Социальная педагогика в системе наук о человеке. Цели и задачи
Социальная педагогика — это отрасль педагогики, которая рассматривает социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей в специально созданных для этого организациях.
Социальная педагогика, или педагогика среды, это научная дисциплина, интегрирующая научные достижения смежных наук и реализующая их в практике общественного воспитания. В основе социальной педагогики лежит прошлый педагогический опыт обучения и воспитания и практика воспитания и обучения в других странах. Социальная педагогика является основой для таких отраслей педагогики, как:
- дошкольная педагогика;
- педагогика школы;
- педагогика профессионального образования;
- воспитание в закрытых учреждениях;
- детских и юношеских организациях;
- педагогика клубной работы;
- педагогика среды;
- военная педагогика;
- производственная педагогика;
- педагогика временных объединений;
- педагогика социальной работы.
Каждое из этих направлений социальной педагогики имеет свои особенности, свои методы и может рассматриваться как самостоятельное направление.
Социальная педагогика включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания в современном обществе.
Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, т. е. акцент на содружестве и сотрудничестве воспитателя и ребенка.
Гуманизм социального воспитания заключается в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Гуманизм социального воспитателя выражается в том, чтобы принимать человека, его поступки без осуждения, оказать поддержку в критической ситуации.
Когда мы говорим о социальной педагогике, мы в первую очередь относим ее к системе педагогических наук, к некоторой совокупности взаимосвязанных частей, или отраслей. Для педагогики такими элементами являются педагогические научные дисциплины. Иногда о них говорят, характеризуя структуру педагогической науки. В зависимости от способа и задач рассмотрения они могут выступать и как отрасли этой науки, и как отдельные, относительно самостоятельные научные дисциплины. Общее для всех таких дисциплин — объект педагогики, т. е. педагогический процесс. Каждая из них специально рассматривает ту или иную сторону целостного педагогического процесса, выделяя свой собственный предмет.
Социальная педагогика, будучи самостоятельной педагогической наукой, в то же время тесно связана с рядом других наук и использует накопленные в них факты. Среди них есть базисные — основные для социальной педагогики. К их числу принято относить философию, общую педагогику, социальную работу, социальную психологию, социологию, политологию.
Социальная педагогика связана с общей педагогикой как часть и целое. Назначение социальной педагогики — установить направления, содержание, формы поддержки личности в определенных социокультурных условиях, конкретизировать положения общей педагогики применительно к возможностям среды. Из общей педагогики социальная педагогика заимствовала многие понятия и положения: о принципах, закономерностях, методах воспитания, формах организации совместной деятельности, условиях семейного воспитания и многое другое.
Однако связь педагогики и социальной педагогики не столь однозначна. Еще не решен в окончательном виде вопрос о месте социальной педагогики в общей системе педагогической науки. Социальная педагогика может относиться к подсистемам первой степени, наряду с общей педагогикой, философией образования, семейной педагогикой. В подсистему второй степени, иерархически подчиненную первой, могут быть включены специальные отрасли педагогики: дошкольная, военная, спортивная и др.
Социальная педагогика и педагогика, по мнению Г.Н. Филонова, — две самостоятельные науки, относящиеся к разным областям знания, имеющие общие границы, «сопредельные», по выражению автора, но не связанные иерархически как часть и целоеПедагогика изучает общие закономерности воспитания, обучения и управления образованием. По мнению А.В. Иванова, фактически на протяжении веков педагогика рассматривала то процессы индивидуального развития и возможности вхождения личности в социальное окружение, то ее процессы и явления, связанные с успешной социализацией человека.
Таким образом, педагогику можно рассматривать в соответствии с теми задачами, которые были актуальны для данного времени, для тех или иных ученых и их окружения. В настоящее время можно констатировать, что существуют две педагогических науки: педагогика индивидуальности и социальная педагогика. Причем все отраслевые педагогики: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, а также семейная, конфессиальная, коррекционная и т. д. — сочетают в себе закономерности как индивидуальной, так и социальной педагогики.
Социальная педагогика — это педагогическая наука, позволяющая рассматривать педагогические явления и процессы, их закономерности в соответствии с теми задачами и целями, которые направлены на формирование и развитие личности в социальном мире, гармонизацию отношений человека и общества.
Социальная педагогика — это относительно целостная, сложная комплексная система.
В систему педагогических наук входят методики обучения и воспитания школьников различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и иных учебных предметов. Здесь содержатся специфические частные закономерности развития учащихся. Исследователи методик преподавания обогащают науку не только узкими предметными знаниями обучения и воспитания конкретной дисциплине, но и расширяют понятийный аппарат социальной педагогики.
В настоящее время социальная педагогика — это самостоятельный раздел педагогики, обладающий особой методикой социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направлена на личность, на ее самосовершенствование, самоорганизацию.
Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.
Социальная педагогика — не новый раздел в педагогике, а сложившаяся система семейного, сословного, народного и христианского воспитания.
Функции социальной педагогики:
1)первостепенной задачей является изучение ребенка, его состояние в стадии конфликта;
2)оказание помощи ребенку, попавшему в беду, нахождение путей, вариантов выхода из кризиса, поддержка в трудное время;
3)анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, которые окружают ребенка и воздействуют на него;
4)социальная педагогика призвана анализировать, изучать и распространять, пропагандировать позитивный опыт;
5)она должна направлять деятельность ребенка на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки;
6)социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав;
7)одна из функций социальной педагогики сводится к организации исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров.
Воспитательная функция обозначает включение ребенка в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания.
Социально-правовая функция означает заботу государства о детях, их правовую защиту.
Социально-реабилитационная функция — это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог.
Прикладные задачи социальной педагогики состоят в том, чтобы:
1)воспитывать в сознании ребенка понятия добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию;
2)поставить перед ним цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с окружающими людьми, определить цель и смысл жизни;
3)развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе;
4)развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе;
5)прививать подростку умение и желание общаться с детьми, в малых и больших группах, в объединении сверстников, в семье, в труде, в школе.
Здесь социальному педагогу необходимы знания возрастных особенностей своих воспитанников, для того чтобы научиться разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом.
Основываясь на положениях «Кодекса этики социального работника и социального педагога», можно выделить следующие принципы.
1.Принятие человека таким, каков он есть. Клиентом социальной работы может быть отдельный человек или группа лиц, имеющих индивидуальные и групповые особенности. Каждый клиент имеет право быть принятым и выслушанным любым социальным работником, право на получение помощи в улучшении социальной ситуации.
2.Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий. Это означает проявление уважения и соблюдение его прав. Клиент имеет право отказаться от предложенного варианта действий, от продолжения уже начатой работы, если его мнение или ситуация изменились. Клиент имеет право отказаться от взаимодействия на любом этапе совместной работы с уверенностью в сохранении конфиденциальности сведений о нем.
3.Конфиденциальность сотрудничества социального работника и социального педагога с клиентом. Конфиденциальной информацией является все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, а также все остальное, что будет определено клиентом во взаимодействии с социальным работником и социальным педагогом.
Нарушение конфиденциальности возможно только в условиях непосредственной опасности для клиента.
- Полнота информирования человека о предпринимаемых в его интересах действиях. Соблюдение принципа защиты прав клиента обусловливают обязанность социального педагога информировать человека, обратившегося к нему за помощью, обо всех действиях, предпринимаемых им для решения его проблем.
- Ответственность социального педагога за результаты своей деятельности. Социальный педагог, занимаясь решением конкретных проблем клиента, несет личную ответственность за результаты своей деятельности, за качество и эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за ее последствия.
- Порядочность социального работника и социального педагога во взаимодействии с клиентом. Порядочность социального педагога является весьма важным принципом в связи с необходимостью обеспечить баланс интересов, как своих личных, так и интересов клиента и его социального окружения; интересов профессионального сообщества социальных работников и социальных педагогов, общества в целом. Социальные педагоги делают для своего клиента все, что, по их мнению, необходимо для разрешения проблемы.
Итак, социальная педагогика (А.В. Мудрик) – это отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.
Объект соц. педагогики – человек, нуждающийся в социально-педагогической помощи (а также сам процесс развития человека в социуме). Предметом соц. педагогики являются условия и способы развития человека в социуме (т.е. условия и способы его социализации).
Основной категорией соц. педагогики является социализация – процесс усвоения человеком образцов поведения, социальных норм и ценностей, принятых в данном обществе (социуме).
Цель социальной педагогики – создание социально-педагогических условий, обеспечивающих воспитание гуманной, всесторонне развитой личности, способной к адаптации, индивидуализации и интеграции в социокультурное окружение (интеграция в данном случае – это внедрение).
Задачи социальной педагогики (см. задачи общей педагогики):
— Изучение и обобщение опыта социально-педагогической деятельности (как исторического, так и опыта современных практик).
— Выявление закономерностей успешной социализации личности целью построения принципов педагогической работы.
— Разработка новых методов, средств, форм социально-педагогической работы.
— Внедрение в практику результатов исследований, научных разработок.
Связь социальной педагогики с другими науками педагогика (соц. педагогика является отраслью общей педагогики); психология; анатомия и физиология; специальная педагогика; медицина; математика (методы математических статистик) и др.
Сущность воспитания как педагогического процесса. Его закономерности и принципы
Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.
Воспитательный процесс– это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры.
Воспитание — это творческий, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие развитие их индивидуальности, самоактуализации личности.
Воспитание— целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Под содержанием процесса воспитанияпонимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
Цели воспитания— это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания.
Выделяются:
- общие цели воспитания;
- индивидуальные цели воспитания.
Цели воспитания выступают как общие, когда они выражают качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальные, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.
Цель выражает общую устремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания — это система решаемых воспитанием задач.
Воспитание в широком и в узком смысле
В широком социальном смысле– совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;
В широком педагогическом значении– процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
В узком педагогическом значении– специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
Особенности воспитательного процесса:
- Длительность (по сути, он длится всю жизнь);
- Непрерывность (процесс школьного воспитания — это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников);
- Комплексномть (в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности);
- Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно различаться. Это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию;
- Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).
Движущимися силами воспитания являются противоречия:
1) противоречие между имеющимся (наличным, актуальным) уровнем развития и новым, который ориентирован на достижение все более высоких потребностей (коротко это можно сформулировать как противоречие между «могу» и «хочу»);
2) противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями удовлетворить эти требования (коротко это можно сформулировать как противоречие между «надо» и «могу»).
Методами педагогического воздействия на личность являются упражнение и приучение. Упражнение занимает очень важное место в обучении, так как с его помощью формируются все навыки – и практические, и теоретические.
Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.
Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. В практике воспитательной деятельности широко применяются в основном три вида упражнений: упражнения в полезной деятельности (суть их в том, чтобы воспитанник сам осознавал пользу от своих действий, чувствовал удовольствие и моральное удовлетворение); режимные упражнения, главный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс – режим; специальные упражнения имеют целью выработку и закрепление специальных умений и навыков.
Сущность и функции стимулирования в педагогическом воздействии. Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству, действию. Небольшое стимулирующее действие заложено уже в каждом из методов. Но есть методы, направленные исключительно на стимулирование учебной деятельности. Функции этих методов заключаются в усилении действия других методов. Методы, действие которых усиливается при помощи стимулирующих, называются основными. Методы стимулирования являются, таким образом, дополнительными. К ним относятся: метод соревнования; метод поощрения; метод наказаний.
Стремление к первенству свойственно всем людям, а особенно молодежи. Это используется методом соревнования – важным методом стимулирования. Главная задача педагога при использовании этого метода – не дать соревнованию превратиться в жесткую конкуренцию. Метод соревнования должен быть основан на дружеских отношениях, не должна идти речь о победе любой ценой.
Поощрение – еще один метод стимулирования. Он заключается в том, что ученик испытывает чувство удовлетворения от признания того подхода, того образа действий и того отношения к действию, которые избраны и реализуются им. Но самый главный эффект поощрения – возникновение у обучаемого острого желания вести себя так же (хорошо), чтобы как можно чаще испытывать это состояние психического комфорта.
Однако поощрение не должно быть слишком частым. Это может привести к его обесцениванию: ученик будет ждать похвалы за малейшее достижение. Поощрение является очень эффективным методом работы с застенчивыми, неуверенными в себе учениками.
Наказание – один из старейших методов воспитания. Раньше он считался очень эффективным, однако со временем подвергся переоценке. Наказанию придают меньшее значение, хотя и не отвергают вовсе. Наказание корректирует поведение ученика, заставляет его задуматься о том, что он сделал неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, психологического дискомфорта, стыда.
Однако оно не должно причинять ему ни морального унижения, ни физического страдания. В процессе наказания ученик должен чувствовать, что его поведение вызывает отчуждение коллектива. Именно поэтому коллективные наказания считаются не слишком эффективными, так как они могут провоцировать определенную сплоченность людей на нездоровой основе.
Педагогические требования к применению метода наказаний следующие: не наказывать за неумышленные поступки; не наказывать наспех, без достаточных оснований (лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного); сочетать наказание с другими методами воспитания (убеждение, приучение); строго соблюдать педагогический такт; опираться на понимание и поддержку общественного мнения; учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
Закономерности воспитания выступают факторами и условиями продуктивного воспитательного взаимодействия и воздействия на объект воспитания.
- Отношение сотрудничества в воспитательном взаимодействии прямо пропорционально эффективности процесса воспитания. Отношения сотрудничества должны быть устойчивыми и постоянными.
- Соответствие цели и организации воспитательного процесса – естественный фактор эффективности воспитания. Дисбаланс цели и организации воспитательного акта дает прямо противоположные результаты.
- Воспитание связано с реалиями жизни. Однако, если жизненная практика чревата проблемами, важно воспитание таких свойств личности, которые помогли бы противостоять мерзостям жизни, бороться против них и не вступать с ними в компромисс.
- Продуктивность воспитательных воздействий зависит от соответствия субъективных и объективных факторов и условий воспитания.
- Обоюдная нацеленность субъектов воспитания на интенсивное формирование воспитуемых качеств и заряженность воспитуемого на самовоспитание – одно из необходимых условий эффективного воспитания.
- Единство воспитания и обучения –еще одна закономерность педагогического процесса. Взаимосвязь воспитания и обучения настолько очевидна, что она воспринималась долгое время как аксиома.
- Воспитание определяется качеством воспитательного воздействия – совокупностью участвующих в нем психологических свойств воспитуемой личности: интеллектом, чувственно-эмоциональной сферой, волей, характером, направленностью личности, способностями и т.д.
- Воспитание эффективно при условии, если задействованы сенсорная, психомоторная и вербальная и невербальная сферы личности.
- Воспитание зависит в значительной мере от характера взаимодействия воспитуемых в коллективе.
Среди закономерностей воспитания выделяют следующие:
- Закон соответствия воспитания и требований общества.
- Закон единства целей, содержания, методов воспитания.
- Закон единства воспитания, обучения и развития личности.
- Закон воспитания в деятельности.
- Закон активности воспитанника.
- Закон единства воспитания и общения.
- Закон воспитания в коллективе.
Принципы воспитания — общие исходные положения, которые выражают основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Принципы воспитания — общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы.
- Принцип гуманистической направленности воспитанияпредполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.
- Принцип культуросообразности воспитания(Ф.Дистервег)
в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
- Принцип природосообразности.
В самом общем виде он означает отношение к человеку как части природы, опору на его природные силы и создание для его развития условий, почерпнутых из природы.
- Общественная направленность воспитания.
Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности.
- Связь воспитания с жизнью, трудом.
Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.
- Опора на положительное.
педагог обязан выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и сочетания.
- Единство воспитательных воздействий.
принцип совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений. Он требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, помогали друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие
- принцип гуманизации воспитания. Этот принцип провозглашает идею самоценности человека, идею активного человеколюбия: принимать ребенка таким, каким он есть, проявлять живой интерес к нему, принимать равным себе в духовном смысле;
- принцип демократизации воспитания: провозглашение право на свободный выбор, защита личности каждого ребенка;
- принцип педагогического оптимизма: опора на положительные качества ребенка, культивирование его достоинств, создание в процессе воспитания оптимистического климата;
- принцип единства и целостности воспитательного процесса: единство педагогических позиций и воспитательного взаимодействия с ребенком, единство общего и индивидуального развития ребенка, единство основных направлений базовой культуры личности;
- принцип целенаправленности воспитания: определение программы жизни детей;
- принцип коллективного воспитания: коллектив является реальной средой и отражает модель отношений, существующих в обществе;
- принцип «параллельного педагогического действия»: подчеркивает единство процессов индивидуализации и социализации, которые специально направляются воспитанием
Социализация как социально-педагогическое явление. Человек как объект, субъект социализации
Как отмечает А. В. Мудрик, в науку о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» – земли, средств производства. Применительно к человеку он нашел отражение в связи с развитием социологии. В работе американского социолога Франклин Генри Гиддингс (1855–1931, Giddings) «Теория социализации» (1887) термин «социализация» применяется в значении, близком к современному, – развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни.
Социальная педагогика изучает социализацию человека как социально-педагогическое явление. Сущность ее заключается в изучении социально-педагогических возможностей познания особенностей социализации человека на различных этапах его возрастного развития и использовании этого знания в процессе диагностики (оценки), стимулирования, сопровождения, коррекции процесса социализации по отношению к конкретному человеку.
По существу социализация определяет динамику социального становления человека на разных этапах возраста, с учетом его своеобразия, среды жизнедеятельности и самопроявления, а также социального воспитания. Основными компонентами социализации человека являются:
– формирование и развитие сознания, мировоззрения человека (усвоение языка, взглядов, интересов, социальных ценностей, идеалов);
– овладение культурой, присущей данному обществу, социальной общности, группе (правилами, нормами и шаблонами поведения);
– усвоение социальных ролей, навыков общения, самопроявления в среде жизнедеятельности;
– накопление опыта социального поведения.
Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.
Как процесс, она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека с социокультурной средой обитания, адаптации к ней и самореализации с учетом индивидуальных возможностей. В ее процессе человек формируется как часть того общества, к которому он принадлежит.
Как условие – это свидетельство наличия того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности.
Как проявление – это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. Так судят об уровне социального развития, социализированности человека.
Как результат – она является социально-педагогической характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с возрастом. Ребенок в развитии может отставать или опережать сверстников. Социализация как результат характеризует степень его социального совершенства по отношению к сверстникам.
На протяжении всей жизни человек, формируясь как личность, постепенно расширяет и углубляет социальные, социокультурные интересы, идеалы, усваивает и совершенствует различные ценности, социальные роли, приобретает опыт социального поведения.
Социальные (социокультурные) идеалы определяют направленность высших целей деятельности человека, обусловленные социально-педагогической деятельностью.
Социальные ценности рассматриваются в широком и узком смысле. В широком смысле они определяют наиболее значимые общественные явления и факты реальной действительности, с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности. В более узком смысле – это нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.
Социальная роль – выполнение человеком определенной социальной функции в соответствии со своим статусом, потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью и проч. Социальная роль может быть усвоена человеком на уровне знакомства (знает существо деятельности), основ (умеет выполнять), совершенства (владеет ролью на уровне специалиста, опытного человека).
Социальный опыт представляет собою совокупность социальных знаний и усвоенных умений и навыков жизнедеятельности личности в определенном социуме. Он включает различные проявления человека в сферах познания среды и самопознания, взаимодействия с другими людьми, профессиональной деятельности, выполнения различных социальных ролей.
Социализация происходит в процессе взаимодействия человека с другими людьми, социокультурной средой жизнедеятельности. Эти люди и факторы среды (учреждения), с которыми взаимодействует социализирующийся человек, выступают в качестве агентов социализации.
Выделяют агентов первичной и вторичной социализации:
– агенты первичной социализации – факторы непосредственного взаимодействия с человеком оказывающие на его социализацию существенное влияние на ранних этапах жизни: родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, близкие и дальние родственники, няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок;
– агенты вторичной социализации – факторы, опосредованно или формально окружающие человека и оказывающие на его социализацию существенное влияние на поздних этапах жизни: учреждения и институты, представители администрации школы, университета, предприятия, армии, правоохранительных органов, церкви, государства, телевидения, радио, печати, партии, суда.
В процессе социализации происходит передача обществом и усвоение индивидом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентации. Овладение социальным опытом и культурой является естественной необходимостью, так как общество существует в связи с передачей новым поколениям исторического опыта, а индивид существует как личность только благодаря социализации.
В связи с процессом усвоения социальных ролей выделяют различные виды социализации:
– поло-ролевая социализация представляет собой освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью и проявлением его в повседневной жизни в зависимости от возраста и изменяемых с ним социального положения и роли в обществе (мальчик или девочка, невеста или жених, муж или жена, отец или мать);
– семейно-бытовая социализация, способствующая усвоению определенной семейной роли в соответствии с социальным положением в семье. Она проявляется в усвоении и проявлении опыта семейной жизни, укреплении семейных отношений, ведении хозяйства, воспитании детей;
– профессионально-трудовая социализация осуществляется на основе социального опыта выполнения человеком определенной профессиональной деятельности;
– субкультурно-групповая социализация предполагает освоение социальных ролей с учетом той культуры среды, где человек жил, учился, общался, трудился. Каждый регион имеет социокультурное своеобразие поведения, общения, речи, что способствует формированию своеобразия социума. Субкультурно-групповая социализация отличает людей различных регионов, национальной и религиозной принадлежности, социального окружения, возраста, профессиональной деятельности и проч.
В процессе социализации реализуются индивидуальные предрасположенности человека к социальному совершенству.
Предрасположенности к социализации имеют наследственную и (или) врожденную природу, а также приобретенную на предшествующих этапах развития. В процессе социального развития и воспитания человека они могут быть реализованы, приумножены, ослаблены или вообще не реализованы. Такие предрасположения можно подразделять в зависимости от их социальной важности и перспективности для развития человека. Выделяют позитивные и негативные предрасположения в развитии человека.
Позитивные предрасположения – эта базис социальных задатков для стимулирования направленного развития человека в процессе социализации, когда он может добиться наибольших результатов в самосовершенствовании и самореализации как личность. Особенно это важно в работе с детьми, имеющими особые нужды.
Негативные предрасположения – это своеобразие человека, которое либо ограничивает его в возможностях социального развития, либо имеет четко выраженный отрицательный социальный характер и может негативно сказаться в социальном развитии.
В социальной педагогике существуют биогенное (биогенетическое) и социогенное (социогенетическое) направления, определяющие своеобразие перспектив социального развития и воспитания человека.
Сторонники биогенного (биогенетического) направления считают, что развитие человека предопределено наследственностью, которая и определяет, кем может стать в будущем человек. С позиции науки такой подход не имеет достаточных оснований. Наследственность определяет только возможное, но еще не достаточное для социального развития личности, нужны еще соответствующие условия для их реализации и определенная, порой значительная личная роль человека.
Отрицательные предрасположения от наследования в семьях риска, когда один или оба из родителей являются алкоголиками, наркоманами, имеют отклонения в психике и другие, являются условиями, которые могут быть трансформированы в сдерживающие факторы в процессе роста ребенка. Направленная работа с такими детьми, предупреждение условий, которые могли бы стимулировать развитие у них негативных предрасположений, превращение их в личностную реальность, позволяют сдерживать возможность их социальнонегативного развития и воспитания. В этом и проявляется профилактическая социально-педагогическая работа с конкретным ребенком и с его непосредственным окружением, прежде всего с родителями (лицами, их заменяющими).
Сторонники социогенного (социогенетического) направления в педагогике считают, что человек с рождения очень динамичен и из него можно «лепить» все, что угодно воспитателю. Однако реальная жизнь такова, что далеко не все, что хочет воспитатель, можно сформировать у ребенка. Если последний не предрасположен к тому, что у него развивают, перспективы будут ограничены. Кроме того, если не считаться с возможностями ребенка, то можно «сломать» его, разрушив личность. Также возможно, что воспитатель, не реализовав собственный позитивный потенциал воспитания ребенка, формирует у него качества, которые впоследствии негативно скажутся на саморазвитии и самореализации. Последствия такой воспитательной работы могут привести к серьезным социальным и личностным проблемам, когда потребуется помощь психиатра или психолога в исправлении ситуации.
Реальная жизнь диктует необходимость обеспечения единства в воспитательной работе с ребенком биогенного, социогенного и других подходов. В процессе социального развития и воспитания ребенка необходимо знать его особенности и возможности. Одновременно следует уметь создавать средовые условия, позволяющие обеспечивать наиболее полную и целесообразную реализацию того индивидуального, которое присуще конкретному ребенку.
Педагоги выделяют факторы, существенно влияющие на процесс социализации человека, а также агентов, при помощи которых они реализуются.
Факторы среды – это все то, что непосредственно и опосредованно влияет на человека: семья, детский сад, школа, школьный коллектив, личность учителя, неформальные молодежные объединения, в которые входит ребенок, средства массовой информации, книги.
Ури Бронфенбреннер (1917–2005) – американский специалист в области детской психологии выделяет четыре группы таких факторов среды, влияющих на социализацию человека:
– микросреда – все, что непосредственно окружает человека с самого рождения и оказывает наиболее существенное влияние на его развитие: семья, родители, обстановка в семье, условия жизни, игрушки, книги, которые он читает;
– мезосистема – взаимозависимость, складывающаяся между различными жизненными областями, определяющими и существенно влияющими на действенность воспитания: школой и семьей; объединениями, в которые входят члены семьи; семьей и улицей, где дети проводят свое время;
– экзосистема – общественные институты, органы власти, административные учреждения, которые опосредованно влияют на социальное развитие и воспитание ребенка;
– макросистема – нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологические позиции, господствующие в обществе, которые выступают нормативным регулятором воспитывающей системы.
А. В. Мудрик выделяет три группы факторов среды, влияющих на социализацию человека:
– макрофакторы – космос, планета, мир;
– мезофакторы – этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации;
– микрофакторы – институты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура.
В связи с анализом социализации исследователи большое внимание уделяют явлениям десоциализации. Она характеризует снижение социальности в чем-либо, определенного социального опыта, обусловленного различными факторами. Десоциализация рассматривается как процесс, как проявление и как результат. Особое место среди факторов, существенно сказывающихся на десоциализации человека, принадлежит личностным, средовым и воспитательным факторам.
Личностные факторы характеризуются потенциалом и состоянием человека, сдерживающими проявление его активности в естественной среде, самоограничениями, либо сменой характера привычной деятельности, способствующей приобретению иного социального опыта. Так негативное (нездоровое) состояние организма сказывается на желаниях, интересах и способности проявлять естественную для человека активность.
Средовые факторы представляют нетипичные для данного человека условия, сказывающиеся на его способности проявлять естественную активность. К таким факторам относятся новизна обстановки и давление со стороны коллектива, группы, отдельной личности.
Воспитательные факторы характеризуют результат или особенности воспитательной деятельности, негативно сказывающиеся на самопроявлении человека. Как результат ребенок не может проявлять себя в какой-либо обстановке, в присутствии определенных лиц. Такая воспитательная деятельность может формировать определенную активность, не соответствующую возможностям ребенка и сдерживающую его проявление в среде.
Десоциализация выполняет положительную или отрицательную роль в жизни и социальном развитии ребенка.
Положительная роль проявляется тогда, когда десоциализация помогает человеку избавиться от негативного социального опыта, способствует приобретению нового опыта, расширению его социальных возможностей. Данный фактор активно используется в воспитании человека, в исправительной и перевоспитательной работе с ним. Отрицательную (негативную) роль десоциализация играет тогда, когда человек теряет накопленный позитивный социальный опыт, что негативно сказывается на его профессиональной деятельности и самопроявлении в естественных условиях.
Десоциализация вызывает такое явление, как ресоциализация – сложное и своеобразное качественно новое социальное восстановление личности с учетом тех изменений, которые произошли в ней, накопление нового опыта понимания тех или иных явлений, их восприятия и социального самопроявления, в условиях новой для этого человека социокультурной среды, воспитания и самоактивности.
На процесс и результат ресоциализации существенное влияние оказывают различные внутренние и внешние факторы. Внутренние – то личностное своеобразие, которое сформировано в процессе социального развития, социализации и воспитания конкретного человека, оказавшегося в новых для него условиях среды, отношением к ней и воспитательному воздействию. Внешние – факторы среды, в которой оказался человек, ее педагогически целесообразная организация, направленность и интенсивность воспитательного воздействия на него.
Ресоциализация происходит одновременно с реадаптацией. Необходимость последней нужно учитывать при организации ресоциализационного воздействия на человека, например в ситуации исправления последствий его социализации и воспитания.
Между социализацией, десоциалиазацией и ресоциализацией существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, что активно используется в воспитательной работе при решении задач исправления и перевоспитания человека.
Если социализация в детстве и юности шла плавно, равномерно, представляя собой накопление новых знаний, ценностей, норм, то в зрелом возрасте па первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Помимо этого в экстремальных условиях (колония, психиатрическая больница, армия, тюрьма) индивид дезориентируется (отвергает все старое, не имея возможности обрести новое), так как воспитание и социализация, которые он получил в детстве, не могли подготовить его к выживанию в подобных условиях.
В этих процессах десоциализация как отучение от старых ценностей, норм, ролей, правил поведения и ресоциализация как приобретение новых ценностей, норм, ролей и правил поведения взамен старых – это две стороны одного процесса социализации.
Социализация человека происходит постепенно в соответствии с его возрастом, средой жизнедеятельности. При этом человек проходит определенные стадии (этапы) и ступени.
Существует множество подходов к выделению стадий (этапов) социализации:
– по характеру протекания процесса: стихийная, осуществляемая на основе естественной предрасположенности и под влиянием обстоятельств жизни; относительно направляемая – под воздействием воспитателей, СМИ; относительно социально-контролируемая – под воздействием среды, с мнением которой не может не считаться растущий человек; самоуправляемая – более или менее сознательное самоизменение, осуществляемое человеком в процессе формирования его самосознания и личной ответственности за себя и свое самопроявление в среде жизнедеятельности, достижения целей в жизни;
– по возрасту: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1–3 года), дошкольное детство (3 года – 6 лет), младший школьный (6–10 лет), подростковый (10–14 лет), ранний юношеский (15–17 лет), юношеский (18 лет – 23 года) возраст, молодость (23–33 года), зрелость (34 года – 50 лет), пожилой возраст (50–60 лет), старость (60–70 лет), долгожительство (свыше 70 лет);
– по ведущему виду деятельности: игровая – ранняя социализация; учебная – стадия обучения, трудовая – стадия высшей школы, стадия трудовой деятельности; послетрудовая – стадия выхода на пенсию, стадия самореализации на пенсии;
– по ведущему институту социализации: семейного, детсадовского, школьного, интернатного, производственного.
Проходя этапы социализации, человек меняет социальные роли и привычный для пройденного этапа образ жизни, приобретая новый статус и социальные возможности. При этом человек выступает или как объект, или как субъект социализации.
Как субъекту социализации человеку принадлежит значительная роль в процессе усвоения социального опыта, развития и саморазвития. Его деятельность имеет осознанный характер: он сам принимает решения, чем и как заниматься и что делать в интересах самосовершенствования.
На неосознаваемом уровне человек включается в деятельность под воздействием различных факторов, которая обусловливает его социальное развитие. В этом случае он выступает как объект социализации с позиции тех, кто создает условия и старается стимулировать социальное изменение.
На начальном уровне развития человека (в раннем возрасте) роль личности в социализации проявляется в естественной активности ребенка. В последующем, с развитием сознания, возрастает роль направленной активности человека в деятельности, общении, работе над собой в процессе самосовершенствования. Факторы, обусловливающие самопроявление личности на различных возрастных этапах: игра, учение, общение, профессиональная деятельность.
Человек как объект социализации.
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д.
Следует иметь ввиду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Содержание требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.
Человек как субъект социализации.
Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе.
Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет своисубъектность (позицию) исубъективность (индивидуальное своеобразие).
Человек как жертва социализации.
Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой стороны — способность в определенной мере противостоять обществу, а точнее — части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, саморазвитию, самоутверждению человека.
Человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему, т.е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализации — диссидентом (инакомыслящим), правонарушителем или еще как-то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.
Прикрепленные файлы: |
|
---|---|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость | |
Скачать файлы: |
|
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф