Итоговое контрольное задание
Тема 2. Физиологические принципы классификации физических упражнений и их характеристика
Заполните таблицу.
Характеристика изменений в организме при работе различной относительной мощности.
| Показатели | Зона максимальной мощности | Зона субмаксимальной мощности | Зона большой мощности | Зона умеренной мощности |
| Время выполнения | 20-30 с. | 4-5 мин. | 30-40 мин | больше 40 мин |
| Удельные энерготраты, ккал/с | до 4,0 | 2,5-0,8 | 0,5-0,4 | Около 0,3 |
| Общий расход энергии, ккал | до 80 | до 200 | 750-900 | 10000 |
| Ведущие системы энергообеспечения, % | фосфагенная-95%, лактацидная- 5% | фосфагенная- 20%, лактацидная- 55-40%, кислородная- 25-12% | фосфагенная- 5-10%, лактацидная- 15-20%, кислородная- 70-80% | лактацидная- 5%, кислородная- 95% |
| Относительное потребление кислорода (в % от МПК) | незначительное | 95-100 | 85-95 | 55-80 |
| Кислородный запрос, л | до 40-60 | 25-12 | 6-7 | 5 |
| Кислородный долг, л | не более 8 | 24-26 | 12 | до 4 |
| Лактат крови, мг/% | 5-7 | 66-84 | ||
| ЧСС, уд/мин | еще на старте (до 200) | 190-200 | 180-200 | 150-180 |
| МОК, л/мин | 30-35 | 32-40 | 20-25 | |
| ЧДД, кол-во/мин | от 40 до 60 | от 40 до 60 | от 40 до 60 | от 40 до 60 |
| Причины утомления
| из-за изменений в ЦНС (поток афферентных импульсов, перенапря-жение сенсорно-моторных центров коры головного мозга, снижение сократите- льной активности. быстрых ДЕ, задержка передачи возбуждения в синапсах), истощения фосфагенов, небольшого накопления молочной кислоты | возникает из-за накопления лактата, сдвига рН и кислородного долга. | истощение гликогена мышц, утомление кислородтран-спортной системы, кислородный долг. | истощение запасов гликогена печени, истощение гуморальной регуляции, а также нарушение терморегуляции, обильное потоотделение, потеря хлоридов. |
| Продолжительность восстановления | 30-40 мин | 1,5-2 часа | 1-2 дня | от 7 до 14 дней |
| Возможные осложнения
| может возникнуть гравитаци-онный шок. | значение имеют также торможение деятельности нервных центров и снижение сократитель-ной способности мышц. | несколько предельных нагрузок, проведенных подряд, даже при условии полноценной углеводной диеты способны удлинить восстанови-тельный период до 3—4 дней и более. | длительная монотонная работа приводит к охранительному (запредельному) торможению в ЦНС, в результате чего снижается темп движений или прекращается работа. |
Тема 4. Физиологические основы формирования двигательных навыков.
Выполните лабораторную работу 1.
Тема. Выработка навыка зеркального письма
Цель: выяснить закономерности выработки любого навыка путем моделирования.
Аппаратура: секундомер (или часы с секундной стрелкой), зеркало.
Ход работы. Работа выполняется в парах (одни студент испытуемый, второй – экспериментатор). Испытуемого просят написать слово «Физиология» скорописью. Экспериментатор фиксирует время, за которое оно было написано. Далее испытуемый пишет слово «Физиология» зеркальным шрифтом, не отрывая ручки от бумаги (писать надо справа налево так, чтобы все элементы букв были направлены в противоположную сторону), правильность написания проверяется с помощью зеркала. Данную запись испытуемый повторяет не менее 10 раз, каждый повтор фиксируется с помощью секундомера. Полученные данные заносятся в протокол 7. По данным протокола вычертить график выработки навыка зеркального письма. Номер попыток поместите на оси абсцисс, время — на оси ординат.
Протокол 7
| Время, необходимое для написания слова обычным шрифтом, с | Время, необходимое для написания слова зеркальным шрифтом в каждой из 10 попыток, с | |||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
| 6,71 | 40 | 36 | 30 | 26,4 | 20,8 | 18 | 17 | 18,6 | 18,2 | 17,5 |
Результаты опыта и их оформление. На графике найдите участки, где навык как бы перестает вырабатываться, т.е. кривая представлена горизонтальной линией — «плато». В выводе необходимо дать физиологическое обоснование выявленным изменениям.
Выводы: Так, основу технического мастерства спортсменов составляют двигательные умения и навыки, формирующиеся в процессе тренировки и существенно влияющие на спортивный результат. Двигательные умения — способность на моторном уровне справляться с новыми задачами поведения. Двигательные навыки — это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться без участия сознания (автоматически) и обеспечивают оптимальное решение двигательной задачи. Так, в данной работе мы выяснили закономерности выработки любого навыка путем моделирования.
Рассматривая распределение упражнений во времени как закономерность формирования навыка, можно сказать, что наибольшее количество упражнений должно быть дано в начале тренировки (в противовес кривой забывания Г. Эббингауза).
Затем с увеличением времени тренировки интервал между такими действиями должен также увеличиваться. Тренировка может осуществляться в очень маленьких объемах, но она должна целенаправленно сохраняться до конца обучения. Следовательно, система упражнений обучающегося должна строиться с учетом этих закономерностей.
На основе теоретических положений о закономерностях выработки навыка и анализа учебников можно предложить некоторую умозрительную схему распределения упражнений во времени, отвечающую трем требованиям: 1) упражнение никогда «не сходит на нет», 2) интервал между упражнениями по мере тpeнировки увеличивается и 3) программа выработки одного навыка сочетается с программой выработки других. При этом в начале тренировки должен быть максимум упражнений.
Тема 7. Физиологические основы спортивной работоспособности в особых условиях внешней среды.
Выполните лабораторную работу.
Тема: Биоритмологический тип человека
Цель работы: Определение циркадианного ритма работоспособности.
Аппаратура: анкета О. Остберга “Жаворонки-совы”.
Ход работы: Испытуемый отвечает на вопросы анкеты, затем подсчитывает количество набранных баллов.
Анкета О. Остберга “Жаворонки-совы”
| 1. В какое время Вы хотели бы встать, если у Вас полностью свободный день? | ||
| с 5 час. утра до 6.30 | 5 баллов | |
| с 6.30 до 7.30 | 4 балла | |
| с 7.45 до 9.45 | 3 балла | |
| с 9.45 до 11.00 | 2 балла | |
| с 11 до 12.00 | 1 балл | |
| 2. В какое время Вы бы легли спать, если у Вас нет планов на вечер? | ||
| с 20.00 до 21.00 | 5 баллов | |
| с 21.00 до 22.15 | 4 балла | |
| с 22.15 до 0.30 | 3 балла | |
| с 0.30 до1.45 | 2 балла | |
| с 1.45 до 3 | 1 балл | |
| 3. Если Вы всегда встаете в определенное время, то насколько Ваше пробуждение зависит от будильника? | ||
| совсем не зависит | 4 балла | |
| несколько зависит | 3 балла | |
| значительно зависит | 2 балла | |
| очень сильно зависит | 1 балл | |
| 4. Как легко Вы встаете утром? | ||
| с большим трудом | 1 балл | |
| с трудом | 2 балла | |
| легко | 3 балла | |
| очень легко | 4 балла | |
| 5. Как бодро Вы себя чувствуете первые полчаса после пробуждения утром? | ||
| совсем не бодро | 1 балл | |
| бодро | 2 балла | |
| весьма бодро | 3 балла | |
| очень бодро | 4 балла
| |
| 6. Какой у Вас аппетит в течении первого получаса после пробуждения утром? | ||
| очень плохой | 1 балл | |
| плохой | 2 балла | |
| хороший | 3 балла | |
| очень хороший | 4 балла | |
| 7. Насколько усталым Вы себя чувствуете в течении первых 30 минут после пробуждения? | ||
| очень усталым | 1 балл | |
| усталым | 2 балла | |
| свежим | 3 балла | |
| очень свежим | 4 балла | |
| 8. В какое время Вы чувствуете себя усталым и хотите спать? | ||
| с 20.00 часов до 21.00 | 5 баллов | |
| с 21.00 до 22.15 | 4 балла | |
| с 22.15 до 0.45 | 3 балла | |
| с 0.45 до 2.00 ночи | 2 балла | |
| с 2.00 до 3.00 ночи | 1 балл | |
| 9. Если Вы ложитесь спать в 23 часа, то насколько к этому времени чувствуете себя усталым? | ||
| совсем не усталым | 0 баллов | |
| немного усталым | 2 балла | |
| усталым | 3 балла | |
| очень усталым | 5 баллов | |
| 10. Если у Вас нет необходимости завтра вставать рано утром, то в какое время Вы легли бы спать, по сравнению с обычным временем отхода ко сну? | ||
| в обычное время и редко позже | 4 балла | |
| позже, но меньше чем на час | 3 балла | |
| на 1-2 часа позже | 2 балла | |
| больше, чем на 2 часа позже | 1 балл | |
| 11. Если Вам необходимо тренироваться только в период с 7 до 8 часов утра, то как бы Вы это переносили? | ||
| был бы в хорошей форме | 4 балла | |
| был бы в удовлетв. форме | 3 балла | |
| нашел бы это трудным | 2 балла | |
| нашел бы очень трудным | 1 балл
| |
| 12. Какое время Вы бы выбрали для ответственной умственной работы, продолжающейся 2 часа, при полной свободе в планировании дня? | ||
| с 8 утра до 10.00 | 6 баллов | |
| с 11.00 до 13.00 | 4 балла | |
| с 15.00 до 17.00 | 2 балла | |
| с 19.00 до 21.00 | 0 баллов | |
| 13. Какое время Вы бы выбрали для тяжелой физической работы, продолжающейся 2 часа, при полной свободе в планировании дня? | ||
| с 8 утра до 10.00 | 4 балла | |
| с 11.00 до 13.00 | 3 балла | |
| с 15.00 до 17.00 | 2 балла | |
| с 19.00 до 21.00 | 1 балл | |
| 14 Вы слышали о разных типах людей (“жаворонки” и “совы”). К какому типу Вы относите себя? | ||
| жаворонок | 6 баллов | |
| скорее жаворонок, чем сова | 4 балла | |
| скорее сова, чем жаворонок | 2 балла | |
| сова | 0 баллов | |
| 15. В какое время Вы чувствуете себя наиболее бодрым и работоспособным? | ||
| с 4 утра до 7.30 | 5 баллов | |
| с 7.30 до 9.00 | 4 балла | |
| с 9.00 до 16.00 | 3 балла | |
| с 16.00 до 21.00 | 2 балла | |
| с 21 до 1.00 часа ночи | 1 балл
| |
| 16. Если Вы легли спать на несколько часов позже обычного и нет необходимости вставать утром в обычное время, то какой вариант Вы предпочтете? | ||
| проснуться в обычное время и больше не спать | 4 балла | |
| проснуться как обычно и дальше дремать | 3 балла | |
| проснуться в обычное время и заснуть снова | 2 балла | |
| проснуться позже, чем обычно | 1 балл | |
| 17. Если Вам необходимо тренироваться только в период с 22 до 23 часов вечера, то как бы Вы это переносили? | ||
| был бы в хорошей форме | 1 балл | |
| был бы в приемлемой форме | 2 балла | |
| нашел бы это трудным | 3 балла | |
| нашел бы это очень трудным | 4 балла | |
| 18. Однажды ночью Вы должны бодрствовать с 4 часов ночи до 6 часов утра, чтобы выполнить ночную работу. У Вас нет никаких обязательств на следующий день. Какой из следующих вариантов Вам подходит больше всего? | ||
| не ляжете в постель пока не закончите работу | 1 балл | |
| будете дремать до работы и спать после нее | 2 балла | |
| будете хорошо спать до нее и дремать после | 3 балла | |
| вполне выспитесь до работы | 4 балла | |
| 19. Предположим, что Вы можете выбирать рабочее время, Ваша работа интересная и оплачивается по результатам. Какой промежуток времени в течении дня Вы выберете? | ||
| с 3 ночи до 7.00 утра | 5 баллов | |
| с 7 утра до 8.30 | 4 балла | |
| с 8.30 до 14.00 | 3 балла | |
| с 14.00 до 17.00 | 2 балла | |
| с 17.00 до 3.00 ночи | 1 балл | |
| Сумма | 53 (аритмик) | |
Результаты работы и их оформление: по количеству набранных баллов оценивается к какому циркадианному ритму работоспособности относится испытуемый:
70-86 баллов – жаворонок,
59-69 – аритмик, ближе к жаворонку,
42-58 – аритмик,
31-41 – аритмик, ближе к сове,
16-30 – сова.
Данные анализируются и пишется вывод.
Вывод: Аритмиков (так называемых «голубей»), которые довольно легко приспосабливаются и хорошо выполняют труд как в утреннее, так и в вечернее время. Суточная динамика работоспособности у них не имеет выраженных колебаний и находится на одинаково низком или одинаково высоком уровне. Многие из них имеют в течение дня два пика подъема физиологических функций, равноценных по величине.
Литература
- Солодков А.С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для высш. учеб. заведений физ. культ./ А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. — М.: Терра-Спорт: Олимпия PRESS, 2005.
- Тристан В.Г., Погадаева О.В. Физиология спорта: Учебное пособие. – Омск: СибГУФК, 2003. – 92 с.
- Черапкина Л.П. Физиология спорта (на примере хоккея): учебное пособие / Л.П.Черапкина, В.Г.Тристан. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2006. – 80 с.
Методические указания к выполнению итогового контрольного задания
- После изучения теоретического материала темы 2, выполните практическую работу 2. Заполните таблицу.
- После изучения теоретического материала темы 4, выполните лабораторную работу 1. Сделайте выводы.
- После изучения теоретического материала темы 7, выполните лабораторную работу 2. Сделайте выводы.
Примечание, если Вы затрудняетесь ответить на вопросы или заполнить таблицы, воспользуйтесь теоретическим материалом, который изложен в лекциях каждой темы и на слайдах презентаций.
Все задания Вы выполняете, оформляя их в одном файле, затем отправляете его через систему дистанционного обучения (СДО) Moodle.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
