Скоро защита?
Меню Услуги

Контроль и оценка результатов обучения младших школьников

Вид работы: Проект
Тема: Контроль и оценка результатов обучения младших школьников

ВВЕДЕНИЕ

Обучение младших дошкольников – это ответственное мероприятие для педагога, так как именно в этом возрасте формируются первые представления о школе, занятиях, предметах обучения. Поэтому от того насколько правильно будет разработан педагогический процесс, будут зависеть результаты обучения младших дошкольников. Следует, отметь, что одним из главных компонентов педагогического процесса является контроль и оценка результатов обучения младших дошкольников.

Контроль, как и другие компоненты учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Актуальность данной темы заключается в том, что общество постоянно развивается, вводятся новые подходы к педагогическому процессу, тем самым необходимо постоянно совершенствовать контроль и оценку результатов обучения.

Цель работы – изучить, используемые методы контроля и оценки результатов обучения в обучении младших школьников.

Объект исследования – процесс контроля и оценки результатов обучения младших школьников.

Предмет исследования – методы контроля и оценки в процессе обучения младших школьников.

Гипотеза исследования – контроль и оценка, как учебное действие осуществляется не только как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, но и как способ диагностики деятельности учителя, его профессиональности и компетентности как педагога.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  2. Выявить особенности педагогического контроля и оценки знаний в процессе обучения младших школьников;
  3. Описать методы и формы контроля;
  4. Рассмотреть параметры оценочной деятельности.

Методы исследования:

  • Дидактический метод;
  • Опрос;
  • Беседа;
  • Анкетирование.

Контроль в образовательном процессе начальной школы

Виды контроля

Контроль  —  это элемент процесса обучения, с помощью которого можно определить результаты учебной деятельности, обеспечивающий обратную связь и являющийся средством корректировки учебного процесса.

 

  1. I. Текущий контроль, самый распространенный вид проверки знаний. Его основная цель — анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Данный вид контроля позволяет своевременно выявить недочеты в процессе получения знаний, определить их причины, и возможность быстро их устранить. Данный контроль в первую очередь важен для учителя, так как позволяет своевременно внести корректировки в свою деятельность, внести изменения в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости. Школьники младшего возраста, как правило, допускают большое количество ошибок, поэтом учитель должен совместно с учащимися провести анализ учебных действий и устранить недочеты. Что позволит учителю более объективно оценить знания учеников.
  2. II. Тематический контроль – это контроль который состоит из проверки усвоенного материала по каждой крупной теме тематического плана, а оценка фиксирует результат. Специфика тематического контроля:

1) Учитель дает возможность школьникам младшего возраста пересдать (исправить), полученную оценку, также ученики могут рассчитывать на дополнительное время при выполнении заданий.

2) После выставления отметки учитель ориентируется на итоговые отметки по определенной теме, при это не учитывая средний балл, что делает контроль более объективным;

3) Учитель дает возможность ученикам получить более высокую оценку своих знаний, при этом  уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

III. Итоговый контроль — это оценка результатов обучения за определенный период обучения, например, четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год. При выставлении оценок за учебный год учитывается средняя оценка по результатам итоговых оценок за учебные четверти. [9,c.204]

  • Методы и формы контроля

К методам контроля относятся:

1) устный,

2) письменный,

3) практический (лабораторный),

4) машинный контроль

5) самоконтроль учащихся.

К формам контроля относятся: индивидуальная форма и фронтальная.

Устный индивидуальный контроль дает учителю возможность выявить уровень успеваемости каждого отдельного учащегося. Ученик отвечает на поставленный вопрос, после ответа на который, ему необходимо ответить на ряд вопросов, связанных с основным но более конкретных.

При проведении данного вида контроля учащийся, как правило, вызывается к доске. При необходимости, то есть при не полном ответе на основной вопрос, учитель может уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникают колебания при выставлении отметки.

Устный фронтальный контроль состоит из логически связанных между собой вопросов, по конкретному материалу. При фронтальном опросе ученики отвечают на поставленные вопросы кратко и лаконично с места.  Данный контроль применяется с целью повторения и закрепления учебного материала, пройденного за короткий промежуток времени. По отношению к индивидуальному опросу фронтальный имеет свои плюсы и минусы. Фронтальный опрос активизирует работу всего класса, дает возможность ответить большему количеству учеников, позволяет определить уровень усвоения материала младшими школьниками. При фронтальном опросе учащиеся охотно участвуют в педагогическом процессе, при этом им предоставляется возможность дополнить, уточнить или исправить ответ предыдущего ученика. Недостатки фронтального опроса очевидны: он не проверяет глубину знаний; возможны случайные удачные ответы учащихся.

Письменный контроль предполагает,  ситуацию, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные работы по математике, русскому языку (диктанты, изложения, сочинения) и т.п. Фронтальные и индивидуальные работы могут проводиться в течении всего урока или его части. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, составления карточек (например, при систематизации растений). [4,c.250]

Для проведения письменного индивидуального контроля, применяются различные дидактические материала. Такие формы контроля, например, применяются при работе с учениками, которые пропустили занятия из за болезни (чтоб не отрывать от учебного процесса весь класс), или для учеников, которые стесняются выступать на публике.

Практический или лабораторный контроль позволяет оценить уровень развития, не только умственных способностей учеников, но и их физическое развитие (бег, приседание, мелкая моторика рук). В старших классах он осуществляется на лабораторных занятиях. По математике это связано с измерительными работами, на других уроках, например уроках физики, с проверкой умения пользоваться приборами типа амперметр, вольтметр, микрометр и др. Другими словами, этот метод контроля необходим, для того чтобы выявить какие элементы учебного процесса, даются ученикам тяжелее всего. Следовательно, и применяется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы.

С развитием информационных технологий в обучении все чаще применяются различные способы использования компьютерной техники, что позволило на данном этапе использовать машинный контроль. При таком виде контроля наиболее популярным является возможность ученикам отвечать на поставленный вопрос, выбрав верный из представленных вариантов. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Тем не менее он имеет свои минусы, так как данный контроль не выявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок, которые педагог замечает  при устном и письменном контроле.

Применение различных контролирующих устройств в процессе обучения велико. Эффективность применения данного вида контроля, напрямую зависит от того, насколько учитель позволит работать ученикам самостоятельно, не вмешиваясь в процесс. Это позволит увеличить возможность самоконтроля учениками.  Самоконтроль с применением машин сходен с  контролем по окончательному результату, который должен сочетаться с самоконтролем по ходу выполнения задания. Школьников младшего возраста необходимо научить самоконтролю, то есть самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять обнаруженные пробелы в знаниях.

Различное сочетание методов контроля называется  комбинированным, или уплотненным контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса. Данный метод контроля имеет свои особенности, например, учитель может вызвать к доске не одного учащегося, а сразу несколько, при это один из них отвечает устно, а остальные готовятся к ответу на классной доске, или же часть выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе. Основным преимуществом комбинированного метода является, проведение основательной проверки знаний не одного учащегося, а нескольких за короткий промежуток времени.

Наиболее простым и эффективным методом контроля в обучении младших школьников является тестирование. В настоящее время тестирование стало одной из популярных форм контроля процесса усвоения ЗУН учениками в школе (зачеты, ЕГЭ),  использование тестирования в начальной школе позволяет выявить недочеты в образовательном процессе.

Параметры оценочной деятельности учителя

Оценка — это определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:

— качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

— степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

— степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.)

— уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания. [4, c. 351]

Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные — словесными суждениями (характеристиками ученика). Следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интересов и самостоятельностью обучающегося.

Требования к оцениванию

Прежде чем приступать к оценке результатов младших дошкольников, необходимо учитывать психологические особенности учеников данного возраста:

— неумение объективно оценить результаты своей учебной деятельности,

— слабый контроль и самоконтроль,

— неадекватность принятия оценки, учителя и др.

Следует отметить, что проверка знаний должна соответствовать и  исходить из ранее изученного материала и основываться на общем уровне развития детей. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся. Необходимо наиболее объективно оценивать учеников, аргументировать поставленную оценку.  Межличностные отношения между учителем и учениками, не должны отражаться в процессе обучения и тем более  на оценке. Это особенно важно потому, что нередко педагог делит детей на отличников, хорошистов, троечников и, невзирая на конкретный результат работы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику — завышает, а троечнику — занижает.

Каждый школьник, по своему, реагирует на поставленную ему отметку. Кто-то будет рад четверки, а кто- то из учеников наоборот расстроится. Все будет зависеть от сформированности самооценки. Но, как бы, не реагировал ученик на оценку, учитель должен пояснить, аргументировать результат оценивания. Объективность оценки, поможет снизить уровень недопонимания как между учителем и учениками, так и между самими школьниками. Не объективность в оценивании знаний учащихся показывает не компетентность учителя, более того такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка — проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.

Следует помнить, что деятельность учителя по оценке знаний учеников, полученных в результате учебной деятельности, состоит в формировании, у школьников младшего возраста умений оценивать свои результаты, видеть ошибки и самостоятельно их устранять.  Учитель должен создать определенное общественное мнение в классе, например, все ли согласны с оценкой, или что необходимо сделать, чтобы исправить ошибки, какое общее впечатление от работы? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.

В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается, прежде всего, умения и желания осуществлять самоконтроль. Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с другими учениками, результаты обучения которых выше; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.[5,182c.]

Объективный контроль и оценка результатов обучения младших школьников оказывает большое влияние на дальнейшее отношение школьника к учебной процессу и школе в целом. При таком подходе ученик становится равноправным участником образовательного процесса, который стремится к проверке своих знаний, к постановке целей, которых он бы хотел достичь в процессе обучения. Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.

Характеристика цифровой отметки и словесной оценки

Следует отметить, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Следует не допускать тенденции формального «накопления» отметок, ориентировку на «среднюю» отметку, выведанную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость. Например, школьник получил за диктант по русскому языку «2», так как допустил грубые ошибки при применении пройденных правил орфографии. Но в последующей своей работе он усвоил эти правила и в следующем диктанте их не нарушил. Такое положение означает, что первая «2» недействительна, исправлена и не учитывается при выведении итоговой отметки.

Таким образом, следует бороться за объективность отметки как единственного средства формирования прилежного поведения и мотивов учения, и поощрять отказ от выведения среднеарифметической оценки. Необходимо совершенствовать, прежде всего, методику текущего контроля, усиливать значение воспитательной функции. Еще одной важной проблемой деятельности оценивания являются разные подходы к использованию отметки в первом класс». Необходимо отказаться от выставления отметок учащимся 1-го класса в течение всего первого года. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники узнают основные характеристики разных отметок (в каком случае ставится «5», в каких случаях отметка снижается). До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке.

Отметкой оценивается результат определенного этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует неустоявшиеся умения и неосознанные знания. Исходя из этого, оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно.

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Чтобы скачать работу, введите свой Email.

Loading...

Скриншоты работы:

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф