. Гуров, Д. Забегалин, М. Зуев  и др.

Теоритические подходы к оценке эффективности маркетинга, рекламы и public relations рассмотрены в трудах следующих ученых: Т. Амблер, Е. Атанасян, Е. Байкальцева, Д. Бойетт, А. Кутлалиев, П. Лимарев, А. Линейцева, Р. Ляйнеманн, М. Малков, А. Оганесян, И. Оганесян, О. Ойнер, А. Ольховников, А. Попов, и др.

Материалом для проведения исследования послужили данные отраслевых докладов Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, материалы Федеральной службы государственной статистики, данные исследовательского центра «Romir», исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении работы обосновывается актуальность работы, показаны объект, предмет, определены цели и задачи.

В первой главе работы, исследованы основы управления развитием компании в условиях конкуренции. Раскрыты понятие и сущность конкурентоспособности компании, а также рассмотрены особенности конкуренции на рынке услуг, определены предпосылки использования Интернета для управления развитием компании.

Во второй главе работы проведено исследование влияния PR-деятельности на конкурентоспособность компании АНО УЦ «МИнуЭТ», финансово-экономической характеристики АНО УЦ «МИнуЭТк», проведен анализ PR-деятельности АНО УЦ «МИнуЭТ», осуществлена разработка рекомендаций по повышению эффективности PR-деятельности АНО УЦ «МИнуЭТ», произведен расчет эффективности от внедрения проекта.

В заключении работы приведены выводы по результатам проведенного исследования.

Библиография содержит 46 наименований.

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности компании

В современной экономике конкуренция является ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений. В экономической сфере конкуренция проявляется в соперничестве за заключение сделок и доли на рынке.

Впервые теория конкуренции была рассмотрена А.Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов», где он доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному развитию труда и капитала. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между субъектами рынка за наиболее выгодные условия продажи и покупки товаров. Основным методом конкурентной борьбы он считал изменение цен. Свободная конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Таким образом, конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования. Конкуренция – «невидимая рука», которая координирует деятельность участников рынка.

Идеи ценового регулирования рынка вследствие конкуренции были развиты Д. Рикардо. Модель совершенной конкуренции, которой он разработал, поясняет, каким образом «естественные» цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления, и как последние способствуют развитию экономики.

Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции, сформулированный А. Маршаллом, связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, конечно, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ являются редкими в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т.п.) и в зависимости от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому – нет.

Наряду с поведенческой трактовкой конкуренции большое распространение получил структурный подход к определению конкуренции. До этого все внимание уделялось лишь ценовой конкуренции, что сильно ограничивало сущность конкурентной борьбы. Структурная трактовка была раскрыта в работах Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина. При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы конкурентов друг с другом на анализ структуры рынка, на котором она происходит. Прежде всего, речь идет о несовершенной конкуренции и ее разновидностях – монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии. Этот аспект конкуренции стал очень популярен, и фактически являлся олицетворением теории конкуренции.

Третий подход к определению сущности конкуренции можно определить как функциональный. Он рассматривает роль, которую конкуренция играет в экономике. Нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии.

Таким образом, к середине XX века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей рыночной конкуренции: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.

Сущность конкуренции и ее движущие силы детально рассматриваются в трудах известного современного экономиста Майкла Портера. Он пришел к выводу о том, что в конкуренции участвуют не только непосредственные претенденты. Конкуренция в отрасли, лежащая в основе экономики, и конкурирующие силы простираются значительно дальше обычного противостояния сторон в отдельной отрасли промышленности. Потребители, поставщики, потенциальные участники и продукты-заменители – все являются конкурентами, в той или иной степени оказывающими влияние на отрасль [34, c.22].
Результатом исследований М. Портера стала концепция пяти сил конкуренции.
Основные определения термина «конкуренция» приведены в таблице1.1.

Таблица 1.1. Основные определения конкуренции [13, c.90]

Определение Автор
1 Динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты. М. Портер
2 Процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественны условиях. Р.А. Фатхутдинов
3 Соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. Г.Л. Азоев
4 Борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка. А.Ю.Юданов
5 Динамичный и непрерывно возобновляемый процесс соперничества, осуществляемый между экономически независимыми товаропроизводителями в условиях ограниченных ресурсов в целью наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей по приемлемой для них цене. В.В. Царев

Так как нет единого подхода к определению понятия конкуренции, то не существует единого определения этого процесса. Несомненно, что это динамичное, комплексное и сложное явление. В условиях конкуренции на предприятие оказывают влияние сразу несколько групп факторов, формируя и постоянно видоизменяя конкурентную среду его деятельности. Каждая из групп влияния состоит из множества элементов, состав и структура которых уникальны для каждого конкретного предприятия.

Если графически изобразить иерархию отношений понятий конкуренция и конкурентоспособность, то конкуренция будет стоять на высшем уровне, затем конкурентоспособность, и потом конкурентные преимущества и конкурентные стратегии.

Так как понятие «конкурентоспособность» неразрывно связано с конкуренцией, то различия в подходах к оценке конкуренции повлияли и на определение конкурентоспособности. Кроме того, конкурентоспособность может быть рассмотрена на нескольких уровнях – товарном (как конкурентоспособность товара), микроуровне (конкурентоспособность предприятия), мезоуровне (отрасль) и макроуровне (страна).

Каждая из этих категорий имеет отличительные особенности и характерные черты, которые подтверждают правомерность и целесообразность такой дифференциации. В то же время все уровни конкурентоспособности взаимосвязаны, дополняют, обеспечивают и определяют друг друга.
В самом общем виде конкурентоспособность может пониматься как способность конкурировать с аналогичными объектами на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей [19, стр. 2].

Уровни конкурентоспособности представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2. Характеристика уровней конкурентоспособности  [19, c.15]

Уровень Объект или субъект Факторы
товарный Товары (работы, услуги)
  • Качество товара
  • Цена
  • Соответствие спросу
микроуровень Товаропроизводитель (организация, фирма)
  • Сравнительная конкурентоспособность продукции
  • Эффективность производственной деятельности
  • Финансовые показатели деятельности
  • Эффективность организации и сбыта
мезоуровень Объединение предприятий, отрасль
  • Внутренняя структура отрасли
  • Влияние внешней среды
  • Конкурентоспособность отдельных элементов
  • Взаимодействие между элементами системы
макроуровень Страна, регион
  • Инвестиционный климат
  • Научно-технический уровень
  • Конкурентоспособность промышленности и отраслей народного хозяйства

Значительно лучше исследована конкурентоспособность продукции, с которой, собственно, и начиналось понятие конкурентоспособности. Чаще всего под конкурентоспособностью продукции понимают такое сочетание потребительской стоимости (полезности для потребителя) и стоимости потребления (цена товара и затраты на эксплуатацию), которое обеспечивает продукции успех на рынке по сравнению с такой же продукцией других поставщиков.

Первоначально конкурентоспособность товара ассоциировалась с его качеством, но затем ее стали определять совокупностью характеристик, которые учитываются потребителем в результате сравнения с товарами-аналогами.

Конкурентоспособность на микро — (предприятия, организации) и мезо- уровне (объединения предприятий, отрасли) определяется характеристиками, отличными от используемых при анализе конкурентоспособности товара.

Понятие конкурентоспособности применительно к организациям и предприятиям связываются, в первую очередь, с понятием эффективности их деятельности. Основная предпосылка конкурентоспособности предприятий – производство и реализация конкурентоспособных товаров, однако для реализации данной предпосылки необходима эффективная организация работы на рынке.
Если обобщить существующие точки зрения по данному вопросу, то конкурентоспособностью обладают те хозяйствующие субъекты, которые эффективно функционируют и предоставляют потребителю конкурентоспособные товары и услуги.

Вопросы, касающиеся конкурентоспособности отрасли и факторов, ее определяющих, были наиболее подробно рассмотрены Майклом Портером. По его мнению, она определяется наличием у отрасли конкурентных преимуществ, выражающихся в возможности производить с издержками не выше мирового уровня продукцию высокого качества и поставлять ее на мировой конкурентный рынок в оптимальные сроки.

На следующем макроуровне конкурентоспособность рассматривается применительно к регионам и странам. Конкурентоспособность региона зависит от того, насколько эффективно в нем используются имеющиеся ресурсы, и может быть выражена в таком понятии, как валовой региональный продукт. Чаще всего экономисты сосредоточивают свое внимание на анализе макроэкономических условий деятельности предприятий на уровне национальной экономики. При этом делается вывод, что указанные макроэкономические условия, в конечном счете, и обуславливают степень конкурентоспособности предприятий, базирующихся в соответствующих странах, в ходе международной торговли.
В рамках данной работы мы рассмотрим подробнее понятие конкурентоспособности предприятия как имеющее непосредственное отношение к теме работы, а так же затронем понятие конкурентоспособности продукции, их взаимосвязь и различия [31, c.18].

Конкурентоспособность предприятий как самостоятельных хозяйствующих субъектов рассматривается современными теоретиками в основном в рамках конкурентоспособности продукции и/или международной торговли. Однако конкурентоспособность конкретного предприятия определяется множеством прочих факторов, которые необходимо учитывать.

Не вызывает сомнений тот факт, что конкурентоспособность продукции оказывает существенное влияние на конкурентоспособность предприятия. При этом конкурентоспособность предприятия является намного более емким понятием и включает в себя множество аспектов деятельности помимо производимой продукции: менеджмент, маркетинги т.д. В силу этого, на наш взгляд, неправомерно сведение конкурентоспособности предприятия только к конкурентоспособности его продукции.

То же самое можно отметить и в отношении международной конкурентоспособности. Макроэкономические условия хозяйствования в стране базирования оказывают огромное влияние на конкурентоспособность предприятия на международном уровне, однако не всегда полностью определяют его конкурентоспособность. Макроэкономические условия создают основу для достижения конкурентных преимуществ. Реализация сложившихся предпосылок для достижения высокой конкурентоспособности конкретного предприятия зависит от множества прочих факторов.

Взаимосвязь понятий конкурентоспособности товара и конкурентоспособности предприятия можно определить как отношение части и целого. Предприятие, производящее конкурентоспособную продукцию, при этом может обладать низким уровнем конкурентоспособности, если затраты на производство возмещаются исключительно выручкой от реализации. Такая ситуация имеет место при реализации продукции по демпинговым ценам [35, c.112].

Основные определения конкурентоспособности предприятия представлены в таблице. 1.3.

Таблица 1.3. Основные определения конкурентоспособности предприятия [13, c.90]

Определение Автор
1 Реальная и потенциальная способность фирмы в соответствующих условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов. Европейский форум по проблемам управления
2 Свойство субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там конкурирующими субъектами рыночных отношений. М. Портер
3 Совокупность свойств и характеристик маркетинговых, производственно-технологических, финансово-экономических и организационных бизнес-процессов, позволяющих обеспечить эффективность функционирования предприятия на рынках товаров, капитала и труда при различных изменениях внешней и внутренней среды. Ю.Я. Еленева
4 Многоаспектное понятие, характеризующее динамическое, управляемое свойство фирмы, определяемое совокупностью конкурентных преимуществ и слабостей, в том числе формируемых факторами внешней экономической среды и выраженное на внешнем и внутреннем рынках товаров, капитала и труда в рассматриваемый период времени. Н.А. Савельева
5 Обобщающая характеристика деятельности предприятия, отражающая уровень эффективности использования экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами. Д.С. Воронов

Исходя из представленных определений, можно сделать следующие выводы о сути понятия конкурентоспособности :

  • конкурентоспособность проявляется на рынке;
  • понятие «конкурентоспособность» обладает свойством универсальности и распространяется как на объект рыночных отношений (товар, услуга), так и на субъект (организация, отрасль, страна);
  • конкурентоспособность обладает многоуровневостью (товарный, микроуровень, мезоуровень, макроуровень);
  • конкурентоспособность объектов и субъектов хозяйственной деятельности находится в динамичном и неустойчивом состоянии в результате постоянных изменений конкурентной среды;
  • конкурентоспособность – относительная величина, базой для сравнения выступают аналогичные показатели конкурентов;
  • конкурентоспособность продукции и предприятия соотносятся как часть и целое.

На конкурентоспособность предприятий воздействует множество различных факторов – как внутренних, так и внешних, степень влияния этих факторов различна и со временем может меняться. Установление и анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность – важный момент управления организацией.
Фактор конкурентоспособности — непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности [14, с.29].

Не существует единого мнения о классификации факторов конкурентоспособности, так как есть много признаков, по которым они могут быть классифицированы, но в основном все варианты базируются на системе, предложенной Майклом Портером, и иногда несколько ее видоизменяют и совершенствуют.
М.Портер связывает факторы конкурентоспособности с факторами производства – человеческими ресурсами, физическими, ресурсами знаний, денежными ресурсами и инфрструктурой.

Основа его классификации – это деление факторов на внутренние в внешние. Внешние факторы – социально–экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна. Внутренние факторы – это объективные критерии, определяющие возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.

Все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, М. Портер предлагает делить на несколько типов.

  • по приоритетности воздействия — основные и развитые. Основные факторы – это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила. Развитые факторы – современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры, высокотехнологичные производства;
  • в зависимости от степени специализации все факторы конкурентоспособности делятся на общие и специализированные. Общие факторы – система автомобильных дорог, дебетный капитал, персонал с высшим образованием, могут быть использованы в широком спектре отраслей. Специализированные факторы – это узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных областях знания;
  • в зависимости от источника возникновения: естественные и искусственно созданные. К естественным факторам относятся природные ресурсы, географическое положение, а к искусственно созданным – техника, технология, экономическая среда и др.
    Последователям теории Портера удалось внести следующие дополнения к его системе:
  • внешние факторы разбить на уровни воздействия – микро-, мезо-, макро- и мега уровни;
  • в зависимости от степени возможного контроля со стороны государства и предприятия – неконтролируемые государством, контролируемые государством и неконтролируемые предприятием, контролируемые предприятием, причем эта классификация несколько дублирует разбивку на уровни внешних факторов ;
  • факторы микроуровня разбить в соответствии с пятью силами конкуренции Майкла Портера;
  • внутренние факторы разбить по видам ресурсов на технологические, технические, трудовые, финансовые, организационные.

1.2. Особенности конкуренции на рынке услуг

В сфере услуг, как и на товарном рынке, различают видовую, функциональную и маркетинговую конкуренцию.

Видовая конкуренция подразумевает конкуренцию услуг преимущественно одного вида или близких друг к другу по качественным характеристикам или свойствам.

Функциональная конкуренция может быть удовлетворена с помощью различных способов. Например, потребность в услугах связи может быть удовлетворена за счет достаточного развития этих видов коммуникаций. В настоящее время на рынке конкурируют различные виды связи, каждая из которых направлена на получение прибыли.

Маркетинговая конкуренция характеризуется различием предприятий сферы услуг. Она широко используется в различных рыночных структурах и отраслях промышленности.

В отличие от конкуренции на товарном рынке конкуренция в сфере услуг не требует значительных затрат. Поэтому уровень конкуренции в сфере услуг превышает уровень конкуренции товаров. Другой отличительной чертой конкуренции в сфере услуг является то, что она может быть ценовой и неценовой. При ценовой конкуренции за основу приняты цены на услуги, с помощью которых можно снизить или повысить уровень конкуренции на рынке услуг [43, c.110].

При неценовой конкуренции за основу принимается показатель качества предоставляемых услуг, с помощью которого можно завоевать преимущество в конкурентной борьбе. Однако неценовая конкуренция требует дополнительных затрат, предназначенных на оплату труда высококвалифицированного специалиста.

Конкуренция в сфере услуг направлена на повышение имиджа предприятия услуг с целью завоевания потребительского спроса. Имидж предприятия услуг складывается из качества оказываемых услуг, их ассортимента, цены, гарантии, рекламной деятельности и методов стимулирования. Поддержание имиджа требует постоянного контроля за качеством услуг, культуры при оказании различного рода услуг. Имидж предприятия может быть стимулом при выборе различного рода услуг.

Как и рынок товаров, рынок услуг характеризуется широким проникновением новых конкурентов. Успех сопутствует тем предприятиям услуг, которые расширяют круг оказываемых услуг, разрабатывая собственную конкурентную стратегию.

Для оценки конкурентной позиции предприятия услуг используют известную матрицу конкуренции Портера. Исследования Портера показали, что достижение необходимого уровня рентабельности может быть в равной степени доступно как крупным, так и небольшим специализированным предприятиям услуг.

В конкурентной борьбе предприятий услуг преуспевает то, которое оказывает аналогичные услуги при снижении затрат. При этом используются стратегия дифференциации услуг и стратегия концентрации услуг на одном или нескольких сегментах рынка. Лидерство может быть достигнуто за счет сокращения издержек предприятия, что позволяет установить более низкие цены на услуги. Это станет возможным в том случае, когда предприятие будет занимать значительную долю рынка услуг, используя достаточно дешевые сырье и энергоресурсы. При этом обеспечивается гарантия непроникновения на рынок конкурентов. Наиболее эффективной является реализация стратегии лидерства для предприятий по оказанию производственных услуг — транспортных, услуг связи, а также производственных услуг, оказываемых оптово-посредническими организациями.

Однако на рынке услуг может быть реализована и стратегия дифференциации услуг, отличных от услуг, оказываемых другими предприятиями. Это возможно в случаях, когда предприятие предварительно проводит широкие маркетинговые исследования, достаточно известно на рынке услуг и использует высококачественные сырье и материалы. Поскольку такие предприятия пользуются широкой известностью у потребителей региона, некоторое увеличение цены услуг не оказывает на них влияния. К таким услугам можно отнести услуги общеобразовательных предприятий, которые достигают хороших результатов за счет привлечения высококвалифицированных специалистов.

На рынке услуг может использоваться и стратегия концентрации: предприятие услуг концентрирует свою деятельность на отдельном сегменте или нескольких сегментах рынка. Оно достигает хороших результатов прежде всего за счет снижения затрат по оказанию услуг и завоеванного имиджа на конкретном сегменте рынка.

Конкуренция на рынке услуг носит более острый характер. Рассмотрим методы оценки конкурентоспособности услуг, которые широко представлены в отечественной и зарубежной литературе.

Важнейшим фактором конкурентоспособности является потребление товара. Между тем цены на услуги не имеют определяющего влияния, за исключением цен, устанавливаемых на оказание производственных услуг (ремонт автомашин, бытовой техники и др.).

Для оценки конкурентоспособности услуг применяют количественные и качественные методы оценки. Для количественной оценки услуг рекомендуется использовать обобщенный показатель, который количественно характеризует какую-либо услугу, в содержание которого могут входить характеристика услуг, коэффициент балльной оценки, доля услуг и др [45, c.20].

Наряду с количественными показателями оценки конкурентоспособности услуг используются и качественные показатели. При этом используется балльная система сравнения различного рода услуг. Широкое распространение в практике маркетинговых исследований получил экспертный метод, который применяется при балльной системе оценки.

Более точным методом оценки конкурентоспособности является метод инженерного прогнозирования, который осуществляется в несколько этапов:

  • формируются требования потребителей к конкретной услуге и устанавливаются показатели, которые подлежат оценке;
  • производится ранжирование показателей с позиций потребителей по степени их значимости;
  • оцениваются выбранные показатели по каждой из конкурирующих услуг или по группе услуг, оказываемых каждым из основных конкурентов. Оценочные показатели представляются либо в натуральных единицах, либо в долях, индексах или в удельных весах;
  • выбирается эталон для сравнения. Базой для эталона может служить выбор показателей по любой из сравниваемых услуг предприятий;
  • производят последовательные сравнения каждого из показателей конкурентов с аналогичным показателем эталонного образца. В результате выявляется, насколько каждый из показателей отличается от такого же показателя конкурентов.

Использование этого метода позволяет более полно учитывать влияние факторов внешней и внутренней среды компании и за счет этого получить более точные результаты прогноза.

1.3. Предпосылки использования Интернета для управления развитием компании

Поскольку объектом исследования в дипломной работе является компания АНО УЦ «МИнуЭТ», специализирующаяся на услугах по подготовке водителей, далее рассмотрим предпосылки использования инструментов Интернет-маркетинга (социальные сети, поисковые системы) для расширения услуг автошколы. Основная предпосылка в данном вопросе – стремительное развитие Интернета во всем мире, рост Интернет-грамотности населения, появление новых способов расчета через Интерент, а также повышение мобильности населения разных стран.

По данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) (В исследовании использованы данные сервисов Яндекс.Метрика, Яндекс.Новости, Яндекс.Справочник и Яндекс.Каталог, компании comScore, исследовательской группы TNS и Технического Центра Интернет (ТЦИ)) аудитория интернета по‑прежнему растёт, но темпы роста замедляются — с осени 2010 по осень 2011 года она увеличилась на 17%, а с 2011 по 2012 год рост составил 12%.

Среди федеральных округов только два — Центральный и Уральский — увеличили темпы роста, остальные показали снижение. Сильнее всего рост замедлился в Дальневосточном федеральном округе, который ещё год назад лидировал по этому показателю. Москва и Санкт‑Петербург, несмотря на всеобщее замедление, увеличили темпы — однако происходит это за счёт увеличения населения мегаполисов, а не за счёт роста проникновения интернета (доли пользователей интернета среди жителей).

Аудитория интернета увеличивается в основном за счёт регионов — 86% новых пользователей живут за пределами Москвы и Санкт‑Петербурга. Это чуть меньше, чем в предыдущие годы — тогда на регионы приходилось более 90% новой аудитории.

Рост проникновения Интернета

За год проникновение интернета в целом по России выросло на 5 процентных пунктов2 до 52%. Наибольший вклад в рост этого показателя внесли города с населением менее 100 тысяч человек. Здесь проникновение увеличилось за год на 7 процентных пунктов, достигнув среднего уровня по России. Сёла по‑прежнему сильно отстают. Видимо, среднероссийского показателя они достигнут не скоро: в этом году рост проникновения интернета в сёлах замедлился (5 п.п. против 8 п.п. в 2011 году). В столицах проникновение практически перестало увеличиваться, остановившись в районе 70%.

Структура интернет-аудитории

Доля пользователей, которые ежедневно выходят в сеть, достигла 77%. Рост за год составил всего 2 п.п., что заметно ниже, чем в предыдущие годы.

Анализ аудитории социальных сетей показал, что от 11 до 52 млн. пользователей проводят ежедневно в социальных сетях.

На основании исследований статистики по количеству пользователей Интернета наглядно видно, что бурный рост происходит в последние 3-4 года, и в том числе рост покупок через Интернет. Как показывает линия тренда, бурный рост будет наблюдаться ближайшие 3-5 лет, и потом кривая роста будет стабилизироваться. В это время происходит значительный рост продаж через корпоративные сайты компаний, и соотношение офлайн продаж (через точки продаж, магазины) и онлайн продаж (продажи через сайт) постепенно будет сравниваться. При таком положении, компании которые сегодня не продают свою продукцию в Интернете не рассматривают огромный рынок, который мог бы приносить им дополнительный доход. Речь идет о тех покупателях, которые сегодня ищут продукцию в Интернете в различных регионах нашей страны и за границей.

В пользу использования Интернета с целью развития бизнеса говорят следующие основные цифры и факты:

  • по данным ФОМ на осень 2012 года, месячная аудитория интернета в России составляет 61,2 млн человек старше 18 лет — это более 52% всего совершеннолетнего населения страны. Три четверти из них (47 млн человек) выходят в сеть ежедневно.;
  • по данным TNS на январь 2013 года, 94% пользователей из крупных городов имеют возможность выходить в сеть из дома. Почти три четверти из них (74%) используют широкополосный доступ.;
  • рост интернет‑аудитории замедляется — с осени 2011 по осень 2012 она увеличилась на 12%, а год назад рост составлял 17%.
  • в 2012 году аудитория по‑прежнему росла в основном за счёт регионов — 86% новых пользователей живут за пределами двух столиц. Это чуть меньше, чем в предыдущие годы — тогда на регионы приходилось более 90% новой аудитории.;
  • по данным ФОМ на осень 2012 года, проникновение интернета за год выросло на 5 процентных пунктов и составило 52%. Наибольший вклад в рост этого показателя внесли города с населением менее 100 тысяч человек. В столицах проникновение практически перестало увеличиваться, остановившись в районе 70%.
  • по данным TNS на декабрь 2012 года, за год аудитория мобильного интернета в крупных российских городах выросла на 35% и составила 16,7 млн. Это почти 27% всего населения этих городов.;
  • большинство пользователей мобильного интернета (49%) выходят в сеть с помощью смартфонов. За 2012 год доля обычных сотовых телефонов сократилась в полтора раза и составила 34%. Доля планшетов, наоборот, выросла — с 6% до 16%.;
  • по данным Яндекс.Метрики, на долю Android и iOS приходится около 60% мобильных устройств, с помощью которых выходят в интернет (год назад было 42%);
  • за прошедший год скорость фиксированного широкополосного доступа к интернету значительно выросла, а его цена снизилась в 3 раза до 36 рублей за 1 Мбит/с. В регионах среди тарифов за 500‑600 рублей скорость доступа в сеть выросла в 4,4 раза до 22 Мбит/с.;
  • самый дешевый интернет — в Санкт‑Петербурге, а наиболее доступный — в Москве. Самый дорогой и наименее доступный интернет — на Дальнем Востоке;
  • самая низкая стоимость мобильного доступа к интернету — в Южном федеральном округе, наибольший индекс доступности — в Санкт‑Петербурге. По обоим показателям сильно отстает Урал;
  • по данным ТЦИ, в 2012 году число доменных имён второго уровня в зонах .RU и .РФ выросло на 15% — до 5,1 млн. Около 40% из них располагается в столицах.

2.1. Анализ воздействия факторов внешней и внутренней среды на деятельность АНО УЦ «МИнуЭТ»

В настоящее владельцам бизнеса для развития необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Руководитель должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

Помимо вышеперечисленных, на предприятие оказывают неоспоримое влияние предприятия – конкуренты, в особенности фирмы, находящиеся по «соседству», т.е. в этом же районе или даже микрорайоне города. Рассмотрим два основных конкурента «МИнуЭТ», данные представим в виде таблицы 2.1.

Таблица 2.1. Сравнительный анализ предприятий — конкурентов

Факторы конкурентоспособ

ности

«МИнуЭТ» Конкуренты
Автошкола №3 ВОА Автошкола

РСТК РОСТО (ДОСААФ)

1 Место расположения Зеленоград 3 Зеленоград 4 Зеленоград 5
2 Время занятий Утро, день, вечер,

выходн. дни.

5 Утро, вечер 3 Вечер, выходные дни 4
3 Срок обучения 3 месяца 5 3 месяца 5 3 месяца 5
4 Автомобили, их техническое состояние Иномарки, отечественные,

сост.хорошее

5 Иномарки,

Сост. удовл.

3 Иномарки, отечественные,

Сост. хорошее

5
5 Оборудование площадки Не автоматизированная 3 Не автоматизированная 3 Не автоматизированная 3
6 Теоретический класс Без тренажеров 4 Без тренажеров 4 Без тренажеров 4
7 Стоимость обучения, руб. 25 000 5 25 000 4 25 000 4
8 Форма оплаты 3 этапа 5 2 этапа 4 3 этапа 5
9 Процент сдачи экзаменов 85% 5 85% 5 68% 3
10 Средства рекламы Интернет, пресса, листовки, уличная. 4 Интернет, уличная 3 Интернет 2
11 Сдача экзамена В ГИБДД 3 В автошколе 5 В ГИБДД 3
ИТОГО 47 43 43

Даные таблицы взяты из открытых источников: сайтов автошкол ы Интернете, рекламных проспектов, объявлений.

В данной таблице рассмотрены основные фирмы-конкуренты Автошколы по основным конкурентным преимуществам данной отрасли.

Как мы видим, по расположению «МИнуЭТ» не имеет особого преимущества, т.к. в Зеленограде все автошколы находятся в равной досегаемости.

По второму пункту таблице .2.1. «МИнуЭТ» имеет неоспоримое преимущество. Большой выбор форм обучения позволяет набрать большее количество учеников и получить больший доход, чем у предприятий – конкурентов, т.к. люди, в зависимости от своей занятости, хотят выбрать удобное им время занятий: утро, день или вечер будних дней или занятия в выходные дни, и, соответственно, будут выбирать ту автошколу, где им этот выбор предоставят. Срок обучения во всех автошколах одинаковый, согласно законодательству РФ.

Марки автомобилей, предоставляемые для учебной езды, в Автошколе «МИнуЭТ» и Автошколе РСТК РОСТО (ДОСААФ) практически идентичны, как и их техническое состояние. Этот пункт обеспечивает исследуемой автошколе не слишком сильное преимущество, поскольку даже у конкурента, у которого экспертная оценка по данному пункту ниже, уровень конкурентоспособности по данной категории очень близок к остальным фирмам.

Оборудование площадки для обучения первоначальным навыкам вождения и оборудование теоретических классов у всех трёх конкурентоспособных учреждений находится на одинаковом уровне. Во всех трёх автошколах обучение ведется на неавтоматизированной площадке и в теоретических классах, не оборудованных компьютерными тренажёрами для обучения новичков первичным навыкам без выезда на автомобиле в город или на площадку.

По доступности оплаты обучения «МИнуЭТ» имеет намного более весомое преимущество, нежели другие учреждения. В данной автошколе оплата за теоретический и практический курс принимается в 3 этапа, и цена значительно ниже, что обеспечивает намного большую доступность услуг по обучению для населения со средним и низким достатком.

Также большую привлекательность Автошколе обеспечивает процент сдачи экзаменов. То, сколько учеников сдают экзамен на право управления транспортным средством с первого раза, несомненно, показывает уровень подготовки в автошколе и квалификацию преподавателей.

В Автошколе «МИнуЭТ» для сдачи экзамена ученики отправляются в центральное МРЭО ГИБДД, как и в Автошколе РСТК РОСТО (ДОСААФ), в то время как в Автошколу №3 ВОА инспекторы ГИБДД приезжают для приема экзаменов сами, и экзамен принимается непосредственно на тех маршрутах, где ученик тренировался в процессе обучения. Это создает очень сильную конкурентную борьбу между автошколами за учеников. По этому фактору «МИнуЭТ» отстает от одного из главных конкурентов.

Тем не менее, по совокупности всех факторов, «МИнуЭТ» является лидером, благодаря низкой цене, удобной форме оплаты и графику занятий, а также активной рекламной кампании. Лидерство обеспечивает ей большее количество учеников, большую прибыль и больший престиж, чем у сильнейших конкурентов.

Как видно из таблицы .2.1. выявить наиболее сильного конкурента не удалось, обе Автошколы по показателям получили одинаковые итоговые баллы. Таким образом, можно считать, что оба конкурента одинаково сильны.

Анализ состояния внутренней среды АНО УЦ «МИнуЭТ»

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

«МИнуЭТ» основана в 2005 году, обучение курсантов автошколы МИнуЭТ проводится в здании национального исследовательского университета «МИЭТ». В 2007 году была проведена реорганизация автошколы, произошел переезд на новое место обучения, произошла смена руководства и части педагогического состава.

Автошкола предоставлят следующие услуги :

  • теоретическое и практическое обучение водителей транспортных средств категории «В»;
  • подготовка водителей категорий «А» и «С»;
  • качественная подготовка и представление обучаемых на экзамен в ГИБДД;
  • оформление документов для сдачи экзамена в ГИБДД и получения водительского удостоверения;
  • ознакомление с основами законодательства в сфере дорожного движения, с правилами безопасности на дорогах;
  • ознакомление учащихся с основами первой медицинской помощи;
  • ознакомление учащихся с устройством и правилами ухода, ремонта и пользования автомобилем.

В Автошколе ведется подготовка водителей категорий «А», «В» и «С». Основной категорией является категория В, по которой идет подготовка водителей легковых автомобилей. Площадка для обучения первоначальным навыкам вождения находится непосредственно на территории Автошколы. На ней есть все необходимое для обучения и подготовки к экзамену в ГИБДД. Теоретический класс обеспечен учебными плакатами, специализированной интерактивной доской, учебными пособиями.

Практическое обучение ведется на площадке и в условиях городского движения на улицах и проспектах. В Автошколе имеются различные автомобили: Mazda 3, Toyota Prius, Lada Priora, Hyunday Veloster, Hyunday Solaris, Mitsubishi Lancer X и др. На этих автомобилях работают инструктора практического вождения, имеющие лицензию на право обучения вождению.

Ученики договариваются с мастерами практического вождения о времени занятий, поэтому расписание практического вождения у каждого индивидуально. Теоретические занятия проходят 2 раза в неделю. Формируются учебные группы по 20 человек. Посменно, в один и тот же срок в автошколе может обучаться по 4 группы, т.е. 80 человек. Утренняя смена – с 9:00 – 12:00, дневная смена – с 13:00 – 16:00, вечерняя смена – с 19:00 – 22:00. Смена выходного дня – суббота или воскресенье – с 10:00 – 13:00. Срок обучения составляет 3 месяца. За это время ученики должны пройти 50 часов практического вождения и 72 часа теоретических занятий.

Согласно штатному расписанию, в исследуемой автошколе предусмотрен следующий персонал:

Должность Количество человек
директор 1
главный бухгалтер 1
зам. директора по общим вопросам 1
зам. директора по технической части 1
секретарь – делопроизводитель 2
преподаватель теоретического курса 1
преподаватель медицинской подготовки 1
мастер практического вождения 5
автослесарь 3
уборщица 1

Директор Автошколы руководит работой учреждения, занимается общеорганизационными вопросами, сопровождает группы на экзамены в ГИБДД.

Заместитель директора по технической части занимается всеми техническими вопросами организации. Руководит работой инструкторов практического вождения, вопросами эксплуатации и ремонта автомобилей и мотоциклов, следит за состоянием и необходимым ремонтом учебной площадки. Также организует и контролирует работу автослесарей по ремонту и наладке автомобилей и другой техники, имеющейся в ведении автошколы.

Заместитель директора по общим вопросам организует и контролирует учебную деятельность, деятельность вспомогательного персонала, а также работу секретарей — делопроизводителей, контролирует правильность оформления документов для представления в ГИБДД, занимается заказом и размещением рекламы.

Главный бухгалтер ведает всей финансовой деятельностью: начисляет заработную плату работникам предприятия, зачисляет на счета предприятия деньги, полученные от учеников за обучения, перечисляет на счета ГИБДД штрафы в необходимых случаях, перечисляет деньги на счета продавцов в случаях покупок, сделанных автошколой, а также производит расчеты с фирмами, оказывающими сторонние услуги (страховые компании, авторемонтные мастерские, если штатные автослесари не справляются с неисправностью).

Мастера практического вождения занимаются обучением на площадке и в условиях города. Проводят на первом занятии краткий теоретический экскурс по устройству и управлению автомобилем. Каждый мастер работает на своем автомобиле. Автомобили оборудованы вторым комплектом педалей, чтобы инструктор мог вмешаться в управление в случае необходимости.

Автослесари следят за состоянием техники на предприятии и, в случае необходимости, ее ремонтом. А также выбором и приобретением по безналичному расчету запчастей для автомашин.

Секретари – делопроизводители выполняют роли администраторов на предприятии, занимаются всеми документами предприятия. Принимают документы от учеников, пришедших на обучение, формируют группы, занимаются полным оформлением документов от поступления в автошколу до выпускного экзамена в ГИБДД. Выдают направления на медицинскую водительскую комиссию.

Преподаватели теоретического курса и медицинской подготовки два раза в неделю преподают ученикам основы законодательства РФ в сфере дорожного движения, основы безопасности на дорогах и основы первой медицинской помощи, организуют и принимают предварительный теоретический и практический экзамены в автошколе.

Директор, заместители директора и главный бухгалтер, преподаватели, а также некоторые из мастеров практического вождения имеют высшее образование. Секретари – делопроизводители имеют профильное среднее специальное и начальное профессиональное образования. Инструктора и преподаватели регулярно посещают курсы повышения квалификации. В 2010 году преподаватели прошли профессиональную переподготовку по новым методикам обучения.

Предметом анализа текущего финансового состояния проводился на основе бухгалтерских данных. В таблице. 2.2. приведены средние уровни заработной платы персоналу предприятия за 1 месяц.

Таблица 2.2. Средний уровень заработной платы персонала предприятия *

Должность Средняя заработная плата, руб.
Директор 40 000
Зам.директора по общим вопросам. 25 000
Зам.директора по технической части 25 000
Гл. бухгалтер 30 000
Секретари (2 чел.) 15 000 * 2 = 30 000
Преподаватели (2 чел.) 15 000* 2 = 30 000
Автослесари (3 чел.) 16 000 * 3 = 38 000
Мастера практического вождения (5 чел.) 15 000 * 5 = 75 000
Уборщица 4 000

*Даные таблицы взяты из внутренних документов автошколы.

Можно сказать, что доход и расход предприятия в среднем складываются из следующих факторов в процентном отношении.

Доход:

80,9% — оплата обучения учениками.

0,4% — начисление процентов по вкладам в банке.

18,7% — спонсорская помощь сторонних организаций.

Расход :

60% — заработная плата сотрудникам и уплата налогов.

19,6% — текущий ремонт транспортных средств.

8% — материальная помощь персоналу.

4% — закупка учебных пособий.

1,2% — уплата штрафов ГИБДД.

3% — представительские и транспортные расходы.

4,2% — прочие расходы.

Также во втором квартале 2013 года предприятие приобрело два новых автомобиля : Ford Focus стоимостью 439 000 руб. и Peugeot 307 по цене 461 000 рублей. Таким образом, в 2013 году рентабельность во втором квартале была значительно ниже, чем в остальных.


Страница:   1   2