Глава 2. Конституционные основы деятельности Совета Безопасно-сти Российской Федерации при главе государства и правительстве РФ
Конец XX – начало XXI века ознаменовались резко возросшим интере-сом мировой общественности к проблемам обеспечения глобальной и регио-нальной безопасности.
Во многом это обусловлено политическими и социальными потрясени-ями мирового масштаба в различных районах планеты, разработкой новых видов вооружения, прежде всего ядерного, и средств их доставки, ростом количества и масштабов военных конфликтов, а также угрозой экологиче-ской катастрофы. Учет этих и иных факторов существенным образом обязы-вает системно укреплять национальную безопасность нашего государства.
Это важнейшая стратегическая задача, в решении которой принимают участие высшее политическое руководство страны, созданные для этого гос-ударственные органы власти, общественные объединения и российские граждане, что в совокупности составляет систему обеспечения национальной безопасности.
На сегодняшний день в России лишь формируется правовая основа обеспечения национальной безопасности, представляющая собой, по сути, совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагаю-щих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленных на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности с целью их упорядочения, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями. Законо-дательное обеспечение национальной безопасности, было, есть и будет крае-угольным камнем в государственном управлении.
Различные аспекты обеспечения национальной безопасности вообще и обеспечения национальной безопасности в частности в последнее время в си-лу ряда объективных причин находятся в центре внимания руководства страны, стремящегося нейтрализовать явные и скрытые угрозы развития российской государственности правовыми средствами. Об этом явственно свидетельствуют принятые на федеральном уровне Федеральный закон «О безопасности» , Стратегия национальной безопасности Российской Федера-ции до 2020 г., Концепция национальной безопасности в Российской Феде-рации.
Однако формирование механизма обеспечения национальной безопас-ности, под которой понимается состояние защищенности человека и гражда-нина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфлик-тов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характе-ра, к настоящему времени не завершено.
Конституция России в статье 72 относит обеспечение национальной безопасности к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в то время как обеспечение общественного порядка в соответствии со статьей 132 возлагает также и на органы местного само-управления.
Позволим себе подробно не останавливаться на различных положениях Концепции национальной безопасности в Российской Федерации, представ-ляющей собой систему взглядов на обеспечение национальной безопасности как части национальной безопасности страны, основополагающий документ стратегического планирования, определяющий государственную политику в сфере обеспечения национальной безопасности. Отсюда она является идеоло-гически политизированным документом, определяющим весьма общие направления совершенствования механизма обеспечения национальной без-опасности в стране.
Детализировать Концепцию национальной безопасности в Российской Федерации призваны целевые программы (федеральные, региональные, му-ниципальные и отраслевые), направленные на обеспечение национальной безопасности. Так, например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345 утверждена новая редакция Государ-ственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности».
Вместе с тем, к сожалению, до сих пор остается нерешенным вопрос разработки и принятия Федерального закона «О национальной безопасно-сти». Кроме того, требуются и иные законодательные решения, направлен-ные на предупреждение и борьбу с преступностью, коррупцией, террориз-мом и экстремизмом; расширение международного сотрудничества в право-охранительной сфере; создание единой системы профилактики преступности и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности пра-воприменительной практики; разработку и использование специальных мер, способствующих снижению уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.
При этом следует присоединиться к точке зрения А. П. Шергина, и не-сколько перефразируя ученого, отметить, что ни одна из отраслей права не обладает таким мощным потенциалом, как административное право, способ-ное через нормы законов реализовывать защиту национальных ценностей.
Особое место в системе обеспечения национальной безопасности РФ занимает созданный в июне 1992 года конституционный орган – Совет Без-опасности Российской Федерации, который является консультативно-совещательным органом. Он осуществляет подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения национальной безопасности, организации национальной обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверените-та, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения национальной безопасности.
Конституционный статус Совета Безопасности РФ вытекает из положе-ния Конституции РФ, ФЗ от 28 декабря 2010 г. №390- ФЗ «О безопасности». Статус определяется главным предназначением этого органа, состоящим в обеспечении реализации Президентом РФ полномочий, предусмотренных соответствующими статьями Конституции.
Совет Безопасности Российской Федерации за прошедшие годы дока-зал свою значимость, внес существенный вклад в выработку стратегии раз-вития России, создание условий для реализации функции Президента РФ по управлению государством, формированию внутренней и внешней политики, сохранению суверенитета и территориальной целостности страны, поддер-жанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан.
Под непосредственным руководством Совета Безопасности Российской Федерации разработаны Концепция внешней политики РФ, Военная доктри-на РФ, Доктрина информационной безопасности РФ, Стратегия националь-ной безопасности РФ до 2020 года, Стратегия развития информационного общества в РФ, Стратегия развития Арктической зоны РФ, ФЗ от 28 декабря 2010 г. №390- ФЗ «О безопасности», ФЗ от 28 июня 2014 г. №172- ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и ряд других осно-вополагающих документов, направленных на совершенствование системы обеспечения национальной безопасности.
Рассмотрим более подробно Совет Безопасности Российской Федера-ции в системе обеспечения национальной безопасности.
2.1. Роль Совета Безопасности Российской Федерации в обеспече-нии национальной безопасности России и его конституционно-правовое положение
Обеспечение национальной безопасности — стратегически значимая и жизненно важная задача, решение которой зависит как от высшего политиче-ского руководства страны и созданных для этого государственных органов, так и от общественных объединений и граждан, в совокупности составляю-щих систему обеспечения национальной безопасности Российской Федера-ции.
В настоящее время международное положение России нестабильно и характеризуется высокой степенью напряженности, царящей в международ-ных отношениях с основными мировыми авторами, что в свою очередь, ста-ло следствием постоянно повышающегося уровня влияния Российской Феде-рации в мире. Во многом агрессивная риторика политических лидеров стран–оппонентов в отношении России, а также введение против нашей стра-ны санкций экономического и политического характера свидетельствует о столкновении отдельных национальных интересов этих государств с нацио-нальными интересами России относительно путей развития нашей страны.
Безусловно, эти процессы напрямую влияют на состояние международ-ной безопасности, приближая мир к новой эре холодной войны, увеличению количества военных конфликтов регионального и локального масштаба, де-стабилизации политической обстановки как в отдельных странах с низким уровнем экономической и социальной стабильности, так и в целых регионах.
Именно внешнеполитические процессы стали первопричиной осложне-ния общей внутренней обстановки в государстве, выразившейся в уменьше-нии благосостояния населения, увеличении инфляции, замедлении экономи-ческого роста и снижении ВВП. В этой сложной внешнеполитической ситуа-ции основной задачей государственной власти становится обеспечение наци-ональной безопасности страны через достижение национальных приоритетов (интересов) государства на внешнеполитической арене путем оптимизации прежде всего управленческих процессов.
Это требует совершенствования действующих структур подготовки и принятия решений в области национальной безопасности, доработки норма-тивно-правовой базы и, наконец, определения единого центра обеспечения национальной безопасности страны на всех своих направлениях. В качестве такого центра видится Совет Безопасности Российской Федерации. Феде-ральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» так же определяет Совет Безопасности как центральную структуру , отвечающую за подготов-ку решений в области национальной безопасности и координацию деятель-ности органов государственной власти .
Проблема обеспечения национальной безопасности Российской Феде-рации имеет многогранный, комплексный характер. «Мы за безопасность и возможность развития не для избранных, а для всех стран и народов, за уважение к международному праву и многообразию мира» — сказал В. Путин в своем послании Федеральному Собранию РФ, в очередной раз под-черкнув важность, неотделимость и глубокую взаимосвязь понятия «нацио-нальной безопасности России» с понятием «международной безопасности».
Международная безопасность — двойственное состояние системы меж-дународных отношений, при котором: ‒ создаются условия для обеспечения и фактически обеспечивается национальная безопасность государств; ‒ со-блюдаются общепризнанные принципы и правила международного права и исключаются всяческие попытки нарушения мира. Стремление к достижению международной безопасности — это первостепенная и наиглавнейшая цель любых международных отношений.
Современная ситуация в мире характеризуется постоянным изменением конфигурации международных отношений, в которой преимущественно воз-обладают две взаимоисключающие тенденции.
Тенденция первая — многополярность мира — проявляется через укрепление экономических и политических позиций интеграционных объ-единений и состоящих в них отдельных государств, а также в качественной эволюции механизмов многостороннего управления процессами в междуна-родных отношениях. При этом все большую роль играют политические, эко-номические, информационные, экологические и научно-технические факто-ры.
Тенденция вторая — глобализация — проявляется в попытках созда-ния такой конфигурации международных отношений, которая основана на руководящей роли развитых западных стран в международном сообществе при лидерстве Соединенных Штатов Америки и рассчитана на возможность одностороннего решения, минуя основополагающие нормы международного права главных проблем мировой политики, в первую очередь, военно-силовыми путями с повсеместным применением политики двойных стандар-тов.
Обеспечение международной безопасности возможно только на основе действующих норм международного права, по средствам которого опреде-лены универсальные правовые средства предотвращения войны и обеспече-ния (поддержания) мира, которые символически можно разделить на 5 раз-делов: политический, экономический, военно-силовой, информационный и гуманитарный. В обеспечение международной безопасности серьезный вклад вносится путем создания систем коллективной безопасности, создаваемых государствами на региональной и универсальной основах. Отсюда исходит еще одно важное понятие.
Коллективная безопасность — это система совместных мероприятий государств (отдельного региона или всего мира) в целях обеспечения между-народной безопасности . Теория и практика создания систем коллективной безопасности в целях обеспечения международной безопасности является приоритетом внешнеполитической деятельности России.
В настоящее время международным правом предусмотрено две формы организации систем коллективной безопасности: универсальная (всемирная) организация безопасности, например, в рамках ООН, и региональная — ор-ганизация безопасности в рамках одного или нескольких регионов. Органи-зация Договора о коллективной безопасности является не только ярким при-мером организации региональной системы безопасности, но важнейшим эле-ментом обеспечения коллективной безопасности стран Содружества Незави-симых Государств.
Основными средствами обеспечения коллективной (региональной) без-опасности являются: разрешение конфликтных вопросов путем мирного уре-гулирования и переговоров, разоружение и совместное принятие принуди-тельных мер против агрессора. Основополагающую роль в регулировании вопросов национальной безопасности России играет вышеназванная Страте-гия национальной безопасности Российской Федерации.
Значимость этого документа, в котором сформулированы рассчитан-ные на длительную перспективу важнейшие направления государственной политики государства в сфере обеспечения национальной безопасности, в том, что на ее основе ведомства, министерства, государственные и обще-ственные организации корректируют или формируют свою концептуальную базу, а также нормативно-правовые документы в части, касающейся их дея-тельности по обеспечению национальной безопасности Российской Федера-ции.
В механизме принятия и осуществления внешнеполитических решений в Российской Федерации задействованы все три ветви государственной вла-сти. При этом в 22 федеральных министерствах из 24 присутствует тот или иной аспект международной деятельности.
Все органы государственной власти осуществляют взаимодействие с целью координации как стратегических, так и организационных вопросов. Основными же являются:
‒ Президент Российской Федерации;
‒ Совет Безопасности Российской Федерации;
‒ Правительство Российской Федерации.
Каждый из них в той или иной степени несет ответственность за состоя-ние национальной безопасности государства и участие в поддержание меж-дународной безопасности. Однако при критическом рассмотрении этой те-мы, выясняется, что Президент отвечает и принимает решения, но лично «ничего» не организует, Правительство, казалось бы, исходя из своего со-става, организует, но контролировать такой огромный объем государствен-ных задач не способно.
Министерство иностранных дел разрабатывает общую стратегию внешней политики и обеспечивает дипломатическими средствами достижение национальных интересов страны на международной арене, и наконец, Совет Безопасности Российской Федерации — конституционный совещательный орган, ведающий всеми вопросами национальной безопасности, но не имею-щий реальной власти, готовящий всего лишь предложения для Президента с целью принятия им решений.
Несмотря на это, именно Совет Безопасности является тем элементом системы национальной безопасности, который объективно концентрирует в своих руках ведение вопросами национальной и в том числе международной безопасности страны и является отправной точкой и местом соприкосновения и взаимодействия всех органов государственной власти с целью консолида-ции усилий по совершенствованию и дальнейшему укреплению системы национальной безопасности государства.
Отсюда следует и важнейшая роль Совета Безопасности в принятии решений об участии вооруженных сил Российской Федерации в отдельных локальных и региональных конфликтах, примером чему может служить в настоящий момент ситуация в Сирийской Арабской Республике. Ведь именно на заседании Совета Безопасности РФ Президентом страны было принято решение об участии группировки войск (сил) вооруженных Сил России в совместных действиях с вооруженными силами арабского государства по уничтожению ИГИЛ на территории Сирии.
Свой конституционно-правовой статус Совет Безопасности Российской Федерации (будучи сформированным в июне 1992 года) получил 12 декабря 1993 года, когда всенародным голосованием была принята Конституция РФ. Пункт «ж» статьи 83 Конституции РФ закрепляет, что Президент РФ «фор-мирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус ко-торого определяется федеральным законом»
В настоящее время конституционно-правовое положение Совета Без-опасности РФ, в развитие положений Конституции РФ, уточнено ФЗ от 28 декабря 2010 г. №390- ФЗ «О безопасности», ФЗ от 28 июня 2014 г. №172- ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Указом пре-зидента РФ от 6 мая 2011 г. №590 «Вопросы Совета безопасности Россий-ской Федерации», в соответствии с которыми утверждены положения о Сове-те Безопасности РФ, об аппарате Совета Безопасности РФ, а также о межве-домственных комиссиях Совета Безопасности РФ и о научном совете при Со-вете Безопасности РФ.
Конституционный характер Совета Безопасности РФ определяется не только тем, что он назван в Конституции РФ, возглавляется и формируется главой государства- Президентом Российской Федерации, и что его статус регулируется федеральным законом, но также и тем, что прямым, главным предназначением этого органа является обеспечение условий для реализации главой Российского государства своих конституционных полномочий по за-щите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета РФ, ее не-зависимости и государственной целостности, то есть полномочий, преду-смотренных соответствующими статьями Конституции РФ.
Правовую основу деятельности Совета Безопасности РФ также состав-ляют иные федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области националь-ной безопасности.
Совет Безопасности является конституционным совещательным орга-ном и в соответствии с Конституцией РФ и Федеральными законами органи-зует стратегическое планирование в области обеспечения национальной без-опасности и осуществляет подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения национальной безопасности, организации национальной оборо-ны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, по иным вопросам, свя-занным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности РФ, по вопросам международного сотрудни-чества в области обеспечения безопасности, а также иные функции в сфере стратегического планирования в соответствии с решениями Президента РФ.
Решения Совета Безопасности РФ оформляются протоколами заседа-ний Совета Безопасности РФ или протоколами оперативных совещаний Со-вет Безопасности РФ и вступают в силу после их утверждения Президентом РФ.
В целях реализации решений Совета Безопасности Российской Федера-ции Президентом РФ могут издаваться указы, распоряжения и даваться по-ручения (директивы).
Вступившие в силу решения Совета Безопасности Российской Федера-ции обязательны для исполнения государственными органами и должност-ными лицами.
Конституционные задачи, решаемые данным органом в сфере нацио-нальной безопасности, и его состав обусловливают реальный авторитет и влияние Совета Безопасности Российской Федерации в общей системе инсти-тутов национальной безопасности страны.
Значительный вклад внес Совет Безопасности РФ в предотвращение в 2014 году развития конфликта на территории Крыма. В результате состояв-шегося референдума, который прошел в полном соответствии с демократи-ческими процедурами и международно-правовыми нормами, Республика Крым и город Севастополь стали полноценными субъектами РФ. Суще-ственную роль Совет Безопасности РФ играет в выработке мер по урегули-рованию конфликта на юго-востоке Украины, оказанию гуманитарной по-мощи мирному населению Донбасса.
Совет Безопасности Российской Федерации активно сотрудничает с со-ветами безопасности или аналогичными структурами других стран.
Образован и действует Комитет секретарей советов безопасности ОДКБ. Совет Безопасности РФ разрабатывал предложения по урегулирова-нию кризисных ситуаций в различных регионах мира, затрагивающих инте-ресы России, по проблемам международных отношений. На его заседаниях рассматривались вопросы и перспективах отношений России с НАТО, нерас-пространения оружия массового уничтожения и средств ее доставки, выра-батывались подходы по противодействию международному терроризму м тесно связанному с ним незаконному обороту наркотиков.
Защита национальных интересов в международной сфере предполагает противодействие наиболее опасным вызовам безопасности всего мирового сообщества. Речь идет об опасности возобновления гонки вооружений на но-вом технологическом уровне, попытках разрушить существующие системы разоружения и контроля над вооружениями.
В настоящее время осуществляются прогнозирование и выработка мер по нейтрализации новых вызовов и угроз безопасности в условиях транс-формации международной системы, некогда основанной на идее так называ-емого однополярного мира.
Рассмотрим более подробно правовое регулирование организации и деятельности совета безопасности Российской Федерации.
2.2. Правовое регулирование организации и деятельности Совета Безопасности Российской Федерации
Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития РФ, обеспечения безопасности жизненно важных интере-сов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (обес-печение национальной безопасности), проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.
Правовую основу деятельности Совета Безопасности составляют Кон-ституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы меж-дународного права, международные договоры Российской Федерации, фе-деральные конституционные законы, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности», другие федеральные законы, указы и распо-ряжения Президента Российской Федерации, а также настоящее Положение.
Задачами Совета Безопасности являются:
а) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения национальной безопасности;
б) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в об-ласти обеспечения национальной безопасности;
в) формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией;
г) подготовка Президенту Российской Федерации предложений:
о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;
о применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности;
о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения, а также о введении и об отмене военного положения;
о реформировании существующих или об образовании новых государ-ственных органов и организаций, осуществляющих функции в области обес-печения национальной безопасности;
об утверждении и уточнении стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны;
д) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;
е) формирование основных направлений государственной внешней и военной политики;
ж) оценка эффективности, разработка критериев и показателей деятель-ности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности.
Основными функциями Совета Безопасности являются:
1. Осуществление стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности, в том числе:
оценка эффективности работы по реализации документов стратегиче-ского планирования;
корректировка документов стратегического планирования и стратеги-ческих национальных приоритетов;
координация деятельности по разработке в федеральных округах до-кументов стратегического планирования;
2. Разработка и уточнение критериев и показателей обеспечения нацио-нальной безопасности;
3. Рассмотрение вопросов обеспечения национальной безопасности, ор-ганизации обороны, в том числе строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и орга-нов, планирования их применения, вопросов оборонного производства, мо-билизационной подготовки, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, свя-занных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;
А также другие функции. Президент Российской Федерации может воз-ложить на Совет Безопасности иные задачи и функции в соответствии с зако-нодательством Российской Федерации.
Состав Совета Безопасности Российской Федерации определяется ука-зом Президента Российской Федерации.
В состав Совета Безопасности входят:
— Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации;
— Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации;
— постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности.
Постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности включаются в состав Совета Безопасности и исключаются из него Президен-том Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасно-сти.
Основные формы работы Совета Безопасности — заседания, рабочие со-вещания, межведомственные комиссии. При Совете Безопасности создан научный совет.
Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе в со-ответствии с планами, утверждаемыми Председателем Совета Безопасности по представлению Секретаря Совета Безопасности, как правило, один раз в квартал. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседа-ния Совета Безопасности. Заседания Совета Безопасности ведет Председатель Совета Безопасности.
Рабочими органами Совета Безопасности являются межведомственные комиссии. Они образуются в соответствии с основными задачами и направ-лениями его деятельности, могут создаваться по функциональному или реги-ональному принципу, на постоянной или временной основе. Их количество за все время существования Совета Безопасности колебалось от 10 до 15. Указом Президента России от 28 октября 2005 г. была унифицирована си-стема комиссий и сокращено их количество.
В настоящее время работают семь межведомственных комиссий: по проблемам Содружества Независимых Государств, по военной безопасности, по общественной безопасности, по информационной безопасности, по про-блемам стратегического планирования, по безопасности в экономической и социальной сфере. Каждая из них имеет собственное положение. Общим яв-ляется то, что на межведомственные комиссии возлагаются одинаковые функции, которые те осуществляют в соответствии со своей специализацией:
· подготовка предложений Совету Безопасности по выработке и реали-зации основных направлений государственной политики в области обеспече-ний безопасности;
· оценка прогнозирования и развития страны с точки зрения безопас-ности;
· рассмотрение целевых программ в области безопасности и т. д.
Межведомственные комиссии возглавляют члены Совета Безопасности либо лица, уполномоченные Президентом. В их состав входят руководители или заместители руководителей федеральных органов исполнительной вла-сти, органов государственной власти субъектов Федерации, других государ-ственных органов, в том числе руководители комитетов Государственной Думы, представители органов местного самоуправления и т.д.
Научное обеспечение деятельности Совета Безопасности осуществляет научный совет. Он создается, реорганизуется и упраздняется Президентом на основании решения Совета Безопасности.
Структура научного совета определяется секретарем Совета Безопас-ности. Для оперативного решения вопросов, отнесенных к компетенции сове-та, образуется президиум.
Основная работа научного совета сосредоточена в восьми секциях:
— проблемы стратегического планирования; международная безопас-ность; проблемы СНГ;
— оборонно-промышленная и научно-технологическая безопасность;
— информационная безопасность;
— актуальные проблемы нейтрализации внутренних угроз националь-ной безопасности.
Одним из направлений его работы было изучение проблемы обеспече-ния безопасности в области науки и технологий.
Информационно-аналитическое обеспечение подготовки заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности осуществляет аппарат Совета Безопасности. Организационно-техническое обеспечение заседаний и опера-тивных совещаний Совета Безопасности осуществляет Управление протокола Президента Российской Федерации.
Проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, а также проекты федеральных законов, выносимые на заседания Совета Безопасности, предварительно рассматриваются на рабочем совеща-нии постоянных членов Совета Безопасности и членов Совета Безопасности, проводимом Секретарем Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ.
Обеспечение деятельности Совета Безопасности осуществляется аппа-ратом, который, который является самостоятельным подразделением Адми-нистрации Президента России. На него возлагаются информационно- анали-тическое обеспечение, подготовка проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента по вопросам обеспечения обороны и безопасности государства и другие функции. Структуру, штатное расписание и Положение об аппарате Совета Безопасности утверждает сам Президент.
В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ (последняя редак-ция) деятельность Совета Безопасности Российской Федерации, как и других элементов государственного механизма, базируется на основных принципах построения и функционирования системы государственной службы . Закон к числу таких принципов относит:
— федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и орга-нами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — гос-ударственные органы);
— законность;
— приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
— равный доступ граждан к государственной службе;
— единство правовых и организационных основ государственной служ-бы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к орга-низации государственной службы;
— взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
— открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государ-ственных служащих;
— защита государственных служащих от неправомерного вмешатель-ства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц;
— профессионализм и компетентность государственных служащих.
Реализация принципов построения и функционирования системы госу-дарственной службы обеспечивается федеральными законами о видах госу-дарственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.
Наряду с этими общими принципами, характерными для всех государ-ственных органов, Совет Безопасности Российской Федерации опирается на ряд основополагающих положений, которые можно считать принципами его организации и деятельности как особого конституционного органа в меха-низме Российского государства. К их числу относятся следующие принципы:
1. Принцип стратегического планирования, в состав которого вхо-дит: принцип единства и целостности; принцип разграничений полномочий; принцип преемственности и непрерывности; принцип сбалансированности системы стратегического планирования; принцип результативности и эффек-тивности стратегического планирования; принцип ответственности участни-ков стратегического планирования; принцип прозрачности (открытости) стратегического планирования; принцип реалистичности; принцип ресурсной обеспеченности; принцип измеряемости целей; принцип соответствия показа-телей целям; программно-целевой принцип.
2. Принцип многообразия организационно-правовых форм дея-тельности Совета Безопасности Российской Федерации.
Основными организационно-правовыми формами деятельности Совета Безопасности Российской Федерации являются заседания Совета Безопасно-сти Российской Федерации; рабочие совещания; оперативные совещания; со-вещания по стратегическому планированию; заседания рабочих органов Со-вета Безопасности Российской Федерации (постоянных межведомственных комиссий, научного совета и его секций).
3. Принцип приоритетности защиты национальных интересов Рос-сийской Федерации в международной деятельности Совета Безопасности Российской Федерации.
4. Принцип сочетания рекомендательного характера и обязательно-го исполнения решений Совета Безопасности Российской Федерации.
5. Принцип научного обоснования принимаемых Советом Безопас-ности Российской Федерации решений.
6. Принцип особой координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности Рос-сии.
7. Принцип адекватности и своевременности принимаемых Советом Безопасности Российской Федерации решений по возникающим вызовам и угрозам национальной безопасности России.
Неотъемлемой составной частью принимаемых решений Советом Без-опасности Российской Федерации являются разработка сценариев развития ситуации в тех или иных сферах обеспечения национальной безопасности и подготовка долгосрочных прогнозов, направленных на выработку мер по обеспечению устойчивого развития страны.
За последние годы Советом Безопасности Российской Федерации при-няты решения по таким ключевым вопросам, как восстановление экономики и социальной сферы в Чеченской Республике и Республике Крым, уточнение перспектив развития Калининградской области, Сибирского и Дальнево-сточного федеральных округов, города Севастополя. Большое внимание уделено проблемам военного строительства, развития оборонно-промышленного комплекса, а также поддержке науки и технологий, совер-шенствованию инновационной политики. Не остались без внимания внешне-политические аспекты деятельности России, в частности выработаны подхо-ды к взаимодействию с государствами- участниками СНГ, противодействию международному терроризму, незаконному обороту наркотиков. Приняты Военная доктрина и Доктрина информационной безопасности.
В рамках данной главы настоящей дипломной работы мы рассмотрели Роль Совета Безопасности Российской Федерации в обеспечении националь-ной безопасности России и его конституционно-правовое положение, а также правовое регулирование организации и деятельности Совета Безопасности Российской Федерации. Далее рассмотрим правовой статус органов и учре-ждений, обеспечивающих работу Совета Безопасности Российской Федера-ции, а также особенности правового статуса Советов Безопасности зарубеж-ных стран.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф