Глава 3. Развитие системы социального обеспечения в РФ
3.1 Основные направления совершенствования социальной политики
В качестве проблем, которые можно выделить в рамках исследования по вопросу оказания социальной поддержки со стороны государства в адрес отдельных категорий граждан, стоит отметить следующее:
1. отсутствие системы перераспределения ресурсов при реализации государственных программ по обеспечению социальной поддержки отдельных категорий граждан;
2. приоретизация аспектов здравоохранения при обеспечении социальной поддержки отдельных категорий граждан со стороны государства под давлением сложной эпидемиологической ситуации по всему миру;
3. отсутствие налаженной системы обратной связи о реальных потребностях отдельных категорий граждан.
Социальная поддержка граждан представляется особенно сложным и многоаспектным направлением деятельности органов государственной власти, равно как и отдельная категория граждан, по нашему мнению, охватывает широкий перечень граждан разных возрастов и с разными особенностями, что вызывает необходимость оказания качественно разной социальной поддержки со стороны государства. Иными словами, по-нашему мнению, в государственном секторе не хватает системы перераспределения ресурсов при реализации тех или иных подпрограмм программы социальной поддержки населения.
Так, при финансировании социальной поддержки ветеранов войны принципиально важно учитывать различные демографические факторы, а также факторы актуальной обстановки на территории государства и в мире целесообразно пояснить, о каких факторах идет речь: в силу почтенного возраста ветераны войны с каждым месяцем стремительно сокращают свою численность по естественным причинам, что, на наш взгляд, позволяет снижать уровень финансирования социальной поддержки данной категории граждан и перенаправлять объем средств для оказания социальной поддержки других отдельных категорий граждан (детей, молодых ученых и т.д., поддержка которых может принести положительный эффект в виде технологического прорыва и т.д.).
Второй проблемой, представленной нами выше, является приоретизация аспектов здравоохранения при обеспечении социальной поддержки отдельных категорий граждан со стороны государства под давлением сложной эпидемиологической ситуации по всему миру. На наш взгляд, подобная проблема продиктована беспокойством руководства страны об общем благосостоянии граждан Российской Федерации и сохранении здоровья нации.
Вместе с тем, по нашему мнению, проблема заключается в том, что все силы и ресурсы страны перенаправляются в сферу здравоохранения для обеспечения безопасности населения и борьбы с негативными последствиями коронавирусной инфекции. Это означает, что финансирование социальной поддержки отдельных категорий граждан претерпевает существенные изменения не в пользу защищаемого государством слоя населения.
Стоит также отметить, что по окончании стремительного распространения коронавируса государством не возобновляется стремительное оказание социальной поддержки именно отдельным категориям граждан. Последствия сложной эпидемиологической ситуации приобрели куда более чудовищный масштаб, в связи с которым поддержка оказалась необходима не только отдельным категориям граждан, но и гражданам, потерявшим работу в связи с последующим экономическим кризисом. Пострадал также сектор малого и среднего предпринимательства, что также требовало незамедлительных действий от руководства государства.
На работников сферы здравоохранения был возложен тяжелый груз ответственности по борьбе с разрастанием эффекта пандемии, что подтолкнуло органы государственной власти обратить внимание на финансирование их заработной платы. Правительством Российской Федерации был разработан план преодоления экономических последствий эпидемии коронавируса.
В ходе исследования проблем отдельных категорий граждан нами уже было косвенно затронута там отсутствия системы выявления реальных потребностей отдельных категорий граждан. В действительности социальная поддержка отдельных категорий граждан на территории Российской Федерации базируется на оценочном мнении руководящего звена о нуждах данного слоя населения страны. На наш взгляд, непосредственно граждане, относящиеся к отдельной категории, как никто лучше знают о своих нуждах. Так, по нашему мнению, органам государственной власти имеет смысл наладить каналы обратной связи с отдельными категориями граждан в целях выявления действительно необходимых направления оказания социальной поддержки в целях повышения эффективности государственных программ.
Итак, законодательством Российской Федерации четко обозначен перечень лиц, которые имеют право относиться к отдельной категории граждан и, соответственно, могу получить определенную социальную поддержку со стороны государства. Лица, входящие в перечень отдельных категорий граждан, имеют разные основания для включения в него, что обуславливает необходимость разработки соответствующих мер социальной поддержки со стороны государства для каждой категории граждан. В действительности нами были рассмотрены различные меры социальной поддержки, которые предусмотрены российским законодательством для разных категорий граждан их числа особых категорий. Вместе с тем стоит отметить, что на современном этапе развития общества органы государственной власти шагнули далеко вперед, внедрив в свою деятельность проектное управление. Таким образом, для решения многих задач аппарата государственной власти, в частности, в отношении отдельных категорий граждан, на сегодняшний день реализуются различные государственные программы.
Также, раскрывая направления совершенствования социальной политики, стоит сделать акцент и на демографическую политику в старне. Она представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти и других социальных институтов в области регулирования процессов воспроизводства населения. Демографическая политика призвана воздействовать на создание необходимого для общества порядка воспроизводства населения, изменения или сохранения тенденций в сфере динамики структуры и численности населения, темпов их вариации, динамики уровня рождаемости, смертности, расселения, семейного состава, внешней и внутренней миграции, качественных характеристик населения.
Демографическая политика РФ является системой определения приоритетных целей и задач, влияющих на демографическое развитие населения. Научно-обоснованная концепция является основой демографической политики. Она составляет идеологическое и правовое пространство, в сфере которого могут создаваться программные документы по вопросам поддержки семьи и рождаемости, продолжительности жизни и здоровья, миграции и других аспектов демографического развития страны.
Концепция демографической политики формируется на долгосрочный период. Реализация концепции предполагает стабильное социально-экономическое развитие государства, что обусловливается долгосрочностью достижения ожидаемых результатов и инерционностью демографических процессов.
Цель демографической политики РФ — постепенная стабилизация количества населения и создание предпосылок для будущего демографического роста.
Задачи демографической политики РФ формируются в следующих сферах:
— в области расселения и миграции;
— в области укрепления семьи и стимулирования рождаемости;
— в области увеличения ожидаемой продолжительности жизни и укрепления здоровья.
В соответствии с поставленными целями и задачами формируются приоритетные направления развития демографической политики.
Приоритеты демографической политики в сфере миграции и расселения сотсоят в следующем:
— создание эффективной системы защиты законодательных прав вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации,
— создание необходимых условий в целях сокращения эмиграционного оттока, который ведет к сокращению творческого, интеллектуального и научно-технического потенциала населения Российской Федерации. Обеспечение легализации миграции в Российской Федерации посредством использования соответствующих финансовых, организационных, правовых и других механизмов,
— привлечение иммигрантов, в первую очередь граждан государств СНГ, основываясь на селективной миграционной политике.
В вопросах укрепления семьи и стимулирование рождаемости необходимо:
— создание и реализация стратегии деинституализации детей-инвалидов, детей-сирот, и развитие форм по семейному обустройству,
— формирование общественного мнения о необходимости создания семьи с двумя детьми и более, молодой семье в первую очередь,
— повышение уровня воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации при помощи формирования у молодежи, подростков и детей ориентации на рождение двух и более детей и на полную семью,
— ориентация системы личностных и общественных ценностей на семью, которая состоит из родителей с несколькими детьми, посредством усиления важнейших интересов данных семей при создании и реализации социальной политики государства. Создание необходимых условий для жизнедеятельности семьи, которые дают возможность рождения, воспитания и содержания нескольких детей и направленных на обеспечение перехода от малодетной семьи (1-2 ребенка) к среднедетной семье (3-4 ребенка).
Для укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения потребуется:
— укрепление состояния здоровья подростков и детей, в первую очередь за счет совершенствования мероприятий по снижению уровня травм и отравлений, курения, наркомании и алкоголизма, развития оздоровления, отдыха и физической культуры,
— сохранение здоровья пожилых людей, для которых приоритетными являются профилактика инфекционных, онкологических, эндокринных и сердечно-сосудистых заболеваний,
— улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, преимущественно за счет проведения профилактических мероприятий сокращению уровня отравлений и травм, и также ранней диагностике новообразований, инфекционных болезней и болезней системы кровообращения,
— сохранение репродуктивного здоровья населения посредством совершенствования лечебно-диагностической помощи и профилактической деятельности.
Важно подчеркнуть, что эффективность социальной защиты во многом зависит от экономического благополучия государства. Сегодня перед Россией стоит задача модернизации отечественной экономики, развития приоритетных в долгосрочной перспективе отраслей экономики, в том числе информационных технологий, высокотехнологичного производства и непроизводственной сферы.
3.2 Перспективы развития пенсионной системы в России
Право на получение пенсии является одним из видов социальной поддержки со стороны государства своим гражданам. В Конституции Российской Федерации признано право на получении пенсии всеми гражданами. Вместе с тем, с учетом всех условий, допускается назначение различной пенсии с учетом индивидуальных особенной и различных факторов .
Реализовать право на получение пенсии в России может каждый гражданин. Однако для этого необходимы основания, потому что пенсия не выплачивается произвольно. Кроме того, в России существует множество видов пенсий, которые условно можно разделить на страховые, государственные и социальные. Подобный подход к разделению пенсий возник достаточно давно, однако понятие страховой пенсии появилось уже в современной России, когда право на пенсию стало зависеть от страхового стажа, в то время как, например, в советской России приоритетным был трудовой стаж гражданина .
В настоящее время проблематичным является активное реформирование пенсионной системы, когда получение страховой пенсии обусловлено осуществлением отчислений со стороны работодателя. Со стороны государства в настоящее время отсутствует достаточно эффективное администрирование осуществления отчислений, вследствие чего право многих граждан, работодатели которых либо не осуществляли отчислений, либо занижали размер заработной платы .
Главным основанием для получения права на пенсионное обеспечение в настоящее время является объективная нетрудоспособность гражданина, которая может зависеть от различных факторов. Право получить пенсию возникает у каждого гражданина России. Вместе с тем закрепление на законодательном уровне дифференцированного подхода к определению условий и оснований получения пенсии позволяет выделить различные виды. Классифицировать пенсии можно различным способом, поскольку это зависит от того критерия, который взят за основу при осуществлении сравнения.
В целом, россияне всё ещё очень недовольны пенсионными реформами. Многие люди желают возвращения прошлого, когда на заслуженный отдых выходили в 55. Интернет-критики заявляют, что в нашей стране «вообще не продержаться без должной помощи», гражданину за 50. Работу найти в таком возрасте чрезвычайно сложно
Есть несколько видов пенсионного обеспечения. Их назначение зависит от возраста, здоровья, стажа и места работы, жизненных обстоятельств и особого статуса.
Страховая пенсия. Ее назначают по старости, инвалидности или при потере кормильца.
Накопительная пенсия формируется из взносов и дохода, с учетом возраста и желания граждан, учитывается на специальном счете.
Государственное пенсионное обеспечение — эту пенсию выплачивают за выслугу лет, по старости, инвалидности, при потере кормильца или как социальную
Чтобы выйти на пенсию по старости, должны совпасть три условия.
Наступил пенсионный возраст. По общему правилу для женщин это 60 лет, а для мужчин — 65. В переходный период с 2019 по 2028 год граждане могут выйти на пенсию в более раннем возрасте.
Есть минимальный страховой стаж. По общему правилу он составляет 15 лет. Но до конца 2023 года действует переходный период, в течение которого страховой стаж ниже. Например, в 2021 году для выхода на пенсию достаточно 12 лет страхового стажа.
Есть нужное количество пенсионных коэффициентов. С 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6. Ежегодно коэффициент увеличивается на 2,4, пока не достигнет величины 30.
Пенсию могут назначить на 24 месяца раньше, чем гражданин достиг общего пенсионного возраста. Для этого гражданин должен составить заявление и подать его по общим правилам. Условие: женщина должна достигнуть 55 лет, а ее стаж составляет не менее 37 лет, а мужчина должен достигнуть 60 лет и его стаж – 42 года.
Некоторые граждане могут выйти на пенсию досрочно. Такая возможность появляется, если человек работал:
— в особых территориальных условиях;
— особых условиях труда;
— других условиях, которые нужны для досрочного назначения пенсии, например, по определенной профессии .
Перечень лиц, у которых есть право на досрочную пенсию, и условия ее назначения определяют статьи 30–32 Закона о страховых пенсиях.
Пенсию по старости назначают бессрочно. С нее не взимают НДФЛ. Обычную пенсию нельзя передать по наследству, только накопительную. Зачисляют страховую пенсию на банковские счета без комиссии.
Чтобы начать получать пенсию по старости, необходимо представить в ПФР документы, которые подтвердят ваш возраст, место жительства, гражданство и стаж. Если есть льготы или дополнительные обстоятельства, их тоже нужно подтвердить документами.
Основной документ, который подтверждает стаж, – трудовая книжка. Если в ней нет нужной записи или есть ошибки, то подтвердить стаж можно с помощью других документов: справок с лицевых счетов, расчетных книжек, трудовых договоров или справок об уплате страховых взносов .
Получить некоторые из этих документов можно быстро. Например, получить выписку с лицевого счета можно на портале «Госуслуги» – это займет пару минут. Но иногда для подтверждения стажа надо делать запросы в архивы, собирать справки и выписки. Позаботьтесь об этом заранее. Иначе придется соглашаться с теми данными, которые есть в системе персонифицированного учета ПФР.
Обычно пенсию назначают автоматически. Однако система не безупречна и может не учесть доплаты, которые вам положены. Особенно это касается региональных выплат.
Формирования пула финансовых ресурсов для пенсии происходит путем получения:
— страховых взносов граждан;
— денежных средств из федерального бюджета;
— отчуждения средств в результате действия различных финансовых санкций;
— инвестиционных доходов;
— добровольных страховых взносов физических лиц и организаций;
— денежного резерва накопительной части пенсионного обеспечения .
Система пенсионного обеспечения (далее по тексту также применяется ПО) целесообразно определить как совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных органов и учреждений, субъектов обеспечения, нормативно правовых актов и видов обеспечения, источников финансирования, направленных на реализацию прав граждан в сфере ПО.
До 2015 года для отечественной системы ПО было свойственно разнообразие видов трудовых пенсий: по старости (состоящая из страховой и накопительной частей); по инвалидности; по случаю потери кормильца. С 2015 года понятие «трудовая пенсия по стаpости» заменено понятием «страховая пенсия», введен новый порядок ее формирования. На сегодняшний день можно говорить о страховых пенсиях по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Состояние системы ПО определяется значительным числом факторов, в том числе демографических; экономических, собственно пенсионных и пр.
Целесообразно обратить внимание на факторы, оказывающие прямое влияние на ее состояние (долгосрочную финансовую устойчивость и стабильность), а именно социальные и демографические, макроэкономические, трудовые, а также уровень развития пенсионного страхования.
Критическое значение для оценки финансовой устойчивости системы ПО имеет способность полностью выполнять обязательства по выплате страховых пенсий. Вместе с тем ее формальной устойчивости может оказаться недостаточно, чтобы считать действия системы ПО удовлетворительными. Речь идет о ситуации увеличения «разрыва» между пенсиями и заработной платой. В этом случае коэффициент замещения (как соотношение средней пенсии и средней заработной платы) рассматривается как показатель эффективности национальных пенсионных систем .
1 января 2023 г. Пенсионный фонд и Фонд социального страхования объединили в Социальный фонд России. Решение направлено на оптимизацию взаимодействия ведомства с бизнесом и физлицами СФР — это Социальный фонд России, образованный 1 января 2023 г. в результате слияния Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС). Решение утверждено Федеральным законом от 14.07.2022 г. № 236-ФЗ.
СФР делегировали функции и полномочия, которые ранее выполняли ПФР и ФСС. Деятельность Фонда ориентирована на население, юрлиц и индивидуальных предпринимателей.
Основные функции СФР:
— назначение и выплата пенсий, государственных пособий, компенсаций;
— обеспечение по обязательному социальному страхованию;
— персонифицированный учёт граждан в системах пенсионного и социального страхования;
— инвестирование пенсионных накоплений;
— анализ финансового состояния систем социального и пенсионного состояния, определение стратегии долгосрочного развития;
— обеспечение социальной защиты населения;
— обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
— и другие.
Объединение ПФР и ФСС упростило получение пособий и других социальных услуг.
Больше не нужно обращаться в два отделения, чтобы получить пособие. Достаточно подать заявление в офис СФР — у ведомства уже есть все данные, которыми раньше обменивались ПФР и ФСС. Благодаря оптимизации, сократился срок назначения пособий.
Также упростились и ускорились удалённые консультации. Гражданам доступна единая горячая линия, на которой специалисты отвечают на интересующие вопросы. Можно самостоятельно найти необходимую информацию — на сайте СФР, в группах в «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Телеграм».
Прочие преимущества:
— сохранение обязательств — СФР выполняет все функции и услуги ПФР и ФСС.
— автоматическое назначение выплат за счёт оптимизации обмена данными. Например, материнский капитал назначают без посещения офиса. В ведомстве уже есть все данные о рождении ребёнка и необходимости социальной выплаты.
— частные исполнители получили право на больничные и пособия. Если со специалистом без ИП и самозанятости заключили гражданско-правовой договор, заказчик обязан уплатить страховые взносы.
— рост величины социальных выплат за счёт введения единого тарифа страховых взносов.
— распространение социальных объектов благодаря освобождению офисных помещений, которые раньше занимали ПФР и ФСС. Например, в пилотном режиме тестируют центр общения для людей старшего поколения. Они открывают новые возможности для самореализации и организации досуга.
После объединения фондов ПФР и ФСС изменятся страховые взносы. Будет введён единый платёж вместо отдельных взносов на ОПС, ОМС и т.д. А Федеральное Казначейство будет распределять средства по направлениям самостоятельно. Страховой взнос будет делиться так:
— в бюджет Социального Фонда — 72,8% на обязательное пенсионное страхование (ОПС);
— 8,9% на социальное страхование для больничных и выплат в связи с материнством (СС);
— в бюджет ФОМС — 18,3% на обязательное медицинское страхование (ст. 1 Закона № 264-ФЗ от 14.07.2022).
Юрлица и ИП уже могут применять единый налоговый платёж в порядке эксперимента, если подавали заявление в ФНС об особом порядке перечисления до 4 мая. С 1 января 2023 года ЕНП станет обязательным в части страховых взносов.
Для работодателей устанавливается единая предельная величина базы (ЕПВБ) по платежам в единый Социальный фонд России. На 2023 год это будет ЕПВБ для взносов на ОПС с 1 января 2022 года (1,565 млн рублей), проиндексированная на рост средней заработной платы. Её точная сумма пока неизвестна.
С 2024 года предельное значение облагаемой базы будет изменяться ежегодно вместе со средней зарплатой (ст. 2 Закона № 239-ФЗ от 14.07.2022).
ЕПВБ — сумма вознаграждений за год конкретному физическому лицу, с которой уплачиваются страховые взносы. Она считается нарастающим итогом. С доходов, которые превысят ЕПВБ, взносы не взимаются, кроме следующих случаев:
— дополнительные тарифы на ОПС по ст. 428 НК РФ — это работы с опасными и вредными факторами;
— дополнительное социальное обеспечение по ст. 429 НК РФ для лётных экипажей и отдельных групп работников угольной промышленности.
Направления реформирования национальных пенсионных систем широко обсуждаются общественностью, властными структурами и научным сообществом на протяжении последних десятилетий. В фокусе обсуждения различные вопросы: от неизбежности увеличения налоговой нагрузки на трудоспособное население и бюджеты фондов социального страхования; оценки рисков пенсионной системы и долгосрочного прогнозирование ее развития до необходимости перехода на новую «модель» системы ПО; изменения параметрических элементов системы (в частности, изменение системы начисления пенсионных выплат) и т. д. Таким образом, необходимость изменения систем ПО и в системах ПО актуальных для всех современных государств.
Обратим внимание на общие вызовы всем системам ПО. Один из них – демографический кризис. Демографический кризис как негативные тенденции в изменении соотношения лиц трудоспособного и нетрудоспособного возрастов, неизбежно отражается как на экономике, так и на ПО (как возможность потери стабильности и устойчивости распределительной компоненты). Объективный характер явления позволяет его рассматривать как вызов всем пенсионным системам, поскольку отражает общемировые тренды. В связи с этим сложившаяся демографическая ситуация в Российской Федерации не уникальна.
В частности, в России в 2019 году нагрузка на 1000 работающих составляла 804 иждивенца (моложе трудоспособного возраста, и старше), то к 2035 году соотношение будет 1000 к 824.
По прогнозам население России к 2035 году сократится на 1.7 млн. человек, число трудоспособных граждан — на 5,4 млн. человек, численность экономически активного населения снизится на 2,8 млн. человек.
По состоянию на начало 2020 года, пенсионеры составляли порядка 30 % от всего населения России; пенсионные отчисления осуществлялись за 53 млн. работающих граждан, а получателей пенсий, сформированные на их основе, 43,5 млн. человек. Хотя численность пенсионеров на самом деле свыше 46,1 млн. человек (пенсии военнослужащим и ряду других категорий граждан формируются по другим критериям).
Итак, на 53 млн. официально трудоустроенных приходится 43,5 млн. пенсионеров, т.е соотношение 1,2:1. Если оперировать «круглыми» цифрам, то на 6 человек, перечисляющих пенсии, приходится 5 человек получателей.
В сложившейся ситуации было принято решение (ФЗ № 350 – ФЗ) в качестве смягчения возможных негативных последствий от роста демографической нагрузки к 2023 году увеличить пенсионный возраст мужчин до 65 лет и женщин до 60 лет. Поэтапное увеличение трудоспособного возраста должно изменить «картину».
Это можно (было бы) рассматривать как способ не только решения демографической проблемы, но и способ сохранения сбалансированности и устойчивости распределительной компоненты пенсионной системы как главной проблемы в условиях демографической нагрузки.
По мнению инициаторов данной меры, при среднем варианте прогноза на 2021-2035 года общий процент нетрудоспособного населения будет снижаться, а трудоспособного, наоборот, повышаться.
Как представляется, «ответ» на демографический вызов в виде увеличения пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 60 – для женщин (ФЗ №350-ФЗ) с целью обеспечения финансовой устойчивости и стабильности пенсионной системы, не столько «решил», сколько «заложил основы» новых проблем, которые предстоит решать в будущем.
Прежде всего потому, что повышение пенсионного возраста влечет за собой увеличение и среднего размера пенсии, а это может привести к нарушению финансовой устойчивости системы ПО в долгосрочной перспективе, с одной стороны, и обострению «конкуренции» на рынке труда, с другой.
Уменьшение продолжительности официальной трудовой деятельности также формирует собой серьезную сложность.
Для России характерна большая численность неработающих граждан трудоспособного возраста. К сожалению, данный показатель не рассматривался (и не рассматривается) при соотношении трудоспособного и нетрудоспособного населения, когда проблему нарушения «баланса» было «предложено» решить посредством увеличения трудоспособного возрасти (ФЗ-№350-ФЗ).
В частности, в 2021 году численность «незанятых» выросла на 62 тыс. и составила 4,014 млн. неработающих граждан трудоспособного возраста, не являющихся инвалидами (даже при достаточно низких официальных показателях безработицы).
Также имеется значительное число граждан, получающих льготные и досрочные пенсии.
На данный момент пенсионное законодательство сложно рассматривать как систему: оно огромно, порой непоследовательно и довольно противоречиво; включает в себя разнородные по юридической силе нормативные акты. Одна из причин — одновременное использование всего массива пенсионного законодательства, включая отмененные, которые действовали с 1956 г. до 1 января 2015 г. .
Отмеченные проблемы прямо или косвенно связаны со стабильностью и устойчивостью системы ПО. Следовательно, ниже предложенные направления, способы и возможные инструменты их решения, должны ее сделать более финансово устойчивой и сбалансированной.
Решение проблем стабильности и устойчивости распределительной компоненты системы ПО во многом связаны с демографической нагрузкой.
Представляется целесообразным обратить внимание на то, что демографическая нагрузка не тождественна пенсионной нагрузке. Первое понятие значительно шире, и подразумевает прямое или косвенное обеспечение не только пенсионеров, но и детей, и неработающее население трудоспособного возраста.
В 2019 году эффективный коэффициент демографической нагрузки был равен 104%. Для сравнения: в 1998 году в России он был 150,6%. В 2020 году в Болгарии, Латвии, Польше, Румынии, Словакии соотношение численности работающих и «иждивенцев» было примерно 120%, во Франции – 150%.
Вклад «иждивенцев» в возрасте до 20 лет составлял 45,4 п.п., мужчин и женщин в возрасте 60/55 лет – 42,2 п.п.; иждивенцев в возрасте 20 – 59/54 лет – 16,5 п.п. Таким образом, несмотря на «старение» населения, до сих пор на 1 занятого приходится большее число детей и молодых людей в возрасте до 20 лет, чем неработающих лиц пенсионного возраста.
По прогнозам экспертов, ситуация радикально изменится к 2050 году: эффективный коэффициент демографической нагрузки в Российской Федерации прогнозируется 140%. При этом «вклад» иждивенцев в возрасте до 20 лет составит 52 п.п.; 60/55 и старше – 70 п.п., 20 – 69/54 – 18 п.п.
Главная проблема в условиях «демографической нагрузки» — не сама «нагрузка», а повышение эффективности распределительного компонента .
На сегодняшний день обыденной практикой стали дотации (трансферты) бюджета центральных правительств для достижения сбалансированности и финансовой устойчивости публичных пенсионных фондов.
Если обратить внимание на рейтинги зарубежных стран в международных индексах пенсионных систем — Melbourne Mercer Global Pension Index и в Pension Sustainability Index, то, несмотря на трансферты (дотации) из государственных бюджетов при разном «характере» и «природе» систем ПО, то картина впечатляет (таблица приложения 2).
Таким образом, бюджетные трансферты в системах ПО – норма. Что касается практики, то доля средств федерального бюджета и доли трансферта на ОПС в доходах ПФР от доли ВВП, то в 2020 году доля трансфертов в доходах ПФР была равна 36% (это 9,4% ВВП), на 2021 год запланировано 36,8% (4,7% ВВП); на 2022 – 38,9% (8,3 % ВВП); на 2023 – 38,1% (7,4 %), что все-таки существенно ниже, чем в западноевропейских странах (например, Австрии, Бельгии, Финляндии, Греции, Франции, Германии, Венгрии, Италии и пр.), где она варьируется от 10% до 16,5% .
В связи с отсутствием обоснований уменьшения / увеличения трансферта на ОПС, целесообразно, во-первых, утвердить методику расчета трансфертов на обязательное пенсионное страхование; во-вторых, зафиксировать трансферт федерального бюджета на выплату страховых пенсий на неизменной величине по отношению к ВВП.
В этом случае проблема системы ПО в части уровня ПО (динамики соотношения среднего размера страховой пенсии и средней заработной платы) была бы не такой явной, а, возможно, и отсутствовала бы.
За последние два десятилетия в результате реформирования российская пенсионная система претерпела существенные изменения. Начало реформирования (или один из ее этапов, по мнению ряда исследователей) связывают со вступлением в силу в 2002 году Федерального закона № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – ФЗ №173-ФЗ), в котором были определены следующие задачи: повышение уровня ПО граждан, формирование стабильного источника для дополнительных доходов, достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы.
Для этого были изменены «структура» трудовой пенсии, условия ее формирования и исчисления размера; заложены основы базовых страховых принципов развития отечественной пенсионной системы. К числу последних относятся:
— государственная гарантия минимального уровня ПО всех категорий пенсионеров;
— эквивалентность пенсионных обязательств пенсионным правам застрахованных лиц;
— финансовая самостоятельность и долгосрочная сбалансированность бюджета ПФР .
Размер трудовой пенсии гражданина стал зависеть исключительно от суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС), уплаченных (начисленных) с его заработной платы и учтенных на лицевом счете застрахованного, а также от продолжительности периода выплаты пенсии (время дожития).
Пенсионные права граждан (трудовой стаж и заработок), приобретенные до 2002 года, были преобразованы (конвертированы) в расчетный пенсионный капитал (далее – РПК) на 1 января 2002 года, величина которого определялась как эквивалент суммы уплаченных взносов в ПФР до 2002 года, и устанавливалась «обратным счетом» из размера потенциально полагающейся пенсии всем застрахованным лицам.
Для этого была проведена оценка пенсионных прав, с учетом ранее приобретенных, т.е. виртуальная пенсия, исчисленная исходя из стажа и заработка по состоянию на 1 января 2002 года, преобразована в виртуальные страховые взносы. Конвертация пенсионных прав носила разовый характер и была завершена к 1 января 2013 года.
Базовая часть в составе трудовой пенсии была выделена, для того, чтобы упорядочить установленные ранее действовавшим законодательством выплаты, не связанных со страховым стажем, и являлась государственной гарантией минимального ПО граждан при наличии у них определенной продолжительности страхового стажа. Она устанавливалась для всех пенсионеров в фиксированном размере, который подлежал дифференциации в зависимости от возраста, степени ограничения способности к трудовой деятельности (группы инвалидности), наличия на их иждивении нетрудоспособных членов семьи .
Были установлены единые требования к продолжительности страхового стажа для установления трудовой пенсии по старости на общих основаниях — не менее 5 лет (вместо ранее существовавших не менее 25 лет для мужчин и 20 для женщин). Дополнительное повышение размеров пенсии для граждан, проживающих и/или работающих в районах Крайнего севера или местностях, приравненных к ним: с 1 января 2004 года – для проживающих — увеличение базовой части трудовой пенсии на районный коэффициент; с 1 января 2008 для работающих ее увеличение на 50 % или 30 % соответственно за 15 календарных лет работы.
Задачи пенсионной реформы периодов на 2002 и 2003-2008 годы вступили в противоречие с налоговой реформой, осуществляемой параллельно. Ожидания, что снижение ставки ЕСН приведет к расширению налоговой базы, себя не оправдали. Принятие популистских решений для снижения социального напряжения (монетизация социальных льгот, повышение базовой части пенсий сверх нормативов индексации; расширение перечня «нестраховых» периодов, учитываемых при расчете пенсий, и повышенных пенсий работниками Крайнего Севера в любом регионе и пр.) еще более усугубили зависимость финансирования системы ПО от федеральных трансфертов. Неудачным оказалось и формирование системы обязательных пенсионных накоплений из-за отсутствия информационных, организационных и правовых основ.
С начала 2010 года происходит введение механизма валоризации РПК застрахованных лиц, что позволило повысить размеры пенсий в первую очередь лицам, имеющим «советский» стаж. Преимущества валоризации в том, что удалось «избежать» уравнительного принципа увеличения пенсии, увеличить размер пенсионных выплат низкооплачиваемым категориям населения, а не только лицам с высокими заработками.
Наряду с валоризацией было осуществлено и введение социальной доплаты к пенсии как адресной государственной социальной помощи для малоимущих неработающих пенсионеров.
С 1 января 2015 года вступил в силу ФЗ №400-ФЗ, установивший новые требования к страховому стажу для определения права на страховую пенсию — с учетом переходных положений, предусматривающих ежегодное (с 1 января 2016 года) увеличение минимального стажа на 1 год с 6 до 15 лет.
Что касается нового порядка формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии (новой пенсионной формулы), то размер по старости был поставлен в зависимость от количества отработанных гражданами календарных лет и их индивидуального заработка, а также страховых взносов в течение всей трудовой жизни, которые в результате ее расчета должны быть переведены в пенсионные коэффициенты.
Данная формула, в отличие от ранее действовавшей, отражает годовую сумму начисленных или уплаченных страховых взносов в относительных (индивидуальный пенсионный капитал, далее – ИПК), а не абсолютных величинах (рублях). При этом максимальная величина годового ИПК при назначении страховой пенсии не может быть более 10. Базовая часть трудовой пенсии преобразована в фиксированную выплату к страховой пенсии с сохранением тех же целей и условий ее установления .
Предусмотрен механизм, направленный на стимулирование трудовой активности граждан, с одной стороны, и «сберегающий» средства ПФР, с другой. В частности, с 2015 года введен коэффициент для повышения размера фиксированной выплаты за отложенный на год и более выхода на пенсию; с 2016 — ограничение выплаты пенсий работающим пенсионерам (без учета сумм индексации); с 2017 — установлено поэтапное повышение пенсионного возраста государственным гражданским служащим.
Завершающий этап трансформации ПО — вступление в силу Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее – ФЗ №350-ФЗ). Установлено поэтапное повышение пенсионного возраста для остальных категорий граждан.
Предоставлены льготы отдельной категории граждан, значительно перевыполнивших требования к страховому стажу, необходимые для назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях. На период с 2019 по 2024 годы предусмотрено ежегодное увеличение страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней, исходя из утвержденных ФЗ № 350- ФЗ стоимости пенсионного коэффициента и размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Так, с 1 января 2019 года обеспечена индексация пенсий выше уровня инфляции .
Несмотря на предпринятые меры, делать заключение о том, что в результате пенсионных реформ последнего десятилетия была создана устойчивая и сбалансированная пенсионная система, обеспечивающая качество и достойный уровень ПО граждан, к сожалению, не представляется возможным.
Будучи гарантом социальных прав граждан, государство играет главную роль в построении механизма их защиты, необъемлемым элементом которой выступает пенсионная система.
Общая цель пенсионного обеспечения — поддержании наших граждан материальной помощью после прекращения трудовой деятельности.
Пенсия — слово латинского происхождения. Оно означает денежную выплату, предназначенную для определенных категорий граждан. Такая денежная выплата имеет целевое назначение при утрате трудоспособности или при достижении пенсионного возраста или инвалидности.
Согласно официальной информации, начиная с 2006 года, количество пенсионеров в России стабильно возрастает. принципы страхования остаются полностью невыполненными в пенсионной системе. До сих пор нет эффективных финансовых стимулов для развития дополнительных (добровольных) форм пенсионного страхования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальное обеспечение, как часть всей государственной социальной политики стоит рассматривать как комплекс особых мер, сочетающих в себе систему нормативных, экономических и социальных мер с применением которых государство обеспечивает гарантированность реализации права человека и достойный уровень жизни населения страны.
Стоит согласится с позицией о том, что развитость государственной социальной политики будет тогда, когда в стране обеспечены всеми необходимыми ресурсами являются медицинское обеспечение граждан, решен жилищный вопрос населения, на должно уровне обеспечены бытовые условия проживания; функционирует система дополнительных мер поддержки семьи и материнства; любой гражданин при необходимости уверен в том, что ему будет предоставлено нужное социальное обслуживание.
Социальная политика главным образом связана с таким институтом, как социальное обеспечение. Оно в свою очередь предполагает наличие в стране таких ресурсов, которые минимизируют социальное неравенство в обществе, гарантируют гражданам необходимое пенсионное обеспечение по разным основаниям. В случае возникновения трудной жизненной ситуации в стране с развитым уровнем социального обеспечения своих жителей каждому будет оказана соответствующая финансовая, организационная и иная необходимая помощь.
Социальная политика в России основывается на конституционном принципе, согласно которому Российская Федерация — социальное государство, которое обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека.
На основании ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
На основании ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Конституции РФ гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии каждый вправе бесплатно получить на конкурсной основе.
В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.
Согласно ч. 2 ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды; обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.
В настоящее время многие специалисты отмечают, что российская социальная политика развита не достаточно. Наличие в обществе многих экономических, социальных и иных проблем не позволяет утверждает нам о том, что продекларированная ст. 7 Конституции РФ характеристика России, именно как социального государства, достигнута. В этом аспекте относить Россию полностью социальному типу государства пока преждевременно.
Огромная часть населения страны тратит на питание более 50% от общей суммы своих доходов. Ставшая часть денег идет на уплату коммунальных платежей и иных обязательных ежемесячных услуг.
В условиях социально-экономической нестабильности, вызванной ми-ровым финансовым кризисом, положение многих российских семей остается достаточно сложным. Негативные процессы в экономической сфере (рост инфляции, безработицы, неполной занятости, задолженности по заработной плате) привели к снижению жизненного уровня малообеспеченных групп населения.
Семья — фун¬дамент всей демографической ситуации. Наше государство нуждается в укреплении семьи и сокращении семейного неблагополучия. В последнее годы в нашей стране уделяется пристальное внимание совершен¬ствованию механизма реализации государственной политики в интересах се¬мьи и детей. Эта политика формируется и реализуется на различных уровнях. Защита семьи в целом, а также охрана материнства и дет¬ства — сегодня объект приоритетного государственного внимания.
Задача государства в развитии отечественной социальной политики прежде всего лежит в разрешении экономических проблем. В целом основной проблемой развития социальной политики России на современном этапе является недостаточное финансирование ее проблем.
Одним из важнейших направлений социальной политики России является социальная защита пенсионеров (пожилых граждан) инвалидов. Важной функцией социального государства является в том числе и предоставление гарантий предоставления социальных услуг инвалидам и пенсионерам на федеральном и региональном уровнях.
В современных условиях экономического развития Российской Федерации существует проблема ограниченности финансирования в сфере социальной поддержки инвалидов, особенно это касается регионов. Тем самым нарушаются права инвалидов на социальную защиту, которые определены и урегулированы федеральным и региональным законодательством. Все это говорит о необходимости повышения эффективности реализации системы социального обеспечения инвалидов на законодательном уровне.
Для улучшения текущего положения и недопущения развития в дальнейшем выявленных проблем, разработаны следующие предложения по улучшению социальной политики в отношении пожилых людей и инвалидов:
1. Создать условия, при которых некоторые услуги для граждан пожилого возраста, не имеющих льготного статуса, были бы дешевле или бесплатными. Например, бесплатный проезд в общественном транспорте, скидки на коммунальные услуги, привоз питьевой воды на дом, а также косметический ремонт в квартирах и подъездах. Это можно реализовать с помощью привлечения НКО, а также используя механизм государственно-частного партнерства.
2. Поддержка и развитие благотворительных фондов и благотворительных организаций, занимающихся оказанием помощи пожилым людям, за счет регионального бюджета и направления на рабочие места квалифицированных специалистов, а также работа волонтеров и сотрудников социальных служб в разных районах города, которые могли бы оказывать помощь пожилым людям в повседневной жизни. Опыт работы волонтеров в период режима самоизоляции необходимо тиражировать и распространять на повседневную жизнь и после окончания эпидемии.
3. Организовать помощь пожилым гражданам в написании и отправке всех необходимых документов через электронный формат, а также создание упрощенных платформ для более легкого освоения Интернет-сайтов, которые необходимы пожилым людям в настоящее время. Это можно делать как на базе тех клубов, про которые мы говорили выше, а также с помощью развития сети волонтеров, которые могли бы приходить по заявкам пенсионеров к ним домой и помогать в этой сфере.
4. Увеличение информированности пожилых людей о существующих мерах поддержки. Это можно реализовать через рекламу на телевидении, баннерах и плакатах на улицах города, а также за счет объявлений, размещенных на информационных стендах в подъездах и местах массового скопления людей.
Организация и исполнение всех рекомендательных мероприятий позволят достичь следующего социального эффекта:
— улучшить и повысить уровень жизни пожилых людей;
— создать благоприятную и комфортную среду для их проживания;
— избежать и предотвратить многие болезни, и травмы;
— сделать пожилых людей более информированными о своих правах и возможностях получения дополнительных выплат и льгот.
В качестве законодательных новаций по теме исследования модно выделить следующие предложения.
1. Предлагается инвалидам I и II групп, занимающим жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, и состоящим (состоявшим) на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также возвратившим ранее приватизированные ими жилые помещения в государственный или муниципальный жилищный фонд (квартиры, комнаты, индивидуальные жилые дома) предоставить право выкупа жилья по рыночной стоимости за вычетом из его стоимости 18 квадратных метров жилья, оцененного исходя из средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Внедрение предлагаемой новой нормы в статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» безусловно позволит реализовать право на жилье инвалидам I и II групп, по несколько лет стоящими в очереди на улучшение жилищных условий.
2. Необходимо законодательно закрепить меры содействия занятости молодежи, предусматривается предоставление финансовой поддержки работодателям, принимающим на работу граждан, относящихся к молодежи; содействие трудоустройству в свободное от учебы время граждан, обучающихся в образовательных организациях. Также важно урегулировать и вопросы противодействия нелегальной занятости: установить систему мер по ее сокращению и полномочия органов власти в этой сфере деятельности.
3. Многодетная семья — это не просто ячейка общества, а опора государства в дальнейшем его развитии. При этом многодетная семья — крайне уязвима. Невзгоды и горести, которые случаются в жизни каждого человека, для многодетной семьи могут в два счета обернуться катастрофой. Для достижения указанных показателей необходимо принятие комплексных мер поддержки, которые бы стимулировали желание супругов иметь не одного, двух, а более детей, т.е. к созданию многодетной семьи. Реализация такой задачи требует от государства и разработки и принятия Федерального закона «Об основах правового положения многодетных семей в Российской Федерации».
4. Весьма острой в наше время является проблема особой категории населения – «дети Войны». Сегодня указанные граждане достигли пенсионного возраста, и государство обязано обратить внимание на их достаточно сложное материальное положение. Большинство из этих граждан, кроме трудовых или социальных пенсий и скромных социальных выплат из бюджетов субъектов Российской Федерации, не имеют иных источников существования. Данная категория граждан нуждается в особом внимании государства, так как, пережив вместе со взрослыми тяготы и лишения военного времени, они до настоящего времени не имеют официального признания на государственном уровне так же, как и ветераны Великой Отечественной войны. Для решения такой проблемы требуется разработка и скорейшее принятие специального закона – «О мерах социальной поддержки детей, пострадавших в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов».
Также подчеркнем, что система пенсионного обеспечения в нашей стране в последние два десятилетия претерпела множество изменений системного и параметрического характера, направленных на повышения уровня ПО граждан, обеспечения ее устойчивости и финансовой стабильности. Однако, принятые меры себя не оправдали. Наряду с общими вызовами системам ПО (сохранение сбалансированности и устойчивости распределительной компоненты пенсионной системы в условиях демографической нагрузки и уменьшение продолжительности официальной трудовой деятельности), на сегодняшний день сохраняют актуальность проблемы, объединенные в работе в группы проблем, в частности, такие как низкий уровень пенсионного обеспечения и растущие запросы на достойное обеспечение в старости; проблемы «базы» уплаты пенсионных взносов и финансирования страховых пенсий.
В качестве рекомендаций для их разрешения, что будет способствовать совершенствованию системы ПО в Российской Федерации, нами было предложено:
— изменить отношение к демографической нагрузке и трансфертам федерального бюджета;
— создание системы, снижающей административную нагрузку на плательщиков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 01.03.2023) //Собрание законодательства РФ.- 03.01.2005.- № 1 (часть 1).- ст. 14
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 11.01.2023) // Российская газета.- N 256.- 31.12.2001
4. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ.- 19.07.1999.- N 29.- ст. 3699
5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 27.11.1995.- N 48.- ст. 4563,
6. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2013. -№52. — Ст. 7007.
7. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 01.09.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2013. -№52. — Ст. 7007.
8. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 11.01.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — №17. — Ст. 1915.
9. Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 N 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» (ред. от 14.12.2020) // Собрание законодательства РФ.- 01.12.2014.- N 48.- ст. 6872.
10. Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 «О признании лица инвалидом» (ред. от 24.01.2023) // Собрание законодательства РФ.- 11.04.2022.- N 15.- ст. 2506
11. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2019 N 29-КГ19-6 [Электронный ресурс] //http://base.consultant.ru
12. Апелляционное определение Московского городского суда от 18.07.2019 по делу N 33-31239/2019 [Электронный ресурс] //http://base.consultant.ru
13. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.04.2020 N 78-КГ20-5 [Электронный ресурс] //http://base.consultant.ru
14. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.09.2017 N 74-АПГ17-12 [Электронный ресурс] //http://base.consultant.ru
15. Апелляционное определение Московского городского суда от 08.07.2021 N 33-20183/2021 [Электронный ресурс] //http://base.consultant.ru
16. Аббасова, Е.В., Васильев, В.А., Новокшонов, К.А. Трудоустройство инвалидов с психическими заболеваниями: вопросы теории и практики / Е.В.Аббасова, В.А.Васильев, К.А.Новокшонов // Вестник ЮУрГУ Серия: Право.- 2019.- Т. 19.- N 4. С.- 27-28.
17. Аверин, А. Н. Социальная политика / А. Н. Аверин. – М. : Издво РАГС, 2020. – 560 с.
18. Азарова, Е.Г. Право граждан на справедливое социальное обеспечение / Е.Г.Азарова // Журнал российского права.- 2022.- N 8. С.- 77 — 78
19. Арачеев, В.С. Л.А. Право социального обеспечения России: Учебное пособие. / В.С.Арачеев,- Томск: Томский государственный университет, 2018 – 215с.
20. Асалиев, А.М. Экономика труда / А.М.Асалиев. — М.: Инфра-М, 2020 – 305с.
21. Бабикова, М.А. Кудрявцева, Е.В. Материнский капитал как решение демографических проблем / М.А.Бабикова Е.В.Кудрявцева // Синергия наук. — 2021. — № 7. — С. 365-366.
22. Байдина, О. Трудоустраиваем инвалидов: с чем придется столкнуться работодателю / О.Байдина // Трудовое право.- 2018.- N 5.- С. 51-52.
23. Балашев, Н.Б. Проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ / Н.Б.Балашев // Экономика и бизнес: теория и практика.- 2019. — № 5-2.- С. 9-10
24. Боброва, Д.Н. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации: социальный эффект / Д.Н.Боброва // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2019. — № 6 (120). — С. 156-157
25. Быкова, Н. Н. Вопросы пенсионного страхования в Российской Федерации / Н. Н.Быкова // Карельский научный журнал. – 2021. – Т. 6. – № 4 (21). – С. 136-137
26. Вон, С.М. Безработица: ее причины и последствия / С.М Вон// Молодой ученый. — 2019. — №17.1.- С.71-72
27. Выдрин, И.В., Выдрина, И.И. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов: вопросы теории и практики / В И.В.ыдрин, И.И.Выдрина // Современное право. 2019. № 9. С. 27-28
28. Гелета, И.В. Экономика и социология труда: учебное пособие / И.В. Гелета. — РнД: Феникс, 2021 – 205с.
29. Глотов, С.А., Ращупкина, М.Г. И снова о ст. 7 Конституции Российской Федерации (как мы строим социальное государство) / С.А.Глотов, М.Г.Ращупкина // Безопасность бизнеса.- 2019.- N 4.- С. 22-23.
30. Григорьев, И.В., Щайхатдинов, В.Ш. Право социального обеспечения: учебное пособие / И.В.Григорьев, В.Ш.Щайхатдинов. — Екатеринбург: Изд-во госуниверситета, 2017 – 302с.
31. Гриненко, А.В. Государственная и муниципальная социальная политика / А.В.Гриненко.- М.: КноРус, 2018 – 90с.
32. Гулина, М. А. Словарь-справочник по социальной работе / М. А.Гулина. – Питер, 2018 – 400 с.
33. Гуцко, П.А. Ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни как принцип права социального обеспечения / П.А.Гуцко // Трудовое и социальное право. 2022. № 2 (42). С. 14-19.
34. Долженкова, Г.Д. Право социального обеспечения / Г.Д.Долженкова.- М.: Юрайт, 2018 – 225с.
35. Дорошенко, Е.Н. Конституционные стандарты достойной жизни и свободного развития человека при проведении пенсионной реформы / Е.Н.Дорошенко // Актуальные проблемы российского права. -2018.- N 12.- С. 39-40
36. Дугужева, Б.Х.-М. Становление и развитие законодательства о правах лиц с ограниченными возможностями здоровья в России / Б.Х.-М.Дугужева // Социальное и пенсионное право. -2017.- №2.- С. 43-44.
37. Жабуровская, А.А. Социальная защищенность и проблема обеспечения гармоничного развития личности в современной России. Сборник материалов Международной научно-практической конференции / А.А.Жабуровская.- М., 2022 – 170с.
38. Зайцева, Е.М. Реализация прав социально незащищенных граждан в процессе взаимодействия с Пенсионным фондом России / Е.М.Зайцева // Социальное и пенсионное право.- 2020.- № 2.- С. 30-31
39. Зарипова, А.Р., Хамитова, Г.М. Пенсионная реформа в РФ: ожидания и результаты / А.Р.Зарипова, Г.М.Хамитова // Социальное и пенсионное право.- 2020.- N 3.- С. 32-33
40. Изварина, Ю. Ю. Правовое регулирование защиты права от бедности на международном уровне и в социальном законодательстве Российской Федерации: соотношение норм и проблемы их коллизий / Ю.Ю.Изварина // Вопросы российского и международного права.- 2020.- Том 10. — № 1А. С. 120-121.
41. Каминская, Ю.Н. Защита прав многодетных семей на получение мер государственной поддержки / Ю.Н.Каминская // Законность.- 2019.- N 10.- С. 17-18
42. Климова, О.С., Егорова, А.Е. Безработица в России и мире: анализ основных тенденций / О.С.Климова, А.Е.Егорова // Общество: экономика, политика, право.- 2021.- N 1.- С. 112-113
43. Кожина, Ю.А., Фроловская, Ю.И. Социальная политика государства в отношении пенсионных прав / Ю.А.Кожина, Ю.И.Фроловская // Социальное и пенсионное право.- 2019.- N 3.- С. 32-33
44. Колесник, А.П. Сбережение народа России и развитие пенсионной системы страны / А.П.Колесник // Социальное и пенсионное право. 2021. N 4. С. 44-45
45. Кондракова, И.А., Шепеленко, М.Ю. Обязательные социальные фонды в России: проблемы и перспективы / И.А.Кондракова, М.Ю.Шепеленко // Социальное и пенсионное право.- 2019.- № 6.- С. 12-13
46. Корсаненкова, Ю.Б. Понятие безработного и социальный риск безработицы в контексте системного подхода / Ю.Б. Корсаненкова // Социальное и пенсионное право.- 2019.- N 4.- С. 48-49
47. Костина, С.Н. Модели многодетности в современном российском обществе (результаты нарративного интервью) / С.Н.Костина // Социологические исследования. 2021. № 3. С. 92 – 93.
48. Котенко, В.Е. Современное состояние и перспективы развития пенсионного обеспечения в России / В.Е.Котенко // Вектор экономики.- 2021.- № 6. — С. 34-35
49. Лукичев, П.М. Рынок труда будущего. / П.М.Лукичев.- Монография. – Санкт-Петербург: СанктПетербургский политехнический университет Петра Великого, 2021 – 102с.
50. Лунгу, Е.В. Конституционные правоотношения и пенсионная реформа как фактор объективной правовой реальности / Е.В.Лунгу // Российская юстиция.- 2019.- N 2.- С. 58-59
51. Маматказин, И.Р. К вопросу о формировании функций права социального обеспечения /И.Р.Маматказин // Пермский юридический альманах. Ежегодный научный журнал. 2018. № 1. С. 42 -43
52. Маматказин, И.Р. Социально-обеспечительные компенсационные выплаты и компенсационная функция права социального обеспечения: проблемы теории / И.Р.Маматказин // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 6. С. 90 — 91
53. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования . 4-е изд., перераб. и доп. / Е. Е.Мачульская.- М. : Издательство Юрайт, 2020 – 377с.
54. Напсо, М. Б. Актуальные проблемы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение в контексте реформирования пенсионной системы Российской Федерации / М. Б. Напсо // Современное право. – 2019. – № 2. – С. 38-39
55. Никитина, А.В. Направления совершенствования финансового механизма социального обслуживания населения России / А.В.Никитина // Социал. политика и социология. – 2019. – № 5-1. – С. 115-116.
56. Новикова, В.В. Социальная помощь как объект правового регулирования: общетеоретический и отраслевой аспекты / В.В.Новикова // Ленинградский юридический журнал. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2019.- N 4.- С. 229-230
57. Павловская, О.Ю. Занятость и трудоустройство: правовые аспекты и актуальные проблемы правоприменения / О.Ю. Павловская // Право и экономика.- 2019.- № 1.- С. 74-75
58. Павловская, О.Ю. К вопросу о профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании безработных и незанятых граждан / О.Ю Павловская // Трудовое право в России и за рубежом.- 2016. -№ 4.- С. 16
59. Попкова, И.С. Занятость населения / И.С.Попкова // Экономика и менеджмент инновационных технологий.- 2019.- № 11.-С. 26
60. Поплавская, В. Анализ судебной практики по привлечению к ответственности работодателя по вопросам трудоустройства инвалидов / В.Поплавская // Трудовое право.- 2019.- N 12.- С. 73-74.
61. Рощин, С.Ю., Разумова, Т.О. Теория и правовое регулирование рынка труда / С.Ю.Рощин, Т.О.Разумова. -М.: Статут, 2019 — 80с.
62. Садыков, Р.М. Социальное положение российских пенсионеров в современных условиях / Р.М.Садыков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2021. — № 6 (июнь).- С. 211-212
63. Свистунов, А.А., Щепанский, И.С. Проблемные вопросы занятости и ее структура / А.А.Свистунов, И.С.Щепанский // Юридический мир.- 2019-№ 4.- С. 55-56
64. Симонова, М.В. Экономика труда: учебник для академического бакалавриата / М. В. Симонова. — М. : Издательство Юрайт, 2018 – 201с.
65. Сулягина, Е.А. Труд и занятость — объекты конституционно-правового регулирования в Российской Федерации как социальном государстве / Е.А. Сулягина // Современное право.- 2018.- № 6.- С. 29-30
66. Уткин, Д.В., Зеленова, Н.А. Понятие и нормативно-правовое регулирование социально-правовой зашиты инвалидов в Российской Федерации / Д.В.Уткин, Н.А.Зеленова // Правовая реформа.- 2021.- № 3 (7).- С. 63-64.
67. Фомин А.А. Имплементация международно-правовых стандартов социальной помощи малоимущим в российскую правовую систему // Российская юстиция. 2018. N 8. С. 25-26
68. Фомин, А.А. Принципы социальной политики Российской Федерации в сфере преодоления бедности / А.А.Фомин // Социальное и пенсионное право.- 2019.- N 3.- С. 26-27.
69. Харитонова, Ю.Н. Деятельность Пенсионного фонда России в социальном обеспечении населения / Ю.Н.Харитонова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2022. — № 2. — С. 18-19
70. Цаликова, В.В. Организационно-экономические основы развития региональной системы социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья / В.В.Цаликова // Социальное обслуживание. — 2020. — №12. — С.9.10
71. Чекмарев, О.П., Лукичев, П.М., Конев, П.А. Факторы изменений рынка труда России под влиянием пандемии covid-19 и стратегии адаптации работодателей / О.П.Чекмарев, П.М.Лукичев, П.А. Конев // Экономика труда. 2021. № 4. C. 329-330
72. Шабанов, Р.И. Правовая природа права на занятость / Р.И. Шабанов // Трудовое право в России и за рубежом.-2018.-№ 4.- С. 12 -13
73. Швед, Е.Н. Международно-правовые основы защиты прав детей-инвалидов / Е.Н.Швед // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки.- 2021.- № 1.- С. 86-87
74. Якимчук, С.В. Социальная защита населения и ее совершенствование в современных условиях. Монография / С.В.Якимчук. — Белгород, 2018 – 87с.
75. Янбухтин, Р.М. Правовое регулирование социального обеспечения лиц, подлежащих государственной защите / Р.М.Янбухтин // Вестник УЮИ.- 2018.- №3 (81). — С.8-9
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф