ОГЛАВЛЕНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- Пути и сроки предварительного информирования таможенных органов
- Уровни предварительной информации
- Разделение товаропотоков по каналам
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- 2-ая часть . Отражение сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Наряду с развитием электронного декларирования, ФТС России в приоритетном порядке реализует задачу по внедрению и расширению применения предварительного информирования. Концепция системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации, утверждена приказом ФТС России от 10 марта 2006 г. № 192 «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации».[1]
Суть предварительного информирования достаточно точно изложена в диспозиции ст. 11 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза: уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица могут представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с такой территории, пассажирах, прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза или убывающих с такой территории.[2]
Предварительное информирование таможенных органов о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза – технологический процесс, в ходе которого участниками внешнеэкономической деятельности формируется и передается таможенным органам в электронном виде предварительная информация о товарах и транспортных средствах, планируемых к перемещению через таможенную границу Таможенного союза в пограничных пунктах пропуска, которая в дальнейшем используется таможенными органами для целей таможенного оформления и таможенного контроля.
Система предварительного информирования развивается в двух направлениях:
первое — предварительное информирование от участников внешнеэкономической деятельности;
второе — предварительное информирование от зарубежных таможенных служб.
Применение предварительного информирования позволяет решить следующие задачи:
— усовершенствовать систему таможенного администрирования, минимизировав время выполнения таможенных формальностей в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
— повысить оперативность принятия решений должностными лицами таможенных органов посредством предварительного определения товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю;
— создать эффективный механизм обеспечения безопасности Российской Федерации.
Пути и сроки предварительного информирования таможенных органов
Случаи обязательного представления предварительной информации при перемещении товаров через таможенную границу союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации должны быть определены решением Комиссии Таможенного союза в зависимости от вида транспорта, на котором перемещаются товары (ст. 3 Соглашения от 21.05.2010 (ред. от 08.05.2015) «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»).[3]
Представление предварительной информации осуществляется в электронном виде путем взаимодействия информационной системы таможенных органов государств — членов Евразийского экономического союза и информационных систем заинтересованных лиц либо посредством WEB-порталов таможенных органов государств – членов ЕАЭС (ст. 6 Соглашения). Представляется наиболее удобной модель предварительного информирования таможенных органов посредством интернет-портала электронного декларирования ФТС России. На интернет-порталах Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и Комитета таможенного контроля Министерства финансов республики Казахстан затруднительно пройти процедуру онлайн-регистрации для последующего представления предварительной информации в электронном виде.
Указанное Соглашение не устанавливает обязанности представления предварительной информации таможенным органам исключительно того государства – члена ЕАЭС, через государственную границу которого перемещается товар. В силу изложенного полагаем, что представление предварительной информации таможенным органам Республики Беларусь и Республики Казахстан допустимо также посредством интернет-портала ФТС России. Наше предположение подтверждают соглашения, создавшие нормативную основу для обмена предварительной информацией между таможенными органами государств — членов Евразийского экономического союза в электронном виде.
Предварительная информация должна быть направлена в таможенный орган государства — члена ЕАЭС заинтересованным лицом не менее чем за 2 часа до перемещения через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств. Если фактического ввоза товаров и транспортных средств в пределах срока хранения предварительной информации не произошло, то данная предварительная информация аннулируется (ст. 7 Соглашения).
Приказом Таможенного комитета Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации от 13.05.2010 N 3 (Приказ Таможенного комитета Союзного государства от 13.05.2010 N 3 «О реализации постановлений Коллегии Таможенного комитета Союзного государства»)[4] объявлен ряд постановлений Таможенного комитета Союзного государства. Вызывает интерес содержание Постановления Таможенного комитета Союзного государства, приведенного в приложении N 11 к вышеназванному Приказу.
Так, в соответствии с данным Постановлением в целях создания равных условий пересечения внешней границы Союзного государства коллегия Таможенного комитета Союзного государства постановила ввести с 1 июля 2012 года обязательное предварительное информирование о ввозе товаров на территорию Союзного государства.
Уровни предварительной информации
Как обоснованно отмечается в юридической литературе, за счет подачи документов и их проверки таможенными органами заранее (до пересечения границы) образуется выигрыш во времени, следствием чего является сокращение издержек частного субъекта путем уменьшения времени нахождения товара в зоне таможенного контроля. Например, в 2010-х годах в среднем до 19 минут снизилось время прохождения таможенных процедур в пунктах пропуска, что достигнуто в том числе благодаря предварительному информированию.
Концепция системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации предусматривала деление предварительной информации на 5 уровней в зависимости от коэффициента таможенной устойчивости источника информации:
— предварительная информация лиц, имеющих низкий коэффициент таможенной устойчивости либо в отношении которых невозможно установить коэффициент таможенной устойчивости;
— предварительная информация лиц, имеющих средний коэффициент таможенной устойчивости;
— предварительная информация лиц, имеющих высокий коэффициент таможенной устойчивости, а также информация от администрации пункта пропуска;
— предварительная информация лиц, в отношении которых таможенная служба страны экспорта или транзита подтвердила соответствие требованиям национального таможенного законодательства и удостоверила репутацию добросовестных участников внешнеэкономической деятельности перед ФТС России;
— информация таможенной службы страны экспорта или транзита по товарам, перемещаемым определенными лицами, в отношении которых данная таможенная служба и ФТС России совместно подтвердили выполнение национальных таможенных законодательств и удостоверили репутацию добросовестных участников внешнеэкономической деятельности (во всех остальных случаях предварительная информация таможенной службы страны экспорта или транзита рассматривается как информация третьего уровня).
Разделение товаропотоков по каналам
Указанную уровневую систему предполагалось использовать для разделения товаропотоков по каналам, которые, в свою очередь, определяют количество совершаемых таможенных операций и объем таможенного контроля:
— приоритетное оформление (зеленый канал) — при представлении предварительной информации четвертого и пятого уровня;
— ускоренное оформление (желтый канал) — при представлении предварительной информации первого, второго и третьего уровня;
— типовое оформление (красный канал) — при отсутствии предварительной информации.
Данная система трех каналов не была воплощена в жизнь. Более того, действующая Инструкция об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации с использованием предварительной информации (Приказ ФТС России от 03.10.2008 N 1230 (в ред. Приказов ФТС России от 29.12.2008 N 1684, от 14.01.2010 N 23) «Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с использованием предварительной информации»)[5], не предусматривает уровневой градации предварительной информации в зависимости от источника (участника внешнеэкономической деятельности или таможенной службы страны экспорта или транзита).
Вышеуказанная Инструкция подлежит применению в случае, если в центральной базе данных единой автоматизированной информационной системы таможенных органов имеется предварительная информация о ввозимых товарах и возможность сопоставить такую информацию с перемещаемой партией товаров.
В сущности, участник внешнеэкономической деятельности не несет никаких неблагоприятных последствий за непредставление таможенным органам Российской Федерации предварительной информации о перемещаемом товаре, за исключением увеличения времени прохождения таможенных операций при прибытии товаров. К сожалению, приходится констатировать, что время прохождения таможенных операций при прибытии товаров гораздо более зависит от пропускной способности автомобильных пунктов пропуска, нежели от наличия или отсутствия у таможенных органов предварительной информации.
Кроме того, положения Приказа ФТС России от 03.10.2008 N 1230 не возлагают на должностных лиц таможенных органов обязанности производить таможенное оформление товаров и транспортных средств с использованием предварительной информации даже при наличии таковой.
Любопытным является также то обстоятельство, что действующим законодательством, в частности Инструкцией о совершении таможенных операций при внутреннем и международном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 08.09.2003 N 973 (Приказ ГТК России от 08.09.2003 N 973 (в ред. Приказов ФТС России от 11.08.2006 N 762, от 18.08.2009 N 1506, от 10.09.2009 N 1641) «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров»)[6], закреплено право лица, получающего разрешение на таможенный транзит товаров, заблаговременно до фактического ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации подать в таможенный орган отправления, а таможенный орган отправления обязан принять транзитную декларацию и иные документы, предусмотренные Инструкцией. В этом случае выдача разрешения на внутренний или международный транзит товаров производится после фактического предъявления товаров таможенному органу отправления.
Содержание понятия предварительной транзитной декларации отличается от существа понятия предварительного информирования. Транзитная декларация должна отвечать требованиям ст. 107 ТК ЕАЭС.[7] Предварительную информацию можно признать в соответствии Инструкции достаточной, когда она представлена в электронной форме и содержит такие показатели, как количество грузовых мест, маркировка товаров, вид упаковок товаров, наименование товаров, наименование отправителя (не представляется в случае предъявления информации о товарах от Комиссии европейских сообществ), наименование и местонахождение получателя и пр.
Цель таможенного декларирования путем подачи транзитной декларации (предварительной транзитной декларации) — заявить таможенному органу все необходимые сведения для открытия процедуры таможенного транзита. Предварительное информирование направлено на оптимизацию таможенных операций при прибытии товара на таможенную территорию Таможенного союза, но предшествующих таможенной процедуре таможенного транзита. Оптимизация таможенных операций при предварительном информировании заключается в заблаговременном применении системы управления рисками и выборе необходимых и достаточных форм таможенного контроля прибывающего на таможенную территорию товара.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представление предварительной информации таможенным органам о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза участниками ВЭД в настоящее время возможно следующими способами:
— с использованием сетей Интернет через Портал электронного представления сведений (www.edata.customs.ru)[8], ссылка на который также имеется на официальном сайте ФТС России www.customs.ru[9], причем внесение сведений участником ВЭД возможно как вручную, так и при помощи загрузки с внешнего носителя XML-сообщения, содержащего предварительную информацию;
— с использованием программных средств, сертифицированных ФТС России, список которых размещен на официальном сайте ФТС России в разделе «Электронное представление сведений» — «Реестр свидетельств о проведении испытаний программного обеспечения информационных систем, предназначенных для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений в электронной форме в целях таможенного оформления товаров».
Вся техническая документация по вопросу доработки собственных программных средств участниками ВЭД с учетом требований спецификации интерфейса взаимодействия между автоматизированными системами таможенных органов и информационными системами лиц, декларирующих товары и транспортные средства с использованием электронной формы декларирования, альбома форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия таможенных органов с автоматизированными системами предприятий, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, с последующим проведением испытаний в ГНИВЦ ФТС России в соответствии с программой и методикой испытаний информационных систем, предназначенных для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме размещена на официальном сайте ФТС России в разделе «Электронное представление сведений» — «Техническая документация» — «Предварительное информирование».
Федеральным законом от 15.11.2010 № 304-ФЗ ратифицировано Соглашение от 21.05.2010 (ред. от 08.05.2015) года «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза».[10]
Соглашение предусматривает возможность представления заинтересованными лицами таможенным органам государств-членов таможенного союза в электронном виде предварительной информации о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза или убытия с такой территории, пассажирах, прибывающих на таможенную территорию таможенного союза или убывающих с такой территории, а также предусматривает обмен данной информацией между таможенными органами.
Объектом соглашения является установление для уполномоченных экономических операторов, перевозчиков, таможенных представителей и иных заинтересованных лиц порядка представления и обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, а также пассажирах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Представление предварительной информации в обязательном порядке не требуется в отношении:
— товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования;
— товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
— товаров и транспортных средств, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц в соответствии с главой 45 Таможенного кодекса таможенного союза;
— товаров и транспортных средств, перемещаемых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
— воинских грузов.
За счет подачи документов и их проверки таможенными органами заранее (до пересечения границы) образуется выигрыш во времени, следствием чего является сокращение издержек частного субъекта путем уменьшения времени нахождения товара в зоне таможенного контроля.
Предварительное информирование направлено на оптимизацию таможенных операций при прибытии товара на таможенную территорию Таможенного союза, но предшествующих таможенной процедуре таможенного транзита. Оптимизация таможенных операций при предварительном информировании заключается в заблаговременном применении системы управления рисками и выборе необходимых и достаточных форм таможенного контроля прибывающего на таможенную территорию товара.
2-ая часть . Отражение сведений ,подлежащих указанию в транзитной декларации
В отношении товаров (компонентов товаров), перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в течение определенного периода одним или несколькими транспортными средствами, могут указываться сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне 10 знаков в соответствии с принятым в отношении таких товаров предварительным решением о классификации товаров либо решением о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде.
Если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.[11]
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Приказ ФТС России от 10 марта 2006 г. № 192 «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации».
- ТК ЕАЭС ст.11.
- Соглашение от 21.05.2010 (ред. от 08.05.2015) «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».
- Приказ Таможенного комитета Союзного государства от 13.05.2010 N 3 «О реализации постановлений Коллегии Таможенного комитета Союзного государства».
- Приказ ФТС России от 03.10.2008 N 1230 (в ред. Приказов ФТС России от 29.12.2008 N 1684, от 14.01.2010 N 23) «Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с использованием предварительной информации» .
- Приказ ГТК России от 08.09.2003 N 973 (в ред. Приказов ФТС России от 11.08.2006 N 762, от 18.08.2009 N 1506, от 10.09.2009 N 1641) «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров».
- Ст. 107 ТК ЕАЭС.
- Электронный ресурс : http://www.edata.customs.ru
- Электронный ресурс: http:// www.customs.ru
- Электронный ресурс: http://www.brokert.ru
[1] Приказ ФТС России от 10 марта 2006 г. № 192 «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации».
[2] ТК ЕАЭС ст.11.
[3] Соглашение от 21.05.2010 (ред. от 08.05.2015) «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».
[4] Приказ Таможенного комитета Союзного государства от 13.05.2010 N 3 «О реализации постановлений Коллегии Таможенного комитета Союзного государства».
[5]Приказ ФТС России от 03.10.2008 N 1230 (в ред. Приказов ФТС России от 29.12.2008 N 1684, от 14.01.2010 N 23) «Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с использованием предварительной информации» .
[6] Приказ ГТК России от 08.09.2003 N 973 (в ред. Приказов ФТС России от 11.08.2006 N 762, от 18.08.2009 N 1506, от 10.09.2009 N 1641) «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров».
[7] ст. 107 ТК ЕАЭС.
[8] www.edata.customs.ru
[9] www.customs.ru
[10] Соглашение от 21.05.2010 (ред. от 08.05.2015) года «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза».
[11] Статья 107 ТК ЕАЭС.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
