Страницы: 1 2
Глава 2. Разработка конного маршрута
2.1. Организация конных маршрутов в России
Конный туризм – единение спорта и активного отдыха. Его неоспоримое достоинство заключается в том, что верхом на лошади можно посетить великолепные места, куда трудно добраться пешком или на транспорте. Маршруты для туристов прокладываются в регионах с богатой историей и национальной культурой, с живописными природными пейзажами и ландшафтами. Это прекрасная возможность побыть на природе, пообщаться с животными, отвлечься от повседневной рутины и получить незабываемые впечатления.
В успехе конно-туристских походов очень большую роль играет понимание туристами состояния лошади, знания основных зоогигиенических правил ее эксплуатации, содержания, кормления, техники безопасности при обращении с ней.
На весь срок пребывания туриста на базе за ним закрепляется определенная лошадь, которую подбирают с учетом роста, веса и подготовленности туриста.
Лошади должны быть здоровыми, без потертостей, мешающих их нормальной эксплуатации, подкованными, с подогнанным и промаркированным снаряжением.
Туристам выдают необходимые предметы для ухода за лошадью. На маршрутах, где используются повозки и сани, за двумя (тремя) туристами закрепляются повозка (сани), необходимая упряжь и предметы ухода за лошадьми.
На группу туристов из 10 человек верхового конного маршрута выделяется не менее 13 лошадей, из которых: 10- для туристов, 1 — для инструктора, 1 — для перевозки во вьюках группового снаряжения и фуража, 1 — резервная на случай замены в связи с заболеванием или травмированием лошадей из основного состава [25].
В зависимости от продолжительности и сложности маршрута число вьючных лошадей может быть увеличено до двух-трех.
На маршрутах, где используются повозки или сани, число лошадей для туристов устанавливается в зависимости от вместимости, типа повозок и сложности маршрута. Как правило, на двух человек выделяется одна лошадь. Для группы в 20 туристов предусматривается одна резервная лошадь.
На маршруте в местах постоянных остановок на ночлег оборудованы простейшие коновязи, куда лошадей ставят для чистки и оседлывания. Размещение лошадей на ночлег во дворах, пригонах и конюшнях местного населения может проводиться только в исключительных случаях, причем туристские лошади должны быть изолированы от животных местного населения.
Рацион кормления для каждой в отдельности лошади устанавливается в зависимости от ее веса и вида выполняемых работ, возможности доставки на маршрут концентрированных кормов, но не менее чем 2 кг зерна и 8-10 кг сена (или 40-50 кг зеленой травы) в день.
Если зернофураж на маршрут доставлен быть не может, то лошадям необходимо предоставить возможность пастись полные сутки через каждые три дня похода.
Работа инструктора на маршруте. Во время туристского похода инструктор группы, кроме выполнения функций проводника, является наставником туристов во всем, что касается путешествия. Он несет юридическую ответственность за безопасность туристов, за сохранность конского поголовья, группового инвентаря, соблюдение правил охраны природы и т. д. Инструктор организует физкультурные и культурно — массовые мероприятия, проводит путевую информацию о достопримечательностях на маршруте.
Инструктор руководит всеми работами по уходу за лошадьми на маршруте, проводит их ежедневный осмотр, осуществляет расчистку копыт и поправляет ковку.
Для этого он имеет следующий инвентарь: инструмент для расчистки копыт и подковывания, запасные подковы и ковочные гвозди; ведра водопойные; путы, арканы; набор для ремонта сбруи и соответствующий инструмент; емкости для перевозки зернофуража и группового снаряжения; мерку для отмеривания корма; торбы для скармливания зерна; запасной войлочный потник.
В необходимых случаях инструктор оказывает на маршруте и неотложную ветеринарную помощь. Для этого он должен иметь ветеринарную аптечку, определенный набор медикаментов.
Обязанности туристов в походе. Большая часть конных туристских походов рассчитана на полное самообслуживание туристов в походе и на проживание их в полевых условиях. Это значит, что туристы на маршруте сами разбивают лагерь, устанавливают палатки, готовят на костре пищу, убирают место привала и ночлега, готовят дрова для костра, получают и сдают на склад инвентарь и снаряжение, организуют дежурство по кухне, ухаживают за лошадьми и конским снаряжением и т. п.
Конечно, все эти работы организует и контролирует инструктор группы. Однако ему необходима активная, сознательная помощь туристов. Только личное участие каждого туриста во всех мероприятиях поможет создать порядок и здоровый микроклимат в группе [38, с. 41].
В помощь инструктору туристы избирают актив, распределяют обязанности и утверждают график дежурств по кухне и дежурств по уходу за лошадьми. При распределении обязанностей в группе желательно учитывать опыт туристов, их профессиональные навыки, авторитет и склонности к выполнению тех или иных работ.
Дежурные по уходу за лошадьми обеспечивают наблюдение за ними на выпасе. Во время пастьбы на неогороженных пастбищах возможности передвижения лошадей ограничивают спутыванием передних ног, стреноживанием или размещением на приколах. Работа дежурных начинается с вечера и продолжается до утра. Они отвечают за своевременную подачу всех лошадей к утренней уборке и оседлыванию. Дежурные по приготовлению пищи начинают работу до общего подъема, чтобы обеспечить своевременное приготовление завтрака.
От четкой работы дежурных во многом зависит выполнение графиков свертывания лагеря, движения по марш руту и разбивка нового лагеря на ночлег. Правильная организация работы по свертыванию лагеря во многом определяет успешный дневной переход и в целом весь поход. Потеря времени на сборы приводит к сокращению времени движения по маршруту, движение приходится совершать в спешном порядке, либо возникает необходимость разбивать лагерь в темноте. Контрольное время свертывания лагеря — 2 часа от подъема до выхода в поход, включая завтрак. Это выполнимо при четкой организации работ и взаимопомощи.
В период подготовки к конному походу и в процессе его туристы проходят обучение по общетуристской подготовке. Среди прикладных навыков, которые туристы должны освоить за время путешествия, обязательными являются: правильная укладка и переноска рюкзака, постановка палатки, разведение костра, приготовление пищи в полевых условиях, пользование компасом и туристской схемой. Кроме того, туристы должны знать правила обеспечения безопасности в туристских походах и правила охраны окружающей природы.
Подготовка лошади и снаряжения. Перед выходом на маршрут лошади должны быть подкованы на новые подковы, а если в этом нет необходимости, то прежние подковы должны быть подтянуты и обязательно ввинчены новые шипы. Снаряжение, которым вы пользовались во время полевой езды, должно быть тщательно осмотрено и проверено.
С особой тщательностью нужно проверить исправность удил, поводьев, подпруг и приструг, путлищ и стремян. На ремнях снаряжения не должно быть узлов, не предусмотренных конструкцией, и подпоротых строчных швов. Узлы — свидетельство не отремонтированных обрывов, а начавший рваться шов подведет вас на маршруте. Такое снаряжение нужно сдать в ремонт. Внимательно осмотрите потник и, если нужно, заблаговременно вымойте и хорошо просушите его.
Научитесь правильно крепить переметные сумы и вьюки на седло еще накануне. Проверьте, комплектны ли вьючные ремни. Заранее уложите в переметные сумы все то, что не нужно вам на ночь. Утро дня выхода на маршрут самое напряженное за весь период похода, и нужно постараться заблаговременно сделать все, что возможно.
В день выезда прежде всего окончательно заполните переметные сумы;
- вычистите лошадь;
- оседлайте ее, слегка подтянув подпруги;
- наложите на седло и закрепите переметные сумы;
- приторочьте задний и передний вьюки;
- поверх переднего вьюка наложите плащ — палатку и приторочьте серединным ремнем; серединным ремнем передней луки приторочьте поверх плащ — палатки верхнюю одежду (штормовку, свитер), которая может потребоваться на переходе;
- ожидайте команду на посадку;
- подтяните подпруги, отвяжите лошадь и подвяжите чумбур;
- садитесь на лошадь и выезжайте на построение.
Езда на маршруте. Верховая езда в полевых условиях, как вы видели из предыдущего, значительно отличается от езды в манеже. Еще более отличается езда на маршрутах от езды как в поле, так и в манеже. Основное принципиальное различие — езда в манеже и поле преследовала учебные цели, это была работа. Езда на маршруте — это отдых, удовольствие. Забегая вперед, скажем, что с технической стороны езда на маршруте много проще и легче езды во время обучения.
Основной аллюр движения на маршруте — шаг. Этот аллюр определен грузом, перевозимым на верховых и вьючных лошадях. По конной тропе лошади идут друг за другом цепочкой. Управление движением сводится к минимуму. Практически вмешиваться в движение лошади приходится только на отдельных отрезках трассы. Главная задача туриста на маршруте — как можно меньше мешать лошади двигаться по знакомой ей тропе. Удовольствие от езды рысью и галопом удается получить только при радиальных поездках с биваков на дневках, когда весь груз оставлен на попечение дежурного.
Особенностью езды на маршруте является то, что т туристу нужно ориентироваться на новые, увеличенные габариты, определяемые необходимостью оберегать переметные сумы. Кроме того, продолжительное движение шагом скоро начинает утомлять. Турист начинает ерзать в седле, перемещая тяжесть тела вперед и назад, вправо и влево. Принцип равномерности распределения нагрузки на спину лошади нарушается, а так как смещение корпуса обычно более часто в одну сторону, это может повести к повреждению (наминке) спины лошади. Из такого положения есть три выхода:
- изменить аллюр, проехать некоторое время рысью или галопом;
- спешиться и пройти пешком в поводу с лошадью;
- сделать малый привал.
По понятным причинам могут быть реализованы только две последние возможности. И спешивание, и привалы обычно предусмотрены инструктором в плане движения.
Плановые остановки в пути делают в интересных с точки зрения туризма местах, но не реже чем через 1-3 часа движения. На плановой остановке туристы спешиваются, отвязывают чумбур, отпускают подпруги и позволяют лошади щипать траву. Разрешается одному туристу держать в поводу двух лошадей. Если имеется возможность, лошадей привязывают. Перед началом дальнейшего движения поправляют седловку. Расседлывать лошадей следует только на больших привалах, продолжительностью более часа.
Все советы, рекомендации и предостережения по технике езды, изложенные выше, естественно, распространяются и на езду по маршруту. Дополним их специфическими для новых условий.
Колонна туристов на конной тропе маршрута должна соблюдать единый ритм движения. При этом нужно ориентироваться на возможности средней лошади. Если ориентироваться на возможности лошадей, быстро пере двигающихся на шагу, то медленно двигающиеся лошади на определенных участках трассы должны будут трусить рысцой, получится так называемая «гармошка». «Гармошка» утомительна для туристов и очень вредна лошадям, ведет к побитостям спины и холки. Избегают «гармошки» расположением лошадей в колонне по их скоростным возможностям на шагу, когда самые сильные лошади ставятся в конец колонны, а ведущие колонну задают оптимальный ритм движения. От вас требуется соблюдать этот ритм, не позволяя вашей лошади пере ходить на рысь, даже на несколько темпов движения.
На переходе с преодолением горного перевала перед подъемом обязательна кратковременная остановка, во время которой спешиваются, проверяют пригонку подперсья, седловку и поправляют ее в случае необходимости. Если при подъеме на перевал требуется остановка, дающая возможность передохнуть лошадям, то, останавливаясь, туристы должны выбирать для каждой лошади более или менее ровную площадку. Можно поворачивать лошадей поперек тропы, поскольку тропы на перевалах пролегают, как правило, серпантином.
При подъеме на значительный (2-3 тыс. м над уровнем моря) перевал лошади иногда останавливаются сами. Их не следует побуждать к дальнейшему движению тотчас, а дать отдышаться около минуты, после чего продолжать движение. Если этого не сделать, лошадь может упасть или лечь на перевале вследствие острой кислородной недостаточности.
Цепочка туристов на перевале растягивается на значительное расстояние. Если она при этом хорошо просматривается, то не следует сокращать дистанцию между туристами. Сокращение дистанции нужно сделать не за счет увеличения темпа движения замыкающих лошадей, а за счет сокращения темпа движения передних (они должны подождать остальных).
Перед спуском с перевала спешиваются, оправляют седловку, проверяют пригонку подхвостья и спускаются, как правило, в пешем порядке, ведя лошадей в поводу [35, с. 34].
В случае если при движении по маршруту необходима немедленная остановка, любой из туристов подает команду «Стой!». Эта команда передается другими туристами по цепочке в обе стороны. Одновременно с передачей команды каждый турист останавливается на месте, где его застала команда. Разрешается повернуть лошадь так, чтобы нагрузка ее массы приходилась равномерно на все конечности. После устранения причины задержки все туристы продолжают движение только после разрешающей команды руководителя похода — «Вперед — марш! ». Ситуации, когда подается команда «Стой! », разъясняет руководитель перед походом.
Если лошадь вышла из подчинения всаднику, нужно стараться любой ценой удержаться в седле и остановить ее. Руководитель похода (инструктор) обязан немедленно оказать необходимую помощь туристу, перехватить его лошадь. Не следует всем туристам оказывать помощь, создавая панику, надо спокойно оставаться на своих местах.
При потере одним из участников похода какой — либо вещи, колонна туристов должна продолжать движение по маршруту. Останавливается и спешивается только виновный турист, либо он ожидает, пока ему окажет помощь замыкающий, как правило, хорошо подготовленный и опытный турист, который и подымет потерянную вещь. До ближайшей остановки или привала отставшему не следует занимать свое место в колонне.
Первый заметивший не отчетливо видимые помехи, которые могут травмировать всадника или лошадь, по дает команду «Голову! » либо «Справа (слева) — под ноги»! (сокращение от «Береги голову» и «Смотри под ноги»). Следующий турист дублирует команду, только поравнявшись с этим местом, предупреждая последующего и обозначая опасное место. Не следует тотчас передавать услышанную команду, так как без обозначения места помехи она не только теряет смысл, но и ослабляет внимание всадников. Не нужно подавать эти команды в условиях отчетливо видной и незначительной помехи. Это снижает реакцию на команду, предупреждающую о серьезной угрозе движению.
Во время дневного перехода не следует сворачивать с конной тропы без разрешения руководителя похода и если в этом нет острой необходимости по сложившейся ситуации, особенно при движении по лесистой местности и болотистому топкому грунту.
При прохождении опасных участков маршрута от туриста требуется предельная внимательность и собранность, руководитель похода должен информировать группу о приближении к опасному участку.
Особенности походов в зимних условиях. Самое существенное отличие путешествий на лошадях зимой заключается в организации ночлегов. Если летом для туриста «всюду дом родной», то зимой он привязан к ночлегам в теплом помещении, на приютах. Поэтому трассы зимних маршрутов прокладывают от приюта к приюту. Это, с одной стороны, несколько ограничивает возможности выбора маршрутов, а с другой — позволяет значительно разнообразить путешествие включением в него лыжных прогулок и верховой езды во время дневок на приютах.
Существенная особенность путешествия зимой — малая продолжительность светлого времени суток. Дневные переходы возможны только с 10 до 16 часов. В 16 часов нужно быть на следующем приюте. Это значит, что на подготовительные и заключительные работы по дневному переходу выделяется ограниченное время, их нужно выполнять быстро и организованно, не более чем за час — с 9 до 10 и с 16 до 17.
Трассы зимних маршрутов прокладывают по проселочным дорогам. Санные дороги маршрута могут быть не всегда накатаны, часто они засыпаны или переметены снегом, поэтому проходимость лошадей может быть ниже, чем летом.
Для накатывания дороги колонна строится с таким расчетом, чтобы в первой ее половине шли самые сильные лошади, более слабые — в конце. Это выравнивает условия езды для всех туристов. Управление лошадью на санной дороге самое малое, часто нет нужды вмешиваться в ее действия.
При прокладывании трасс зимних маршрутов стараются избегать автодорог. Тем не менее отдельные такие участки приходится преодолевать. На них нужно быть особенно внимательными, помня, что у автотранспорта зимой больший тормозной путь. Через гребень снега на обочинах автодорог переезжать не следует, так как можно сломать оглобли.
Порядок прохождения подъемов и спусков обычный, такой же как и летом. Отметим одну характерную особенность. На подъемах туристы часто выходят из саней, что само по себе совершенно нормально. Приятно пройтись пешком, размять ноги. Однако последствия могут быть малоприятные, если злоупотреблять прогулкой. Туристы иногда забывают, что они одеты для езды, а не для пешего похода. Поэтому пройти пешком можно ровно столько, чтобы ни в коем случае не вспотеть. Если вы сядете в сани разгоряченные ходьбой, то обречете себя на простудные заболевания. Покидать сани на подъемах не обязательно. Нагрузка для лошади, запряженной в кошевку с двумя седоками, вполне посильна.
На отдельных участках зимней трассы не избежать движения по скользкой поверхности (льду, наледям). Перед таким участком следует остановиться, осмотреть копыта лошади, и если это необходимо, то очистить от налипшего снега пространство между подковой и подошвой копыта специальным молотком. Двигаться по скользкой поверхности нужно только шагом и предоставить лошади свободу, контролируя только направление движения.
Если все — таки лошадь поскользнулась и упала, то турист, сидящий слева, должен быстро перейти к голове лошади и прижать ее, не давая лошади возможности подниматься: самой ей подняться трудно, делая попытки подняться, она скорее в сего поломает оглобли. Лежащую лошадь нужно быстро выпрячь, развязав чересседельник с подбрюшником, супонь, повод и вынув дугу, помочь ей подняться и снова запрячь.
В движении зимой лошади иногда перебрасывают заднюю ногу за оглоблю. Если лошадь переступила зад ней ногой через оглоблю, нужно ее тотчас остановить. Один из туристов должен быстро подойти к голове лошади, взять обеими руками за вожжи у колец удил и повернуть ее голову в сторону переступившей ноги. Второй турист должен прийти на эту же сторону, упереться одной рукой в маклок лошади, а второй скользящим движением по ноге к путовому суставу поднять ногу лошади и переместить за оглоблю, после чего нужно сразу продолжить движение.
Не следует выпрягать лошадь. К подобному облегчению работы она очень быстро привыкает и станет злоупотреблять этим, вынуждая к остановкам «по требованию».
Верховая езда в походах. Ездить верхом на лошадях можно и в путешествиях на лошадях в упряжи, как летом, так и зимой. Маршруты рассчитаны таким образом, что дневные переходы для лошадей вполне посильны, не изнурительны, и на них можно обучаться верховой езде непосредственно в походах. Летом для этого есть время ранним утром и вечером, зимой — свободное время на дневках на приютах. Ездить можно как на оседланных лошадях, взяв в поход седла, так и без седел. Путешествия на лошадях в экипажах значительно обогащаются занятиями верховой ездой, что делает их особенно привлекательными.
В настоящее время еще не привились комбинированные конные походы, когда часть туристов едет в экипажах, а часть — верхом, они только зарождаются. Будущее, по — видимому, за этой формой путешествий на лошадях. Такая форма имеет ряд неоспоримых преимуществ. Турист — всадник едет без груза, налегке, не только шагом, но и рысью, он более свободен, чем на чисто верховом маршруте. Туристы, не умеющие ездить верхом, начинали бы путешествие в экипаже (санях), а возвращались бы из похода уже верхом, всадниками, овладевшими основами верховой езды. Сократился бы напряженный подготовительный период, групповое обучение верховой езде сменилось бы более эффективным — индивидуальным.
В конном туризме различают несколько видов езды на лошадях верхом:
- езда в открытом манеже — специально подготовленной, огороженной площадке прямоугольной формы мягким грунтом (примерные размеры 60 х 40 м) — служит для обучения умению держаться в седле и правильному использованию средств управления лошадью;
- езда на плацу — не огороженной площадке — служит для выработки навыков управления лошадью и укрепляет посадку;
- езда в полевых условиях — служит средством подготовки к многодневным путешествиям;
- езда на маршруте — многодневное путешествие верхом на лошади.
Туристские базы, имеющие конные маршруты, выполняют две задачи: подготавливают туристов к путешествиям верхом, обучают верховой езде и осуществляют эти путешествия. В программах турбаз предусматривается несколько дней для начального, предпоходного обучения туристов. За это время они знакомятся с конским снаряжением и правилами его использования, осваивают приемы обращения с лошадьми и ухода за ними, обучаются верховой езде, изучают правила техники безопасности при обращении с лошадью и при езде верхом. О знании этих правил туристы расписываются в специальном журнале.
Обучение проводится инструктором — методистом по туризму, группой численностью не более 10 человек. Инструктор проводит практические занятия в открытом или закрытом манеже, на плацу и в полевых условиях, а также беседы в соответственно оборудованном туристском кабинете.
На маршрутах, рассчитанных на подготовленных туристов, в первый день предпоходной подготовки инструктор группы совместно со старшим инструктором турбазы проверяет практические навыки туристов в верховой езде. В случае выявления неподготовленности сообщает об этом директору турбазы для принятия решения о переводе в группу для начинающих. Туристы, имеющие необходимую подготовку, под руководством инструктора совершенствуют навыки верховой езды.
В период начального обучения каждый турист должен участвовать непосредственно в верховой езде не менее 4 часов в день. Последний день предпоходного обучения занимает верховая прогулка продолжительностью не менее 4 часов и зачет по верховой езде, который принимает инструктор группы при участии старшего инструктора турбазы. Туристы допускаются на основную часть маршрута только после успешной сдачи зачета. В противном случае они продолжают обучение на турбазе (если для этого есть возможность).
В программу подготовки обязательно входит тренировочный поход, во время которого продолжается обучение туристов под руководством инструктора.
По окончании обучения турист должен уметь быстро вычистить и правильно оседлать лошадь, управлять лошадью на шагу, рыси и галопе, выполнять остановки на этих аллюрах, преодолевать спуски, подъемы, мелкие реки вброд и другие несложные естественные препятствия.
По окончании маршрута в удостоверении делается запись о прохождении туристом начального обучения по верховой езде.
На маршрутах, предусматривающих передвижение в экипажах (санях), время предпоходного обучения сокращается. Туристов обучают приемам запряжки и управления лошадью, организуют не менее двух тренировочных выездов в окрестностях базы. Время управления лошадью каждым туристом должно быть не менее 6 часов. Большинство конных походов предусматривают возвращение на ту же базу, откуда вышли в поход. В этом случае все ненужные в походе вещи можно в чемодане сдать в камеру хранения. Однако, если маршрут линейный и не планируется возвращение на головную базу, следует обратить внимание на текст путевки, где сообщается, предусматривается ли перевозка вещей туристов на конечную базу. Если такой записи нет, нужно брать рюкзак — чемодан на лошади везти будет неудобно.
Что касается спального мешка и вкладыша к нему, то рекомендуем опять-таки обратить внимание на текст путевки. Если программа обслуживания не предусматривает передвижение по маршруту (так называемый радиальный маршрут), то значит, туристское учреждение обеспечит вас обычной кроватью с постельным бельем [12, с. 54].
Сапоги для верховой езды лучше взять с собой, так как для похода важно, чтобы они точно соответствовали размеру вашей ноги, обутой в шерстяной носок. Подошва у сапог должна быть гладкой. Более всего подойдут офицерские хромовые сапоги, но могут быть и любые другие, однако ни в коем случае не резиновые и не на высоких каблуках с узким острым носком. Штормовая куртка, или штормовка, — проверенный многими поколениями туристов удобный, прочный и годный для всех случаев походной жизни предмет. Она медленно промокает и быстро сохнет, имеет капюшон и внутренние манжеты с резинкой, много закрывающихся карманов, не продувается, особенно когда намокнет (самое главное), не цепляется за кусты, ее не «прогрызет» никакой комар.
Однако штормовка не спасет от дождя, особенно когда сидишь в седле, — вода с нее стекает на седло и на вьюки. Поэтому необходимо взять с собой полиэтиленовую пленку размером 1,5 х 2 м, которой можно накрыться с головой и ногами. Если же к этой пленке приклеить завязки, склеить ее сверху в виде капюшона, то получится прекрасная накидка от дождя, легкая и непромокаемая. Клюются такие пленки с помощью не очень горячего утюга.
Спортивные брюки должны быть легкими, свободными и не стеснять движений. Поэтому распространенные сейчас модные узкие джинсы мало годятся для конных походов. Во — первых, у них очень жесткий материал, во — вторых, в таких брюках трудно сесть в седло (не закинешь ногу), они натирают при длительной езде внутреннюю сторону бедер. Такие брюки можно взять для экскурсий и пеших прогулок. Но для походов необходимы брюки из хлопчатобумажной ткани, спортивный шерстяной костюм или костюм из синтетической ткани. Такой костюм нужен и для того, чтобы переодеться после похода в дождливую погоду.
2.2. Разработка конного маршрута в городе Тюмень
Актуальность данного маршрута заключается в его сравнительно небольшой стоимости и возможности активного отдыхадля туристов. Так же данный маршрут будет интересен для любого контингента людей.
Особенность этой программы в том, что она рассчитана как на новичков, так и для людей, имеющих начальные навыки верховой езды. На занятиях ученики учатся кормить, чистить, трогать, успокаивать животное, видеть в лошади друга, понимать и доверять ей.
В Тюменской области есть одно живописное место, находящиеся в 30 километрах от города Тюмень. Его уникальность заключается в том, что в степи находится место с зелеными деревьями на берегу реки Туры.
В исследовании предлагается конный маршрут «Прогулка по берегу реки». Маршрут будет проходить вдоль берега реки Туры и некоторых населенных пунктов в случае продовольственных продуктов или медикаментов. Предполагается, что на протяжении всего похода инструктор-проводник будет не только следить за благополучностью конного похода, но и будет рассказывать о главных объектах маршрута. Маршрут может быть изменен в случае форс-мажорных обстоятельств.
Схема маршрута: село Кулаково (конюшня) – река Тура – село Каменка (берег реки Туры) – Родник Николая Чудотворца – Село Кулакова(конюшня).
Сезонность: июнь – сентябрь.
Продолжительность маршрута: 6 часов.
Количество участников: 4 – 7 человек.
Программа маршрута:
09:00 – встреча туристов на конюшне в селе Кулаково. Проведение инструктажа по технике безопасности верховой езды.
09:30 – подготовка к езде (чистка лошади, запрягаем лошадей).
10:00 – выезд из конюшни по маршруту (по направлению к берегу реки).
11:00 – остановка на берегу реки Туры (остановочный пункт «Три сосны»).
11:30 – продолжение маршрута близ села Каменка.
12.00 – отдых у родника Николая Чудотворца.
13:00 – расположение у берега реки Туры (обед на свежем воздухе)
15:00 – движение по берегу реки Туры
15:30 – движение по грунтовой дороги по направлению села Кулакова.
17:00 – завершение маршрута у конюшни в селе Кулаково.
Памятка для туриста
Экипировка туриста-конника:
- Сапоги (желательно офицерского покроя или специальные изготовленные для спортсменов-конников);
- Брюки спортивного покроя (джинсы не рекомендуется, так как грубые швы могут быстро натереть ногу);
- Спортивный костюм;
- Кроссовки или кеды;
- Шерстяные или хлопчатобумажные носки;
- Головной убор;
- Легкий свитер и легкую куртку (ветровку или штормовку);
- Накидку от дождя.
Правила поведения на конюшне:
- не входить в конюшню без разрешения персонала или сопровождающего;
- не нарушайте тишину;
- не входить в денники лошадей;
- не кормить лошадей без разрешения.
Посадка на лошадь:
- возьмите в руки повод и не отпускайте его до конца маршрута (следите чтобы лошадь не опускала голову к земле);
- проверьте затянуты ли подпруги, прежде чем сесть на лошадь;
- стоя у левого плеча лошади, закиньте повод на шею лошади. Возьмитесь левой рукой за гриву лошади на холке, вставьте левую ногу в стремя;
- правой рукой возьмитесь за заднюю луку седла и оттолкнитесь правой ногой;
- подгоните длину стремян;
- разберите повод и приготовьтесь к движению.
Правила поведения на маршруте:
- управляйте лошадью спокойно и мягко, не дергайте поводьями. Помните: повод — средстводля управления, а не опора. Если Вы плохо держитесь в седле придерживайтесь за гриву лошади или седло;
- если Вы чувствуете, что вот-вот упадете, придерживайтесь за гриву и громко попросите инструктора остановить смену;
- ни в коем случае не отставайте от смены — лошадь может понести Вас галопом, и Вы упадете;
- не давайте лошади наклоняться до земли на протяжении всего маршрута (до тех пор, пока конюх или берейтор не заберет ее на расседловку);
- не рекомендуется в лесу и в поле ездить учебной рысью (не облегчаясь) и манежным галопом (сидя в седле);
- наклоняйтесь от веток вперед и вбок от шеи лошади;
- при езде между деревьями берегите свои колени, управляйте лошадью;
- все туристы должны знать, что руководителю похода предоставленно право прекращать движение, изменять маршрут, возвращаться на основную базу при резком ухудшении погоды, во время стихийных бедствий, делающих дальнейшее движение по маршруту опасным.
Для организации данного маршрута потребуется:
- услуги гида – проводника;
- аренда лошадей (инвентаря).
На сегодняшний день аренда лошади в конюшне села Кулаково стоит 250 рублей на час. Продолжительность тура составляет 6 часов, количество участников 7 человек и того общая стоимость аренды лошадей будет составлять:
250(руб./час.) * 6(ч.) * 7(чел.) = 10500 (руб.) – аренда 7 лошадей на 6 часов.
Услуги гида – проводника в среднем составляют 1000 рублей со всей группы.
Итого:
10500 + 1000 = 11500 (руб.) – со всей группы.
11500/7 = 1650(руб.) – с одного человека.
Таким образом для данного тура необходимо 11500 рублей.
Конный туризм достаточно недешевый вид отдыха. Но если он будет активно развиваться, и количество желающих поучаствовать в конных походах будет расти, то возможно туристическим операторам удастся договориться о более дешевой аренде лошадей с содержателями конюшен.
Заключение
Конный туризм относится к числу самых необычных и даже экзотических видов туризма. Несмотря на то, что он был распространен в нашей стране еще в советские времени, особой популярности он не получил. Для участия в верховом походе необходимо в совершенстве владеть навыками верховой езды, пройти полный курс обучения и сдать соответствующие экзамены. Кроме того, стоимость конного туризма гораздо выше, нежели стоимость пешего, велосипедного или водного туризма на байдарках. Видимо, все эти факторы в совокупности отпугивали потенциальных туристов. В наше время ситуация изменилась: число желающих любоваться красотами России из седла уже давно исчисляется десятками тысяч, а конный туризм считается исключительно престижным и даже элитарным видом туризма.
В конном туризме не существует никаких ограничений по возрасту. Разумеется, маленьких детей никто не посадит на спину взрослой лошади, хотя подростки уже вполне могут участвовать в верховых походах наравне со взрослыми. Более того, туристические компании, занимающиеся организацией конного туризма, могут по запросу обеспечить юных туристов пони. Разумеется, все участники конного похода должны обладать достаточным уровнем подготовки в сфере верховой езды, однако все затраты и усилия в дальнейшем окупятся незабываемыми впечатлениями и отлично проведенным временем. Конный туризм – это выбор убежденных романтиков, обожающих животных и нетривиальные виды активного отдыха.
Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что конный туризм интересует многих людей, в связи с этим разные сферы деятельности и играет важную роль в жизни многих современных людей.
В силу специфических особенностей конный туризм не получил массового распространения по всем странам мира. И конные туры, предлагаемые многими туристическими компаниями, еще не организуются в массовом порядке. Исходя из этого, туристическим компаниям необходимо обратить на такой вид туризма как конный, так как мы видим, что интерес к верховой езде с каждым годом увеличивается и во многом это объясняется тем, что данный вид туризма является экологическим и полезным для здоровья видов туризма.
В России конный туризм относительно молодой вид туризма. И для ее развития в первую очередь необходима поддержка государства и создание ассоциации путем объединения конюшней, так как для вступления во Всемирную организацию конного туризма необходима самоорганизация внутри страны. Перспективными задачами исследовательских работ по конному туризму должны стать: классификация конных маршрутов и создание перечня эталонных маршрутов по России, подготовка профессиональных кадров для сферы конного отдыха, распространение информации о программах и взаимодействие с туристическими фирмами.
Конный туризм эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, знакомство с жизнью, историей, культурой, обычаями народов, наиболее демократичный вид отдыха, характеризующийся свободным выбором формы собственной активности всех социально-демографических групп населения, начиная с детей дошкольного возраста заканчивая пенсионерами. Деятельность человека, занимающегося конным туризмом, естественна и натуральна, так как охватывает весь первобытный комплекс действий и поступков человека. Поэтому конный туризм является эффективной системой занятий, компенсирующей недостатки городской среды обитания. Общественный характер взаимоотношений в туризме требует от участников коллективизма, взаимовыручки, самопожертвования во имя общей цели, воспитывает духовность. Конный туризм сегодня элитным видом отдыха.
Библиографический список:
- Ангелина, И.А. Основы туризмоведения: учеб. пособие / И.А.Ангелина, А.А.Градинарова. – Донецк ДонНУЭТ имени Туган-Барановского, 2020. – 110 с.
- Базовая подготовка по спортивно-оздоровительному туризму: монография / С.В.Соболев, В.М.Гелецкий, Е.А.Николаев. – Красноярск: СФУ, 2016. – 230 с.
- Безопасность в туризме: учеб.-метод. пособие / сост. С.Ю.Махов. – Орел: МАБИВ, 2020. – 118 с.
- Боголюбова, С.А. Виды и тенденции развития туризма: учеб. пособие / С.А.Боголюбова. – Москва: Юрайт, 2022. – 231 с.
- Валеева, Е.О. Современные технологии организации туристической деятельности: учеб. пособие / Е.О.Валеева. – Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2015. – 194 с.
- Виды и тенденции развития туризма: учеб. пособие / В.А.Назаркина, Ю.О.Владыкина, Е.Ю.Воротникова [и др.]. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2014. – 235 с.
- Войт, М.Н. Государственное регулирование в сфере туризма и гостеприимства: учеб.-метод. пособие / М.Н.Войт. – Сочи: РосНОУ, 2019. – 170 с.
- Гировка, Н.Н. Туристско-рекреационные ресурсы территорий: основы организации: учеб. пособие / Н.Н.Гировка. – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2019. – 308 с.
- Егоренков, Л.И. Введение в технологию туризма: учеб.-метод. пособие / Л. И. Егоренков. – Москва: Финансы и Статистика, 2014. – 304 с.
- Казакова, К.С. Спортивный туризм: учеб. пособие / К.С.Казакова. – Донецк: ДонНУЭТ имени Туган-Барановского, 2021. – 142 с.
- Карасев, И. Е. Основы и виды туризма: учеб. пособие / И.Е.Карасев, Ю.Р.Солодовникова. – Омск: ОмГТУ, 2019. – 90 с.
- Конанова, Е.И. Инклюзивный туризм: технология и организация туристского продукта: учеб. пособие / Е.И.Конанова. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2019. – 128 с.
- Корабейников, И.Н. Технологии туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий: учеб. пособие / И.Н.Корабейников, Ю.Е.Холодилина. – Оренбург: ОГУ, 2016. – 102 с.
- Куприна, Л.Е. Активный туризм: учеб. пособие / Л.Е.Куприна. – 2-е изд., перераб. и доп. – Тюмень: ТюмГУ, 2012. – 312 с.
- Обеспечение безопасности туристских походов: учеб.-метод. пособие / сост. С.Ю.Махов. – Орел: МАБИВ, 2020. – 39 с.
- Основы активного туризма: учеб.-метод. пособие / сост. С.Ю.Махов. – Орел: МАБИВ, 2020. – 115 с.
- Официальный сайт Национальной центра конного туризма. – Режим доступа: http://www.equinetourism.ru/
- Официальный сайт Федерации спортивного туризма России [Электронный ресурс] / Федерация спортивного туризма РФ. – Москва, 2001. – Режим доступа: http://www.tssr.ru/
- Практика активного туризма: учеб.-метод. пособие / сост. С.Ю.Махов. — Орел: МАБИВ, 2020. – 149 с.
- Специальные виды туризма: учеб. пособие / Б.И.Штейнгольц, Ю.О.Владыкина, Е.Ю.Воротникова [и др.]; под общ. ред. Б.И.Штейнгольца. – Новосибирск: НГТУ, 2015. – 255 с.
- Стахова, Л.В. Основы туризма: учебник / Л.В.Стахова. – Москва: Юрайт, 2022. – 327 с.
- Стеблецов, Е.А. Спортивно-оздоровительный туризм и спортивное ориентирование: учеб. пособие / Е.А.Стеблецов, Ю.С.Воронов, В.В.Севастьянов; под общ. ред. Е.А.Стеблецова. – Москва: Юрайт, 2021. – 195 с.
- Стельмах, Е.А. Спортивный туризм: учеб. пособие / Е.А.Стельмах. – Донецк: ДонНУЭТ имени Туган-Барановского, 2017. – 89 с.
- Стойлов, А.Ю. Конный туризм – вид активного отдыха / А.Ю.Стойлов, Ю.Д.Овчинников // Человек и современный мир: международный научно-исследовательский журнал. – Владивосток: Эксперт-Наука, 2019. – № 1 (26). – С. 15-23.
- Тавакалова, М.М. Перспективы развития конного туризма // Наука — сервису. Том 1: материалы ХXIII Междунар. науч.-практ. конф. (10 октября 2018 г.) / под ред. И. В. Бушуевой, О. Е. Афанасьева. – Москва: Русайнс, 2018. – С.54-58.
- Тамочкина, О.А. Туризм: раскрывая творческий потенциал: учеб.-метод. пособие / О.А.Тамочкина. – Волгоград: Волгоградский государственный аграрный университет, 2018. – 76 с.
- Туризм: словарь / под ред. М.А.Морозова. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 300 с.
- Ускова, Т.В. Туристская инфраструктура в регионе: оценка и перспективы / Т.В.Ускова, А.В.Величкина. – Вологда: ВолНЦ РАН, 2014. – 60 с.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф