Заявка на расчет
Меню Услуги

Конструирование приемов активизации познавательной деятельности студентов. Часть 2

1 2


Глава 2. Практическое исследование познавательной деятельности студентов

2.1 Описание программы эмпирического исследования

 

В исследовании приняли участие 19 студентов. Изучение оценки экологического состояния Зонального района Петропавловска проводилось в рамках элективного курса «Зональный район». Программа курса рассчитана на 11 занятий – 1 раз в неделю по 2 часа.

Цель опытно–экспериментальной работы: выявить эффективность разработанного элективного курса «Зональный район» для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии в процессе изучения оценки экологического состояния Зонального района Петропавловского края.

Задачи:

  1. Определить уровень познавательной активности студентов.
  2. Разработать и реализовать элективный курс, направленный на активизацию познавательной деятельности обучающихся на уроках географии в процессе изучения оценки экологического состояния Зонального района Петропавловского края.
  3. Проанализировать результаты опытно–экспериментальной работы.

На констатирующем этапе исследования был определен уровень познавательной активности обучающихся. Для диагностики была использована методика определения уровня познавательной активности обучающихся Щукиной Г.И. и Шамовой Т.И. (приложение 2), состоящая из 4–х уровней, в которой:

  • нулевой уровень: обучающийся пассивен,  слабо  реагирует  на  требования учителя,  не проявляет  желания  к  самостоятельной  работе,  предпочитает  режим  давления  со  стороны  педагога;
  • низкий уровень: воспроизводящая активность. Обучающийся стремится понять, запомнить и воспроизвести учебный материал, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий обучающегося, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?»;
  • средний уровень: интерпретирующая активность. Обучающийся стремится к выявлению смысла изучаемого материала, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Средний уровень отличается большой устойчивостью волевых усилий обучающегося, которая проявляется в стремлении довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а продолжает искать пути решения проблемы;
  • высокий уровень (творческий): характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств обучающегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы [22].

Обучающиеся должны выполнить тест, включающий 12 вопросов, в каждом из которых предложено 4 варианта ответов. Обработка результатов тестирования проводится по 30–балльной системе (табл. 3).

На формирующем этапе была реализована программа элективного курса, направленная на оценку экологического состояния Зонального района Петропавловского края.

Цель: формирование у обучающихся готовности к природоохранной деятельности на территории Зонального района как части Петропавловского края.

Программа элективного         курса           ориентирована     на      выполнение следующих задач:

Образовательные:

  1. Изучить физико–географическую характеристику Зонального района

Петропавловского края;

  1. Обучить методике оценки экологического состояния территории.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к географическому и экологическому образованию;
  2. Развивать воображение, внимание, память, наблюдательность;
  3. Развивать коммуникативные навыки общения;
  4. Способствовать формированию    приемов           самостоятельной познавательной деятельности.

Воспитательные:

  1. Формировать убеждения в необходимости сохранения природы, бережного отношения к ней;
  2. Воспитывать нравственные качества личности – ответственность и терпеливость;
  3. Воспитать потребность общения с природой, интереса к познанию ее законов;

Условия реализации программы

Программа элективного курса рассчитана на 6 недель обучения (всего 11 часов).

Формы организации образовательного процесса

Лекция, беседа, практическая работа, показ видеоматериалов, иллюстраций, обсуждение, анализ, игра–викторина, экскурсия, конференция.

Формы проведения – групповая и индивидуально–групповая. При выполнении творческих заданий, практических работ, подготовке выступлений и презентаций возможны индивидуальные консультации.

Формы деятельности обучающихся: обсуждение видеоматериалов, экскурсий и выступлений; составление таблиц, отчетов; создание проектов; проведение мини–исследований; подготовка выступлений, презентаций, плакатов.

Таблица 4

 

Учебно–тематический план (11 часов)

 


Содержание программы
 

«Зональный район» (11 часов)

  1. Введение.

Понятие экологическое состояние территории. Влияние экологической обстановки территории проживания на здоровье человека. Техника безопасности.

  1. Физико–географическая характеристика Зонального района.

Определение размеров территории Зонального района, его положение на карте Петропавловского края. Пограничные с районом территории. Крайние точки Зонального района. Выявление благоприятных и неблагоприятных географических черт района. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Климат. Температура. Роза ветров. Водные ресурсы. Почвенные ресурсы.

Практические занятия

Работа с картами (физическая, климатическая). Нанесение объектов на контурную карту.

Контроль

Филворд,  игра–викторина «По родной стороне».

  1. Флора и фауна Зонального района.

Растительность Зонального района. Лекарственные растения территории. Животный мир Зонального района. Красная Книга Петропавловского края. Экологическая характеристика растений. Правила поведения человека на природе.

Практические занятия

Практическая работа: составить таблицу «Растения и животные Зонального района, занесённые в Красную книгу».

Контроль

Презентация по теме «Растительный и животный мир Зонального района».

  1. Проведение оценки экологического состояния территории района.

Практические занятия

Экскурсия по окрестностям с. Зональное, сбор материала (снеговая проба) для проведения мини–исследования.

Контроль

Плакат        на      тему «Источники           загрязнения          окружающей        среды Зонального района»; отчёт по мини–исследованию.

  1. Мероприятия по      улучшению экологического состояния природной среды Зонального района.

Мероприятия по охране атмосферного воздуха. Мероприятия по охране водных ресурсов. Мероприятия по охране почвенных ресурсов. Мероприятия по охране растительного и животного мира Зонального района.

Практические занятия

Географический диктант (приём «Да–нет»).

Контроль

Защита проектов по теме «Защитим природу родного района вместе».

  1. Заключительное занятие.

Презентация творческих работ по теме «Зональный район».

Ожидаемые результаты

Элективный курс «Зональный район» мотивирует обучающихся к познанию природы Зонального района, уроки отражают идею взаимосвязи человека и природы, воспитывают у обучающихся активную гражданскую позицию. Данная программа способствует развитию творческих способностей обучающихся, умение работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Занятия активизируют участие обучающихся в мероприятиях экологической направленности, по благоустройству родного района. Обучающиеся должны будут Знать:

  • основные географические и экологические термины и понятия;
  • особенности физико–географического положения Зонального района;
  • значение и размещение водных объектов района;
  • климатические особенности территории;
  • типы почв и закономерности растительного и животного мира;
  • приводить примеры растений и животных Зонального района Петропавловского края.

Уметь:

  • проводить наблюдения и фиксировать результаты;
  • определять растения и животных Зонального района;
  • выявлять источники загрязнения окружающей среды;
  • предлагать мероприятия по улучшению экологического состояния природной среды;
  • анализировать карты, работать на контурных картах;
  • составлять таблицы, строить розу ветров;
  • уметь вести дискуссии;
  • публично представлять результаты работы.

Иметь представления:

  • о правилах поведения человека на природе;
  • об физико–географических особенностях территории;
  • об особенностях       проведения           мероприятий        по      улучшению экологической обстановки природной среды.

Формы подведения итогов

  • игра–викторина;
  • контрольное занятие;
  • защита презентаций и плакатов;
  • выполнение практических работ;
  • филворд;
  • выставка творческих работ.

Методическое обеспечение

  • раздаточный материал;
  • презентации;
  • литература;
  • видеофрагменты.

Материально–техническое обеспечение

  • кабинет для занятий;
  • компьютер;
  • проектор;
  • пробирки;
  • ватные фильтры.

При разработке заданий, составляющих программу элективного курса, направленного на активизацию познавательной деятельности обучающихся на уроках географии в процессе изучения оценки экологического состояния Зонального района Петропавловского края, мы руководствовались классификацией методов обучения по характеру познавательной деятельности авторов И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина. Нами использовались в большей мере частично– поисковый и исследовательский методы, а также нашёл применение проектный метод обучения. На первом вводном занятии мы применяли объяснительно–иллюстративный метод обучения. Методические приёмы обучения, которые нашли применение в элективном курсе, это «Филворд», игра–викторина, географический диктант (приём «Да–нет»), создание плаката, работа с картами. Мы применяли такое средство обучения, как мультимедийная презентация. Нашла применение и такая форма обучения, как экскурсия. Также пользовались технологией опорного конспекта.

 

2.2 Анализ данных исследования

 

На констатирующем этапе исследования был определен уровень познавательной активности обучающихся путём проведения теста, состоящего из 12 вопросов. Результаты показали, что из 19 человек 2 – имеют нулевой уровень познавательной активности, 5 – низкий уровень, 9 – средний уровень и 3 – высокий уровень.

Полученные результаты диагностики уровня познавательной активности обучающихся класса представлены в таблице 5 и для наглядности на рисунке 1.

Таблица 5

Уровни познавательной активности обучающихся на констатирующем этапе (количество человек и %) 

Рисунок 1. Результаты диагностики уровней познавательной активности студентов на констатирующем этапе (%)

 

 

На контрольном этапе исследования также проводилось тестирование обучающихся. Результаты показали эффективность реализации программы элективного курса. Обучающихся с нулевым уровнем познавательной активности стало меньше – 1 человек, количество обучающихся с низким уровнем также уменьшилось – 3 человека, количество обучающихся со средним уровнем познавательной активности увеличилось и составило 11 человек, также увеличилось число обучающихся с высоким уровнем и составило 4 человека.

Таблица 6

Уровни познавательной активности обучающихся на контрольном этапе (количество человек и %)


Рисунок 2
. Результаты диагностики уровней познавательной активности обучающихся на контрольном этапе (%)

Следовательно, на контрольном этапе исследования количество обучающихся с высоким уровнем познавательной активности увеличилось на 5%, со средним уровнем увеличилось на 11 %, процент обучающихся с низким уровнем познавательной активности уменьшился на 10%, а с нулевым уровнем уменьшился на 6%. Полученные результаты диагностики представлены в сводной таблице 7 и на рисунке 3.

Таблица 7

Сравнительные результаты диагностики уровней познавательной активности обучающихся на констатирующем и контрольном этапах (количество человек и %)

 

Рисунок 3. Сравнительные результаты диагностики уровней

познавательной активности обучающихся на констатирующем и контрольном этапах (%)

 

Анализируя результаты диагностики уровней познавательной активности обучающихся на констатирующем и контрольном этапах, можно сделать вывод о том, что:

  • показатели нулевого уровня познавательной активности в классе снизились с 11% до 5%;
  • показатели низкого уровня в группе уменьшились с 26% до 16%;
  • показатели среднего уровня познавательной активности повысились с 47% до 58%;
  • показатели высокого уровня познавательной активности обучающихся 8 «А» класса повысились на 5%: с 16% до 21%.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности реализованного нами элективного курса «Зональный район» с целью активизации познавательной деятельности обучающихся на парах географии.

2.3 Разработка приемов активизации познавательной деятельности студентов и определение эффективности проведенной работы

 

Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности студентов, мы поставили перед собой задачу решения проблемы «Активизация познавательной активности на уроках географии». Причиной обращения к проблеме стал и тот факт, что в последнее время наблюдается общее снижение интереса студентов к учебной деятельности.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких методов, приемов, форм обучения, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом студенте его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно построила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии, на создание общей системы учебной работы.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, народных сказок, пословиц,  кроссворды, занимательный материал, современные педагогические технологии обучения на разных типах уроков (технологию развития критического мышления посредством чтения и письма, информационно – коммуникативную технологию).

В зависимости от дидактических целей урока использую различные нетрадиционные формы урока.

Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований. На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как пары с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения, развивающего обучения,  технологии развития критического мышления посредством чтения и письма, информационно-коммуникативным – технологиям.

При проверке знаний обучающихся и других этапах урока для повышения интереса к учению использую следующие игровые приёмы, которые направлены:

  • на развитие самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (зачет и семинар с игровыми элементами, реферат);
  • на развитие внимания (географический лабиринт, «Парадокс», буквенный лабиринт (филворд);
  • на развитие памяти (проверочные карточки, кроссворд, тест,
    викторина, приём «вспомни силуэт», географический конструктор или географическая почта, приём «Что это?», географический диктант);
  • на развитие логического мышления (приём «Да-нет», логические задачи, географическую почту, приём «Согласен – не согласен», географические шарады, задания на поиск общего, аналогов, географический детектив);
  • на развитие мотивации (географические «Крестики – нолики», приём «Узнай меня», творческие задания, творческие задачи, воображаемое путешествие, приём «Крокодил»);
  • на развитие воображения (аукцион);
  • на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);
  • на развитие речи учащихся (культурологическая игра, зачет и семинар с игровыми элементами);
  • на проверку знаний фактического материала (зачет, олимпиада, тест, викторина, проверочные карточки);
  • на проверку умений оперировать фактическим материалом (викторина, тест, кроссворд, реферат).

Практически все задания имеют творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно использовать на разных этапах урока: в начале урока, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Начать урок можно с отгадывания кроссворда, при изложении нового материала включить «кусочек» культурологической игры, а для закрепления подойдут тест, викторина, ребус. Это удобно и для учителя, и для учащихся — разряжается напряженный ритм работы, выпадает несколько минут интеллектуального отдыха, повышается активность учащихся, но любой приём хорош только тогда, когда применяется в нужном месте  в нужное время, т. е. его применение зависит от конкретной ситуации.

Все задания пробуждают интерес к учебному труду и развивают интеллект учащихся.

 

Приёмы развивающего обучения на парах географии.

 

Дело в том, что педагогические приёмы зависят не от применяемых средств обучения, а от конкретной педагогической ситуации.

В развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность студента по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося.

Деятельность учителя можно представить в виде формулы: развитие внимания+ + развитие памяти + развитие мышления + мотивация = интеллектуальная личность, или применительно к географии – географически образованная личность.

Остановимся на слагаемых этой формулы.

Развитие внимания тесно связано с наблюдательностью. Умение наблюдать даёт возможность хорошо ориентироваться в учебном материале, но и в окружающей человека природе, более точно воспринимать предметы и явления, подмечать их внешние и внутренние особенности.

Одним из интересных приёмов развития внимания является «Географический лабиринт». Данный приём представляет собой особый вид текста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью «ДА» и «НЕТ». Если утверждение истинно, то следует идти по стрелке «ДА», а если ложно – по стрелке «НЕТ».
Географический лабиринт «Население Северной Америки»

  1. Лабиринт начинается в верхней левой клетке и заканчивается в правой нижней.
  2. Прочитав содержание окна, вы двигаетесь по стрелке «Да», если согласны с ним, или по стрелке «Нет» в случае несогласия.
  3. Выписывайте буквы, расположенные в правом верхнем углу окнапо ходу движения. Если вы пройдете лабиринт без ошибок, из них должно получиться ключевое слово лабиринта, записанное справа налево. (Ключевое слово КАНАДА)

 

Опыт использования географических лабиринтов по разным темам показал, что учащиеся с удовольствием выполняют эти задания. Большинство детей успешно справляются с поставленной задачей. Студенты учатся работать в паре, повышается их самооценка, формируется устойчивая мотивация к изучению предмета, приобретаются и закрепляются необходимые знания.

Филворд— разновидность кроссворда, хорошо развивает зрительную память и учит правильному написанию слов. Слова в филворде читаются в разные стороны, сверху вниз и снизу вверх, могут произвольно «ломаться», но никогда не идут «по диагонали» и не пересекаются.

После изучения темы «Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия» можно провести проверку знаний, поделив класс на команды и предложить им разгадать «буквенный лабиринт» или филворд «Великие путешественники». Для выполнения этого задания нужна концентрация внимания. Кроме того, необходимо вспомнить и термины, загаданные в задании, а значит, развивается не только внимание, но и память. После того, как студенти найдут искомые слова, они должны соотнести имена путешественников с их портретами.

Филворд 1 «Великие путешественники»

 

Филворд 2 «Великие путешественники»    

Приём «Парадокс»

Суть этого приёма сводится к тому, что перед началом объяснения нового материала преподаватель приводит детям некий парадоксальный пример или загадку, захватывающую детское воображение. Хорошо известно, что ничто не привлекает так детское внимание, как нечто удивительное. Учителю необходимо отметить, что при всей удивительности этого явления его можно объяснить с точки зрения науки и содержание данного урока в этом поможет. После изложения нового материала преподаватель просит студентов объяснить парадокс.

Например, один из уроков географии в 6 классе по теме «Атмосфера» можно начать с рассказа:

«Удивительный дождь прошёл у нас в стране на территории Горьковской области в 1940 году. В жаркий летний день над деревней Мещеры Павловского района разразилась сильная гроза. Вместе с дождём с неба начали падать серебряные монеты чеканки времён Ивана Грозного. В тот день жители деревни собрали около тысячи монет».

Естественно, учащиеся заинтересуются решением данного парадокса и более внимательно будут слушать объяснение нового материала.

Следующее слагаемое формулы развивающего обучения — развитие памяти.

Па́мять— одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Память – это процесс, состоящий из трёх последовательных стадий: запоминание, хранение,  воспроизведение и узнавание.

Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Наиболее интересными заданиями по географии являются кроссворды. Они вызывают у школьников интерес к изучаемой теме, вносят занимательность, заставляют глубже вникать в предмет, самостоятельно мыслить и работать с картой. Отвечая на вопросы кроссвордов, студенты лучше усваивают научные термины, запоминают названия географических объектов.

В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание.

Прежде всего, детей привлекает внешнее оформление ребусов, заставляя включать образное мышление, воображение и фантазию. Ребусы построены как задачки, состоящие из серии рисунков. Решение ребусов способствует развитию зрительного восприятия образов, совершенствованию мыслительных процессов.

Ребусы прекрасно включаются и дополняют любой образовательный материал, привнося в урок оригинальный и интересный элемент.

Доступные и популярные ребусы для учащихся, позволяют не только развивать логическое мышление, но и пробуждают творческую фантазию, в игровой форме расширяют словарный запас, развивают память, образное мышление.

 «Вспомни силуэт»

Данный прием неплохо зарекомендовал себя при изучении географической карты. Заключается он в том, что студент должен узнать географический объект по его силуэту. В последнее время подобные задания входят в материал единого государственного экзамена, Всероссийской олимпиады школьников по географии.

 

«Что это?»

Суть приема состоит в том, что называются признаки какой-либо территории или явления, а студент должен определить, о чем (или о ком) идет речь.

Например, при проверке домашнего задания при изучении Северной Америки использую следующие вопросы:

  1. Эта территория ошибочно была названа «Зелёной страной», что не соответствует действительности. Большую часть территории занимает покровное оледенение. Климатические условия достаточно суровые (о. Гренландия)
  2. Название этого полуострова происходит от слов индейцев, которые переводятся как: «Мы вас не понимаем». Испанские завоеватели услышали эту фразу на свой вопрос: «Где мы находимся?» (полуостров Юкатан)
  3. Название этого полуострова означает «Земля цветов», его дал полуострову испанский исследователь Хуан Понсе де Леон, когда впервые посетил эти места в 1513 году. Думается, что он выбрал это название потому, что был поражен великолепным обилием самых разных красок и оттенков растений, украшающих земли (полуостров Флорида).
  4. Название этого острова у северо – восточных берегов Северной Америки переводится как «Новая найденная земля» (о. Ньюфаундленд).
  5. На шельфе этого залива сосредоточены значительные запасы нефти и природного газа. Его часто называю внутренним морем западной части Атлантического океана (Мексиканский залив).

«Географический диктант»

Географические диктанты являются широко распространенной формой контроля знаний учащихся. Однако под этим термином скрывается довольно обширная группа различных приемов, наиболее распространенной формой которых является диктант по контурной карте, когда преподаватель зачитывает список географических объектов под номерами, а студенти должны поставить их в соответствующем месте контурной карты.

Второй тип диктанта — диктант по терминологии. В этом случае студенти в тетради пишут несколько географических терминов, а преподаватель вслух читает их определения под номерами. Студенти должны напротив каждого термина поставить соответствующий номер. Эти две разновидности диктантов проверяют только память студента.

Прием «Географический конструктор»

Географический конструктор представляет собой особый вид настольной игры. Это набор карточек посвященных какой-либо географической теме. В качестве примера приведу образец конструктора по теме «Природные зоны Африки». За 1 минуту студент должен сконструировать из карточек заданную учителем природную зону.

 

Географический конструктор можно использовать и при обычном опросе и при игровых формах работы. Он представляет собой подсказку, так как имеется набор уже готовых ответов и в то же время это напряженная работа для памяти, так как вариантов ответов слишком много.

Географический конструктор тренирует не только память, но и внимание, так как студент должен быстро найти нужную карточку в наборе.

Ещё одно слагающее формулы развивающего обучения — развитие логического мышления

Для развития логического мышления применяю следующие приёмы:

Прием «Да-нет»

Преподаватель загадывает какого-либо путешественника или объект, а студенти ложны его отгадать. Они могут задавать наводящие вопросы, но преподаватель имеет право отвечать только «да» или «нет». Задача студента состоит в том, чтобы найти ответ, задав как можно меньше вопросов. Если использовать этот прием на уроке для проверки знаний, то вводится следующий принцип выставления оценки: угадавший с 4 вопросов получает «5», с 5 — 6 вопросов – «4», с 10 вопросов – «3». Здесь задача студента сводится к нахождению наиболее короткой цепочки вопросов для локализации загаданного объекта, то есть проверяется его способность обобщать и конкретизировать.

Прием «Логическая задача»

Логические задачи хорошо известны любителям головоломок. Они представляют из себя ряд условий (высказываний), из которых необходимо сделать ряд выводов. При этом количество возможных выводов ограничено и правильные выводы делаются путем отбрасывания выводов неправильных. Для этого обычно составляют специальную матрицу, содержащую в себе все возможные выводы. Затем, путем логических умозаключений, расставляют в ней минусы и плюсы, обозначая минусом варианты выводов не соответствующих условиям, а плюсом варианты выводов соответствующие условиям.

Прием «Географический диктант» или «Согласен – не согласен»

Преподаватель зачитывает предложения, а студенти должны определить верно ли это утверждение или нет, согласны или не согласны.

Утверждения по теме «Северная Америка»:

  1. Северная Америка располагается в северном и южном полушарии.
  2. На западе материк Северная Америка омывает Тихий океан.
  3. Северная Америка самый жаркий материк.
  4. На западе материка расположены горы Анды.
  5. Самая большая река Северной Америки – Амазонка.

Прием «Географические шарады»

Шарадами называют загадки, в которых загадывается какое-либо слово. Слово должно быть разбито на несколько частей, каждое из которых должно звучать как отдельное слово. Например, слово ЯПОНИЯ можно разбить на три слова Я ПОНИ Я. Часто шарады можно найти в стихотворной форме в пособиях по занимательной географии.

Прием «Поиск общего»

Даются два случайно выбранных географических объекта. Студент должен найти как можно больше их общих признаков. Например: п-ов Калифорния – г. Волгоград. На первый взгляд ничего общего между ними нет. Но при более тщательном размышлении можно найти несколько общих признаков:

  1. Оба лежат в Северном полушарии.
  2. Оба объекта пересекает изотерма + 24°С.
  3. Среднегодовое количество осадков от 300 до 400 мм.
  4. И в том и в другом слове по одной букве «А», «Л» и «Р».
  5. И то и другое является сушей.

Как показывает практика нечто общее можно найти практически у любой пары объектов. Лучше это задание давать в виде соревнования на время. Это хорошая гимнастика для ума.

Выводы по главе 2

 

На констатирующем этапе работы было установлено, что в экспериментальной группе преобладают низкий и средний уровни познавательной активности обучающихся. Поэтому нами был разработан элективный курс, направленный на активизацию познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.

На формирующем этапе на парах географии нами была реализована программа элективного курса «Зональный район». Обучающиеся проводили мини–исследование, рисовали плакаты, разрабатывали и защищали проекты, составляли презентации, выполняли задания в игровой форме (филворд, игра–викторина «По родной стороне», игра «Да–нет») и пр. Выполнение заданий в таких формах не только активизировало познавательную деятельность на уроках географии, но и способствовало созданию положительного эмоционального фона занятий.

На контрольном этапе было проведено повторное исследование уровней познавательной активности обучающихся, которое показало преобладание высокого и среднего уровней в экспериментальном классе. Таким образом, разработанный и реализованный нами элективный курс, направленный на активизацию познавательной деятельности обучающихся на уроках географии в процессе изучения оценки экологического состояния Зонального района Петропавловского края является эффективным и практически значимым.

 

Заключение

 

Под познавательной деятельностью обучающихся понимается единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она характеризуется целями и мотивами, разделяется на три этапа. Для активизации познавательной деятельности обучающихся необходимо создавать соответствующие условия, пути по отдельным направлениям формирования и развития познавательного интереса, а также следует придерживаться некоторых принципов активизации познавательной деятельности обучающихся, например, принципа проблемного обучения; принципа взаимообучения; принципа индивидуализации; принципа самообучения; принципа мотивации и т.п.

Для того чтобы вызвать наибольший интерес обучающихся к паре, учителю необходимо применять разносторонний подход к занятиям, учитывая факторы, побуждающие к активной познавательной деятельности, а именно: интерес, творческий характер учебно–познавательной деятельности, состязательность.

Для разработки элективного курса по географии, направленного на активизацию познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения оценки экологического состояния Зонального района Петропавловского края, целесообразно применять методы, описанные авторами И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным:

  1. объяснительно–иллюстративный метод;
  2. репродуктивный метод;
  3. метод проблемного изложения;
  4. частично–поисковый метод;
  5. исследовательский метод.

В учебно–познавательной деятельности необходимо применять и методические приёмы обучения, например: филворд, прием «Да–нет», игра– викторина, создание плаката, работа с картами, разработка проектов, проведение исследования. Эффективно пользоваться таким средством обучения как мультимедийная презентация, проводить занятия в форме экскурсии, пользоваться различными технологиями, например, технологией опорного конспекта.

Результаты анализа научной литературы показали, что территория Зонального района по суммарному показателю загрязнённости относится к слабозагрязнённой. Наиболее сильное загрязнение атмосферы, почвы и водных ресурсов наблюдается у автомобильной дороги федерального значения Новосибирск – Бийск – Ташанта, а также вблизи города Бийска. Экологическое состояние территории Зонального района имеет явные признаки экологического неблагополучия, что предопределяет необходимость разработки природоохранных мер.

В ходе опытно–экспериментальной работы на констатирующем этапе мы выявили уровень познавательной активности студентов и установили преобладание низкого уровня 26% и среднего уровня 47% обучающихся.

Полученные результаты обусловили на формирующем этапе опытно– экспериментальной работы разработку и реализацию элективного курса «Зональный район», направленного на активизацию познавательной деятельности обучающихся на уроках географии в процессе изучения оценки экологического состояния Зонального района Петропавловского края. Программа элективного курса включала следующие виды и формы деятельности: разработка проектов, презентаций, составление плаката, работа с картами, выполнение практических работ, проведение мини– исследования, участие в играх и викторинах. Работа проходила как индивидуально, так и в группах.

Повторный           мониторинг          на           контрольном        этапе           опытно – экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения разработанного нами элективного курса, направленного на активизацию познавательной деятельности обучающихся на парах географии. Было установлено увеличение обучающихся со средним уровнем познавательной активности 58% и с высоким уровнем 21%, уменьшение обучающихся с нулевым уровнем до 5%, с низким уровнем до 16%. Следовательно, количество обучающихся с высоким и средним уровнем познавательной активности увеличилось на 16%, а количество обучающихся с низким и нулевым уровнем уменьшилось на 16%.

Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованная программа элективного курса является эффективной для активизации познавательной деятельности обучающихся на парах географии в процессе изучения оценки экологического состояния Зонального района Петропавловского края.

Список использованной литературы

 

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О.В.. — СПб.: Питер, 2017. — 480 c.
  2. Военная педагогика. Учебник для вузов / Под ред. Ефремова О.Ю.. — СПб.: Питер, 2015. — 376 c.
  3. Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты / Под ред. Кареловой И.М.. — Рн/Д: Феникс, 2018. — 288 c.
  4. Педагогика физической культуры. Учебник для студентов ВУЗов / Под ред. Неверковича С.Д.. — М.: Academia, 2017. — 400 c.
  5. Педагогика. Учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. П. Тряпицыной. — СПб.: Питер, 2018. — 16 c.
  6. Специальная педагогика. В 3 т. Т. 1 / Под ред. Назаровой Н.М.. — М.: Academia, 2017. — 304 c.
  7. Специальная педагогика. В 3 т. Т. 2 / Под ред. Назаровой Н.М.. — М.: Academia, 2016. — 478 c.
  8. Военная педагогика / Под ред. О.Ю. Ефремова. — СПб.: Питер, 2017. — 640 c.
  9. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. — М.: Эксмо, 2018. — 384 c.
  10. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. — М.: Эксмо, 2015. — 496 c.
  11. Арасланова, А.А. Психология и педагогика в схемах / А.А. Арасланова. — М.: Русайнс, 2018. — 320 c.
  12. Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. — М.: Русайнс, 2018. — 256 c.
  13. Бабаев, В.С. Педагогика и репетиторство в классической хореографии: Учебник / В.С. Бабаев, Ф.Ф. Легуша. — СПб.: Планета Музыки, 2015. — 256 c.

1 2

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф