Скоро защита?
Меню Услуги

Конституционно-правовой статус Администрации Президента Российской Федерации. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ.

2.1. Состав и структура Администрации Президента РФ.

В указе Президента РФ от 06.04.2004 № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» категория состав применяется непосредственно в отношении самой Администрации Президента РФ, а категория структура в отношении ее структурных подразделений.
Состав Администрации Президента РФ – это совокупность сформированных Президентом РФ должностей и самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ.
Использование категории «состав» подчеркивает исключительную возможность Президента РФ, как единственного инициатора формирования Администрации, в любое время менять ее ключевые организационно-управленческие элементы.
Функции Администрации Президента РФ, связанные с такой существенной деятельностью как обеспечение реализации полномочий Президента РФ, обуславливают необходимость в особой оптимизации и эффективной организации ее состава.
В рамках критерия образующих элементов состав Администрации Президента РФ можно систематизировать следующих образом. В состав Администрации Президента РФ входят:
1. Должностные лица (федеральной государственной гражданской службы РФ):
1. Руководитель Администрации Президента РФ;
2. Два первых заместителя Руководителя Администрации Президента РФ;
3. Три заместителя Руководителя Администрации Президента РФ;
4. Заместитель Руководителя Администрации Президента РФ — пресс-секретарь Президента РФ;
5. Помощники Президента РФ (большинство из них также руководители подразделений Администрации);
6. Руководитель протокола Президента РФ;
7. Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;
8. Полномочные представители Президента РФ в Федеральном собрании РФ, Конституционном суде РФ;
9. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка;
10. Советники Президента РФ;
11. Специальные представители Президента РФ;
12. Старшие референты Президента РФ;
13. Референты Президента РФ;
14. Иные должностные лица Администрации Президента РФ .
Указанные должностные лица перечислены в указе Президента РФ от 06.04.2004 № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации». Представляется что тут перечислены наиболее ключевые, наиболее значимые с точки зрения своей компетенции и организации Администрации Президента РФ, должностные лица; также в рамках положения об Администрации их отличает непосредственное подчинение Президенту РФ. Необходимо учитывать, что иные должностные лица Администрации Президента РФ перечисляются уже в Указе Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».
К проблемному вопросу нужно отнести принадлежность к составу Администрации Президента РФ ряда государственных должностей:
1. Заместитель Председателя Совета Безопасности РФ;
2. Секретарь Совета Безопасности РФ;
3. Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
Относительно первых двух должностей положение об Администрации Президента РФ закрепляет, что они непосредственно подчиняются Президенту РФ, а ФЗ от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» регламентирует что лица, замещающие эти должности, назначаются и освобождаются от их замещения Президентом РФ . Таким образом, по своему правовому статусу они могут войти в состав Администрации Президента РФ: назначаются и освобождаются Президентом РФ, ему непосредственно подчиняются.
Однако, представляется, что логика законодателя заключается в следующем: государственные должности Совета Безопасности РФ как конституционного совещательного органа при Президенте РФ должны входить в состав Совета Безопасности РФ, а не Администрации Президента РФ, но в связи с тем, что это органы при Президенте РФ их должности имеют такие общие характеристики как назначение и освобождение Президентом РФ, непосредственное подчинение Президенту РФ. В тоже время статус и организация деятельности Совета Безопасности РФ в значительной степени зависит от Администрации Президента РФ и в доктрине, зачастую, его вообще не считают самостоятельным органом. Так аппарат Совета Безопасности Российской Федерации на правах управления является самостоятельным подразделением Администрации президента РФ , а гражданские служащие аппаратов при Заместителе Председателя Совета Безопасности РФ и Секретаре Совета Безопасности РФ в реестре федеральных гражданских служащих перечисляются в разделе посвященному Администрации Президента РФ .
Должность Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей не упоминается в положении об Администрации ни в каком контексте. Согласно ФЗ от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ»: «Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат являются государственным органом». Несмотря на то что это должность при Президенте РФ законодатель не стал относить эту государственную должность в состав Администрации Президента РФ, сделав ее частью отдельного органа (хотя называть это государственным органом спорно). Представляется, что это связано с намерением сформировать независимую систему бизнес-омбудсменов по всей стране, однако необходимо учитывать, что уполномоченный назначается Президентом РФ с учетом мнения предпринимательского сообщества сроком на пять лет и Администрация Президента РФ в этом процессе, безусловно, является активной стороной.
2. Самостоятельные подразделения:
1. Управления Президента РФ:
1. Государственно-правовое управление;
2. Контрольное управление;
3. Управление протокола;
4. Управление по внешней политике;
5. Управление информационного и документационного обеспечения;
6. Экспертное управление;
7. Управление по внутренней политике;
8. Управление по обеспечению конституционных прав граждан;
9. Управление пресс-службы и информации;
10. Управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами;
11. Управление по обеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерации;
12. Управление по вопросам государственной службы и кадров
13. Управление по государственным наградам;
14. Управление по работе с обращениями граждан и организаций
15. Управление по приграничному сотрудничеству;
16. Управление по общественным связям и коммуникациям
17. Управление по научно-образовательной политике;
18. Управление по применению информационных технологий и развитию электронной демократии;
19. Управление по общественным проектам.
20. Управление по вопросам противодействия коррупции;
2. Иные самостоятельные подразделения Администрации:
1. Аппарат Совета Безопасности РФ (на правах управления);
2. Аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах (на правах управления);
3. Канцелярия Президента РФ (на правах управления);
4. Референтура Президента Российской Федерации (на правах управления);
5. Секретариат Руководителя Администрации Президента РФ (на правах управления) .
Данное перечисление подразделений Администрации содержится в базовых для нее указах Президента РФ. Представляется, что самыми значимыми для ее выступают именно Управления Президента РФ, также, перечисление управлений идет в рамках иерархии, начиная с наиболее существенных с точки зрения обеспечения реализации полномочий Президента РФ.
Как уже отмечалось категория структура в указе Президента РФ от 06.04.2004 № 490 (ред. от 07.03.2020) «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» применяется к подразделениям Администрации.
Таким образом, Структура Администрации Президента РФ – это строение и внутренняя форма организации самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ.
В указе отмечается, что самостоятельные подразделения Администрации состоят из департаментов.
В.Н. Прокофьев считает, что Администрация, де юре не будучи коллегиальным органом и выступая строгой иерархической управленческой конструкцией, де факто является «констелляцией» должностных лиц и подразделений «команды Президента», обладающих административно-политической независимостью от руководителя Администрации и по отношению друг к другу. Это положение подкрепляется: практикой прямого руководства Президента высокопоставленными сотрудниками Администрации; положениями о самостоятельных подразделениях Президента, которые утверждаются его указами (уникальный случай прямого правового регулирования деятельности не только самого органа, но и его подразделений на федеральном уровне); отсутствием четких регламентных норм субординации и внутриведомственного контроля деятельности гражданских служащих, замещающих должности категории «руководителя» и «помощники» советники, которые относятся к высшей группе .
Можно заключить, что формируемый состав, как категория, является определяющей по отношению к Администрации Президента РФ, а категория структура характеризует ее самостоятельные подразделения (управления Президента РФ и пр.).

2.2. Компетенция Администрации Президента РФ

Компетенция Администрации Президента РФ – это совокупность ее полномочий в сферах, связанных с обеспечением реализации полномочий Президента РФ.
В положении об Администрации не указывается конкретный перечень ее полномочий, они обуславливаются целями формирования Администрации. В.Н. Лесных считает, что это и есть ее полномочия и что компетенция Администрации тем самым не определена: «Это обстоятельство свидетельствует о том, что Администрация может реализовывать свои полномочия практически во всех сферах общественной и государственной жизни, не имея при этом четко ограниченной сферы своей компетенции…Не имеют законодательного закрепления и такие обязательные элементы правового статуса как права и обязанности Администрации ».

Цели формирования Администрации Президента РФ:
1. Обеспечение реализации Президентом РФ полномочий главы государства;
2. Осуществление контроля за исполнением решений Президента РФ;
3. Содействие Президенту РФ в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства;
4. Содействие Президенту РФ в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
5. Содействие Президенту РФ в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
6. Обеспечение реализации Президентом РФ иных возложенных на него Конституцией РФ полномочий и др. .

Администрация в целях обеспечения реализации полномочий Президента РФ осуществляет следующие полномочия:
1. Организует работу Президента РФ с Федеральным собранием: организация подготовки законопроектов; подготовки поправок к законопроектам; подготовка проектов заключений на законопроекты; подготовка предложений о подписании Президентом РФ федеральных конституционных законов и федеральных законов либо об их отклонении;
2. Подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений (перечней поручений) и обращений Президента Российской Федерации, в том числе подготовка материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ и для его программных выступлений;
3. Обеспечение обнародования федеральных конституционных законов и федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента РФ, а также иных документов, подписанных Президентом РФ;
4. Осуществление контроля за исполнением актов Президента РФ;
5. Организационное обеспечение реализации РФ его конституционных полномочий по осуществлению помилования, по решению вопросов гражданства РФ;
6. Подготовка проектов обращений Президента РФ в Конституционный Суд РФ;
7. Подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов;
8. Содействие развитию местного самоуправления, совершенствованию общих принципов организации местного самоуправления;
9. Обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, торгово-промышленными палатами, организациями предпринимателей и иными организациями, институтами гражданского общества;
10. Обеспечение взаимодействия Президента РФ с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;
11. Обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ и др. .
Администрация при реализации своих полномочий:
1. Взаимодействует с публичными органами;
2. Подготавливает предложения Президенту РФ;
3. Осуществляет функции учредителя средств массовой информации;
4. Осуществляет учет лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или по представлению Президента РФ;
5. Принимает меры по профилактике коррупции;
6. Исполняет поручения и контролирует исполнение поручений Президента РФ;
7. Запрашивает и получает необходимую информацию от публичных органов;
8. Пользуется государственными банками данных, использует государственные, в том числе правительственные, системы связи;
9. Организует проведение научных и исследовательских работ, в том числе с привлечением на договорной основе научных организаций, ученых и экспертов;
10. Осуществляет руководство организациями, находящимися в ее ведении;
Как отмечает И.В. Борискова: «Администрация реально обладает более широкими возможностями влиять на механизм реализации властных полномочий органами государственной власти, чем это законодательно предполагается. Данное обстоятельство, учитывая важность решаемых Президентом России задач на современном этапе государственного строительства, вполне объяснимо и целесообразно. С точки зрения имеющихся полномочий современная Администрация Президента России давно вышла за рамки границ, определяемых понятием термина «Администрация» ».
Представляется, что компетенция Администрации обуславливается ее целями, функциями и то чем она руководствуется при реализации своих функций, а конкретизируется в положениях, регламентирующих компетенцию ее самостоятельных подразделений. Так, Контрольное управление Президента РФ вправе: «Вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу неисполнения или ненадлежащего исполнения федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента РФ »
Весьма существенной проблемой является вопрос о пределах компетенции Администрации Президента РФ и ее ответственности.
В.Н. Прокофьев, в своей публикации посвященной этой проблеме, делает следующий вывод: «Администрация Президента России является сегодня государственной структурой, определяемой в рамках системы общественно-публичной власти, поэтому в таких ситуациях становится непререкаемым тот факт, что она формируется и функционирует именно в совокупности «пределов», установленных Конституцией Российской Федерации» .
Автор также отмечает, что наиболее полно вопрос ответственности Администрации Президента РФ урегулирован в доктрине административного права.
Так, Е.А. Лесных считает, что «законодательно не закреплен такой элемент административно-правового статуса Администрации как юридическая ответственность самого органа и его должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих функциональных обязанностей. В Положении об Администрации этот элемент фактически не упоминается. Единственно, где можно найти хоть какое то упоминание об ответственности сотрудников Администрации, это п.6 указа Президента РФ от 27.12.2004 № 1603, регламентирующем деятельность Администрации по представлению кандидатов на должность руководителей субъектов Российской Федерации, где указано дословно следующее: «Должностные лица Администрации Президента Российской Федерации, подготавливающие и вносящие предложения по кандидатурам на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, несут ответственность за обоснованность предложений, объективность и достоверность информационных и иных справочных материалов, а также материалов, характеризующих указанные кандидатуры ». Из данного положения можно сделать вывод, что речь идет о сугубо дисциплинарной ответственности, поскольку нормы об ответственности сотрудников Администрации или иных лиц, представляющих сведения Президенту России о кандидатах на должность губернаторов в уголовном и административном законодательстве нет ».
Нужно отметить, что в административном законодательстве нет и такого правонарушения как воспрепятствование деятельности Администрации Президента РФ (здесь возможно применение ст. 19.7 КоАП «Непредставление сведений (информации)»). Однако существует такое правонарушение как «Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка»: ст. 17.2.1 КоАП.
Таким образом, можно заключить, что компетенция Администрации Президента РФ как совокупность полномочий в сферах, связанных с обеспечением реализации полномочий Президента РФ обусловлена целями, функциями и то чем руководствуется при реализации этих функций Администрация и конкретизирована в положениях о ее самостоятельных подразделениях.
Пределы компетенции Администрации Президента РФ обусловлены ее правовым статусом, а ответственность, в настоящее время, существует только в виде дисциплинарной.

2.3. Взаимодействие Администрации Президента РФ с органами публичной власти РФ и некоторыми институтами гражданского общества.

Весьма большой и отчасти размытый масштаб компетенции Администрации Президента РФ предполагает ее активное взаимодействие с органами публичной власти РФ, а также гражданским обществом.
В положении об Администрации указывается, что она взаимодействует с:
1. Советом Федерации Федерального Собрания РФ;
2. Государственной Думой Федерального Собрания РФ;
3. Правительством РФ;
4. Конституционным Судом РФ;
5. Верховным Судом РФ, иными судами Российской Федерации;
6. Генеральной прокуратурой РФ;
7. Следственным комитетом РФ;
8. Федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами;
9. Органами государственной власти субъектов РФ;
10. Иными государственными органами и их аппаратами;
11. Органами местного самоуправления;
12. С государственными органами иностранных государств и их должностными лицами;
13. С российскими, международными и иностранными организациями .
Взаимодействие с главными внутриполитическими публичными органами (прежде всего Федеральным собранием РФ и федеральными органами исполнительной власти), по мнению В.Н. Прокофьева, в большей степени связано с полномочиями Государственно-правового управления Президента РФ и первого заместителя руководителя Администрации Президента, который курирует выработку и реализацию направлений внутренней политики государства, т.е. выполняет т.н. долевые полномочия «вместе» с Президентом и во многом «вместо» глав обеих палат Парламента – от кадровой политики до стратегического планирования партийного строительства .
М.Ф. Хараджиев говорит, что из-за отсутствия положения о первом заместителе руководителя Администрации по внутренней политике, можно утверждать не только о его важной роли в обеспечении реализации полномочий Президента, в том числе скрытных и имплицитных, но и о скрытных и имплицитных полномочиях уже самого первого заместителя руководителя Администрации .
Полномочные представители Президента в палатах Федерального Собрания РФ в соответствии с Указом от 22.06.2004 № 7921 представляют интересы главы российского государства и способствуют реализации его полномочий (конституционных) в СФ РФ и ГД РФ . В частности, полпред в ГД представляет:
1. Внесенные Президентом законопроекты на заседаниях ГД, его позицию российского по иным законопроектам и отклонения Президентом принятых ГД и одобренных СФ федеральных законов;
2. Кандидатуры для назначения на должности, внесенные на рассмотрение ГД Президентом в соответствии с Основным законом и текущими федеральными законами.
При этом согласно Положению о порядке взаимодействия Президента с палатами Федерального собрания в законотворческом процессе, которое утверждено Указом от 13.04.1996 № 5492, основополагающую роль в Администрации в части, касающейся законопроектной деятельности, отведена Государственно-правовому управлению (далее – ГПУ), руководитель которого в ранге помощника Президента напрямую подотчетен главе государства.
К принятию же кадровых решений они не имеют никакого отношения: их задача по большой части представительская и координационно-контрольная – обеспечение совместно с аппаратами СФ РФ и ГД РФ соблюдения надлежащим образом процедуры рассмотрения в палатах российского парламента кандидатур соискателей соответствующих государственных должностей .
На основании Указа Президента от 21.06.2004 № 7914 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по внутренней политике: Указ Президента РФ» Управление по внутренней политике занимает центральное место во взаимодействии с партиями на стратегическим, тактическом, оперативном и даже техническом уровнях .
В целом взаимодействие Администрации с перечисленными выше субъектами, как отмечает В.Н. Прокофьев ограничивается двумя инструментами: традиционно-правовыми и нетрадиционно-правовыми . Под последними следует понимать координацию этих публичных субъектов.
Взаимодействие с субъектами РФ обеспечивается институтом полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. С момента создания и до настоящего времени не прекращаются споры о будущем института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. По-видимому, в ближайшей перспективе данный институт не исчезнет, поскольку полномочный представители есть порождение нового порядка общественно-политической жизни, в котором соединились мощный политический вес Президента РФ и первые признаки экономического роста, новый федерализм и новый порядок разделения полномочий, новый порядок межбюджетных отношений и исполнения социальных обязательств государства.
Д. А. Медведев в день 10-летия создания института полномочного представителя в федеральных округах так высказался о возможном совершенствовании функций полномочных представителей: «…полномочные представители должны принимать участие и во всех мероприятиях, связанных с современной повесткой дня, с технологическим развитием нашей страны, участвовать в организации работы по реализации президентских приоритетов, в частности, приоритетов технологического развития нашей экономики .
Конституция России прямо не предусматривает существование института
полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Полномочие главы государства по назначению и освобождению от должности полномочных представителей Президента РФ зафиксировано лишь в п. «к» ст. 83 Конституции Российской Федерации. Закрепленное в самом общем виде в Основном законе страны полномочие главы государства по назначению своих полномочных представителей, в дальнейшем развиваемое во многих указах Президента РФ образует правовую основу деятельности всех полномочных представителей Президента РФ. Нужно отметить, что в предстоящих поправках к Конституции РФ не обозначено изменение этого института, что позволяет свидетельствовать о его эффективной организации в настоящее время.
Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа, и обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа .
Полномочные представители Президента РФ являются федеральными государственными служащими и входят в состав Администрации Президента РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Руководителя Администрации Президента РФ. Полномочные представители непосредственно подчиняется Президенту РФ и подотчетны ему . Таким образом их статус во многом обусловлен статусом федеральных гражданских служащих РФ.
Представляется, что полномочные представители Президента РФ в федеральных округах являются территориальным институтом Администрации Президента РФ по аналогии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти РФ.
Исследование основных направлений работы полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах позволяет выделить пять функциональных блоков их деятельности:
1) представительский;
2) кадрово-наградной;
3) социально-экономический;
4) контрольно-координационный;
5) информационно-аналитический.
И.А. Акулич считает, что отдельным направлением работы полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, охватывающим все указанные блоки, выступает работа с обращениями граждан. Главное в деятельности представителей Президента РФ в федеральных округах – обеспечение национальной безопасности на региональном уровне, решение вопросов стратегического значения [3, С. 59].
Представляется, что функции и полномочия представителей Президента РФ в федеральных округах не могут выходить за рамки надзора, анализа, координации в процессе реализации актов, которые издает Президент РФ.
Существует проблема институциональных конфликтов, которые возникают при функционировании федеральных округов. Эти конфликты возникают по двум направлениям: по вертикали и по горизонтали.
По вертикали полномочные представители как специализированный институт федеральной власти оказываются в естественном институциональном конфликте с региональной властью и прежде всего с губернаторами. Этот конфликт закономерен, поскольку окружные структуры являются субъектом централизованного контроля, а губернаторы – его объектом.
По горизонтали система федеральных округов зависит от аппаратных противоречий между федеральными структурами. Одно из них определилось сразу: полномочные представители входят в структуру администрации президента, но при этом занимаются координацией ведомств, которые относятся к правительству России.
Можно заключить что в настоящее время имеется тенденция к устойчивому изменению статуса полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в смысле усиления политического влияния представителей. Следует отметить, что значительно усилен контроль полпредов за главами субъектами федерации и их деятельностью, несмотря на недостаточную правовую регламентированность этого контроля.
Некоторые исследователи высказывают сегодня точку зрения о целесообразности переподчинения полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах Председателю Правительства РФ и создания вместо института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах института полномочных представителей Правительства РФ .
Представляется нецелесообразной реорганизация института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в институт полномочных представителей Правительства РФ, поскольку представители Президента РФ выполняют задачи и функции, не свойственные иным государственным органам. Также необходимо иметь в виду, что при предлагаемой реорганизации осуществление полномочий Администрации Президента РФ на местах будет серьезно затруднено.
Р.Ш. Абдрашитов отмечает что институт главных федеральных инспекторов по субъектам РФ занимает особое звено в структуре аппарата полномочного представителя Президента РФ в федеральных округах, но правовой статус изучен недостаточно .
В настоящее время главный федеральный инспектор по субъектам РФ проводит контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ на территории конкретного субъекта страны.
Главное предначертание функции главного федерального инспектора — это обеспечение представления интересов аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах на территории субъектов РФ. На сегодняшний день главные федеральные инспекторы назначаются в каждые 85 субъектов РФ. Однако являясь частью аппаратов полпредов Президента РФ в федеральных округах, они являются частью состава Администрации Президента РФ.
В целом за время своего существования институт полномочных представителей Президента РФ доказал свою востребованность, юридическую и политическую жизнеспособность. Вместе с этим, на эффективности его функционирования негативно сказывается неопределенность статуса, неразграниченность полномочий и соподчиненности в рамках президентского «модуля управления», что во многом обусловлено неопределенностью в компетенции Администрации Президента РФ.
Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, однако обязаны исполнять акты Президента РФ; исполнение органами местного самоуправления актов Президента РФ – это особая публично-правовая процедура, включающая в себя особый механизм отчетности об этом исполнении, в котором задействованы самостоятельные подразделения Администрации Президента РФ.
Проблемный вопрос возникает в связи с созданием нового Государственного совета РФ. Нынешний Государственный совет РФ по аналогии с Советом безопасности РФ является зависимым, с точки зрения организации и функционирования, от Администрации Президента РФ.
Представляется, что новый Государственный совет РФ будет органом не при Президенте РФ и будет иметь самостоятельный аппарат, состав и структуру и станет неким федералистским образованием, не оставаясь в рамках института Президента РФ и, следовательно, компетенции и состава Администрации Президента РФ.
Взаимодействие Администрации с иностранными органами также является приоритетным направлением. По заявлению руководителя Администрации Президента РФ А.Э. Вайно очень тесное взаимодействие Администрации Президента РФ проходит с Канцелярией ЦК КПК.
С гражданским обществом Администрация Президента РФ взаимодействует через такие самостоятельные подразделения как:
1. Управление по обеспечению конституционных прав граждан;
2. Управление по государственным наградам;
3. Управление по работе с обращениями граждан и организаций;
4. Управление по общественным связям и коммуникациям;
5. Управление по научно-образовательной политике;
6. Управление по общественным проектам.
Особую роль заслуживает процедура обращений граждан, поскольку обращения эти в большинстве своем адресованы не самой Администрации (кроме кадровых вопросов), а Президенту РФ.
В целом, созданная Администрацией система работы с обращениями (от получения до рассмотрения и обобщения для последующей выработки управленческих решений) не только в полной мере гарантирует реализацию конституционного права на обращение и обеспечивает право каждого на доступ к главе государства, но и предопределяет высокую вероятность разрешения поставленных в обращениях вопросов, по существу.
Можно сделать вывод, что взаимодействие Администрации Президента РФ с органами публичной власти является многогранным явлением с одной стороны осуществляемое посредством легальной компетенции Администрации, с другой имеющей практику многих неформальных инструментов воздействия, которые можно обобщить как координацию, что обусловлено значимостью исполнения полномочий главы государства. Это взаимодействие отличается в зависимости от уровней публичной власти с которыми происходит взаимодействие. Взаимодействие Администрации Президента РФ с гражданским обществом также является сложным явлением, что обусловлено значимостью фигуры Президента РФ. Администрация обеспечивает создание и проведение общественных проектов, как воспитательных, патриотических, так и политически значимых, обеспечивает эффективное функционирование системы работы с обращениями граждан, поступающих на имя Президента РФ.

2.4. Особенности государственной гражданской службы в Администрации Президента РФ.

Государственная гражданская служба в Администрации Президента РФ можно определить, как профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий Администрации Президента РФ, Президента РФ.
Согласно реестру должностей государственных гражданских служащих, в котором Администрации Президента РФ посвящен Раздел 1, гражданские служащие Администрации представлены всеми существующими категориями: обеспечивающие специалисты, специалисты, помощники (советники), руководители, однако, группы должностей представлены старшими, ведущими, главными и высшими – младшие не установлены. Так, должность Помощника Руководителя Администрации Президента РФ и Главного федерального инспектора по субъекту РФ относятся к высшей группе должностей .
В существенных моментах государственная гражданская служба в Администрации Президента РФ регламентирована актами Президента РФ. Безусловно, это придает ей определенную уникальность, на которую зачастую не обращают при исследовании института государственной гражданской службы, но в тоже время не устраняет, а формирует некоторые противоречия.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. № 634 «Вопросы федеральной государственной гражданской службы», замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Администрации Президента РФ, назначение на которые производится Президентом РФ, осуществляется федеральными государственными гражданскими служащими в течение срока исполнения Президентом РФ своих полномочий. По истечении этого срока решением вступившего в должность главы государства на них может быть возложено временное исполнение обязанностей по замещаемым ими должностям .
К.В. Черкасов отмечает, что срок исполнения Президентом РФ своих полномочий — время фактического исполнения им своих обязанностей, ибо если исходить из конституционно установленного шестилетнего срока без «привязки» к определенному лицу, то в этот период теоретически может смениться несколько глав государства. Поэтому в данном случае остался открытым вопрос о том, как быть, если срок исполнения полномочий Президента РФ не совпадет с установленным в Конституции РФ периодом, если глава государства по каким-либо причинам досрочно прекратит свои полномочия и их некоторое время согласно Конституции РФ, будет временно исполнять Председатель Правительства РФ .
Исходя из буквального толкования данного нормативного правового акта, указанные государственные гражданские служащие Администрации Президента РФ должны сложить свои полномочия, но временное исполнение обязанностей вопреки замыслу разработчиков акта на них возложено быть не может. Ведь вступить в должность (а не исполнять должностные обязанности) Президента РФ согласно ст. 92 Конституции РФ лицо может только после избрания и принесения соответствующей присяги. В то же время Администрация Президента РФ и ее должностные лица обязаны обеспечивать исполнение полномочий главы государства в таком случае временно исполняющего обязанности Президента РФ, иначе они останутся нереализованными в течение весьма длительного времени.
Представляется необходимым внести в рассматриваемый указ уточнения в части замены словосочетания «вступивший в должность» на «исполняющий должностные обязанности» (возможно одновременное использование этих понятий) либо установить, что указанные должностные лица слагают свои полномочия не по истечении срока исполнения Президентом РФ своих полномочий, а перед вновь избранным и вступившим в должность Президентом РФ (данный вариант предпочтительней, так как позволяет максимально учесть весь массив федерального законодательства).
Неоднозначное восприятие вызывает также содержащий информацию для служебного пользования Указ Президента РФ от 3 марта 2008 г. № 295 «О статусе вновь избранного и не вступившего в должность Президента РФ», в соответствии с которым на Администрацию Президента России возложена обязанность обеспечивать деятельность вновь избранного и не вступившего в должность Президента РФ . По сути, он возлагает обязанность обеспечивать деятельность вновь избранного и не вступившего в должность Президента РФ на Руководителя Администрации Президента РФ, его заместителей, полномочных представителей Президента РФ в федеральных государственных органах и федеральных округах, иных должностных лиц, имеющих личностно-доверительные связи с действующим, а не вновь избранным и не вступившим в должность Президентом РФ. Так, например, в Указе Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» (с посл. изм. и доп.) закреплено, что полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе непосредственно подчиняется Президенту РФ и подотчетен ему; назначается на должность на срок, определяемый Президентом РФ, но не превышающий срока исполнения главой государства своих полномочий .
Возникает вопрос и о сфере деятельности вновь избранного и не вступившего в должность Президента РФ, неясно, о какой конкретно деятельности идет речь. Кроме того, при досрочном прекращении главой государства своих полномочий положения данного нормативного акта вступят в противоречие с нормами Указа Президента РФ от 30 апреля 2008 г. № 634 «Вопросы федеральной государственной гражданской службы», согласно которому, как было отмечено, указанные государственные гражданские служащие должны будут прекратить исполнение своих должностных обязанностей с истечением срока полномочий Президента РФ . Следовательно, обеспечивать деятельность вновь избранного и не вступившего в должность Президента РФ они не могут.
Представляется, что регулирование государственной гражданской службы в Администрации Президента РФ нуждается в переосмыслении и унификации на подзаконном уровне – путем издания нового указа Президента РФ, посвященного этому вопросу. В нем должны быть устранены коллизии, связанные со статусом гражданских служащих Администрации по вопросам досрочного сложения Президентом РФ своих полномочий, обеспечения деятельности лица выбранного, но не вступившего в должность Президента РФ. Также, представляется, существенным вывести должность Руководителя Администрации Президента РФ из статуса гражданских служащих РФ в статус государственной должности РФ, ввиду своей значимости и наличия больших координационных полномочий по отношению ко всем публичным субъектам и определения политико-правовой ситуации в РФ, а также ввиду того что некорректно должности Заместителя Председателя Совета Безопасности РФ и Секретаря Совета Безопасности РФ относить к государственным тогда как их аппараты и сам Совет Безопасности РФ являются входящими и зависимыми от Администрации Президента РФ, возглавляемой гражданским служащим РФ.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ.

Замысел о создании Администрации Президента РФ и его изначальное воплощение, в конституционно-правовом понимании, действительно, могли вызывать чувство гордости у его основателей, поскольку удалось не только уйти от аналогий со всемогущим Аппаратом ЦК КПСС, но и организовать команду, обеспечившую интеграцию института президентства в систему управления государством и его довольно успешное функционирование. Как ни странно, но Администрация Президента стала той структурой, в которой эффективно сочетались сохранение выработанных аппаратных традиций и применение новых либеральных, порой креативных начал в работе.
Осуществляемые в 2020 г. изменения положений Конституции РФ затронули и статус Администрации, который стал уточнен. Безусловно, инициатива Президента РФ о поправках в Конституцию РФ была проработана самой Администрацией как органа, обеспечивающего реализацию полномочий Президента РФ (что и отражено в поправке к п. «и» ст. 83 Конституции РФ). Таким образом, Администрация оказалась в ситуации, когда в научном и гражданском сообществе постоянно говорят о необходимости уточнения ее статуса, но, поскольку инициатива поправок исходит от Президента РФ, Администрация, по сути, сама должна была уточнить свой статус на конституционном уровне. Безусловно, что она сделала это весьма «лаконично», не создавая себе рамок, тем более на уровне Конституции РФ.
Однако сказанное отнюдь не означает, что в дискуссии о правовом статусе президентской Администрации должна быть поставлена точка. Наоборот, обновление конституционно-правового статуса Администрации является началом нового этапа в развитии законодательства, регламентирующего деятельность этого органа. Если оставить попытки найти способ повысить прозрачность и ответственность данной структуры, это, как ни парадоксально, может привести к дискредитации самого института президентства. Ведь у Администрации по природе своей нет собственных полномочий, и все то, что делают ее сотрудники, рассматривается как воля Президента. Однако далеко не всегда бурная деятельность тех, кто замещает должности Администрации Президента РФ, вызывает положительную реакцию в обществе: президентская Администрация, смысл работы которой состоит в обеспечении деятельности Президента, по мнению большинства экспертов, превратилась de facto в теневое правительство . И во избежание ситуации, когда тень от теневого кабинета накроет все государственные и негосударственные структуры, представляется своевременным всерьез задуматься о более четкой регламентации основ правового статуса Администрации Президента. Учитывая роль, которую играет данный орган, это крайне актуально и для аппарата государственного управления, и для страны в целом.
Дальнейшее конституционно-правовое развитие Администрации Президента РФ на этом этапе должно идти по уже намеченному пути уточнения ее статуса, что придаст этому органу правовую прозрачность. В частности, представляется оправданным принять положение о первом заместителе руководителя Администрации по вопросам внутренней политики, утвердить регламенты взаимодействия управлений Президента РФ с публичными органами, бизнесом, партиями. Очевидно, что объем дискреционных полномочий у ответственных работников Администрации уменьшится.
Возможно, что предстоящее формирование Государственного совета РФ как нового государственного органа в системе федеральных государственных органов окажет оптимизирующее воздействие на компетенцию Администрации: некоторые ее полномочия, в том числе координационные будут сокращены.
Особое тенденциозное развитие конституционно-правового статуса Администрации Президента РФ обусловлено и административной реформой, насчитывающей уже несколько этапов своего существования.
Прежде всего Администрация Президента является одним из ключевых акторов административной реформы, поскольку ее инициатива принадлежит Президенту РФ.
В настоящее время развитие конституционно-правового статуса Администрации Президента РФ в контексте административной реформы осуществляется по двум направлениям:
1. Развитие федеральной государственной гражданской службы РФ;
2. Развитие системы рассмотрения обращений граждан, поступающих на имя Президента РФ.
О роли Администрации Президента РФ в развитии федеральной государственной гражданской службы и совершенствовании кадрового состава Администрации, путем применения инновационных решений, неоднократно упоминал руководитель Администрации Президента РФ А.Э. Вайно.
Необходимо отметить, что еще не учрежден предусмотренный фз от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» специальный орган по управлению государственной гражданской службой РФ. Несмотря на некоторые дискуссии по этому вопросу де-факто этим субъектом, на сегодня, является Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров, которое является не государственным органом, а самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ, однако, оказывающем существенное влияние на реформирование гражданской службы.
Среди последних проектов Управления (под началом первого заместителя руководителя Администрации Президента РФ) проведение общероссийского конкурса «Лидеры России» по поиску наиболее эффективных менеджеров, которые по итогу замещают должности гражданской службы в самой Администрации и федеральных органах исполнительной власти.
Представляется, что развитие системы рассмотрения обращений граждан, поступающих на имя Президента РФ связано с тем, что Президент РФ, несмотря на его верховное положение в системе государственного управления, не только не отказывается рассматривать обращения граждан, но и, наоборот, стремится расширить каналы и возможности их подачи, повышая доступность конституционного права на обращение, в том числе к главе государства, то есть наполняет реальным содержанием положения Конституции РФ о том, что Президент РФ является гарантом прав и свобод граждан.
Именно глава государства и его Администрация являются авторами многочисленных начинаний в сфере работы с обращениями граждан. Речь идет и о практике использования систем видеоконференцсвязи, и о специальных электронных терминалах, и об общероссийских днях личного приема и о многом другом. А с 2017 г. глава государства еще и взял на себя обязанность заниматься мониторингом рассмотрения всех обращений граждан во все органы государственной власти (независимо от принадлежности к той или иной ветви власти) и органы местного самоуправления .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день Администрацию Президента РФ можно обозначить как государственный орган, сформированный Президентом РФ в целях обеспечения реализации своих конституционных полномочий, который обеспечивает деятельность Президента РФ, путем исполнительно-распорядительной и координационной деятельности, и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ, обязательных для исполнения на всей территории Российской Федерации.
В тоже время функционал Администрации Президента РФ не только чрезвычайно объемен, но и распылен по целому ряду нормативных правовых актов, однако первостепенное значение имеют положения Конституции РФ, регламентирующие институт Президента РФ и его полномочий. Подзаконные акты, регулирующие статус Администрации Президента РФ можно дифференцировать на регламентирующие организацию этого органа: состав и структуру, компетенцию Администрации, компетенцию самостоятельных подразделений Администрации, отдельные вопросы взаимодействия Администрации и других публичных субъектов, гражданского общества. Пределы компетенции этого органа вытекают из конституционных полномочий Президента РФ.
Тенденции законодательного регулирования конституционно-правового статуса Администрации Президента РФ, на сегодня, идут по своему индивидуальному пути: конституционному регулированию с дальнейшим развитием в подзаконных актах, но не в федеральном законе как США или, исключительно административных актах, как во Франции.
Такая важная категория как состав Администрации Президента РФ – это совокупность сформированных Президентом РФ должностей и самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, а категория структура Администрации характеризует ее самостоятельные подразделения (управления Президента РФ и пр.).
Компетенция Администрации Президента РФ как совокупность полномочий в сферах, связанных с обеспечением реализации полномочий Президента РФ обусловлена целями, функциями и то чем руководствуется при реализации этих функций Администрация и конкретизирована в положениях о ее самостоятельных подразделениях. Пределы компетенции Администрации Президента РФ обусловлены ее правовым статусом, а ответственность, в настоящее время, существует только в виде дисциплинарной.
Взаимодействие Администрации Президента РФ с органами публичной власти является многогранным явлением с одной стороны осуществляемое посредством легальной компетенции Администрации, с другой имеющей практику многих неформальных инструментов воздействия, которые можно обобщить как координацию, что обусловлено значимостью исполнения полномочий главы государства. Это взаимодействие отличается в зависимости от уровней публичной власти с которыми происходит взаимодействие. Взаимодействие Администрации Президента РФ с гражданским обществом также является сложным явлением, что обусловлено значимостью фигуры Президента РФ. Администрация обеспечивает создание и проведение общественных проектов, как политически значимых, так и воспитательных, патриотических, обеспечивает эффективное функционирование системы работы с обращениями граждан, поступающих на имя Президента РФ
Представляется, что регулирование государственной гражданской службы в Администрации Президента РФ нуждается в переосмыслении и унификации на подзаконном уровне – путем издания нового указа Президента РФ, посвященного этому вопросу. В нем должны быть устранены коллизии, связанные со статусом гражданских служащих Администрации по вопросам досрочного сложения Президентом РФ своих полномочий, обеспечения деятельности лица выбранного, но не вступившего в должность Президента РФ. Также, представляется, существенным вывести должность Руководителя Администрации Президента РФ из статуса гражданских служащих РФ в статус государственной должности РФ, ввиду своей значимости и наличия больших координационных полномочий по отношению ко всем публичным субъектам и определения политико-правовой ситуации в РФ.
Дальнейшее конституционно-правовое развитие Администрации Президента РФ на этом этапе должно идти по уже намеченному пути уточнения ее статуса, что придаст этому органу правовую прозрачность.
Развитие системы рассмотрения обращений граждан, поступающих на имя Президента РФ связано с тем, что Президент РФ, несмотря на его верховное положение в системе государственного управления, не только не отказывается рассматривать обращения граждан, но и, наоборот, стремится расширить каналы и возможности их подачи, повышая доступность конституционного права на обращение, в том числе к главе государства, то есть наполняет реальным содержанием положения Конституции РФ о том, что Президент РФ является гарантом прав и свобод граждан.
Безусловно, что, на сегодня Администрация Президента РФ является центром принятия решений в политико-правовой сфере и дальнейшее развитие этого государственного органа должно быть эффективным и поступательным, однако, несмотря на то что изменение ее конституционно-правового статуса исходит именно от изменения Конституции РФ, во многом этот статус зависит от института Президента РФ, поскольку каждый новоизбранный Президент РФ, посредством принятия подзаконных актов выражает свое видение организации собственного аппарата.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Нормативные правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации.
1.1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (по сост. на 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
1.2. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 №1-ФКЗ // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». – Версия 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл. с экрана.
1.3. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 01.02. 2020) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». – Версия 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл. с экрана.
1.4. Вопросы федеральной государственной гражданской службы: Указ Президента РФ от 30 апреля 2008 г. № 634 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». – Версия 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл. с экрана.
1.5. О мерах по оптимизации структуры Администрации Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14.06.2018 № 334 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». – Версия 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл. с экрана.
1.6. О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации (вместе с «Порядком исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации»): Указ Президента РФ от 28.03.2011 № 352 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». – Версия 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл. с экрана.
1.7. О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций: Указ Президента РФ от 17.04.2017 № 171 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». – Версия 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл. с экрана.
1.8. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. от 13.12.2018) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». – Версия 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл. с экрана.
1.9. О полномочных представителях Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: Указ Президента РФ от 22.06.2004 № 792 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». – Версия 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл. с экрана.
1.10. О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы: Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 08.02.2019) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». – Версия 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл. с экрана.
1.11. О статусе вновь избранного и не вступившего в должность Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 3 марта 2008 г. № 295 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». – Версия 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл. с экрана.
1.12. Об Администрации Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.03.2004 № 400 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». – Версия 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл. с экрана.
1.13. Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.06.1994 № 1185 (ред. от 26.11.2001) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». – Версия 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл. с экрана.
1.14. Об утверждении Положения о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28.05.2004 № 699 (ред. от 25.07.2014) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». – Версия 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл. с экрана.
1.15. Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». – Версия 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл. с экрана.
1.16. Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального собрания Российской Федерации в законотворческом процессе: Указ Президента РФ от 13.04.1996 № 549 (ред. от 12.02.2015) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». – Версия 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл. с экрана.
1.17. Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11.07.2013 № 620 (ред. от 19.07.2017) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». – Версия 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл. с экрана.
1.18. Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 06.04.2004 № 490 (ред. от 14.06.2018) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». – Версия 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл. с экрана.
1.19. Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по внутренней политике: Указ Президента РФ от 21.06.2004 № 791 (ред. от 14.06.2018) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». – Версия 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл. с экрана.
1.20. Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров: Указ Президента РФ от 04.12.2009 № 1382 (ред. от 21.02.2019) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». – Версия 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл. с экрана.
1.21. Об утверждении положения о главном федеральном инспекторе в субъекте Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе: 1.22. Распоряжение полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе от 10 октября 2000 г. № 95 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». – Версия 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – Загл. с экрана.
1.22. О прекращении производства по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1996 г. № 1412 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.1997 №55-О // Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – Режим доступа : http://doc.ksrf.ru – Загл. с экрана. 1.23. По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 №11-П // Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – Режим доступа : http://doc.ksrf.ru – Загл. с экрана.
1.24. О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации: Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 №1-З // Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – Режим доступа : http://doc.ksrf.ru – Загл. с экрана.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф