Меню Услуги

Креативность и личностные характеристики детей дошкольного возраста


Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Оглавление

Введение

1 Теоретико-методологические аспекты исследования  креативности и личностных характеристик  детей в дошкольном возрасте

1.1 Понятие креативност

1.2 Личностные характеристики детей в дошкольном возрасте

1.3 Особенности формирования креативности в дошкольном возрасте

2 Эмпирическое исследование креативности и личностных характеристик  детей дошкольного возраста

2.1 Организация и методы эмпирического исследования

2.1.1 Цель, задачи, гипотеза  и методыисследования

2.2  Анализ и интерпретация результатов исследования  креативности и личностных характеристик  детей дошкольного возраста

2.2.1 Качественный анализ и интерпретация результатов исследования  креативности и личностных характеристик  детей дошкольного возраста

2.2.2 Математическая обработка результатов исследования  креативности и личностных характеристик  детей дошкольного возраста

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы. В настоящее время в дошкольном воспитании существует множество программ и методов обучения, которые направлены на когнитивное и интеллектуальное  развитие, и лишь в немногих из них затронуты творческие особенности развития ребенка.Много внимания уделяется обеспечению полноценного психического развития и эмоционального благополучия ребенка в процессе воспитания в дошкольных учреждениях, но вопрос о развитии творческих возможностей детей через совместную деятельность со взрослыми изучена недостаточно.

Формирование и развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста — одна из интереснейших проблем психологической науки. Дошкольный возраст является важным этапом в развитии ребенка: ведущей деятельностьюкоторой является игра, где  формируется воображение, происходит интенсивное  умственное развитие, классификация, установление причинно-следственных связей; художественный подъем изобразительной деятельности  и др.

Для того, чтобы учитывать факторы формирования творческого потенциала в дошкольном возрасте и создавать условия для его развития необходимо, прежде всего дать представления и знания; создать  условия для формирования креативности и основных новообразований во взаимосвязи креативности с личностным развитием дошкольника.

Цель —   исследование связи креативности и психологических характеристик  детей дошкольного возраста.

Гипотеза эмпирического исследования:  творческий потенциал связан сличностнымихарактеристиками детей дошкольного возраста, такими как самооценка, тревожность и темперамент.

В соответствии с целью и гипотезой исследования, были выдвинуты следующие задачи:

Провести теоретический анализ понятия креативности:

  1. Исследовать креативность и личностные характеристики детейдошкольного возраста , как самооценка, тревожность и темперамент .
  2. Изучить особенности формирования креативности у детей дошкольного возраста.
  3. Установить взаимосвязь между личностными характеристиками детей дошкольного возраста и уровнем креативности.
  4. Проанализировать результаты эмпирического исследования.

Теоретический  объект:креативность и личностныехарактеристикидетей дошкольного возраста.

Эмпирический объект исследования –дети в возрасте от 4 до 7 лет.

Предмет —   связь творческого потенциала и личностных характеристик  у детей дошкольного возраста.

Методы, используемые в ходе исследования:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  1. Диагностика детской креативности по шкале Вильямса.
  2. Для выявления уровня самооценки- методика «Лесенка» В.Г. Щур.
  3. Для выявления уровня тревожности — методика « Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
  4. Для диагностики темперамента – опросник Айзенка (детский вариант)
  5. Качественный анализ результатов
  6. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена

В исследовании приняли  участие 38 детей, из них 15 детей в возрасте 6 лет, 5 детей в возрасте 7 лет, 9 детей в возрасте 5 лет и 9 детей в возрасте 4х.

Дипломная работа включает: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.

1 Теоретико-методологические аспекты исследования  креативности и личностных характеристик детей в дошкольном возрасте

1.1 Понятие креативности

Креативность –«способность к умственным преобразованиям и творчеству; очень близко по смыслу к понятию «творческое мышление». Креативность включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде».

У многих ученых креативность связывается с интеллектом. Существует три подхода к отношению креативности и интеллекту.

«Представители первого подхода, к которому относятся Дж.Танненбаум, А. Маслоу, О.Б. Богоявленская, утверждают, что как таковой креативности нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений в неопределенных и сложных ситуациях. Другой подход в работах Дж. Гилфорда, К. Тейлора, Я. А. Пономарева предполагает характеристику креативности как творческой способности, которая является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. Третий подход строится на связи уровня развития интеллекта и уровня творческих способностей. Эту точку зрения разделяют практически все специалисты в области интеллекта».

Одним из первых,  проблему определения креативности стал изучать Дж. Гилфорд. В его концепции, креативность понимается как универсальная познавательная творческая способность. В своей теории, Гилфорд отметил, что существует значительное различие между двумя типами мыслительных операций – конвергенцией и дивергенцией. Согласно ему, под конвергенцией  понимается тот тип мышления, когда из множества условий,способствующих решению поставленной задачи, анализируется и выбирается единственно  верное решение. Под дивергенцией, наоборот, понимается тот типмышления, который «идет в различных направлениях». В нем допускается варьирование путей решения, которые приводят к нестандартным результатам.                                                                               Таким образом, Гилфорд считал, что основой креативности, как общей творческой способности, является дивергентное мышление.Дж.Гилфорд выделил четыре параметра креативности  к ним относится:

  1. Семантическая гибкость – способность находить основные свойства предмета или явления, и по новому их использовать.
  2. Оригинальность – способность производить необычные и нестандартные решения, ответы.
  3. Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и воз­можности для использования.
  4. Семантическая спонтанная гибкость – способность воспроизводить различные идеи в нестандартных или новых условиях.

Позже Гилфорд дополняет параметры креативности:

  1. Способность к обнаружению и постановки проблем;
  2. Способность к генерированию большого числа идей;
  3. Гибкость – способность к продуцированию различных идей;
  4. Оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
  5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  6. Способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.[6]

«Общий ин­теллект не включается в структуру креативности. На основе этих теоретических пред­посылок Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей, которые тестируют преимущественно дивергентную продуктив­ность».

Одним из последователей теории Дж. Гилфорда является Торренс. Под креативностью Торренс понимал способ­ность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. д. Он считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск реше­ния, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата.  В своей теории интеллектуального порога, Торренс предполагал, что креативность и интеллект взаимосвязаны и зависят друг от друга, чем выше уровень интеллекта, тем выше уровень креативности. «В исследованиях Тор­ренса и Гилфорда выявлена высокая положительная корреляция уровня IQ и уровня креативности. Чем выше уровень интеллекта, тем больше вероятность того, что у ис­пытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц с высоко­развитым интеллектом могут встречаться и низкие показатели креативности. Между тем при низком IQ никогда не обнаруживается высокая дивергентная продуктив­ность».

М. Воллах и Н.Коган, считали, что теории Гилфорда и Торренса, а так же перенесение тестовых моделей интеллекта на измерение креативности, привело к тому, что тесты креативности измеряют общий уровень интеллекта. По их мнению, для проявления творческих способностей нужна гармоничная, непринужденная обстановка, и, тем более, никакого  ограничения по  времени. Они изменили условия проведения тестов креативности.  Тестирование проводилось в ходе игры, при этом соревнование между участниками своди­лось к минимуму, а экспериментатор принимал любой ответ испытуемого. Если со­блюсти эти условия, то корреляция креативности и тестового интеллекта будет близ­ка к нулю.

Подход Воллаха и Когана позволил по-иному взглянуть на проблему связи между креативностью и интеллектом. Упомянутые исследователи, тестируя интеллект и креативность учащихся 11-12 лет, выявили четыре группы детей с разными уровня­ми развития интеллекта и креативности. Дети, принадлежащие к разным группам, отличались способами адаптации к внешним условиям и решения жизненных про­блем.

В отечественной психологии понятие «креативность» часто заменяется понятием «творчество». Многие исследователи в этой области указывают, что одним из критериев творчества является воображение.

Под воображением понимается «психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Различают два вида воображение:

  1. Воссоздающее воображение — это процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку, чертежу.
  2. Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, которое требует отбора некоторых элементов, необходимых для построения образа желаемого.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Концепция Л.С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на «комбинирующей способности мозга». Отсюда продукты творческой деятельности выступают как «кристаллизованное воображение».

Л.С. Выготский выделил четыре формы, связывающие воображение с действительностью:

  1. Воображение опирается на опыт, где новое создается из элементов действительности.
  2. Воображение выступает как средство расширения опыта. Это «высшая форма связи» воображения с реальностью, которая возможна «только благодаря чужому или социальному опыту».
  3. Эмоциональная связь, которая проявляется двояко:

Воображение руководствуется эмоциональным фактором – внутренней логикой чувств, «чувства влияют на воображение». Это наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения.

Воображение влияет на чувства, проявляется «закон эмоциональной реальности воображения».

  1. Воображение становится действительностью, когда оно кристаллизируется, воплощается, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Это «полный круг» творческой деятельности воображения, возможный также и для «субъективного воображения», опирающегося на эмоции.

В дошкольном возрасте воображение осуществляется через способность отделять определенные свойства образа от других его свойств и переносить их на другой образ. Так  происходит обобщение опыта деятельности, которое у детей выражается в способности комбинирования. Важную роль в этом процессе играет особый механизм мышления — анализ через синтез, т.е. разделение объекта на составляющие части, свойства, а затем их включение в новые связи с предметами, которые формируют всё новые свойства.

А.В. Петровский выделяет такие приемы комбинирования в воображении: соединение частей разнородных объектов и изменения количества частей предмета и смещения. Подобные, присущие детям приемы воображения, называет и включением объекта в новую ситуацию, изменением условий действия объекта, одушевлением неживой природы, приданием объекту несвойственных ему качеств.

В исследованиях О.М. Дьяченко установлено, что воображение у дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. Автор отмечает, что при построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, в отличие от детей шести-семи лет, которые строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями].

Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов, творчество как и способность к нему, выраженная понятием креативность, непрерывно развивается. Развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта. В связи с этим рассмотрение креативности в детстве представляет собой важнейшую задачу. Развитие креативности тесно связано, как было показано выше, с развитием воображения ребенка. Как показывают исследования, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом, откуда следует вывод о необходимости расширять опыт ребенка, создавая достаточно прочные основы творческой деятельности. Развитие воображения в детском возрасте зависит не только от опыта, но и от таких немаловажных факторов, как:

  • потребности и интересы (в которых эти потребности выражаются);
  • комбинаторная способность и упражнения в творческой деятельности;
  • воплощение продуктов воображения в материальную форму;
  • технические умения;
  • традиции (развитие тех образцов творчества, которые влияют на человека);
  • окружающая среда (стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды).

Согласно взглядам Л.С. Выготского, В.В. Давыдова  и других авторов личность рассматривается как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества.

Так как креативность – характеристика личности, свидетельствующая о способности личности к творчеству, ряд исследователей, определяют креативность как способность или свойство личности.

Таким образом, проанализировав зарубежную и отечественную литературу, можно сделать вывод, что  креативность – это способность к творчеству. Понимание творчества с позиции личностного подхода позволяет трактовать его как явление развивающееся, и соответственно с ним развивается и креативность. Психологи утверждают, что развитие креативности качественно меняет личность человека, что позволяет нам связать креативность с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника.

1.2 Личностные характеристики детей в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст — особый период в становлении личности. Для него характерно формирование новообразований в психической деятельности и поведении.

Ведущим типом деятельности ребенка становится сюжетно-ролевая игра. Именно, игровая деятельность позволяет смоделировать действительность и «примерить» на себя различные роли, ведь центр игры — это роль, которую берет на себя ребенок.  Игра способствует формированию наглядно — образного мышления, что позволяет решать задачи в уме, без участия практических действий.  Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению[14]. Центральным моментом любой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. В этом вхождении в человеческие отношения и в их освоении заключается сущность игры. Именно это определяет то большое влияние, которое оказывает игра на развитие всей личности ребенка дошкольного возраста, на развитие всех сторон его психической жизни.

Новообразования, характерные для этого возраста:

  1. Возникновение прообраза мировоззрения. Дошкольник стремится по-своему классифицировать предметы и явления, найти в них общие признаки и выявить различия. Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Возникают начальные общие представления о природных и общественных явлениях, т. е. формируется прообраз мировоззрения.
  2. Возникновение первичных этических инстанций: «Что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими: «Красивое не может быть плохим».
  3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.
  4. Возникновение произвольного поведения.

Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконии отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

  1. Возникновение самосознания у детей. У дошкольника формируется самооценка: возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может. Не менее важное значение имеет открытие и осмысление ребенком своих собственных переживаний и осмысленная ориентировка в них».

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов;  зарождаются новые социальные потребности, такие как потребность в уважении и признании взрослого, потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д. Возникает новый опосредованный тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо».

Одной из важнейшей личностной характеристикой дошкольного возраста  является самосознание, оценка себя и окружающих, восприятие мира и проявление индивидуальной активности. Как раз, в данный возрастной период и  приходится формирование и становление самооценки.

Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного обучения, это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности («В школе — большие, а в детском садике — только малыши»), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности.

Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Под словом «самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную — знания и представления о себе (Кто я?) — и оценочную, или самооценку (Какой я?).

Содержательный и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякое суждение о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе.

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» — «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» — «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Еще одной личностной характеристикойдетей дошкольного возраста  является тревожность.Научный интерес к такому психологическому явлению, как тревожность не требует особой аргументации, поскольку в настоящее время существует достаточное количество концептуальных определений, теоретических и практических обоснований (В.М. Астапов, Ю. М. Антонян, , Ч.Д. Спилбергер и др.)

Тревожность как состояние в отечественной и зарубежной литературе изучалась прежде всего с точки зрения развития навыков саморегуляции у спортсменов. В некоторых исследованиях тревожность рассматривают как реакцию на социальные воздействия по определенных индивидуальных психофизиологических свойств, а также как такую, что может возникать при различных психосоматических заболеваниях.

Е.Г.Ейдемиллер тревожность определяет как эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании недоброжелательного развития событий.

Чаще всего термин «тревожность» используется для описания неприятного по своей окраски эмоционального состояния или внутренних условий, характеризующих субъективное чувство напряжения, беспокойства, а с физиологической стороны — активацией автономной нервной системы. Состояние тревоги может колебаться по интенсивности и измеряться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается человек.

Словарь практического психолога приводит следующее определение тревожности – «это состояние целенаправленного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторной напряжения в ситуации возможной опасности, который обеспечивает соответствующую реакцию на страх».

В настоящее время увеличилось число тревожных и агрессивных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Как свидетельствуют экспериментальные исследования, проведенные в последнее время, тревожность дошкольников является наиболее распространённым явлением.

Возникновение и закрепление тревожности чаще всего связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Исследуя возрастную динамику тревожности и агрессивности, Т.В. Лаврентьева пришла к выводу о том, что шестилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показывать свои страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них, что может усугубить проблему и вылиться в другие формы поведения.

А.М.Прихожан выделяет «несколько характерных черт, которые свойственны детям с повышенной тревожностью:

  • повышенная чувствительность к социальным сравнениям;
  • переживания неуспеха даже при отсутствии причин для этого;
  • неудовлетворенность своими достижениями;
  • лучше, чем в не тревожных детей, запоминания неудач и неблагоприятных событий;
  • ориентация на внешнюю оценку (внешняя мотивация);
  • неумение самостоятельно оценить свои действия».

Еще одной, безусловно важной, личностнойхарактеристикой детей дошкольного возраста является темперамент.

Темперамент – «устойчивое сочетание индивидуальных особенностей индивида, связанных с динамическими аспектами психической деятельности: интенсивность, скорость, темпом, ритмом и т.п.».

Можно выделить основные компоненты, определяющие темперамент.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

  1. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речи двигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).
  2. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента
    Физиологической основой темперамента считают тип высшей нервной деятельности, который определяется совокупностью основных свойств нервной системы. К ним относятся сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения.

Различают четыре типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик.

  1. Сангвиник.Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. Все внутренние переживания у них проявляются внешне, чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.
  2. Холерик.У детей-холериков часто меняется настроение. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.
  3. Флегматик.Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, в новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.
  4. Меланхолик.Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная».

Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются начала будущей личности, основой которой выступают такие личностные характеристики, как самооценка, темперамент и тревожность.

1.3. Особенности формирования креативности  в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития творческого потенциала. Ведь, именно, в этот период происходят многие изменения в когнитивно — познавательных процессах, а также активно формируются и развиваются личностные качества.

Как отмечал Н.Н. Поддьяков, в возрасте 4—6 лет интенсивно формируются и развиваются навыки и умения, способствующие изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений и воздействию на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития, соответствующий наглядно-действенной форме мышления, становится подготовительным этапом в развитии индивидуально-психологических особенностей личности, которые определяют уровень творческих способностей. Накопление фактов и сведений об окружающем мире создает основу для формирования представлений и понятий. К концу дошкольного периода начинает преобладать наглядно-схематическая форма мышления как высший этап в развитии наглядно-образного. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития являются схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематическое изображение.

В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п.

В исполнительских видах деятельности (пении, рисовании, играх-драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе.

Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение — психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Значимые показатели в развитии воображения — опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать содержательными ее особенностями.

Воображение функционирует на различных уровнях: по степени выраженности может быть пассивным и активным, в свою очередь активное подразделяется на воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение состоит в восстановлении предметов, явлений, событий по их изображению или словесному описанию.

Творческое воображение связано с определением возможных результатов действий, открывающих или создающих новые предметы, явления, ситуации. При этом в творческом воображении возникают представления, которые различаются по степени оригинальности и реалистичности. Оригинальность как своеобразие представлений творческого воображения — это степень их новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности.

О. М. Дьяченко пишет, «что специфика процесса воображения, в отличие от других психических процессов, понимается как способность выражать особенности одного объекта или явления посредством другого, видоизменять формы репрезентации реальности». В воображении используются символические и метафорические формы отражения действительности. В развитом виде они позволяют находить и фиксировать в творческих продуктах существенные и значимые для человека стороны предметов и явлений. С помощью воображения создаваемые образы детализируются, «оживают», что свидетельствует о самоценности творческих проявлений, особенно в период раннего становления творческих личностных качеств.

Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно-речевой. Возрастная сенситивность и характерная для дошкольников реакция на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем способствуют притягательности художественной творческой деятельности в дошкольном детстве, развитию творческого воображения, специальные художественные способности (образное видение, поэтический, музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи.

Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и креативность его обречена остаться на самой низкой ступени.

Одним из важнейших факторов развития креативности детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности выделено шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию креативности является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития креативности ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития креативности вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способность развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития креативности заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития креативности. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятныхусловий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческимпотенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Развитие креативности детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных психологических задач, направленных на достижение конечной цели.Таким образом, в дошкольном возрасте происходит ряд изменений в свойствах внимания, памяти, воображения и т.д., что оказывает большое влияние на развитие творческих способностей. Но, помимо, развития данных когнитивно — познавательных процессов, необходимо создать условия для ребенка, которые будут благоприятно влиять на формирование и развитие таких личностных характеристик, как самооценка, тревожность и темперамент.


Страницы:   1   2


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!