Заявка на расчет
Меню Услуги

Коррекция замкнутости у дошкольников посредством психологических игр и упражнений. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


Глава 2. Организационно-педагогические условия по коррекции замкнутости дошкольников

2.1. Диагностика изучения уровня замкнутости детей дошкольного возраста

 

Опираясь на выше сказанные слова, предметом исследования стала диагностика замкнутости детей дошкольного возраста. Из этого следует, что целью нашего исследования явилось составление и апробирование диагностики для изучения особенностей замкнутости детей дошкольного возраста.

Задачи исследования включили в себя: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме замкнутости детей, диагностическое исследование, составление диагностики у детей дошкольного возраста, пилотажное исследование диагностической программы в ходе изучения особенностей коррекции замкнутости у детей дошкольного возраста.

Пилотажное исследование проводилось на базе: МБДОУ «Детского сада «Туллукчаан».

В диагностике участвовало 5 детей, в возрасте от 4 до 6 лет.

Критерии коммуникативных умений Б. Саша В. Влаид Н. Никита М. Нарыйа С. Сулус
Конфликтность +
Желание вступать в контакт + + + + +
Уверенность в общении + + + + +
Широкий круг общения + + + + +
Стеснительность + + +
Результаты с в в в с

 

Диагностическая программа включала в себя следующие методики:

  1. «Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И.А., Холмогорова В.М.).
  2. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?», Г.А. Урунтаева.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад «Туллукчаан».

Нормальное психическое состояние ребенка — хорошее и бодрое настроение, тяга к веселью и шалостям. У детей, конечно же, происходит смена настроения в зависимости от всевозможных случайных обстоятельств. Но здоровый ребенок, пока он не выдохся, не устал, легко возвращается в исходное хорошее настроение. Однако иногда ребенок испытывает большие затруднения. Некоторые становятся очень ранимыми, плаксивыми, быстро утомляются, совсем замыкаются в себе, отказываются идти на контакт. Порой у них отмечается заикание, непроизвольное подергивание век, мышц лица, шеи, становится тревожным сон. Замкнутость — нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, затруднении эмоционального контакта с окружающими людьми, сложности установления новых социальных отношений.

«Диагностика развития общения со сверстниками »(Орлова И.А., Холмогорова В.М.)

Цель: выявить уровень форсированности коммуникативного навыка детей раннего возраста со сверстниками.

Методика диагностики: диагностика общения предполагает регистрацию интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, сопереживания и средств общения.

Для определения уровня развития общения со сверстниками предполагается использовать:

— параметры общения со сверстниками;

— шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками.

Показателями общения детей со сверстниками служат такие параметры общения как:

  • Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание на сверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе к сверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру).
  • Инициативность (стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, вовлечение в совместные действия).
  • Чувствительность (активность) — стремление ребенка к взаимодействию со сверстником, желание ребенка действовать совместно, способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение за действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника.
  • Просоциальные действия (способность ребенка учитывать желания сверстника, умение поделиться, помочь, делать что-то вместе).
  • Средства общения (действия, посредством которых ребенок стремится привлечь к себе внимание сверстника, вовлекает его в совместные действия и участвует в них). Показателями данного параметра являются:

Для определения уровня развития общения со сверстниками используются следующие шкалы оценки параметров общения со сверстниками:

Интерес к сверстнику :

0 баллов — ребенок не смотрит на сверстника, не замечает его;

1 балл — ребенок иногда поглядывает на сверстника, внимание не устойчиво, быстро переключается на другой предмет, не проявляет интерес к деятельности сверстника;

2 балла — ребенок обращает внимание на сверстника, с любопытством наблюдает за его действиями, но издалека, не решается приблизиться, сократить дистанцию (пассивная позиция);

3 балла — ребенок сразу же замечает сверстника, приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, трогать, сопровождает свои действия вокализациями, речью, не теряет интереса к сверстнику на протяжении длительного времени, не отвлекается.

Инициативность:

0 баллов — ребенок не обращается к сверстнику, не стремится привлечь его внимание;

1 балл — ребенок первым не вступает во взаимодействие, начинает проявлять инициативу только после того, как сверстник проявил активность или с участием взрослого, чаще всего ждет инициативы сверстника (изредка поглядывает в глаза, не решаясь обратиться);

2 балла — ребенок проявляет инициативу, но не всегда, действует неуверенно, инициативные обращения к сверстнику не отличаются настойчивостью, смотрит в глаза сверстнику, улыбается;

3 балла — ребенок постоянно проявляет инициативу в общении, часто смотрит в глаза сверстнику, адресует ему улыбки, демонстрирует свои возможности, пытается вовлечь сверстника в совместные действия, проявляет ярко выраженную настойчивость в общении.

Чувствительность:

0 баллов — ребенок не отвечает на инициативу сверстника;

1 балл — ребенок реагирует на воздействия сверстника, но лишь изредка отвечает на них, не проявляет желания действовать совместно, не подстраивается под действия сверстника;

2 балла — ребенок откликается на инициативу сверстника, стремится к взаимодействию, отвечает на воздействия сверстника, иногда стремится подстроиться по действия сверстника;

3 балла — ребенок охотно откликается на все инициативные действия сверстника, активно подхватывает их, согласовывает свои действия с действиями сверстника, подражает его действиям.

Просоциальные действия:

0 баллов — ребенок не обращается к сверстнику, не желает действовать с ним совместно, не реагирует на просьбы и предложения сверстника, не хочет ему помогать, отнимает игрушки, капризничает, сердится, не желает делиться;

1 балл — ребенок сам не проявляет инициативы, но иногда откликается на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками), но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест;

2 балла — ребенок согласен играть со сверстником, иногда сам проявляет инициативу, но не во всех случаях, иногда делится игрушками, уступает их, откликается на предложение делать что-то совместно, не мешает сверстнику;

3 балла — ребенок проявляет желание действовать совместно, сам предлагает сверстнику игрушки, учитывает его желания, помогает в чем-либо, стремится избегать конфликтов.

Средства общения:

Экспрессивно-мимические

0 баллов — ребенок не смотрит на сверстника, не выражает мимикой своих чувств, равнодушен ко всем обращениям сверстника;

1 балл — ребенок иногда смотрит в глаза сверстнику, эпизодически выражает свое эмоциональное состояние (улыбается, сердится), мимика преимущественно спокойная, не заражается эмоциями от сверстника, если и использует жесты, то не для выражения собственных эмоций, а в ответ на обращения сверстника;

2 балла — ребенок часто смотрит на сверстника, его действия, адресованные сверстнику эмоционально окрашены, ведет себя очень раскованно, заражает сверстника своими действиям (дети вместе прыгают, визжат, кривляются), мимика оживленная, яркая, очень эмоционально выражает и отрицательные эмоции, постоянно привлекает к себе внимание сверстника.

Результаты диагностических исследований заносятся в специальные протоколы.

Для оценки степени развития общения со сверстниками используются три уровня: низкий (3 балла), средний (2 балла) и высокий (1 балл).

Низкий уровень общения характеризуется слабой выраженностью всех параметров. Уровень развития общения оценивается как средний , если большинство показателей всех параметров имеют средние значения. Если выраженность разных показателей существенно различается. Ребенок обладает высоким уровнем общения , если по большинству из параметров в каждой пробе, он получил высшие баллы. Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и просоциальные действия

«Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»

Коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей и родителей ребенка

Добрый ли ваш ребенок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

Внимательный ли ваш ребенок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

Правдивый ли ваш ребенок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

Вежливый ли ваш ребенок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

Общительный ли ваш ребенок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

Щедрый ли ваш ребенок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

Отзывчивый ли ваш ребенок? Всегда ли он готов прийти на помощь другим?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

Справедливый ли ваш ребенок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

Жизнерадостный ли ваш ребенок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

Ответственный ли ваш ребенок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

Оценка результатов.

За каждый ответ типа «да» ребенок получает 1 балл. За каждый ответ типа «нет» ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «не знаю» расценивается в 0,5 балла.

В итоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных ребенком по всем десяти коммуникативным качествам личности. В том случае, если ребенка оценивали при помощи данного опросника несколько человек, берется их средняя оценка. К примеру, если со стороны двух воспитателей ребенок получил следующие оценки: 0,5 и 0,5, а со стороны родителя, принимавшего участие в его оценке, — 1,0 балла, то средняя будет приблизительно равна 0,7 балла.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий

Анкета для родителей

«Изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом».

Инструкция: Уважаемые родители, сейчас вам предстоит ответить на ряд вопросов о том, как ваши дети относятся к своим сверстникам, как развито их общение между собой. Пожалуйста, старайтесь отвечать искренне и правдиво. На листе анкеты вверху уже указано имя, фамилия, возраст вашего ребенка. Вам же необходимо отвечая на вопрос, помечать нужный ответ кружочком.

Вопросы анкеты:

Как ребенок относится к своим сверстникам?

А. Равнодушно.

В. Отрицательно.

С. Отдает предпочтение отдельным сверстникам.

Называет ли ребенок сверстника по имени?

А. Да

В. Нет

Использует ли ребенок речь в общении со сверстниками?

А. Да.

В. Нет.

Оказывает ли другому ребенку помощь и по какой причине?

А. По собственному желанию.

В. По просьбе сверстника.

С. По предложению взрослого.

Не оказывает помощи.

Умеет ли не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать?

А. Да.

В. Нет.

Как часто ребенок вступает в конфликт со сверстниками?

А. Очень часто.

В. Иногда.

С. Никогда.

Как ведет себя ребенок в конфликтных ситуациях?

А. Уступает.

В. Дерется, обзывает.

С. Кричит.

Обращается за помощью взрослого.

Замечает ли ребенок эмоциональное состояние ровесника?

А. Да.

В. Нет.

Как ребенок реагирует на успех и неудачи других?

А. Равнодушен.

В. Реагирует адекватно.

С. Реагирует неадекватно (завидует успеху другого, радуется его неудаче).

Какие взаимоотношения преобладают со сверстниками?

А. Ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям.

В. Равнодушные.

С. Негативные.

Избирательные.

Анкета для родителей

«Родитель –ребенок»

Ф.И.О.___________________________________________________________

Дата __________________________________________________________

Инструкция: ответьте, пожалуйста, на поставленные вопросы или выберите правильный ответ. Будьте искренни. Постарайтесь дать подробные ответы

  1. Какое настроение преобладает у ребенка в семье?
  2. Что является, как правило, причиной сниженного настроения ребенка?
  3. За что, по Вашему мнению, ребенок уважает Вас?
  4. а) Какие черты Вашего характера, по Вашему мнению, Мешают продуктивному общению с ребенком?

б) Какие черты характера ребенка мешают вашему продуктивному общению?

а) Часто ли Вы хвалите ребенка и за что?

б) Какая совместная деятельность с ребенком способствует укреплению ваших

взаимоотношений?

  1. Какие методы воздействия применяете, если ребенок нарушает семейные правила?
  2. Как часто ребенок делится с Вами своими проблемами, тревогами?

Всегда; часто; иногда; редко; никогда

  1. О чем, по Вашему мнению, он умалчивает и почему?
  2. К кому из членов семьи ребенок обращается за советом. В первую очередь ______________________ во вторую? ___________________
  3. Что в семье, по Вашему мнению, доставляет ребенку наибольшую радость?
  4. Какие успехи ребенка Вас больше всего радуют?
  5. Возникало ли у Вас желание расторгнуть договор?

Всегда; часто; иногда; редко; никогда

Таким образом, можно сделать вывод что, в воспитании замкнутого ребёнка большая часть ответственности должна лежать на воспитывающем взрослом, так как его личность — мощный фактор развития личности ребёнка (функция воспитывающего взрослого – приобщение к культуре, общественному опыту поколений), его роль — наглядно демонстрировать модели поведения, социальные нормы, ценности. Замкнутость можно и нужно корректировать. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Замкнутость ребёнка не пройдёт за один день. Следует набраться терпения и подготовиться к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе общения с ребёнком.

 

2.2. Перспективный план с использованием психологических игр и упражнений для коррекции замкнутости детей дошкольного возраста

 

При проведении психологических игр и упражнений использованы следующие этапы:

1 этап – диагностический

Цель: Изучить особенности развития замкнутости у детей

2 этап: Взаимодействие со сверстниками

Цель: установление эмоционально – положительного контакта с детьми

3 этап: Закрепление

Цель: Формирование эмоционально – волевой устойчивости личности ребенка.

   Цели  Содержание занятий
Занятие 1  

Упражнение способствует повышению уверенности в себе, в свои силы.

 

Упражнение. «Попроси игрушку»,

 

Занятие 2  

Развитие уверенность.

 

Игра «Я в лучах солнца»

Занятие 3  

Упражнение, способствующее расслаблению и повышающее уверенность в себе.

 

Упражнение «Лепестки»

Занятие 4  

Развивать уверенность в себе и усвоить некоторые принципы общения в присутствии большого количества людей, а также тренировать умение вести беседу.

 

Игра «Вкус»

Занятие 5 Развивать выразительность жестов. Замкнутый ребёнок легче идёт на контакт, используя неречевые формы общения.  

Игра «Незнайка»

Занятие 6 Помочь осознать и принять свои индивидуальные особенности и особенности других людей  

Упражнение «Близнецы»

 

 

Занятие 7  

Повысить уверенность в себе, в своих силах

 

Игра «Закончи предложение»

Занятие 8  

Преодолеть психологические барьеры общения; создать атмосферу открытости и безопасности.

 

Игра «Клубочек»

Занятие 9  

Повысить уверенность в себе, в своих силах

 

Игра «Только вместе»

Занятие 10  

Развитие эмоционально-выразительных движений;

 

Упражнение «Ласковое имя»

Занятие 11  

Развитие коммуникативных способностей

 

Игра «Кто это?»

Занятие 12  

Снижение психоэмоционального напряжения.

 

Упражнение «Лифт»

Занятие 13  

Развивает уверенность в себе и доверие к другим людям.

 

Игра «Поймай мяч»

Занятие 14  

Преодолеть психологические барьеры общения; создать атмосферу открытости и безопасности

 

Игра «Представь себя…»

Занятие 15  

Научить детей правильно воспринимать сверстников их действия и движения, слова, привлечь внимание к друзья

 

 

Упражнение «Необычная радуга»

 

Занятие 16  

Развитие коммуникативных способностей

 

Игра «Паровозик»

Занятие 17  

Научить детей правильно воспринимать сверстников их действия и слова, привлечь внимание к друзья

 

Игра «Эхо»

Занятие 18  

Выражение эмоций к сверстнику.

 

Игра «Ладони»

Занятие 19  

Преодолеть психологические барьеры общения; создать атмосферу открытости и безопасности.

 

Упражнение «Через стекло»

Занятие 20  

Научить детей правильно воспринимать сверстников их действия и слова, привлечь внимание к друзья

 

Упражнение 1. «Связующая нить»

Упражнение 2. «Жираф»

Занятие 21  

Выражение эмоций к сверстнику.

 

Игра «На кого я похож»

Упражнение «Пожелания»

 

Занятие 22  

Преодолеть психологические барьеры общения; создать атмосферу открытости и безопасности.

 

Игра «Пожелания»

 

Занятие 23  

Развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

 

Упражнение «Полетаем»

Упражнение «Самолет»

 

Занятие 24  

Развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

 

Игра «Обзывалки»

 

Занятие 25  

Развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов

 

Игра «Зоопарк»

 

Занятие 26  

Развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости

 

Упражнение «На мостике»

 

Занятие 27  

Преодолеть психологические барьеры общения; создать атмосферу открытости и безопасности.

 

Игра «Узнай по голосу»

 

Занятие 28  

Выражение эмоций к сверстнику.

 

Упражнение «Прикосновение»

 

Занятие 29  

Развитие коммуникативных навыков, умение видеть хорошее в партнере

 

Игра «Царевна — несмеяна»

 

Занятие 30  

Преодолеть психологические барьеры общения; создать атмосферу открытости и безопасности.

 

Игра «Я знаю…»

 

Занятие 31  

Развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта

 

Упражнение «Подружим наши пальчики»

Занятие 32  

Научить детей правильно воспринимать сверстников их действия и движения, слова, привлечь внимание к друзья.

 

Игра «Кто там?»

Упражнение «Дом»

 

 

Таким образом, проведенная система игр, показала достаточно высокие результаты. Дети стали больше играть, общаться друг с другом. Дети, игравшие в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх, т.е. у них начали формироваться навыки общения со сверстниками. Всё это позволяет сделать вывод о том, что проведённая нами работа проведена с пользой.

 

2.3. Методические рекомендации для педагогов по организации и методике коррекции замкнутости детей дошкольного возраста посредством психологических игр и упражнений

 

Данные методические рекомендации посвящены проблеме замкнутости детей дошкольного возраста. В них освещена проблема замкнутости детей и способы преодоления замкнутости ребенка. Методические рекомендации были разработаны для развития коммуникативных способностей и формированию доверительного отношения к окружающим.

Цель методических рекомендаций – предоставление практических рекомендаций педагогам по развитию коммуникативных способностей и уверенного поведения ребенка.

При работе с замкнутыми детьми работа должна быть направлена, прежде всего, на формирование желания общаться и развитие коммуникативных навыков у ребенка. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость ребенка не пройдет за один день по взмаху «волшебной палочки». Поэтому необходимо набраться терпения и подготовиться к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе общения с ребенком.

Замкнутость – это оборонительная линия психики человека от тлетворных влияний внешнего мира. Как правило, замкнутый человек тяжело сходиться с людьми, не уживается в коллективе, недоверчив, крайне избирателен в дружбе и приятельстве, пессимистичен и угрюм. Характерные особенности замкнутости у детей – стремятся большую часть своего времени проводить в одиночестве или со своими близкими (мамой, папой). Обычно такие дети очень тяжело переносят даже непродолжительное расставание с близкими, не общаются со своими сверстниками, не входят в контакт. Не следует допускать по отношении к замкнутому ребенку – применение силы (моральной и тем более физической).

Прежде всего необходимо выяснить возможные причины замкнутости: — продолжительный стресс (например, развод родителей);

— эмоциональная депривация вследствие продолжительного пребывания в больнице без родителей или других близких людей, «нежелательности» ребёнка, холодного или равнодушного отношения к нем;

— индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы (чрезмерная возбудимость, инертность психических процессов и пр.);

— замкнутость как проявление тяжёлого психологического расстройства — аутизма;

Нужно придерживаться следующих подходов при работе с замкнутыми детьми:

  • рассказать о том, что беспокоитесь о нем (любых его сложностях);
  • в разговоре с ребенком не выставлять замкнутость как проблему;
  • научить его осознавать свои страхи, обиды;
  • выявлять и прорабатывать страхи через игру
  • в раннем возрасте стоит научить ребенка знакомиться, общаться, решать проблемные ситуации;
  • подкреплять, хвалить решительность ребенка;
  • постараться узнать причины, проблемы и помочь их разрешить, подсказать стратегию (самому решать только при угрозе жизни и здоровью ребенку);
  • помочь справиться с комплексами и страхами.

Можно выделить задачи родителям:

  1. Развить у детей позитивное само восприятие.
  2. Сформировать уверенность в себе и адекватную самооценку.
  3. Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства.

Родители должны понимать:

Эмпатия — способность к пониманию ребенка и сопереживанию. Создайте атмосферу доверия в своем доме, стимулируйте ребенка. Чтобы он говорил вам о своих проблемах, выслушайте его, проявите сочувствие. Это приведет к тому, что ребенок почувствует, что его понимают и принимают таким, каков он есть. Ведь застенчивый ребенок всегда опасается, что его высмеют и предадут. Этого допускать нельзя.

Безусловное позитивное отношение — принятие ребенка со всеми достоинствами и недостатками, не давая воли чувству неудовлетворенности и желанию сию же минуту ребенка изменить. Это, разумеется, не означает безоговорочного одобрения всего негативного, что есть у вашего ребенка. Просто вы должны понимать трудности, которые возникают у ребенка, и принимать ограниченность его возможностей на данной стадии развития. Не доверяйте чужому мнению о своем ребенке. Часто ребенка ругают, к примеру, учителя. Разберитесь в ситуации и поймите, что могло спровоцировать нежелательное поведение вашего ребенка.

Искренность — неподдельное выражение своих чувств, естественность. Ребенок должен испытывать чувство безопасности и непринужденности.

Исходя из этих особенностей, педагог может ставить для коррекции замкнутости психологические игры и упражнения, эти игры нужны для того чтобы:

— снять эмоциональное напряжение

— формировать позитивное отношение к другим людям

— создание доброжелательной атмосферы и т д.

При работе с детьми надо помнить об этапах психологических игр и упражнений:

1 этап: Подготовительный;

2 этап: Обучающий;

3 этап: Освоение правил; правильно ли сформулировала 3 этап?

Основные направления

  1. Коррекция, преодоление замкнутости, нерешительности, формирование самооценки, повышение уверенности в себе.
  2. Воспитательные, формирование общение у детей, проявление инициативы, смелости, решительности, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
  3. Образовательное, развитие социальных эмоций
  4. Предполагаемый результат, повышение уверенности в себе, повышение самооценки, преодоление замкнутости.

Несколько советов родителям замкнутых детей:

расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека; если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет вам решить эту проблему.

Для занятий с замкнутыми детьми с успехом можно использовать различные настольные игры, которые есть дома (мозаика, домино, лото, шашки и т.д.). Однако есть особенность проведения этих игр — в них обязательно должно играть несколько детей. В настольных играх отрабатываются навыки совместной игры с правилами. Также можно предложить ребенку подвижные игры, разыгрывание ситуаций, рисование и лепка в сотрудничестве с другими детьми.

Работа с детьми может осуществляться как в индивидуальной, так и групповой форме; как в чисто детских или родительских группах, так и детско – родительских группах.

Родителям детей, испытывающих эмоциональные затруднения, в том числе и замкнутость, следует обратить внимание на следующие моменты в поведении ребенка.

Сон:

а) как ребенок засыпает: быстро или медленно, требует ли, чтобы с ним сидели, чтобы не гасили свет и т. д.;

б) как спит: крепко, спокойно или мечется; разговаривает во сне;

в) как просыпается: сразу или нет; в каком настроении.

  1. Отношение к еде: как он ест – охотно или нет, выбирает пищу или нет.
  2. Бывают ли случаи проявления страха у ребенка, при каких обстоятельствах:

а) при наказании, окриках со стороны взрослых;

б) страхи не связаны с поведением взрослых.

  1. Как проявляется страх.
  2. Чему радуется ребенок и что вызывает у него огорчение, недовольство, обиду; какова длительность его переживаний.
  3. Умеет ли ребенок выразить сочувствие своим близким.
  4. Какие эмоции наиболее часто наблюдаются у него в игре, в учебной деятельности, доброжелателен ли он к своим сверстникам.
  5. Отстаивает ли ребенок свои интересы и каким способом: находит аргументы, упрашивает, требует, хитрит, плачет и т. д.
  6. Как реагирует на неудачи и на успех.
  7. Предлагаем следующие рекомендации родителям и педагогам, автора Дубровиной И. В. Как общаются с детьми, которые испытывающими эмоциональные затруднения:
  8. Нельзя учить ребенка подавлять свои эмоции, взрослые должны стремиться обучить детей правильному проявлению чувств, умению направлять их в нужное русло.
  9. Возникновение эмоций обусловлено процессом взаимодействия с окружающим миром. Необходимо научить ребенка адекватно реагировать на процессы и явления внешней среды.
  10. Не стремитесь полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Искусственно созданные «тепличные условия» не снимают проблему, а лишь на время отодвигают ее решение. Через некоторое время она становится еще более острой. Важно учитывать интенсивность эмоций, а не то, какие они отрицательные или положительные. Ребенку нужно разнообразие эмоций, так как наличие лишь одних положительных эмоций рано или поздно вызывают скуку.
  11. Нельзя давать оценку чувствам ребенка, невозможно требовать, чтобы ребенок не переживал того, что он переживает. Чаще всего, бурные эмоции – это проявление длительного эмоционального зажима

Таким образом, родителям и педагогам нужно быть более внимательными, чуткими и заботливыми по отношению к замкнутым детям, так как они более всего, по сравнению с другими детьми, нуждаются в эмоциональной поддержке и эмпатии. Ребенка надо научить пользоваться методами саморегуляции для того, чтобы он мог приводить свое состояние в норме.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. Эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-либо. В этом мы убедились в нашей работе. Ребенок познает окружающий мир и делает это не отвлеченное и бесстрастно, а переживает происходящее с ним, формирует свое собственное отношение к тому, что его окружает, выбирает одни виды деятельности и ситуации и отвергает другие. Познание всего эмоционально. Любые психические окрашиваются эмоциями – будь то ощущение или воображение, мышление или память. Наш мир – это вечная борьба противоположностей. Избежать воздействия отрицательных эмоций невозможно. Любое активное участие в жизни, наряду с успехами и достижениями, предполагает наличие неудач, ошибок и срывов. Таков суровый закон жизни: только преодолевание препятствий и барьеров, поднимаясь после «падений», учась на ошибках, человек познает себя и свои связи с миром. Важно научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно и мужественно принимать неудачи и ошибки.

На основе проведенной работы мы пришли к следующим выводам:

  1. Проблема замкнутости в психолого-педагогической литературе рассмотрена достаточно подробно. Описаны определения, виды формы проявления, поведение и причины замкнутости.
  2. С помощью диагностики можно выявить замкнутость у дошкольников и характерные особенности их личности и поведения.
  3. Возможно, корректировать особенности личностной и поведенческой сферы замкнутости дошкольников посредством психологических игр и упражнений.

Замкнутость – это всего лишь сигнал. Справившись с причинами, вы непременно освободите своего ребенка.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон 29.12.2012 №237 – ФЗ (Вступил в силу 2013 года) // собрание законодательства РФ от 31.12.2012, №53 (ч.1), ст.7598
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / [Принят прав. РФ 5 авг. 2013 г. №661.: по состоянию на 1 сен. 2013г.] – М., 2013
  3. Брахина С.А. Коррекционная программа замкнутых детей [Текст] – 1- е изд. – М.: 2016.- 17 с.
  4. Березина Т.А. «Игра как средство коррекции поведения в дошкольном возрасте» [Текст] // «Игра и дошкольник» – с. 3 — 15
  5. Большой психолого – педагогический словарь [Текст] / – Ростов – на Дону, 2011. –576с.
  6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. – М.: Изд – во МПСИ, 2001 . – 352с. Гаспарова Е. «Замкнутый ребенок» [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2009, — №3. – С. 9-10
  7. Грибанова А.Д., Калиненко В.К. Психология воспитания [Текст] / – 2 – е изд. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 352 с.
  8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Если ребенок стал «Изгоем» [Текст] //Социономия. – 2001, — №3. – С. 71 -78
  9. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия [Текст] / – М.: 2000 – 19 с.
  10. Кленкина В.Ю., Халявина О.В. Замкнутость, как проблема детского возраста [Текст] / 2012. – 45c.
  11. Левин В. А. Нестандартный ребенок. [Текст] – М., 2003. – 2 с.
  12. Люблинская А. А. Детская психология. – М., 2001
  13. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. [Текст] / – М.: Знание. [Текст] 2008. – 227 с.
  14. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психолого – педагогический словарь [Текст] / – Ростов – на Дону / Сост.и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2011. – 576с.
  15. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / СПб.: Речь, 2006. – 3 с.
  16. Мухина В.С. Возрастная психология [Текст] / Учебник для студентов высших учебных заведений. / В.С. Мухина – М.: Издательский центр «Академия». – 2011. – 223 с.
  17. Овчарова Р. В. Практическая психология. – М., 2006
  18. Осипова А.А. Общая психокаррекция [Текст] / Учебное пособие для студентов вузов. – М.:ТЦ Сфера, 2005 – 3 с.
  19. Психологический словарь [Текст] / Под редакцией А. В. Петровского. – М., 1990 – 33 с.
  20. Психология личности и деятельности дошкольника [Текст] /Под редакцией А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М., 2005
  21. Панфилова «Игротерапия общения» (диагностический этап) М. 2000
  22. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры [Текст] / — М., 2000.Смирнова О.Е. / Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / О.Е. Смирнова— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 8 с.
  23. Прокопьева М. М. Основы самоорганизации семьи [Текст] / М. М. Прокопьева ; [редкол. : А. А. Пахомов (рук.) и др.] ; М – во общего и проф. образования Рос. Федерации, Якут. гос. ун–т им. М. К. Аммосова, Пед. ин–т, Ком. по делам семьи и детства при Президенте Респ. Саха (Якутия). – Якутск: Бичик, 2000. – 109с.
  24. Прокопьева М. М. Работа с родителями в ДОУ [Текст] / [метод. пособие] / М.М. Прокопьева; Якут. гос. ун–т, Саха гос. пед. акад. МО РС(Я). – Якутск: Изд–во ЯГУ, 2002. – 96с.
  25. Репина Т. А., Смолева Т. О. Неуверенный ребенок. //Дошкольное воспитание. – 2013, — №3
  26. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании». – М., 2009
  27. Развитие социальной уверенности дошкольников (под редакцией Безруких)
  28. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. М., Владос, 2005
  29. Смирнова Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О.Смирнова–М.: Изд–во РОУ, 2003. – 368с.
  30. Самарина Л.В., Холопова В.А. Открой новый мир. Программа адаптации детей раннего возраста к детскому саду [Текст] / Сборник: воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. / Л.В. Самарина, В.А. Холопова – СПб.: 2003. –221с.
  31. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, ил. — (Психология для всех). — 158с.
  32. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности [Текст] / В.Я. Титаренко – М.: Мысль, 2013. – 352с.
  33. Широкова Г.А.. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г.А. Широкова– Изд. 6 – е – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 382с.
  34. [Электронный ресурс]. URL: http // www.maam.ru (дата обращения 25.04.2017)
  35. [Электронный ресурс]. URL: http // www.fport.ru (дата обращения 27.04.2017)
  36. [Электронный ресурс]. URL: http // www.doshkolenok.ru (дата обращения 03.05.2017)

Страницы:   1   2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф