Заявка на расчет
Меню Услуги

Краудсорсинг в Интернет-журналистике история, теория и практика. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


Глава III. Краудсорсинг в российской интернет-журналистике

§1. Опыт применения краудсорсинга в российской сетевой журналистике

I. Примеры на картографию и визуализацию

I.1. Российские краудсорсинговые проекты «Карта помощи»[1](см. Приложение 2, № 21), «Карта радиации»[2](см. Приложение 2, № 22), «Холода.инфо»[3](см. Приложение 2, № 23) и «Виртуальная рында»[4](см. Приложение 1, № 46)базируются на платформе «Ушахиди».

«Карта помощи» появилась в Сети летом 2010 г., когда Россию охватила волна пожаров. Государство показало свою неэффективность в оказании помощи. Тогда Г.А. Асмолов вместе с командой программистов решил запустить сайт, который мобилизовал бы гражданские ресурсы. Люди не только сообщали об очагах возгорания, но и о том, чем они готовы помочь, и где нужна помощь. Собранные данные освещались в СМИ. Также работал волонтерский координационный центр, который на базе карты связывал пострадавших с потенциальными «спасателями».

Сейчас «Карта помощи» занимается не только пожарами. В её интересы входят места расположения волонтёров, врачей, помощь юристов, блокированные дороги, вырубка, загрязнение леса и его возрождение.

«Холода.инфо» действует по тому же принципу, что и карта пожаров. Как видно из названия, она особенно актуальна во время зимы или только в холодных климатических регионах.

I.2. «Виртуальная Рында» поддержала тренд, заданный «Картой помощи», и стала более сложным и универсальным инструментом для краудсорсинга.

Преимущества:

— открытая площадка для краудсорсинга;

— наличие интерактивной карты;

— возможность создать личный профиль;

— удобная система фильтрации сообщений;

— связь с блогерами, совместная работа с гражданскими журналистами;

— на главной странице отображается информация с просьбами о помощи и предложениями помощи;

— простая система регистрации;

— возможность работы в социальных сетях.

I.3. После аварии 11 марта 2011 г. в Японии на АЭС «Фукусима-1» в Сети появилось множество статей о радиоактивном облаке, которое могло угрожать не только острову, но и его соседям. Жители Владивостока, Сахалина, Камчатки, близлежащих регионов США и Канады отмечали данные с персональных дозиметров на «Карте радиации». Мониторинг ситуации помог избежать паники значительно лучше, чем официальные опровержения в СМИ.

I.4. Осенью 2013 г. в 80 регионах России прошли выборные кампании разного уровня. Основное внимание было приковано к выборам мэра в Москве и Екатеринбурге, где выдвигались оппозиционеры А. Навальный и Е. Ройзман. В этот период, газеты «Коммерсант»[5] (см Приложение 2, № 24) и «Ведомости»[6](см. Приложение 2, № 25) представили интерактивные карты московских выборов, где публиковались результаты по мере их поступления. На них столица была разделена на лояльные и оппозиционные районы.

I.5. Активными краудсорсерами российские граждане показали себя в 2013 г. во время массовых выступлений на межэтнической почве в московском районе Бирюлёво, поводом для которых послужило убийство местного жителя Е. Щербакова мигрантом-азербайджанцем.

После бурных событий в московском районе Бирюлево Западное и последовавших за ними предложений различных ведомств о том, что делать с мигрантами в столице России, радио «Вести ФМ»[7](см. Приложение 1, № 47) объявило о старте спецпроекта «Москва мигрантская»[8](см. Приложение 2, № 26).

На интерактивной карте оперативно отражаются новые данные о скоплении нелегальных мигрантов в столице. Вся информация собирается не только корреспондентами, но также слушателями радио и всеми заинтересованными интернет-пользователями, которым небезразлична эта тема.

II. Пример на фильтрацию данных

В 2011 г. профессиональный геодезист Н. Помещенко (блогер jedimik на «Wordpress») с помощью профессиональной аппаратуры подсчитал количество участников митинга «За честные выборы», который прошёл в Москве на проспекте Сахарова. Н. Помещенко заявил, что 56 тыс. человек пришли на митинг, когда на часах было примерно 15.30. Ранее официальный представитель МВД В. Грибакин сообщил «РИА Новости», что число участников составило 29 тыс. человек. Сами оппозиционеры утверждали, что их было 120 тыс. Учитывая тот факт, что организаторы митинга свои цифры всегда преувеличивают, а официальные источники – занижают, выводы обычного инженера оказались самыми объективными и востребованными СМИ[9](см. Приложение 1, № 48).

III. Примеры на размещение креативного контента

III.1. «Звезда Ютуба» – известное сленговое словосочетание на сегодняшний день, некий феномен, а также своеобразный титул или звание, которые получают люди в пространстве Интернета, чьё видео, размещённое на данном видеохостинге, набрало несколько миллионовпросмотров или «лайков» и впоследствии стало популярным. «Звезда Ютуба» может иметь как положительный, так и отрицательный образ.

В России к неизвестной никому девушке Светлане Курицыной из г. Иваново слава пришла после того, как видеоролик, в котором она сообщала россиянам о том, что партия «Единая Россия» «засеяла больше земель, и теперь везде рожь и овощи», выложили на самый большой видеохостинг Интернета «YouTube»[10](см. Приложение 1, № 49).

О предыстории появления ролика впоследствии рассказал журналист «Московских новостей» Е. Гладин: по заданию редакции он брал интервью у участников акции в поддержку партии «Единая Россия». Ролики набрали 4 млн просмотров. После успеха в Интернете генеральный директор «НТВ» В. Кулистиков принял решение пригласить С. Курицыну на телеканал в качестве ведущей программы «Луч Света». В декабре 2013 г. программа была закрыта, а С. Курицына стала одним из корреспондентов другого проекта «НТВ» – «Ты не поверишь!»

III.2. Что касается социальных сетей, то в России чаще всего журналисты используют «Instagram» и «Twitter» в качестве источников новостей. Например, в описании «Instagram» «Комсомольской правды»[11] (см. Приложение 1, № 50) все время написано «Ждем ваших фото с хештегом #кпмосква». В сервисе опубликовано уже больше 400 фотографий с этим тегом.

Ранее в тренды «Twitter» попадали и другие слова на кириллице – #Бирюлево (см. Приложение 1, № 51),#Выборы2012,(см. Приложение 1, № 52), #метеорит после падения метеорита в Челябинске (см. Приложение 1, № 53) и мн.др.

IV. Примеры на развлечение

IV.1. «Развлекательный» краудсорсинг для своих телезрителей предложил телеканал «Россия 1».[12]Вначале 2014 г. программа «Утро России» проводила акцию «Покажи утро в своём городе».[13]От телезрителей требовалось опубликовать в «Instagram» свои фото с хештегом «Утро России» и названием города. Хештег объединил более полутысячи оригинальных снимков в жанре селфи (см. Приложение 1, № 54).

IV.2. В мае 2015 г. «Авторадио»[14] запустило проект под названием «iРепортёр» («Я репортёр») с характерным слоганом – «Увидел, снял, заработал!» (см. Приложение 1, № 55). Радиослушатели отправляют на официальный сайт радиостанции видео и фото репортажного характера. На выбор предлагаются следующие темы: «Юмор», «Развлечения», «Автомобили», «Шоу-бизнес», «Животные», «Спорт», «Происшествия», «Погода», «Туризм», «Другое». Больше всего видео (количество превышает 1000 штук) размещено в теме «Юмор».[15]

В рамках проекта «Авторадио» отдельно проводит конкурс «А за окошком месяц май».

Каждую пятницу итоги конкурса ди-джеи подводят в прямом эфире. Автор самой оригинальной работы по итогам недели получает приз в размере 5000 руб.

V. Пример краудфандинга

Осенью 2013 г. прошёл марафон под названием «Всем миром»[16](см. Приложение 1, № 56) по сбору материальной помощи для жителей Дальнего Востока, оставшихся без крова после наводнения. Средства можно было отправлять посредством SMS-сообщений и через электронный кошелёк. Денежный фонд в размере 829 473 906 руб. был направлен на строительство жилья. Внимание аудитории к марафону привлёк телевизионный рекламный ролик с участием известных журналистов и звёзд шоу-бизнеса. Итогом всего проекта стала десятичасовая трансляция акции, которая прошла 29 сентября на «Первом канале».[17]

§2. Краудсорсинг в региональной сетевой журналистике: итоги и перспективы

Успех общения сетевых СМИ со своей аудиторией полностью зависит от развития самого Интернета. А. А. Бешкарев в своей статье «Сетевые СМИ как медиаресурс Республики Коми»[18] обращает внимание на то, что доступ по-настоящему к качественному и быстрому Интернету появляется у большинства жителей Республики только в начале 2000 г.

Дж. Хау ввёл понятие краудсорсинга в 2006 г. В РК в этом же году информагентства как представители профессиональной журналистики только стали запускать свои официальные сайты в Интернете. Поэтому о применении традиционными СМИ краудсорсинга на территории нашего региона на тот момент не могло быть и речи. Однако после 2006 г. в Республике Коми активно начинает развиваться гражданская журналистика. Именно в среде любительской журналистики возникает краудсорсинг.

В Республике Коми наблюдается смешение видов краудсорсинга.

Пример на картографию

Межрегиональный интернет-журнал «7Х7 – горизонтальная Россия. Новости. Мнения. Блоги.»[19](см. Приложение 1, № 57) зарегистрирован как СМИ. Был основан в 2010г. в Сыктывкаре. Создателями проекта являются Автономная некоммерческая организация «Центр поддержки региональных медиа и развития гражданской журналистики» и ООО «Вектор 7».

В РК сайт пользуется большим успехом. Журнал представляет собой платформу для сотрудничества традиционных СМИ с сообществами блогеров, которые при написании статей должны соблюдать законодательство РФ. Администрация сайта оставляет за собой право модерировать сообщения пользователей.

При исследовании информационного сайта журнала «7X7» мы обнаружили карту общественного транспорта г. Сыктывкара[20](см. Приложение 2, № 27),карту президентских выборов 2012 г. в г. Сыктывкаре[21](см. Приложение 2, № 28) и карту распределения первоклассников по школам в г. Сыктывкаре[22](см. Приложение 2, № 29). Используя «Яндекс.Карты»(см. Приложение 2, № 30), данные проекты пользователям Сети продемонстрировал блогер Г. Каблис. Г. Каблис призывает всех сыктывкарцев активноучаствовать в проектах гражданских инициатив, называя это «экспериментом по внедрению принципов прямой электронной демократии».[23]

Примеры на расследование

IV.1. Газета Корткеросского района «Звезда»[24](см. Приложение 1, № 58) в своей группе «ВКонтакте» в октябре 2013 г. заявила об открытии рубрики «Народный контроль» для организации системы контроля за всеми недочётами и возмущениями в любой сфере жизнедеятельности в Корткеросском районе[25](см. Приложение 1, № 59). Главный редактор Э. Пименов призывал читателей присылать в редакцию свои истории и фотографии. Но аудитория издания повела себя пассивно и даже использовала данную рубрику не по назначению – размещала объявления типа «куплю-продам».

На официальном сайте «Звезды» можно встретить всего четыре народные новости, хотя в календаре их отмечено гораздо больше. По количеству рубрик три: «Общество», «Транспорт», «Происшествия».

IV.2. Самым активным СМИ в использовании краудсорсинга проявляет себя рекламно-информационное издание «PROГород».[26]

На официальном сайте газеты есть рубрика «Народные новости». На выбор предлагается несколько категорий – «Жалобы на ЖКХ», «Новости города», «Новости авто». Контент постоянно обновляется. Под статьями в строке «Автор» пишут либо имя и фамилию человека, либо просто ставят ярлычок «Народный корреспондент» (см. Приложение 1, № 60).

Для удобства работы с массовой аудиторией, газета зарегистрировалась во многих социальных сетях, таких как «ВКонтакте»,[27] «Твиттер»,[28] «Одноклассники»,[29] «Facebook».[30]

IV.3. В социальной сети «ВКонтакте» открыта группа «Городские проекты в Сыктывкаре»,[31]которая насчитывает 1253 участников.

В группе горожанам предлагают размещать информацию о том, что они хотели бы изменить в своём городе, а также делиться с другими участниками фотографиями, повествующими о нарушении правопорядка.

Отличительной чертой этого проекта от других является публикация администрацией группы или самими участниками сообщества итогов работы. Все письменные ответы и решения, которые принимает администрация Сыктывкара или прокуратура по той или иной «наболевшей» проблеме, выкладываются на стену.

Так, например, в марте 2015 г. жители города обратились в администрацию с просьбой убрать вал снега перед территорией ТЦ «Детский мир». Через какое-то время из управления ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар» пришло уведомление о том, что территорию перед «Детским миром» должны содержать и обслуживать жители расположенного рядом с магазином жилого дома. По мнению чиновников, сугроб, высотой в несколько метров, являлся «незначительным скоплением снега». Сложившаяся ситуация вызвала широкий резонанс в сообществе группы.[32]

Благополучные решения проблем также активно публикуются на стене группы. 25 февраля активисты проекта оправили в администрацию обращение по поводу свисающих проводов связи по ул. Коммунистической в г. Сыктывкаре. 5 марта бригада электромонтёров провела исправительные работы. Фотографии «до»[33] и «после»,[34] связанные с данной ситуацией, можно посмотреть на стене группы в «ВКонтакте» (см. Приложение 1, № 61).

IV.4. Сайт «Доска позора Коми»[35](см. Приложение 1, № 62) был открыт в 2010 г. Вначале он предстал в Сети как будка гласности жителей Сыктывкара и Республики. С течением времени портал превратился в центр расследований. Пользователи публикуют жалобы на различные организации, затрагивая тем самым проблемы в сферах политики, медицины, образования, торговли.

На главной странице «ДП Коми» представлено 37 разделов, такие как «Образование», «Культура», «ТурАгентства», «Продукты», «ГИБДД», «Чиновники», «Страхование» и мн.др. В каждом из этих разделов зарегистрированный пользователь может опубликовать свою новость, фотографию или прокомментировать чужой материал. Самой обсуждаемой темой становится власть. На 20 мая 2015 г. в этом разделе было больше всего комментариев – 871. Топ-10 самых обсуждаемых и актуальных тем на главной странице сайта постоянно обновляется.

Помимо этого на сайте имеются «Доска почёта» и «Доска приколов».

III. Пример на размещение креативного контента

Информационное общество «Стенограф»[36](см. Приложение 1, № 63) открылось в 2010 г. Этот сайт полностью посвящён любительской журналистике Республики Коми. Учредителем «Стенографа» является ООО «Бизнес-Интегратор». Главным редактором выступает Т. Ю. Ткалун. В поле зрения «народных» журналистов попадают сенсационные или просто любопытные новости, которые остались незамеченными традиционными СМИ.

Весь материал распределён по рубрикам «Видео», «Шок», «Политика», «Фоторепортёр», «Проблема», «Событие», «Гражданский контроль» и мн.др.

На главной странице сайта в разделе «Рейтинг авторов» содержится рейтинг лучших авторов новостей и его изменения за 3 дня. Дополнительно прилагаются формулы «расчёта рейтинга» и «расчёта звания» (от «Читателя» до «Гуру»). Редакция сайта доводит информацию до компетентных специалистов и ответственных ведомств.

Лучшие работы определяют сами пользователи. Лучших авторов удостаивают гонорара и публикации на главной странице сайта. Некоторые из них становятся модераторами.

IV. Пример на расследование и модерацию новостного контента СМИ

Информационное агентство «Комиинформ»[37](см. Приложение 1, № 64) даёт возможность своим читателям на официальной странице в «ВКонтакте» в графе «Обсуждения» предлагать темы новостей корреспондентам[38](см. Приложение 1, № 65). Жители Республики активно принимают участие в проекте. В основном пользователями затронуто освещение журналистами социальных и жилищных проблем, вопросы политики.

В «Обсуждениях» есть ещё два раздела – «Проблемы ЖКХ»[39] и «Ваш защитник».[40] Граждане оставляют свои комментарии, замечания и фотографии, а решить проблему им помогают журналисты агентства и специалисты, в том числе юристы и адвокаты.

V. Пример на размещение креативного контента, модерацию новостного контента СМИ и картографию

Информационное агентство РК «БНК»[41] на своём официальном сайте открыло рубрику «Народный корреспондент» (см. Приложение 1, № 66). За эксклюзивную и интересную информацию, размещённую на сайте, авторы получают гонорары.

Примечательно то, что комментировать статьи журналистов и принимать участие в голосованиях можно без прохождения специальной регистрации.

В разделе «Документы» статьи помечаются ярлычком с надписью «На обсуждение». Это значит, что пользователь как открыто, так и анонимно может высказать своё мнение по поводу опубликованного материала. Чаще всего жители Республики выносят на обсуждение новые законы и изменения в законодательстве, анализируют проблемы в экономике, медицине, вопросы социального развития. Количество комментариев сильно разнится. Например, статья «Государство продлило действие лотерей» содержит 1 комментарий,[42]а статья «Борису Немцову на 10 лет отказали в памяти» – 111 комментариев.[43]

Решение опубликовывать комментарии некоторых пользователей анонимно или под словом «Горожанин» было связано с ситуацией, когда на сайт «БНКоми» зашёл один из министров РК и прочитал про себя нелицеприятные высказывания. Он решил, что это позиция редакции сайта и попросил срочно убрать материал. Чтобы сайт не закрылся, а возможность комментирования сохранилась, было решено спрятать комментаторов от глаз влиятельных людей РК.

В разделе «Блоги. БНК» реализована блог-платформа со встроенной системой рейтингования на основе ключевых показателей популярности: количество подписчиков, постов, комментариев и «лайков». В рамках «Блоги. БНК» каждый зарегистрированный пользователь может формировать собственную ленту постов от избранных блогеров.

Отметим, что распространением креативного контента аудитория «БНК» активно занимается в социальных сетях, а не на официальном сайте СМИ. Жители Коми, ставшие свидетелями северного сияния в начале марта 2015 г., сообщали об увиденном и делились фотографиями в официальной группе «БНК» в «ВКонтакте»[44](см. Приложение 1, № 67).

Что касается картографии и визуализации, то на официальном сайте «БНК» в свободном доступе находится интерактивная карта Республики Коми. Отдельными значками на ней отмечаются сёла и даже очень маленькие жилые районы. Дополнительно на ресурсе www.selakomi.ru можно найти историческую справку об интересующем населённом пункте и узнать последние новости, происходящие в регионе (см. Приложение 2, № 31).

VI.Примеры на развлечение

VI.1. В декабре 2014 г. стартовал проект «Фотокадр дня», организатором которого выступило информагентство «БНКоми». Все фотографии участников конкурса публикуются в «Instagram» под соответствующим хештегом #Фотокадрдня. Темы для снимков каждый раз меняются и каждую неделю задаются редакцией. Победитель определяется с помощью голосования в официальной группе «БНК» в социальной сети «ВКонтакте», в котором может принять участие любой желающий[45](см. Приложение 1, № 68).

VI.2. На официальном сайте бесплатной газеты «PROГород» есть несколько рубрик, посвящённых конкурсам.

В рубрику «Жизнь Сыктывкара в ФОТО»[46] редакция помещает пользовательские снимки на различную тематику. Это может быть как серия фотографий, так и отдельный самостоятельный снимок. Они сопровождены комментариями пользователей или редакции газеты[47](см. Приложение 1, № 69).

Отдельно выделим подрубрику «Утро в Сыктывкаре»[48](см. Приложение 1, № 70). Акция очень напоминает конкурс, который в 2014 г. проводил федеральный канал «Россия 1» под названием «Покажи утро в своём городе», о котором говорилось выше. Сыктывкарцам тоже предлагается размещать фотографии, которые демонстрируют утреннюю столицу Коми, в социальной сети «Instagram» под специальным хештегом #УтроВСыктывкаре.

VII. Пример краудфандинга

В № 13(342) от 4 апреля 2015 г. газета «PROГород» на последней странице опубликовала рекламу об открытии проекта «poetry» (см. Приложение 1, № 71). Проект подразумевает собой выпуск сборника стихов, посвящённых городу Сыктывкару. Автором произведения может стать каждый житель города. Городской сборник сможет выйти в свет, если заручится финансовой поддержкой читателей газеты.

Проект размещён на известной краудфандинговой платформе «BoomStarter»[49](см. Приложение 1, № 72), на сегодняшний день имеет 8 спонсоров и собрал уже 20 000 руб. Книга не будет распространяться в pdf-формате. Вся собранная сумма пойдёт на издание 100 и более экземпляров. По итогам проекта планируется провести концертное мероприятие, выступить на котором смогут некоторые поэты, опубликовавшие свои стихотворения в сборнике[50](см. Приложение 1, № 73).

Вывод по Главе III

В России о краудсорсинге знают немногие.Среди федеральных СМИ встречаются такие, которые хотя бы раз прибегали в своей профессиональной деятельности к этому методу. Региональные СМИ по качеству значительно уступают столичным, и зачастую им просто не хватает экономических, а порой и интеллектуальных ресурсов для того, чтобы организовать специальную платформу для краудсорсинга. Подобная ситуация складывается и в Республике Коми. Тем более в отдельных регионах местные журналисты сами успешно справляются со своей работой, т.к. имеют налаженную коммуникационную сеть, поэтому в идеях «толпы» они попросту не нуждаются.

В России практически нет собственных качественных систем менеджмента информации, т.е. краудсорсинговых платформ, а ведь именно они помогают СМИ устанавливать контакт со своей аудиторией. Россиянам приходиться пользоваться зарубежными веб-сайтами, программами и приложениями, а такие социальные сети, как «ВКонтакте» очень редко становятся у нас ценными базами данных для корреспондентов. По-другому дело обстоит в Республике Коми. Свои группы в «ВКонтакте» открыли рекламно-информационное издание «PROГород», газета «Звезда», информационное агентство «БНК» и «Комиинформ». Какие-то сообщества не имеют даже официального сайта, а существуют только в этой социальной сети, как, например, «Городские проекты в Сыктывкаре». Для таких газет как «Звезда», которые существуют в районах, отдалённых от развитого центра Республики, наличие официальной страницы в «ВКонтакте» порой является единственным удобным способом работы со своими читателями. Тем более в социальных сетях жители Республики ведут себя намного активнее, чем на официальных сайтах СМИ.

Однако российская аудитория не всегда готова трудиться на «халяву». В России трудно найти людей, особенно профессионалов, готовых тратить своё время и силы бесплатно. Помимо признания со стороны СМИ российскому интернет-пользователю необходимо получить материальное вознаграждение.

Подчеркнём, что СМИ Республики Коми не оставляют без внимания работу своих читателей. Бонусами для краудсорсеров выступают материальные вознаграждения, подарки от редакций, дипломы участников, сертификаты или скидки от различных магазинов. Перечисленные поощрения используют практически все региональные СМИ, о которых мы упоминаем во втором параграфе.

Зато россияне очень активно проявляют себя в краудфандинге. Именно эта разновидность краудсорсинга очень популярна в России.

Количество российских краудсорсинговых проектов в Сети с каждым годом растёт.

Итоговый вывод Главы III заключается в том, что при всей популярности блогеров, краудсорсинг в России неизбежно займёт одну из лидирующих позиций, если высокий интерес российских СМИ и аудитории к новым формам взаимодействия в Интернете, их желание стремиться к совместному сотрудничеству, а также система денежных поощрений и наград сохранятсяи будут продолжать развиваться дальше.

Заключение

Сегодня СМИ утратили свою монополию на информирование. Мир «самоинформируется»: сам себя снимает на камеру, сам себя снимает на фото, сам себя анализирует, передаёт срочные новости. В условиях технологической трансформация общества и медиасреды журналистам приходится выстраивать цифровую составляющую своего творчества по абсолютно новым правилам. Существенным условием становится то, насколько журналистика сможет отойти от своих традиционных стратегий и принять инновационные подходы. Примерами инноваций могут служить ситуации, когда СМИ при поиске и производстве информации перешли к краудсорсингу, т.е. когда задача в буквальном смысле «вбрасывалась» в толпу. Потенциал значительного количества людей для решения различных задач использовался и раньше, но только Интернет позволил сделать этот способ дешёвым и общедоступным.

Подводя итоги нашему исследованию, можно выделить положительные и отрицательные стороны краудсорсинга как новой модели социального партнерства между СМИ и аудиторией.

Во-первых, такая модель делает общество нужным каждому профессиональному корреспонденту. Краудсорсинг находит «помощников» для СМИ в поиске информации, а благодаря открытому доступу журналисты иногда сами встречают среди краудсорсеров экспертов для участия в пресс-конференциях или круглых столах.

Во-вторых, отсюда вытекает, что краудсорсинг расширил доступ к талантливым кадрам по всему миру. В нём национальная принадлежность и профессиональная квалификация не важны. Подобное уничтожение географических границ приводит к глобализации локальных новостей.

В-третьих, активными пользователями Интернета являются подростки и молодые люди до 30 лет, которые зачастую прессу не читают. Современного читателя СМИ со свойственным ему клиповым мышлением, избалованного видеоиграми, сложно удивить или по-настоящему заинтересовать. Краудсорсинг, в частности, «журналистика данных» помогают СМИ предлагать аудитории новые инструменты визуализации «скучных» данных.

В-четвёртых, модерация в краудсорсинге – это снижение вероятности недостоверности информации. Пользовательский контент, предоставленный краудсорсерами, СМИ интегрируют, перепроверяют, анализируют, обеспечивают дополнительным контентом. Но часто информация, попадая в веб-контент, так и остается неотредактированной. Если кто-то на «YouTube» выкладывает видео с избиением какого-либо городского чиновника, то, как можно понять, что оно является не постановочным и не шуточным? Даже если мы исключим манипулирование и злой умысел со стороны «толпы», то низкий профессиональный уровень источника информации всё равно останется. Поэтому функция геотегинга в краудсорсинге должна оставаться ведущей для СМИ, т.к. именно она идентифицирует информацию по месту, времени и обстоятельствам.

В-пятых, отсюда следует вывод, что краудсорсер – это всё-таки любитель. Профессионал вдумчив, имеет образование, ставит правильные задачи и находит верные пути их решения. Любитель в своей работе полагается на личные интересы, субъективное мнение и интуицию. Тот, кто любит писать «для себя» выкладывает потом свои статьи в Интернет, а другие пользователи сразу принимают чьё-то хобби за профессиональную журналистику.

В-шестых, простейшие орфографические, пунктационные и речевые ошибки, а также употребление сленга, различных диалектов, ненормативной лексики в текстах краудсорсеров значительно снижают качество материала в целом, показатель грамотности, уровень образования, что отчасти нарушает одну из важных сторон журналистики – гуманность. Нарушение краудсорсерами, иногда намеренное, иногда случайное, этических и моральных норм, проявляющееся в комментариях и материалах, выложенных в Сеть, может повлечь за собой межнациональные конфликты.

В-седьмых, спорными в краудсорсинге остаются правовой и экономический вопросы. Между СМИ и пользователями Интернета в большей степени преобладает неустойчивое сотрудничество: с той и с другой стороны нет юридических и финансовых обязательств. До конца не ясно, кто в случае распространения незаконной информации понесёт за неё ответственность – редактор, журналист или пользователь. В случае с финансовым вопросом, СМИ при работе с аудиторией всё-таки важно сконцентрировать внимание на благодарности или любом другом виде вознаграждения краудсорсерам,  чтобы последние в свою очередь имели стимул развиваться и совершенствоваться дальше.

В-восьмых, можно предположить, что краудфандинг, являющийся по сути «кошельком пожертвований», в журналистике может найти себя и в другом русле. Процесс сбора материальных средств позволит энтузиасту найти спонсоров в Сети для реализации съёмок репортажа, проведения журналистского расследования, создания грандиозного журналистского проекта.

В ходе исследования мы доказали, что краудсорсинг в интернет-журналистике является самым эффективным, быстрым, бесплатным и востребованным аудиторией способом распространения информации и новой моделью социального партнёрства в журналистике.

Поскольку все краудсорсинговые проекты в журналистике появились совсем недавно, то говорить об эффекте от использования «идей толпы» пока рано. Наблюдение за дальнейшим развитием краудсорсинговой журналистики, поможет нам ответить на поставленные вопросы.

Библиография

  1. Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. М., 2007.
  2. Амзин А. А. Новостная Интернет-журналистика: Уч. пос. М., 2012.
  3. Асмолов Г. А., Мачледер Дж. Социальные перемены и российское сетевое общество // Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества: Сб. научн. тр. М., 2012. С. 76-82.
  4. Бальжирова Т. Ж. Интернет как средство социальной коммуникации в условиях формирующегося в России информационного общества: Дис. … к. с. н. Улан-Удэ, 2003.
  5. Беленький А. С. Многоликий краудсорсинг // КомпьютерПресс. М., 2011. № 10. С. 30-36.
  6. Болгов Р. В. Сообщества пользователей интернет – проектов // Вестник МГИМО-Университета. М., 2013. № 1. С. 55-60.
  7. Бондаренко С. В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ: Дис. … д. с. н. Ростов н/Дону, 2004.
  8. Бричник В. А. Краудсорсинг в кризисных ситуациях: экофасилитативный подход // Психотерапия. М., 2012. № 11. С. 81.
  9. Брэди Р. Современные проблемы освещения внешнеполитических конфликтов (опыт американской журналистики): Монография. СПб., 2008.
  10. Бумела Д. Правдометры против лжи // Журналист. 2012. № 2. С. 10.
  11. Вартанова Е. Л. Журналистика в информационном обществе: Новые проблемы и новые вызовы. М., 2005.
  12. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.
  13. Войтоловский Л.П. Очерки коллективной психологии: В 2 ч. Ч. 1. Психология масс. М.; Л., 1924. С. 87.
  14. Волчинская Е. К., Терещенко Л. К. Интернет и гласность. М., 1999.
  15. Голышко А. С. Феномен социальных сетей // Радио. М., 2011. № 1. С. 5-7.
  16. Грамматчиков А. Экспертная сеть // Эксперт. М., 2013. № 37. С. 108.
  17. Докука С. В. Практики использования онлайновых социальных сетей // Социологические исследования. М., 2014. № 1. С. 137-145.
  18. Дубровский А. В. Журналистика и Интернет: Уч. пос. Саранск, 2004.
  19. Интернет для журналиста / Под ред. С. Кузнецова, А. Носика. М., 2001.
  20. Интернет – СМИ: Теория и практика / Под. ред. М. М. Лукиной. М., 2010.
  21. Калинина Н. В. Развитие экологической журналистики в контексте новых медиа // Вестник Амурского государственного университета. Благовещенск, 2014. № 64. С. 31-35.
  22. Калитин С. В. Компьютерные технологии в науке: Уч. пос. Хабаровск, 2013.
  23. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М., 2005.
  24. Ким М. Н. Новостная журналистика. СПб., 2005.
  25. Кирия И. В. Мультимедиа и новые принципы новостей // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. М., 2010. С. 30-47.
  26. Коновалова В. Г. Краудсорсинг как социальная технология: возможность, опыт, проблемы // Кадровик. М., 2013. № 7. С. 81-90.
  27. Копалкина Е. А., Юханов Н. С. Концептуальные основы исследования электронной демократии // Вестник Российского университета дружбы народов. М., 2014. № 2. С. 123-135.
  28. Копылов О. В. Особенности творческой деятельности журналиста в условиях медиаконвергенции: Дис…. к. ф. н. Барнаул, 2010.
  29. Копылов О. В. Поиск информации в мультимедийном контексте: эффективность, возможности, угрозы // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2012. № 3. С. 17-21.
  30. Красноярова О. В. «Масса оф-лайн» и «Масса он-лайн» // Вопросы теории и практики журналистики. Иркутск, 2012. № 2. С. 83-93.
  31. Кучников Т. В. Общение в Интернете. М., 2004.
  32. Лебон Г. Психология народов и масс / Пер. с фр. А. Фридмана и Э. Пименовой. СПб., 1995.
  33. Липков А. И. На пороге видеокомпьютерной эры. М., 1988.
  34. Маккей Ч. Наиболее распространённые заблуждения и безумства толпы / Пер. с англ. Д. Г. Кириченко. М., 1998.
  35. Малышев Е. Что считать Интернет-СМИ // Меди@льманах. М., 2003. № 3. С. 11.
  36. Медиакультура новой России: Сб. ст. / Под ред. Н. Б. Кирилловой. Екатеринбург, 2007.
  37. Медовников Д. С. Ни автора, ни гонорара // Эксперт. М., 2005. № 13. С. 10-14.
  38. Мельник Г. С. MassMedia: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.
  39. Михайлов С. А. Арабская весна и карта Петерса. Иллюзии СМИ и кровавая реальность: Монография. СПб., 2012.
  40. Мичел А. С миру по нитке: как собрать истории тысяч? // Журналистика и медиарынок. М., 2013. № 10. С. 24-28.
  41. Морозова Е. В., Мирошниченко И. В. Сетевые сообщества в условиях чрезвычайных ситуаций: новые возможности для граждан и для власти // Полис. М., 2011. № 1. С. 140-152.
  42. Моррис М., Оган С. Интернет как масс-медиа // Журнал коммуникации. М., 1996. № 1. С. 42.
  43. Мясников И. Ю., Тихонова Е. М. На пути к конвергентной модели издания: освоение технологии краудсорсинга // Журналистский ежегодник. Томск, 2013. № 2. С. 42-45.
  44. Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000. С. 131-138.
  45. Неренц Д. В. Журналистские расследования в США // США. Канада. Экономика – политика – культура. М., 2013. № 7. С. 95-109.
  46. Никитенко А. А. Основы медиажурналистики: Уч.пос. Новосибирск, 2012.
  47. Новек Б. Wiki-правительство: Как технологии могут сделать власть лучше, демократию — сильнее, а граждан — влиятельнее / Пер с англ. А. Токтонова. М., 2012.
  48. Новые аудиовизуальные технологии: Сб. ст. / Под ред. К. Э. Разлогова. СПб., 2011.
  49. Оганджанян С. Л. Национальной общественное радио США и новые технологии: угроза или возможность развития // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. М., 2010. № 2. С. 117.
  50. Олешко В. Ф. До первой бури. Региональная журналистика: современные тенденции и вызовы // Журналист. М., 2013. № 1. С. 25-27.
  51. Павликова М. М. Парадоксы информационного общества // Вестник Московского университета. М., 2008. № 1. С. 82-91.
  52. Пак Е. М. Краудсорсинг как современная модель обмена и управления информацией в сетевых СМИ // Управленческое консультирование. М., 2014. № 2. С. 153-158.
  53. Папичев А. Убийцы газет // Мир ПК. М., 2009. № 1. С. 60-61.
  54. Полутин С. В., Седлецкий А. В. Краудсорсинг как механизм активизации инновационного потенциала общества // Интеграция образования. Саранск, 2012. № 3. С. 68-74.
  55. Пономарёв С. В. Краудсорсинг – технология создания виртуальных сообществ // Вестник Пермского университета. Пермь, 2011. № 3. С. 107-121.
  56. Пономарёв С. В. Краудсорсинг: административные, политические и гражданские практики в современной России // Вестник Пермского университета. Пермь, 2013. № 4. С. 136-148.
  57. Пурдехнад Д. Открытые инновации и социальные сети // Проблемы управления в социальных системах. Томск, 2012. № 7. С. 22-27.
  58. Реддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле on-line / Пер. с англ. М., 1999.
  59. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция / Пер. с англ. А. Гарькавого. М., 2006.
  60. Румянцева И. В. Краудсорсинг и социальное развитие общества // Социальная политика и социальное партнёрство. М., 2009. № 8. С. 43-45.
  61. Рыцарева Е. Локальная мудрость // Эксперт. М., 2012. № 17. С. 49-51.
  62. Сотникова О. П. Интернет-издания от А до Я. М., 2014.
  63. Стечкин И. Откуда берутся деньги? // Журналист. М., 2013. № 5. С. 46-47.
  64. Тарасов К. Краудсорсинг — власть толпы // CNews. М., 2010. № 50. С. 86-89.
  65. Тира Е. В. Технология краудсорсинга: проблемы использования в издательском деле и СМИ // Полиграфист. В помощь руководителю и главному бухгалтеру. М., 2012. № 55. С. 55-64.
  66. Хау Д. Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса / Пер. с англ. М., 2012.
  67. Черных А. И. Мир современных медиа. М., 2007.
  68. Черных А. И. Социология массовых коммуникаций. М., 2008.
  69. Шафранский В. Игра в РУНЕТку // Журналист. М., 2013. № 6. С. 44-45.
  70. Шестерина А. М. Основы интернет – журналистики. Тамбов, 2002.
  71. Шишкова А. В. Гражданское общество и социальное управление в современной России: краудсорсинг и краудфандинг как формы самоорганизации граждан // вестник Университета (Государственный университет управления). М., 2013. № 11. С. 163-166.
  72. Шлыкова О. В. Культура мультимедиа: Уч. пос. М., 2004.
  73. Шуровьески Д. Мудрость толпы: почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум влияет на бизнес, экономику, общество и государство / Пер. с англ. В. Логвинова. М., 2014.
  74. Щегорцов М. В. Краудсорсинг, или Весь мир вам в помощь // Служба кадров и персонал. М., 2010. № 7. С. 31-32.
  75. Щербина С. ГИС в Интернете. Новые возможности геопорталов // Системный администратор. М., 2011. № 4. С. 70-71.
  76. Юрченко И. В. О некоторых фактах распространения идеологии экстремизма в политико-информационном пространстве // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2013. Вып. 2. С. 221-225.
  77. Lasswell H. D. The structure and function of communication in society. In: Bryson, (ed.) The Communication of Ideas. N.Y.: Harper and Brothers, 1948.
  78. Алексеев К. «Ushahidi» – платформа номер один для краудсорсинговых проектов / URL: http://te-st.ru/tools/ushahidi/
  79. Андерсон К. Как провести опрос аудитории, используя формы «Гугл»? / URL: http://www.kbridge.org/ru/how-to-create-an-audience-survey-using-a-google-form-2/
  80. Арестова О. Н. Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Мотивация пользователей Интернета [Электронный ресурс] / URL: http://www.nedug.ru/lib/lit/psych/02dec/251/psych
  81. Бадьина Л. П., Миньков С. Л. Краудсорсинг: синергия интернет – сообществ // Современные наукоёмкие технологии [Электронный ресурс] / URL:http://cyberleninka.ru/article/n/kraudsorsing-sinergiya-internet-soobschestv
  82. Баловсяк Н. Более 75% «сидят» в соцсетях и блоги. [Электронный ресурс] / URL:http://hitech.tochka.net/2912-bolee-75-sidyatvsotssetyakhiblogi
  83. Баловсяк Н. В. Бум социалок продолжается. А в Рунете – особенно [Электронный ресурс] / URL: http://internetessa.com/2009/08/13/bum-socialok-prodolzhaetsya-a-v-runete-osobenno/
  84. Богатырёва С. В. Маркетинговые технологии СМИ // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ [Электронный ресурс] / URL: http://ksei.ru/netcat_files/userfiles/NAUKA/jounals/epp/2(62)%20-%202014.pdf
  85. Бешкарев А. А. Сетевые СМИ как медиаресурс Республики Коми [Электронный ресурс] / URL: http://www.novsu.ru/file/1147301
  86. Бредшоу П. СМИ 21-го века [Электронный ресурс] / URL:http://habrahabr.ru/blogs.massmedia/54706/
  87. Булдакова Н. Б. Особенности работы с интерактивными картами на уроках экономической географии [Электронный ресурс] / URL:http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/17.pdf
  88. Виртуальное сообщество / URL: http://www.treko.ru/show_dict_983
  89. Географическая информационная система (ГИС) / URL: http://moslesproekt.roslesinforg.ru/activity/023gilinform
  90. Глейсер М. Ваш гид по гражданской журналистике. М., 2006 [Электронный ресурс]/ URL: http://www.pbs.mediashift/2006/09/yourguidetocitizenjournalism270
  91. Долгин А.Б. Рунет: игра на опережение. Что такое web 3.0? [Электронный ресурс] / URL: http://polit.ru/research/2008/04/02/web3
  92. Использование краудсорсинга в интернет-журналистике / URL:http://ezarabotok.info/ispolzovaniekraudsorsingavinternetzhurnalistike/
  93. Комаров М. М., Тестова А. Ю. Web 3.0 в сфере электронной коммерции [Электронный ресурс] / URL: http://ecsocman.hse.ru/hsedata/2013/08/06/1290847998/4.pdf
  94. Краудсорсинг / URL: http://wiki.witology.com/index.php/
  95. Краудфандинг / URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Краудфандинг
  96. Лазарсфельд П., Мертон. Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие [Электронный ресурс] / URL:http://culturca.narod.ru/Lasar
  97. Лукина М. М. Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета: Уч. пос. М., 2005 [Электронный ресурс] / URL: http://evartist.narod.ru/text 19/034
  98. Лунев М. Сеть нас меняет. [Электронный ресурс] / URL:http://www.homepc.ru/slydecision/24663/
  99. Мобилизовать сетевой «крауд». Интервью с создателем проекта «Карта помощи» / Lenta.ru 29 октября 2011 / URL: http://lenta.ru/articles/2011/10/28/crowdsource/
  100. Московичи С. Век толп [Электронный ресурс] / URL: http://www.e-reading.club/bookreader.php/86628/Moskovichi_-_Vek_tolp.html
  101. О’Рейли Т. Что такое Веб и Использование коллективного разума? // Компьютерра. 2005. №423 [Электронный ресурс] / URL: http://www.computerra.ru/think/234100/.html
  102. Основные определения: web 1.0, web. 2.0, web 3.0 / URL: http://www.creasol.ru/index2.php?ob=articles_one&id=8
  103. Плющев А. В. Большой ЭхоНет / URL: http://plushev.com/2007/12/25/1492/
  104. Путеводитель по социальным медиа-2013 / Под ред. К. Мёллер, М. Стоун. Вена, 2013 [Электронный ресурс] / URL:http://www.osce/ru/fom/99564?download=true
  105. Секретарёв Н. Новая знаковая система. Сочетание Интернета и мобильного телефона с фотокамерой даёт неожиданные результаты // Независимая газета. 2004 [Электронный ресурс] / URL: http://ng.ru/internet/2004-09-17/11_system
  106. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. М., 1999 [Электронный ресурс] / URL: http://www.novsu.ru/npe/files/um/1412/bg/shell/arh/istoch.html
  107. Хештег / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хештег
  108. Что такое краудсорсинг? / URL:http://crowdsourcing.ru/article/what_is_the_crowdsourcing
  109. Юлдашева Л. Ф. Краудсорсинг: российский и зарубежный опыт [Электронный ресурс] / URL: http://sisupr.mrsu.ru/2013-4/PDF/yuldasheva_l_f_.pdf

Страницы:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф