Меню Услуги

Коррекционная работа по преодолению агрессии у детей старшего дошкольного возраста


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Теоретические основы исследования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

1.1 Понятия агрессивного поведения у детей

1.2 Особенности поведения детей дошкольного возраста

1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи

Глава 2. Констатирующий эксперимент

2.1 Методики исследования поведения

2.2 Организация констатирующего эксперимента

2.3 Результат анализов констатирующего эксперимента

Глава 3. Коррекционная работа по преодолению агрессии у детей старшего дошкольного возраста

3.1 Организация коррекционной работы

3.2 Оценка эффективности проведенных мероприятий

3.3 Рекомендации родителям и педагогам

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Среди детей с речевыми нарушениями встречается немало агрессивных. Особенности поведения детей с общим недоразвитием речи изучены недостаточно. В основном все коррекционные и воспитательные воздействия практиков связаны с задачей эффективного преодоления речевого дефекта.

Сейчас  изучение проблемы агрессивного поведения ребенка стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности педагогов, психологов.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

В мировой психологии зарубежные исследования по проблеме агрессии представлены более широко, чем отечественные. К тому же, они имеют более давние традиции, которые начали интенсивно складываться уже в первые десятилетия XX века в работах А. Адлера, З. Фрейда, А. Фрейд, К. Юнга, М. Кляйн, С. Шпильрейн и др.

Отечественные исследования агрессии с позиции деятельностного подхода разворачивались по следующим направлениям:

— выявление взаимосвязи агрессивности и противоправного поведения (О.Ю. Михайлова, Д.В. Ольшанский, Ф.С. Сауфанов, С.Л. Соловьёва);

— поиск методов и средств социальной профилактики агрессивности (Г.А. Аванесов, Ю.Е. Иванова, Н.А. Ратинова, Е.В. Харитонова);

— определение закономерностей формирования агрессивности и соответствующего поведения на различных этапах онтогенетического развития (С.Б. Дохолян, Н.А. Дубинко, Ю.В. Егошкин, Ю.Б. Можгинский, Л.М. Чепелева) и т. д.

Однако, несмотря на значительное количество исследований, монографий, посвященных этой проблеме, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.

Проблема агрессии детей с недостатками речевого развития, а в частности детей с общим недоразвитием речи, наиболее остра, так как дети не всегда способны контролировать свои отношения, переживания, эмоциональные реакции и корригировать их сообразно ситуации. Они не всегда способны оценить возможные последствия и поэтому нередко совершают необдуманные и импульсивные поступки.

Осложняющим фактором в последние годы является рост числа детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общего и речевого развития.  Многочисленную группу сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Тенденция роста числа детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и общего речевого развития наблюдается и среди детей МКДОУ «Костинский детский сад».

Наличие ОНР у детей приводит к нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Острая злободневность проблемы агрессивности детей обусловила необходимость организации коррекционно-воспитательной работы, как средства по снижению уровня агрессии у детей с ОНР логопедической группы МКДОУ «Костинский детский сад». Основная идея состоит в том, чтобы показать детям способы выхода из агрессивных состояний, конструктивные способы взаимодействия в группе и развить коммуникативные умения в целом.

Среди специалистов распространено мнение, что психологические трудности детей с ОНР преодолеваются в ходе логопедической работы. Данное мнение о спонтанной компенсации вторичных отклонений, в особенности отклонений в развитии личности ребенка, а соответственно, в его поведении, в ходе коррекции основного дефекта мы считаем ошибочным. Это обусловлено влиянием на развитие дошкольника 5-6 лет не только речевого нарушения, но и других факторов, таких как отношение к ребенку взрослых, сверстников, его собственное отношение к своему дефекту. Расстройства в эмоционально — волевой и личностной сфере детей могут приводить к нарушениям поведения и социальной дезадаптации.

Между тем выявление мотивов агрессивного поведения детей, изучение психологических условий и механизмов его протекания необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для коррекции.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально определит содержание работы по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Объект исследования – особенности поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Предмет исследования – процесс коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Задачи исследования:

— определить понятие агрессивного поведения у детей;

— описать особенности поведения детей дошкольного возраста;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— представить психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением речи;

— организовать и провести исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

—  провести коррекционную работу по преодолению агрессии у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

— проанализировать результаты исследования.

Гипотеза:  коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи происходит при соблюдении следующих условий:

— учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста с нарушением речи;

— своевременной диагностики агрессивного поведения детей дошкольного возраста с нарушением речи;

— использования занятий для снижения агрессивного поведения дошкольников с нарушением речи.

Научно-методологической основой данного проекта являются исследования  таких  ученых, как: Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой, Ю. Ф. Гаркуши, В. В. Коржевиной, Л. С. Выготского, Н. Д. Левитова и др.; теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных Л.И. Божович, А.В. Запорожец, а также современных исследователей А.З. Шапиро, Е.О. Смирновой, Н.Ю. Синягиной, Е.И. Захаровой, Э. Арутюнянц, И.М. Марковской, Н.А. Рождественской, исследующих личность ребенка дошкольного возраста с нарушением речи.

Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:

— теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование;

— теоретические: анализ и синтез научной литературы по теме исследования;

— эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;

— статистические методы: методы математической статистики, количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.

Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы исследования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

1.1 Понятия агрессивного поведения у детей

За время изучения агрессивного поведения многие ученые пытались по-своему объяснить причины  возникновения и дать свое определение.

Слово «агрессия» берет свои корни от латинского языка и означает «приступ» или «нападение». До начала XIX века любое активное поведение вне зависимости от его направленности считалось агрессивным, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее этому понятию придали более узкое значение и стали понимать как враждебное отношение к окружающему миру и самому себе.

Существует несколько определений агрессии.

По мнению М.Ю. Чудаковой, агрессией является мотивированное разрушающее поведение и наносящее физический или моральный вред объектам нападения, противоречащее правилам и нормам сосуществования людей в обществе.

Агрессивностью же можно считать устойчивую, стабильную характеристику личности, которая отражает осознаваемую или не осознаваемую предрасположенность к агрессивному поведению. В ряде случаев агрессивность рассматривают так же как актуальное состояние и вызванное им поведение классифицируют как совершенное в состоянии аффекта.

В психологическом словаре М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович приводится следующее определение: «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт в виде отрицательных переживаний, напряжения, страха и подавленности».

Что можно считать агрессивным поведением? Агрессивное действие является проявлением агрессивности в виде реакции в определенной ситуации, из чего мы можем сделать вывод, что в случае периодических повторений агрессивных действий следует говорить об агрессивном поведении.

Агрессия — одно из наиболее ярких проявлений эмоций, свойственное всем возрастным группам, включая детей. На формирование агрессивных действий детей влияет не только культурный контекст, но и родители и сам ребенок. Агрессию можно считать следствием заражения, поскольку проявленная со стороны одного субъекта она влияет на качество социальной жизни и жизни каждого человека.

На наш взгляд, наравне с изучением причин и специфики проявления агрессии у разных возрастных групп, следует изучить динамику агрессивного поведения и изменчивость или устойчивость агрессивных проявлений.

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с первых лет жизни в виде импульсивных действий с целью привлечь к себе внимание и добиться исполнения желания. Подобные действия чаще всего не поддаются управлению взрослыми.

Почему человек агрессивен и что его заставляет быть таким? На этот вопрос пытались дать ответ многие ученые, и каждый из них представлял свое направление.

На сегодняшний день существует множество теорий агрессивного поведения, и все они образуют четыре основные группы. Рассмотрим каждую из них.

Первая группа теорий рассматривает агрессивное поведение как врожденный инстинкт, то есть считают генетически запрограммированной, а значит не поддающейся искоренению. Представители этого направления считают, что даже положительные изменения в среде не способны предотвратить проявление агрессии. Подобные изменения могут лишь ослабить агрессию.

Вторая группа теорий рассматривает агрессию как потребность, которая возникает под воздействием внешних стимулов, а значит, возможно, не только контролировать проявления агрессии, но и полностью искоренить агрессивное поведение в обществе.

Представители третьей группы теорий, считают возможным управление агрессией и ее контроль научением людей адекватно оценивать ситуацию и потенциальную опасность.

Четвертая группа теорий — теории социального научения. Представители этой группы считают агрессию моделью социального поведения, которая была приобретена в процессе социального научения. Агрессивное поведение является реакцией и усваивается путем участия в ситуациях проявления агрессии или же при пассивном наблюдении агрессивных проявлений.

Первая группа теорий реализует психоаналитическое направление в психологии. Одним из представителей данной группы был Зигмунд Фрейд.

З. Фрейд считает истоками агрессии столкновение двух главных инстинктов в человека, а именно Эроса и Танатоса. Эрос — это инстинкт жизни, энергия положительной направленности, созидание. В свою очередь Танатос — инстинкт смерти и энергия разрушения, которая может быть направлена как во внешний мир, так и на самого человека. В контексте Эроса агрессия рассматривалась Зигмундом Фрейдом как реакция протеста, защиты организма, а, следовательно, она необходима для жизни.

Человеческое поведение, с точки зрения Фрейда, является результатом взаимодействия этих двух основных инстинктов, между которыми существует постоянное напряжение. В результате столкновения двух инстинктов, энергия Тонатоса выводиться на других людей.

Взгляды Зигмунда Фрейда на природу агрессивного поведения крайне пессимистичны. Агрессивное поведение не только врожденное, но и неизбежное. З. Фрейд считал, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, необходимо потому что дает разрядку разрушительной энергии и способствует предотвращению более опасных действий. При этом если энергия Танатоса не будет обращена во вне, это приведет к самоуничтожению самого организма, что и является причиной стремления навредить кому-то другому.

Иными словами, агрессия инстинктивна и искоренить ее невозможно. Возможно, лишь контролировать ее проявления благодаря социальным нормам, придавая ей безобидные формы.

Конрад Лоренц разработал свою концепцию агрессивного поведения в результате изучения животных. Взгляды Лоренца близки взглядам Фрейда. Согласно его концепции агрессия — это инстинкт борьбы за выживание, который был выработан в процессе эволюции, так как человек биологически был самым слабым и неприспособленным видом.

Исходя из основного постулата этологии о том, что любая форма поведения живого организма служит или для адаптации или для защиты, то можно сделать вывод, что агрессия оказалась полезной для эволюции человека. Будучи слабым видом, лишенным как физиологических, так и биологических механизмов нападения и защиты в агрессивной по отношению к нему окружающей среде человек был вынужден «заразиться» агрессивностью. В ходе эволюции агрессивное поведение человека изменило свой вектор, и была направленная уже не на окружающую среду, а на себе подобных. Изначально, защитная реакция, сформированная биологически агрессивной естественной средой, закрепившись в последствии на генетическом и культурном уровнях, стала основой жизнедеятельности человека.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Конрад Лоренц объясняет тот факт, что люди, в отличие от большинства других живых существ, направляют свою агрессию по отношению друг к другу малым контролем инстинкта. Хищники обладают способностью подавлять агрессивные стремления с целью сохранения своего вида и чем опаснее хищник, тем выше необходимость контроля. В отличие от животных, люди, как биологически менее опасные существа, обладают слабым сдерживающим фактором. При этом ранее необходимость сдерживающего фактора со стороны человека была не столь важной, так как на первых стадиях развития нанести серьезный вред себе подобному человек не мог, но сейчас возникла реальная угроза человеку, как виду.

Конечно, теория К. Лоренца вызывает массу споров и в первую очередь из-за того, что в ее основе лежит исследование агрессии животных, результаты которой перенесены на человека, но не будет забывать, что человек тоже своего рода животное и имеет эволюционные корни.

Если инстинктивисты придерживаются мнения, что человек — лишь набор инстинктов и приводят аналогии с животным миром, то бихевиористы полностью игнорируют биологическую природу человека и полагают, что поведение формируется исключительно социумом.

Представитель этого направления видят поведение человека в данный момент и исключают его личностный компонент. С их позиции агрессивное поведение — это расстройство, которое нужно устранить. Со временем бихевиоризм стал идеологией, и его целью стало строительство идеального государства. Бихевиоризм превратил людей в машины, лишенных душевных и духовных переживаний, которые могли бы нарушить устоявшийся порядок.

Бехевиористы утверждают, что любое поведение, чувство, мысль, поступок, отклоняющийся от стандарта, будет иметь отрицательные последствия.

Поведение, по их мнению, определяется условиями среды, ее требованиями. Стэнли Милгрэм провел эксперимент на добровольцах, который показал, что у 35% испытуемых есть стойкая реакция против жестокости, а 65% испытуемых удалось вынудить поступать жестоко, хотя они и проявляли неприятие и возмущение. Были среди испытуемых и те, кто в ходе всего эксперимента не проявляли признаков беспокойства. В результате эксперимента были сделаны выводы и предположение почему некоторые люди спокойно воспринимают жестокость и сама способны поступать агрессивно, не испытывая при этом отвращение. Во-первых, подобное поведение может быть объяснено психическими отклонениями, при которых человек лишен нравственных тормозов и самоконтроля; во-вторых, это садисты, которым приносят радость и удовлетворение, чужие страдания; в — третьих, это люди нарциссического типа, которые не восприимчивы к чужим страданиям; наконец, это люди, которые не берут ответственность за то, что делают. В последней группе отсутствие угрызений совести объясняется тем, что действие санкционировано свыше. Из эксперимента следует, что человеческая природа неоднородна.

Филип Зимбардо провел другой эксперимент, целью которого было доказать, что под влиянием обстоятельств человека можно вынудить поступать агрессивно вопреки нравственным принципам, ценностям, нормам социума и личностным качествам. Для эксперимента были созданы специальные условия близкие к тюремным, а испытуемых поделили на две группы, каждой из которых были прописаны определенные функции. По ожиданиям Ф. Зимбардо «надзиратели» должны были превратиться в жесточайших садистов, «заключенные» — демонстрировать жалкое и запуганное поведение. Но результаты эксперимента оказались следующими: статистически настроенные «надзиратели» составили лишь третью часть, а остальные демонстрировали справедливое, честное и доже доброжелательное отношение к заключенным.

Эрих Фромм считает, что данный эксперимент доказывает наличие свободной воли и взаимосвязь поведения и личностных черт. В подтверждение этому можно привести наблюдения Виктора Франкла в его известной работе «Психолог в концлагере». Он отмечает, что не условия концлагеря диктовали человеку, каким ему быть, а человек решал каким ему оставаться.

Подобное поведение дано не всем и данных эксперимент показывает неоднородность человеческой популяции.

Взгляды инстинктивистов и бихивеористов объединяет в своей теории Эрих Фромм. Им был представлен обобщенный анализ исследований человеческой агрессивности в его капитальном труде «Анатомия человеческой деструктивности». Э. Фромм переосмыслил все разрушавшее в человеке с точки зрения истории его развития. С его точки зрения агрессия — это ответная реакция человека на разрушение благоприятных для него условий. Человек не является разрушителем по природе, напротив, он — жертва своей истории. Поведение человека Э. Фромм не рассматривает как реакцию на стимул, а считает проявлением свободной воли. С его точки зрения, подавляющее большинство людей не могут реализовать свою силу духа и не способны на поступок, а живут исключительно по шаблонам, которые им навязало общество. Реализация человеческой свободы всегда сопровождается деструктивным поведением. Такой вывод он сделал, изучая филогенетические корни агрессии. Агрессия запрограммирована в человеке филогенетические, но сформировалась в процессе истории развития социальной системы.

Объединение двух противоположных направлений дало Э. Фромму возможность разделить агрессивность на доброкачественную и злокачественную. Если первая происходит от животного начала в человеке, то вторая основанная на человеческих страстях и эмоциях, таких как: страх, зависть, любовь, ненависть, вера и другие. В процессе взаимодействия инстинктов и страстей человек пытается преодолеть банальное существование, а барьеры на пути приводят к деформации психологических механизмов и дисгармонии в социальных отношениях. Э. Фромм выделяет несколько типов деформаций психологических механизмом — конформистский, садистский, деструктивный и мазахистический.

Широкое распространение получили теории, согласно которым агрессия берет свое начало от инстинктивного побуждения, а как реакция на лишение чего-либо.

Одна из таких теорий — теория агрессии и фрустрации Джона Долларда. Суть данной теории проста и заключается в том, что агрессия является результатом фрустрации, а фрустрация всегда приводит к агрессивной реакции, но исследования не подтвердили это предположение. Из проведенных исследований следует, что фрустрация может быть в основе агрессии, но не всегда, а лишь в тех случаях, когда человек уже усвоил привычку реагировать агрессивно на препятствия и лишения.

Развил теорию фрустрации-агрессии Леонард Берковиц. Его теория побуждений к агрессии наиболее значима в направлении теорий социального научения. Л. Берковиц считает, что фрустрация является лишь одним из множества стимулов, которые способны вызвать агрессивную реакцию, но при этом не обязательно приводят к агрессивному поведению.

Идеи Л. Берковица получили свое развитие в теории Альберта Бандуры. А. Бандура рассматривал агрессию как специфическое социальное поведение, которое поддерживается и закладывается социумом так же, как и другие формы поведения. Автор считает, что агрессия приобретается путем соединения биологического и социального. В качестве биологических факторов выступает нервная и гуморальная системы, а в качестве социальных — наблюдение и непосредственный опыт участия. Агрессивное поведение могут спровоцировать внешние шаблоны (возбуждение, внимание), эксцентричные убеждения (параноидальные идеи), побудительные мотивы (деньги, жажда признания), неприемлемое для личности обращение (нападки, грубость, фрустрация), инструкции (приказы и поручения).

Контроль и регулирование агрессивного поведения осуществляется через поощрение и наказание, а также благодаря механизмам саморегуляции.

Обе теории являются синтезом двух теоретических групп — теорий научения и когнитивных теорий. Когнитивные теории агрессии определяют поведение с точки зрения привлекательности ожидаемых последствий. Данная группа теорий акцентирует в проявлении агрессивного поведения важность эмоциональных и познавательных процессов. С точки зрения представителей когнитивных теорий агрессии фрустрация и другие стимулы агрессии, будь то боль, страх, недомогание и другие, подвергаются когнитивной оценке и лишь потом провоцируют агрессивные реакции.

Когнитивные теории достаточно оптимистичны в плане возможности регулирования и контроля агрессивного поведения и подразумевают возможность обучить человека самоконтролю, научить его быть менее агрессивным.

И.К. Загдаров, Н.Д. Левитов и А.К. Осинский в своих работах предложили структуру агрессивных проявлений.

Согласно данной структуре агрессия может быть направленна во вне, а может — на себя, иначе аутоагрессия. Аутоагрессия проявляется через самообвинения, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

По степени выраженности агрессия бывает двух видов — прямая и косвенная. Прямая агрессия — это агрессия непосредственно на самого обидчика, в то время как косвенная — проекция на невиновного человека, чаще всего на более слабого, или на окружающие неживые объекты.

По наличию инициативы агрессия может быть оборонительной или же инициативной, то есть исходящей из желания самого субъекта причинить вред кому-либо.

По цели различают агрессию враждебную и интеллектуальную, иначе ее называют инструментальной агрессией. Инструментальная агрессия не имеет своей целью причинение вреда, а выступает как средство достижения какой — либо иной цели.

По методу выражения — физическая и вербальная агрессия. Если физическая агрессия — это форма агрессии, в виде причинения не только психологического вреда, но и физического, через насилие, то верабальная агрессия — это форма агрессии, в виде причинения психологического вреда через крик, ругань и тембр голоса.

Границы агрессии расплывчатые, то, что кто-то называет агрессивностью, другие назовут энергичностью. Если агрессия обоснованная и вызывает симпатии, то она может получить название здоровой или иначе конструктивной агрессии.

Здоровая агрессивность вызывает у окружающих уважение к правам ее хозяина и при этом она контролируема и не нарушает права окружающих. В руках разумного человека агрессия является полезной как для него самого, так и для его семьи и родины. Данный вид агрессии побуждает к конкуренции, защите своих прав и интересов, служит для развития познания и способности положиться на себя.

1.2 Особенности поведения детей дошкольного возраста

По мнению отечественных авторов на становление  агрессивного поведения ребенка во многом влияют различные семейные факторы, например низкая степень сплоченности семьи, конфликтность, недостаточная близость между родителями и ребенком, неблагоприятные взаимоотношения между детьми, неадекватный стиль семейного воспитания. Например, родители, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрезмерный контроль (гиперопека) или, напротив, не контролирующие занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкиваются с агрессией и непослушанием своих детей. Также существует мнение, что выраженное негативное влияние на ребенка оказывает агрессия отца по отношение к матери (физическое насилие или явное моральное унижение).

Детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (например, когда его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на самого себя. Аутоагрессия может проявляться по-разному, например в саморазрушительных фантазиях, в робости или идеях самонаказания.

Возникновение агрессии во многом обусловлено атмосферой в семье. Есть доказательства того, что если ребенок, ведущий себя агрессивно, получает одобрение со стороны родителей, то вероятность его агрессии в будущем в аналогичных ситуациях многократно возрастает. Постоянное положительное подкрепление определенных агрессивных актов, в конце концов, сформирует привычку агрессивно реагировать на различные раздражители.

М. Раттер рассматривает детскую агрессивность и связывает ее происхождение с такими факторами: тяжелая обстановка в семье, многодетность, стиль воспитания и т.д.

Осницкий А. К. связывает проявление агрессии у детей в первую очередь с условиями воспитания и условиями социализации.

По мнению А. С. Завражина агрессивное поведение ребёнка дошкольного возраста структурируется вокруг двух сфер игры как инструментально-деятельного начала и взаимоотношений в семье как эмоционально – оценочного.

Бэрон Р., Ричардсон Д. перечисляют следующие основные источники, из которых дети получают знания о моделях агрессивного поведения.

По мнению Завражина С.А. подобного рода травмирующие переживания требуют выхода. Они могут выливаться в качестве ответной агрессивной реакции, а так как субъект агрессии, как правило, табуирован, то агрессия переносится на доступные объекты (члены семьи, игрушки).

В настоящее время, подавляющее большинство исследователей признает, что применяемое по отношению к детям физическое наказание выступает как модель агрессивного поведения. Во многих случаях наказание не осуждается окружающими. В результате оно способствует не столько преодолению агрессии, сколько вызывает ее трансформацию и побуждает ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий.

В то же время наказание заставляет ребенка раз за разом переживать озлобленность, обиду, мстительность, враждебность, создает условия для формирования агрессивности как устойчивой черты личности.

Изучение взаимоотношений родителей к детям выявило, что жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивного поведения у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем ассоциальности, зачастую сопровождающимся агрессией.

Следующим источником усвоения агрессивного поведения, являются взаимодействия с другими людьми.

Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбления) и узнать о преимуществах такого поведения. Шумные игры, в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются и стараются причинить вред друг другу — фактически могут оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению. Дети говорят, что им нравятся их партнеры по шумным играм, они редко получают травмы во время игр.

Виды агрессивного поведения, проявляющиеся у детей дошкольного возраста:

Вербальная агрессия.

1.Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозу сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб («А Вова меня стукнул», «А Тищенко постель не убрала» и пр.); демонстративного крика, направленного на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»); агрессивных фантазий («Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один»).

2.Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционные такие «детские» формы прямой вербальной агрессии: дразнилки: («Ябеда – корябеда», «Жора – обжора»); оскорбления («Урод», «Дебил»).

Физическая агрессия.

1.Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого (ребенок ломает постройку из кубиков другого, или мажет красками рисунок подруги); уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается, видя возмущение последнего, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку, с удовлетворением наблюдая ужас и слезы его владельца).

2. Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать две формы — символическую и реальную.

3.Символическая представляет собой угрозы и запугивание (ребенок показывает кулак товарищу или пугает его); реальная агрессия — это уже непосредственное физическое нападение (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, применения в качестве “оружия” палок, кубиков и пр.).

Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается косвенная и прямая вербальная агрессия — от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут») до прямых оскорблений («Толстуха», «Дурак», «Ябеда и нытик»). У некоторых проявляется физическая агрессия, как в косвенной форме, так и в прямой.

Таким образом, агрессивное поведение ребенка вызывается, прежде всего, недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Фрустрация привязанности приводит к возникновению у ребенка постоянного чувства враждебности, поскольку он развивается через подражание значимым для него взрослым (в том числе их эмоциональным проявлениям). Установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей (одноклассников, учителей, супругов). Если проявление агрессии к конкретным людям пресекается (или делается невозможным в силу иных причин), агрессия может смещаться на новый «более безопасный» (доступный) объект.

В появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Например, потенцировать агрессивность вполне могут такие внешние обстоятельства, как шум, жара, теснота, экологические проблемы, метеоусловия и т.п. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное социальное окружение.

Некоторые авторы рассматривают фрустрацию как одну из ведущих причин агрессивного поведения. В целом фрустрация — весьма распространенное явление, и люди существенно различаются по способности справляться с ней. Если же агрессивное поведение успешно способствует устранению фрустрации, то оно с большой вероятностью усиливается в соответствии с законами научения. К тому же проблемы могут возникать в том случае, если человек имеет повышенную чувствительность к фрустрации, а также, если у него не выработаны социально приемлемые способы преодоления фрустрации.

Одним из наиболее дискутируемых вопросов можно считать влияние средств массовой информации на агрессивное поведение личности. Сторонники негативного влияния СМИ исходят из того факта, что люди учатся  вести  себя  агрессивно,  прежде  всего,  наблюдая  за чужой агрессией.

В дошкольном и младшем школьном возрасте поведенческие и эмоциональные расстройства тесно взаимодействуют друг с другом и могут являться факторами риска развития нарушений в более старшем возрасте.

По мнению Ш.А.Амонашвили, был идентифицирован широкий круг средовых факторов риска, связанных с родительским воспитанием и семьей. Социоэкономическое неблагополучие и средовая депривация (недостаточное удовлетворение потребностей) — вот два самых известных примера подобных факторов риска.

Болезни, влияющие на головной мозг ребенка (травмы, инфекции), усиливают дисбаланс торможения/возбуждения в сторону возбуждения. Эти дети легко «заводятся», взвинчиваются, склонны к импульсивности, несоразмерности агрессивного ответа. Строгое, жестокое, бездушное воспитание — один из весомых факторов риска появления садизма у подростков. Явления личностного кризиса, нестабильность собственного Я, «растворение» в агрессивной группе — еще один кластер повышенной готовности к немотивированной агрессии.

Непосредственное социальное окружение, в котором находятся индивиды, во многом приобретает роль и значение опосредствующего фактора, который, взаимодействуя с индивидами, побуждает их (или сдерживает) к враждебным действиям. Отсюда становится ясна та важная роль, которую призвано играть непосредственное окружение субъекта в процессе предотвращения актов насилия.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными и проявляться уже в детстве.

— усвоение эталонов агрессивного поведения в семье (физические наказания, драки, скандалы). Именно у детей, которые постоянно видят, как агрессивно ведут себя самые близкие люди, агрессивность чаще всего и становится устойчивой чертой;

— дефицит родительского внимания, ласки, любви, который приводит к неуверенности в себе, вызывает проявления аутоагрессии;

— стремление к лидерству в группе;

— недостаток двигательной активности;

— низкий уровень развития коммуникативных навыков и навыков совместной игры;

— тревожность, впечатлительность, эмоциональная нестабильность;

— косвенная стимуляция агрессии средствами массовой информации, компьютерными играми, игрушками агрессивного характера (разного рода монстры, трансформеры и т. п.).

Причинами частных случаев проявления детской агрессии могут быть:

— желание завладеть игрушкой, в которую играет другой ребёнок;
ревность;

— замечание воспитателя или наказание;

— голод;

— утомление;

— скука и др.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому основной задачей педагогов, специалистов и родителей является оказание посильной и своевременной помощи ребенку-дошкольнику. Именно поэтому так важно способствовать оказанию психолого-педагогической помощи детям по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения.

Нужно помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Сначала мы выясняем причины агрессивного поведения
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить “точный” диагноз и тем более “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Как правило, для воспитателей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.

Таким образом, условия формирования агрессивного поведения детей могут быть очень разными. Иногда они вызваны особенностями темперамента и нервной системы, но очень часто это лишь следствие неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта ребенка, которого не научили адекватно реагировать на события, с которыми ему приходится иметь дело. Нередко такие дети чувствуют себя отверженными, считают, что родители их не любят, и пытаются найти способ привлечения внимания взрослых. Пытаются стать нужными и любимыми. К сожалению, эти поиски часто заканчиваются вовсе не так, как хотелось бы самому ребенку и окружающим его людям.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!