Ситуация 1. Мужчина 56 лет, женат, работает охранником в супермаркете. Жалуется на «выраженные неприятные ощущения и даже боли» в области сердца, «ощущения тяжести и замирания». Крайне обеспокоен. Опасается, что, «возможно у него предынфарктное состояние, а лекарств от инфаркта не изобрели». Ругает участкового терапевта, который «халатно относится к своим обязанностям». С недоверием относятся к каждому назначаемому лекарству или процедуре, выпытывает о возможных вредных последствиях назначения. Стремится получить разъяснения по поводу диагноза «Стенокардия». Сверяет полученную информацию с прочитанным, в интернете. В беседе подозрителен и насторожен.
- Какие уровни болезни описаны в данном случае?
- Какой тип отношения к болезни можно предположить?
- Какие дополнительные психологические исследования следует провести в данном случае?
Ситуация 2. Девочка 11 лет. Учится в массовой школе в 4 классе. Успевает очень слабо. Физическое развитие соответствует возрасту. В начале беседы плакала, теребила руками одежду, больше молчала. В дальнейшем успокоилась, застенчиво улыбалась, смущалась, старалась добросовестно отвечать на вопросы. Однако допускала большое количество ошибок, которые самостоятельно не отслеживала и не исправляла. Инструкции усваивала частично. Речевая моторика нарушена, фразы короткие, нарушено звукопроизношение, часто встречаются аграмматизмы, недостаточен словарный запас. Затруднено понимание слов и выражений, выходящих за пределы обиходной жизни. Запас знаний об окружающей жизни недостаточный. Восприятие бедное и недостаточное, затруднено восприятие зрительно-пространственных соотношений. Обращает на себя внимание конкретность мышления, испытывает затруднения при оперировании абстрактными понятиями, преобладают конкретно-ситуационные решения задач. Уровень доступных обобщений ограничен, в части заданий с трудом выделяет существенные признаки предметов и явлений, в большей части ошибается, не понимает переносного смысла метафор. Нарушены процессы осмысления, не смогла составить рассказ с последовательным развертыванием сюжета. Процессы непосредственной памяти в пределах нормы, но опосредованное ассоциативное запоминание снижено. Активное внимание неустойчивое, объем, гибкость, переключаемость внимания недостаточные, испытывает трудности в концентрации внимания. Уровень самооценки неадекватно завышен. Общая незрелость личности проявляется в пассивности, внушаемости, недоразвитии познавательных интересов и волевой регуляции.
- Какой патопсихологический синдром можно предположить в данном случае?
- Перечислите методики исследования для подтверждения синдрома.
- Обоснуйте показания (противопоказания) для психокоррекционной работы.
Ситуация 3. В эксперименте испытуемый Н. 28 лет, обнаруживает высокий темп психических реакций, продуктивность работы колеблется. Внимание характеризуется снижением устойчивости. Эффективность мнестической деятельности высокая: кривая заучивания вербального ряда — 6,8,10,10, отсроченное воспроизведение 10 слов из 10-ти. При исследовании выявляется аморфность ассоциаций, когнитивный стиль характеризуется хаотичностью. Отмечается искажение уровня обобщения с обильной актуализацией латентных признаков предметов и явлений (топор, шуруп, пила, бур — «лишний топор, так как он рубит резко, а остальные предметы имеют неровную форму, и у них движение постепенное»). Нарушение целенаправленности мыслительных функций, выражается в парадоксальности актуализируемых образов, «соскальзывании» на отдалённые от стимула ассоциации. В методике пиктограмм наряду с адекватными символическими выборами встречаются гиперабстрактные, выхолощенные образы: справедливость — рисует окружность, объясняет: «Это ноль, это абсолют, то есть там ничего нет», воспроизводит: «Истина». Встречаются ассоциации по созвучию: победа — рисует ягоду: «Это виктория.», не воспроизводит понятие. Отмечаются графические и тематические повторения, эмоциональная обеднённость образов. Критичность к результатам собственной деятельности снижена. Мотивационно-потребностная сфера характеризуется ослаблением морально-этического контроля, спектр актуальных мотивов ограничен.
- Какой патопсихологический синдром можно предположить?
- Нарушения, каких психических функций описаны в данном случае?
Ситуация 4. Юрий 15 лет. Из хорошей, дружной семьи. Мать склонна к чрезмерной опеке сына. С детства отличался пугливостью. В возрасте полутора лет, после того, как испугался включенного пылесоса, появилось заикание. Посещал специализированный детский сад для детей с нарушениями речи – к шести годам заикание полностью исчезло. Был застенчив, играть любил с девочками. В школе учился хорошо, старательно, но был робок, нерешителен, постоянно тревожился за мать, отца, старшую сестру – как бы с ними не случилось чего-нибудь плохого. Если мать опаздывала с работы – бежал из дома ее встречать. С двенадцати лет появились первые навязчивости. После того, как тайком от старших прочитал брошюру о венерических болезнях, стал бояться заразиться ими – начал часто мыть руки. С 14 лет – появилась масса других навязчивостей. Перед уходом в школу выполнял ряд ритуалов – чтобы не получить неудовлетворительной оценки, чтобы не случилось ничего плохого. Одевался строго в определенной последовательности, несколько раз дотрагивался до выключателя, шел в школу по строго определенному маршруту. Обследован неврологом, данных за органическое расстройство ЦНС не выявлено.
- Какие патопсихологические синдромы необходимо дифференцировать в данном случае?
- Что особенно важно выявить для дифференциальной диагностики?
- Составьте план обследования и коррекционной работы.
Ситуация 5. В беседе, больной К. 62 лет обнаруживают склонность к чрезмерной обстоятельности, детализации. При описании сложного рисунка или текста эти особенности проступают еще более ярко. Подмечает совершенно несущественные детали, фиксирует на них свое внимание. Описав, таким образом, рисунок, все же не может уловить его содержание. При описании рисунков детально характеризуют каждую картинку в том порядке, как она лежала: «Это мальчик на дереве. А под деревом собаки или волки. Сколько их? Один, два, три. Один испугался, так как не может сойти с дерева, хотя под деревом лежит его сумка. Она раскрылась, и из нее высыпались книги и тетрадки…» Явно затрудняется в выделении существенных признаков предметов и явлений. При исследовании методикой «исключения предметов», крайне обстоятельно характеризует каждый из четырех предметов, изображенных на рисунке. При этом – либо не находит между ними отличия, либо заявляет, что эти предметы ничего общего между собой не имеют.
- Предположите патопсихологический синдром.
- Какие дополнительные сведения необходимы для уточнения синдрома?
- Составьте план обследования.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
