В своем учебном пособие Лемов Аркадий Владимирович предоставляет читателю в лице выпускника школы или абитуриента ВУЗа огромное количество тестов по русскому языку, тесты ориентированы на «культуру речи», так как по мнению автора именно культура речи остается на заднем плане при изучении русского языка в школе.
В составе тренировочных тестов 6 крупных по объему тем. Тесты представлены в виде вопроса с вариантами ответа, например, тест по морфологии, а именно «Родительный падеж множественного числа существительных» имеет такой вид:
Отметьте номера слов с правильной формой родительного падежа множественного числа. (20)
1) ГЕКТАР
2) АБРИКОСОВ
3) БАСНЕЙ
4) ГРУЗИН
Получается нужно выбрать правильный ответ, а после если обратиться к Части 2, в которой представлен теоретический материал проверить правильность своего ответа.
Тесты представлены в таких темах как орфоэпия, морфология, синтаксис, лексика, стилистика, изобразительно-выразительные средства языка. Также темы подразделяются более конкретно:
Орфоэпия на Нормы ударения, Нормы произношения отдельных звуков, Произношение некоторых групп согласных звуков;
Морфология на имена существительные, Имена прилагательные, Имена числительное, Местоимение, Глагол и его формы;
Синтаксис на Нормы связи подлежащего со сказуемым, Управление, Употребление деепричастных и причастных оборотов, однородные члены предложения, Косвенную речь;
Лексика на Употребление слова в несвойственном ему значении, Многословие, лексическую сочетаемость, Многозначность, Синонимию Омонимию. Антонимию, Заимствования, Слова ограниченного употребления, на лексику пассивного словарного запаса, фразеологизмы;
Статистика на Функциональные стили;
Изобразительно-выразительные средства языка на Тропы, Средства звуковой выразительности, Стилистические фигуры, Текст, Рецензию как оценку текста.
Далее во второй части своего пособия Лемов переходит к теоретическому курсу и начинает с «понятия культура речи».
Культура речи — это раздел языкознания, определяющий на научной основе нормы устной и письменной речи. А также соответствие речи требованиям литературного (принятого образованными людьми) произношения, словоупотребления. Культура речи в письменном виде требует соблюдения норм орфографии и пунктуации.
Орфоэпия и фонетика определяются следующим образом. Фонетика это: 1. Звуковая система языка. 2. Раздел языкознания, изучающий звуковую систему языка.
Орфоэпия это: 1. Совокупность произносительных норм языка. 2. Раздел языкознания, изучающий нормы произношения.
Что касаемо норм ударения Аркадий Владимирович пишет так «Ударение в русском языке может находиться на любом слоге (завод, перец, выскочка), а в пределах одного слова в разных его формах может меняться (голова, голов, головы). Это в некоторых случаях создает трудности в правильном выборе места ударения. Однако образованный человек может допускать ошибки в ударении лишь в незначительном числе слов по сравнению с огромным объемом всей лексики языка. Часть таких слов по происхождению являются русскими, часть-заимствованными. Перед экзаменом полезно обратить внимание на слова, произношение которых нередко бывает ошибочным».
Грамматика языка состоит из двух разделов: морфологии и синтаксиса. Морфология это: 1. Раздел грамматики, изучающий слова как части речи, формы слов и их категории. 2. Сама система частей речи, их категорий и форм слов.
Синтаксис это: 1. Раздел грамматики, изучающий строение словосочетаний и предложений. 2. Сама система словосочетаний и предложений языка.
Морфология и синтаксис в учебном пособие делятся на подпункты для более точной классификации и понимания излагаемого материала. Морфология на имена существительные, Имена прилагательные, Имена числительное, Местоимение, Глагол и его формы; Синтаксис на Нормы связи подлежащего со сказуемым, Управление, Употребление деепричастных и причастных оборотов, однородные члены предложения, Косвенную речь.
Лексика. Этот раздел Аркадий Владимирович сопровождает таким комментарием «Тесты в области лексики связаны прежде всего с нарушением нормы при определении значения слов и фразеологических единиц, стилистической окраски, их уместности, употребительности, сочетаемости с другими словами. Лексика -словарный состав языка. Лексикология — раздел языкознания, изучающий словарный состав языка».
Часто с лексическими проблемами сталкиваются и весьма образованные люди, речь идёт о многословии, а в частности о плеоназме (смысловая избыточность сочетания слов) и тавтологии (избыточность выражения, проявляющаяся в повторении однокоренных слов).
Стилистика. В данном учебном пособии имеет такое определение — наука о функциональных стилях и языковых средствах их создания. И представлена в разновидностях функциональных стилей, а именно разговорный, официально деловой, публицистический, научный стиль, литературно-художественный.
Изобразительно-выразительные средства языка в частности Тропы, Средства звуковой выразительности, Стилистические фигуры. Представлены обширным списком, который включает в себя такие тропы как, метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза, сравнение, эпитет. Средства языковой выразительности в свою очередь иллюстрированы примером как с помощью звука у (буква ю читается или как у, как йу) Пушкин передает гулкость многолюдья:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных.
Я предаюсь своим мечтам.
Звуки боя в «Бородино» М.Ю. Лермонтова передаются с помощью аллитерации на т, p, б, щ (сочетание букв сч произносится как щ):
Вот затрещали барабаны
И отступили басурмане.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Стилистические фигуры представлены градацией, антитезой, инверсией, анафорой каждая фигура речи приводится с определением и незначительным примером.
Текст — это несколько предложений или абзацев, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств.
Следовательно, текст есть нечто единое целое и целостность текста поддерживается специальными средствами, эти средства не позволяют тексту в нашем сознании распасться на бессмысленные части, помогая передавать смысл от одного предложения другому или от одной части текста другой.
К таким средствам относятся:
1) Замена одного слова другим, обычно местоимением.
2) Пропуск (эллипсис) того, что известно из предыдущих предложений.
3) Вводные слова и сочетания.
4) Адресные посылки (слова, отсылающие читателя к той или иной части текста)
5) повтор ключевых слов, замена их синонимами, перифразами; антонимическое противопоставление ключевых слов.
Типы речи подразделяются на описание, повествование и рассуждение.
В своем учебном пособие Лемов Аркадий Владимирович в качестве заключения призывает читателя пользоваться словарями на каждый день, дабы сделать свою речь грамотной и правильной.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
