Меню Услуги

Разработка концепции менеджмента качества на предприятии в соответствии с международными стандартами. Часть 5.


Страницы:   1   2   3   4   5


ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТА

4.1. Кадровое обеспечение

Для внедрения Системы менеджмента качества на предприятии создается специальное подразделение. По этой причине необходимо принять трех человек – специалистов по качеству. Это будут заместитель директора по качеству и два инженера по качеству. Необходимость создания должности зам. директора по качеству объясняется тем, что нужен руководитель, который бы осуществлял комплексное управление системой качества предприятия и являлся полномочным представителем руководства по системе качества. Должностная инструкция зам.директора по качеству представлена в приложении 10.

Инженеры по качеству должны будут разрабатывать документацию по СМК и осуществлять методическое сопровождение при разработке стандартов предприятия и рабочих инструкций специалистами. Два инженера принимаются, исходя из необходимого количества стандартов и условия взаимозаменяемости. На 1 стандарт – 10 человеко-дней. Необходимо разработать десять стандартов и некоторую другую документацию.

4.2. Разработка регламента процесса внедрения проекта

4.2.1. Содержание этапов внедрения  проекта

Разработка регламента процесса внедрения проекта предполагает определение этапов. Перечень этапов проекта по внедрению Системы менеджмента качества, а также содержание каждого этапа, исполнители и конечные документы представлены в таблице 16.

Таблица 16. Этапы внедрения СМК

Наименование этапа Конечный

документ

Ответственный
1. Принятие решения о внедрении СМК Приказ Директор
2. Разработка проекта
2.1. Планирование разработки и внедрения СМК. Составление сметы проекта План по внедрению СМК.

Смета проекта

Зам. директора по качеству, начальник финансового отдела
2.2. Назначение руководителя проекта Приказ Директор
3. Внедрение проекта
3.1. Создание специального органа по проекту Приказ Директор
3.2. Определение политики, целей в области качества Политика  в
области качества
Директор
3.3. Определение основных процессов Приказ Зам. директора по качеству
3.4. Разработка матрицы ответственности Приказ Зам. директора по качеству
3.5. Разработка программы обучения персонала и уполномоченных по качеству Программа обучения Зам. директора по качеству
3.6. Обучение персонала в области качества Отчет о прохождении обучения Зам. директора по качеству
3.7. Проведение анализа соответствия существующей системы управления требованиям МС ИСО серии 9000 Протокол совещания КС Координационный совет
3.8. Внесение изменений в орг.структуру предприятия Приказ об утверждении новой орг.структуры Директор, зам.директора по качеству
3.9. Разработка документации СМК Руководство по качеству, стандарты предприятия, другие документы Инженеры
по качеству
3.10. Обучение уполномоченных по качеству Отчет о прохождении обучения Зам. директора по качеству
3.11. Организация деятельности уполномоченных по качеству Приказ Зам. директора по качеству
3.12. Внедрение документации СМК Приказ Директор
4. Проверка внедрения СМК
4.1. Внутренний аудит внедрения документации Отчеты по аудиту Инженеры
по качеству
4.2. Актуализация документации СМК по результатам аудита Изменения к
документации
Инженеры
по качеству
4.3. Анализ со стороны руководства Протокол совещания КС Директор
4.4. Корректировка несоответствий План корректирующих действий Координационный совет
4.5. Проведение внутреннего аудита готовности СМК к сертификации Отчет по внутреннему аудиту Инженеры
по качеству

 

4.2.2. Расчет продолжительности этапов инновационного проекта

Расчет продолжительности этапов в рабочих днях проводился по методу аналогий, исходя из сложившейся практики внедрения СМК другими предприятиями, имеющими такие же размеры и условия функционирования.

Этапы внедрения СМК и их продолжительность представлены в
таблице 17.

Таблица 17. Этапы внедрения СМК и их продолжительность

Наименование этапа Продолжительность этапа, раб. дни
1. Принятие решения о внедрении СМК 1
2. Разработка проекта 11
2.1.Планирование разработки и внедрения СМК. Составление сметы проекта 10
2.2. Назначение руководителя проекта 1
3. Внедрение проекта 158
3.1. Создание специального органа по проекту 5
3.2. Определение политики, целей в области качества 5
3.3. Определение основных процессов 10
3.4. Разработка матрицы ответственности 5
3.5. Разработка программы обучения персонала и уполномоченных по качеству 3
3.6. Обучение персонала в области качества 22
3.7. Проведение анализа соответствия существующей системы управления требованиям МС ИСО серии 9000 5
3.8. Внесение изменений в орг.структуру предприятия 10
3.9. Разработка документации СМК 50
3.10. Обучение уполномоченных по качеству 9
3.11. Организация деятельности уполномоченных по качеству 5
3.12. Внедрение документации СМК 29
4. Проверка внедрения СМК 87
4.1. Внутренний аудит внедрения документации 30
4.2. Актуализация документации СМК по результатам аудита 22
4.3. Анализ со стороны руководства 5
4.4. Корректировка несоответствий 10
4.5. Проведение внутреннего аудита готовности СМК к сертификации 20
ИТОГО: 257

 

Для перевода длительности этапа из рабочих дней в календарные дни используется следующая зависимость:

Tik = Ti / K

где Ti – длительность i-го этапа, в днях календарных;
К – коэффициент перевода, он определяется:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Далее сделаем перевод длительности каждого этапа из рабочих дней в календарные.

Пример расчета для первых трех этапов:

Результаты расчета представлены в таблице 18.

Таблица 18. Продолжительность этапов внедрения СМК в календарных днях

Наименование этапа Продолжительность этапа,
раб. дни
Продолжительность этапа,
календ. дни
1 2 3
1. Принятие решения о внедрении СМК 1 1
2. Разработка проекта 11 16
2.1.Планирование разработки и внедрения СМК. Составление сметы проекта 10 15
2.2. Назначение руководителя проекта 1 1
3. Внедрение проекта 158 230
3.1. Создание специального органа по проекту 5 7
3.2. Определение политики, целей в области качества 5 7
3.3. Определение основных процессов 10 15
3.4. Разработка матрицы ответственности 5 8
3.5. Разработка программы обучения персонала и уполномоченных по качеству 3 4
3.6. Обучение персонала в области качества 22 32
3.7. Проведение анализа соответствия существующей системы управления требованиям МС ИСО серии 9000 5 7
3.8. Внесение изменений в орг.структуру предприятия 10 15
3.9. Разработка документации СМК 50 73
3.10. Обучение уполномоченных по качеству 9 13
3.11. Организация деятельности уполномоченных по качеству 5 7
3.12. Внедрение документации СМК 29 42
4. Проверка внедрения СМК 87 127
4.1. Внутренний аудит внедрения документации 30 44
4.2. Актуализация документации СМК по результатам аудита 22 32
4.3. Анализ со стороны руководства 5 7
4.4. Корректировка несоответствий 10 15
4.5. Проведение внутреннего аудита готовности СМК к сертификации 20 29
ИТОГО: 257 374

 

4.3. Разработка плана внедрения проекта

На основе данных таблицы 16 «Этапы внедрения СМК» и таблицы 18 «Продолжительность этапов внедрения СМК в календарных днях» составляется календарный ленточный график внедрения проекта.

Целью разработки календарного плана-графика является выявление резервов сокращения цикла подготовки и освоения инновации. Общий цикл работ может быть сокращён либо за счёт сокращения трудоёмкости и длительности цикла выполнения отдельных стадий и этапов, либо за счёт совмещения их во времени (параллельно — последовательное выполнение работ). При этом необходимо исходить из следующих правил:

  1. Если последующий этап более длительный и условия начала его выполнения не зависят от результатов окончания работ по предыдущему этапу, то его можно начинать практически одновременно с предыдущим.
  2. В противном случае необходимо, чтобы начало последующего этапа совпадало по срокам со временем окончания предшествующего этапа.

С учётом этих правил разрабатывается ленточный календарный план-график, позволяющий определить сроки начала и окончания отдельных видов работ, циклов этапов, а также цикл всей системы подготовки и освоения инновации.

Календарный план-график по разработке и внедрению СМК представлен в приложении 12.

По итогам построения графика продолжительность проведения мероприятий уменьшилась на 193 дня.

4.4. Оценка управленческих возможностей осуществления проекта

Целью данного раздела является определение наиболее влиятельных, а потому и приоритетных факторов из многочисленных, оказывающих влияние на внедрение инновационного проекта на ОАО “Реммаш”. При оценке управленческих возможностей осуществления проекта был выбран метод экспертных оценок, который позволяет установить приоритетность факторов и их значимость, степень достоверности оценок и осуществить выводы и рекомендации по внедрению проекта в конкретных условиях данного предприятия.

В качестве экспертов были выбраны следующие работники предприятия:

— директор;

— зам. директора по качеству;

— начальник финансово-экономического отдела;

— начальник коммерческого отдела.

Экспертам было предложено оценить значимость нижеуказанных факторов по десятибалльной шкале (от 0 до 10 по возрастанию). Им были предложены факторы, определяющие возможности внедрения проекта. Данные по результатам оценки представлены в таблице 19.

Таблица 19. Оценка значимости факторов методом экспертных оценок

Факторы Средний балл
1 2
Соответствие проекта потенциалу роста предприятия 9,5
Наличие возможностей у предприятия в осуществлении проекта 7,8
Вера в перспективное будущее предприятия 9,3
Вера в руководство предприятия 9,3
Уверенность в силах коллектива 8,9
Психологический климат в коллективе 8,0
Способность работников коллектива к сотрудничеству и взаимопомощи 9,1
Компетентность, знание специальных вопросов, осведомленность в смежных областях знаний работников отдела 8,1
Способность осваивать новые вопросы и использовать новые методы в работе – умение быстро перестраивать работу в соответствии с новыми требованиями 8,4
Уверенность в эффективности нововведения 9,5
Средний балл по всем оценкам 8,8

 

Как видно из таблицы 19, для экспертов наиболее значимыми факторами оказались:

— уверенность в эффективности нововведения;

— соответствие проекта потенциалу роста предприятия;

— вера в перспективное будущее предприятия;

— вера в руководство предприятия.

Средний балл получился довольно высоким: 88 из 100%.Таким образом, видно, что в целом коллектив готов к внедрению Системы менеджмента качества. Особую роль следует отвести руководителю проекта, как наиболее важному фактору, который может повлиять на эффективность работ по внедрению.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После проведённого в первой главе анализа хозяйственной деятельности предприятия были выявлены две основные проблемы: это низкая платёжеспособность предприятия и очень высокая изношенность оборудования. Введение на предприятии системы менеджмента качества позволит решить эти проблемы, путём того, что «действующая» СМК  позволяет уменьшить затраты на производство,  повышает эффективности системы управления, за счёт высокого качества усиливается конкурентоспособность, а благодаря этому предприятие имеет шанс выйти на новые рынки сбыта и увеличить в конечном итоге чистую прибыль.

Целью дипломного проекта являлась разработка концепции системы менеджмента качества  для внедрения на ОАО «Реммаш». В рамках реализации цели дипломного проекта были решены следующие задачи:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— в аналитической части дипломной работы был проведен анализ деятельности предприятия, что позволило определить ключевые проблемы предприятия на данном этапе экономического развития;

— в теоретической части была раскрыта суть системы менеджмента качества, определены ее возможности и преимущества, описаны принципы, на которых она основана;

— в проектной части была изложена разработанная мной методика реализации описанных принципов, раскрыты мероприятия, необходимые для внедрения СМК, было подробно раскрыто содержание каждого шага по реализации проекта. Также было проведено экономическое обоснование проекта внедрения СМК.

— в четвертой части дипломной работы – «Организация внедрения проекта» был разработан регламент процесса внедрения проекта, определены этапы внедрения проекта и составлен календарный план-график, а также проведена оценка управленческих возможностей осуществления проекта.

По итогам построения графика продолжительность проведения мероприятий уменьшилась на 193 дня и составила 240 дней.

По результатам проведенной работы можно сделать следующие обобщающие выводы о внедрении СМК на предприятии.

Во-первых, необходимо убедить всех, что речь должна идти о качестве работы каждого сотрудника и каждого подразделения завода. Это является определяющим по отношению к качеству конкретных изделий. Современное производство — сложнейший механизм, и качество продукции можно обеспечить только при качественной работе всех звеньев этого механизма. Отсюда сам по себе напрашивается вывод — система качества трансформируется в систему управления организацией.

Искусство управления (а им должен владеть руководитель любого ранга) требует знания последних достижений в области конкретной физики дела, а также знания многих сопутствующих вопросов и, кроме того, требует наличия таких качеств, которым нельзя научить традиционными методами. Эти качества либо даны природой, либо вырабатываются самим человеком (с помощью психологов, социологов): интуиция, широкий кругозор, чуткое и заинтересованное отношение к людям.

Искусство управления во многом заключается в том, чтобы внушить веру каждому работающему в свои возможности, может быть даже создать ореол исключительности каждой личности; сделать процесс самосовершенствования и процесс улучшения работы образом жизни и поведения людей, исходя из принципа: всегда можно найти более оптимальное решение и добиться большего. При этом следует учесть одну простую истину, которая проповедуется в стандартах ИСО серии 9000: наша цель не просто создание продукции, а удовлетворение нужд потребителей – живых людей. Работа должна быть очеловечена причастностью каждого к судьбам людей независимо от того, где и чем человек занят. Любая человеческая деятельность имеет смысл только через процесс использования ее результатов.

Рекомендации стандартов ИСО серии 9000 ценны не только корректностью философии управления, но также высоким морально-этическим и нравственным содержанием. Именно поэтому иностранные фирмы, использующие данные стандарты, достигли больших успехов в своем техническом и социальном развитии.

Во-вторых, необходимо (на что в первую очередь обращают внимание аудиторы) тщательное соблюдение всех требований, что невозможно без тщательного документирования всех процедур. Документация должна быть очень аккуратно оформлена, понятна, достаточна, конкретна, все необходимые действия должны быть максимально учтены. Невозможно человеку удержать в памяти все, что он должен делать, и пока единственно возможный путь — как можно подробнее записывать на бумаге и держать эти записи на рабочем месте. Это очень важный организационный момент. Даже одно создание матрицы распределения ответственности и полномочий приводит к тому, что на предприятии исчезает типичный и привычный для многих «бардак». Становится ясно, кто за что отвечает. Существенно облегчается ввод новых сотрудников. Когда профессиональные хитрости (или, говоря по-современному, ноу-хау) сидят не в голове «ветерана Михалыча», а подробно описаны в инструкциях и руководствах, они могут быть переданы новым сотрудникам гораздо быстрее и эффективнее.

В-третьих, доказательство выполнения. Здесь надо отметить сбор, обработку и анализ информации. Она должна быть объективной, достоверной, подтверждаемой (подписи, даты, идентификация), тщательно (командный метод) рассмотренной и взаимосвязанной со всеми фактами. Обязательно надо постараться найти взаимозависимость, провести подробный анализ, разработать мероприятия по совершенствованию и обеспечить действенный контроль.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Адлер Ю. Чего нет в восьми принципах, но без чего нет смысла в стандартах ИСО серии 9000:2000? // Стандарты и качество. — 2001. — № 11.
  2. Артемьева М.Н. Опыт разработки, внедрения и подготовки к сертификации системы менеджмента качества на ЗАО «Текстильная фирма «Купавна. — Все о качестве. Отечественные разработки. — Вып. 20. — М.: НТК «Трек», 2002. — С. 31-37
  3. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА–М, 2001. – 212 с. – (Серия” Высшее образование”.)
  4. Версан В. Сильные и слабые стороны стандартов ИСО серии 9000 новой версии: стратегия введения в действие // Стандарты и качество. — 2001. — № 12.
  5. Кетола Д., Роберт К. Менеджмент ресурсов. Снятие завесы таинственности с МС ИСО 9001:2000 // Стандарты и качество. — 2002. — № 5.
  6. Версан В.Г. Стандарты ИСО 9000 версии 2000 года: стратегия внедрения // Сертификация. – 2001. – № 4.
  7. Воробьев В.П. Как не напрасно тратить деньги // Методы менеджмента качества. — 2001. — № 4.
  8. Галеев В.И. Проблемы внедрения стандартов ИСО серии 9000 на примере опыта ряда предприятий. // Сертификация . — 1998. — № 3. — с.15.
  9. Галеев В.И., Варгина М.К. Управление качеством: проблемы, перспективы. // Сертификация. — 1994. — № 4. — с.38.
  10. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Система менеджмента качества. Оновные положения и словарь.
  11. Джонсон М., Херрманн А. Ориентация на клиента – ключевой фактор успеха предприятия // Проблемы теории и практики управления, № 2, 1999.
  12. Качалов В.А. Насколько точно «русское лицо» стандартов ИСО серии 9000:2000 // Стандарты и качество. – 2002. – № 6.
  13. Кукукина И.Г. Управление финансами: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2001. – 267 с.
  14. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  15. Международный стандарт ИСО 9001 . Системы менеджмента качества. Требования. Пер. с англ. – М.: НТК «Трек», 2001. — 33 с.
  16. Международный стандарт ИСО 9001:2000 СМК. Требования. Москва 2001, перевод и техническое редактирование выполнены ВНИИС Серт. Госстандарт России. 56 с., илл.
  17. Международный стандарт ИСО 9004:2000 СМК. Рекомендации по улучшению деятельности Москва 2001, перевод и техническое редактирование выполнены ВНИИС Серт. Госстандарт России, стр.92, илл.
  18. Методы реализации процессного подхода. Серия «Всё о качестве. Отечественные разработки», выпуск № 10, 2001. под ред. Г.Е. Герасимовой. — М.: НТК «Трек», 2002. — 48 с.
  19. Михеева С.В. Некоторые аспекты оценки качества управления // Стандарты и качество. — 2003. — № 3. — С. 29-31.
  20. Арбузов В.И., Панов А.Н., Хортон В.Л. Основы СМК промышленного предприятия – М.: Технопринт, 2000.- 280 с., илл.
  21. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд. перераб. и доп. — Минск: ООО «Новое знание», 2000.
  22. Свиткин М.З. От менеджмента качества к качеству менеджмента // Методы менеджмента качества. — 2000. — № 4. — С. 18-22.
  23. Свиткин М.З. Процессный подход при внедрении системы менеджмента качества в организации // Стандарты и качество. – 2002. – № 3.
  24. Свиткин М.З. Стандарты ИСО серии 9000:2000: новые шаги в практике менеджмента качества // Стандарты и качество. – 2000. – № 12.
  25. Свиткин М.З., Яшин К.Ю. Подход к созданию документированных процедур системы менеджмента качества. – Сер. Все о качестве. Отечественные разработки. – Вып. 15. – М.: НТК «Трек», 2000.
  26. Стандарты ИСО 9000:2000. Выбор и применение // Инф. бюллетень «ИСО 9000 и ИСО 14000». – 2001. — № 3.
  27. Управление качеством. Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 1998.

Страницы:   1   2   3   4   5