Содержание
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Список литературы
Задание 1
На примере конкретного региона составьте схему управления жилищно-коммунальным комплексом, включая основные субъекты и объекты.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) и благоустройства является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим единую государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, коммунальной энергетики и благоустройства населенных пунктов на всей территории Ивановской области. Указом губернатора Ивановской области от 2 марта 2006 года утверждена структура департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства: начальник департамента; первый заместитель; заместитель начальника; отдел инвестиционных программ; отдел жилищной политики, благоустройства и бытовых услуг; управление экономики, финансов и отчетности; управление инфраструктуры, топлива и диспетчерского контроля.
Деятельность жилищно-коммунального комплекса Ивановской области характеризуется недостаточно высоким качеством предоставляемых коммунальных услуг, неэффективным использованием топливных и энергетических ресурсов.
Проблема кризисного состояния объектов и сетей Ивановской области, неэффективного управления ЖКХ требует безотлагательных преобразований и новых решений.
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено его дотационностью и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство жилищно-коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60%. Сохраняющийся высокий уровень износа основных фондов на предприятиях жилищно-коммунального комплекса Ивановской области обуславливает стабильное число возникающих аварийных ситуаций.
В 2016 – 2018 годах количество аварийных ситуаций на муниципальных объектах ЖКХ, для ликвидации которых были предоставлены материально-технические ресурсы, составило: в 2016 году – 97 единиц, в 2017 году – 80 единиц, в 2018 году — 44 единицы.
Причинами наличия нерешенных проблем в ЖКХ Ивановской области являются: высокий уровень износа объектов и систем коммунальной инфраструктуры, их технологическая отсталость; низкая эффективность использования бюджетных средств; недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса; отсутствие привлечения средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам.
Это ведет к снижению надежности работы объектов коммунальной инфраструктуры.
При этом экономически обоснованные тарифы на коммунальные услуги ежегодно увеличиваются под воздействием объективных факторов: рост цен на топливно-энергетические ресурсы, инфляционные процессы, изменения в законодательстве, снижение объемов выработки и реализации коммунальных ресурсов. Рост тарифов на коммунальные услуги для населения Ивановской области ограничен индексом роста платы граждан, ежегодно утверждаемым Правительством Российской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации. Однако, темпы роста экономически обоснованных тарифов значительно превышают темпы роста льготных тарифов для населения на коммунальные ресурсы. В целях соблюдения установленного индекса роста платы граждан в Ивановской области компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций и организаций водопроводно-канализационного хозяйства, возникающих в результате установления льготных тарифов, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Законодательное регулирование льготной тарификации коммунальных ресурсов на уровне субъекта Российской Федерации установлено Законами Ивановской области от 05.06.2015 № 52-ОЗ «О льготных тарифах на водоснабжение и водоотведение на территории Ивановской области» и от 09.12.2014 № 103-ОЗ «О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ивановской области», принятыми в соответствии с федеральными законами от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
В целях обеспечения бесперебойного снабжения населения коммунальными услугами в регионе введена практика формирования запасов материально-технических ресурсов.
Потребность в них обусловлена существующей практикой неисполнения муниципальных контрактов на поставку топлива для предприятий и организаций ЖКХ, связанной как с несвоевременностью расчетов со стороны заказчиков, так и со срывами сроков поставок топлива со стороны поставщиков.
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры отвечает стратегическим интересам Ивановской области и позволит: обеспечить более комфортные условия проживания населения Ивановской области путем повышения качества предоставления коммунальных услуг; снизить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергоресурсов потребителям; обеспечить более рациональное использование водных ресурсов.
Решить проблему повышения качества предоставления коммунальных услуг на территориях муниципальных образований Ивановской области возможно только путем объединения усилий органов государственной власти Российской Федерации, Ивановской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области.
Поэтому одной из основных задач программы является формирование условий привлечения бюджетных средств для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
В этом направлении реализация программы позволит: привлечь средства федерального бюджета, бюджетов Ивановской области и муниципальных образований Ивановской области для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры; обеспечить использование бюджетных средств для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Задание 2
Опишите основные цели государственного политики по регулированию ЖКХ регионаОдним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации и, соответственно, Ивановской области является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.
Основными целями Программы[1] являются: повышение качества и надежности предоставления жилищно- коммунальных услуг населению; обеспечение более комфортными условиями проживания населения Ивановской области; снижение потребления энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергетических ресурсов потребителям; обеспечение более рационального использования коммунальных ресурсов.
Для достижения вышеуказанных целей, предполагается решение следующих задач: повысить качество и доступность предоставляемых услуг жилищно- коммунального комплекса населению Ивановской области; ликвидировать дотационность в сфере ЖКХ; обеспечить возмещение стоимости предоставления жилищно- коммунальных услуг в условиях проведения государственной тарифной политики; предупреждение и ликвидация последствий аварийных ситуаций на муниципальных объектах ЖКХ; снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры; снижение доли ненормативных потерь на сетях теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения.
Задание 3
Используя Интернет-ресурсы, проанализируйте конкретные программы развития ЖКХ региона, сравните с программами других регионов, оцените эффективность.
Программы развития ЖКХ в Ивановской области:
— Постановление Правительства Ивановской области от 06.12.2017 № 458-п «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Обеспечение услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области»
— Постановление Правительства Ивановской области от 01.09.2017 № 337-п «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Формирование современной городской среды» на 2018 — 2022 годы»
— Постановление Правительства Ивановской области от 21.12.2015 № 579-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области»
— Постановление Правительства Ивановской области от 09.12.2015 № 539-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области»
— Постановление Правительства Ивановской области от 26.06.2015 № 313-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области»
— Постановление Правительства Ивановской области от 26.06.2015 № 307-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области»
— Постановление Правительства Ивановской области от 04.06.2015 № 241-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 458-п «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области»
— Постановление Правительства Ивановской области от 13 ноября 2013 г. № 458-п «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области»
Рассмотрим действующую систему стратегическою планирования развития ЖКХ района на примере программных документов, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством и энергосбережением в Ивановской области и г. Чите:
- Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» государственной программы «Государственное регулирование территориального развития Ивановской области» (2014-2020 годы) направлена на снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры с 54 % в 2014 году до 51 % в 2020 году. Следует отметить,
что в приложении при описании перечня основных показателей по подпрограмме отсутствуют целевые показатели соответствующие поставленным задачам. - Краевая долгосрочная целевая программа в Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области (2014-2020 годы)» направлена на создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов в Ивановской области. Программой предусматривается снижение энергоемкости валового регионального продукта; снижение отношения расходов на приобретение энергетических
ресурсов к объему ВРП до 21.1 %; обеспечение охвата потребления энергетических ресурсов приборами учета в части потребления: электрической энергии на уровне 100%: тепловой энергии — увеличение до 82%; холодной и горячей воды — до 100%. К недостаткам
программы следует отнести отсутствие значений целевых показателей, указанных в постановлении Правительства №1225 от 31 декабря 2009 г. «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» [3]. - Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа в Город Чита» на 2014-2018 гг. направлена на снижение себестоимости коммунальных услуг за счет уменьшения затрат на их производство и внедрения ресурсосберегающих технологий [4]. Целевые показатели программы: увеличение мощности системы водоснабжения на 49 тыс. мЗ/сут.
- увеличение мощности системы водоотведения на 49,5 тыс. мЗ/сут.
- строительство 27 км новых теплосетей и реконструкция узких участков теплосети в целях выдачи резервной мощности ТЭЦ и увеличения присоединенной мощности системы теплоснабжения на 120 Гкал/час.
- увеличение надежности электроснабжения на 92 %;
- обеспечение электрической мощностью Сибирского водозабора.
При описании целевых показателей в программе в их перечень включаются задачи н планируемые действия, что говорит о некорректности документа. Многие прогнозные показатели, чрезмерно оптимистичны. Например, по Читинской ТЭЦ-1 предполагается снижение количества порывов в ровно 2 раза — с 420 в 2014 г. до 210 в 2018 г., а количества
повреждений с 26567 до 13283. Кроме того, по показателям эффективности производства гг транспортировки ресурсов в 2018 г. по всем котельным г. Читы задано единое значение процента потери в сетях -8 %.
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городском округе «Город Чита» на 2011-2020 годы» преследует следующую цель повышение эффективности использования энергоресурсов и поэтапное снижение объемов потребления энергоресурсов в городском округе «Город Чита». Успешная реализация Программы позволит обеспечить оснащенность коммерческим учетом тепла жилищного фонда до 100%:
создать необходимые условия для поэтапного снижения удельного потребления тепловой энергии в жилищном секторе с 0.627 Гкал до 0,602 Гкал, в бюджетном секторе — с 0,318 до 0.279 Гкал; сократить потребление холодной воды на 9% за счет уменьшения
непроизводительных потерь, повышением качества предоставляемых услуг; обеспечить 100% учет потребления энергоресурсов и воды в бюджетном секторе.
В целом проведенный анализ позволил сделать об отсутствии комплексного подхода к формированию целевых программ. Во-первых, в региональных программах, по сути, игнорируется программно-целевой подход, заключающийся в четком и конкретном выражении цели. Отсутствие значений целевых показателей приводит к размытости и нечеткости поставленных в программах задач. Во-вторых, в документах стратегического
планирования развития ЖКХ не отражен процесс мониторинга их реализации, включая порядок ознакомления с результатами выполнения программ. Последнее очень важно для населения в силу высокой социальной значимости жилищно-коммунального хозяйства. В-третьих. региональные и муниципальные программы не согласованы но времени, что
значительно затрудняет процесс стратегического планирования развития отрасли.
Так, одной из причин, препятствующих реализации организационных мероприятий в ЖКХ. и в частности в теплоэнергетике, являлась недостаточная и устаревшая нормативная правовая база по стратегическому планированию. На смену Федеральному закону от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» принят Федеральный закон от
28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Новый закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в стране, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования, также регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономическою развития страны, субъектов и
муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.
В рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне будут разрабатываться:
- стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;
- долгосрочные и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития;
- отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации;
- государственные программы Российской Федерации.
Так, по-моему мнению, из указанных выше документов наибольшее значение для развития ЖКХ региона будут иметь государственные программы, включающие в себя подпрограммы, содержащие, в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти.
Непосредственное воплощение стратегий на государственном уровне и планов в развитии страны происходит через действие корпораций (предприятий), через государственные программы, а также через региональные планы и программы. Причем как предприятия, так и региональные структуры могут являться активными участниками
формирования документов стратегического планирования страны. Следует отметить, что разработка программ не может вестись отдельно от процессов бюджетирования.
Проведенный анализ программ развития и модернизации ЖКХ показывает наличие в них многих недоработок, целевые ориентиры требуют уточнения и не всегда соответствуют реальной действительности. Развитие жилищно-коммунального хозяйства неприемлемо без тщательной проработки документов стратегического планирования. При разработке документов стратегического планирования развития ЖКХ в рамках страны и
региона в соответствии с вышеприведенным законом, следует учитывать большое разнообразие региональных особенностей, связанных с административными, нормативно-правовыми. климатическими, технологическими отличиями и размерами территорий муниципальных образований, а также необходимо наличие высокой заинтересованности соответствующих структур на каждом уровне управления для эффективной реализации будущих программ развития.
Список литературы
- Жилищное хозяйство России. 2018: Стат. сб./ Росстат. – Ж72 M., 2018 – 286 c. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_62/Main.html (дата обращения: 22.09.2019).
- Закон Ивановской области № 611 от 23 декабря 2011 года «О бюджете Ивановской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». URL: http://docs.cntd.ru/document/922224968(дата обращения: 22.09.2019).
- О внесении изменений в Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа «Город Чита» на 2014–2018 гг., утвержденную решением Думы городского округа «Город Чита» от 18.11.2013 г. № 186 [Электронный ресурс] // URL: admin.chita.ru›files…programma_2014–2018_gg.doc (дата обращения: 22.09.2019).
- Постановление Мэра города Читы от 21 июня 2010 г. № 82 «Об утверждении муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городском округе «Город Чита» на 2011–2020 годы» [Электронный ресурс] // URL: жкх-чита.рф/backend/redactor/file_download.php?file(дата обращения: 22.09.2019).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» [Электронный ресурс] // Интернет-портал Рос.газеты. URL:http://www.rg.ru/2010/04/16/energ-site-dok.html(дата обращения: 05.08.2013).
- Состояние жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, аналит. зап./2017 – 38 с.
- Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета. 2014
[1] Приложение к постановлению Правительства Ивановской области от 06.12.2017 № 458-п Государственная программа Ивановской области «Обеспечение услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области»
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
