Задание No1 «Лингвистические переменные и нечеткие числа»
Цель работы: Получить практические навыки в представлении физических величин в виде лингвистических переменных, нечетких чисел, либо смешанным набором
Задачи:
- представить исчисляемую непрерывную физическую величину в виде лингвистической переменной;
- представить исчисляемую дискретную физическую величину в виде лингвистической переменной;
- представить качественную (неисчисляемую) величину в виде лингвистической переменной;
- научиться задавать нечеткое множество графически и в виде таблицы;
- уметь определять практически параметрические характеристики нечеткого множества – мощность нечеткого множества; высоту, носитель, ядро и модуль нечеткого множества.
Краткое изложение основных теоретических и методических аспектов предмета лабораторной работы:
Лингвистическая переменная (ЛП) — это переменная (которая может быть как входной или выходной, так и переменной состояния) с лингвистическими значениями, выражающими качественные оценки. На практике для задания лингвистических переменных можно использовать не только лингвистические значения, но и нечеткие числа, т.е. определенного рода комбинированный подход. Лингвистическое значение – представляет собой значение лингвистической переменной, выраженное в словесной форме.
Примеры: очень большой, средний отрицательный, средний положительный, очень большой положительный, старый, молодой, хороший, приятный, истинный, ложный.
Лингвистическое значение всегда присутствует в модели совместно со связанной с ним лингвистической переменной.
Примеры: высокое атмосферное давление, сильное течение, молодой возраст (человека), истинная информация, ложная информация.
Нечеткие числа – около нуля, примерное 5, более (менее) 5, немного более 9, приблизительно между 10 и 12. Оценка параметров системы с использованием лингвистических значений основана на восприятии человека и не требует технических измерительный устройств, в то время как при использовании с этой целью нечетких чисел подобные устройства необходимы. С помощью нечетких чисел можно обобщать большие объемы точных данных, являющихся результатами измерений или обращений к базам данных.
Ход выполнения.
1. Задайте входной параметр математической модели используя произвольную исчисляемую непрерывную физическую величину. Задайте единицы измерения и числовую область определения параметра.
Примеры:
1. Рост взрослого человека, H.
Единица измерения – см.
Область определения [140 …220] 2. Скорость движения автомобиля по трассе, V. Единица измерения – км/ч
Область определения [5 …130]
- Представьте заданный параметр в виде лингвистической переменной, для чего определите необходимое количество лингвистических значений (нечетких множеств, термов) и представьте свое решение графически. Определите лингвистическое терм-множество переменной.
- На графическом представлении лингвистической переменной выберите произвольный терм и укажите высоту, носитель, ядро и модуль данного нечеткого множества.
- Задайте параметр математической модели на основе произвольной исчисляемой дискретной физической величины. Определите единицы измерения и числовую область определения параметра.
Примеры: 1. Количество студентов в аудитории, N1. Единица измерения – ед. Область определения [1, 2, 3 …50] 2. Количество жителей в городе, N2. Единица измерения – тыс. чел
Область определения [1, 2, 3, … 10000]
- Представьте заданный параметр в виде лингвистической переменной, определенной на дискретной числовой области определения, для чего определите необходимое количество лингвистических значений (нечетких множеств, термов) и представьте свое решение графически. Определите лингвистическое терм-множество переменной.
- Выберите произвольный терм и задайте его в виде таблицы.
- Задайте произвольную неисчисляемую (качественную) величину как
параметр математической модели.
Примеры:
1. Самочувствие человека, S.
Единица измерения – усл.ед.
Область определения [0 …1] где 0 – очень плохое самочувствие, 1 – превосходное самочувствие
2. Впечатление от прочитанной книги, А.
Единица измерения – 100%
Область определения [0 … 100] где 0% — абсолютно не впечатляет, 100% — состояние восторга.
- Представьте заданный параметр в виде лингвистической переменной, определенной на непрерывной области определения от 0 до 1, для чего определите необходимое количество лингвистических значений (термов) и представьте свое решение графически. Определите лингвистическое терм-множество переменной.
- Сделайте выводы о проделанной работе.
Контрольные вопросы.
- Что такое информационная гранула? Чем определяется оптимальное количество информационных гранул для выражения физической величины? Какие преимущества получает исследователь, использующий гранулированную информацию?
- Дать определение лингвистической переменной. Что называют значением лингвистической переменной?
- Дать определение понятию «нечеткое множество».
- Дать определение основным характеристическим параметрам нечеткого множества: высота, носитель, ядро, модуль нечеткого множества.
- Как выражается мощность и относительная мощность нечеткого множества, определенного на непрерывной числовой области значений?
- Как выражается мощность и относительная мощность нечеткого множества, определенного на дискретной числовой области значений?
- Дать определение функции принадлежности. Что такое степень принадлежности?
- Задайте аналитически пустое и универсальное нечеткие множества.
Какое нечеткое множество называют нормальным? Дайте определение субнормальному нечеткому множеству. Запишите выражение для нормирования субнормальных нечетких множеств.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
