Заявка на расчет
Меню Услуги

Конституционные основы деятельности Совета Безопасности Российской Федерации при главе государства и правительстве РФ. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


Глава 3. Особенности правового статуса Совета Безопасности Рос-сийской Федерации и Совета Безопасности зарубежных стран

В соответствии с общепринятыми теоретическими положениями право-вое регулирование любой области общественных отношений требует нали-чия законодательной основы, т. е. правового обеспечения этой области.
Правовое регулирование обеспечения национальной безопасности со-стоит из двух взаимосвязанных элементов: нормативно-правовой и индиви-дуально-правовой регламентации.
Основным источником права для создания правовой основы нацио-нальной безопасности являются нормативные правовые акты, имеющие раз-личную юридическую силу и пределы действия. Правовые основы обеспече-ния безопасности личности, общества государства закреплены в Федераль-ном законе от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности». Данный Закон раскрывает систему и функции безопасности, определяет по-рядок организации, финансирования органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за правомерностью их деятельности.
Так, отношения, с участием совещательно-консультативных органов, а также совещательных и консультативных органов по вопросам обеспечения безопасности при главе государства регулируются не только конституцион-ным правом, но и административным правом, трудовым правом и другими. Но основные отношения с участием совещательных и консультативных орга-нов при главе государства, определяющие смысл их существования, состоя-щий в обеспечении полномочий главы государства регулируются конститу-ционным правом, его источниками.
Иными отраслями права регулируются дополнительные отношения с участием совещательных и консультативных органов, служащие обеспече-нию их основной деятельности (решение вопросов, связанных с работой со-вещательно- консультативного органа при главе государства как человече-ского коллектива и как юридического лица).
Основной признак консультативно-совещательных органов при главе государства — отсутствие у них права издания от своего имени общеобяза-тельных нормативно-правовых актов, рекомендательный характер их реше-ний, принимаемых коллегиально. Вместе с тем рекомендации вспомогатель-ных советов и комиссий могут быть реализованы в правовых актах Прези-дента и Правительства, в разработке законопроектов, вносимых в Государ-ственную Думу в порядке законодательной инициативы главы государства, либо в деятельности органов государственной власти, представители кото-рых входят в их состав.
При Президенте РФ с целью оказания ему содействия и под его руко-водством действуют специальные органы, к которым относятся Администра-ция Президента РФ, являющаяся конституционным органом (ст. 83 Консти-туции РФ). Правовой основой этого органа является Указ Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400 «Об Администрации Президента Российской Феде-рации» (с изменениями и дополнениями), а также Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. N 490 «Об утверждении Положения об Администрации Пре-зидента Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Согласно этим правовым актам, Администрация есть государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента Российской Федерации, т.е. рабочий орган, посредством которого глава государства реализует консти-туционные полномочия.
Администрация осуществляет организационное и иное обеспечение де-ятельности совещательных и консультативных органов Президента (прези-дентский Совет, Советы по вопросам государственной службы, по вопросам совершенствования правосудия, по кадровой политике, по делам религии и религиозных организаций и др., а также координационные экспертные орга-ны, комитеты и комиссии — всего около 30 (некоторые из них имеют статус государственных органов).
Консультативные и совещательные органы при Президенте РФ. К тако-вым относятся многочисленные негосударственные органы (советы, комис-сии и др.), создание и деятельность которых подчинены целям эффективного осуществления Президентом своих конституционных полномочий. Несо-мненно, наиболее значимым среди таких органов является Государственный совет- это консультативный и совещательный орган при Президенте РФ, призванный обеспечить выполнение главой государства функций в сфере взаимоотношений федеральных и региональных органов государственной власти., а также Совет Безопасности РФ, так как играет основную роль в во-просах обеспечения безопасности среди консультативно-совещательных ор-ганов.
Рассмотрим более подробно правовой статус органов и учреждений, обеспечивающих работу Совета Безопасности Российской Федерации.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

3.1. Правовой статус органов и учреждений, обеспечивающих ра-боту Совета Безопасности Российской Федерации

Деятельность консультативно-совещательных органов при Президенте РФ весьма продуктивна. Так, например, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образо-ванным в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и сво-бод человека и гражданина, информирования Президента Российской Феде-рации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества в Российской Федерации, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета.
Организационно-техническое и информационное обеспечение деятель-ности Совета Безопасности Российской Федерации осуществляет его аппарат.
Правовую основу деятельности аппарата Совета Безопасности Россий-ской Федерации составляют Конституция РФ, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ. Действующее положение об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г. №590.
В соответствии с данными нормативными правовыми актами аппарат Совета Безопасности Российской Федерации является самостоятельным под-разделением Администрации Президента РФ (на правах управления Прези-дента Российской Федерации).
Основными задачами аппарата Совета Безопасности являются:
а) информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президен-та Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасно-сти, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов без-опасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ор-ганизации обороны, военного строительства, оборонного производства, во-енного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с ино-странными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой консти-туционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целост-ности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотруд-ничества в области обеспечения безопасности;
б) информационно-аналитическое и организационно-техническое обес-печение деятельности:
в) организационно-техническое и документационное обеспечение дея-тельности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации, а также информационно-справочное обеспечение его деятельности — совмест-но с федеральными органами государственной власти и организациями, представители которых входят в состав научного совета при Совете Безопас-ности;
г) контроль за реализацией федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений Президента Российской Федерации по вопросам координации дея-тельности в области обеспечения национальной безопасности, а также реше-ний Совета Безопасности и совещаний по стратегическому планированию.
Основными функциями аппарата Совета Безопасности являются:
а) разработка планов работы Совета Безопасности, межведомственных комиссий Совета Безопасности и научного совета при Совете Безопасности, а также планирование собственной деятельности на основании распоряжений Секретаря Совета Безопасности;
б) обеспечение подготовки заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности, совещаний по стратегическому планированию, выездных и рабочих совещаний Секретаря Совета Безопасности, а также проектов реше-ний и материалов к этим заседаниям и совещаниям;
в) анализ и прогнозирование состояния национальной безопасности, в том числе в рамках реализации стратегических национальных приоритетов;
г) организация мониторинга и проведение обобщенных оценок соци-ально-экономического развития Российской Федерации и состояния нацио-нальной безопасности;
д) подготовка решений Президента Российской Федерации и Совета Безопасности по разработке и уточнению стратегии национальной безопас-ности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных доку-ментов в области обеспечения национальной безопасности и обороны на ос-нове:
е) разработка методологических основ формирования стратегий (кон-цепций) национальной безопасности в федеральных округах и их социально-экономического развития;
ж) подготовка ежегодного доклада Секретаря Совета Безопасности Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению;
з) подготовка информационно-аналитических материалов по вопросам обеспечения национальной безопасности в целях разработки ежегодных по-сланий и бюджетных посланий Президента Российской Федерации Феде-ральному Собранию Российской Федерации;
А также иные функции. По решению Президента Российской Федера-ции на аппарат Совета Безопасности могут быть возложены иные задачи и функции.
Аппарат Совета Безопасности для осуществления своих задач и функ-ций имеет право:
а) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые ма-териалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от Аппарата Совета Федерации Федерального Со-брания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федераль-ного Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, от федеральных органов исполнительной власти, органов госу-дарственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного са-моуправления, от организаций, а также от Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и их долж-ностных лиц;
б) пользоваться в установленном порядке банками данных Админи-страции Президента Российской Федерации и федеральных органов испол-нительной власти;
в) организовывать с привлечением государственных контрольных и надзорных органов проведение проверок исполнения решений Совета Без-опасности и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
г) привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специали-стов, в том числе на договорной основе.
Информационное, документационное, правовое, материально-техническое и транспортное обеспечение деятельности аппарата Совета Без-опасности, а также социально-бытовое обслуживание его работников осу-ществляют Управление делами Президента Российской Федерации и соответ-ствующие подразделения Администрации Президента Российской Федера-ции.
Аппарат Совета Безопасности возглавляет Секретарь Совета Безопас-ности, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.
Также Совет Безопасности Российской Федерации в соответствии с его основными задачами образует постоянные межведомственные комиссии Со-вета Безопасности Российской Федерации, которые могут создаваться по функциональному или региональном признаку.
В случае необходимости подготовки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидаций их последствий, по отдельным про-блемам обеспечения стабильности и правопорядка в обществе и государстве, защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостно-сти РФ Советом Безопасности Российской Федерации могут создаваться вре-менные межведомственные комиссии.
Межведомственные комиссии являются рабочими органами Совета Безопасности Российской Федерации. Они осуществляют подготовку пред-ложений и рекомендаций Совету Безопасности Российской Федерации по ос-новным направлениям внутренней и внешней политики в области обеспече-ния национальной безопасности, способствуют координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации федеральных программ в области обес-печения национальной безопасности и исполнению решений Совета Безопас-ности Российской Федерации.
Правовую основу деятельности межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации составляют Конституция РФ, федераль-ные законы, Федеральный закон «О безопасности», указы и распоряжения Президента РФ, Положение о Совете Безопасности Российской Федерации, положения о соответствующих межведомственных комиссиях Совета Без-опасности Российской Федерации, утверждаемые Президентом РФ по предо-ставлению Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации. В насто-ящее время утверждены положения о семи межведомственных комиссиях:
1. Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфе-ре;
2. Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности;
3. Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности;
4. Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности;
5. Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам Содружества Независимых Госу-дарств;
6. Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам стратегического планирования;
7. Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности.
Межведомственные комиссии Совета Безопасности Российской Федера-ции создаются, регламентируются и упраздняются Президентом РФ. Поло-жения о межведомственных комиссиях и их состав утверждаются по должно-стям Президентом РФ по предоставлению Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации.
В состав каждой межведомственной комиссии входят представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, других государственных органов, органов местного самоуправления, а также иных организаций, в том числе по согласованию.
Председатель каждой межведомственной комиссии имеет заместителей, он организует ее работу, распределяет обязанности между своими замести-телями и другими членами комиссии, определяет состав участников заседа-ний и ведет заседания, в случае необходимости вносит в повестку дня заседа-ний комиссии дополнительные вопросы, взаимодействует по вопросам, вхо-дящим в компетенцию комиссии, с руководителями соответствующих орга-нов и организаций. В отсутствие председателя межведомственной комиссии его обязанности исполняет один из заместителей.
Присутствие на заседании межведомственной комиссии ее членов обя-зательно. Они не вправе делегировать свои полномочия иным лицам. В слу-чае отсутствия члена комиссии на заседании он вправе изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменном виде.
Протокол заседания межведомственной комиссии, утвержденный Сек-ретарем Совета Безопасности Российской Федерации (выписки из протокола, утвержденные председательствующими на заседании комиссии), направляет-ся в соответствующие органы и организации для рассмотрения с последую-щим уведомлением комиссии о его результатах и, при необходимости, — о принятых мерах.
Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспе-чение деятельности межведомственных комиссий осуществляет аппарат Со-вета Безопасности Российской Федерации, а также при необходимости – ор-ганы и организации, представители которых входят в составы этих комиссий.
Научный совет при Совете Безопасности Российской Федерации обра-зован в целях научно-методологического и экспертно-аналитического обес-печения деятельности Совета Безопасности Российской Федерации, его рабо-чих органов и аппарата Совета Безопасности Российской Федерации.
Научный совет был сформирован в 1993 году. Его деятельность спо-собствует формированию научного и методологического фундамента нацио-нальной безопасности. Принципиальное значение в этом вопросе имеет вы-явление новых знаний в этой области и их системная интеграция, а также формирование методологических основ для стратегического планирования устойчивого социально-экономического развития РФ и обеспечения нацио-нальной безопасности.
Правовую основу деятельности научного совета составляют Конститу-ция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Феде-ральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности», иные фе-деральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федера-ции, Положение о Совете Безопасности Российской Федерации, Положение об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также настоящее Положение.
На научный совет возлагаются следующие функции:
а) научно-методологическое и экспертно-аналитическое обеспечение деятельности Совета Безопасности, его рабочих органов и аппарата Совета Безопасности;
б) подготовка предложений и рекомендаций Совету Безопасности по проведению комплексных научных исследований в области обеспечения национальной безопасности;
в) научно-методологическая оценка и прогнозирование внутренних и внешних угроз, влияющих на социально-экономическое развитие Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности;
г) совершенствование методологии научного обоснования стратегии национальной безопасности Российской Федерации;
д) научно-методологическое сопровождение деятельности Совета Без-опасности, его рабочих органов и аппарата Совета Безопасности по разра-ботке и уточнению стратегии национальной безопасности Российской Феде-рации, в том числе:
е) проведение научной экспертизы проектов нормативных правовых актов, концептуальных, доктринальных, аналитических и иных документов, а также предложений по вопросам обеспечения национальной безопасности;
ж) научное обоснование проектов решений Совета Безопасности и его рабочих органов по вопросам реализации государственной политики в обла-сти обеспечения национальной безопасности;
з) проведение сравнительного анализа теории и практики обеспечения национальной безопасности в иностранных государствах и в Российской Фе-дерации .
Научный совет создается, реорганизуется и упраздняется Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации. Научный совет формируется в составе председателя научного совета, его заместителя, руководителей секций научного совета и членов научного совета.
Деятельность научного совета осуществляется в форме пленарных за-седаний научного совета, совещаний членов президиума научного совета и заседаний секций научного совета. Научный совет готовит к изданию на ре-гулярной основе сборник информационно-аналитических материалов «Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации».
Информационно-справочное обеспечение деятельности научного совета осуществляют федеральные органы государственной власти и организации, руководители (представители) которых входят в состав научного совета или привлекаются к его работе, а также аппарат Совета Безопасности.
Организационно-техническое и документационное обеспечение дея-тельности научного совета осуществляет аппарат Совета Безопасности.
Положение о научном совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.

3.2. Особенности правового статуса Советов Безопасности зарубеж-ных стран

Надведомственные государственные органы, практически аналогичные Совету Безопасности Российской Федерации, рассматривающие наиболее важные, стратегические проблемы внешней и внутренней политики, опреде-ляющие ее приоритеты, разрабатывающие основные направления разреше-ния реальных и потенциальных угроз национальной безопасности и коорди-нирующие деятельность различных государственных органов в данной сфе-ре, сформированы и действуют в ряде иностранных государств дальнего и ближнего зарубежья. В частности, такие органы действуют в США, Иране, Турции, в ряде государств- участников СНГ- Казахстане, Белоруссии, Та-джикистане и других. В некоторых государствах такие органы находятся на стадии формирования.
Так, в рамках осуществляемое конституционной реформы в Велико-британии сформирован Национальный Совет Безопасности (National Security Council). Это ведомство призвано разрабатывать стратегию национальной безопасности и определять потенциальные угрозы для Великобритании. Ба-зовой структурой данного Совета является институт советников по вопросам обеспечения безопасности при премьер-министре. Часть экспертов предпола-гается привлекать из состава палаты лордов.
В связи с реализацией новой концепции безопасности во Франции в ок-тябре 2008 года объявлено о создании нового государственного органа – Совета обороны и национальной безопасности. Полномочия данного Совета расширяются по сравнению с полномочиями двух органов, действовавших ранее – Совета по внутренней безопасности и Совета по обороне. Основной задачей данного Совета является обеспечение внутренней и внешней без-опасности государства.
По данным официального сайта Министерства обороны Франции на август 2009 года, в состав Совета обороны и национальной безопасности входят: премьер-министр, министр иностранных дел, министр внутренних дел, министр обороны и министр экономики и финансов. Другие министры могут привлекаться к работе Совета в случае необходимости.
Совет национальной безопасности создается и в Японии. К решению о создании такого органа подтолкнули ядерные испытания в КНДР. В состав нового органа входят четыре главных члена правительства- премьер-министр, генеральный секретарь кабинета министров, министр иностранных дел и министр обороны.
В этой связи история создания, структура, особенности правового ре-гулирования, задачи, функции и практическая деятельность советов безопас-ности иностранных государств, особенно с точки зрения региональных, во-енно-блоковых и политико-экономических аспектов, представляет практиче-ский интерес.
Важное место во внешнем и военном политическом механизме США играет система Совета Национальной Безопасности (СНБ), составными ча-стями которой являются и аппарат СНБ во главе с помощником президента по национальной безопасности, а также его межведомственные подразделе-ния.
Созданный на основании закона о национальной безопасности 1947 г. СНБ — высший консультативный орган при президенте США. Его главная задача, согласно этому закону, «согласование внутренней, внешней и воен-ной политики по вопросам национальной безопасности с тем, чтобы обеспе-чить более эффективное сотрудничество военных служб в вопросах, относя-щихся к сфере национальной безопасности».
Основной функцией СНБ является экспертное консультирование прези-дента, подготовка и рекомендации для принятия тех или иных решений в сфере национальной безопасности, а также определение и оценка целей, обя-зательств, рисков в области внешней и военной политики, рассмотрение ши-рокого круга межведомственных проблем, координация усилий различных подразделений правительства при реализации внешне- и военно-политических установок. На уровне СНБ формулируются основные направ-ления внешней и военной политики, как текущего характера, так и рассчи-танные на долговременный период, рассматриваются конкретные концепции и позиции, средства и методы их реализации.
Следует особо подчеркнуть, что, хотя в ходе заседаний СНБ его чле-нами и присутствующими могут быть заявлены различающиеся позиции, решение по обсуждаемому вопросу в конечном счете принимает единолично президент. Совет в целом не полномочен принимать какие-либо решения.
Членами СНБ являются: президент, вице-президент, государственный секретарь, министр обороны. Функции советников СНБ выполняют директор Центрального разведывательного управления (ЦРУ) и председатель комите-та начальников штабов (КНШ). Во всех заседания СНБ принимает участие помощник президента по национальной безопасности.
Кроме того, на заседании СНБ — в зависимости от обсуждаемых вопро-сов — приглашаются министры финансов, юстиции, торговли, председатель Экономического совета при президенте (ЭСП), директор Агентства по кон-тролю над вооружениями и разоружению (АКВР); при рассмотрении вопро-сов контрразведки и борьбы против международного терроризма в работе СНБ принимает участие директор Федерального бюро расследований (ФБР).
Особо следует отметить в структуре СНБ роль помощника президента по национальной безопасности деятельность постоянного аппарата под его руководством. В отличие от других высших должностных лиц администра-ции, входящих в состав кабинета, помощник президента по национальной безопасности не подлежит утверждению сенатом, поскольку он входит в со-став аппарата Белого дома, служащие которого рассматриваются как личные помощники президента.
Первоначально помощнику по национальной безопасности отводилась роль почти технического сотрудника, координирующего поступления в Бе-лый дом аналитических материалов из ведомств правительства, а также со-ставление повестки дня заседаний СНБ.
Однако впоследствии роль помощника президента по национальной безопасности в выработке и реализации внешней и военной политики стала весьма значительной. Он не только ведает организацией всей деятельности СНБ и его подразделений, отбирает для доклада президенту поступающую из всех источников политическую информацию, но и имеет практически не-ограниченный доступ к президенту. Степень же доступа в Овальный кабинет Белого дома обоснованно отождествляется с наличием реальной политиче-ской власти. Каждое утро он информирует президента о наиболее важных событиях в мире за прошедшие сутки. Как правило, на брифинге присут-ствует исполнительный секретарь аппарата СНБ, протоколирующий содер-жание прошедшей беседы.
Нахождение на этом посту предусматривает совмещение двух весьма важных функций: помощник по национальной безопасности, является глав-ным личным советником президента по вопросам внешней и военной поли-тики и одновременно возглавляет аппарат СНБ, деятельность которого, как правило, далеко выходит за рамки полномочий лишь вспомогательного и консультативного подразделения.
Постоянный аппарат под руководством помощника президента по национальной безопасности, формально является частью Исполнительного управления президента (ИУП), т.е. аппарата Белого дома. Он состоит из раз-личных подразделений, занимающихся координацией деятельности различ-ных министерств и ведомств, и готовящих соответствующие рекомендации резиденту. Аппарат СНБ практически обрел независимое положение и часто играет роль своеобразного «мини государственного департамента», «мини-Пентагона» и «мини — ЦРУ» при президенте.
Аппарат СНБ призван выполнять три главные функции:
1. Служить в качестве оперативного органа Белого дома для коор-динации и проведения политики;
2. Служить «мозговым трестом» для президента, прогнозировать политику на будущее;
3. Проводить тщательный анализ военного бюджета, систем воору-жений, а также военных программ в целом.
В задачу аппарата СНБ входит поддержание постоянных контактов с научными учреждениями и исследовательскими центрами страны. Весьма часто представители этих заведений приглашаются для работы в аппарат СНБ. В некоторых случаях, по заказу аппарата СНБ они выполняют те или иные проекты по проблемам национальной безопасности.
Аппарат СНБ подготавливает два вида документов: директиву по про-блемам национальной безопасности (ДПНБ), обязывающую конкретные ве-домства провести анализ интересующего Белый дом вопроса, и решения в сфере национальной безопасности (РСНБ), которые подписываются главой Белого дома и подлежат незамедлительному воплощению в жизнь.
СНБ является важнейшим звеном в американской структуре принятия основных решений по внешней политике. Аппарат СНБ, который первона-чально создавался как центр координации действий ведомств правительства, на практике превратился в надведомственный орган, обслуживающий лично резидента.
В следствие можно отметить, что в ходе исследования мы рассмотрели консультативно-совещательные органы, а в частности орган, который играет наиважнейшую роль в сфере обеспечения безопасности- Совет Безопасности Российской Федерации. Мы рассмотрели конституционно-правовой статус Совета Безопасности Российской Федерации. Изучили его место в системе обеспечения национальной безопасности России и организационно-правовые формы деятельности, а также правовой статус органов и учреждений, обес-печивающих его работу. Также в данной главе настоящей дипломной работы мы рассмотрели правовое регулирование организации и деятельности сове-тов безопасности в ряде зарубежных стран, таких как США, Япония, Вели-кобритания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, консультативные и совещательные органы при главе государства являются образующимися и работающими в установленном порядке при главе государства, а также действуют в пределах отведённых им полномочий и ограничены в праве издания от своего имени нормативных правовых ак-тов.
Развитие консультативных и совещательных органов при главе госу-дарства существенно зависело и будет зависеть от изменения соотношения общества и государства, а также полномочий и задач государственных орга-нов и, соответственно, места занимаемого среди них главой государства. Многие значительные перемены в устройстве консультативно-совещательных органов при главе государства потребовали длительного времени.
В настоящее время при федеральных органах исполнительной власти в России действует 169 совещательных органов. Эти структуры, с одной сто-роны, являются достаточно новым явлением в российском политико-административном процессе и не получили освещения в литературе, а с дру-гой стороны, существуют уже достаточно долго, чтобы можно было иссле-довать, какие функции они выполняют в этой системе.
Существует ряд характеристик, свойственных совещательно-консультативным органам как институту. Во-первых, они в большинстве случае не имеют властных полномочий, и их решения носят исключительно рекомендательный характер. Во-вторых, нормативные рамки регулирования их деятельности (в России) еще фактически не заданы.
Целью настоящей дипломной работы было исследовать консультатив-ные и совещательные органы по вопросам обеспечения безопасности при главе государства, а также изучить их конституционно-правовой статус.
Как оговаривалось ранее, исходя из состава консультативных и сове-щательных органов при главе государства вопросам по обеспечению без-опасности из них выделяют особое внимание только Совет Безопасности РФ, решения которого по важнейшим вопросам оформляются указами Прези-дента Российской Федерации, а иные решения протоколами.
Крайне высокий статус придает ему не только факт председательства в нем главы государства, но и вхождение в него многих высокопоставленных должностных лиц.
Для осуществления подготовки предложений и рекомендаций Совету Безопасности РФ по основным направлениям государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, способствования коорди-нации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов федерации по обеспечению национальной безопасности, исполнения решений Совета Безопасности РФ по решению Президента России создаются межведомственные комиссии Совета Безопас-ности РФ. Они состоят из представителей федеральных органов исполни-тельной власти (как правило, руководителей или заместителей), аппарата Совета Безопасности РФ, Российской академии наук и др.
Также существует научный совет при Совете Безопасности РФ. Он об-разован для научно-методологического и экспертно-аналитического обеспе-чения деятельности Совета Безопасности РФ, его рабочих органов и аппара-та. Возглавляет его Секретарь Совета Безопасности РФ, в состав входят сотрудники Администрации Президента РФ, федеральных органов исполни-тельной власти, представители госкорпораций, акционерных обществ с госу-дарственным участием, учреждений, вузов и научных организаций.
Подводя итог, можно сделать вывод, что включение в состав консуль-тативно-совещательных органов при Президенте РФ представителей обще-ственности расширяет формы и способы взаимодействия первого лица госу-дарства с институтами гражданского общества, содействует принятию им научно обоснованных решений.
Комиссии и Советы при Президенте РФ вправе запрашивать у органов государственной и муниципальной власти, общественных объединений, ор-ганизаций и должностных лиц информацию по вопросам их деятельности, приглашать представителей этих организаций на свои заседания, пользо-ваться банками данных президентской Администрации.
Также, для обеспечения соответствия деятельности консультативных и совещательных органов требованиям права следует обеспечить возможность судебного контроля за законностью и соответствием правовым предписани-ям всех источников права для них, то есть для Российской Федерации обес-печить контроль Конституционного Суда Российской Федерации за соответ-ствием данных источников права Конституции Российской Федерации, в частности контроль за соответствием Конституции обычаев деятельности Администрации Президента Российской Федерации, а также заключаемых ею соглашений конституционно-правового характера.
Так, повышение роли данного конституционного органа в механизме современного Российского государства обусловлено происходящими геопо-литическими изменениями и глобализацией современного мира. Состояние современного мироустройства характеризуется переформатированием его фундаментального параметра – переходом от однополярного мира с доми-нированием одного государства к многополярному, призванному защищать стратегические интересы, независимость и демократический путь развития объединившихся наций и государств путем консолидации их ресурсов.
Актуальность темы исследования обусловлена также развитием рос-сийского законодательства в области обеспечения национальной безопасно-сти, подготовкой в соответствии с поручениями Президента Российской Фе-дерации уточнений в Стратегию национальной безопасности Российской Фе-дерации на период до 2020 года, принятием Федерального закона от 28 де-кабря 2010 г. №390- ФЗ «О безопасности» и Федерального закона от 28 июня 2014 г. №172- ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Фе-дерации», имеющих ключевое значение в правовом регулировании органи-зации и деятельности всей системы обеспечения национальной безопасности государства.
Мероприятия, закрепленные в перечне указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в ряде иных концептуальных документов и нормативных правовых актов, перевели значительную часть насущных во-просов, прежде всего в области устойчивого социально-экономического раз-вития страны, повышения эффективности системы государственного управ-ления и качества условий жизни российских граждан, в плоскость их непо-средственной практической реализации.
Принятие этих документов нацелено на существенное уточнение госу-дарственной политики Российской Федерации в области обеспечения нацио-нальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу.
Координирующая роль в реализации этой государственной политики принадлежит Совету Безопасности Российской Федерации. Его статус опре-делен Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О без-опасности». К настоящему времени Советом Безопасности Российской Феде-рации накоплен значительный опыт работы. Сформирована правовая база деятельности в области укрепления национальной безопасности.
С учетом значения этого конституционного органа в структуре госу-дарственного управления изучение его правового статуса, места и роли в си-стеме обеспечения национальной безопасности России, принципов организа-ции и организационно-правовых и научно-методических форм деятельности является настоятельной необходимостью.
Так, в настоящей дипломной работе мы рассмотрели эти вопросы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности»
2. Федеральный закон «О системе государственной службы Россий-ской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ (последняя редакция)
3. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. (с послед. изм. и доп.).
4. Указ Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
5. Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 «О Государ-ственном совете Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
6. Указ Президента РФ от 1 февраля 2011 г. № 120 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека» (с изменениями и дополнениями)
7. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в феде-ральном округе» (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.
8. Указ Президента РФ от 28 октября 2005 г. № 1244 «О межведом-ственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации» (с измене-ниями и дополнениями)
9. Положение об аппарате Совета Безопасности Российской Федера-ции (утв. Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590)
10. Положение о научном совете при Совете Безопасности Россий-ской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590)
11. П. 1 Положения о Совете при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 30 августа 2004 года № 1131.
12. П. 1 Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Пре-зиденте Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Россий-ской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1318.
13. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» // ИПС «Консультант Плюс».
14. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 ок-тября 2005 г. № 1789-р) (с изменениями от 9 февраля, 28 марта 2008 г.)
15. Концепция национальной безопасности в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 20 ноября 2013 г.) // ИПС «Консультант Плюс».
16. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537) // ИПС «Гарант».
17. Собрание Законодательства Российской Федерации. 2003. №22, ст. 2063.
18. Панов А.А. Совещательные и консультативные органы при Пре-зиденте Российской Федерации: общие принципы формирования и наделения компетенцией, место в системе президентской власти. Конституционное и му-ниципальное право. — 2007.—№ 3.
19. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. — М.: Юристъ,2005. Т. 2. — С. 347.
20. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика: Как избирается Президент. Президент и разделение властей. Полномочия главы государства. Президент и его команда. М., 1996.
21. Дёггев Г. В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М., 2005;
22. Авакьян А. Конституционное право России. М., 2005. 346-367.
23. Осавелюк A.M. Вспомогательные государственные органы зару-бежных стран: конституционно-правовой аспект. М., 1998.
24. Козлова Е.И. Президент Российской Федерации: порядок избра-ния и вступления в должность, конституционно-правовой статус, полномо-чия. М., 2004. С. 165.
25. Петровский Д. Н. Конституционно-правовой статус вспомога-тельных органов при главе государства (сравнительно-правовое исследова-ние): канд. юрид. наук. М., 2005. С. 18.
26. С.П. Перегудов, Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис. 2006. №2. С.14.
27. Руденко В. Н. Консультативные общественные советы: особенно-сти организации и деятельности // Политэкс. 2006. Т. 2. № 3. С. 143–155;
28. Тарасенко А.В. Роль совещательных органов в политических си-стемах со слабым парламентом // Политэкс. 2006. Т. 2. № 3. – стр. 88-99.
29. Блинов А. Б. Специальные органы при Президенте РФ // Моло-дой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 42-46
30. Лужков Ю.М. Путь к эффективному государству: План преобра-зования системы государственной власти и управления в Российской Феде-рации. М., 2002. С. 150-151.
31. Кардашова И. Б. Механизм обеспечения национальной безопас-ности Российской Федерации: сущность, задачи и пути совершенствования// Право и политика- 2005г., № 2. — С. 90.
32. Патрушев Н.П. Конституционно-правовой статус Совета Без-опасности Российской Федерации: учеб. пособие/ 3-е. изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Известия», 2015. – 288 С.
33. Бидова Б. Б. Некоторые аспекты обеспечения национальной без-опасности на региональном уровне // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 410-412.
34. Шергин А. П. О концепции административной политики // Акту-альные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы международной научно-практической конференции. М.: Московский университет МВД России, 2003. — 231с.
35. Жизневский А. Н., Ульященков С. Н., Уточкин Е. В. Роль Совета Безопасности РФ в обеспечении национальной безопасности России и кол-лективной безопасности на территории СНГ // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 648-650.
36. Глебов И. Н., Международное право, Москва, 2007г.
37. Патрушев Н.П. Конституционно-правовой статус Совета Без-опасности Российской Федерации: учеб. пособие/ 2-е. изд., испр. и доп. – М., 2013. – 288 С.
38. Совет Безопасности Российской Федерации 15 лет. Аппарат Сове-та Безопасности Российской Федерации. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. 135 с.;
39. Самуйлов С.М. Совет национальной безопасности США: про-шлое и настоящее / США и Канада: Экономика, Политика, Культура – 2007. — № 8 — С. 17-38.
40. Макарычев А.С. Идеи для политики. Эволюция системы внешне-политической экспертизы в США (середина 1940-х — начало 1990-х гг.). Н. Новгород., 1998.
41. Самуйлов С.М. Современный Совет Национальной Безопасности / С.М. Самуйлов [Электронный ресурс] // – 2007 – №2. – Интернет-издание Россия и Америка в XXI веке: офиц. cайт. – 2015. – Режим доступа: http://www.rusus.ru/?act=read&id=55
42. Иванов Ю.А. Совет Национальной Безопасности США // URL: <www.iskran.ni/russ/works99/ivanov.html>.
43. Ливанов Д. Общественный совет должен послужить дискуссион-ной площадкой 06.06.2012г. [Электронный ресурс] URL: <http://www.iarex.ru/news/26474.html>
44. Путин В., Послание Президента Федеральному Собранию 1.12.2016 г.: [Электронный ресурс]


Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф