Меню Услуги

Краудсорсинг в Интернет-журналистике история, теория и практика


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Краудсорсинг в Интернет-журналистике: история, теория и практика

Содержание

Введение

Глава I. История и теория краудсорсинга

1. История развития краудсорсинга

2. Теоретические основы концепции и методики краудсорсинга

Глава II. Краудсорсинг в зарубежной интернет-журналистике

1. Обзор краудсорсинговых платформ, программ и приложений

2. Опыт применения краудсорсинга в зарубежной сетевой журналистике

Глава III. Краудсорсинг в российской интернет-журналистике

1. Опыт применения краудсорсинга в российской сетевой журналистике

2. Краудсорсинг в региональной сетевой журналистике: итоги и перспективы

Заключение

Библиография

Введение

Традиционными источниками информации всегда считались печатные СМИ, телевидение и радио. На сегодняшний день с развитием Интернета и высокоразвитых технологий количество людей, которые могут быть источниками и распространителями информации, значительно возросло. Теперь человек из толпы может не только потреблять, но и создавать информацию, быть автором новости. Видеокамеры, фотоаппараты, смартфоны, айпады, планшетные компьютеры и мобильные телефоны с выходом в Интернет дают возможность говорить о самых важных вопросах, которые в противном случае могли быть упущены из виду.

Методом, позволяющим объединить множество разрозненных гражданских инициатив, существующих как в Сети, так и в реальной жизни, стало появление краудсорсинга.

Впервые термин краудсорсинга (от англ. Crowdsourcing, crowd– «толпа» и sourcing– «использование ресурсов») был введён писателем и журналистом Дж. Хау в июне 2006 г. в статье «Восхождение краудсорсинга» для американского журнала «Wired». Для Д. Хау краудсорсинг – это «использование усилий сторонних добровольцев для решения какой-либо задачи как безвозмездно, так и на коммерческой основе» в бизнесе.

Позднее Американский толковый словарь английского языка «Merriam-Webster» (известен как словарь Уэбстера) в 2011 году пополнился интернет-термином «краудсорсинг» в связи с его растущей популярностью. Согласно словарю «Merriam-Webster», краудсорсинг – это «практика получения необходимых услуг, идей или контента путём просьб о содействии, обращённых к большим группам людей, особенно – к онлайновому сообществу, в отличие от обычных сотрудников или поставщиков».

В это же время отечественные исследователи краудсорсинга рассматривают его с другой стороны, отделяют от экономической сферы. В статье С. Щербины «ГИС в Интернете. Новые возможности геопорталов» мы находим следующее определение: краудсорсинг – это «активное участие частных пользователей в сборе и уточнении данных при составлении карт».

Когда краудсорсинг стал проникать в журналистику, российский исследователь конвергентных СМИ О. Копылов интерпретировал понимание этой методики и впервые подчеркнул главное свойство краудсорсинга в журналистике, а именно активное сотрудничество СМИ и аудитории. О. Копылов подчёркивает, что краудсорсинг – это «безвозмездная деятельность неопределённого круга лиц для достижения цели, определённой владельцем коммуникационного процесса».

Опираясь на известные определения краудсорсинга, мы попытались выдвинуть свою формулировку этой новой методике в СМИ. На наш взгляд, краудсорсинг – это привлечение добровольцев в деятельность СМИ для достижения цели, поставленной владельцем коммуникационного процесса, илисамостоятельное решение общественно значимых задач определённым лицом или группой лиц, координирующих свою деятельность с помощью информационных технологий.

Степень научной разработанности проблемы. Необходимым основанием теоретического осмысления вопросов, связанных с темой дипломной работы, явились труды по общим вопросам организации творческой деятельности журналиста цифровой эпохи. Среди таких исследований можно отметить работы А. А. Амзина, М. М. Лукиной и И. Д. Фомичевой, А. А. Калмыкова и Л. А. Кохановой, А. И. Черных, А. В. Дубровского, Е. Л. Вартановой, Р. Рэддика и Э. Кинга, П. Бредшоу.

Общая теория понимания психологии «толпы», скопления людей в группы, отражённая в трудах Г. Лебона, Г. Тарда, С. Московичи, Л. Н. Войтоловского, Д. Шуровьески, послужила основой для теоретического обоснования причин возникновения методики краудсорсинга.

Более узкие вопросы влияния краудсорсинга на деятельность СМИ и журналистов рассмотрены в работах отечественных и зарубежных исследователей Дж. Хау, А. Мичел, Е. В. Морозовой и И. В. Мирошниченко, В. А. Бричник, И. Ю. Мясниковой и Е. М. Тихоновой, Е. В. Тира.

В частности Д. Хау ввёл понятие краудсорсинга и первым сформулировал его законы в бизнес-структурах.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Е. В. Морозова и И. В. Мирошниченко выявили причины возникновения сетевых сообществ и рост гражданской активности внутри этих сообществ в условиях чрезвычайных ситуаций.

Е. В. Тира, И. Ю. Мясников и Е. М. Тихонова предложили применить краудсорсинг в газете и попытались проанализировать эволюцию печатных СМИ с учётом использования данного метода.

А. Мичел анализирует возможности краудсорсинга на медиарынке США.

Исследования теоретических и прикладных аспектов краудсорсинга также активно проводятся в Гарвардском университете. Основным исследователем и основоположником краудсорсинга в России является научный сотрудник Гарвардского университета Г. А. Асмолов.

Подобные немногочисленные исследования представляются актуальными и востребованными, но до сих пор нет комплексных работ, которые бы обобщали варианты методики краудсорсинга в сфере журналистики, демонстрировали, как она проявляет себя в текущий момент во время журналистских расследований, политических волнений, природных катаклизмов, катастроф и т.д.

В сетевую журналистику краудсорсинг пришёл сравнительно недавно, особенно в нашей стране, и до сегодняшнего дня так и не получил должного анализа. На наш взгляд, в контексте журналистики задачи и назначение краудсорсинга становятся более очевидными. В данном случае мы говорим о СМИ как организации, которая преследует цель собирать информацию, о ситуации, когда помимо журналистов-профессионалов к сбору информации привлекается и большое количество людей, то есть создаётся новая модель партнёрства между производителями информации и потребителями. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что работа является первым опытом в изучении краудсорсинга в сетевой журналистике.

Цель исследования – изучить историю и теорию краудсорсинга, его применение на практике в интернет-журналистике, в том числе в региональной.

В рамках достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить и систематизировать научную литературу о краудсорсинге.
  2. Проанализировать понятие краудсорсинга и его методику.
  3. Охарактеризовать различные краудсорсинговые платформы, приложения и программы.
  4. Выявить характерные черты, задачи, назначение и роль краудсорсинга в интернет-журналистике.
  5. Исследовать опыт применения краудсорсинга в зарубежной и российской интернет-журналистике, в том числе на региональном уровне.

Объектом исследования выступает краудсорсинг в зарубежной и российской интернет-журналистике.

Предметом исследования является методика краудсорсинга как одна из способов распространения информации в современном обществе и как новая технология активного взаимодействия СМИ с аудиторией.

Для решения поставленных задач применялась совокупность методов исследования:

  1. Описательный метод, базирующийся на характеристике, интерпретации явления на данном этапе развития и последующем обобщении результатов исследования.
  2. Сравнительный метод, основывающийся на выявлении общих и специфических черт сходных явлений.
  3. Метод контент-анализа, который, прежде всего, связан с подробным разбором новостного материала, создаваемого краудсорсерами в Интернете.

Эмпирическую базу исследования составили известные социальные сети («ВКонтакте», «Instagram», «Twitter»), видеохостинги (««YouTube»), геоинформационные системы («Ushahidi», «GoogleMaps»), официальные сайты некоторых онлайн-СМИ («New-YorkTimes», «Guardian», «Комсомольская правда», «Вести ФМ», «Авторадио», «PROГород», «БНКоми») и мн.др., которые в краудсорсинге называютплатформами, т.е. некими базами концентрации коммуникантов в одном месте, помогающими распространить или обработать весь пользовательский контент.

Все платформы рассмотрены в период с 2001 г. (с момента возникновения первой попытки использования методики краудсорсинга в зарубежной онлайн-прессе) по 2015 г.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и приложения. Первая глава называется «История и теория краудсорсинга»: первый параграф в ней – «История развития краудсорсинга», второй – «Теоретические основы концепции и методики краудсорсинга». В главе рассмотрены история возникновения и законы развития краудсорсинга.

Вторая глава называется «Краудсорсинг в зарубежной интернет-журналистике»: первый параграф носит название «Обзор краудсорсинговых платформ, программ и приложений», второй – «Опыт применения краудсорсинга в зарубежной сетевой журналистике». Здесь содержится подробное описание и характеристика краудсорсинговых платформ, а также исследуется краудсорсинг за рубежом.

Третья глава «Краудсорсинг в российской интернет-журналистике» включает в себя два параграфа «Опыт применения краудсорсинга в российской интернет-журналистике» и «Краудсорсинг в региональной сетевой журналистике: итоги и перспективы». В ней уделяется внимание сетевому краудсорсингу в России, в частности в Республике Коми.

В заключении даны выводы на основании конкретных примеров и случаев, связанных с применением этой новой методики в СМИ.

Приложение включает в себя скриншоты страниц 53российских и зарубежных краудсорсинговых платформ, 30интерактивных карт, используемых в исследовании.

Библиография состоит из 110 наименований, 33 из которых электронные ресурсы.

Апробация. Основные положения данной работы были изложены в тезисах докладов Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов высших учебных заведений «Слово и текст: актуальные проблемы современной филологии» в 2014 г.

Глава I. История и теория краудсорсинга

§1. История развития краудсорсинга

Два века и даже столетие назад невозможно было представить, что каждый человек сможет занимать активную позицию в журналистике. Появление Интернета привело к возникновению социальных медиа. Социальные медиа постоянно создают новые способы передачи и обмена мыслями, не отставая в своём развитии от традиционных СМИ. Профессиональная журналистика сейчас всё больше опирается на инструменты социальных медиа в процессе сбора фактов и распространения контента.

Общество менялось, потому что на протяжении многих лет свой облик менял сам Интернет.

Web 1.0 – Интернет, который появился в 90-е гг. XXI в. Британский учёный и изобретатель Всемирной паутины Тим Бернерс-Ли рассматривает его как «Интернет только для чтения», потому что он отличается статичностью текстов. Контент интернет-ресурсов формировали профессионалы, а пользователи Интернета были простыми «читателями», которые не могли взаимодействовать друг с другом и участвовать в значительных изменениях содержания глобальной сети. Яркий пример здесь www.Lib.ru– самая известная в Рунете библиотека Максима Мошкова, которая существует с 1994 г. Авторы и читатели ежедневно пополняют её.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Web 2.0 – стадия «чтения-записи». Теперь Интернет используется как средство общения, как коммуникативная среда. Появляются «живые журналы», социальные сети. В создание контента активно включаются пользователи Сети. Для примера достаточно просто зайти на сайты «YouTube» и «MySpace», которые существуют за счёт публикации пользователей.

Web 3.0 – семантический веб, стадия «чтение-запись-выполнение». Веб-сервис – это программная система, предназначенная для поддержки типа компьютер-компьютер через Интернет. Здесь онлайн влияет на офлайн. Люди объединяются в Интернете, чтобы менять реальный мир. Практически ежедневно создаются сотни виртуальных сообществ. Термин «виртуальное сообщество» был введён в 1993 г. Г. Рейнгольдом в книге «VirtualCommunity» («Виртуальные коммуникации»). Обсуждая различные примеры коммуникаций между членами социальных групп на базе электронных рассылок, новостных списков, многопользовательских сообществ и т.п., автор даёт следующее определение виртуальным сообществам: «Виртуальные сообщества являются социальными объединениями, которые вырастают из Сети, когда группа людей поддерживает открытое обсуждение достаточно долго и человечно, для того, чтобы сформировать сеть личных отношений в киберпространстве».

Как правило, виртуальные сообщества складываются следующим образом: создаётся программная оболочка, позволяющая осуществлять коммуникацию, а затем на этот ресурс приходят пользователи глобальных сетей. Благодаря постоянному взаимодействию пользователи ресурса трансформируются в социальную группу.

Среди разнообразных виртуальных сообществ выделяются те, которые построены на базе платформ, созданных по технологии краудсорсинга. И самыми популярными становятся именно коллективные проекты пользователей, т.е. краудсорсинг-проекты.

Оплата работы в краудсорсинге не практикуется, или же она невелика. Всю необходимую работу делают специалисты-любители, тратящие своё время на создание контента.

Конечно, краудсорсинг как метод сложился сравнительно недавно, но если обратиться к истории, то можно обнаружить, что ему уже около 300 лет. В 1714 г. Правительство Великобритании намного опередило своё время, установив приз за нахождение точного способа долготы на море. Лондон предложил поучаствовать в решении головоломки всем жителям города, независимо от их национальности, пола, возраста, статуса и социального положения, вместо того, чтобы обратиться за помощью к учёному и оплатить его исследование.

Явление краудсорсинга мы можем наблюдать позднее. Когда в 1857 г. Лондонское филологическое общество задумало издать Большой Оксфордский словарь английского языка, его авторы обратились к общественности с просьбой присылать карточки с различными словами английского языка и примерами их использования. В результате за период в 70 лет было получено более 6 млн. писем от обладателей разных диалектов.

Главным в краудсорсинге остаётся понимание специфики источника информации. Таким источником являются люди из толпы.

Исследования толпы появились на рубеже XIX-XX вв. Первым исследователем данного феномена был французский социолог и социальный психолог Г. Лебон. В своей работе «Психология народов и масс» он очень полно исследовал психологические закономерности массового сознания и поведения. Вслед за Г. Лебоном российский исследователь Л. Н. Войтоловский объединил такие понятия как «масса» и «толпа» и пришёл к выводу, что скоплению людей не присуща организационная структура, но зато они связаны между собой центром внимания и эмоциональным состоянием. Французский психолог С. Московичи в работе «Век толп» утверждал, что образованию толп сопутствуют кризисные ситуации в социальной среде, политике или экономике, при этом толпа здесь становится двигателем прогресса данных сфер, субъектом процессов, происходящих в этих областях. На протяжении многих лет исследователи, особенно социологи, которые касались вопросов массы и толпы давали этим понятиям негативную оценку. Толпа рассматривалась как стадо, в котором происходит подавление индивидуального начала, способное привести к катастрофе.

Но в 2004 г. работа американского писателя и журналиста газеты «TheNewYorker» Д. Шуровьески сломала все стереотипы и свела на нет негативные оценки, присущие слову «толпа». «Народ» быстрее и лучше справляется с проблемами, принимает мудрые решения и даже предсказывает будущее – к такому выводу приходит автор в результате многоплановых исследований в различных областях истории, политики, экономики и психологии в своей книге «Мудрость толпы».

В 2006 г. идею Д. Шуровьески объяснил другой американский журналист Дж. Хау. В американском журнале «Wired» в статье «Восхождение краудсорсинга» впервые появилось определение краудсорсинга.

До появления этой статьи краудсорсинг активно применялся в бизнесе. Создавая краудсорсинг-проекты, компании предлагали своим потребителям и добровольцам создавать собственные бренды, придумывать рекламу для товара или находить пути распространения продукции. Так, например, крупная корпорация «Ford» предложила своим покупателям и автолюбителям принять участие в конкурсе по созданию рекламных видеороликов, посвящённых выходу автомобиля «FordMustang». Наилучшие ролики показывали по телевидению, а когда определился победитель, ему вручили приз – автомобиль «FordMustang 2010».

В 2009 г. вышла книга Дж. Хау под названием «Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса». Автор книги первым сформулировал законы краудсорсинга в различных областях – от создания новой формулы зубной пасты до разработки ПО.

Совсем недавно краудсорсинг перешёл в сферу журналистики и этим термином стали обозначать новую методику по сбору информации. Краудсорсинг в журналистике – это использование большой группы читателей, зрителей, слушателей для сообщения новости.Е. М. Пак в своей статье «Краудсорсинг как современная модель обмена и управления информацией в сетевых СМИ» отмечает, что краудсорсинг может включать не только «процесс обмена информацией, ресурсами, ценными кадрами, но и возможность написания рецензий к фильмам, совместное обсуждение документов, написание текстов»,[40]создание тематических проектов и мн.др.

Особенно краудсорсинг востребован при чрезвычайных ситуациях (землетрясение, наводнение, пожары, снегопады) или политических потрясениях (нечестные выборы, революционные события), т.к. для получения полной информации одних ресурсов журналистов становится недостаточно, а в некоторых случаях, связанных с политическими переворотами, журналисты и вовсе лишены возможности получать какую-либо информацию, потому что правительством намеренно создаётся информационный вакуум.

Именно чрезвычайные ситуации и политические волнения послужили поводом возникновения краудсорсинга в России. Основателем российского краудсорсинга считают научного сотрудника Центра Беркмана по изучению Интернета и общества в Гарвардском университете Г. А. Асмолова, запустившего в 2010 г. первый краудсорсинговый проект под названием «Карта помощи», благодаря которому пострадавшие от пожаров могут в любую секунду связаться с добровольцами, желающими помочь им в беде. В своих исследовательских работах Г. А. Асмолов особое внимание уделяет значению деятельности социальных сетей в конфликтных ситуациях.

Но как в масштабном пространстве Интернета найти нужную новость? С развитием социальных медиа возник вопрос о создании универсальных, удобных для работы платформ, которые позволили бы журналистам получать информацию от людей, живущих в разных точках мира и ставших очевидцами событий. Платформой, например, может быть приложение для смартфона, которое организует получаемую информацию и предлагает её потребителям.

2. Теоретические основы концепции и методики краудсорсинга

На наш взгляд, в контексте журналистики, цель которой – собирать эксклюзивную и сенсационную информацию, задачи и назначение краудсорсинга становятся более очевидными. В данном случае мы говорим о СМИ, как организации, которая преследует цель собирать информацию, о ситуации, когда помимо журналистов-профессионалов к сбору информации привлекается и большое количество людей, то есть появляется новая модель партнёрства между производителями информации и потребителями.

Краудсорсинг можно сравнить с одной из моделей коммуникаций, известных в теории журналистики. Поскольку коммуникация – это процесс обмена информацией, краудсорсинг тоже является процессом коммуникации.

В 1948 г. американский учёный и социолог Г. Лассуэл предложил, что коммуникативное действие раскрывается по мере ответа на последовательные вопросы. В работе «Thestructureandfunctionofcommunicationinsociety» («Структура и функции коммуникации в обществе») он продемонстрировал следующую коммуникативную цепочку:

Кто? (источник) Сообщает что? (сообщение)  По какому каналу? (канал)  С каким эффектом? (получатель).

Источником информации всегда были СМИ, зато аудитория, которая является своеобразным «приёмником» этой информации не всегда организует или не способна организовать обратную связь с источником, ведь зачастую сами СМИ не создают канал, по которому аудитория могла бы приблизиться к первому звену в этой цепи.

В краудсорсинге первое звено коммуникативной цепи (источник) и последнее (получатель) либо меняются ролями, либо должны стоять на одной позиции, потому что источником информации может быть любой человек, обладающий какой-либо информацией (сообщение) о какой-либо ситуации.

В данном методе каналом выступает Интернет и различные технические средства, которые организуют обратную связь с автором сообщения, что не делает коммуникативную цепь однонаправленной.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Интернет-пользователи совершают хотя бы одно из следующих действий: комментируют новостные статьи или создают свои собственные, размещают ссылку на сайте социальных сетей, помечают контент, высказывают свое мнение или публикуют твиты о новостях. Ведение блогов и видеоблогов, размещение фотографий, подборка новостей, распространение статей в Сети или приобретение контента – вот некоторые из форм журналистики, которые позволяет реализовывать инновационная технология Web 2.0.

Но большой проблемой в краудсорсинге по-прежнему остаётся искажение информации, по-другому «шум», о котором говорится в простой трансмиссионной модели Шеннона-Уивера. Здесь коммуникация тоже описывается как линейный односторонний процесс:

Если перенести эту модель в краудсорсинговую журналистику, то коммуникатор (К) и аудитория (А) снова поменяются местами, но получению сообщения, посылаемого от коммуникатора к аудитории, и, наоборот, по определённому каналу (в нашем случае Интернет) будут по-прежнему препятствовать «шумы».

Чем могут выражаться «шумы» в краудсорсинговой журналистике? Плагиат, утечка информации здесь являются главными недостатками. Все данные находятся в открытом доступе, поэтому воспользоваться информацией в любой момент могут конкуренты той или иной организации. Плагиат происходит и в среде самих участников краудсорсинга. Краудсорсеры, заимствуя идеи друг у друга, вовсе их не совершенствуют, а лишь затормаживают процесс поиска решения для поставленной задачи. Очень часто в публикациях пользователей Сети отсутствуют ссылки на источники информации.

Помимо этого нет гарантий, что среди разработчиков краудсорсинг-сайтов не будет хакеров и что созданные приложения будут безопасными и хакеры не прикрутят элементы вредоносного кода в конечный продукт.

Ещё одной актуальной проблемой в краудсорсинге остаётся оплата труда людей, которые послужили источниками новостей для СМИ. Как мы уже отмечали в начале, краудсорсинг избегает финансовых вознаграждений (чаще всего они существуют как номинальные), что непременно делает значимой именно саму работу, сам процесс коммуникации между людьми. Лучшие идеи повышают статус автора, а не его капитал.

Но многие предлагают оплачивать труд краудсорсеров, чтобы краудсорсинг мог стать единственным или дополнительным источником дохода, как для специалистов, так и для любителей. Однако с приходом в краудсорсинг материальной базы, пропадёт интерес большинства общества к этому методу в целом, потому что ценные призы будет получать ограниченное количество человек, что в свою очередь обесценит труд других участников краудсорсинг-проекта.

Особое внимание нужно уделить важным составным частям методики краудсорсинга – сбору мнений и голосованию.

Сбор мнений включает в себя комментарии, обсуждения, отзывы. Журналист, размещая свой материал в Интернете, обязательно столкнётся как с положительной, так и с отрицательной критикой в свой адрес. Корреспондент имеет возможность даже составить анкету для посетителей и лично отвечать на их вопросы. Всё это является полезным для журналистской практики. Общение с аудиторией помогает предугадать её вкусы и желания, что, несомненно, повышает профессиональный уровень работника СМИ.

Голосование помогает пользователям Интернета отбирать лучший новостной контент на сайтах, в социальных сетях, блогах и т.д. Голосование может быть представлено в виде балльной системы, предназначенной для выставления рейтинговой оценки материалов (с 1 до…), в форме гиперссылки (возможность поделиться контентом в социальных сетях («ВКонтакте», «Твиттер», «Фейсбук», «Одноклассники» и т.д.)), обычного «лайка» и «в виде вопросов с односложными вариантами ответов “да”, “нет”, “не знаю”, “может быть” и т.д.». Голосование – «очень оперативный и простой способ составления и обновления статистики»,превосходный инструмент для мгновенного получения отзывов и мнений аудитории. Сетевая журналистика часто использует голосование в своей повседневной работе.

В последнее время краудсорсингом называют добровольный сбор, обработку, хранение информационных данных и их визуализацию на интерактивных картах обычными пользователями Сети. С помощью ГИС (геоинформационной системы), развёрнутой на сайте, гражданин может сообщить о любом событии. Используя мобильное устройство с функцией GPS, фото- и видеокамерой, пользователь может дополнительно сразу предоставить точные координаты и изображение непосредственно с места действия.

С недавних пор краудсорсинг стал включать краудфандинг.

Краудфандинг (от англ. Crowdfunding, crowd «толпа» и funding– «финансирование») – частный случай краудсорсинга; это «коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои материальные ресурсы, как правило, через Интернет, чтобы поддержать других людей или организации (реципиентов)». Собранные средства идут на различные цели – помощь нуждающимся и людям с ограниченными возможностями, поддержка пострадавших от стихийных бедствий или террора, проведение митингов, других различных мероприятий, финансирование малого бизнеса, поддержка со стороны болельщиков и фанатов, поддержка политических кампаний в предвыборной ситуации. Дж. Хау называет краудфандинг «коллективным кошельком»,который никак не связан с банками или биржами. Процесс сбора денежных средств, благодаря этому явлению, стал демократичнее и проще. Невзирая на то, что в краудфандинге всегда обозначаются цель сбора денежных средств, размер денежной суммы, составлена калькуляция всех расходов, а организаторы по завершению проекта сообщают, куда и кому были направлены средства, многие люди относятся к краудфандингу с большой осторожностью и недоверием и видят в нём потенциальную угрозу.

Считается, что термин «краудфандинг» появился одновременно со своим старшим братом «краудсорсингом» в 2006 году и его автором является Дж. Хау.

СМИ активно используют народные пожертвования, например, сайт «Русский обозреватель» или интернет-СМИ «Православие и мир».

Осталось выяснить, какие цели в краудсорсинге преследуют две стороны: СМИ (коммуникатор) и краудсорсеры (аудитория).

Мотивация аудитории может быть самой разнообразной: личный интерес к проблеме, желание проявить себя, вызов интеллектуальным и творческим способностям, групповая обусловленность («Многие в этом участвуют, я тоже буду»). Особенно людей в Интернете привлекают платформы, созданные для креативного контента (сюда входит разработка видео- и аудиопродукта), к которым чаще всего обращаются СМИ. Например, платформа «Tongal» предлагает для пользователей сети все инструменты по созданию своего собственного фильма. Платформы «VoiceBunny» и «Audiodraft» работают с аудиозаписями и подходят как для профессионалов, работающих на студиях звукозаписи, так и для любителей музыки.

Л. А. Коханова и А. А. Калмыков обращают внимание на то, что творческая активность непрофессионала проявляется в «способности автора настроиться на волну сетевой аудитории и вступить с ней в диалог». Исследователи утверждают, что новость, выложенная в Интернет каким-нибудь пользователем, всегда обрастает «ссылками, комментариями, рейтингами», т.е. становится «темой обсуждения части сетевого сообщества» и позволяет тем, кто комментировал, стать соавторами этой новости.

При этом смысл контента может существенно измениться, причём до такой степени, что автор увидит в нём совсем не то, что пытался вложить, т.е. в этом плане новость становится не только источником информации по излагаемой проблеме, но и средством творческого самопознания автора.

В свою очередь СМИ, несмотря на собственный штат редакторов и корреспондентов, используют краудсорсинг для быстрой экспертизы событий (обработка данных, первичный отбор, выполнение рутинной классификации).

В США журналисты вовлекают аудиторию в журналистские расследования. Материалы о важных событиях, собранные осведомлёнными заинтересованными людьми в различных социальных сетях «стали пополнять базы данных расследовательских интернет-сайтов». Д. В. Неренц в статье «Журналистские расследования в США» отмечает, что «вовлечение пользователей в работу оказалось очень привлекательным для аудитории, которая с энтузиазмом приступила к участию в сборе и первичной обработке значительного потока качественной документальной информации».

В самом определении краудсорсинга уже заявлено, что он предназначен для «решения общественно значимых задач». Этими задачами выступают коллективные сборы информации, анализ контента, создание публикаций и помощь в мгновенном распространении новостей. Иногда всё сводится к механическим действиям: сортировка фотографий, монтаж видеоматериала, фильтрация звуков, идентификация образов и т.д.

Медиахолдинги применяют краудсорсинг, т.к. для них этот метод позволяет находить экспертов для участия в круглых столах и пресс-конференциях; расширяет базу узких экспертов и помощников (источников информации) для специализированных корреспондентов; создаёт базы «дружественных пользователей» для быстрых журналистских расследований, опросов; выделяет и формирует из краудсорсеров гражданских журналистов.


Страницы:   1   2   3