Меню Услуги

Контрольная работа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Вид работы: Контрольная работа
Тема: Безопасность жизнедеятельности

ВУЗ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

Контрольная работа по теме: Профессиональная этика как наука: понятие, структура, содержание.

 

Введение

 

Этика – это, прежде всего, философская наука (иначе «практическая философия»), которая отвечает на вопрос «как следует правильно жить» и имеет основным предметом изучения мораль и нравственность. Термин «этика» происходит от греческого «этос»,  что означает  нрав, характер.

Этика имеет долгую историю. В V веке до нашей эры Сократ, задавая вопрос «Каким должно быть человеку», связывал этику с моральными качествами и характером личности. Предметом этики лучше всего считать критическое изучение моральной мысли и практики.

У каждого человека собственное представление о себе, свой жизненный опыт и свои возможности воздействия на окружающий мир. Вечной и одной из главных направляющих развитие отношений между людьми является этика. Узаконенное правило или обязательный порядок, в котором выражено представление человека, о справедливости и несправедливости, верности или неверности поступков людей решающим образом влияют на формулирование человеком собственных ценностей. Каждый человек заслуживает уважения и справедливости. Разные культуры придают этому разный вес, но все они признают ценность отдельного человеческого существа.

Цель: показать соотношение понятий: «этика», «мораль», «нравственность».

Задачи:

  1. Дать понятие этики, как науки о морали и нравственности;
  2. Показать соотношение этики и морали.

 

1. Понятие этики, как науки о морали и нравственности

 

Итак, предварительно рассмотрим  три основных понятия – этика, мораль, нравственность и представим их краткие определения. Этика – наука о нравственности и морали; мораль – вся сфера мораль­ного сознания, включающая заповеди, нормы, кодексы и индивиду­альные моральные убеждения; нравственность – это вся сфера реальных отношений и поведения, взятых в их непосредственно межчеловече­ском содержании и именно с точки зрения этого содержания оцени­ваемых.

Своеобразие морали и нравственности в том, что они пронизыва­ют всю жизнь человеческого общества и отдельного человека. Живу­щие в обществе люди реально оказываются лишь более или менее связаны с теми или иными сферами жизни общества (наукой, поли­тикой, религией, правом и т. д.) и это, однако, не мешает им быть полноценными членами человеческого общежития.

Итак, мораль имеет отношение к сфере сознания, а нравствен­ность, напротив  отношение к действию. И как  оказывается, что между моральным сознанием и нравственным поведением далеко не однозначная связь. Напротив, здесь возможны весьма сложные, противоречивые отношения; это обстоятельство давно известно и закреплено в афоризме «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

«Мораль» и «нравственность», исходя из уже сказанного, поня­тия близкие, но они образуют единство, а не тождество.

Вот почему в отличие от принятых определений этики («наука о морали»  или «наука о нравственности») было предложено: «Этика – наука о нравственности и морали».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Мы уже писали о том,  что еще в древности Сократ, задавался  вопросом:  «Каким должно быть человеку?»,  Платон отвечал на этический вопрос  утверждением, что хорошим человеком является тот, который в мыслях своих следует «форме», идее блага и направляется ею.

Платон сравнивает жизнь большинства людей с жизнью людей в темной пещере. Они скованы, смотрят только на одну стену, свет на стену попадает от фонаря, находящегося сзади этих людей. А тени, раскачивающиеся на этой стене, принимаются ими за реальность. И если люди отвернутся от стены и теней и додумаются сбежать из пещеры, то они могут надеяться увидеть свет подлинной реальности [7, c. 143].

Постройки, люди, животные, продукты питания, все вещи повседневного быта есть просто видимость. Платон верит в то, что истинной реальностью располагает только мир идей или форм, вызывающий эту видимость. Вещественный мир, который нас окружает, который мы познаем своим разумом, является, согласно Платону, лишь «тенью» и содеян от мира идей. По учению Платона, физический мир, который мы воспринимаем с помощью чувств, это не мир истинно сущего: все явления и предметы материального мира преходящи, непрерывно возникают, изменяются и гибнут.

Универсальный мир идей, воспринимаемый умом, напротив, постоянен и вечен, считал Платон. Мир его идей, как считали другие, бытует только в уме человека. Мир этот имеет мало общего с миром, из которого эти идеи и произошли, и все, что описывает Платон, это идея мира, а не мир сам по себе. В этом смысл этики Платона. Все, что мы можем воспринять, пребывая в этом неустойчивом и непостоянном мире, это не мир истинно сущего.  Лишь с помощью разума можно познать природу великой общей идеи Добра [10, c. 56].

Неподдельно нравственным по Платону, является духовное просветление, а не придуманные правила поведения человека. Вслед за ним, Аристотель предложил прагматичный подход, в отличие от Платона: «формами» он считал способы бытия окружающих нас творений, а совершенной формой для человека является та, которая наиболее подходит для разумных смертных существ [5, c. 524].

Согласно Аристотелю, качества, делающие нас людьми, проявляются в нашем мышлении, общении друг с другом и наших функциях как членов естественного порядка. Аристотель вводит понятие «этика» для обозначения отрасли философии, являющейся учением о нравственной деятельности и добродетелях. Самым первым курсом о нравственной деятельности и добродетелях была «Никомахова этика» Аристотеля, которая и сегодня остается одной из лучших систематизаций этики.

Цель этики – не знания, а поступки. Она не может снять с личности ответственность за принимаемые решения. Спрятаться за этику нельзя, на нее можно опереться.

Фома Аквинский и ряд других христианских моралистов дополняли теорию Аристотеля доктриной, гласившей, что идеал человеческого функционирования – это путь, к которому мы предназначены по замыслу Творца. Таким образом, как и в аристотелевской традиции, мы получаем возможность исследовать, что такое человеческое совершенство или благополучие, для того чтобы узнать, как мы должны поступать.

Взгляды Аристотеля, впрочем, совместимы с разными теориями о природе человека и ее происхождении, включая эволюционную.

Фактически Аристотель и Гиппократ, которого считают создателем первого этического кодекса в медицине, придерживались методологии, согласно которой надо начинать с наблюдений за реальным миром, а не с теории о жизни, вселенной и всем прочем.

Скачок от Аристотеля к Дэвиду Юму приводит нас к натуралистической теории. Для Д.Юма заслуживающим подражания был образ жизни честного, добропорядочного и рассудительного джентльмена XVIII столетия. Такие люди действуют на основе своих моральных чувств, уважая и более широкие взгляды на нормы морали, чем их собственные. Однако для Д.Юма было очевидно, что мораль, поскольку она зависит от чувств порядочных людей, по сути своей определяется эмоциями. В современных версиях этики вопрос смещается с обсуждения характера на поведение «Как следует поступать?» Наиболее прямой ответ на этот вопрос содержится в кантианских теориях: следует выполнять свой долг [8, c. 147].

Собственно, это упрощенная версия ответа самого И.Канта, который гласит: следует действовать таким образом, чтобы в сообществе людей, каждый из которых будет действовать тем же самым образом, каждый человек направлял жизнь в соответствии с требованиями разума, и жизнь всех становилась бы лучше. В этике И.Кант был занят поисками общезначимых законов человеческого существования, определяющих те или иные поступки людей независящих от смены общественных состояний, прогресса и т. д. Как существо нравственное человек повинуется только нравственному долгу. И.Кант формулирует нравственный долг в форме нравственного закона, или нравственного правила, определяющего форму морального поступка – правило личного поведения каждого человека могло стать правилом поведения для всех.

Для И.Канта основным в этике было найти всеобщую форму нравственного поведения людей, которая бы исключала саму возможность безнравственных поступков. Поступки – это основа или стержень нравственности, совершаемые человеком лишь во имя нравственного долга, а не для достижения каких-то других целей (например, из-за страха, ради корыстных целей, например, выгоды или чтобы выглядеть «хорошим» в глазах других людей и т. п.) [8, c. 164].

Иммануил Кант считал любовь и уважение главными составляющими людей в отношении друг к другу, а участливость он принимал как сострадание другим людям в их несчастьях и как разделение их радостей. Совести И. Кант придавал существенное значение как «нравственного судилища». Основная добродетель по Канту –  человеколюбие. Этическое учение И. Канта устремляет человека и общество на правильные поступки, формирование человеческих ценностей, а также на недопустимость пренебрежения ценностями моральных норм человека ради собственных интересов. Этика И. Канта определяет основным акцентом права и обязанности, каковые считаются абсолютными и взаимодополняющими категориями. При попытке составить практическое руководство, регулирующее поведение членов сообщества, некоторые из этих прав и обязанностей возникают, но они редко выступают в качестве абсолютных. Такую концепцию прав можно подвергать критике на том основании, что она есть сугубо социальное творение.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Утверждение о том, что у нас есть право на свободу выражения или свободу вероисповедания, представляется не подлежащим сомнению, хотя само по себе оно и не может быть решающим аргументом. Однако степень, до которой эти права оправдывают наши действия, может вызвать яростные споры, скажем, в таких областях, как порнография. Признание права или обязанности может служить отправной точкой для моральной дискуссии, но редко способствует разрешению действительной моральной проблемы.

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Чтобы скачать работу, введите свой Email.

Loading...

Скриншоты работы: