Меню Услуги

Коррупционная преступность понятие и предупреждение


Страница:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • 1.1 Понятие коррупционной преступности
  • 1.2 Предпосылки коррупции и коррупционной преступности
  • 1.3 Законодательное закрепление коррупционных преступлений
  • 2.1 Основы коррупционных преступлений
  • 2.2 Разработка и принятие профилактических мер в борьбе с коррупцией
  • 2.3 Анализ результатов борьбы с коррупционной преступностью в России
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Актуальность темы обусловлена следующим. Согласно ежегодным отчетам об индексе восприятия коррупции (ИВК), публикуемым Всемирной рейтинговой организацией по борьбе с коррупцией Transparency International (TI), ИВК в России остается практически неизменным. При этом одиннадцатилетнее отслеживание этой организацией показателя ИВК свидетельствует не только о его устойчивом постоянстве, но и достаточно высоком уровне (в среднем ИВК в России с 1999 по 2010 г. составляет 2,6 балла), что не позволяет России занять в рейтинге достойное место среди наиболее развитых стран и «отбрасывает» ее в группу государств с недостаточно развитыми социально-политическими институтами. Так, в связи с тем, что в 2010 г. ИВК в нашей стране составил 2,1 балла, Россия опустилась на 154-е место из 178 стран и оказалась среди африканских государств, что стало самым наихудшим показателем за последние одиннадцать лет.

Как следствие, ежегодное обнародование международной организацией Transparency International (TI) сведений о достаточно высоком уровне восприятия коррупции в России наносит ее престижу и авторитету серьезный ущерб, последствия которого могут проявляться в исключении Специальной финансовой комиссией по проблемам отмывания денег (ФАТФ) из списков стран или территорий, которые придерживаются целенаправленных мер по предотвращению отмывания денег, или в снижении возможности для вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Потому как членство в ВТО невозможно без устранения вопиющих проявлений коррупции, обеспечения гарантий безопасности бизнеса, минимизации политических и социальных рисков, создания независимой судебной системы и нормальной правовой сферы, решения вопросов собственности на землю, реформирования банковской системы, улучшения международного имиджа России.

Помимо нежелательных внешнеполитических последствий высокий уровень распространения коррупции в России также обусловливает возникновение угрозы внутриполитическим интересам страны. Поскольку создаются реальные предпосылки для: профанации и снижения политической конкуренции; разочарования граждан в ценностях демократии, что влечет разложение демократических институтов; дискредитации права как основного инструмента функционирования государства и регулирования жизни общества; смещения целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования группировок с олигархическими устремлениями.

Сложившуюся в нашей стране ситуацию с коррупцией, по мнению директора Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Транспаренси Интернешнл — Россия»  Е.А. Панфиловой, можно объяснить тем, что «коррупция в России стала более изощренной и алчной… Основным способом коррупционной добычи стало «распиливание» триллионов бюджетных средств… Никаких тебе конвертов с деньгами — сплошные откаты… Их норма растет как на дрожжах. В «нулевые» в строительстве она составляла 15 — 20 процентов. В середине десятилетия — увеличилась вдвое. А сегодня доходит до 50 — 70 процентов от стоимости проекта…». При этом, по некоторым экспертным оценкам, на долю так называемой «верхушечной» (деловой) коррупции приходится 316 млрд. руб. в год, что складывается из взяток, взимаемых чиновниками с предпринимателей, средний размер которых составляет 136 тыс. долл.

Таким образом, целью данной работы будет рассмотрение и изучение коррупционной преступности: понятие и предупреждение.

Объектом исследования в данной работе является — коррупционная преступность.

Предметом исследования является — понятие и предупреждение коррупционной преступности.

В рамках поставленной цели работы необходимо решение следующих задач:

Рассмотреть  понятие, сущность и особенности коррупционной преступности,

Исследовать особенности ответственности и перспективы борьбы с коррупционной преступностью.

1.1 Понятие коррупционной преступности

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений. Коррупция может затрагивать все наше общество в целом, ее проявления могут быть различны и многообразны.

Но как тогда определить, что является коррупцией, а что нет? На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом.

Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.[9]

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды — он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям. Поэтому трудно найти людей, никогда не дававших мелких взяток. Устоялось мнение о том, что тот, кто предлагает взятку или дает ее — ничего не нарушает, и, напротив, во всем виноваты те, кому взятки дают.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее — УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся нравственное разложение общества, правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, слабая гражданская позиция граждан, слабая реализация конституционных прав и свобод граждан и многое другое.

Коррупция — словно раковая опухоль: увеличиваясь сама, повсеместно распространяет свои метастазы. Вот некоторые последствия коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое. [16]

Можно искать виновных в коррупции вокруг, можно разводить руками, демонстрируя беспомощность перед этой машиной зла, оправдывать свое неблаговидное поведение вынужденными обстоятельствами. Однако коррупция — это в первую очередь система, и, если вы, уважаемый читатель, когда-либо давали или брали взятку, превышали свои полномочия ради собственной выгоды — вы тоже часть этой системы и персонально ответственны за развитие ее преступной деятельности.

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодатель — это, во многих случаях, первоисточник коррупции. Согласитесь, если бы не было тех, кто желает получить определенные преференции или блага путем дачи взятки, вряд ли появились бы те, кто эти взятки принимает. Здесь работают законы экономической теории: при наличии устойчивого спроса формируется предложение.

Взяткодателем является человек, который предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться полномочиями этого лица в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который «продает» свои полномочия заинтересованным людям. От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влияние и власть.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования и даже процветания коррупции в нашей стране.

В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся: «Если иначе нельзя, то приходится. Чем я хуже тех, которые дают и берут взятки?» Такие люди часто избирают самый «простой» способ решения той или иной проблемы. Они предпочитают не соблюдать закон и, конечно, не хотят нести за это заслуженное наказание. Такие люди считают, что «деньги могут все решить». Однако в этом кроется их недальновидный эгоизм. Когда человек дает или берет взятку, он не просто становится нарушителем, он унижает права людей, окружающих его (в том числе права своих родных и близких). Коррупция — это путь слабых и ведомых людей. Такие люди мыслят по принципу «все так делают — значит, и мне можно». Такие люди, может быть, и осуждают коррупцию в целом, однако считают ее чем-то естественным и сами к ней подстрекают. [13]

Многие совершенно не испытывают чувства ответственности за свои действия. А ведь наши поступки — это пример для окружающих. Когда человек, решив проблему незаконным способом, хвастается этим перед друзьями, он, фактически, предлагает воспользоваться его примером. Не стыдится своего преступления, не опасается ответственности, а наоборот — пропагандирует его. При этом в ситуации, когда интересы такого деятеля пострадают от аналогичных действий его коллеги или третьего лица, трудно найти более возмущенного несправедливостью и беззаконием человека. Поэтому коррупция — это путь безответственных людей. Людей, не думающих о своей стране, о себе, будущем своих детей.

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Именно поэтому в предыдущем абзаце мы выделили «простоту» коррупционного решения кавычками. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться. Быстро решив свои задачи в обход закона, он построит дом на песке.

Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода, диплома об образовании и прочего. Тогда все результаты быстро решенной проблемы в лучшем случае исчезнут как мираж, а скорее обернутся гораздо более серьезными проблемами. Решение своей проблемы в обход закона или существующего порядка — создание бессрочного риска потерять все приобретенные блага при выяснении оснований возникновения прав на них в будущем.

Коррупция — это преступление, которое влечет уголовную ответственность! Кроме того, законодательством предусмотрены экономические меры наказания в виде крупных штрафов.

Таким образом, коррупция — это еще и путь нерациональных людей.

Многие даже не задумываются, что именно их действия не позволяют эффективно бороться с коррупцией. Что же является причиной такого пассивного отношения граждан к коррупционной ситуации в стране и к личной судьбе? К причинам коррупционного поведения можно отнести:

— толерантность населения к проявлениям коррупции;

— слабое правосознание граждан;

— отсутствие опасения потерять полученное благо в будущем при проверке оснований его приобретения;

— наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

— психологическая неуверенность гражданина при разговоре с должностным лицом;

— незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;

— отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица. [5]

Формы коррупции

Взятка

Основным коррупционным деянием является взятка. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды — так называемый «блат», — полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, также относятся к взяткам.

Еще раз обращаем внимание на то, что взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление — это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) либо явно выходящие за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Коммерческий подкуп

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Так же, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Однако, в отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

Взятка и подарок

Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у вас есть знакомый — должностное лицо и вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные выплаты, ссуды, любые услуги имущественного характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д. Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и должны передаваться гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он служит. Тем не менее статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации позволено преподносить государственным и муниципальным служащим подарки стоимостью не выше трех тысяч рублей.

1.2 Предпосылки коррупции и коррупционной преступности

Сегодня взгляды государства и общества на коррупцию и коррупционную преступность в целом остаются весьма разноплановыми. Существующие мнения о причинах возникновения, значении и степени влияния данного явления на государственные и общественные институты объясняются тем, что вопросы коррупции исследуются не только правоведами, но и экономистами, социологами, политологами, философами и др. А вот бытовое понимание коррупции, как правило, формируется на основе опыта населения. К сожалению, это разночтение затрудняет выработку относительно универсального понятия коррупции, что, в свою очередь, объективно ограничивает создание более эффективных правовых механизмов противодействия ее распространению.

В настоящее время число ежегодно регистрируемых в стране (около 2,5 млн.) преступлений при общем увеличении объема преступности за последние 15 лет (на 85%) значительно превосходит динамику роста населения за этот же период (3,5%). Однако этот показатель не учитывает латентную преступность, которая, по данным криминологических исследований, в 3 — 4 раза превышает отраженную в статистике часть преступности. Касаемо коррупционной преступности ученые едины в своих научных исследованиях и выводах о 1 — 2% выявляемости этого вида противоправной деятельности, при росте в структуре этого вида тяжких преступлений, доля которых за последние 2 — 3 года приближается к 30%.

Следовательно, общественная опасность коррупции возрастает не только при общем росте объема преступности, но и, во-первых, из-за значительного количества преступлений экономической направленности, во-вторых, из-за преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления и, в-третьих, из-за массы других, как учтенных, так не учтенных, коррупционных правонарушений.

В научной литературе нередко высказываются точки зрения о том, что коррупция является наследием прошлого и что рост числа коррупционных деяний — это результат перехода от прежней системы к построению новой России, а сложившийся масштаб коррупции — цена, которую стране приходится платить за такие преобразования. Кроме того, коррупция затронула если не все, то большинство ветвей государственной власти, включая и судебную.

Ряд авторов и политических деятелей не исключают, что коррупцией поражена вся политическая система. Говорить сегодня о проблеме коррупции в России — это значит говорить о финансовой и экономической базе этого явления, финансовых потоках, способах и формах контроля их циркуляции. Это свидетельствует также о монопольных группировках в ключевых отраслях хозяйства, обеспечивающих экономическую деятельность. «Выбранный» в стране вариант экономических реформ с самого начала имел своей доминантой не структурную перестройку и наведение элементарного порядка в экономике, а снятие неких административных ограничений, тормозов, которые, по мысли идеологов реформ, препятствовали реализации экономической активности потенциальных собственников. [10]

Судя по сегодняшней ситуации, коррупция приобрела системный характер и затрагивает практически все общество, включая его основы. А высокий уровень коррупции характерен как для сектора государственного управления, так и для частного сектора. Динамика коррупционной преступности десяти — пятнадцати лет характеризовалась неуклонным повышением абсолютного числа зарегистрированных преступлений, например, экономической направленности: с 85,6 тыс. в 1998 году до 482,5 тыс. в 2009 году и с 5,8 тыс. до 13,1 тыс. фактов взяточничества соответственно. Однако к 2012 году на фоне общего сокращения преступности в стране почти на 1,5 млн. фактов, в 2,8 раза сократилось количество выявленных преступлений экономической направленности (с 489,6 тыс. в 2006 году до 172,9 тыс. в 2012 году), что, в свою очередь, «повлекло» снижение фактов выявляемости коррупционных преступлений в 1,3 раза, а удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 8,4%. Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 144,9 млрд. рублей, а тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 57,4%. Взяточничество же с 2009 года снизилось на 25,8%. Это еще раз говорит о взаимосвязи и взаимообусловленности криминогенного рынка и о том, что любые изменения в политическом, социальном или экономическом аспектах приводят к нарушению баланса криминологической безопасности в ту или иную сторону.

По данным МВД РФ, в 2012 году зарегистрировано 34097 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, причем 438 из них совершены группой лиц по предварительному сговору, а 248 — в составе преступных сообществ. Следует заметить, что 911 преступлений были совершены в крупном или особо крупном размерах. В основе большинства этих преступлений лежит коррупционный подкуп в виде различного рода «откатов», взяток и подкупа должностных лиц. Размер причиненного государству ущерба по возбужденным уголовным делам за последние два года составил более 300 млрд. рублей. На 5,3% снизилось количество выявленных фактов получения и на 20,5% — дачи взятки. [3]

В России не существует единой оценки уровня и масштабов коррупции, ее влияния на криминологическую безопасность страны. Более того, эта информация носит довольно общий характер и во многом основывается как на статистических данных, социологических и научных исследованиях, так и на предположениях. А поэтому сложившаяся ситуация нуждается в более детальном ее изучении. По мнению многих исследователей этой темы, коррупция является наибольшим из зол для переходных обществ. Однако было бы ошибкой связывать все проблемы только с коррупцией. Она является лишь одним из звеньев в длинной цепи экономических, социальных, духовных преобразований.

В России нет нормативного правового акта, в котором прямо бы говорилось о том, какие преступления следует относить к коррупционным. И учитывая, что преступление — это, во-первых, общественно опасное деяние. А общественная опасность — это необходимое, неотъемлемое свойство коррупционного преступления, его материальный признак, раскрывающий, по сути, социальную сущность преступного посягательства. Поэтому в ч. 2 ст. 14 УК РФ особо подчеркивается: «Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности», т.е. не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Во-вторых, преступление — это уголовное противоправное деяние. А общественно опасное деяние не может быть признано преступлением, если оно в момент совершения не было предусмотрено уголовным законом. Противоправность есть юридическое выражение общественной опасности, свидетельствующее о том, что лицо, совершившее общественно опасное деяние, нарушило тот запрет, который содержится в уголовно-правовой норме. Следовательно, присутствие двух этих признаков: общественная опасность и уголовная противоправность — определяет понятие преступление.

Каковы же предпосылки коррупционных преступлений? В соответствии с идеей Гэри Беккера, принимая решение о выборе направления своей деятельности, человек исходит из четырех факторов. Во-первых, своих способностей; во-вторых, моральных ценностей и ограничений, заложенных его воспитанием, семьей; в-третьих, ограничений, накладываемых устройством внешней среды; в-четвертых, из стремления максимализировать свою выгоду.

К сожалению, до настоящего времени большое количество государственно-управленческих, административно-хозяйственных и социально-экономических вопросов отдается на решение чиновникам. Именно подобный вектор развития государства «стимулирует» рост коррупции. Чем больше контролирующих, визирующих, разрешающих органов, тем больше объем взяточничества. Уже сейчас количество чиновников в РФ превысило их количественные показатели в СССР (при том что в СССР в состав чиновников входили и партийные функционеры). Общая численность работников органов государственной власти и местного самоуправления в конце 2012 года составила около 2 миллионов человек, или 1,8% занятого населения Российской Федерации (без учета аппарата МВД России, Минобороны России и других органов, обеспечивающих правопорядок и охрану безопасности государства, таможен). [11]

С 1995 года ежегодно неправительственная международная организация Transparency International публикует «коррупционный рейтинг», основывающийся на данных Всемирного банка, Всемирного экономического форума и Африканского банка развития.

Таблица 2.1

 Год      Всего

зарегистрировано

преступлений

(в тыс.)

 Преступления

в сфере

экономической

деятельности

(в тыс.)

Взяточничество

(в тыс.)

 Должностные

преступления

(в тыс.)

2006      3855,4    489643     11063     39751
2007      3582,5    459176     11616     39078
2008      3209,8    448782     12512     40473
2009      2994,8    482578     13141     43086
2010      2628,8    314679     12012     37255
2011      2404,8    202454     10952     34783
2012      2302,2    172975      9758     34097

Таблица 2.2

N п/п  Год Количество стран

в рейтинге

Место России

в рейтинге

Индекс восприятия

коррупции

  1. 1996        54    46 — 47       2,6
  2. 1997        52       49       2,3
  3. 1998        85       76       2,4
  4. 1999        99    82 — 83       2,4
  5. 2000        90    82 — 83       2,1
  6. 2001        91    79 — 81       2,3
  7. 2002        102    71 — 76       2,7
  8. 2003        133    86 — 87       2,7
  9. 2004        145    90 — 96       2,8
 10. 2005        158   126 — 129       2,4
 11. 2006        163   121 — 129       2,5
 12. 2007        180   143 — 146       2,3
 13. 2008        180   147 — 150       2,1
 14. 2009        180   146 — 153       2,2
 15. 2010        178   154 — 163       2,1
 16. 2011        182   143 — 151       2,4
 17. 2012        176   133 — 138    28 из 100

Таблица 2.3

N п/п    Наименование

организации

2004 2005 2006 2007 2009 2010
  1. Правоохранительные

органы

 4 4,2  4 4,1 4,5 3,9
  2. Вооруженные силы 3,4 3,5 3,5 3,8  — 3,5
  3. Бизнес 3,6 3,8 3,9 3,9 3,7 3,4
  4. Образование 3,5 3,7 3,7 3,9  — 3,7
  5. Медицина 3,4 3,5 3,7 3,9  —  —
  6. НКО 2,7 2,7 3,1 3,2  — 3,1
  7. СМИ 3,4 3,4 3,5 3,7 3,5 3,2

Наихудшая ситуация, по мнению экспертов, в 2012 году сложилась в Сомали, Северной Корее и Афганистане, которые набрали 8 баллов из 100 возможных (с 2012 года новая формула расчета, до этого индекс восприятия коррупции представляет собой оценку от 0 — максимальный уровень коррупции до 10 — отсутствие коррупции). Наименее склонными к коррупции странами названы Дания, Финляндия, которые смогли обогнать показатель Новой Зеландии в первой тройке (все 90 баллов). На четвертом и пятом местах оказались Швеция и Сингапур. Россия набрала в рейтинге 28 баллов — столько же, сколько Иран, Казахстан, Гондурас, Гайана и Коморские острова, и заняла 133-ю позицию. Всего в списке было представлено 176 стран. Стоит отметить, что в предыдущем году показатели России были несколько хуже — 144-е место из 182 государств, и тогда Россия соседствовали с Нигерией и Мавританией.

Transparency International также регулярно проводит исследование «Барометр мировой коррупции», в котором отражается мнение граждан о том, какие государственные или общественные институты наиболее подвержены влиянию коррупции. Оценка дается в баллах от 1 (отсутствие влияния коррупции) до 5 (наивысшая коррумпированность). Для РФ эти показатели выглядят следующим образом:

По данным исследования TI, проведенного совместно с фондом ИНДЕМ, размер взяток практически сравнялся с ВВП России. Ежегодно 40% своих доходов мы отдаем коррупционерам в качестве дополнительного «налога», а уровень «отката» тому или иному чиновнику составляет от 10 до 30% суммы сделки с постоянной тенденцией к повышению.

Характерной особенностью коррупционной преступности является ее тесная связь с организованной преступностью и контролируемыми ею легализованными или легальными структурами. Это одна из закономерностей функционирования организованной преступности и широкомасштабной коррумпированности общества. Сегодня можно выделить три ступени организованности в преступной деятельности и масштабах ее проникновения во властные структуры. На первом этапе преступные группировки структурно не оформлены, отсутствует четкое разделение функций и ролей, а попытки взаимодействия с представителями власти и силовыми структурами носят практически единичные случаи. Вторая ступень предполагает уже четкое иерархическое (по вертикали) построение групп, иногда их конгломерат. Особенностью таких преступных объединений (за рубежом их называют «преступные синдикаты») является активное внедрение своих представителей в официальные структуры общества и использование их в своих целях. На этой стадии отдельные преступления являются лишь «подготовительной работой» к более сложной и широкомасштабной криминальной деятельности, которую координируют лидеры преступного мира, практическую реализацию их идей и планов осуществляют непосредственные исполнители. [9]

Качественное отличие третьей ступени организации преступной деятельности состоит в формировании устойчивой преступной среды и консолидации ее лидеров. На этом уровне завершается отделение функции организации и руководства преступной деятельностью от непосредственного участия в ней, выделяется руководящее организаторское ядро, так называемый мозговой центр, который практически недоступен для правоохранительных органов. Более того, в настоящее время при сохранении экономических приоритетов вектор направленности организованной преступности сместился в сферу политических интересов. Процесс криминализации активно затронул властные структуры, он сопровождается проникновением ставленников преступных сообществ в законодательные и исполнительные органы государственной власти с целью лоббирования своих интересов. Значительные финансовые средства, полученные криминальными структурами в результате совершения противоправных действий, используются для подкупа государственных чиновников, что значительно усиливает их коррумпированность.

Несмотря на огромное внимание к коррупционной преступности, особенно коррупционному подкупу, большинство рассматриваемых преступлений остается практически не выявленным. Это обусловлено рядом обстоятельств: во-первых, правонарушения правящих кругов связаны с управленческой деятельностью, которая остается конфиденциальной, во-вторых, в совершаемых правящей элитой деяниях нет прямых и непосредственных жертв, а также свидетелей, заинтересованных в обнародовании таких фактов, в-третьих, совершая свои «профессиональные» преступления, правящая элита обладает современными методами защиты от разоблачения, в-четвертых, лица из правящих кругов, совершившие противоправное деяние, чаще избегают реальной уголовной ответственности, чем простые граждане, в-пятых, элита фактически управляет деятельностью правоохранительных органов и судов, которые не имеют реальной возможности руководствоваться только законом.

Действующее сегодня законодательство Российской Федерации очень сложно и противоречиво. Из-за этого толкователем закона на практике выступает чиновник, и во многих случаях он трактует его не просто в свою пользу, а создает условия, когда коррупционная сделка становится единственным выходом для гражданина или бизнесмена. Более того, наше законотворчество по сей день создает законы-пожелания, а не законы-процедуры. В результате методы правоприменения прописываются в подзаконных актах, а последние творятся в условиях закрытости, что дает возможность для произвола, реализации корыстных целей. К сожалению, ни Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ни пакет других нормативно-правовых актов по противодействию коррупции не стали на сегодня фундаментом правовой базы, призванной ограничить распространение и воспроизводство коррупции, а также заложить действенные предпосылки по ее реальному предупреждению. Не искоренены такие явления социальной несправедливости, как: нечестная конкуренция фирм; усиливающееся неоправданное перераспределение доходов граждан; дискредитация правосудия; правым оказывается тот, у кого больше денег и меньше самозапретов. Коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться своими личными интересами ради развития общества. Коррумпированность аппаратов, отвечающих за правоприменение (армия, полиция, суды), позволяет организованной преступности расширять свою «грабительскую» деятельность в частном секторе и даже создавать симбиоз организованной преступности и этих организаций, а факты коррумпированности в высших эшелонах власти и «принимаемые» по ним решения, становясь достоянием гласности, подрывают доверие к ним и ставят под сомнение их легитимность. [19]

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Что делает коррупцию выгодной? Такая мера, как ужесточение наказания взяточников, сама по себе не приведет к уменьшению уровня коррупции. Ужесточить наказание за взятку и сделать коррупцию невыгодной — разные вещи. Коррупция может быть выгодной даже при наличии в стране смертной казни. И наоборот, коррупция может быть невыгодной при относительно «мягких», по сравнению со смертной казнью, наказаниях. Исходя из практики сегодняшнего дня — очень маленькие, практически нулевые шансы того, что коррупционное преступление будет раскрыто, а взяточник будет наказан. Даже если допустить теоретически, что в России за большие взятки будет введена смертная казнь, то, скорее всего, уровень российской коррупции вряд ли уменьшится. В этом случае в России будут изредка «отстреливать» зарвавшихся неугодных коррупционеров, которые не захотели поделиться взяткой. А основная масса коррупционеров, как брала взятки, так и будет продолжать их брать. Коррупционеры изобретут более безопасные и закамуфлированные способы получения взяток, например, через оффшорные компании, владельцами которых являются те же (или такие же) коррупционеры. Но доказать этот факт в соответствии с российским законодательством практически будет невозможно. Вполне вероятно, как это ни парадоксально, но ужесточение наказания за взятку может привести даже к увеличению уровня коррупции — взяточники увеличат ставки взяток «за риск» (что и происходит сегодня после введения кратности и штрафных санкций до 500 млн. рублей — сумма взятки возросла в 2012 году вдвое). Следовательно, нулевые шансы наказания взяточника делают коррупцию выгодной даже при наличии смертной казни!

Можно предположить другой вариант развития ситуации — наказание за взятку абсолютно неотвратимо, и взяточник всегда, во-первых, возвращает взятку, во-вторых, наказывается штрафом, равным размеру взятки при пожизненном «отлучении» от государственной службы. Простой штраф за взятку в размере взятки — это значительно более мягкое наказание, чем даже то, которое предусмотрено существующим Уголовным кодексом РФ. Но это мягкое наказание (несоизмеримое по жестокости со смертной казнью) приведет к полной ликвидации коррупции — при условии неотвратимости 100% наказания взяточников, и в-третьих, за взятку в размере от 100 тысяч рублей должна быть предусмотрена не физическая, а публичная политическая казнь с широким освещением ее в средствах массовой информации и на «сайте позора», где были бы изложены подробности дел и политической казни коррупционеров. Взяточник должен быть публично и пожизненно лишен права занимать какие-либо государственные посты и любые «взяткоемкие» должности, на которых имеется возможность брать взятки, т.е. он должен стать «политическим трупом» в прямом смысле этого слова, пожизненно лишен всех привилегий и званий, всех надбавок к пенсии и получать только минимальную пенсию. Политическая казнь коррупционеров должна совершаться без права реабилитации. Но и срок тюремного заключения за взяточничество не должен подлежать уменьшению ни при каких обстоятельствах.

1.3 Законодательное закрепление коррупционных преступлений

Ответственность за коррупционные правонарушения — это главным образом уголовная ответственность. Тем не менее, в Уголовный кодекс Российской Федерации термин «коррупция», а тем более одноименный состав преступления, включен не был. Составы преступлений, являющихся по своей сути коррупционными, рассредоточены законодателем в различных главах и даже различных разделах Особенной части Уголовного кодекса. Некоторые из этих составов являются коррупционными только при наличии определенных обстоятельств либо квалифицирующих признаков (например, в случае, если они совершены из корыстной заинтересованности).

Некоторые из преступлений могут признаваться либо не признаваться коррупционными в зависимости от того, какое содержание вкладывается в термин «коррупция» — широкое либо узкое его толкование. Исходя из этого, невозможно очертить некоторое строго определенное количество преступлений как «коррупционные».

Попытка систематизировать составы коррупционных преступлений была предпринята законодателем в 2008 г. Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к коррупционным преступлениям относятся: 1) получение взятки; 2) дача взятки; 3) злоупотребление служебным положением; 4) злоупотребление полномочиями; 5) коммерческий подкуп; 6) иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Это так называемый «открытый перечень», предполагающий включение других составов, прямо не указанных в Законе. В этой связи А.В. Наумов на основе анализа Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию конкретизирует его следующими составами: ст. 292 («служебный подлог»); ст. 201 («злоупотребление полномочиями»); ст. 202 («злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторам и»); ст. 204 («коммерческий подкуп»); ст. 170 («регистрация незаконных сделок с землей»); ст. 184 («подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов»).

А.И. Долгова расширяет этот перечень следующими статьями УК РФ: ст. 141 УК РФ («воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий»); ст. 142 УК РФ («фальсификация избирательных документов, документов референдума»); ст. 183 УК РФ («незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну»); ст. 184 УК РФ («подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов»); ст. 204 УК. РФ («коммерческий подкуп»); ст. 290 УК РФ («получение взятки»); ст. 291 УК РФ («дача взятки»); ст. 304 УК РФ («провокация взятки либо коммерческого подкупа»); ст. 309 УК РФ («подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу»).

По мнению В.А. Григорьева, в отечественном уголовном законодательстве насчитывается 80 составов преступлений, которые при определенных условиях могут быть отнесены к числу коррупционных преступлений. Следовательно, они должны быть закреплены в антикоррупционном законодательстве и учитываться в статистической отчетности.

С.А. Головко обосновывает выбор коррупционных преступлений «синдромом» коррупции, то есть наличием определенных составах ряда признаков коррупционного поведения. Например, субъектом преступления по ст. 285 УК РФ выступает должностное лицо. С субъективной стороны выделяется корыстный мотив или иная личная заинтересованность. С объективной стороны должностное лицо действует с использованием своих служебных полномочий вопреки интересам службы.

Таким образом, несмотря на принятый Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», по-прежнему отнесение тех или иных составов преступлений к коррупционным является доктринальным. Следовательно, для уголовно-правовых и криминологических целей необходимо принять одно из следующих решений: 1) либо в Особенной части УК РФ выделить специальную главу, посвященную коррупционным преступлениям; 2) либо в Общей части УК РФ дать понятие коррупционного преступления и исчерпывающий перечень коррупционных преступлений, что будет в полной мере соответствовать международным и российским государственным требованиям по обеспечению контроля за данным социально-правовым явлением. [17]

Существенное значение для уголовно-правовой ответственности за получение взятки имеет определение должностного лица, то есть субъекта преступления. Первоочередное значение для констатации признаков субъекта преступления должностного лица имеет примечание к ст. 285 УК РФ, а не реестры государственных должностей и иные нормативные правовые акты. Факт пребывания лица на какой-либо из должностей, включенных в такие нормативные правовые акты, не превращает это лицо в должностное в смысле примечания к ст. 285 УК РФ.

Согласно буквальному пониманию примечания к ст. 285 УК РФ, «не имеет значения порядок замещения должности (выборы или назначение), оплачиваемый или бесплатный характер выполнения указанных функций, постоянное, временное или по специальному полномочию осуществление этих функций».

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» определяет примерный перечень представителей власти. Однако, согласно УК РФ, квалифицированным составом получения взятки признается деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

По нашему мнению, существует противоречие между действующими нормами УК РФ и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ. Как показывает практика, примечания 2 и 3 ст. 285 УК РФ порой толкуются произвольно, без учета действующего законодательства. Например, по ч. 3 статьи 290 УК РФ квалифицировалось получение взятки старшим следователем следственного отдела РОВД (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 6). Получение взяток старшим следователем прокуратуры района было расценено как совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 7). Однако названные лица указанные должности не занимают.

Определенные проблемы в правоприменении встречаются также при определении предмета взятки. Предметом получения взятки, исходя из ч. 1 ст. 290 УК РФ, являются «деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера».[20]

Что касается выгод имущественного характера, вышеназванный Пленум Верховного Суда РФ разъяснил: «По смыслу закона предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку».

Таким образом, выгоды неимущественного характера, например, хвалебный очерк о должностном лице в газете или телевизионной передаче, положительная рецензия на научную работу должностного лица и т.п., предметом взятки не являются. Также не признается взяткой вступление с должностным лицом в интимные отношения с целью добиться от него желаемого действия.

Необходимо также разграничить предмет получения взятки и обычный подарок государственному или муниципальному служащему, связанный с исполнением им своих должностных функций.

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен запрет для государственных служащих получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ.

Согласно ГК РФ, не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Этот запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

В связи с этим возникает проблема. Означает ли фраза «не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей» легализацию взяток в небольшом размере?

Решением данной проблемы служит ч. 2 ст. 572 ГК РФ: «При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением». К такому договору применяются правила, предусмотренные ГК РФ для притворных сделок: «Притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила». Таким образом, если под видом подарка осуществляется плата за действия (бездействия) в интересах дарителя, сделка дарения считается ничтожной, а «подарок» следует признавать взяткой.

В практике встречаются случаи, когда должностное лицо получает ценности в виде взятки, но требуемых действий совершить не может и не собирается. По этому вопросу Пленум Верховного Суда РФ дал следующее разъяснение: «Получение должностным лицом либо лицом денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по статье 159 УК РФ».

Такая позиция представляется весьма спорной, хотя она давно сложилась и в судебной практике, и в уголовной теории. Мошенничество является преступлением против собственности, когда лицо, совершающее хищение чужого имущества, выступает в качестве субъекта преступления, а лицо, передавшее имущество мошеннику, является потерпевшим. Взяткодатель сам совершает преступление и поэтому не может признаваться потерпевшим и требовать возвращения ему ценностей, переданных в качестве взятки.


Страница:   1   2