Меню Услуги

Корпоративная и социальная ответственность организации в развитии кадровых стратегий

Страницы:   1   2   3   4   5


Содержание

 

  • Введение
  • Глава 1. Развитие корпоративной социальной политики в стратегии развития современной организации
  • 1.1. Социально ответственное поведение, как основа положительного имиджа организации
  • 1.2. Развития и становление корпоративной социальной ответственности в России
  • 1.3. Инструменты корпоративной социальной политики в развитии кадровых стратегий
  • Глава 2. Практика эффективности применения корпоративной социальной ответственности на примере ООО «Интерстеп»
  • 2.1. Анализ внешней и внутренней политики корпоративной социальной ответственности на примере ООО «Интерстеп»
  • 2.2. Реализация социальной ответственности через направления кадровых стратегий организации
  • Глава 3. Совершенствование корпоративной и социальной ответственности организации в развитии кадровых стратегий
  • 3.1. Проблемы корпоративной и социальной ответственности организации в развитии кадровых стратегий
  • 3.2. Рекомендации по оптимизации концепции корпоративной социальной ответственности на примере организации ООО «Интерстеп»
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение

 

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена значением корпоративной социальной ответственности в построении эффективной системы управления кадрами. В современных условиях резко возрастает значение роли компаний социальной сфере. Деятельность предприятий связана с постоянным взаимодействием с внешними контрагентами, общественностью и внешними контролирующими органами. В тоже самое время экономическая ситуация в стране диктует потребность в пересмотре взглядов владельцев бизнеса к нуждам и потребностям сотрудников. Рассматривать корпоративную социальную ответственность организаций следует в рамках решения проблемы взаимодействия бизнеса с внешней и внутренней средой организации.

Главным элементом организации являются ее сотрудники. Они составляют основную статью капиталовложений с точки зрения затрат по их найму и обучению. Поддержание деятельности персонала также требует больших затрат. Производительность труда в организации, которая эффективно использует своих сотрудников, может превышать в десятки и более раз производительность труда в организации, не уделяющей внимание эффективности использования человеческих ресурсов.

Одним из необходимых условий претворения подобного отношения к персоналу и гарантии того, что с людьми обращаются в соответствии с декларируемыми организацией ценностями, является четкая формулировка кадровой политики организации. Она образует базис для формирования системы работы с людьми при рассмотрении различных аспектов управления человеческими ресурсами и служит отправной точкой для менеджеров при принятии конкретных решений в отношении сотрудников.

Хорошей кадровой политикой можно назвать общую кадровую стратегию, объединяющую различные аспекты политики организации в отношении персонала и планы использования рабочей силы. Она должна повышать способность организации адаптироваться к изменению технологий и требований рынка, которые можно предвидеть в обозримом будущем.

В последние годы вопросы социальной ответственности и профессиональной этики в мировом бизнес-сообществе выдвинулись на первый план.Смысл концепции социальной ответственности бизнеса заключается в добровольной обязанности бизнесменов проводить такую политику, принимать такие решения и следовать таким направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества. Иными словами, это своеобразный общественный договор между предпринимателями, населением и государством, цель которого — способствовать благу всего общества.

Социальная ответственность бизнеса активно и успешно реализуется во всем мире. Компании не просто решают проблемы общества, инвестируя средства в развитие образования, медицины, науки, производства, поддерживая социально незащищенные слои населения и заботясь о природоохранных мерах, — они получают определенные выгоды от этой деятельности. В западных странах социальная ответственность бизнеса функционирует как устойчивый социальный институт, она рациональна и эффективна. Это отличает социальную ответственность бизнеса от традиционной благотворительности.

В России социально ответственный бизнес находится в начальной фазе своего развития. Поэтому главными для общества становятся те функции социальной ответственности бизнеса, которые направлены на снижение социальной напряженности, улучшение качества жизни индивидов и социальных общностей, достижение личностной включенности представителей бизнеса в преодоление социальных проблем и самоуправление общественной жизнью. Это свидетельствует о возрастании значимости социальной ответственности бизнеса в формировании стратегических интересов и бизнеса, и общества в целом. Также, способность компании убедительно показать свой вклад в социально-экономическое развитие государства, области, региона или города, в которых она функционирует, предъявить доказательства тому, что компания ответственно подходит к вопросам производственной деятельности и устойчивого развития предприятия, является на сегодняшний день одним из ключевых аспектов деятельности любой современной компании.

Таким образом, актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена современными тенденциями развития в бизнес сфере и, в том числе в развитии кадровых стратегий.

Исходя из актуальности темы выпускной квалификационной работы, была определена следующая ее цель: разработка предложений по совершенствованию корпоративной и социальной ответственности организации в развитии кадровых стратегий на примере ООО «Интерстеп».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Для достижения поставленной цели выпускной квалификационной работы, необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать социально ответственное поведение, как основу положительного имиджа организации;
  • выявить особенности развития и становления корпоративной социальной ответственности в России;
  • рассмотреть инструменты корпоративной социальной политики в развитии кадровых стратегий;
  • провести анализ внешней и внутренней политики корпоративной социальной ответственности на примереООО «Интерстеп»;
  • исследовать реализацию социальной ответственности через направления кадровых стратегий организацииООО «Интерстеп»;
  • выявить проблемы корпоративной и социальной ответственности организации в развитии кадровых стратегий;
  • разработать рекомендации по оптимизации концепции корпоративной социальной ответственности на примере организацииООО «Интерстеп».

Объектом выпускной квалификационной работы выступает ООО «Интерстеп».

Предметом исследования в данной работе является корпоративная и социальная ответственность организации.

Для обеспечения всестороннего исследования предмета и объекта исследования в рамках выполнения данной выпускной квалификационной работы использовались труды отечественных и зарубежных авторов, исследовавших вопросы корпоративной и социальной ответственности, кадровой работы и менеджмента, материалы периодической печати и ресурсы сети интернет. Проблемами этики и социальной ответственности бизнеса занимались такие отечественные ученые как: В.К. Белолипецкий, Л.Г. Павлова, В.Н. Лавриненко, Н.Г. Московцев, С.М. Шевченко, В.А. Сухарев, В.А.Спивак, Ю.Ю. Петрунин и другие.Среди зарубежных ученых проблемами этики и социальной ответственности бизнеса занимались Дж. Ягер, Дж. Честара, Д. Карнеги, В.И. Кнорринг, М.Н. Брайм, Р.Т.Джордж и другие.Проблемысоциальногопартнерстваикорпоративнойсоциальной ответственностирассматривалисьвработахБлохинойТ.К.,ВолгинаН.А., ЗубковойА.Ф.,КатульскогоЕ.Д.,КорсаковаМ.И.,ЛитовченкоС.Е.,РакитскогоБ.В.,РакитскойГ.Я.,РудыкаЭ.Н.,СоболевойИ.,ЯкимцаВ.Н. ЯковлеваР.А.идр.К числу российских авторов, внесших значительный вклад в разработку вопросов управления персоналом и кадровых стратегий, относятся: Андреев К.Л., Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л., Зубкова А.Ф., Исмаилов Л.Э., Кибанов А.Я., Маслов Е.В., Четвернина Т.Я., Никифорова А.А., Одегов Ю.Т., Попов Р.А., Ракитский Б.В., Столярова В.А. и др.

В работе использованы следующие методы: обобщения, аналитический метод, метод сравнения, анализ причинно-следственных связей, статистические методы.

Структура работы представлена введением, основной частью, разделенной на главы и параграфы, заключением и списком использованной литературы.

 

Глава 1. Развитие корпоративной социальной политики в стратегии развития современной организации

1.1. Социально ответственное поведение, как основа положительного имиджа организации

 

В конце 70-х гг. XX в. ведущие компании США и Великобритании, объединив элементы корпоративной политики по отношению к внешней среде, выработали целостный подход к взаимодействию с обществом. Суть этого подхода заключается в том, что уважение к фирме-производителю определяется не только качеством товара, эффективностью рекламы, но и общим имиджем, репутацией компании, в том числе ее ответственным отношением к партнерам, работникам, окружающей среде, обществу в целом.

На рис. 1 представлена «многоуровневая» сущность корпоративной социальной ответственности (КСО).

Рис. 1. Сущность корпоративной социальной ответственности

 

Базовый, нижний уровень формируется из представлений об ответственности как моральной категории. Иными словами, нормативная основа корпоративной социальной ответственности заключается в наличии у организации моральных обязательств перед всевозможными целевыми аудиториями, соотнесенных с настоящей или будущей деятельностью компании.

Следующий уровень схемы подразумевает социальную ответственность, существующую в конкретном обществе с его специфическими социальными нормами, развивающуюся во времени и различающуюся в пространстве. Поскольку социальная ответственность выступает в качестве объекта внешнего контроля, она требует от организации максимальной открытости и прозрачности.

Наконец, третий уровень — социальная ответственность корпорации, которая является не только экономическим, но также гуманитарным и социальным институтом, ориентированным на создание социальных ценностей в процессе взаимодействия с заинтересованными сторонами. Ответственность, трактуемая как «обязательства, обусловленные свободой», являясь центральной концепцией современной этики, вполне применима к деловой организации как субъекту морали. Иными словами, этическая ответственность корпорации простирается настолько широко, насколько широка ее свобода. При этом этика выступает стержнем всей системы корпоративной ответственности — от целеполагания до оценки достигнутых результатов.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Исходя из сущности КСО, самая широкая трактовка корпоративной социальной ответственности включает:

  • корпоративную этику;
  • корпоративную социальную политику в отношении общества:
  • корпоративную политику в сфере охраны окружающей среды;
  • принципы и подходы к корпоративному управлению;
  • вопросы соблюдения прав человека в отношениях с поставщиками, потребителями, персоналом;
  • политику в отношении персонала.

Корпоративная социальная ответственность рассматривается как концепция, в рамках которой компании на добровольной основе интегрируют социальную и экологическую политику в бизнес для достижения коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде.

Корпоративная социальная ответственность включает в себя следующие направления деятельности:

  1. Улучшение экологического состояния окружающей среды в регионах экономических интересов компании (ключевая для металлургии и нефтяной отрасти).
  2. Охрана здоровья работников, промышленная безопасность, профилактика чрезвычайных ситуаций (обязательна в отраслях с тяжелыми условиями труда).
  3. Снижение вреда здоровью, наносимого продуктами отрасли (табачные компании).
  4. Улучшение социальных условий персонала (вплоть до образования непрофильных активов для нужд своих работников).
  5. Внешняя социальная деятельность (поддержка науки, образования, культуры, религии).
  6. Благотворительность.

Взаимосвязь корпоративной социальной ответственности организации и ее имиджа является дискуссионным в настоящее время. Следует учесть, что в настоящее время не существует единого, общепризнанного алгоритма построения имиджа и репутации организации. Вместе с тем формирование положительной деловой репутации тесно связано с созданием устойчивого корпоративного имиджа.

Корпоративный имидж: общее представление (состоящее из набора убеждений и ощущений), которое складывается у человека об организации. Деловая репутация: ценностные характеристики (такие, как аутентичность, честность, ответственность, порядочность и пр.), вызываемые сложившимся корпоративным имиджем.

Корпоративный имидж представляет собой набор убеждений и ощущений, которые компания хочет создать у аудитории. В США многие компании используют в своей деятельности критерии, сформулированные журналом «Fortune» при составлении рейтинга 500 крупнейших компаний:

  • качество менеджмента;
  • качество продукции;
  • способность привлекать и удерживать квалифицированные кадры;
  • финансовая прочность;
  • эффективное использование корпоративных активов;
  • долгосрочная инвестиционная привлекательность;
  • склонность к использованию новых технологий;
  • ответственное отношение к обществу и окружающей среде.

Улучшение корпоративного имиджа компании зависит от совершенствования всех элементов корпоративного управления, в том числе и корпоративной культуры, прозрачности деятельности, информированности общественности о компании. Одним из результатов совершенствования корпоративного управления и культуры становится рост деловой репутации, увеличение размеров нематериальных активов, зависящих от положительного имиджа компании, наличия стабильных деловых связей, известности фирменного наименования и фирменной марки. В последнее время усилилась зависимость деловой репутации от характера отношений к компании со стороны не только покупателей, партнеров и клиентов, но и общества, которому далеко не безразлично, какими средствами достигаются стратегические цели компании, как она выполняет свои обязательства и каких социальных принципов придерживается. Наличие социальных программ, спонсорская деятельность, качество и результативность взаимоотношений с органами власти, местным сообществом все в большей степени влияют на деловую репутацию компании, определяют ее инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность. Так, в докладе «Возвращение репутации», опубликованном консалтинговой компанией Hill&Knowlton, более 90% опрошенных биржевых аналитиков согласились с тем, что компания, которая не следит за своей репутацией, неизбежно столкнется с финансовым крахом.

Вместе с тем выявляется определенная парадоксальность менталитета российских руководителей. Большинство опрошенных (80%) полагают, что их компании имеют хорошую репутацию у основных внешних аудиторий, а семь из десяти респондентов утверждают, что репутация их компаний улучшилась за последние два года, тогда как мнения первых лиц о репутации российского бизнеса в целом практически диаметрально противоположны. В позитивной репутации российского бизнеса уверен только каждый пятый участник опроса и только один из десяти считает, что российский бизнес имеет хорошую репутацию на Западе. В то же время почти половина руководителей компаний считают, что за последние три года репутация российского бизнеса в России (45%) и на Западе (42%) улучшилась. Только каждый десятый респондент полагает, что за последние три года репутация российского бизнеса ухудшилась внутри страны, а двое из десяти — что и на Западе.

При этом остается не очень понятным, как при наличии доброго имени у большинства компаний (так считают их руководители) репутация делового сообщества в целом оставляет желать лучшего. По мнению участников опроса, наиболее негативное влияние на репутацию отечественного делового сообщества оказывают четыре основных фактора (руководители могли выбрать не более пяти вариантов ответа): это низкий уровень корпоративного управления и информационная закрытость (73%), использование незаконных или неэтичных методов ведения бизнеса (63%), скандал вокруг компании «ЮКОС» (60%) и «темное прошлое» российского бизнеса (57%). Четверть опрошенных считают, что западная пресса слишком тенденциозно освещает деятельность российского бизнеса. Около 20% руководителей выразили такие же претензии и к отечественным СМИ.

К числу событий, оказавших позитивное влияние на репутацию российского бизнеса, респонденты отнесли инвестиции компании BP в России (ТНК ВР) (77%), присвоение нашей стране инвестиционного рейтинга агентства Moody’s (74%) и высокие темпы роста экономики (75%). Правда, по одному проценту опрошенных отнесли эти же обытия к категории негативно влияющих на репутацию российского бизнеса. Большую часть критики со стороны государства и населения заслужил крупный российский бизнес (так считают 63% опрошенных).

Руководители компаний, крупнейшие деловые ассоциации и российское Правительство в равной степени ответственны за улучшение реалий и восприятия экономики России, ее финансовых рынков и инвестиционной привлекательности. Судя по результатам опроса, руководители российских компаний готовы предпринимать шаги для улучшения корпоративной репутации. В качестве основной стратегии они видят налаживание отношений со СМИ, участниками финансового рынка и прочими внешними аудиториями (63%). Две трети опрошенных в качестве способа улучшения имиджа рассматривают спонсорство и участие в благотворительных программах. Треть участников опроса собираются увеличить расходы на репутационный менеджмент.

Благотворительность — одно из средств создания репутации, свидетельство стабильности развития компании для инвесторов, ведь организация, находящаяся в кризисе, едва ли будет заниматься благотворительностью. Важно выбрать постоянные и соответствующие имиджу компании приоритеты благотворительности.

Грамотная программа благотворительности может сформировать значительную часть репутации компании, создать ей известность, позитивное информационное поле. Примером может служить благотворительная деятельность Альфабанка. Финансируя затратные проекты с участием известных деятелей культуры и искусства России и зарубежья, эта кредитная организация приобрела определенную элитарность своего имиджа.

Принято считать, что понятие социальной ответственности бизнеса в его современном смысле родилось на всемирном саммите 1992 г. в Рио-де-Жанейро, когда ряд транснациональных компаний, объединившихся под именем Всемирный деловой совет по устойчивому развитию (World Business Council for Sustainable Development), смогли предложить программу саморегулирования, в результате чего инициативы чиновников ООП по введению законодательного регулированию не получили поддержки.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Начиная с 1992 г. на Западе все более широкое распространение получает точка зрения, в соответствии с которой частные компании по собственной инициативе должны играть существенную роль в достижении «общественных целей» под флагом «корпоративного гражданства»(corporate citizenship). Корпорации должны вести бизнес с учетом интересов различных «заинтересованных сторон»(stakeholders), чтобы сообща достигать заявленной цели «устойчивого развития». Понятие «устойчивое развитие» в целом весьма расплывчато, считается, что у него есть три важнейших аспекта: экономический (в смысле действий компании в большем контексте локальной экономики региона), социальный и экологический.

Таким образом, компании должны ставить перед собой соответствующие экономические, социальные и природоохранные цели, оценивать их выполнение и даже иметь независимое аудиторское заключение по данным вопросам — вместо того, чтобы ставить перед собой цели па уровне прибыльности и капитализации. Считается, что, только действуя таким образом, компании могут соответствовать «ожиданиям общества» (society’s expectations), что представляется ключевым фактором долгосрочной стратегии успеха в современном мире.

 

1.2. Развития и становление корпоративной социальной ответственности в России

 

Любой организации, стремящейся пользоваться авторитетом и влиянием в обществе, необходимо знать, что к началу XXI в. большинство ведущих мировых компаний сформировало собственную политику корпоративной социальной ответственности (КСО). Более того, созданы объединения компаний, целью которых является развитие и продвижение концепции корпоративной социальной ответственности, эта тема начала разрабатываться исследователями и экспертами, работающими в области корпоративного управления, а изучение концепции корпоративной социальной ответственности вошло во все учебные курсы по корпоративному менеджменту ведущих экономических вузов.

Ведущее объединение корпораций США, занимающееся развитием и продвижением концепции КСО, Business for Social Responsibility (Бизнес за социальную ответственность) определяет корпоративную социальную ответственность как «достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде».

Политика корпоративной социальной ответственности согласно Business for Social Responsibility — это взаимосвязанный набор политик, практики и программ, которые интегрированы в процесс бизнеса, цепочки поставок, процедуры принятия решений на всех уровнях компании и включают ответственность за текущую и прошлую деятельность и будущее влияние деятельности компании на внешнюю среду.

Экономика США характеризуется минимальным вмешательством государства в регулирование социально-экономических отношений. В то же время страна известна традициями систематического участия бизнеса в финансировании различных некоммерческих проектов. Основным инструментом проведения политики КСО для американских компаний становится создание корпоративных фондов, нацеленных на решение разнообразных социальных проблем посредством бизнеса. Социально ответственное поведение компаний поощряется налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне. Кроме того, в США имеется большой процент «этичных потребителей», которые предъявляют высокие этические требования к корпоративному сектору. По информации консалтинговой компании Cone/Roper, в США 78% покупателей охотнее купят продукцию, если часть средств от покупки пойдет на благотворительную деятельность, а 66% готовы сменить привычную торговую марку на марку компании, которая поддерживает социальные проекты. И наоборот, если продукты компании небезопасны или некачественны, то компании-производители будут «наказаны» либо отсутствием спроса и «бойкотированием» продукции, либо судебными исками с требованием материальной или моральной компенсации.

Большое влияние на корпоративный сектор и социальную ответственность американских компаний оказывают различные неправительственный и некоммерческие организации, которые представляют интересы различных социальных, религиозных и общественных групп. Несмотря на эффективность, американская модель претерпевает некоторые изменения в направлении более активного вмешательства государства в социальные проблемы. К примеру, с 2002 г. в США действует закон Сарбейнса-Оксли, который стал следствием многочисленных корпоративных скандалов в крупнейших американских компаниях («Энрон» и «УорлдКом»). Закон значительно ужесточил требования к финансовой отчетности открытых акционерных обществ, в частности, требуя от них большей социальной ответственности, прозрачности, полноты и усиления внутреннего контроля. Кроме того, в США на повестке дня стоят возможные социальные реформы, связанные с внедрением системы обязательного медицинского страхования.

Канадская модель КСО схожа с американской моделью по основным признакам. Особенность состоит в том, что в Канаде многие компании сотрудничают с Национальным институтом качества Канады, внедряющим специальныйканадский стандарт КСО – модель совершенства качества и достойного («здорового») рабочего места.

Модель КСО континентальной Европы можно охарактеризовать наличием государственного регулирования социальной сферы, поэтому эту модель зачастую относят к скрытым формам КСО. Так, во многих европейских странах законодательно закреплены обязательное медицинское страхование и охрана здоровья работников, пенсионное регулирование, природоохранная деятельность предприятий и ряд других социально значимых вопросов. Другими словами, базовый уровень КСО для европейских компаний уже подразумевает большое количество социальных инициатив. Среди европейских моделей КСО особо интересна британская модель, где наряду с типично европейским вниманием государства и общества к социальной деятельности организаций присутствуют элементы инициации социальных программ со стороны частных компаний, поэтому данную модель КСО рассматривают как подмодель.

Существуют определенные различия в применении принципов КСО в разных странах Европы. Однако схожего между ними больше. Схожесть проявляется в том, что европейские политики придают существенное значение поддержке всевозможных инициатив в области КСО, в том числе и на наднациональном уровне. Многие исследователи полагают, что на данный момент именно Европа, а не Америка, вышла в лидеры как по масштабам применения, так и по эффективности КСО. К 2013 г. в мире из 22 тысяч корпоративных нефинансовых отчетов более половины приходится на отчеты компаний Евросоюза. Кроме того, европейскими компаниями представлены более половины организаций, подписавшихся под основным международным сводом принципов КСО – Глобальным Договором ООН. Из более чем трех тысяч некоммерческих компаний, консультирующих в области КСО, 37% работают в ЕС.

Благодаря нарастанию процессов глобализации и активности ТНК, концепция КСО начала проникать и на азиатские рынки, став одним из важнейших направлений деятельности многих азиатских компаний. Тем не менее для большинства стран Азии данная концепция является не оформившейся. Хотя многие инициативы КСО заимствуются у европейских компаний, но они претерпевают изменения в силу специфики азиатской культуры и философии. Многоликость и многогранность экономики Азии не позволяют применить единую модель КСО, характерную для всего азиатского региона. Это связано с тем, что страны Азии находятся на разных уровнях развития, имеют свою специфику и во многих из них концепция социально ответственного бизнеса еще не укоренилась в сознании предпринимателей и бизнесменов.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4   5