Меню Услуги

Контрольно-надзорные функции Центрального банка РФ


Страница:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • 1.1. Обзор этапов формирования контрольно-назорных функций Банка России в историческом разрезе
  • 1.2. Современная история Центрального Банка Российской Федерации
  • 1.2.1. Правовой статус Банка России
  • 1.2.2. Функции Банка России
  • 1.3. Понятие, цели и значение контрольно-надзорных функций Банка России
  • 1.4. Направления осуществления контроля и надзора Банком России
  • 1.4.1. Банковское регулирование и банковский надзор
  • 1.4.2. Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков
  • 1.4.3. Надзор и наблюдение в национальной платежной системе
  • 1.4.4. Валютный контроль
  • 1.4.5. Контроль и надзор в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • 2.1. Банк России как мегарегулятор финансового рынка
  • 2.2. Актуальные вопросы развития контрольно-надзорных функций Банка России
  • Заключение
  • Список использованных нормативно-правовых актов и иных источников права
  • Список литературы

Введение

Нынешний период в истории России характеризуется неуклонным развитием экономики в условиях мирового кризиса. В обстоятельствах нестабильности мировой экономики, с одной стороны, и развития внутреннего финансового рынка, с другой стороны, требуется полномасштабное вмешательство государства в деятельность субъектов финансовых отношений, заключающееся в применении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций и иных финансовых институтов, и развитию национальной платежной системы.

Одним из средств, обеспечивающих стабильность финансового рынка в государстве, является надзор и контроль за его функционированием, поскольку любые сбои в работе финансовых институтов представляют прямую угрозу хозяйственному обороту и финансовой стабильности субъектов хозяйственных правоотношений.

Субъектом указанной контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации является Банк России. Данный статус Банка России сложился исторически и обусловлен экономическими и политическими предпосылками.

Как отмечает Антропцева И.О. в диссертационной работе на тему «Правовой статус Банка России: финансово-правовой аспект» Центробанк занимает особое место в системе субъектов хозяйственной деятельности и государственной власти, поскольку он является посредником между обществом и государством. С одной стороны, Банк России выступает эмиссионным центром, органом государственного управления и контроля за деятельностью других финансово- кредитных институтов. С другой стороны, является коммерческим предприятием. Банк России наделен правом издания нормативных актов, касающихся регулирования финансовой сферы.

В процессе административно-правовой реформы, проводимой государством в сфере управления финансовым рынком, Банк России наделяется новыми полномочиями и превращается в мегарегулятор, который призван снять административную нагрузку на субъекты финансового рынка и взять под свой контроль системные риски. Таким образом, современный этап развития финансовой системы в России демонстрирует финансовый рынок в качестве рефлексирующей системы, во главе которой стоит инициатива государства и деятельность Банка России.

Как следует из названия настоящей дипломной работы: «Контрольно-надзорные функции Центрального банка Российской Федерации (Банка России)», работа посвящена исследованию функций Банка России по регулированию, надзору и контролю за деятельность субъектов на финансовом рынке, в том числе в его банковском секторе.

Не претендуя на полный охват всех проблем, связанных с реализацией Банком России контрольно-надзорных функций, я ставлю перед собой задачу раскрыть тему через обзор истории формирования административно-правового статуса Банка России в качестве финансового мегарегулятора, анализ понятий «контроль» и «надзор» применительно к деятельности Банка России, рассмотрение правовой базы, регламентирующей контрольно-надзорную деятельность Банка России, а также исследование тенденций дальнейшего развития указанных функций.

Работа состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов и иных источников права, списка литературы, а также двух приложений.

Первая глава «Общая характеристика контрольно-надзорных функций Банка России» включает четыре параграфа: § 1. Обзор этапов формирования контрольно-назорных функций Банка России в историческом разрезе, § 2. Современная история Центрального Банка Российской Федерации, § 3. Понятие, цели и значение контрольно-надзорных функций Банка России, § 4. Направления осуществления контроля и надзора Банком России. Вторая глава «Проблемы и направления совершенствования правового регулирования контрольно-надзорных функций Центрального Банка Российской Федерации» включает два параграфа: § 1. Банк России как мегарегулятор финансового рынка § 2. Актуальные вопросы развития контрольно-надзорных функций Банка России.

Методологическую основу исследования составляют научные труды в области финансового права, в том числе следующих авторов: Антропцевой И.О., Поповой Л.Л., Студеникиной М.С., Коробовой Г.Г., Грачевой Е.Ю., Данилова Ю., Ефимовой Л.Г., Ефимовой Е.Г., Жмулевской А.П., Кутузовой А.С., Лапиной М.А., Криворучко С.В., Савинской Н.А., Арзуманов Л.Л., Бубновой О.Ю., Пастушенко Д.С., Рождественской Т.Э., Скворцовой Т.А., Смоленского М.Б., Симановского А.Ю., Елизаровой Н.В.

В работе использованы общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция. Также применены исторический, диалектический и сравнительно-правовой методы исследования.

Актуальность темы настоящей работы заключается в осмыслении роли контрольно-надзорных функций Банка России в условиях становления его статуса в качестве мегарегулятора финансового рынка в России.

1.1. Обзор этапов формирования контрольно-назорных функций Банка России в историческом разрезе

Как отмечает Симановский А.Ю. в статье «Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс», с экономической точки зрения выполнение разного рода контрольных функций и функций по надзору за деятельностью хозяйствующих субъектов может быть доверено различным государственным, в ряде случаев и негосударственным органам. Международная практика организации надзора за деятельностью финансовых посредников являет широкое разнообразие вариантов решения этой общей для всех стран проблемы.

Между тем, в России именно Центральный Банк стал ключевым звеном в осуществлении функций контроля и надзора на финансовом рынке. Данная ситуация обусловлена историей становления Центробанка.

«Центральный Банк Российской Федерации прошел длинный путь эволюции, прежде чем у него появились функции, которыми он наделен в настоящее время» — пишет Антропцева И.О. в работе «Правовой статус Банка России: финансово-правовой аспект».

Антропцева И.О. выделяет три основных этапа в развитии и становлении Центробанка:

  1. государственный банк Российской Империи;
  2. народный банк РСФСР;
  3. государственный банк СССР.

Создание государственного банка Российской Империи было обусловлено экономическими изменениями в стране в связи с проведением экономических и политических реформ во второй половине 19 века, когда возникла необходимость упразднения прежних казенных кредитных установлений, созданных еще при Екатерине второй. Возникла потребность в работе новых финансовых учреждений для реализации экономических реформ. В середине 19 века государство испытывало финансовые затруднения, данное обстоятельство сыграло существенную роль в принятии властью решения об отказе от монополии государства на банковский кредит и пойти на реформирование кредитной системы. «Если обратиться к первому Уставу Государственного банка 1860 года, то можно сделать вывод, что целью создания банка было «оживление торговых оборотов» и «упрочнение денежной кредитной системы. Таким образом, первоначальная цель создания Государственного банка и по настоящее время фактически не изменилась».

Создание государственного банка в России можно отнести к 1860 году, когда указом Александра второго был создан Банк России. Центробанку были переданы вклады государственных кредитных установлений. Госбанк осуществлял банковские операции в объеме денежной эмиссии и собственных средств. Таким образом, исторически в правовой статус государственного банка в России была заложена двойственность, а именно: с одной стороны, банк в качестве основной функции осуществлял денежную эмиссию, а с другой стороны, существовал, получая доходы от собственной деятельности в качестве хозяйствующего субъекта. Государственный Банк находился в ведении министерства финансов под наблюдением Совета государственных кредитных установлений, поэтому, «…говорить относительно независимости деятельности Государственного банка не приходится … Государственный банк являлся государственным органом».

Таким образом, Банк России являлся центральным эмиссионным банком. Он возглавлял двухуровневую банковскую систему, включающую Центробанк, в качестве первого уровня, и на втором уровне — коммерческие банки.

В те времена, как и сейчас, банковская система не включала такие финансовые институты, как инвестиционные, страховые компании, финансовые фонды, ломбарды. Указанные финансовые институты и кредитная система формировали финансовый рынок.

Революция 1917 года, перевернув социально-экономическую систему в государстве, полностью видоизменила и банковскую систему. На смену двухуровневой системе пришла одноуровневая: декретом ВЦИК 1917 года «О национализации банков» в стране введена государственная монополия на банковское дело.

Банковская систем СССР существовала при работе трех банков, а именно: Государственного банка, Всесоюзного банка финансирования капитальных вложений СССР (Стройбанка СССР), Банка для внешней торговли СССР (Внешторгбанка СССР).

Единым эмиссионным институтом выступал госбанк. Госбанк также являлся в стране кассовым и расчетным центром, осуществлял кредитование субъектов хозяйственной деятельности.

Работа банка контролировалась государственными органами управления, деятельность потребителей банковских услуг на внутреннем рынке не имело влияния на функционирование системы денежного обращения.

Деятельность других банков велась в следующих направлениях: Стройбанк – осуществлял финансирование и кредитование хозяйствующих субъектов под цели капитальных вложений в различных отраслях народного хозяйства, за исключением сферы сельского хозяйства. Внешторгбанк – кредитовал субъектов внешнеторговых сделок. Он же осуществлял операции с иностранной валютой, золотом и драгметаллами.

Функционирование советской одноуровневой банковской системы продемонстрировала низкую эффективность подобной модели организации банковской деятельности. Итогом работы этой системы явились кризисные явления восьмидесятых годов прошлого века, которые выразились ухудшением денежного обращения в государстве, которое привело к инфляции; стали очевидными также следующие негативные тенденции в экономике:

— кредитный оборот начал отставать от движения ценностей, выраженных в вещественной форме, т.е. в виде имущества, товаров, предметов. Так в период с 1965 года по 1987 год валовой общественный продукт вырос всего в 3,4 раза, в то время как кредитные вложения в хозяйственный сектор экономики вырос в семь раз,

— кредит, по сути, утратил свои экономические функции. Необходимо отметить, что некоторые экономисты выделяют до сорока функций кредита, однако, наиболее значимыми из них являются три. Распределительная функция, выражающаяся в перераспределении свободных денежных средств, в пользу потребителя кредитной услуги. Перераспределяющая функция отражает перевод активов в наиболее эффективные отрасли экономики – эмиссионная функция (банковский мультипликатор). Согласно второй функции кредитные средства, которые находятся в обращении в той или иной отрасли, создаются кредитной системой в целом. Контрольная функция, которая выражается в осуществлении контроля за эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Собственно, в восьмидесятых годах кредит перестал выступать в роли активного инструмента воздействия на экономику. Кредит, по сути, заменил функции бюджетного финансирования, поскольку, выданные кредиты, в большинстве случаев, не возвращались в банки, а списывались,

— кредиты в силу их неэффективного распределения и использования имели низкую процентную ставку, т.е. нарушался еще и один из важнейших принципов кредитования – платность.

Таким образом, к моменту, когда Россия приступала к переходу на рыночную экономику, возник социально-экономический заказ на модернизацию кредитной системы страны. Реформа банковской системы, которая произошла в период с 1987 года по 1991 год была продиктована именно потребностью экономики в выживании в условиях рынка.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В процессе банковской реформы Государственный банк СССР потерял монополию, были созданы частные коммерческие банки. Центробанк сохранил функции, связанные с регулированием денежно-кредитного обращения. В стране; возник и стал развиваться также финансовый сектор в его небанковском сегменте.

На современном этапе существования российская кредитная система включает в себя следующие организационные институты: Центральный банк (Банк России), банки и небанковские кредитно-финансовых институты, в т.ч. страховые компании, фонды инвестиционные и пенсионные, финансово-строительные компании.

1.2. Современная история Центрального Банка Российской Федерации

Современная история, к которой мною был отнесен период времени от распада СССР по наши дни, иллюстрирует возрастающий авторитет Банка России в качестве института, наделенного властными полномочиями.

Справочная информация о деятельности Банка России за указанный период приведена на сайте Банка России.

Датой создания Центрального банка Российской Федерации (Банка России) является 13 июля 1990 года – дата Постановления ВС РСФСР «О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики».

Помимо названного Постановления от 13.07.1990 г. правопреемство Центробанка РФ по отношению к Государственному банку СССР следует из Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 16.08.1990 N 146-1 «О мерах по выполнению Постановления Верховного Совета РСФСР от 13.07.1990 «О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики», Закона о Центральном банке РСФСР (Банке России), а также Постановления Верховного Совета РСФСР от 02.12.1990 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР».

Согласно Закону о Центральном банке РСФСР (Банке России) (02.12.1990 г.) Центробанк функционировал, как юридическое лицо, являлся главным банком РСФСР. Контроль за деятельностью банка принадлежал Верховному Совету РСФСР.

После образования Содружества Независимых Государств в 1991 году Центробанк был объявлен Верховным Советом РСФСР органом государственного кредитного, денежного и валютного регулирования экономики страны.

В декабре 1991 года активы, пассивы и имущество Госбанка СССР в связи с его упразднением передаются Банку России.

За два последующих года в период с 1991 года по 1992 год Банк России осуществляет контроль за созданием сети кредитных учреждений в стране. В указанный период меняется система счетов и создается сеть расчетно-кассовых центров Банка России. Начинается компьютеризация системы расчетов.

В период 1991-1992 года Банк России организует валютный рынок в стране и начинает осуществлять операции по купли-продажи иностранной валюты, устанавливать котировки иностранных валют по отношению к рублю.

В период с 1992 года по 1995 год с целью обеспечения стабильной работы банковской системы создается контрольно-надзорный аппарат в Центробанке, который призван инспектировать и наблюдать за работой коммерческих банков, создается система валютного регулирования и контроля.

С 1995 года Центробанком не осуществляется прямого кредитования для покрытия дефицита федерального бюджета и кредитование отраслей экономики.

Важным этапом в деятельности Банка России можно считать период 1998 года, когда осуществлялась реструктуризация банковской системы. Указанная работа проводилась с целью повышения эффективности работы коммерческого сектора банковской системы и повышения ликвидности ее субъектов. В рамках реструктуризации с рынка услуг убрали финансово неустойчивые кредитные организации.

Дальнейшая денежная и кредитная политика Центрального банка проводилась с учетом задач по обеспечению финансовой стабильности экономического рынка, а также роста и развития экономики страны. На протяжении всего периода деятельности Банк России осуществлял мониторинг спроса на деньги, отслеживал темпы инфляции, способствовал поддержанию растущей динамики экономики. Итогом проводимой работы стала стабилизация обменного курса, увеличение золотовалютных резервов.

В период с 1998 г. по настоящее время принят ряд, имеющих системный характер в вопросах надзора за деятельностью кредитных организаций. Во исполнение своих контрольно-надзорной и регулирующей функций Банк России принимает подзаконные акты.

Деятельность Банка России в сфере развития отношений в платежной системы направлена на обеспечение ее стабильной работы, надежности и эффективности.

Функционирование платежной системы обеспечивается Банком России в том числе через ряд мер, направленных на поддержание информационной прозрачности взаимодействия субъектов системы, указанные меры составляют суть наблюдения и надзора в национальной платежной системе. В рамках надзорных функций Банк России ввел отчетность кредитных организаций, учреждений Центробанка по платежам. Введенная отчетность построена на применении международного опыта в части методологии и правоприменения в мировых и национальных платежных системах других стран.

Важным этапом в становлении контрольно-надзорных функций Банка России датирован 2003 год, когда банк приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности. Работа по совершенствованию надзора начала осуществляться с учетом норм международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

В настоящее время работа по внедрению стандартов МСФО продолжается: Банк России реализует меры, направленные на обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований объема и содержания публикуемой поднадзорными субъектами информации, через контроль и надзор обеспечивает внедрение и соблюдение участниками финансового рынка подходов, предлагаемых мировыми стандартами. В рамках реализации МСФО Центральный Банк РФ раскрывает информацию о реальных владельцах кредитных организаций (бенефициарных владельцах) и планирует осуществлять контроль за их финансовым состоянием. Также Банком России приняты нормы, направленные на повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

Повышенное внимание Банк России уделяет следующему ряду проблем:

— наличие рисков в работе кредитных организаций, связанных с кредитование связанных сторон. В связи с этим, совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (рискоориентированного) банковского надзора.

— фиктивная капитализация кредитных организаций. С целью отслеживания и предотвращения использования кредитными организациями схем для отражения притворных значений (завышенных или заниженных) обязательных нормативов Банком России приняты документы, регламентирующие порядок формирования отчетности, в частности следующие: Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (утвержденная Банком России 26.03.2004 г. N 254-П), Методические рекомендации по оценке ссудной и приравненной к ней задолженности банков (утвержденная решением Правления ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 24.04.2009 г., протокол N 36), Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери (утвержденная Банком России 20.03.2006 г. N 283-П).

Инструкция Банка России от 03.12.2012 г. N 139-И «Об обязательных нормативах банков», Указание Банка России от 25.10.2013 г. N 3090-У «О расчете величины собственных средств (капитала), обязательных нормативов и размеров (лимитов) открытых валютных позиций банковских групп», Инструкция Банка России от 15.09.2011 г. N 137-И «Об обязательных нормативах небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением», Инструкция Банка России от 26.04.2006 г. N 129-И «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением», Указание Банка России от 12.02.2013 г. N 2970-У «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России», Указание Банка России от 17.09.2009 г. N 2295-У «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России».

В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, в 2003 году издано Указание «О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию». В данном документе определен порядок составления и предоставления сведений об ипотечных жилищных кредитах, предоставленных кредитными организациями.

С принятием Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.

В 2004 году на основании Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» Банк России издал Инструкцию от 31.03.2004 г. N 112-И «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием». В инструкции № 112-И банк установил величину и методики расчета дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, которые осуществляют эмиссию облигаций с ипотечным покрытием, а также особенности осуществления надзора соблюдением указанных методик и нормативов.

Важное значение для работы банковской системы имело принятие в декабре 2003 года Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В законе определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках. Закон установил также компетенцию, порядок образования и порядок деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

На сегодняшний день в системе страхования вкладов участвует большинство банков.

В апреле 2005 года Правительство Российской Федерации и Центральный Банк Российской Федерации приняли «Стратегию развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года».

Стратегия предусматривала совершенствование правового обеспечения банковской деятельности, достижение окончательного перехода кредитных организаций на использование МСФО. Документ также запланировал создание на финансовом рынке условий для предотвращения вовлечения и использования кредитных организаций в противоправных целях. Важным условием для стабильного функционирования финансового рынка было названо повышение требований к качеству предоставляемых банковских услуг.

Стратегия особо отметила важность формирования в стране конкурентоспособного банковского сектора.

В связи со случившемся в мировой экономике кризисом в 2008 года Центробанк изменил кредитно-денежную политику. Объемы рефинансирования коммерческих банков были увеличены, внедрен аукционный механизм размещения свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах. В качестве инструментов для управления инфляцией Банк России использовал такие инструменты, как процентные ставки, нормативы обязательных резервов, валютные курсы рубля.

На протяжении 2008 года кризисные явления в экономике страны обострялись. Падение мировых цен на нефтепродукты привело к ухудшению состояния платежного баланса страны, валютный курс рубля перестал соответствовать экономическим реалиям. В этой связи банк провел девальвацию, установив к концу января 2009 года курс рубля на верхней границе валютного коридора стоимости бивалютной корзины в 41 рубль.

Осень 2008 года охарактеризовалась мощным оттоком частного капитала. Российские хозяйствующие субъекты оказались отрезанными от иностранных источников финансирования.

В условиях мощного оттока инвестиций и отсутствия возможности у российских банков получить кредиты за рубежом ухудшилась ситуация с ликвидностью кредитных организаций. В этот период Центральный Банк свои основные усилия направил на предотвращение массового банкротства кредитных организаций страны.

С целью пополнения банковской ликвидности неоднократно принималось решение о снижении нормативов обязательных резервов. Перечень активов, принимаемых Банком России в залог, был значительно расширен. С 24 апреля и до конца 2009 года ставка рефинансирования снизилась с 13 до 8,75 процентов.

Был создан временный механизм поддержания межбанковского рынка в условиях кризиса, который предусматривал компенсацию Банком России до 90% убытков, понесенных банками-кредиторами при межбанковском кредитовании банков, у которых была отозвана лицензия.

Для быстрого и масштабного пополнения рублевой ликвидности банковской системы был разработан механизм предоставления Банком России кредитным организациям кредитов без обеспечения («беззалоговых» кредитов).

Одним из способов увеличения капитала банков стало предоставление им за счет государственных средств субординированных кредитов. Также в помощь банкам, которые нуждались в пополнении капиталов, Центральный Банк использовал механизм приобретения государством привилегированных акций банков с оплатой акций облигациями федерального займа.

Совместно с Агентством по страхованию вкладов Банк России провел большую работу по санации проблемных банков. В большинстве случаев к санации и отзыву лицензии у крупных и средних банков привело кредитование этими банками бизнеса своих собственников.

В результате предпринятых мер, в том числе вышеперечисленных, кризис ликвидности банковского сектора был погашен. Деятельность Банка России в условиях кризиса 2008 года предотвратила массовое банкротство банков. Ситуация на финансовом рынке стабилизировалась.

На протяжении 2010 года происходило сокращение кризисных явлений в банковском секторе. В сложившейся ситуации Центробанк сокращал использование антикризисных мер. В конце 2010 года Банк России прекратил выдавать кредиты без обеспечения.

1.2.1. Правовой статус Банка России

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка Российской Федерации. Согласно нормам статьи Банк России осуществляет денежную эмиссию. К основной функции Центрального банка отнесены защита и обеспечение устойчивости рубля. Предусмотрено, что указанную функцию Центральный банк осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Кроме норм ст. 75 Конституции РФ статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Федеральным законом от 10.07.2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом от 02.12.1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются:

— защита и обеспечение устойчивости рубля;

— развитие и укрепление банковской системы страны;

— обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;

— развитие и обеспечение стабильности финансового рынка страны.

Правовой статус Центрального Банка строится на принципе независимости. Принцип независимости проявляется, в первую очередь, в исключительных правах Банка России на проведение денежной эмиссии и организации денежного обращения. При этом, Центральный Банк не является органом государственной власти. Вместе с тем, его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Банк России наделен правотворческими полномочиями, согласно которым банк имеет исключительное право на издание подзаконных нормативных актов, обязательных для всех субъектов правоотношений в стране, кроме того, банк принимает участие в согласовании правовых актов, создаваемых другими органами и ведомствами в сфере вопросов компетенции Банка России.

Статьей 104 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Таким образом, Банк России правом законодательной инициативы не обладает, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается согласованием проектов федеральных законом и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций.

Банк России создан как юридическое лицо. Имущество Банка России является федеральной собственностью, тем не менее, Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью Полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом банк осуществляет в порядке, предусмотренном нормами Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Банк России вправе защищать свои интересы в судебном порядке.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России. В свою очередь, Центральный Банк не отвечает по обязательствам государства, а также кредитных и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства. Кредитные и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда они принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Дума по представлению Президента Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России и по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации — членов Совета директоров Банка России. В рамках установленной квоты дума направляет и отзывает своих представителей в Национальном финансовом совете, а также контролирует основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и утверждает годовой отчет Банка России.

1.2.2. Функции Банка России

Как указывалось выше, согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет ниже перечисленные функции:

— Во взаимодействии с Правительством Российской Федерации — разработка и проведение единой кредитно-денежной политики.

— Во взаимодействии с Правительством Российской Федерации — разработка и проведение политики развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка страны.

— Единоличная эмиссия наличных денег и организация денежного обращения.

— Утверждение графического обозначения знака рубля.

— Исполнение функций кредитора последней инстанции для кредитных организаций. Организация рефинансирования кредитных организаций.

— Установление правил осуществления расчетов в стране.

— Осуществление надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

— Установление правил проведения банковских операций.

— Обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

— Управление своими золотовалютными резервами.

— Принятие решений о государственной регистрации кредитных организаций, внесения изменений в учредительные документы кредитных организаций, решений об их реорганизации. Выдача и отзыв лицензий кредитных организаций.

— Принятие решений о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов.

— Осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.

— Осуществление регулирования, контроля и надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций.

— Осуществление регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрация отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг.

— Контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах.

— Регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах.

— Осуществление всех видов банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России.

— Осуществление валютного регулирования и валютного контроля.

— Установление порядка осуществления расчетов между субъектами хозяйственных отношений.

— Установление отраслевых стандартов бухгалтерского учета финансовых организаций, в т.ч. кредитных и некредитных. Утверждение плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций.

— Установление и публикация официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю.

— Участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации. Организация составления платежного баланса Российской Федерации.

— Участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов.

— Осуществление официального статистического учета прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж.

— Формирование статистической методологии прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж. Создание перечня респондентов. Утверждение порядка предоставления респондентами первичных статистических данных о прямых инвестициях.

— Анализ и прогнозирование состояния отечественной экономики. Опубликование статистических данных.

— Осуществление выплат по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.

— Исполнение функций является депозитария средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации. Осуществление операций и сделок, предусмотренных статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом.

— Осуществление контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии, неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

— Защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению.

— Осуществление иных функций в соответствии с федеральными законами.


Страница:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!