Оглавление
- Задача
- Список литературы
Задача 1
Условие:
В ПАО «Технолог» органами прокуратуры выявлены следующие нарушения трудового законодательства:
- отсутствует очередность предоставления отпусков;
- не ведется надлежащий учет рабочего времени;
- имеются случаи несвоевременной выплаты заработной платы.
Какие меры прокурорского реагирования вправе применить органы прокуратуры? В каком порядке могут быть подвергнуты административной ответственности виновные лица в указанных выше нарушениях? Каково соотношение прокурорского надзора и надзора, осуществляемого государственной инспекцией труда?
Решение:
Какие меры прокурорского реагирования вправе применить органы прокуратуры?
К мерам прокурорского реагирования относятся: протест прокурора; представление прокурора; постановление прокурора; предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган либо должностному лицу, которые этот акт издали, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, или обращается в суд.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его принесения, а если протест был принесен на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления — па ближайшем заседании. При наличии исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушений закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах принятых мер прокурор уведомляется в письменной форме.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В отличие от протеста, которым обращается внимание на незаконность вынесенного правового акта, представление подается в случаях, когда совершены конкретные действия (бездействие), в ходе которых были нарушены требования закона.
Если Генеральный прокурор РФ обнаружит, что постановление Правительства РФ не соответствует положениям Конституции РФ и федеральных законов, то он информирует об этом Президента РФ.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер прокурор уведомляется в письменной форме.
Если в результате прокурорской проверки будет установлено наличие в деяние признаков преступления, то прокурор выносит постановление о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Прокурор, исходя из характера нарушений закона, выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Такое постановление подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный законом срок. О результатах рассмотрения постановления прокурор уведомляется в письменной форме.
Предостережение о недопустимости нарушения закона прокурор вносит в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Письменное предостережение прокурор или его заместитель направляет должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, — руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.
В случае неисполнения требований, которые были изложены в предостережении, и наступлении негативных последствий лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Теперь соотнесем какие меры могут применяться к данным нарушениям:
- отсутствует очередность предоставления отпусков;
- не ведется надлежащий учет рабочего времени;
- имеются случаи несвоевременной выплаты заработной платы.
- На все на это прокурор подаст представление об устранении нарушений закона.
В каком порядке могут быть подвергнуты административной ответственности виновные лица в указанных выше нарушениях?
Частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч.ч. 2 и 3 ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ. Перечень источников, составляющих трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, приведен в ст. 5 ТК РФ. Таким образом, основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ является всякое нарушение трудовых прав граждан, за исключением случаев, когда отдельные действия или бездействие виновного лица образуют самостоятельный состав административного правонарушения, поименованный в Особенной части КоАП РФ.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При этом законодатель закрепляет императивное правило о недопустимости привлечения лица к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ). То есть никто не может дважды нести ответственность за совершенное им противоправное деяние. Реализация этого принципа обеспечивается положением п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в силу которого при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Однако, если в ходе проверки контролирующим органом будут выявлены различные нарушения трудовых прав граждан, например, помимо нарушения сроков выплаты заработной платы, будут установлены: нарушения сроков выплаты заработной платы при увольнении (часть пятая ст. 80 ТК РФ); незаключение трудового договора с работником в письменной форме (ст. 67 ТК РФ); нарушения ст. 193 ТК РФ при применении дисциплинарного взыскания и др., то они могут квалифицироваться как самостоятельные составы административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Такой вывод, в частности, сформулирован в постановлении Верховного Суда РФ от 15.08.2014 N 60-АД14-16 и поддерживается отдельными судами (смотрите, например, решение Смоленского областного суда от 01.09.2015 по делу N 21-403/2015). Другие суды не разделяют данную позицию и продолжают рассматривать все нарушения в рамках одной части ст. 5.27 или 5.27.1 КоАП РФ как единый состав административного правонарушения (смотрите, к примеру, постановление суда Еврейской автономной области от 18.09.2015 по делу N 4-А52/2015).
Каково соотношение прокурорского надзора и надзора, осуществляемого государственной инспекцией труда?
Согласно ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее– Закон о прокуратуре) прокуратура осуществляет свою деятельность в целях:
обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В сфере трудового права прокурор обладает следующими полномочиями:
1) работодатель в течение суток обязан направить в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая извещение при групповом (два и более человека), тяжелом или несчастном случае со смертельным исходом (абз. 3 ч. 1 ст. 228.1 ТК РФ). Акт о расследовании такого несчастного случая также направляется в прокуратуру (ч. 2 ст. 230.1 ТК РФ). Это необходимо для проведения последующей прокурорской проверки по факту произошедшего несчастного случая с целью выявления лиц, виновных либо причастных к данному событию;
2) прокурор имеет право требовать от государственной инспекции труда проведения внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим материалам и обращениям (абз. 7 ч. 7 ст. 360 ТК РФ);
3) в орган прокуратуры передается информация о проведении проверки при поступлении в ГИТ обращений и заявлений граждан, юридических лиц, госорганов, СМИ о фактах:
- нарушений работодателями трудового законодательства (в частности, требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок зарплаты (других выплат), либо установлению зарплаты ниже МРОТ);
- уклонения от оформления (ненадлежащего оформления) трудового договора или заключения гражданско-правового договора вместо трудового (ч.8 ст.360 ТК РФ).
4) прокуратура осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с ГИТ в сфере надзора за соблюдением трудового законодательства и иных актов, регулирующих трудовые отношения (ст. 365 ТК РФ);
5) прокурор участвует в делах о восстановлении на работе и дает свое заключение о правомерности расторжения трудового договора (ч. 3 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, далее – ГПК РФ);
6) прокурор может обратиться в суд с заявлением, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству (ст. 391 ТК РФ);
7) по заявлению прокурора суд может признать забастовку незаконной (ст. 413 ТК РФ);
8) прокуроры в рамках своих полномочий осуществляют административное и уголовное преследование лиц, в том числе по делам, связанным с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 1 Закона о прокуратуре).
Прокуратура не только взаимодействует с Государственной инспекцией труда в вопросах исполнения работодателями трудового законодательства, но и непосредственно осуществляет надзор за ее деятельностью. В организационно-распорядительных документах органов прокуратуры субъектов Российской Федерации (решениях коллегий и совещаний) установлены периодические сроки проверки исполнения Государственными инспекциями труда предоставленных полномочий в сфере защиты трудовых прав граждан. Обычно такие проверки проводятся два раза в год. В первую очередь прокуратура проверяет исполнение ГИТ законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, анализируя надзорные производства и материалы проверок, проведенных по жалобам. Обращается внимание на соблюдение сроков перенаправления обращений по подведомственности и территориальности, дачи ответов заявителям, уведомления их о продлении проверки. Дается оценка полноте принятых ГИТ мер в защиту прав заявителя, при наличии к тому оснований. Важным является рассмотрение всех доводов жалобы и представление мотивированного ответа на нее.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. Всеобщая декларация прав человека// Права человека: Сборник международных документов. М., 1986.
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод// СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989.
- Конвенция Содружества Независимых Государств «О правах и основных свободах человека» // Российская газета. 1995.
- Декларация о социальных и правовых принципах от 3 декабря 1986 г. // Правовая информационно-справочная система «Консультант Плюс».
- Конвенция о права ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), вступила в силу для России с 15.09.1990. // «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993.
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (ред. от 21.04.21) // Российская газета. — 1993. — № 237. — Собрание законодательства РФ. — 2021. — № 30 (часть I). — Ст. 4202.
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с измен. и доп. от 1 июля 2021 г. № 265-ФЗ) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 17 января 1992 г. № 2202-I.
- Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ(с измен. и доп. от 1 июля 2021г. № 256-ФЗ) // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1994 г. -№ 238-239– Ст. 987.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.№ 197-ФЗ(с измен. и доп. от 1 июля 2021г. № 256-ФЗ) // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 7 января 2002 г. №
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ(с измен. и доп. от 1 июля 2021 г. № 286-ФЗ) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 5 января 2002 г. № 2-5.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
