Заявка на расчет
Меню Услуги

КОРРУПЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


ГЛАВА 3. БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Формирование правовой основы для борьбы с коррупцией в РФ

Имплементация в отечественное право положений международных конвенций, подписанных и ратифицированных Россией в сфере противодействия коррупции, стала значимым фактором формирования российского антикоррупционного законодательства.
Формирование российского антикоррупционного законодательства было начато в начале 90-х гг. XX в. Тем не менее, знаковым моментом в становлении правового порядка в этой сфере стало принятие Закона о противодействии коррупции от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, в котором систематизировано изложены основные принципы и направления борьбы с коррупцией в нашем государстве .
В указанную систему входят отдельные отраслевые НПА, содержащие антикоррупционные нормы (Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Трудовой кодекс РФ и пр.). При этом концептуальность противодействия коррупции в России определяется программно-целевыми правовыми актами.
Федеральное законодательство регламентирует приоритетные общеобязательные правовые основы антикоррупционной деятельности, актуальные для Российской Федерации, а также определяет понятийный аппарат, основные принципы антикоррупционной деятельности, правовые и организационные основы противодействия коррупции и иные основополагающие положения.
Региональное законодательство в сфере противодействия коррупции в целом соответствует современным подходам к разграничению предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ»119 и определяется особенностью субъектов РФ.
Во многих субъектах РФ до принятия Закона № 273-ФЗ органами законодательной власти были приняты нормативные правовые акты по данному вопросу, что позволяет говорить о формировании комплексного законодательного регулирования борьбы с коррупцией .
В ряде субъектов РФ предпринимаются попытки введения антикоррупционных стандартов. С принятием Закона № 273-ФЗ начался процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральными требованиями.
Муниципальные антикоррупционные правовые акты принимаются муниципальными образованиями в соответствии с их предметами ведения. Качество муниципальных правовых актов является острейшей проблемой.
Ведомственные антикоррупционные правовые акты издаются во исполнение вышеуказанных норм антикоррупционного законодательства и в основном носят организационно-правовой характер.
При осуществлении анализа российского антикоррупционного законодательства представители научного сообщества отмечают, что оно выступает «средством реализации, составной частью механизма реализации Национального плана противодействия коррупции, который разработан в целях консолидации усилий федеральных и региональных органов госвласти, иных госорганов, органов МСУ, а также институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, функции которых направлены на противодействие коррупции .
Итак, к числу базовых федеральных нормативно-правовых актов (НПА), регулирующих общественные отношения в названной сфере, в первую очередь относятся:
1. Закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», устанавливающий принципы противодействия указанному явлению, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Содержание Закона № 273-ФЗ позволяет назвать его «важнейшим системообразующим антикоррупционным нормативно-правовым актом» в связи с тем, что этот закон позволил:
– унифицировать правовой механизм борьбы с коррупцией, придавая правовому порядку большую системность и определяя логическое развитие законодательства, чему способствует закрепление в одном документе федерального уровня подходов к противодействию коррупции;
– систематизировать действующие правовые нормы о противодействии коррупции;
– модифицировать антикоррупционное правовое регулирование в сторону повышения его эффективности;
2. Закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов (НПА) и их проектов», которым установлены правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения .
Особую роль Закона № 172-ФЗ исследователи связывают с тем, что он призван устранять коррупциогенные факторы в текстах разрабатываемых и принимаемых НПА, так как значительная часть коррупционных проявлений становится возможной именно благодаря дефектам законов и подзаконных НПА, некоторые из которых появляются по недосмотру или вследствие юридических ошибок, совершенных правотворческими органами, либо с целью завуалировать коррупционные действия и схемы.
3. Закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам, устанавливающий правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга), порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы ;
4. Закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», который направлен на обеспечение национальной безопасности РФ, на расширение инвестирования средств в национальную экономику, на упорядочение лоббистской деятельности и повышение эффективности противодействия коррупции, устанавливая запрет лицам, принимающим по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности РФ, и (или) участвующим в подготовке таких решений, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в расположенных за пределами территории РФ иностранных банках, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами .
Кроме того, федеральным законодателем в целях совершенствования правового регулирования вопросов противодействия коррупции приняты нормативные правовые акты, вносящие изменения в действующие законы.
Реализации основных требований антикоррупционного законодательства посвящен целый блок указов Президента РФ, указанный в таблице 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Таблица 3
Указы Президента РФ по антикоррупционному законодательству

от 18 февраля 2008 г. № 1799 «О центральных органах РФ, ответственных за реализацию положений Конвенции ООН против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи»
от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»
от 18 мая 2009 г. № 557 «О утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»
от 18 мая 2009 г. № 558, 559, 560 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей РФ, должностей федеральной государственной службы, руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»
от 21 сентября 2009 г. № 1065, 1066 «О проверке достоверности и полноты указанных сведений»
от 12 августа 2002 г. № 885, от 1 июля 2010 г. № 821, от 22 декабря 2015 г. № 650 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих и о соответствующих комиссиях по урегулированию конфликта интересов»
от 21 июля 2010 г. № 925, от 2 апреля 2013 г. № 309, 310 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов «О противодействии коррупции», «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»
от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге право-применения в Российской Федерации»
от 8 июля 2013 г. № 613, от 4 февраля 2014 г. № 80, от 8 марта 2015 г. № 120 «О некоторых вопросах организации и совершенствования деятельности по противодействию коррупции»

 

Согласно приведенной таблице 1, в данной сфере Указы выступают в качестве специального регулятора по вопросам, затрагивающим организацию государственной службы различных видов, что, в свою очередь, ориентировано на ее прозрачность и совершенствование административных процедур. При этом данные документы содержат положения, предписывающие руководствоваться ими органам государственной власти субъектов РФ и органам МСУ при разработке собственных правовых актов .
Важнейшим программно-целевым документом в сфере противодействия коррупции, разработанным в целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных госорганов, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, деятельность которых направлена на противодействие коррупции, является Национальная стратегия противодействия коррупции.
Эта стратегия представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающую федеративное устройство Российской Федерации, охватывающую федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленную на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемую федеральными органами государственной власти, иными госорганами, органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами .
Одной из заслуг документа можно назвать правовую регламентацию участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции как одно из основных направлений ее реализации.
Изданным в соответствии с Законом № 172-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов утверждены правила и методика проведения экспертизы НПА. Антикоррупционная экспертиза проводится в целях устранения коррупциогенных факторов (латентной коррупции) и недопущения коррупционных правонарушений на самой начальной стадии. Правила и методика проведения антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов призваны обеспечить единообразный порядок применения данной профилактической меры в противодействии коррупционным проявлениям .
Также важно отметить, что к настоящему времени практически во всех субъектах РФ (за исключением Сахалинской области) приняты базовые НПА, предусматривающие меры по противодействию коррупции или по профилактике коррупции в рамках реализации полномочий, предусмотренных ст. 2 Закона № 273-ФЗ. Данные акты предусматривают комплекс мер по предупреждению или профилактике коррупционных правонарушений.
Формирование у населения нетерпимости к коррупционным проявлениям различного характера призвано обеспечить проводимое в рамках государственной антикоррупционной политики антикоррупционное просвещение.
В отдельных субъектах РФ приняты акты органов исполнительной власти об утверждении программ или планов противодействия коррупции.
Основными целями таких программ и планов являются :
–снижение уровня коррупции;
–внедрение независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов области и проектов правовых актов;
–выработка рекомендаций по устранению коррупциогенных факторов;
–оценка существующего уровня коррупции;
–предупреждение коррупционных правонарушений;
–устранение условий, порождающих коррупцию;
–содействие доступу граждан и организаций к информации о фактах коррупции, в том числе путем освещения таких фактов в средствах массовой информации.
Анализ указных актов показывает, что их структура и содержание, как правило, идентичны, в связи с чем какие-либо дополнительные механизмы, направленные на совершенствование программного подхода по противодействию коррупции, не могут быть приняты во внимание по причине их отсутствия.

3.2 Институциональная структура по борьбе с коррупцией в РФ

Закон «О борьбе с коррупцией» четко определяет организационные основы борьбы с коррупцией и полномочия организаций, организующих борьбу с ней. Рисунок 6 отображает схему лиц, задействованных в ФЗ «О противодействии коррупции».
Рисунок 6. Субъекты в РФ, организующих борьбу с коррупцией

1. Президент Российской Федерации :
— определяет основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции;
— устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство которой он осуществляет, в области противодействия коррупции.
2. Федеральным Собранием РФ обеспечивается разработка и принятие ФЗ по вопросам противодействия коррупции, а также осуществляется контроль деятельности исполнительных органов в пределах своих полномочий.
3. Правительством РФ распределяются функции между федеральными органами исполнительной власти, руководством которых оно осуществляет антикоррупционную деятельность.
4. Федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления осуществляются антикоррупционные меры в пределах своих полномочий .
5. Также по решению Президента РФ могут быть сформированы органы, состоящие из представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и других лиц.
Для реализации решений координационных органов в области борьбы с коррупцией могут быть подготовлены проекты указов, распоряжений и распоряжений Президента Российской Федерации, проекты указов, распоряжений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке образом, представляются Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, а совместные акты также могут издаваться федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующий руководящий орган для координации деятельности в области борьбы с коррупцией.
6. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел РФ, органов ФСБ, таможенных органов РФ и др. правоохранительные органы против коррупции и других полномочий в сфере борьбы с коррупцией, установленных федеральными законами.
7. Счетная палата РФ в пределах своих полномочий осуществляет антикоррупционные меры в соответствии с ФЗ от 11 января 1995 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате РФ» .
Законом определены следующие основные направления государственной антикоррупционной политики:
— предотвращение коррупции;
— повышение эффективности деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией;
— запрещение отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (депозиты), хранить денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) использовать иностранные финансовые инструменты;
— представление информации о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
— представление информации о расходах;
— обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об апелляциях с целью возбуждения коррупционных правонарушений;
— предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
— ограничения, налагаемые на гражданина, заменившего должность государственной или муниципальной службы, при заключении трудового или гражданско-правового договора;
— ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности;
— ограничения и обязанности, налагаемые на работников, занимающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, возложенных на федеральные государственные органы;
— обязательства по передаче ценных бумаг (долей участия, долей в уставном (акционерном) капитале организаций) в доверительное управление с целью предотвращения конфликта интересов;
— ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на работников, занимающих должности в государственных корпорациях, публичных юридических компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также на работников, занимающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях созданы для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
— установление других запретов, ограничений, обязательств и правил официального поведения;
— увольнение лиц, занимающих государственные должности в Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей, в связи с утратой доверия ;
— обязательство организаций принимать меры по предотвращению коррупции;
— проведение проверок уполномоченным органом Администрации Президента Российской Федерации;
— ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения;
— ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения;
— ведение реестра лиц, уволенных из-за потери доверия.
Рассмотрим вышеперечисленные меры более подробно в рамках действующего законодательства.
Предотвращению коррупции способствуют:
— формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
— антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
— рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, иных органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельных государственных или иных публичных полномочий, не реже одного раза в четверть закона правоприменительной практики по результатам вступивших в силу судебных решений, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, неправомерных решений и действий (бездействия) этих органов, организаций и их должностных лиц с целью разработки и принятия мер предотвращать и устранять причины нарушений;
— представление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке информации, представляемой этими гражданами;
— установление в качестве основания для отстранения от должности и (или) увольнения лица, занимающего должность государственной или муниципальной службы, включенного в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной услуг или за применение иных правовых мер в связи с этим ответственность за не предоставление информации или за предоставление заведомо неточной или неполной информации об их доходах, расходах, имуществе и имущественных обязательствах этого характера, а также за представление недостоверные сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах материального характера его жены (мужа) и несовершеннолетних детей;
— внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правил, в соответствии с которыми осуществляется длительное, безупречное и эффективное выполнение своих служебных обязанностей государственным или муниципальным служащим должен учитываться при назначении его на более высокую должность, присуждать ему воинское или специальное звание, классовое звание, дипломатическое звание или при его повышении по службе;
— развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией являются:
— проведение единой государственной политики в сфере противодействия коррупции;
— создание механизма взаимодействия правоохранительных и других государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам борьбы с коррупцией, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
— принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в борьбе с коррупцией и формировании в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
— совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
— внедрение антикоррупционных стандартов, то есть создание для соответствующей сферы деятельности единой системы запретов, ограничений и разрешений, обеспечивающих предотвращение коррупции в этой области;
— унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, а также установленных для них ограничений, запретов и обязанностей сотрудники и лица ;
— предоставление гражданам доступа к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
— обеспечение независимости СМИ;
— строгое соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
— совершенствование организации правоохранительных и регулирующих органов по борьбе с коррупцией;
— совершенствование порядка прохождения государственных и муниципальных услуг;
— обеспечение честности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
— устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в сфере экономической деятельности .

3.3 Успехи и неудачи российской борьбы с коррупцией в 2013-2018 гг.

Согласно статистическим данным, в 2018 г. в России было отмечено в официальной статистике свыше 42 506 коррупционных преступлений. При этом, в наибольшей ступени отличились 12 субъектов РФ, в которых было зарегистрировано более 30% преступлений. Среди данных субъектов: Челябинская область с 2239 преступлениями – 5,3%, г. Москва с 2037 – 4,8%, Республика Татарстан 1319 – 3,1%, Новосибирская область 1106 – 2,6%, Нижегородская область 1080 – 2,5% и др. Графически данные пяти самых коррупционных субъектов РФ представлены на рисунке 7.

Рисунок 7. Наиболее коррумпированные регионы РФ за 2018г.

Однако, экспертами отмечается, что наблюдается тенденция снижения коррупционных преступлений в стране, было зарегистрировано, что в 2018 г. количество преступлений такого рода уменьшилось, относительно прошлого. При этом наблюдается превышение темпов снижения числа регистрируемых преступлений в области коррупции перед темпами понижения общей преступности в стране. Так, в 2018 г. произошло понижение числа зарегистрированных преступлений с 2 302 168 до 2 206 249, а в раскрытых коррупционных преступлениях снижение наблюдалось с 49 513 до 42 506.
Понижение в регистрации коррупционных преступление в 2018 г. было отмечено среди 52 регионов страны, при этом четыре субъекта отметились снижение уровня коррумпированности таких преступление более, чем на 50%. Смоленская область уменьшила число зарегистрированных коррупционных преступлений до 160 в 2018 г., против 410 в 2017 г., Кемеровская область с 1236 до 539, Республика Башкортостан с 1692 до 786, Нижегородская область с 2265 до 1080. Рисунок 8 отображает графически темпы снижения наибольшее снижение количество зарегистрированных преступлений в регионах.

Рисунок 8. Регионы с наибольшей в количестве зарегистрированных коррупционных преступлений в 2018 г.

Примечательно, что ежемесячные данные о количестве зарегистрированных коррупционных преступлений и данные о совокупных итогах за год не совпадают. Сложение количества зарегистрированных преступлений за 2018 г. дает число 45 461 преступлении, а по итогам 2018 г. было отмечено 42 506 зарегистрированное преступление, т.е. на 2955 коррупционных преступлений меньше. Это значит, что данные преступления были сняты с учета как коррупционные и таких образом больше не рассматриваются.
Наибольшим число снятия коррупционных преступлений за 2018 г. отличились Центральный федеральный округ – каждое 10 преступление было снято, Приволжский федеральный округ, где сняли каждое 9 и Северо-Западный федеральный округ – каждое 17.
В некотором роде такое положение вещей может объясняться результатами прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных и следственных органов по делам о коррупционных преступлениях. В случае, когда происходило вмешательство прокуратуры, происходила отмена дополнительных эпизодов коррупционных преступлений, ранее регистрировавшихся отдельными преступными деяниями.
Если брать во внимание статистические данные Генеральной прокуратуры РФ, то можно отметить, что за 2016-2018 гг. наблюдается отмена тенденции увеличения отмененных прокурором постановлений о возбуждении уголовного дела о коррупционном преступлении, если сравнивать данную статистику с 2014-2015 гг. Однако, если за 2016 г. число отмененных преступлений было незначительным, всего 652 против 666, то в 2017 г. 422 против 652 и в 2018 г. –220 против 422, т.е. почти в два раза.
Напротив, количество отмененных прокурором постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела с каждым годом увеличивается (рисунок 9): если в 2013 г. было отменено 5162 таких постановления, то в 2014 г. – уже 6058 (или на 17,4% больше, чем в 2013 г.), в 2015 г. – 6386 (или на 5,4% больше, чем в 2014 г.), в 2016 г. – 9339 (или на 46,2% больше, чем в 2015 г.), в 2017 г. – 9512 (или на 1,9% больше, чем в 2016 г.). В 2018 г. этот показатель остался практически на прежнем уровне (9437 отмененных постановлений или на 0,8% меньше, чем в 2017 г.).

Рисунок 9. Динамика изменения коррупционных преступлений за 2013-2018 гг.

При этом ежегодно по результатам дополнительных проверок возбуждается значительное количество дел о преступлениях коррупционной направленности. В 2018 г. таких дел было возбуждено 506, что на 25,6% больше, чем в 2017 г. Рисунок 5 отображает графически разницу изменения количества преступлений коррупции за анализируемый период.
Согласно приведенным выше данных, можно отметить, что прокурорами поддерживается идея предоставления им полномочий в возбуждении уголовных дел для разрешения существующей проблемы.
В 2018 г., при отмеченном уменьшении в зарегистрированных коррупционных преступлениях, также отмечался рост числа лиц, которыми совершались преступления данного типа, в 2602 чел. в 2018 г., а в 2017 г. было выявлено 13 565 лиц, совершивших коррупционное преступление. Однако, все равно существует существенный разрыв в числе раскрытых преступлений и выявленных лиц. В 2018 г. было раскрыто 41 308 коррупционных преступлений и выявлено 16 167 лиц, в 2017 г. соответственно – 43 095 преступлений и 13 565 лиц. Таким образом, в 2018 г. в среднем на одного обвиняемого приходилось 2,6 преступления (в 2018 г. – 3,2).
Исследователями было показано, что основная причина столь существенного разрыва в числе раскрытых преступлений и лиц, совершивших такого рода преступление может крыться в широко распространенной практике необоснованной регистрации дополнительных эпизодов коррупционных преступлений.
Кроме того, был исследован другой элемент коррупционных преступлений – взятки. Можно говорить о том, что 2018 г. отметился 6710 эпизодами получения взятки, при 6576 эпизодах в 2017 г. При этом, на протяжении трех последних лет (с мая 2015 г. и по август 2018 г.) наблюдалось равномерное снижение числа преступлений по 575 преступлений за 12 месяцев. Рост числа зарегистрированных фактов получения взятки начался с сентября 2018 г. (рисунок 10).

Рисунок 10. Динамика числа зарегистрированных в 2013–2018 гг. фактов получения взятки в РФ

При этом отмечается значительное число дополнительных эпизодов получения взятки на общую долю зарегистрированных преступлений такого рода. В 2013 г. из 5948 зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ, 943 составили дополнительные эпизоды, что составляет 15,9%.
Среди регионов РФ наибольшие показатели по данной статье в 2018 г. были зарегистрированы в следующих субъектах (см. рис. 11):

Рисунок 11. Сравнение показателей взятки в регионах РФ за 2018 г.
Мурманская область – 21 из 26, Ярославская область – 28 из 37, Республика Татарстан – 117 из 166, Кабардино-Балкарская Республика – 18 из 34.
Согласно анализу годовых отчетов прокуратур субъектов РФ, в 2018 г. прокуратурой совершались активные действия по предотвращению искажения статистических показателей по состоянию коррупционных преступлений путем необоснованного учета дополнительных эпизодов преступлений, связанных с коррупцией.
Это подтверждается и статистическими данными количества преступлений коррупционной направленности, которые совершались группой лиц по предварительному сговору или же преступной организацией. Отмечено, что в 2017–2018 гг. доля групповых преступлений коррупционной направленности в России составляла всего 9,8%. Более того, для преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ, на протяжении ряда лет она оставалась еще менее значительной и составляла всего 3-6% и только в 2018 г. она увеличилась до 10,6% .
О низком качестве предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности свидетельствуют результаты проведенного анализа статистических данных Генеральной прокуратуры Российской Федерации. При ежегодном снижении в 2013–2018 гг. количества направленных прокурору с обвинительным заключением дел о таких преступлениях количество дел, возвращенных прокурором для производства предварительного следствия, увеличивалось. Так, если в 2013 г. доля возвращенных прокурором дел о преступлениях данной категории составляла 5,1% от общего количества направленных прокурору с обвинительным заключением дел о преступлениях коррупционной направленности (530 из 10 443), то в 2017 г. – уже 9,4% (1041 из 11 103). В 2018 г. она составляла 6,4% (859 из 13 352).
О низком качестве предварительного следствия по уголовным делам коррупционной направленности свидетельствует и тот факт, что ежегодно, начиная с 2015 г., увеличивалось количество отмененных прокурором постановлений о прекращении или приостановлении уголовных дел данной категории.
Тем не менее, в 2018 г. правоохранительным органам удалось добиться и некоторых успехов в борьбе с коррупцией. Выявлялись и расследовались, в том числе при непосредственном участии органов прокуратуры, уголовные дела о коррупционных преступлениях, совершенных высокопоставленными должностными лицами.
Тем не менее, результаты социологических исследований последних лет показывают, что россияне оценивают уровень распространения коррупции в стране как высокий.
Таким образом, коррупция быстро приводит к росту налоговых и экономических правонарушений и преступлений в стране, и масштабы теневой экономики также увеличиваются, поскольку, когда население понимает для себя, что «если что, я согласен», спасибо к действиям некоторых «серых кардиналов» нельзя считать страну (государство) легальной, демократической с развитой системой экономической безопасности.
Для этого необходимо создать хорошо функционирующую и надежную систему государственного влияния на экономику, которая позволит наиболее экономически эффективно регулировать наиболее важные экономические преобразования, а также сможет взять на себя функции управления и контроля. поддержание экономики страны на безопасном уровне.
Государство должно реализовать комплекс мер, прежде всего для обеспечения экономического роста, который будет гарантировать экономическую безопасность страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сферы проявления коррупции разнообразны и имеют следующие классификации: по уровням управления, по видам государственного (муниципального) управления, сферам общественной жизни, по периодичности, характеру проявления, субъекту злоупотребления служебным положением и др. В целом, коррупция находится в прямой зависимости от общественного развития и нежелания граждан соблюдать требования действующего законодательства.
Международное и российское антикоррупционное законодательство называют наиболее эффективным способом борьбы с коррупцией.
Повышению эффективности борьбы с коррупцией, в том числе в Российской Федерации, способствуют международное сотрудничество и использование положительного зарубежного опыта.
В России применяется комплексный подход в борьбе с коррупцией, позволяющий задействовать все возможные государственные и общественные силы и средства, включая международное сотрудничество. Вместе с тем, предлагаемый законодателями набор инструментов не в полной мере соответствует идеальной завершенной модели, раз принимаемые экономические, правовые, организационные меры не дают весомого результата.
Однако результаты социологических исследований последних лет показывают, что россияне оценивают уровень распространения коррупции в стране как высокий.
Коррупция быстро приводит к росту налоговых и экономических правонарушений и преступлений в стране, и масштабы теневой экономики также увеличиваются, поскольку, когда население понимает для себя, что «если что, я согласен», спасибо к действиям некоторых «серых кардиналов» нельзя считать страну (государство) легальной, демократической с развитой системой экономической безопасности.
Для этого необходимо создать хорошо функционирующую и надежную систему государственного влияния на экономику, которая позволит наиболее экономически эффективно регулировать наиболее важные экономические преобразования, а также сможет взять на себя функции управления и контроля, поддержание экономики страны на безопасном уровне.
Государство должно реализовать комплекс мер, прежде всего для обеспечения экономического роста, который будет гарантировать экономическую безопасность страны.
Национальная стратегия противодействия коррупции, рассчитанная на постоянное применение, выступает основополагающим программно-целевым документом в сфере противодействия коррупции и представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, охватывает все уровни власти и направлена на устранение коренных причин указанного противоправного явления .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Меры против коррупции, практикуемой транснациональными и другими корпорациями, их посредниками и другими причастными к этому сторонами: Генеральная Ассамблея ООН. Резолюции 30 сессии (1975 г.). // ООН. Конвенции и соглашения.
2. Международная экономическая безопасность. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН. 11.12.1987. // Генеральная ассамблея ООН. Резолюции 42 сессии.
3. Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях: принята резолюцией 51/191 Генеральной Ассамблеи от 16.12.1996 г. // ООН. Конвенции и соглашения.
4. Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций. 21.11.1997 // ОЭСР.
5. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. Страсбург, 27.01.1999 // ОЭСР.
6. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Страсбург, 4.11.1999 // ОЭСР.
7. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (страсбургская конвенция). 8.11.1990 // Совет Европы.
a. «Единые правила против коррупции при финансировании политических партий и избирательных кампаний» от 8.04.2003 г. // Совет Европы.
8. Приложение «Модельный кодекс поведения для государственных служащих», № R (2000) от 11.05. 2000 г. // Совет Европы.
9. Резолюция «О двадцати руководящих принципах борьбы против коррупции», № (97) 24 от 06.11.1997 // Совет Европы.
10. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/51/191 Декларация о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях от 16 декабря 1996 г.
11. Рамочное решение Совета Европейского Союза «О борьбе с коррупцией в частном секторе» № 2003/568/ПВД от 22 июля 2003 г.
12. План действий по борьбе с коррупцией для стран Азии и Океании, 2004 г.
13. Принципы высокого уровня по предупреждению коррупции и обеспечению добропорядочности госкомпаний (G20, 2018)
14. Правила ICC по борьбе с коррупцией 1977 г. (в ред. 2011);
15. ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», №41-ФЗ от 11.01.1995 (с учетом поправок и изменений от 29.05.2019 N 106-ФЗ) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144621/;
16. ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (депозиты), хранить денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российская Федерация, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», № 79-ФЗ от 7.05.2013 (с последующими изменениями и дополнениями от 1.05.2019);
17. ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», № 172-ФЗ от 17.07.2009 (с учетом поправок и изменений от 11.10.2018 N 362-ФЗ);
18. ФЗ «О противодействии коррупции», № 273-ФЗ от 25.12.2008 (с изменениями на 16 декабря 2019 года) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/;
19. ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», № 230-ФЗ от 03.12.2012 (с последующими изменениями и дополнениями от 03.08.2018) https://base.garant.ru/70271682/;
20. Указ «Национальная стратегия противодействия коррупции», № 460 от 13.04.2010 г. (С изменениями и дополнениями от: 13 марта 2012 г.) https://base.garant.ru/12174916/;
21. Абидин С.З. Работа Комиссии по искоренению коррупции и роль официальных властей в борьбе с коррупцией в Индонезии// Журнал российского права. – 2012. – № 7(187. – c. 40-42.
22. Акунов А. А., Иманбекова А.С. Некоторые приемы борьбы с коррупцией на примере Сингапура // Вестник кыргызско-российского славянского университета. – 2014. – № 9. – c. 117-121.
23. Андрианов В.Д. Коррупция как глобальная проблема: история и современность. – М.: Экономика, 2011. – 301 с.
24. Барсукова С.Ю. Коррупция как система/ // Общественные науки и современность. – 2008. – № 5. – c. 36-47.
25. Волков В.И. Коррупция как угроза экономической безопасности // Евразийское Научное Объединение. – 2015. – № 4. – c. 108-114.
26. Глинкина С.П. Феномен коррупции: взгляд экономиста // Новая и новейшая история, 2010, № 4, с. 3–17.
27. Господарик Ю.П., Пашковская М.В. Международная экономическая безопасность: учебник. – М.: Университет Синергия, 2016.
28. Дерябин Ю.С. Можно ли одолеть коррупцию? (Опыт Финляндии) // Современная Европа. – 2005. – № 1(21). – c. 71-81.
29. Елисеева С.Н., Тарасов И.Н. Коррупция как вызов политической модернизации в России // Власть, 2013, №8, с. 17-19.
30. Забровская Л. В. Китайский опыт борьбы с коррупцией в период экономических реформ // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2015. – № 1(70). – c. 82-88.
31. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России. — М.: Гардарика, 2004.
32. Защита государственного суверенитета – опыт Евросоюза и европейских стран: [монография] / [В. Б. Белов и др. ; отв. ред. В. Б. Белов]; Федеральное гос. бюджетное учреждение науки Ин-т Европы Российской акад. наук. – М. : ИЕ РАН, издательство «Весь Мир», 2018. – 204 с. – ISBN 978-5-98163-123-08 (ИЕ РАН);
33. ISBN 978-5-7777-0759-8Катасонов В.Ю. Диктатура банкократии. Оргпреступность финансово-банковского мира. Как противостоять финансовой кабале. – М.: Книжный мир, 2014.
34. Катасонов В.Ю. О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном. Современные проблемы «денежной цивилизации»». Книги 1 и 2. — М.: НИИ школьных технологий, 2011.
35. Кондрат Е.Н. Международная финансовая безопасность в условиях глобализации. Основные направления правоохранительного сотрудничества государств: монография. – М.: ИД «Форум», 2013.
36. Кондрат Е.Н. Международная финансовая безопасность и правоохранительное сотрудничество в эпоху глобализации: монография. – М.: ИД «Форум», 2010.
37. Кондрат Е.Н. Финансовая безопасность России в условиях кризиса: монография. – М.: Юстицинформ, 2011.
38. Кондратьева Е.А. Теневые процессы, коррупция и государственные финансы // Финансовый бизнес, 2011, № 3, с.63-67.
39. Корнилов М.Я. Экономическая безопасность России: Учебное пособие. – М.: РАГС, 2010.
40. Кумышева М.К. Современная коррупция в России: масштабы и угрозы // Юридическое право, 2014, №6 (67).
41. Кэрил К. Коррупционная пандемия. Почему коррупция становится одной из определяющих политических проблем XXI в. //The American Interest, 2014.
42. Лебедев А. Погоня за украденным триллионом. — М.: Эксмо, 2018.
43. Лебедева Н.Н., Николаева И.П. Институциональная экономика: учебное пособие. – 2016 г. / [Электронный ресурс] URL http://znanium.com/ (дата обращения 10.01.2020)


Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф