Раскройте правовые аспекты управления деловой активности организации
Показатели деловой активности организации широко используются в основном в оценочной деятельности, которая учтена в российском законодательстве и регламентируется Федеральным законом от 29.07.1998
№ 135-ФЗ (ред. от 28.12.2019) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2011), который, законодательно утверждает использование показателей деловой активности как инструментов для проведения оценки бизнеса в оценочной деятельности. [8]
Постановление Правительства РФ от 19.12.1997 (ред 10.03. 2018) N 1605 «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации» направлено на привлечение интереса инвесторов к повышению показателей деловой активности в экономике РФ.
Методические аспекты деловой активности и расчет её показателей регламентируется множеством законодательных актов, в которых приводится порядок и методы расчета. К таким нормативным документам относятся:
- распоряжение Мингосимущества РФ ред. от 11.11.2019 № 1506-р (ред. От 11.05.2000) «Об утверждении Методических указаний по заполнению форм отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ»;
- «положение о порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц — учредителей (участников) кредитной организации» (утв. Банком России 19.06.2019 № 337-П) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.07.2019 № 14356)
Вышеперечисленные нормативно-правовые акты раскрывают сущность показателей деловой активности, методику и порядок их расчета, а также регламентирует их использование в учетных, статистических и управленческих целях в различных отраслях производства и хозяйства. [7]
Постановление Правительства РФ ред. от 25.06.2020 N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» утверждает перечень коэффициентов, характеризующих деловую активность должника при проведении анализа банкротства.
Определение уровня деловой активности организации и его анализ осуществляется так же в соответствии с другими нормативными и законодательными актами:
- Гражданским Кодексом РФ;
- Налоговым Кодексом РФ;
- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.2019г № 34н;
- ПБУ (1/98, 4/99, 3/99, 10/99, 15/01);
- Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению от 31.10.2000 г № 94н;
- Методическими положениями и рекомендациями по разработке финансовой политики предприятия, утвержденными Министерством Экономики РФ (приказ №118 ред. т 1.10.2018).
Практика показывает, что невозможно создать исчерпывающие нормативные указания по анализу деловой активности, платежеспособности и финансовой устойчивости организации, а сложность и объем работы в этом направлении зависят от наличия у организации соответствующей информационной базы и технологии анализа, квалифицированного персонала, а также от проведения постоянных работ по прогнозированию экономической конъюнктуры. [2]
В последнее время появилось множество весомых и актуальных публикаций, в которых определенным образом освещаются отдельные вопросы оценки, анализа, контроля, управления деловой активностью. Довольно обширно определил понятие деловой активности субъекта предпринимательской деятельности В. В. Ковалев, считающий, что показатели деловой активности характеризуют результаты и эффективность текущей основной деятельности организации. Качественными критериями показателей деловой активности фирмы, по его мнению, являются: широта рынков сбыта; наличие продукции, поставляемой на экспорт; репутация предприятия, выражающаяся в известности клиентов, пользующихся его услугами, и партнеров, с которыми заключены договора. К количественным критериям деловой активности субъекта предпринимательской деятельности В. В. Ковалев относит: степень выполнения плана по основным показателям; обеспечение заданных темпов их роста; уровень эффективности использования ресурсов предприятия.
Опишите анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на финансовые результаты деятельности предприятия
Основным источником прибыли для предприятия является его производственная и предпринимательская деятельность. Её эффективность зависит от знания предпринимателем конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянным её изменениям. На величину прибыли влияет правильный выбор предприятием своего производственного профиля, то есть выбор продуктов, пользующихся высоким и стабильным спросом либо создание продуктов (услуг), дефицитных на данном рынке, а также создание конкурентоспособных условий продажи и повышение качества своих товаров и услуг, снижение издержек производства.
Помимо производственной и предпринимательской деятельности, прибыль может формироваться за счет монопольного положения предприятия на рынке той или иной продукции или уникальности продукта. Для этого необходимо постоянно проводить мониторинг рынка, совершенствовать технологии, обновлять выпускаемую продукцию (услуги), обеспечивать их конкурентоспособность [1].
На изменение прибыли влияют внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы. По нашему мнению, к основным внешним факторам, оказывающим влияние на величину доходов и расходов организации, а, следовательно, и на величину финансовых результатов, относятся:
– качество действующего законодательства (гражданского, административного, налогового)
– уровень развития сектора государственных услуг;
– природные условия;
– степень развития инфраструктуры;
– социально-экономические условия;
– уровень развития внешнеэкономических связей государства;
– цены на производственные ресурсы;
– инфляция.
Негативное влияние внешних факторов на финансовые результаты организации можно, по нашему мнению, компенсировать лишь частично. Это связано с отсутствием возможности для хозяйствующего субъекта напрямую влиять на ряд природных и социально-экономических условий, формирующих предпринимательскую среду.
При поиске путей улучшения финансового результата предприятия предприниматели ориентируются, в основном, на внутренние факторы, оказывающие влияние на величину прибыли, к которым относятся:
– качество финансового менеджмента;
– компетентность руководства и менеджеров;
– качество и конкурентоспособность продукции;
– объем продаж;
– цена продукции;
– структура продукции и затрат;
– себестоимость продукции;
– производительность труда;
– уровень организации производства и труда.
На величину прибыли влияет также эффект производственного и финансового рычага. Эффект производственного (операционного) рычага показывает, во сколько раз изменение прибыли больше темпов прироста объема реализации. Рост прибыли идет за счет эффекта масштаба производства. При этом, чем больше доля постоянных расходов в общей сумме издержек, тем сильнее эффект производственного рычага [3].
Эффект финансового рычага характеризует изменение прибыли при рациональном использовании заемных средств. Рост доли заемного капитала, по отношению к собственному, позволяет, при определенных условиях, снизить налогооблагаемую прибыль и, собственно, налог на прибыль. Однако возрастает степень финансового риска деятельности организации [3].
Изучив внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на финансовые результаты деятельности организации, отметим, что основными источниками резервов увеличения прибыли являются: увеличение объема реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение уровня действующих цен и качества товарной продукции, реализация её на более выгодных рынках сбыта и т.д. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. [6]
Динамика показателя себестоимости продукции интересна и с другой точки зрения. Снижение затрат в масштабе экономической системы государства свидетельствует об уровне ее развития в целом, а так же характеризует ее качество. На многих предприятиях экономисты постатейно анализируют себестоимость и разрабатывают способы её снижения. Но из-за ряда негативных факторов, таких как инфляция, рост цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы, эта работа обесценивается. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств, увеличение прибыли за счет снижения себестоимости не возможно [1].
К факторам, обеспечивающим снижение себестоимости, относятся: постоянный мониторинг рынка, изучение и применение новейших технологий, экономия сырья, топлива, электроэнергии, повышение производительности труда, снижение потерь от брака и простоев, сокращение простоев по сбыту продукции, изменение структуры производственной программы в результате ассортиментных сдвигов, выявленных при исследовании рынка. Себестоимость изделия также может снижаться и за счет сокращения условно-постоянных расходов в результате роста объемов производства и реализации [1].
Таким образом, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в условиях экономического кризиса и финансовой нестабильности, необходимо учитывать ряд факторов, оказывающих влияние на его финансовые результаты. [3]
На наш взгляд наиболее важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятия, являются повышение объема производства и реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение качества, расширение ассортимента, повышение эффективности производственных фондов, рост производительности труда.
Рассмотренные выше основные факторы, влияющие на финансовые результаты предприятия, должны являться предметом тщательного анализа со стороны предприятия, а результаты их оценки – служить базой для принятия грамотных управленческих решений по максимизации доходов и минимизации расходов организации.
Практические задания
Задача № 1
На основании исходных данных, приведённых в таблице 2, рассчитайте и проанализируйте основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Таблица 2 – Исходные данные
| Показатели | базис пер | отчет пер |
| 1. Выручка от реализации товаров, тыс. руб. | 38952 | 33152 |
| 2. Себестоимость, тыс. руб. | 31289 | 27205 |
| 3. Издержки обращения (коммерческие расходы), тыс. руб | 2286 | 3715 |
| 4. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | 1253 | 1985 |
| 5. Налог на прибыль, тыс. руб. | 164 | 493 |
Решение приведите в форме таблицы 3.
Таблица 3
| Наименование показателей | Предшествующий период | Отчетный период | Абсолютное изменение Δ | Темп роста (снижения) i d , % |
| 1. Выручка от реализации, тыс. руб. | 38952 | 33152 | -5800,00 | 85,11 |
| 2. Себестоимость, тыс. руб. | 31289 | 27205 | -4084,00 | 86,95 |
| 3. Валовая прибыль, тыс. руб. = Пункт 1 – Пункт 2 | 7663 | 5947 | -1716,00 | 77,61 |
| 4. Издержки обращения, тыс. руб | 2286 | 3715 | 1429,00 | 162,51 |
| 5. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. = Пункт 3 – Пункт 4 | 5377 | 2232 | -3145,00 | 41,51 |
| 6. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. = Пункт 5 | 5377 | 2232 | -3145,00 | 41,51 |
| 7. Налог на прибыль, тыс. руб = Пункт 6*0,2 (20%) | 1075,4 | 446,4 | -629,00 | 41,51 |
| 8. Чистая прибыль, тыс. руб. = Пункт 6 – Пункт 7 | 4301,6 | 1785,6 | -2516,00 | 41,51 |
| 9. Рентабельность продаж (по прибыли от продаж) , % = Пункт 5/ Пункт 1 | 13,80 | 6,73 | -7,07 | 48,77 |
| 10. Рентабельность продаж (по чистой прибыли), %= Пункт 8/ Пункт 1 | 11,04 | 5,39 | -5,66 | 48,77 |
Рентабельность продаж используется как основной индикатор оценки финансовой эффективности компаний с относительно небольшими объемами основных средств и собственного капитала. Оценка рентабельности продаж дает возможность объективно взглянуть на состояние дел. В данном случае темп роста отрицательный и составляет 48,77-100 = -51,23%.
Задача № 2
На основании исходных данных, приведённых в таблицах 4, 5 рассчитайте и проанализируйте основные показатели деловой активности предприятия
Таблица 4 — Структура показателей, необходимых для расчета коэффициентов деловой активности
| Показатели | № варианта 1 3 5 7 9 | |||
| условное обозначение | Среднегодовая величина [(на начало года + на конец года) / 2] | |||
| 20Х1 | 20Х2 | 20Х3 | ||
| Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | ВР | 22578 | 33441 | 28105 |
| Число дней в году, дн. | Д | 365 | 365 | 365 |
| Однодневный оборот по реализации, тыс. руб. | ВРдн | 61,8 | 91,62 | 77,00 |
| Стоимость основных средств, тыс. руб. | ОС | 57219,0 | 56676,0 | 51775,5 |
| Стоимость активов, тыс. руб. | А | 93246 | 93556 | 91696 |
| Стоимость оборотных активов, тыс. руб., в том числе | ОА | 34218,0 | 34973,5 | 38027,5 |
| Запасы | Азап | 31440 | 31939 | 34652 |
| Дебиторская задолженность | Адебит з | 919,0 | 1621,0 | 2866,5 |
| Кредиторская задолженность | Окредит з | 6262,0 | 5227,5 | 3238,5 |
| Показатели | усл обозн | Алгоритм расчета | 20Х1 | 20Х2 | 20Х3 | 20Х2 к 20Х1 (+-) | 20Х3 к 20Х2 (+-) | |
| Коэффициент оборачиваемости, дни: | ||||||||
| — Активов | nA | ВР/А | 0,242 | 0,357 | 0,307 | 147,62 | 85,75 | |
| фондоотдача | Nфо | ВР/ОС | 0,395 | 0,590 | 0,543 | 149,53 | 92,00 | |
| — Оборотных средств | nAоб | ВР/ОА | 0,660 | 0,956 | 0,739 | 144,91 | 77,29 | |
| — Запасов | nAзап | ВР/ Азап | 0,718 | 1,047 | 0,811 | 145,80 | 77,46 | |
| — Дебиторской задолженности | nAдеб.з | ВР/ Адеб. | 24,568 | 20,630 | 9,805 | 83,97 | 47,53 | |
| -Кредиторской задолженности | nAкред. | ВР/ Окред.з | 3,606 | 6,397 | 8,678 | 177,42 | 135,66 | |
| Продолжительность оборота, дни | ||||||||
| — Активов | Доб.А | Д/ nA | 1507,432 | 1021,140 | 1190,857 | 67,74 | 116,62 | |
| — Оборотных средств | Доб.Аоб | Д/ nAоб | 925,013 | 618,604 | 672,409 | 66,88 | 108,70 | |
| — Запасов | Доб.Азап | Д/ nAзап | 553,174 | 381,727 | 493,864 | 69,01 | 129,38 | |
| — Дебиторской задолженности | Доб.Адеб | Д/ nAдеб.з | 508,265 | 348,606 | 450,026 | 68,59 | 129,09 | |
| — Кредиторской задолженности | Доб.Акред | Д/ nAкред | 14,857 | 17,693 | 37,227 | 119,09 | 210,41 | |
| Продолжительность операционного цикла, дни. | Доб.опер.ц | Доб.Азап+ Доб.Адеб | 1061,439 | 730,333 | 943,890 | 68,81 | 129,24 | |
| Продолжительность финансового цикла, дн | Доб.фин.ц. | Доб.опер.ц -Доб.Акред | 1076,296 | 748,026 | 981,117 | 69,50 | 131,16 |
Операционный цикл представляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов (от закупки сырья до оплаты готовой продукции). Продукция каждой промышленной организации проходит через данный цикл, в течение которого закупаются материально-производственные запасы, производится и реализуется готовая продукция и погашается дебиторская задолженность клиентами
Список литературы
- Веретенникова, И. И. Экономика организации (предприятия) / И.И. Веретенникова, И.В. Сергеев. – М.: Юрайт, 2020. – 42 c.
- Волков, О. И. Экономика предприятия. Курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.: ИНФРА–М, 2020. – 50 c.
- Волков, Сергей Петрович Основы Проектирования И Конструирования: Учебно–Методический Комплекс Дисциплины Для Студентов Специальности 080502 «Экономика И Управление На Предприятии (По Отраслям)» / Волков Сергей Петрович. – Москва: РГГУ, 2020. – 36 c.
- Герасимова, В. Д. Анализ и диагностика финансово–хозяйственной деятельности промышленного предприятия. Учебное пособие / В.Д. Герасимова. – М.: КноРус, 2020. – 33 c.
- Зимин, А. Ф. Экономика предприятия. Учебное пособие / А.Ф. Зимин, В.М. Тимирьянова. – М.: Инфра–М, Форум, 2020. – 64 c.
- Каспина, Т.И. Экономика и управление приборостроительным производством. Учебное пособие / Т.И. Каспина. – М.: Академия (Academia), 2020. – 36 c.
- Кнышова, Е. Н. Экономика организации / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. – М.: Форум, Инфра–М, 2020. – 89 c.
- Котерова, Н. П. Экономика организации. Учебник / Н.П. Котерова. – М.: Академия, 2020. – 68 c.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
