Заявка на расчет
Меню Услуги

Контрольная работа на тему: «Языки и тексты в Античности»

Вид работы:
Тема:

Зачетное задание (свои ответы размещайте сразу после текста соответствующих заданий; обязательно укажите использованные источники, включая интернет-ресурсы)

Дайте характеристику условий возникновения и развития древнеегипетской письменной цивилизации: природные условия, принципы организации государства, культуры и образования, религиозно-мифологическая система Древнего Египта.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

 

Природные условия

Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, долине Нила. Относится к речному типу первичных цивилизаций. Природные условия стали существенным фактором развития древнеегипетской цивилизации. По словам Геродота, Египет – дар Нила, ибо Нил был источником неиссякаемого плодородия, основой хозяйственной деятельности населения. Также Нил и другие географические факторы оказывали непосредственное воздействие на политическое развитие страны и формирование мировоззрения древних египтян. Страна протянулась на 1120 км с юга на север: от первого нильского порога в Асуане до дельты Нила, впадающего в Средиземное море. [2]

В эпоху Нового царства власть фараонов распространялась до четвертых нильских порогов на юге и на значительные территории в восточном Средиземноморье, а также на побережье Красного моря. Весь Египет с раннединастического периода делился на Верхний и Нижний (по течению реки). Ежегодно разливы Нила приносили бурый ил, служивший естественным удобрением. В Нильской долине египтяне собирали по два урожая в год, причем урожай был обильным – до 100 ц с одного гектара. Однако эта долина составляла 3,5% территории Египта, на которой проживало 99,5% населения.

Остальная территория представляла собой бесплодную и практически необитаемую пустыню (Красная земля). Жизнь там была возможна только в оазисах. Египет занимал выгодное географическое положение: Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил представлял собой важнейшую судоходную нить, связывавшую Верхний и Нижний Египет с Нубией (Эфиопией). В Египте и соседних с ним областях имелось почти все ему необходимое. Горы, замыкавшие Нильскую долину, были богаты различными породами камня: гранитом, диоритом, базальтом, алебастром и т.д.

В самом Египте металлов не было, поэтому они добывались в прилегающих к нему областях: на Синайском полуострове – медь, в пустыне между Нилом и Красным морем – золото, на побережье Красного моря – свинец. Численность населения Египта не превышала пяти миллионов человек во все периоды его истории. Долговременность существования цивилизации объясняется, прежде всего, ее местоположением: страна как бы стоит особняком, в стороне от других государств и империй. Зажатая с обеих сторон пустыней, она получила возможность развиваться в плодородной долине Нила без всякого влияния и вмешательства извне.

Принципы организации государства

Возникновение государства в Египте происходит приблизительно в пятом тысячелетии до н. э., в результате разложения родового общества, выделения родовой знати (старейшин и вождей) и появления рабства.

В пятом тысячелетии до н. э. в Египте создаётся несколько десятков примитивных образований — номов, которые после долгих войн в середине четвёртого тысячелетия, объединились сначала в два царства — нижний Египет и Нижний Египет (Южное и Северное). А затем, после кровопролитной войны, образовали к исходу четвёртого тысячелетия до н. э. одно централизованное государство.

Образование номов, группировка их в два царства и последующее объединение в одно государство, были вызваны растущим классовым расслоением и необходимостью централизованного руководства системой ирригации

Мнение о создании единого централизованного государства в Египте при фараоне Менесе (около 3000 г. до н. э.) подверглось критике в современной научной литературе. Объединение государства нельзя считать однократным актом этого фараона. Оно явилось результатом действий ряда властителей на протяжении многих лет, причём это был процесс мучительный, кровавый, насильственный. [3]

Аналогичные процессы, происходили в древнейшем Двуречье и других государствах Древнего Востока. А также в Древней Греции и в Риме.

Египет, стал вторым по хронологии, после Шумера центром, где сформировались древние цивилизация, культура и государственность, оказавшие мощное влияние на средиземноморские цивилизации последующего периода и на всю мировую историю. В отличие от Месопотамии, древнеегипетская государственность практически не прерывалась, заложив единую традицию организации, мало изменившейся на протяжении более чем двух тысячелетий.

Культура и образование

Своеобразие культуры древнего Египта состоит в том, что она является свидетельством присущей человеку тайны, скрытой за внешними формами его культурной деятельности.

Это выражено в известной надписи в храме богини Нейт в Саисе: «Я — это то, что есть, было и будет: никто не поднимал моей завесы».

Египтяне стремились все объективировать, выразить внешним образом, придать делу такой вид, будто оно не результат человеческих рук, а ниспослано свыше.

Высшие достижения духа были как бы вне человека, а сам он представлялся маленьким и незначительным. [5]

Древнеегипетская реформация — это попытка приоткрыть тайну и показать, что все видимое является творчеством самого человека, что именно через человека приходит в мир вечное и возвышенное, прекрасное и истинное.

Но понадобились еще тысячелетия, чтобы тайна человека стала доступной ему самому, чтобы перед ним встала реальная задача самопознания. Древние греки называли египтян мудрейшими из людей.

Достижения культуры Древнего Египта действительно значительны. Она стала образцом для последующего культуры в других регионах.

Египтяне оставили человечеству папирус, монументальную каменную архитектуру, пирамиды, скульптурный портрет, математические и астрономические познания.

В течение длительного периода египтяне были пионерами цивилизации.

Вместе с тем слишком упрощенным было бы представление о культуре Древнего Египта как о сплошь рациональной. Она включала в себя и оккультизм, и мистерии.

Некоторые обычаи египтян были сомнительны в отношении нравственности, но авторитет этой древней культуры служит надежной основой для их заимствования более молодыми народами.

В процессе развития Цивилизации Древнего Египта сформировалась и существовала многоступенчатая система образования подчиненная государству нацеленная на подготовку государственного, жреческого и ремесленного аппарата.

Основные этапы образования

В их числе выделяются следующие образовательные шаги:

  • совершенствование письма иероглифов;
  • обучение письменности на примере длинных текстов;
  • обучение красноречию с использованием полученных знаний;
  • ознакомление с математикой, медициной, астрономией, географией.

Система воспитания человека в Древнем Египте — это есть исторически сложившиеся в процессе передачи культурного опыта от поколения к поколению воспитание детей, которое в процессе складывания Древнеегипетского государства и развития культуры приобрело организованную форму, содержащую в себе элементы обучения, образования и системности. Впоследствии это воспитание организовывалось и контролировалось государством, и было нацелено на собственное благосостояние и развитие. [4]

Религиозно-мифологическая система

В религии Древнего Египта были отражены представления о мироздании жителей долины Нила. История возникновения культов восходит к тысячелетиям в первобытные времена. Попытки объяснить явление смерти и поиски Бога дали толчок для развития культуры.

Из древнеегипетских мифов стало известно о духовном развитии цивилизации, а также повседневных обычаях: быте, политике, устройстве общества.

Религиозные представления древних египтян пережили несколько этапов развития: от примитивного поклонения идолам к приходу к моноистической трактовке во времена правления фараона Эхнатона.

Теория о вечности души и суде Осириса позволяла соблюдать порядок в обществе, предотвращала от разграбления гробницы.

Религиозная система Древнего Египта развивалась на протяжении тысячелетий и в целом достигла весьма высокого уровня. Проявившаяся в Египте впервые в истории тенденция к монотеизму, т.е. к всеобщей вере в единого для всех всемогущего божества, не прошла бесследно: есть определенные основания ставить вопрос о том влиянии, которое она оказала на развитие монотеистической религии древних евреев, о чем пойдет речь ниже. Здесь же необходимо еще раз подчеркнуть, что ранние религиозные системы древнейших очагов цивилизации — Месопотамии и Египта — сыграли важную роль в становлении более поздних религий всего ближневосточного региона, в доктринальном и ритуально-культовом плане достаточно близких к ним. Третьей и во многом принципиально отличной от первых двух религиозной системой ближневосточной древности, оказавшей заметное воздействие на систему верований этого обширного региона, был зороастризм. [7]

 

 

 

Дайте характеристику условий возникновения и развития жанрового и идейно-стилистического содержания ключевых произведений древнеегипетской словесности: роды, виды и разновидности письменных сочинений; особая разновидность сочинений – заупокойные сочинения («Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга мертвых»); басни, сказки, повести Древнего Египта.

 

Роды, виды и разновидности письменных сочинений

Единственным жанром литературы, прямо упомянутым древними египтянами был жанр поучения. Остальная жанровая классификация была сделана современными египтологами. Большинство текстов писалось в стихах, но некоторые повествовательные рассказы писались в прозе. Большинство древнеегипетских стихов были в форме двустиший, но иногда использовались и трёхстишия и четверостишия[1].

Поучительная литература

Древний, рванный и фрагментарный папирус, с рукописным почерком в черных и красных чернилах

Жанр «поучения» (или «указания», «инструкции»), а также жанр «размышляющего дискурса», могут быть сгруппированы в рамках более широкого корпуса литературы мудрости, распространённой в древности на Ближнем Востоке[2]. Жанр имеет дидактический характер и, как полагают, входил в Среднем Царстве в программу образования писца. Тем не менее, поучения часто включают в себя повествовательные элементы развлекательного характера. Есть доказательства того, что тексты поучения были созданы в первую очередь не для использования в образовании, а в идеологических целях. Например, Адольф Эрман пишет, что вымышленное поучение Аменемхета I (ок. 1991—1962 до н. э.) своим сыновьям «далеко выходит за рамки школьной философии, и нет никакого отношения к школе в предупреждении своих детей быть верными царю»[9]. В то время как повествовательная литература (как, например, «Красноречивый крестьянин») подчеркивает тему индивидуального героя, бросающего вызов обществу и принятым идеологиям, тексты поучения, напротив, подчеркивают необходимость соблюдения принятых догм[17].

Ключевыми словами в преподавании тексты являются «знать» (rh) и «обучить» (sba.yt). Эти тексты обычно имеют шаблонное название «поучение сделанное X-ом для Y-а», где X может быть авторитетной фигурой (например, визирем или фараоном), оказывающим моральное указание своему сыну или своим сыновьям[10]. Иногда трудно определить, сколько имеется вымышленных адресатов, так как в одном тексте иногда используется и единственное и множественное числа[12].

Примерами жанра поучения можно назвать «Поучения Птаххотепа», «Поучения Кагемни», «Поучение Мерикара», «Поучение Аменемхата», «Поучение Харджедефа», «Поучение верноподданного», и «Поучение Аменемопе. Сохранившиеся от Среднего царства поучительные тексты преимущественно написаны на папирусах, хотя обрывочные их варианты имеются на остраконах и дощечках[18].

Самый ранний пример деревянной школьной доски с копией учебного текста (поучения Птаххотепа) восходит к XVIII династии. Поучения Птаххотепа (целиком) и Кагемни (две последние страницы) найдены на папирусе Присса, написанном при XII династии Среднего царства (около 1991—1783 до н. э.)[19]. «Поучение верноподданного» сохранилось на заупокойной стеле казначея Сехетепибре XII династии и в 69 копиях Нового царства[18]. Поучения Мерикаре, Аменемхета и Харджедефа являются подлинными текстами Среднего царства, но сохранились в копиях Нового царства. Поучение Аменемопе является компиляцией Нового царства.

Повествовательная литература

Фрагментированный папирус с немного порванными краями и иератическим почерком в красных чернилах

Папирус Весткар, написанный иератикой при XV—XVII династиях, содержит более раннюю «Сказку о дворе царя Хеопса», писанyю прежде на среднеегипетском языке (XII династия).

Сказки и рассказы являются, вероятно, наименее представленным жанром из сохранившейся литературы Среднего царства и среднеегипетского языка. С Раммесидского периода Нового царства до позднего периода Древнего Египта, однако, повествовательная литература составляет большинство сохранившихся литературных произведений[13]. Среди важных рассказов можно назвать произведения «Сказка о дворе царя Хеопса», «Царь Неферкаре и генерал Сасенет», «Красноречивый крестьянин», «Сказание Синухе» и «Сказка о потерпевшем кораблекрушение». Повествовательный корпус Нового царства включает «Ссора Апепи и Секененре», «Взятие Юпы», «Обречённый принц», «Повесть о двух братьях», и «Путешествия Уну-Амона». Среди рассказов от 1-го тысячелетия до н. э., написанных демотикой, можно назвать рассказ «Стелы голода» (написанный при Птолемеях, но с сюжетом о Древнем царстве), и циклы рассказов птолемеевского и римского периодов, которые преобразуют известных исторических деятелей, таких как Хаэмуас (XIX династии) и Инароса (первого персидского периода) в вымышленных, легендарных героев[20]. До этого, в рассказах в новоегипетском языке, авторы чаще всего пользовались божественными героями и мифологическими местами.

Сатирическая литература представлена в ряде летописных памятников и рисунков на папирусах и остраконах: например, «Сатира на профессии» Среднего царства и Cатирический папирус эпохи Рамессидов (ок. 1150 год до н. э.)[124.

Плачи, беседы, диалоги и пророчества

К жанру Среднего царства «пророческих текстов», «плачей», «бесед», «диалогов» или «апокалиптической литературе»[20], принадлежат такие произведения, как «Речение Ипувера», «Пророчество Неферти» и «Беседа разочарованного со своим Ба» (по-видимому, относящиеся к Первому переходному периоду). Насколько известно, этот жанр не имел прецедентов в Древнем царстве, и никаких оригинальных сочинений не было написано в Новом царстве[12]. Тем не менее, произведения как «Пророчество Неферти» часто копировались в Рамессидский период Нового царства, когда этот жанр Среднего царства был канонизирован, но прекращён. Египетская пророческая литература возродилась в греческой династии Птолемеев и в римский период, когда написаны были такие произведения, как «Демотическая хроника», «Оракул агнца», «Оракул гончара» и два пророческих текста, в которых главным героем является Нектанеб II (ок. 360—343 до н. э.). Наряду с поучительными текстами, эти тексты входят в категорию литературы мудрости, распространённой на Ближнем Востоке.

Особая разновидность сочинений – заупокойные сочинения («Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга мертвых»)

Тексты пирамид представляют собой иероглифические надписи, обычно находящиеся на стенах камеры с саркофагом, а также на стенах вестибюля и горизонтальном коридоре, а также в пирамидах V и VI династий (позднее Среднее царство), в частности — пирамидах Унаса (известного также под именем Венис, период V династии) и Тети, Пепи I, Мернера и Пепи II (VI династия). Такие тексты были найдены в пирамидах цариц и в усыпальницах знатных египтян. Обнаружены так называемые Тексты пирамид, датируемые эпохой Среднего царства, а также Поздним периодом (Поздним царством) (Саисский период). Большинство Текстов пирамид состоит из так называемых «изречений», представляющих собой заклинания, которые, как считается, произносились жрецами во время совершения погребальных ритуалов[15]. Первые Тексты пирамид были обнаружены в 1880 году Масперо в пирамиде фараона Пепи I. Подробный разбор Текстов пирамид дан в книге Брестеда (1912).

В эпоху Среднего царства Тексты пирамид дополнялись более пространными текстами и заклинаниями, написанными либо ие-роглификой, либо скорописным иератическим письмом на внутренней стороне футляров-саркофагов официальных и частных лиц (в отличие от Текстов пирамид, которые первоначально были усыпальницами фараонов и членов их семей). Вторую группу текстов принято называть Текстами саркофагов. Один из самых крупных по объему свод текстов, подпадающих под общую категорию. [9]

Текстов саркофагов, — это так называемая «Книга двух путей». Именно Тексты пирамид явились прямыми предшественниками различных текстов, которые начиная с Нового царства писали на папирусе и клали в могилу вместе с усопшим (самый ранний из этих папирусов датируется серединой XV века до н.э.) и которые в совокупности известны под названием «Книги Мертвых». Ранние варианты «Книги Мертвых», сильно различающиеся по составу и количеству глав в конкретном экземпляре, принято называть «Фи-ванскими изречениями», тогда как папирусы с «Книгой Мертвых» начиная с XXVI династии, для которых характерны строгая упорядоченность и стабильное число глав, обычно называются «Саис-скими изречениями». [12]

Хотя наиболее ранние из известных записей Текстов пирамид датируются концом V династии (XXIV век до н.э.), они включают некоторые материалы, возникшие за многие сотни, а возможно, и тысячи лет до этого. Так, например, они представляют собой аллюзии и прямые заимствования из погребальных практик, относящихся еще к Додинастическому периоду, то есть ко времени до 3100 года до н.э., а также к самому началу Династической эры. Тексты пирамид обычно состоят из гимнов и обращений к богам, магических заклинаний, упоминаний о ритуале «открытия рта» — церемонии, совершавшейся над мумией или особыми статуями, находившимися в усыпальнице. Эндрюс (1990) пишет: «Тексты пирамид» отражают веру в астральную загробную жизнь на небесах, среди околополярных звезд, что предваряет по времени воззрения строителей пирамид, веривших, что им предстоит провести загробную жизнь в компании бога солнца». Эндрюс же утверждает, что Тексты пирамид отражают верования и представления, более древние и отличающиеся от представлений фараонов более раннего периода, например IV династии, и даже тех, в чьих пирамидах они были обнаружены. Эту гипотезу разделяют далеко не все египтологи. Другая интерпретация сводится к тому, что строители пирамид эпохи ГУ династии уделяли звездам куда большее значение, чем это обычно принято считать. Последнюю точку зрения подтверждает возможное использование Великой пирамиды в качестве астрономической лаборатории задолго до завершения ее строительства, как полагал еще Проктор (1883). [7]

В русле особого внимания к звездам, нашедшего выражение в Текстах пирамид, и возвышения культа бога солнца, вместе с которым усопший мог совершать путешествия через небесный простор и в царство мертвых, в Текстах саркофагов эпохи Среднего царства бог Осирис играет центральную роль владыки подземного мира, судьи усопших и вообще особого существа, с которым каждый усопший должен соединиться или даже слиться. При этом необходимо отметить, что Осирис весьма часто упоминается в Текстах пирамид в качестве бога солнца. [9]

К середине эпохи Среднего царства возобладало мнение, что покойные должны ежедневно выполнять некие сельскохозяйственные работы, и в гробницу стали класть фигурки шабти, или ушабти, которым и предстояло выполнять тяжкий ручной труд на «Тростниковых полях». В экземплярах «Книги Мертвых», находимых в монументах эпохи Нового царства и позднейших времен, фигурируют три разных традиции: (1) бессмертие в астральном плане; (2) главенствующая роль бога солнца и (3) доминирующая роль Осириса в качестве владыки и повелителя мертвых. Само название «Книги Мертвых» — позднейшего происхождения; сами древние египтяне называли представленные в ней тексты «Книгой приближения дня», следуя мысли о том, что духам усопших предоставлена свобода жить и «отправляться в посмертной жизни, куда им захочется».

Басни, сказки, повести Древнего Египта.

Египтяне создали богатую, насыщенную интересными идеями и художественными образами литературу, древнейшую в мире. Она восходит к концу 4 тыс. до н.э., когда возникло древнейшее рабовладельческое государство. Развитие литературы как одной из важнейших частей культуры определялось характером социально-экономического развития страны, политического могущества египетского государства.

В эпоху Древнего царства появились зачатки некоторых жанров: обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения. Во времена Среднего царства жанровое разнообразие увеличивается, углубляется содержательная сторона и художественное совершенство произведений. [11]

Одним из излюбленных жанров были сказки, в которых сюжеты народных сказок были подвергнуты авторской обработке. Некоторые сказки стали настоящими шедеврами. (например, на цикл «Тысяча и одна ночь»)

Наиболее известными примерами были собрание сказок «Фараон Хуфу и чародеи», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Сказка о Правде и Кривде», «Сказка о двух братьях», несколько сказок о фараоне Петубастисе. В этих сказках сквозь господствующие мотивы преклонения перед всесилием богов и фараона пробиваются идеи добра, мудрости и смекалки простого труженика, который в конечном итоге одерживает победу над хитрыми и жестокими вельможами, их жадными и коварными слугами. В «Сказке о потерпевшем кораблекрушение»описываются приключения египетского моряка, попавшего на чудесный остров. В сказке «О двух братьях» описываются страдания, конечное торжество младшего брата, в образе и имени которого (Бата — душа хлеба) олицетворен образ древнего бога влаги и плодородия, бога умирающей и воскресающей природы — Осириса. Близка к этому сюжету и «Сказка о правде и кривде», проникнутая моралистической темой. [15]

Подлинными шедеврами египетской литературы стали повесть «Рассказ Синухета» и поэтическая «Песнь арфиста». В «Рассказе Синухета» повествуется о том, как вельможа из ближайшего окружения покойного царя Синухет, опасаясь за свое положение при новом фараоне, бежит из Египта к кочевникам Сирии. Здесь он живет много лет, совершает множество подвигов, занимает высокое положение у местного царя, но постоянно тоскует по своему родному Египту. Повесть заканчивается благополучным возвращением Синухета в Египет. Какое бы высокое положение на чужбине человек ни занимал, его родная страна, ее обычаи, образ жизни всегда будут для него высшей ценностью — такова идея этого классического произведения египетской художественной литературы.

В «Песне арфиста» впервые в мировой поэзии были высказаны сомнения в возможности загробного существования и провозглашалась идея наслаждения всеми радостями земного бытия. [8]

Среди различных жанров особое место занимала собственно религиозная литература, включающая художественную обработку многочисленных мифов, религиозные гимны и песнопения, исполняемые на празднествах богов. Из обработанных мифов получили особую популярность циклы сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра.

Древнеегипетская литература достигла большого художественного совершенства. Литературные произведения, как поэтические, так и прозаические, облекались в строгую ритмичную форму. С этой целью закреплялось ритмичное чередование отдельных образов, представлений, частей предложений и даже слов. Сюжеты и мотивы древнеегипетской литературы продолжали долго жить в древнегреческой, коптской и средневековой восточной литературах.

 

 

 

Дайте характеристику условий возникновения и развития древнешумерской письменной цивилизации: природные условия, принципы организации государства, культуры и образования, религиозно-мифологическая система Древнего Шумера (состав богов, основные мифологические сюжеты, образы Гильгамеша и Энкиду).

 

Природные условия

Южная и Средняя Месопотамия характеризовалась достаточно благоприятными природными условиями для развития, как земледелия, так и скотоводства. Протекающие здесь реки в среднем и нижнем течении несут свои воды по глинистой равнине. При впадении в Персидский залив они разливаются по территории и образуют заболоченные обширные пространства. Эти территории древние жители Месопотамии называли «Горькой рекой». [17]

По-сравнению с Эвфратом, Тигр более быстрый и полноводный. Разливы обеих рек зависели от таяния снегов на Армянском нагорье, и обычно это время приходилось на весну, хотя их режим не был точным. Связано это было с тем, что таяние снегов наступало не точно в одно и то же время. Вода рек переносила большое количество ила с растительными остатками и растворенными солями.

Эти ценные вещества оставались на полях и удобряли почву, поэтому земли Месопотамии были очень плодородны. Речной воды для земледелия мало, поэтому с древнейших времен жители Месопотамии рыли каналы, сооружали дамбы, шлюзы, плотины, колодцы. Речные и подпочвенные воды, богатые минеральными солями, способствовали засолению почв, и с этим тоже надо было бороться. Большой угрозой для почв Месопотамии были ветры, дующие из пустынь и приносившие тучи песка. Ветры с Персидского залива поднимали уровень воды в реках и приводили к сильным наводнениям. На дождевое и снеговое орошение рассчитывал только север Месопотамии, но, даже и здесь устраивались колодцы и прорывались небольшие каналы. [19]

Климатические условия севера и юга Месопотамии были разные. Северная часть – это зона сухих субтропиков, в зимний период иногда выпадал снег, а осенью и весной шли дожди. Южная Месопотамия находилась в условиях жаркого и сухого климата. Растительный мир Шумеры был достаточно бедный и только в северном горном районе росли различные породы деревьев, по берегам рек росли ивы, на заболоченных участках разные виды камыша. Население занималось выращиванием винограда, фруктовых деревьев, зерновых и технических культур. [10]

Из огородных культур внимание уделяли луку, чесноку, огурцам, баклажанам, тыкве. Из бобовых выращивали чечевицу, фасоль, горох. Большое значение имела финиковая пальма, о полезных свойствах которой знали уже в древности. В отличие от растительного мира животный мир Месопотамии в древние времена был богатый – в реках было изобилие рыбы. По берегам рек и в камышовых зарослях водилась птица. В окрестных степях соседствовали друг с другом дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы, страусы, львы и другие обитатели приречных зарослей. Из полезных ископаемых в древние времена на территории Месопотамии была известна глина, природный асфальт, на севере встречались месторождения свинца, олова, железа, а горные районы давали камень.

Принципы организации государства

Общественный и государственный строй Древнего Шумера характеризуется сохранением ᴨȇрежитков родоплеменной организации. Особенности ведения сельского хозяйства, связанные с необходимостью организованного орошения, обусловили существование территориальных общин. [6]

Огромную роль в жизни Шумера играло жречество, составлявшее высшие слои шумерского общества. Храмы были центрами управления сельским хозяйством. Сначала они не имели собственной земли, и каждая деревня выделяла участок земли, который обрабатывался крестьянами-общинниками, а собранный с него урожай отдавали храму. Постеᴨȇнно храмы присвоили эти земли и стали вести на них самостоятельное хозяйство.

В Шумере довольно рано была разрешена купля-продажа земли, и это стало основой увеличения храмовых земель. Часть земель сдавалась в аренду. Широко применялся на храмовых землях наемный труд безземельных крестьян. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень.[1]

Более половины населения составляли родовые общинники. Общинные земли являлись исходной точкой для развития частного землевладения и купли-продажи земли.

Рабов в Шумере было мало — в основном пленные либо купленные чужеземцы. Различались рабы храма и рабы частных лиц.

Общинники, потерявшие связь с общиной, имели правовой статус клиента и, обладая личной свободой, находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц.

Шумер не был единым государством. На его территории находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей. Наиболее известными были города Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш. [8]

Во главе города и области стоял правитель, носивший титул «энси» («патеси»). Это был верховный жрец главного городского храма. В случае если власть правителя выходила за рамки города, правителю присваивался титул «лугаля». Функции их были одинаковы и сводились к управлению общественным строительством и ирригацией, храмовым хозяйством; они возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собрании.

Совет старейшин и народное собрание избирали правителя, давали ему рекомендации во всех важнейших делах, проводили общий контроль за его деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом. Итак, это были органы, ограничивавшие власть правителя. [5]

Культура и образование

Шумерская клинопись — это крупнейший вклад в историю современной цивилизации. Интерес к обучению у шумеров появляется с III тыс. до н.э. Во второй половине III тыс. до н.э. происходит расцвет школ, в которых насчитывается тысяча писцов. Школы, помимо образовательных, были и литературными центрами. Они отделились от храма и представляли собой элитарное заведение для мальчиков. Во главе стоял учитель, или «отец школы» — уммиа. Изучались ботаника, зоология, минералогия, грамматика, но лишь в виде списков, то есть опора делалась на зубрежку, а не на выработку системы мышления.

Среди работников школы были некие «владеющие хлыстом», видимо, для мотивации учеников, которые должны были обязательно посещать занятия каждый день. [15]

К тому же, сами учителя не гнушались рукоприкладством и наказывали за каждую оплошность. Благо, всегда можно было откупиться, ведь учителя получали мало и были совсем не против «подарков».

Важно отметить, что обучение медицине проходило фактически без вмешательства религии. Так, на найденной табличке с 15 рецептами медицинских препаратов не было ни одной магической формулы или религиозного отступления.

Повседневная жизнь и ремесло. Если брать за основу ряд дошедших повестей о жизни шумеров, то можно сделать вывод, что трудовая деятельность стояла на первом месте. Считалось, что если ты не работаешь, а гуляешь по паркам, то ты не только не мужчина, но и не человек. То есть идея труда как основного фактора эволюции воспринималась на внутреннем уровне даже древнейшими цивилизациями. [20]

Для шумеров было принято уважать старших и помогать своей семье в ее деятельности, будь то работа в поле или торговля. Родители должны были правильно воспитать своих детей, чтобы те позаботились о них в старости. Именно поэтому так ценилась устная (через песни и сказания) и письменная передача информации, а вместе с ней и передача опыта из поколения в поколение.

Шумерская цивилизация была аграрной, отчего сельское хозяйство и ирригация развивались относительно быстрыми темпами. Существовали специальные «календари землевладельца», которые содержали советы по правильному ведению хозяйства, пахоты и управлению работниками. Сам документ не мог быть написан земледельцем, так как они были неграмотными, следовательно, он был издан в образовательных целях. Многие исследователи придерживаются мнения, что мотыга обычного земледельца пользовалась не меньшим уважением, чем плуг зажиточных горожан.

Большой популярностью пользовались ремесла: шумеры изобрели технологию гончарного круга, ковали инструменты для сельского хозяйства, строили парусные лодки, владели искусством литья и пайки металлов, а также инкрустации драгоценных камней. К женским ремеслам относилось умение искусно ткать, варить пиво и заниматься садоводством. [19]

Итак, шумеры  не только внесли неоценимый вклад в дальнейшее развитие цивилизации, но по некоторым аспектам своей жизни вполне понятны современному человеку: они имели представление о морали, уважении, любви и дружбе, обладали хорошей и справедливой судебной системой, ежедневно сталкивались с вполне знакомыми нам вещами.

Сегодня подход к культуре шумеров как к многогранному и уникальному явлению, предусматривающий тщательный анализ связей и преемственности, дает возможность по-другому взглянуть на известные нам современные явления, осознать их значимость и глубокую, увлекательную историю.

Религиозно-мифологическая система Древнего Шумера (состав богов, основные мифологические сюжеты, образы Гильгамеша и Энкиду).

Шумерийцы представляли собой племена, которые освоили территорию долину Тигра и Ефрата в конце IV тысячелетия. Когда были образованы первые города-государства в Двуречье, формировались и представления о богах и божествах. Для племен божества были покровителями, которые олицетворяли собой творящие и производящие силы природы. [9]

Самые первые письменные источники (это были пиктографические тексты конца IV – начала III тысячелетия) называют имена богов Энлиля и Инанны.

 

Со временем, в каждом городе-государстве появлялись свои особенные божества, циклы мифов, а также формировались свои жреческие традиции.

Все же, несколько общешумерских божеств было.

Энлиль. Владыка воздуха, а также царь богов и всех людей. Он являлся богом города Ниппур, который был центром древнейшего союза шумерских племен.

Энки. Владыка мирового океана и подземных пресных вод, позже стал известен как божественная сущность мудрости. Он являлся главным богом города Эреду, который был древнейшим культурным центром Шумера.

Ан. Бог неба. [6]

Инанна. Богиня войны и любви. Вместе с Аном они являлись божествами города Урук.

Наина. Бог Луны, его почитали в Уре.

Нингирсу. Бог-воитель, которого чтили в Лагаше.

Самый древний список богов, который датируется 26м тысячелетием до н.э. выделяет 6 верховных богов: Энлиль, Ану, Энки, Инанна, Нанна, Уту (бог Солнца).

Наиболее типичный образ божества представлялся как образ матери-богини, которая держит на руках ребенка. Это означало, что покровительница плодородна. Ее почитали под разными именами, например, как Нинмах, Нинту, Нинхурсаг, Дамгальнуна, Мами, Мама.

Мировоззрения шумерских племен о зарождении Вселенной можно найти в тексте «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир». Бог Ану является владыкой неба, а Энлиль распоряжается на земле. Эрешкигалю же принадлежит Кура. О первозданном рае рассказывается в мифе «Энки и Нинхурсаг», где этим самым раем выступает остров Тильмун. О том, как был создан человек, наиболее полно описано в мифе про Энки и Нинмах, которые лепят из глины человека. [4]

Человек был создан для того, чтобы служить богам и исполнять их волю, в его обязанности входило пасти скот, обрабатывать землю, заниматься собирательством, а также соблюдать культы жертвоприношения.

Когда человек готов, боги награждают его судьбой и пируют в честь нового создания. На этом самом пиру Энки и Нинмах, немного захмелев, вновь занимаются лепкой людей, но теперь у них получаются уроды, например, человек без пола или женщина, не способная выносить ребенка.

В одном из мифов про богинь скота и зерна даже дается объяснение создания человека. Все дело в том, что боги ануннаки не приспособлены вести хозяйство, поэтому им нужны были люди.

Шумерская мифология пронизана мифами о создании и рождении богов, но также часто встречаются и мифы о героях.

 

 

Список литературы

  1. Афанасьева В.К. От начала начал. Антология шумерской поэзии. СПб., 1997.
  2. Бадж У. Боги египтян. Царство света, или Тайны загробного мира / Пер. с англ. А.Б.Давыдовой, И.Б. Куликовой. М., 2014.
  3. Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта. М.; Мн., 2006.
  4. Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету / Сост., перевод, предислов. и коммент. А.К.Шапошникова. М., 2002.
  5. Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб., 2003.
  6. Емельянов В.В. Ритуал в Древней Местопотамии. СПб., 2003.
  7. Емельянов В.В. Шумерский календарный ритуал (Категория МЕ и весенние праздники). СПб., 2009.
  8. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976.
  9. Крамер С. Мифология Шумера и Аккада / Пер. с англ. В.А. Якобсона // Мифологии древнего мира. М., 1977.
  10. Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле / Пер. с англ. А.В. Милосердовой. М., 2009.
  11. Культура Древнего Египта / Отв. ред. И.С.Кацнельсон. М., 1976.
  12. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М., 1956.
  13. Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996.
  14. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. СПб., 2005.
  15. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. СПб., 1993.
  16. Редер Д.Г. Мифы и легенды Древнего Двуречья. М., 1958.
  17. Сказки и повести Древнего Египта. СПб., 2016.
  18. Словарь египетской мифологии / Сост. Н.Н.Швец. М., 2008.
  19. Тураев Б.А. Египетская литература. СПб., 2000.
  20. Эпос о Гильгамеше («О все видавшем») / Пер. с аккад. И.М.Дьяконова; СПб., 2006. [репринт с изд. 1961 г.]

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф