Заявка на расчет
Меню Услуги

Кризис идентичности у лиц зрелого возраста

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА ИДЕНТИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Содержания понятия «идентичность» в психологии
1.2. Кризис и статусы идентичности в зрелом возрасте
Выводы по I главе

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ У ЛИЦ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации лицам зрелого возраста по преодолению кризиса идентичности
Выводы по II главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы, связанные с идентичностью, в последнее время привлекают интерес отечественных ученых. Изучение идентичности – классическая тема для западной психологии проблема идентичности (Э. Эриксон, Дж. Марсиа). В настоящее время изучаются различные аспекты идентичности (Л.Ф. Косенчук), кризис идентичности в качестве нормообразующего фактора становления личности (О.И. Жукова, Н.А. Самойлик), особенности процесса формирования личностной и профессиональной идентичности (Е.И. Манапова, А.А. Озерина, М.Ю. Самошина).

Актуальность исследования обусловлена тем, что именно в зрелом возрасте можно говорить о сформированной психосоциальной идентичности, определении ценностных ориентаций, личном мировоззрении, нравственных идеалов, жизненных целей. В то же время в силу быстро меняющихся условий современной жизни значительно возрастает роль изучения проблемы активности и эмоциональной включенности личности в свою жизнь, ее осмысления, выработки жизненных ориентиров, принципов, собственной позиции, а также смыслоутраты и отчуждения от собственной личности. Проблема исследования заключается в противоречии между имеющимися эмпирическими исследованиями статусов идентичности (на основании подходов Дж. Марсиа) и недостаточной степенью изученности их связи с осмысленностью жизни (смыслоутратой).

С появлением соответствующего диагностического инструментария в этой сфере начались эмпирические исследования, в которых понятие идентичности изучалось в связи с самодетерминацией личности (Т.О. Гордеева), с профессиональной реализацией личности (Н.В. Евтешина), изучалось соотношение образа «Я» и самоотчуждения и (И.В. Латыпов), и др.

Трансформация ценностной структуры общества и ценностносмысловой сферы лиц зрелого возраста в современных условиях жизни имеет свои последствия в виде экзистенциального конфликта личности, появления такого феномена как отчуждение, отражающего нарушение связей между человеком и его жизненным миром. Самоотчуждение представляет собой нарушение внутриличностных связей, что может приводить к серьезным деформациям личностного развития.

Проблема смыслоутраты и отчуждения находит свое отражение в работах зарубежных (Э. Фромм, К. Хорни, С. Мадди и др.) и отечественных психологов (В.В. Абраменкова, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин и др.).

С. Мадди определяет отчуждение как основу экзистенциального невроза, связанного с утратой смысла [17]. Выделяемые им формы отчуждения: вегетативность, бессилие, нигилизм и авантюризм могут проявляться в отношении к себе, другим людям, труду, обществу, однако различаются, прежде всего, мерой отчуждения. Источником отчуждения, по С. Мадди, становится неспособность человека делать выбор, придающий его жизни уникальный смысл и направление; человек становится конформистом, подчиняется логике биологических потребностей и социальных ролей.

Исследование отчуждения, в том числе как проявления смыслоутраты, является достаточно новым для отечественной психологии, имеются лишь отдельные работы (В.В. Абраменкова, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин).

Объект исследования – идентичность лиц зрелого возраста.

Предмет исследования – статусы идентичности в зрелом возрасте.

Цель исследования – изучить взаимосвязи статусов идентичности, отчуждения и осмысленности жизни в зрелом возрасте.

Гипотезы исследования:

  1. Существуют особенности структуры статусов идентичности, соответствующие характеру выборки (лица зрелого возраста).
  2. Существуют связи статусов идентичности с осмысленностью жизни.
  3. Существуют связи статусов идентичности со смыслоутратой (отчуждением).

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Изучить теоретические аспекты идентичности и особенностей ее кризиса у лиц зрелого возраста.
  2. Изучить взаимосвязь и структуру статусов идентичности.
  3. Выявить группы респондентов, различающиеся уровнем выраженности статусов идентичности
  4. Изучить взаимосвязь и структуру статусов идентичности и аспектов осмысленности жизни.
  5. Изучить взаимосвязь и структуру статусов идентичности, форм и сфер отчуждения.
  6. Рассмотреть взаимосвязь и структуру статусов идентичности, осмысленности жизни, форм и сфер отчуждения.

Методы исследования: обзорно-аналитические и теоретические (анализ научной литературы).

В исследовании статусов идентичности в связи с осмысленностью жизни и смыслоутратой (отчуждением) были использованы следующие методы:

  1. Эмпирические: Опросник объективного измерения статуса эгоидентичности (Objective Measure of Status Ego-Identity – OMEIS-R Дж. Адамса) – русская версия Т.А. Гаврилова и Е.В. Глушак., методика «СЖО», тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, а также методика «ОСОТЧ» опросник субъективного отчуждения Е.Н. Осина.
  2. Методы статистической обработки данных: корреляционный анализ, факторный анализ по методу главных компонент без вращения и с последующим Varimax- вращением, кластерный анализ центров K-Mean Cluster. Вычисления проводились на персональном компьютере с помощью программного пакета Statistica 6,0 for Windows. 

Теоретическое значение работы определяется тем, что в ней детально рассматривается проблема взаимосвязи статусов идентичности в период кризиса идентичности в зрелом возрасте, отчуждения и осмысленности жизни.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования психологами в консультативной работе с лицами зрелого возраста по проблеме развития идентичности, осмысленности жизни, самореализации, личностного самоопределения.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА ИДЕНТИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Содержания понятия «идентичность» в психологии

 

Идентичность представляет собой структуру, субъективно переживаемую человеком как чувство тождественности и постоянства собственной личности при восприятии других, признающих это тождество. Человек со сформированной идентичностью ощущает себя и свое бытие постоянным, а прошлое, настоящее и будущее воспринимает как единое целое (Эриксон, 2009). Центральным в периодизации Эриксона является понятие идентичность и самоидентичность. Сам Эриксон определяет это понятие только тавтологически, как «субъективное чувство непрерывной самотождественности». Американский словарь психологических терминов дает не многим более содержательное определение: «Идентичность — это условие, при котором человек ощущает себя неизменным (в своих существенных проявлениях), действуя в самых разных жизненных обстоятельствах», «Самоидентичность – это чувство того, что я остаюсь тем же самым, основанное главным образом на преемственности моих целей, намерений и воспоминаний». Разумеется, это неопределения сущности явления, а синонимический ряд: идентичный — такой же — одинаковый = вполне схожий = совпадающий с самим собой. Русское слово «тождество» или «тожество» является калькой латинского «идентичность» и образовано от корня «то же» (самое). Сущностным, научным определением самоидентичности и является вся теория ее развития, представленная в схеме периодизации Э. Эриксона (Цукерман, 1995)

Психосоциальная идентичность является центральным понятием теории Э. Эриксона, который впервые детально начал изучение данного феномена. Э. Эриксон понимает идентичность как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное «Я», что предполагает динамику его развития на протяжении всей жизни человека. Идентичность, по Э. Эриксону, представляет собой сложное личностное образование, имеющее несколько уровней:

— индивидный (результат осознания человеком собственной временной протяженности; представление о себе как о некоторой относительно неизменной данности физического облика, темперамента и т.д.);

— личностный (ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, задающее некоторую тождественность самому себе);

— социальный (отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами.

Данный феномен Э. Эриксон называет социальной идентичностью (Эриксон, 2009).  Важным механизмом формирования идентичности являются, по Э. Эриксону, последовательные идентификации ребенка со значимыми взрослыми (психосоциальная идентичность возникает как постепенный синтез идентификаций). В случае, если между различными моделями поведения взрослых, с которыми идентифицируется ребёнок, возникает конфликт, он находит свое выражение в психологических проблемах ребенка.

С точки зрения Э. Эриксона, идентичность никогда не достигает завершенности, ее формирование характеризуется динамизмом представлений о себе, которые служат основой постоянного расширения самосознания и самопознания личности (Эриксон, 2008). Согласно теории Э. Эриксона, в развитии личности происходит закономерная смена этапов, в течение каждого из них происходят качественные преобразования внутреннего мира, отношений и поведения человека, в результате чего он как личность приобретает нечто новое, характерное для данного этапа развития.

Э. Эриксон построил оригинальную схему развития человека на протяжении всей жизни, положив в основу «эпигенетический принцип». Термин «эпигенез» был позаимствован из биологии, он означает учение о зародышевом развитии организма как процессе, осуществляемом путем последовательных новообразований в противовес признанию в половых клетках и зачатках зародыша изначального многообразия структур (Элкинд, 2009).

Эпигенетическая теория развития Э. Эриксона охватывает все жизненное пространство человека (от младенческого возраста до старости). Автор описывает исторические условия, в которых формируется «Я» (Эго)  ребенка. Развитие «Я» тесно связано с изменяющимися социальными предписаниями, культурным аспектом и ценностными ориентациями. По мнению Э. Эриксона, человек, взаимодействуя с окружающим миром в процессе своего развития, становится все более и более компетентным. «Я» (Эго) ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания личности ценностями и идеалами ее самой. Э. Эриксон выделил восемь стадий жизненного пути человека, для каждой из которых характерна специфическая задача, выдвигаемая обществом. От того, решает человек эти задачи, или же испытывает внутренний конфликт, «застревая» на какой-либо стадии развития, зависит его дальнейшая жизнь, ее качество и чувство субъективного благополучия (Элкинд, 2009):

Стадия 1. Базовое чувство доверия – недоверия. От рождения до 18 месяцев. Э. Эриксон подчеркивает ключевую роль матери в прохождении данной задачи возраста. Критерий сформированности доверия к миру, по Э. Эриксону, представляет собой способность ребенка спокойно переносить то, что мать периодически исчезает из поля зрения, вскоре возвращаясь. Установление благоприятных взаимоотношений между ребенком и матерью оказывает существенное влияние на всю его дальнейшую жизнь. Вследствие  депривации потребности в общении у ребенка развивается явление «госпитализма», тормозящее не только психические, но и физиологические жизненно важные процессы развития. Если мать полноценно участвует в развитии ребенка, способна проявить к нему эмпатию и любовь, то можно с уверенностью говорить о его дальнейшем развитии как благоприятном.

Стадия 2. Автономность – стыд, сомнение. От 18 до 36 месяцев. В этом возрасте ребенок интериоризирует отношение к нему окружающих, впоследствии это формирует его образ «Я». Благодаря адекватному родительскому отношению, ребенок научается понимать свои чувства и потребности, формируя способность произвольного управления своим эмоциональным состоянием и поведением. Частые наказания за непослушание в этом возрасте приводят к развитию чувства стыда и неуверенности в себе.

Стадия 3. Инициатива (предприимчивость) – вина. От 3 до 6 лет. В этот период усиливается потребность ребенка в самостоятельности, в постановке своих целей, придумывании занятий, проявлении изобретательности. Это возраст игры, в которой ребенок осваивает мир человеческих отношений. На данном этапе важным для развития ребенка является его доверие к взрослому, который поощряет ребенка в его достижениях. Если общение ребенка со взрослым наполнено положительными эмоциями, это может способствовать переходу на новую ступень развития идентичности.

Стадия 4. Трудолюбие – неполноценность. От 6 до 11 лет. Ребенок овладевает различными умениями; кроме игровой, появляется учебная деятельность, стремление трудиться, усердно учиться. В этот период ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, у него формируется учебная мотивация. Э. Эриксон отмечает еще одну важную характеристику данного периода – развитие рефлексии как способности к осознанию себя и своих действий [4]. Рефлексия способствует тому, что ребенок вырабатывает свой собственный взгляд на мир, собственное мнение, личностное отношение к окружающему. В период 6-11 лет у ребенка формируется чувство умелости, компетентности, а в негативном варианте развития – чувство неполноценности (Элкинд, 2009).

Стадия 5. Идентичность – ролевой беспорядок. От 11 до 20 лет. Этот этап является ключевым для приобретения чувства идентичности. Подростки колеблются между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом спутанностью ролей. Подросткам бывает сложно принимать себя такими, какие они есть, со всеми достоинствами и недостатками, сильными и слабыми качествами. При удачном протекании кризиса подросткового возраста, у юношей и девушек формируется чувство идентичности, при неблагоприятном протекании их характеризует спутанная идентичность (мучительные сомнения в себе, в своем месте в обществе, неясные жизненные перспективы).

Стадия 6. Интимность – изоляция. От 21 до 25 лет. Молодые люди переходят к решению взрослых жизненных задач, вступают в дружеские отношения, формируют брачный союз, в котором рождаются дети. Период молодости называют этапом «человеческой близости». В этот период происходит принципиальный выбор между установлением близких отношений, дружеских и семейных связей и изоляцией (к ней склонны юноши и девушки со спутанной идентичностью). Таким образом, центральным противоречием на этой стадии является конфликт между близостью и изоляцией. Молодые люди, успешно разрешившие этот конфликт, не боятся и умеют устанавливать близкие доверительные отношения с противоположным полом. Близость, по Э. Эриксону – это способность отдавать себя другому человеку, не боясь потерять собственную идентичность, свое «Я» (Элкинд, 2009).

Стадия 7. Производительность – застой. От 25 до 50/60 лет.  На этом этапе обнаруживается противоречие между способностью человека к развитию, к продуктивности и личностным застоем, медленным регрессом личности. В период взрослости формируется и пересматривается содержание жизненных планов человека. По мнению Э. Эриксона, важнейшей характеристикой в становлении взрослого человека является продуктивность той деятельности, которой он занимается, которую он ощущает как ценную для себя. В том вкладе, который человек вносит в развитие общества, он может оценить на этапе взрослости свою включенность, продуктивность (или стагнацию, застой).

Стадия 8. Целостность – отчаяние, безысходность. Свыше 60 лет.  Эта стадия завершает жизненный путь. Человек, рефлексируя прожитую жизнь, либо чувствует уравновешенность как следствие целостности своей личности, либо – отчаяние как итог жизни, прожитой «не так, как хотелось». Период поздней взрослости (зрелости) характеризуется наличием генеративности – стремления влиять на следующее поколение через собственных детей, через собственный вклад в развитие общества.

Под генеративностью понимается способность личности видеть мир, интересоваться другими людьми, быть продуктивным, что дает человеку ощущение субъективного благополучия. В другом варианте, при наличии замкнутости в психологическом плане, у пожилого человека снижаются интересы и притязания к внешнему миру, появляется эгоцентризм, снижается эмоциональный контроль, «заостряются» некоторые личностные черты. В варианте адаптации к старению по принципу «замкнутости», этот возрастной период нельзя считать возрастом развития.

Но возможен и другой вариант адаптации, когда пожилой человек желает сохранить себя как личность, стремится поддерживать и развивать его связи с обществом. В этом случае он стремится концептуализировать, систематизировать и передать свой опыт будущему поколению (Элкинд, 2009).

Таким образом, на каждой стадии развития человека, описанной Э. Эриксоном, присутствуют определенные задачи возраста. Человек, решая их, проживает кризисы развития. Итогом положительного прохождения кризиса является новообразование возраста, характеризующее переход на более зрелую ступень идентичности. Итогом негативного прохождения кризиса  является «застревание» на определенном этапе развития, что мешает человеку двигаться дальше, формируя свою идентичность, реализуя свой жизненный потенциал.

1.2. Кризис и статусы идентичности в зрелом возрасте

 

Каждый человек в течение жизни сталкивается с определенными переломными моментами, когда остро осознает свою беспомощность перед неизведанностью бытия и определением своей роли в нем. Эти этапы характеризуются переосмыслением ценностей, которые ранее считались незыблемыми, поисками смысла жизни и формированием идей для его достижения. Кризис идентичности, по мнению психологов, является важной точкой отсчета в процессе утверждения человека в качестве полноценной личности, которая способна противостоять социуму, имея собственные взгляды и убеждения.

Рассмотрим, что представляет собой личностный кризис. Личностный кризис – этап в жизни человека, вызванный некой критической ситуацией, когда реализовать ранее поставленные жизненные цели не представляется возможным. Критическая ситуация может быть вызвана как внешними причинами, так и внутренними предпосылками. На этом жизненном этапе человек не может быстро решить возникшую проблему. Те способы, которые были приемлемы ранее, уже не работают. Нужны новые решения, к принятию которых человек часто оказывается не готов. Более того, иногда возникает ощущение, что сделать это невозможно.

Душевный кризис становится этапом, после которого меняется весь ход жизни личности. От того, как человек выйдет из ситуации, которая вначале кажется тупиковой, будет зависеть его дальнейшее существование.

В психологии выделяют несколько стадий, которые человек проходит во время этого этапа.

  1. Появление критической ситуации. В жизни возникают обстоятельства, которые вызывают фрустрацию, то есть невозможность реализовать жизненные замыслы, ощущение краха и обмана. Такое состояние воспринимается в качестве утраты, восполнить которую нет возможности, вызова или угрозы.
  2. Стрессовое состояние. Человек испытывает сильнейшее эмоциональное напряжение. Предпринимаются попытки разрешить ситуацию старыми испытанными способами.
  3. Ситуация проблемы. В том случае, если попытки нейтрализовать неприятные последствия критической ситуации проверенными способами не увенчались успехом, происходит угнетение психологического состояния. Человек испытывает неконтролируемый гнев, тревогу, возможны депрессивные состояния. Из-за эмоционального напряжения замедляются мыслительные процессы, поэтому становится сложно излагать мысли, формулировать и анализировать сложившуюся ситуацию. Начинаются поиски новых путей решения проблемы.
  4. Кризис. Не найдя выхода из сложившейся ситуации, человек теряет мотивацию, эмоциональное состояние резко ухудшается, создается ощущение тупика. Воспоминания о критической ситуации обостряются, а все события, произошедшие после, воспринимаются в качестве ее продолжения.
  5. Погружение в кризис. Нарушается физическое и психическое здоровье. Эмоциональное состояние неустойчивое. Человек сосредотачивается на своих переживаниях, впадает в глубокую депрессию.
  6. Восстановление. Этап, когда пути для решения проблемы найдены. Человек либо меняет свое отношение к сложившейся ситуации, либо устраняет причины, вызвавшие ее. Улучшается общее физическое состояние, восстанавливается аппетит и сон, начинают работать новые стереотипы поведения.

Личностный кризис – сложный период, с которым не все люди могут справиться самостоятельно. Поэтому на этом этапе близким людям важно позаботиться о вовремя оказанной психологической помощи.

Личностный кризис может быть вызван несколькими причинами, опираясь на которые выделяют следующие виды переломных этапов:

— кризис возрастного развития, который связан с этапами физического и психологического взросления человека;

— ситуативный кризис, который вызван определенными трагическими событиями в жизни: развод, болезнь, серьезная травма, смерть, потеря близкого человека.

От того, насколько сильна воля человека, зависит длительность и напряженность любого сложного этапа. При планировании своей жизни лишь небольшое количество людей задумывается о неприятных «сюрпризах», которые она может преподнести. Увольнение с работы, крах в карьере, неожиданное ухудшение материального благосостояния, измена любимого человека или развод – от таких неприятных событий не застрахован никто. Человек начинает выяснять причины того, что произошло, и не находит их. Внезапность наступления изменений пугает и заставляет искать причину в себе. Чувство вины оттого, что было сделано не все, чтобы предотвратить ситуацию, не покидает. Человек впадает в глубочайшую депрессию.

Душевный кризис появляется как сопутствующее явление при неразрешенных внутренних конфликтах. Желание разобраться в своих ощущениях и духовных возможностях, переосмысление жизненной позиции в связи с возрастными и ситуационными изменениями являются важными составляющими выработки личностных качеств. Особенности этих переломных моментов связаны с переживанием не только за собственную жизнь, но и за жизнь других людей.

Возрастные кризисы становления личности являются естественной потребностью психики человека. Они кратковременны и обеспечивают правильный ход развития личности. Каждый из таких периодов связан с изменениями деятельности человека и развитием его психических возможностей.

  • Кризис новорожденных обусловлен изменением в жизнедеятельности вне утробы матери;
  • Переломный этап первого года жизни связан с увеличением потребностей и возможностей ребенка;
  • Три года является точкой отсчета в определении собственного «Я»;
  • В семь лет у малыша начинается новый вид деятельности, связанный с обучением в школе;
  • Подростковый этап связан с процессом полового созревания и физическими изменениями;
  • В 17 лет возникает кризис идентичности, который является необходимостью принятия самостоятельных решений и началом самостоятельной взрослой жизни;
  • В 30 лет переломный период связан с невозможностью реализации жизненных целей, поставленных ранее;
  • У сорокалетних людей перелом характеризуется нерешенностью проблем предыдущего этапа;
  • Уход на пенсию воспринимается как изменение привычного уклада жизни, переосмысления прожитых лет и ощущение ненужности и нереализованности.
  • Правильная реакция человека на возрастные изменения способна не только вывести из затяжной депрессии, но и позволит выйти ему на более качественный уровень развития.

Роль конкретного возрастного этапа определяется его местом в общем цикле развития человека. Внутри каждой возрастной стадии реализуются два центральных направления: от трансформации области жизненных отношений к развитию действий, операций и обратно – от перестройки этих функций и операций к новой деятельности. Между указанными стадиями осуществляется переход предметной деятельности в новый круг общественных отношений. Именно это обстоятельство лежит в основе истока тенденции генетического изучения каждого возрастного этапа как этапа целостного и гармоничного развития личности в роли субъекта познания, общения и труда.

В психологии термином «возраст» обозначается категория, которая означает качественно специфическую ступень онтогенетического развития, так называемые временные черты индивидуального развития [1].

Отметим, что возраст нельзя свести к сумме отдельных психических процессов, а также это не просто календарная дата. По определению Л.С. Выготского, возраст представляет собой относительно замкнутый цикл детского развития со своей структурой и динамикой [6]. Внутреннее содержание возраста определяет его продолжительность. В психологической науке выделены хронологический (или паспортный возраст представляет собой координату отсчета, на фоне которой осуществляется процесс психического развития ребенка, его социализация) и психологический возраст. Следует отметить, что хронологический и психологический возраст зачастую не совпадают.

В отечественной психологии приняты на сегодняшний день разные по принципам построения концепции возрастной периодизации.

А.В. Петровский в 80-е годы прошлого столетия разработал концепцию возрастной периодизации, основанную типом деятельностно-опосредованных отношений ребенка/взрослого с референтными для него группами [5].

Л.С. Выготский в культурно-исторической концепции рассматривает возраст как относительно закрытый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. При этом конкретный возрастной период чувствителен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, в следствие этого и к определенному типу воздействий [6].

Отметим, что каждый возрастной период, независимо от того стабильный он или критический – является переходным, готовящим человека к переходу на более высокую возрастную ступень. Сложность возрастного этапа заключается в том, что он содержит в себе психологические реалии настоящего времени, ценностный смысл которого во многом определяется потребностями будущего.

Характерные возрастные черты определяются [11]:

1) особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития и в образовательные учреждения;

2) изменением характера воспитания в семье;

3) формированием новых видов и типов деятельности, которые обеспечивают освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности;

4) особенностями физиологического развития.

Отметим, что понятие возрастных особенностей, границ не абсолютны – границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и зачастую не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности.

В человеческой жизни каждый возраст имеет конкретные нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития личности. Переход к следующему возрастному этапу осуществляется в форме кризисов возрастных [1].

Зрелость — самый длительный в процессе онтогенеза период, охватывающий возраст примерно от 25 до 65 лет. Часто понятие отождествляют с совершеннолетием, но это далеко не одно и то же [20].

Нет единого подхода в определении, что такое психологическая зрелость. Бесспорным является лишь утверждение, что о зрелости можно говорить в тот период, когда личность находится на пике своих интеллектуальных, физических и духовных способностей. Ее созревание происходит постепенно и знаменует переход:

от подчиненности старшим в семье — к равенству;

от зависимости — к самостоятельности;

от простейшего набора реакций на внешние воздействия — к разнообразному поведенческому репертуару;

от беспечной жизни — к осознанию своей ответственности за события;

от примитивных увлечений — к более сложным интересам.

Импульсивные поступки человека сменяются обдуманными шагами, выстраиванием длительной перспективы, опирающейся на предшествующий опыт. Именно последний способен заставить человека отказаться от сиюминутных достижений во имя получения более серьезной выгоды в дальнейшем [23].

Начало ранней зрелости совпадает с периодом юности. Авторы расходятся в определении точных возрастных границ, но наиболее распространенной точкой зрения является позиция В. Гинзбурга. По его утверждению, парни вступают в период психологической зрелости с 16 до 24 лет; девушки, взрослеющие чуть раньше, — с 15 до 20 лет [14].

Рассмотрим характеристику н юности. В этот период человек включается во все виды социальной активности: он наделяется правовыми и избирательными правами, создает семью, реализуется в профессиональном плане и учится экономической ответственности. Впитав информацию о различных социальных ролях, человек начинает применять ее по отношению к себе.

А. Толстых утверждает, что в этот период происходит начало реализации появившихся возможностей для саморазвития. Главной проблемой часто называют противоречие между изоляцией и близостью с окружающими. В это время необходимо: найти гармонию между реальностью и мечтами; обрести наставника; определиться с карьерой; выстроить сферу интимно-личностного общения [17].

Примерно к 40 годам психологическая зрелость человека выходит на новый уровень. Это связано с поиском ответов на жизненно важные вопросы: о смысле существования, реализации желаний. У людей происходит переоценка ценностей, ревизия притязаний. Формируется способность переосмыслить окружающую действительность, заинтересоваться новыми людьми, повлиять на свое будущее, стать настоящим профессионалом, реализоваться в творчестве. Но это и пора сомнений. Любой человек задается вопросом, а правильно ли он выбрал свой путь. Его преследует страх снижения работоспособности, появляется потребность в выборе новых целей. Частая причина — различие между желаниями и действительностью. Новый уровень зрелости связан с появлением проблем, которые часто связывают с кризисом середины жизни. Ученые полагают, что преодоление его связано с решением следующих личностных задач [18]:

  • формированием гражданской ответственности;
  • достижением определенного уровня жизни;
  • оптимальной организацией досуга;
  • углублением личностного аспекта в отношениях с близкими, помощью детям;
  • принятием и привыканием к собственным физиологическим изменениям;
  • поддержанием стареющих родителей.

Поздний период психологической зрелости личности связан с выходом на пенсию, поэтому возрастные границы подвижны. Выделяют три важнейших момента, которые позволяют говорить о новом, самостоятельном этапе в развитии индивида:

  • смена деятельности;
  • доживание;
  • сохранение ценностей и основного содержания жизни.

Человеку важно преодолеть чувство ненужной обеспокоенности, опустошенности, чрезмерной сосредоточенности на себе. Это достигается за счет [22]:

  • активной вовлеченности в социальные, семейные и общественные отношения;
  • появления толерантности во взаимоотношениях с другими людьми;
  • эмоциональной устойчивости; принятия реальной, а не желаемой картины мира; способности к самопознанию и формированию сложившейся системы ценностей.

Ученые отмечают: одним из важнейших моментов психологической зрелости в старости является правильное ощущение своего возраста, преодоление противоречий духовных, биологических и психологических возможностей человека.

Все уровни зрелости сопряжены с личностным кризисом. Ф. Перлз считает: главным ее показателем является умение найти выход из тупиковой ситуации, опираясь на собственные ресурсы. Зрелость позволяет преодолеть фрустрацию и страх, умея рисковать и принимать ответственные решения.

Но Ж.-М. Робин, например, в основном разделяющий мнение коллеги, считает возможным воспринимать помощь извне. Главным показателем личностной незрелости, по его мнению, является беспомощность. А нахождение выхода из тупика, не важно, за счет личностных ресурсов или с помощью окружающих, – это показатель взрослости.

Психологический возраст может совершенно не совпадать с календарным. И в 15 лет встречаются абсолютно зрелые индивиды, и в 30 – лица, не способные отвечать за свои действия и поступки. Для того чтобы разобраться, рассмотрим подробнее психологические особенности зрелости [31].

Авторы выделяют различное количество признаков, мы остановимся на наиболее существенных, которые будут раскрыты чуть ниже. Аутентичность С древнегреческого слово переводится как «подлинный» и перекликается с понятием «конгруэнтность». Речь идет об адекватности и согласованности элементов. В данном контексте сравнимо со словом «самобытность» и является одним из важнейших показателей психологической зрелости личности. Явление описано американским ученым Д. Бьюдженталем, включающим в него следующие моменты:

  • осознание настоящего;
  • свобода выбора здесь и сейчас;
  • осознание собственной ответственности за данный выбор.

Аутентичный человек искренен в сиюминутных проявлениях и в поведении в целом. Он не притворяется знающим, влюбленным или довольным в ответ на ожидания окружающих. Многие стремятся играть роли, надевая на себя маски и тратя энергию на то, чтобы продемонстрировать приличный внешний фасад, не решая при этом внутренние проблемы. В ответ они также получают неискренность, затрудняясь в расшифровке реального к себе отношения других людей.

Аутентичная личность тратит время на решение возникающих проблем, не прячась за чужой маской. Она способна к проявлению гибкости в любых ситуациях [16].

Принятие чувств. Речь идет об искренности в отношении самого себя. Зрелая личность открыта жизненному опыту и принимает полную гамму собственных чувств. А не только социально одобряемых из них. Окружение часто побуждает вытеснять печаль, злость, раздражительность и другие отрицательные эмоции. С детства родители учат: «не плачь», «не показывай волнения», «не переживай». Но если эмоции постоянно вытеснять, в дальнейшем они станут первопричиной неконтролируемого поведения в самых неожиданных моментах. Психологическая зрелость подразумевает проживание возникающих чувств. Только этот способ позволяет нам держать под контролем собственное поведение, быть терпимыми не только по отношению к самим себе, но и к другим людям. Если человек осознает свои реакции, то он способен грамотно регулировать ответные действия.

Развитие самопознания. Характеристика зрелой личности включает развитие самопознания. Ибо без понимания самого себя невозможно эффективно выстраивать коммуникации с окружающими. Этот процесс помогает реалистичному отношению к самому себе и лучшему пониманию других. Зрелая личность должна осознавать, чего хочет добиться в жизни, что является для нее важным, а что нет. Она постоянно подвергает корректировке свои ценности. Ей не следует становиться отражением надежд окружающих, а необходимо действовать, руководствуясь собственными убеждениями. Это позволяет чувствовать себя сильной в межличностных контактах [22].

Устойчивость к неопределенности. Многие теряются в ситуациях, в которых нет ясности, недостает структуры. Но человеку часто приходится попадать на чужую территорию, поэтому ему требуется уверенность в условиях отсутствия определенности. Мы часто не знаем, с какой проблемой столкнемся и какие решения придется принимать.

Уверенность в собственной интуиции, адекватности чувств, убеждение в конструктивности решений и умение оправданно рисковать – все это помогает человеку переносить напряженность, создаваемую неопределенностью. Это также удел зрелых личностей.

Большинство ученых относят к характеристике зрелости и следующие черты:

Личную ответственность за принятые решения. Она помогает по-иному относиться к критике, видя в ней полезную обратную связь.

Отсутствие страха при выстраивании близких отношений. Человек сам определяет дистанцию с другими, свободно выражая свои чувства [24].

Постановку реальных целей в общении. Речь идет об отказе от перфекционизма и взваливания на себя ответственности за несостоявшиеся отношения. Важнее извлекать полезные уроки, избегая чувства вины.

Наличие эмпатии — умения воспринимать чувства других людей. Учет их в процессе общения позволяет выстроить правильные коммуникации.

Психологическая зрелость – понятие многоаспектное, одной из сторон которого является взаимодействие с обществом. Невозможно жить в отрыве от его проблем и чаяний. Социальный аспект – это, в первую очередь, отказ от сложившихся стереотипов. Ориентируясь на собственные потребности и ощущения, зрелая личность в меньшей степени подвержена манипуляциям и воздействию толпы. Но в то же время зрелый индивид принимает мир со всеми его законами, несовершенствами и даже страданиями. Он не пытается изменить то, что складывалось веками, но тратит ресурсы на улучшения в микросоциуме, чтобы находиться в гармонии с окружением и приносить максимальную пользу [20].

О социально-психологической зрелости свидетельствуют:

  • чувство ответственности;
  • социальный интеллект, умение предвидеть изменение общественных процессов;
  • забота о других;
  • активность в жизни общества;
  • применение знаний и навыков на пользу другим;
  • преодоление проблем на пути к самореализации.

Только социальная среда способна сформировать зрелую личность. У каждого человека различная степень социализации: количество контактов, уровень взаимодействия, жизненные ценности, на основе которых строится общение. Это позволяет ученым выделять уровни зрелости: низкий, высокий и средний.

Среди основных критериев зрелости выделяют внешние и внутренние. К первым относится степень овладения социальными компетенциями, рассмотренными выше. Ко вторым можно отнести черты, характеризующие личность: эмпатию, общительность, адекватную самооценку, ответственность, внимательность, толерантность и т. д.

Подводя итог отметим, что чем выше у человека стремление к самопознанию и саморазвитию, чем более быстрыми темпами он осваивает жизненные уроки, развивая ответственность и толерантность, тем более высоким уровнем зрелости он обладает.

Выводы по I главе

 

Идентичность представляет собой структуру, субъективно переживаемую человеком как чувство тождественности и постоянства собственной личности при восприятии других, признающих это тождество. Человек со сформированной идентичностью ощущает себя и свое бытие постоянным, а прошлое, настоящее и будущее воспринимает как единое целое.

Важным механизмом формирования идентичности являются последовательные идентификации ребенка со значимыми взрослыми идентичность никогда не достигает завершенности, ее формирование характеризуется динамизмом представлений о себе, которые служат основой постоянного расширения самосознания и самопознания личности.

В развитии личности происходит закономерная смена этапов, в течение каждого из них происходят качественные преобразования внутреннего мира, отношений и поведения человека, в результате чего он как личность приобретает нечто новое, характерное для данного этапа развития. На каждой стадии развития человека присутствуют определенные задачи возраста. Человек, решая их, проживает кризисы развития. Итогом положительного прохождения кризиса является новообразование возраста, характеризующее переход на более зрелую ступень идентичности. Итогом негативного прохождения кризиса является «застревание» на определенном этапе развития, что мешает человеку двигаться дальше, формируя свою идентичность, реализуя свой жизненный потенциал.

Каждый человек в течение жизни сталкивается с определенными переломными моментами, когда остро осознает свою беспомощность перед неизведанностью бытия и определением своей роли в нем. Эти этапы характеризуются переосмыслением ценностей, которые ранее считались незыблемыми, поисками смысла жизни и формированием идей для его достижения. Личностный кризис – этап в жизни человека, вызванный некой критической ситуацией, когда реализовать ранее поставленные жизненные цели не представляется возможным. Критическая ситуация может быть вызвана как внешними причинами, так и внутренними предпосылками. На этом жизненном этапе человек не может быстро решить возникшую проблему. Те способы, которые были приемлемы ранее, уже не работают. Нужны новые решения, к принятию которых человек часто оказывается не готов. Более того, иногда возникает ощущение, что сделать это невозможно. От того, насколько сильна воля человека, зависит длительность и напряженность любого сложного этапа.

Кризис идентичности, по мнению психологов, является важной точкой отсчета в процессе утверждения человека в качестве полноценной личности, которая способна противостоять социуму, имея собственные взгляды и убеждения.

Все уровни зрелости сопряжены с личностным кризисом. Ф. Перлз считает: главным ее показателем является умение найти выход из тупиковой ситуации, опираясь на собственные ресурсы. Зрелость позволяет преодолеть фрустрацию и страх, умея рисковать и принимать ответственные решения.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф