Меню Услуги

Кукольный театр как форма развития интереса к чтению у младших школьников. Часть 3.

Страницы:   1   2   3


2.2 Программа и организация эксперимента по включению детей в деятельность кукольного театра.

 

Младший школьный возраст – это период в жизни ребёнка, когда закладывается фундамент чтения как наиболее сложного вида речевой деятельности человека. Чем раньше начинаешь приобщать ребёнка к чтению, тем лучше будет результат. Вот почему значения библиотекаря в приобщении ребёнка к книге в этот период является определяющим. Корректировка читательского развития ребёнка в Тасеевской детской библиотеки достигается путем приобщения детей к деятельности кукольного театра, в рамках проекта «Создание нового яркого культурного пространства в детской библиотеке» /Через театр кукол в мир книги/», театральная студия «КуклаNTIDA».

Методика использования театрализованной деятельности, как средства активации чтения детей младшего школьного возраста в Тасеевской центральной детской библиотеке базируется на трех основных понятиях: игра, кукла, кукольный театр.

Экспериментальное исследование с целью изучения читательской активности детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра проводилось с апреля 2015 по декабрь 2015 года. В исследовании приняли участие школьники младших классов, посещающие Тасеевскую детскую библиотеку. Общее количество испытуемых – 40 человек Первая группа читателей, среди них 7 мальчиков и 13 девочек занимались в театральная студия «КуклаNTIDA». Вторая группа- контрольная, состоящая так – же из 20 человек, обучающихся в тех же классах что и участники театральной студии, посещала библиотеку в обычном порядке.

Экспериментальное исследование проходило в пять этапов:

1 этап (апрель 2015 г.) – подбор диагностического инструментария для измерения уровня читательской активности детей младшего школьного возраста.

2 этап (апрель 2015 г.) – проведение первичной диагностики с целью изучения уровня читательской активности детей младшего школьного возраста.

3 этап (май 2015 г.) – анализ результатов первичной диагностики уровня читательской активности детей младшего школьного возраста.

4 этап (июнь 2015 г. – декабрь 2015 г.) — организация работы по развитию читательской активности детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра.

5 этап (декабрь 2015 г.) — проведение повторной диагностики с целью изучения читательской активности детей младшего школьного возраста, сопоставительный анализ полученных результатов исследования, определение эффективности работы по развитию читательской активности детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра, формулирование выводов.

В своем исследовании для оценки читательской активности детей младшего школьного возраста мы использовали методики: анализ читательских формуляров, беседа, наблюдение.

Исходя из целей и задач, учитывая этапы работы, выделяем критерии, по которым можно судить об уровне читательской активности детей:

  1. Наличие устойчивого интереса к чтению.
  2. Читательский кругозор.
  3. Частота посещения библиотеки.
  4. Умение общаться со сверстниками и библиотекарем.
  5. Уровень форсированности читательских интересов.
  6. Темы чтения.
  7. Источники чтения.
  8. Умение самостоятельно выбирать книгу.

На основе указанных показателей определяем уровень читательской активности младших школьников.

Высокий уровень:

  • сформирован устойчивый интерес к чтению книг – 5 книг в месяц,
  • посещение библиотеки – 4- 5 раз в месяц,
  • умение общаться — с легкостью отвечает, но вопросы по произведению, общается со сверстниками, библиотекарем,
  • читательский кругозор – темы и жанры чтения разнообразны, так – же, как и источники (книги, журналы, электронные книги, энциклопедические издания).

Средний уровень:

  • сформирован устойчивый интерес к чтению книг – 3 — 4 книги в месяц,
  • посещение библиотеки – 3 – 4 раза в месяц,
  • умение общаться — общается со сверстниками и библиотекарем фрагментарно,
  • читательский кругозор – в репертуаре чтения не более 3-4 тем, жанры чтения разнообразны, виды источников чтения сужены.

Низкий уровень:

  • сформирован устойчивый интерес к чтению книг – 1 -2 книги в месяц,
  • посещение библиотеки – 1 -2 раза в месяц,
  • умение общаться — ограниченно, не отвечает на вопросы библиотекаря, касаемые почитанного,
  • читательский кругозор – тема чтения как правило одна, источником чтения чаще всего являются журналы развлекательного характера (комиксы).

В процессе наблюдения за испытуемыми, на каждого ребенка была составлена краткая характеристика, учитывающая основные особенности его темперамента, характера, общения как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Таблица 2 — Читательская характеристика ребёнка

№ п/п Ф.И. ребёнка Возраст Характеристика на ребёнка
1  Дарья Першина 9 лет С интересом читает лишь развлекательные журналы – комиксы: «Барби», «Барбоскины», «Скуби — Ду» и т.д. Робкая, с рассеянным вниманием.
2 Витя Якубович 9 лет Рассеянный, замкнутый ребёнок, часто уединяется. Тем не менее очень хорошо читает стихи и любит их читать. Не уверен в себе, требуется поддержка взрослых.
3 Максим Олёшин 7 лет Общительный мальчик, неусидчив, внимание рассеянное, с детьми не может найти общий контакт, задирист.
4 Карина Сорокина 8 лет Уверенная в себе девочка, много друзей, хорошо учится, чтение читает необязательным делом, предпочитает компьютер.
5 Ира Находкина 8 лет Библиотеку посещает часто, на дом берёт около трёх книг в месяц , в основном смотрит журналы и играет в настольные игры в читальном зале.
6  Степан Куравкин 8 лет Очень активный, неусидчивый, невнимательный мальчик. Требует повышенное внимание к себе. На дом берет книги с русскими народными сказками, о животных, о технике
7 Вероника Заманкова 8 лет У Вероники наблюдается тревожность, заниженная самооценка, неуверенность в себе. Плохо идёт на контакт со взрослыми и со сверстниками.
8 Саша Крикун 9 лет Среди определённой группы сверстников активна, со взрослыми скрытна. Берёт книги и журналы на дом, но не читает.

 

Ребята набранные в театральную студию оказались все абсолютно разные, у каждого свой характер, темперамент, каждый ребёнок требует к себе индивидуального подхода [Приложение 3].

Весь последующий 4 этап ребята плодотворно работали в театральной студии были вовлечены в театральную деятельность, посещали занятия студии, общались, готовились к выступлениям, мероприятиям. Совместные занятия общим делом очень сдружило ребят, они стали проводить время своей сплочённой компанией за пределами библиотеки. Очень робкая Ульяно Грунько стала активно участвовать в мероприятиях, предлагать своё виденье того или иного вопроса. Кудряшова Настя оказалась хохотушкой, смешившей весь наш творческий коллектив. Самый маленький участник Денис Пьянзов совершенно перестал бояться сцены, и в каждом мероприятии старается заполучить главную роль или роль ведущего.

Основной упор в работе театральной студии на данный период времени был направлен на подготовку и проведения различных мероприятий, с применением кукольных постановок, способных проявить творческие начинания и развить талант ребят.

Угадай-шоу: «С кузовком-лукошком по лесным дорожкам!» Это необычное мероприятие очень понравилось ребятам. Еще бы! Ведь в гости приходил Леший из леса и рассказал ребятам, как надо вести себя в лесу, чем богат лес и что он дает человеку, почему надо беречь лесные угодья и как уберечь лес от огня.

Театрализованное представление: «Репка на новый лад». Исполнителями ролей главных героев стали участники театральной студии «КуклаNTIDA» и ребята из зала, а также роль репки исполнила бабушка одного из наших актёров. В ходе представления звучала веселая музыка. Дети рассказали зрителям маленькую историю, происходящую в огороде у деда с бабкой. Юные актеры, талантливо исполняли предложенные роли. Вжившись в образы сказочных героев, «актёры» тянули упирающуюся изо всех сил «Репку».

Команда актеров порадовала зрителей, показала артистическое мастерство, способность перевоплощения, отличные литературные знания, любовь к книге, библиотеке. Зрители оценили старания участников театрализованного представления бурными аплодисментами.

Бенефис Бабы Яги: «Мисс Очаровашка». Эту сказочную жительницу леса знают все, от мала до велика. Но никто, в самом деле, её не видел. Только у нас, в детской библиотеке, у ребят появилось реальная возможность лично насладиться обществом этих прекрасных женщин. Необычный бенефис обворожительных Бабок Ёжек лесной поляны прошел ярко и очень весело. Тут были и лучшие танцорки лесной поляны, и спортсменки, представители добрых и злых сил. Все они соревновались за звание «Мисс Очаровашка». В финал вышли четыре самые «продвинутые» Бабы Яги. Они и зелье варили, и колдовали, натуральный макияж делали, прошли испытания «Мой милочек», «Осколки счастья», в общем, веселились на полную катушку. В итоге, по оценки строгого жюри звание мисс «Очаровашка» удостоился Ковтун Вячеслав. Остальные финалистки разделили между собой титулы: «Самая креативная Баба Яга», «Самая добрая» и «Самая проворная».

Путешествие в страну «Выдумляндию». Целью литературная игры – фантазии «Выдумляндия», являлось — сформировать читательский интерес и умение ориентироваться в мире литературных произведений и героев. Игра проводилась в форме командных состязаний. Юные читатели вместе с Карлосом совершили путешествие в великолепную страну «Выдумляндия», где ребят встретила Врака – Забияка, обрадованная тем, что будет с кем шалить и проказничать. Но вовремя подоспевший клоун Смешинкин не позволил случиться проказам. «Хорошие дети, воспитанные, они и сами не шалят и другим шалить не позволят» — сказал он, и пригласил всех в страну Выдумляндию. Ребята приняли участие в литературной викторине по сказкам и рассказам и поучаствовали в конкурсах — фантазеров. Фантазии каждого выдумщика не было предела! Игра не оставила равнодушным никого!

Игровая программа: «Веселое путешествие с пиратами». Перед ребятами стояла задача — добыть все части порванной карты, составить ее, прочитать пиратскую шифровку и точно определить по ней место нахождения сокровища. Пожалуй, нет ни одного человека, кто бы ни зачитывался в детстве романами о пиратах, кто бы ни мечтал найти зарытые пиратами сокровища, кто не представлял себя в детстве капитаном пиратского корабля, залихватски берущего на абордаж полные золота испанские галеоны, кто хоть раз в жизни ни собирался бы в дальнее путешествие навстречу опасностям и приключениям.

В «Пушкинский день России» многие жители райцентра были удивлены, когда возле детской библиотеки увидели раскинувшийся шатер «У Лукоморья», где их встречали старик со старухой — герои сказки Пушкина о золотой рыбке.

Желающих стать гостями «Лукоморья» и принять участие в викторине по произведениям Пушкина оказалось очень много. Дети и их родители искали правильные ответы на мудреные вопросы старухи, отгадывали ее каверзные загадки. Все желающие могли сфотографироваться с героями сказки «О рыбаке и рыбке»

«Детство – сказочная страна». Ребята, пришедшие на праздничную программу «Детство – сказочная страна», получили заряд положительных эмоций.

Участники дружно отвечали на шуточные вопросы, отгадывали труднейшие загадки, принимали участие в конкурсе на самого внимательного. Ребята прекрасно справились со всеми заданиями. А еще участники, получившие большее количество фантов, с удовольствием сыграли сказку «Про красную шапочку» на новый лад. Дети с восторгом и смехом смотрели на «артистов», которые участвовали в инсценировке. В этот день громко звучал детский, задорный смех. Все, кто присутствовал на празднике, получили огромное удовольствие и заряд бодрости!

«Вот и лето к нам пришло!» День защиты детей, приходящийся на первый день лета и в этот день, Детская библиотека пригласила своих читателей и гостей на театрализованный праздник «Дружат дети на планете».

Пришедшие на праздник дети и их родители были вовлечены в интерактивные игры. Помощниками в проведении игр были ребята из театральной студии «КуклаNTIDA». Бабочки (Жирова Жанна и Соня Граськова), Карлсон (Максим Минаков). А какой же праздник без сладких игр? Ребята развеселились, доставая конфеты из муки, яблоки из воды, пили сок через соски из бутылочек, «плевались пустышками», вспоминая раннее детство. Любимые герои многих мероприятий Баба Яга и Лешик, с гитарой и маракасами ворвавшиеся на праздник, проверяя таланты детей, заставили их читать стихи о лете, петь песни и танцевать!

Следует отметить что театрализованные сцены очень гармонично «вплетаются», практически во все мероприятия, проводимые в библиотеки. Особенно театрализация необходима при проведении тематических мероприятий. Через игру со своими любимыми литературными персонажами легче учатся правила дорожного движения, запоминаются статьи о конвенции ребенка, конечно ребенок не может отказать, когда Лисёнок просит его взять книжку и прочитать: как нужно вести себя на природе, как следует вести себя в школе или в общественном транспорте. Одними из последних были поставлены: экологическая сказка «Как колобок в лес убежал» в рамках экологического клуба «Динозаврик ЭКО», сказка в рамках урока безопасности «Огнехвостик и огонь» [Приложение 4].

За период проведения экспериментального исследования, все испытуемые дети значительно повысили свои показатели по установленным параметрам, включая и читательский кругозор. По мнению учителя начальных классов ТОСШ № 2, Данькиной Елены Никифоровны, виденное и сыгранное в театре, расширяет детский кругозор, активизирует словарный запас, способствует закреплению представлений о быте, истории и традициях русского народа. Действие с куклой-перчаткой обогащает эмоциональный опыт детей, учит их выражать свои чувства, снимает эмоциональное напряжение, развивает творческий потенциал. Все это так – же благоприятно отражается и на учебной деятельности. Наглядным примером служат улучшение, у её учеников, занимающихся в театральной студии, таких показателей как: успеваемость, концентрация внимания, быстрота реакции, раскрепощённость, мелкая моторика рук, память. Ребята на «полшага» впереди одноклассников, говорит Елена Никифоровна. Изменения в лучшую сторону замечают и родители наших «артистов» [Приложение 5].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Для проведения эксперимента в дипломной работе использовались следующие методы проведения: опрос, анализ читательского формуляра.

Опрос проводимый у ребят обеих групп был призван выяснить – какое место занимает(ла) книга в их жизни до и после реализации нашего проекта, результаты отражены в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты опроса детей

п/п

 

 

Вопрос

 

 

 

До

Экспериментальная группа Контрольная группа
После После
1 Почему люди читают книги?
— Что бы быть умными и много знать

 

20% 60% 21%
-Что бы людям было со мной интересно разговаривать? 15% 24 % 13%
— Чтобы быть компетентным в разных темах 23% 2%
— Им просто интересно 50% 64%
2 Какие книги ты любишь читать ?
-Сказки 20% 45 % 19%
 — Рассказы про животных  10% 15% 10
— Произведения русских детских писателей 10% 30% 10%
— Произведения зарубежных писателей 5% 10% 5%
3 Кроме художественной литературы тебя интересуют другие темы в данный момент, какие?  

-О животных,

-Комиксы

-История,

техника,

экология,

театральное искусство,

-живопись и д.р.

-Журналы,

-О животных,

— О технике

 

4 Какие книги ты прочитал по интересующим тебя ценам? — Рассказы о животных,

— журналы:

«Скуби-Ду», «Тачки», «Фей»,

«Барбоскины» и д .р.

 

-«Рассказы по истории для детей»

— «Занимательная экология»

-«Соседи по планете»

— «Всемирная история костюма, моды и стиля»

— «Секреты пластелина»

-«Как научиться рисовать» и . д

 

-«Самолёты»,

-«Кто живет в лесу?» и. д.

-журналы:

«Винни и его друзья»,

«Почемучка»,

«Весёлые гонки»,

«Феи» и т.д.

 

5 Кто помогает тебе выбирать книги?
— Библиотекарь 45% 30% 50%
— Родители 25% 20% 25%
— Друзья 10% 15% 10%
— Самостоятельно 10% 30% 10%
— Средства массовой информации 5% 5% 5%
6 Если бы исчезли всё книги ты бы переживал (а?)
Да 50% 80% 50%
— Нет 10% 15%
7 Как ты часто посещаешь библиотеку?
-Каждый день 10% 40% 10%
-1раз в неделю 40% 60% 40%
-По мере необходимости 50% 50%

 

Таким образом результаты опроса показали следующее: на первый вопрос все дети ответили практически однозначно, на констатирующем этапе осознание важности чтения значительно возросло. Ответы на второй вопрос были более разнообразны, так – как ребята предпочитают разных авторов, отрадно, что после занятий в театральной студии читательский кругозор многих детей расширился и вышел за рамки художественного чтения. Очевидно, что как до, так и после эксперимента помощь в выборе книг оказывают как родители, так и библиотекарь (10%), однако дети стали более самостоятельны и уверены в собственном выборе (30%). Стали участвовать в обсуждении прочитанного и прислушиваться к советам друзей. Посещения библиотеки значительно повысилось, ребята говорят, что раньше ходили лишь за тем, чтобы взять книгу для школы, а теперь им очень нравится, общаясь на заседаниях студии с ребятами и библиотекарями они узнают о новых интересных книгах, и с удовольствием их читают.

Результаты контрольной группы за время проведения эксперимента, 9 месяцев, практически не изменились, остались на прежнем уровне.

Анализу читательских формуляров принадлежит особа важная роль, так как читательский формуляр неким образом является «лицом» читателя, основным документом, подтверждающим читательский интерес владельца, его изменения, расширение либо его устойчивое равновесие под влиянием каких-либо факторов. Основная задача такова анализа заключалась в изучении тематике чтения. Осуществлялся подсчёт выданной литературы, особое внимание уделялась литературе, выданной из отраслевых отделов. Уточнялся спрос читателя, причина спроса, это позволило сделать глубокие выводы о читательских запросах, интересах, характере чтения. С результатами анализа читательских формуляров можно ознакомиться, изучив таблицу 4.

Таблица 4 – Результаты анализа читательских формуляров

№ п/п Группы До эксперимента После эксперимента
1 Дети контрольной группы Художественная литература- 83%

Познавательная литература – 17%

 

Художественная литература- 76%

Познавательная литература- 24%

Книги- 48%

Журналы- 52%

Книги – 50%

Журналы-50%

Рост читательской активности — 4%
2 Дети экспериментальной группы Художественная литература -83%

Познавательная литература- 17%

Художественная литература- 58%

Познавательная литература- 42%

Книги – 48%

Журналы – 52%

Книги- 64%

Журналы- 36%

Рост читательской активности -16%

 

У обеих групп на первоначальном этапе эксперимента не наблюдалось резкого различия ни в росте читательской активности, ни в разнообразии литературы. После повторной диагностики в экспериментальной группе процент чтения познавательной литературы возрос с 17% до 42%, увеличился рост читательской активности, снизился процент чтения журналов с 52% до 36%. Ребята контрольной группы смогли лишь незначительно улучшить свои результаты, увеличился процент чтения познавательной литературы – 7%.

Для более четкого представления результатов экспериментов на каждого ребёнка из экспериментальной группы был составлен дневник наблюдения, таблица 5, где наглядно видно какие личные качества развились и улучшились у ребёнка за девять месяцев посещения театральной студии «КуклаNTIDA».

Таблица 5- Дневник наблюдения

Ф. И. ребенка До эксперимента После эксперимента
1. Валерия П. Посещает библиотеку раз в неделю,

Читает почти каждый день

Имеет несколько друзей. Любит читать книги о животных и приключения.

Так – же любит рисовать, заниматься спортом.

Общительна.

 

Посещает Тасеевскую детскую библиотеку не менее 6 — 8 раз в месяц.

Кроме произведений школьной литературы, предпочитает читать книги о приключениях, фентези, романы для девочек, книги о животных,

Любимые писатели — Т. Крюкова, К. Матюшкина, Э. Сетон – Томпсон. Читает как книги так и журналы, с удовольствием берет на дом аудиокниги.

Очень общительна, хорошо идет на контакт со взрослыми.

Занимает лидирующую позицию как среди участников группы, так и в своём классе.

 

2. Полина К. Посещает библиотеку раз в неделю,

Читает почти каждый день. Имеет несколько друзей. Любит читать книги о животных, любит серию «прикольный детектив» Излишне самоуверенна, любит

Посещает Тасеевскую детскую библиотеку не менее 5 раз в месяц. Любознательная девочка, любит не только книги классиков художественной литературы и современных авторов, но и познавательную литературу.

 

проявлять «командирские» задатки, со взрослыми плохо идёт на контакт.

 

Любимые писатели — К. Матюшкина, Э. Успенский.

Увлекается рисованием.

Хорошо идет на контакт с библиотекарем. С удовольствием делится о прочитанных книгах с ребятами.

Берёт на дом книги, журналы, диски.

 

3. Глеб Е. Посещает библиотеку четыре раза в месяц, имеет три друга, читает книги по школьной программе и серию «смешные рассказы о школе». В меру общительный, с библиотекарем общается свободно.

 

Библиотеку стал посещать с 5 – 6 раз в месяц. За время проведения эксперимента увлекся древнегреческими мифами и книгами о приключениях. У Глеба появились новые друзья, которых он приводит на занятия «КуклаNTIDы». Принимает активное участие в мероприятиях, которые проходят в библиотеке. С удовольствием дает советы своим одноклассникам, какую книгу следует прочитать.

Источники чтения разнообразны

4. Ира Л. Ходит в библиотеку три раза в месяц, читает в основном только в выходные дни. Любит читать книги и журналы про феи. В месяц прочитывает по три книги, остальное журналы. Очень тихая и спокойная девочка. Общение со взрослыми построено по системе: вопрос – ответ. Ира с удовольствием приходит за книгами и журналами в нашу библиотеку по 4 – 5 раза месяц. Особенно ей стали нравятся произведения о природе, о зверях и птицах, лесные загадки и приключения сказочных животных. Любит заниматься творчеством, берёт много литературы по изготовлению поделок. Ещё девочка записалась на свободные занятия в Детскую художественную школу на отделение прикладного искусства. Стала более активна, с удовольствием отвечает на мероприятиях и участвует в них.
5 Настя К Библиотеку посещает 2 раза в месяц, читает по школьной программе

только журналы, в среднем по 2 книги. Не особо любит общаться со взрослыми.

Веселая и общительная девочка, любит приходить в библиотеку. Не пропускает ни одного занятия в театральной студии, это 4 раза в месяц. Читает много и обо всем, по 4 – 5 книг в месяц, особенно любит читать сказки, приключения, энциклопедии о животных увлеченно и с желанием занимается в библиотечной театральной студии «КуклаNTIDA», осваивает технику валяния.

Очень любит участвовать в мероприятиях, на общение со взрослыми отзывчива. Любит поделится прочитанным с друзьями.

 

 

В результате мероприятий, проведенных по реализации эксперимента, смогли определить уровень сформированности читательских интересов младших школьников на контрольном этапе и сравнить его с констатирующим. Таким образом смогли реально оценить полученные результаты.

Полученные результаты наглядно отображают результат эффективности роботы театральной студии «КуклаNTIDA», направленной на пробуждение и развитие читательской активности детей посредством кукольного театрального искусства. Полученные данные подтверждаются наблюдениями библиотекарей и родителей: отмечается повышение интереса детей к чтению, развиваются коммуникативных качества, происходит всестороннее развития детей [Приложение 6].

У ребят контрольной группы результаты практически не изменились, за девять месяцев проведения эксперимента выше среднего уровня сформированности читательской активности достиг 1 ребёнок (5 %), среднего уровня 1 ребёнок (5 %), как следствие низкий уровень читательской активности сократился на 2 человека (10 %).

Уровень сформированности читательских интересов ребят, занимающихся в театральной студии, заметно возрос: 5 (25) % ребят повысили свой уровень до высокого, средний уровень изменился с 7 до 8 человек, что составило (40%) уровень выше среднего с 3 увеличился до 5 человек (25%), низкий уровень остался лишь у 2 (10%) человек, когда как на констатирующем этапе наблюдалась у 10 (50%) ребят.

Для определения уровня сформированности читательского интереса младших школьников на первоначальном и на констатирующем этапах была заполнена карта наблюдений по тем критериям сформированной читательского интереса, которые были предложены Ниталимовой Л.В., Семеновой С.Н., занимающихся развитием читательского интереса младших школьников.
Критерии сформированности читательских интересов младших школьников

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— Положительное отношение к самой читательской деятельности («люблю читать»).

— Заинтересованность конкретными книгами («хочу эти книги»). — Увлечение самим процессом чтения («не могу оторваться от книги»). — Стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой («хочу, чтобы другие об этой книге узнали»).

Высокий уровень сформированности читательских интересов предполагает наличие всех четырех критериев.

Средний уровень будет соответствовать наличию первых трех критериев. Низкий уровень сформированности читательских интересов соотноситься с первым и четвертым критериями [Приложение 7].

Анализируя работу театральной студии и полученные результаты, можно прийти к следующим выводам: наиболее эффективным средством активации читательской активности у детей младшего школьного возраста является такая форма работы, как театральное искусство. Использование театрализованной деятельности в формировании читательской активности у младших школьников обусловлено ее полифункциональностью, широким спектром воздействия на развивающуюся личность, огромным педагогическим потенциалом в развитии социально важных качеств и способностей, а также возрастными особенностями младших школьников.

Младший школьный возраст — это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д. Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы — персонажи, оформление и музыка — все это вместе взято в силу образно — конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Театрализованная деятельность обладает огромным потенциалом развития детей. Она стимулирует развитие психических процессов, создает условия для познания окружающего мира, обогащает значимыми впечатлениями, способствует самопознанию, ориентации детей в различных ситуациях физического и психологического благополучия, реализует творческую активность формирующейся личности ребенка, позволяет формировать опыт ценностного поведения благодаря оформлению в различных знаковых системах (в речи, пантомимике) в соответствии с целями педагога и предпочтениями, интересами детей.

Младшие школьники проявляют большой интерес к театральному искусству как деятельности импровизации, что является предпосылкой осознания его роли в жизни человека и общества и развивает творческие возможности ребенка. Вместе с тем, у младших школьников отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Восприятие детьми младшего школьного возраста театра и самостоятельная театрализованная деятельность — это два своеобразных процесса, исходные точки которых различны. Исходя из этого, целесообразно начинать формирование театрализованной деятельности с кукольного театра.

Нами было проведено экспериментальное исследование с целью активации читательской активности детей младшего школьного возраста. Исследование проводилось на базе Тасеевской детской библиотеки и длилось 9 месяцев. Общее количество испытуемых – 20 человек.

В своем исследовании для оценки читательской активности детей младшего школьного возраста мы использовали методики: анализ читательских формуляров; беседа. Исходя из целей и задач, учитывая этапы работы, выделяем критерии, по которым можно судить об уровне читательской активности детей: наличие устойчивого интереса к чтению, широта читательского кругозора, умение общаться, уровень сформированности читательских интересов. Констатирующий этап исследования показал недостаточный уровень читательской активности у детей младшего школьного возраста. Полученные результаты определили необходимость целенаправленного развития читательской активности младших школьников средствами театрализованной деятельности.

Одна из задач, которая стоит перед библиотекой — развитие творческих способностей учащихся путем приобщения их к чтению. Для решения данной задачи была разработана программа дополнительного образования и организован кукольная театральная студия «КуклаNTIDA». Цель программы: пробуждение и развитие читательской активности детей посредством кукольного театрального искусства; эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества и сотрудничества.

Проводя сопоставительный анализ результата первичного и повторного исследования, мы обнаружили, что при повторном исследовании 5 испытуемых (25%) продемонстрировали высокий уровень читательской активности. На этапе констатирующего исследования испытуемых с данным уровнем выявлено не было. 5 человек (15%) продемонстрировали уровень читательской активности выше среднего. 8 человек (40%) продемонстрировали средний уровень читательской активности. Только у двоих детей результаты остались на прежнем (низком) уровне, так как эти дети на время проведения опытно-исследовательской работы часто болели.

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности программы кукольной театральной студии «КуклаNTIDA»., направленных на пробуждение и развитие читательской активности детей посредством кукольного театрального искусства. Полученные данные подтверждаются наблюдениями педагогов и родителей: отмечается повышение интереса детей к чтению. Анализируя работу по данному направлению, мы пришли к следующим выводам: наиболее эффективным средством активации читательской активности у детей младшего школьного возраста является театральное искусство. Использование театрализованной деятельности в формировании читательской активности у младших школьников обусловлено ее полифункциональностью, широким спектром воздействия на развивающуюся личность, огромным педагогическим потенциалом в развитии социально важных качеств и способностей, а также возрастными особенностями младших школьников, их восприимчивостью к искусству и склонностью к различным видам художественно-творческой деятельности.

Таким образом, разработанная в ходе дипломного исследования программа кукольная театральная студия «КуклаNTIDA», по активации читательской активности у детей младшего школьного возраста доказала свою эффективность, данную методику работы с детьми можно порекомендовать своим коллегам – библиотекарям.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеевская, А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников [Текст] / А. Г. Алексеевская. — Москва: Норма, 2011. – 83 с.
  2. Бондаренко, Т. А. Развитие творческих способностей ребенка посредством театрального искусства [Текст] / Т. А. Бондаренко // Молодой ученый. — 2014. — № 5. — С. 485-488.
  3. Бучковская, И. В. Воспитательные возможности театрализованной игры в формировании коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста [Текст] / Ирина Витальевна Бучковская // Пермский педагогический журнал. – 2013. — № 4. — С. 113-118.
  4. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: портал / Социальная сеть работников образования. – Электрон. дан. – Москва, — Режим доступа: http://lib.znate.ru/docs/index-152133.html/ — Загл. с экрана.
  5. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С Выготский. — Москва: «ЭКСМО-Пресс», 2007. – 341с.
  6. Голдовский, Б. Кукольный театр. Детская энциклопедия [Текст]: познавательный журнал для девочек и мальчиков/ Борис Голдовский // Аргументы и факты. -1999. -№ 4.
  7. Голубева, Н. Л. Семейное чтение в детской библиотеке [Текст]: учебно-методическое пособие/ Н. Л. Голубева – Москва: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006. – 88 с. – (Серия «Библиотекарь и время. XXI век»).
  8. Детский кукольный театр «Солнышко» [Электронный ресурс]: детский портал.- Режим доступа: http://www.sovcbs.ru/in — Загл. с экрана.
  9. Зарубина, Е. Многообразие тем, разнообразие форм [Текст] / Е. Зарубина // Библиотека. — 2011. — № 2. — С. 67-74.
  10. Знаменская, Ю. А. Театр – это просто! [Текст]: мини-спектакль: руководство к действию/ Ю. А. Знаменская // Библиотека в школе. – 2012. — № 5. – С. 26.
  11. Иванова, Е. Л. Влияние театрализованных игр на культурно-речевое развитие детей [Текст] / Е. Л. Иванова // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 5. — С. 128-131.
  12. Иванцов, Л. Мир кукольного театра [Текст] / Л. Иванцов, О. Коржова. – Ростов-на-Дону: Феникс. — 2013. – 117 с.
  13. Караманенко, Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам [Текст] / Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. — Москва: Просвещение, 1982. — 192 с.
  14. Карамзина, У. А. Факторы становления акцентуации характера у детей [Электронный ресурс] / У. А. Карамзина, Ю. П. Корнилова // Концепт. – 2015. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95196.htm. – Загл. с экрана.
  15. Киселёва Т. В. «Чудо-дерево», или как мы привлекаем детей к чтению [Текст] / Т. В. Киселёва // Мир библиографии. — 2009. — № 4. — С. 21-23.
  16. Кисловская Г.А. Проблемы, задачи и перспективы информационно-библиотечной работы с детьми [Электронный ресурс]: портал strdetlib.ru / Метод страничка . – Электрон. дан. – Москва, – Режим доступа: http://stroitel-metodist.ru/node/27 . – Загл. с экрана.
  17. Колчеев, Ю. Театрализованные игры в школе[Текст]/ Ю. Колчеев Н. Колчеева. — Москва: АСТ, 2011. – 153 с.
  18. Кукольный театр как библиотечная форма работы [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Ижевск, 2011-2015. – Режим доступа: http://www.gorlib.ru/.- Загл. с экрана.
  19. Лесняк, И. В. Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников [Текст]: автореф. дис… канд. пед. наук: 00.05/ Лесняк Ирина Валерьевна. – Тамбов, 2011. – 30 с
  20. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учебник для ВУЗов/А. Г. Маклаков. -Санкт- Петербург: Питер, 2006. – 253с.
  21. Максакова, Н. В. Театр книги как форма привлечения к чтению в детской библиотеке[Текст] / Н. В. Максакова // Студенческая наука и XXI век. — 2014. — № 11. — С. 120.
  22. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст]: пособие для воспитателя детского сада /Д. В. Менджерицкая; под редакцией Т. А. Марковой. – Москва: Просвещение, 1982. — 128 с.
  23. Мелентьева, Ю. П. От нации читателей к нации зрителей. Эволюция чтения и его изучения [Текст] /Ю. П. Мелентьева; [есть сведения о зарубежных изданиях, публикующих результаты стат. и социол. исслед.] // Библиотечное дело. – 2006. – № 10. – С. 2-6
  24. Морковина, А. Ю. Театр в детской библиотеке – важнейшие средство привлечения к чтению [Текст]/ А. Ю. Морковина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — № 2 (64). — С. 207-212.
  25. Мухина, B. C. Детская психология [Текст]: учеб. для студентов пед.ин-тов /B. C. Мухина; под ред. Л. А. Вегнера.- 2-е изд., испр. и доп. — Москва: ЭКСМО- Пресс,1999.- 352 с.
  26. Народный кукольный театр «Малыш» [Электронный ресурс]: сайт. – Электрон. дан. – Советск, 2011. – Режим доступа: http://librgaidar.net/from .- Загл. с экрана.
  27. Никитина, И. Б. Театр, где играют дети — поиски новой эстетики [Текст]: дис. … канд. искусствоведения:00.01/ Никитина Ирина Борисовна. – Москва, 2011. – 218с.
  28. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст]: учебник/ Л. Ф. Обухова. – Москва: Педагогическое общество России, 2001. – 442 с.
  29. Опарина, Н. П. Игровые формы и методы в работе детских библиотек [Текст]: учебно-методическое пособие/ Н. П. Опарина. – Москва: Литера, 2010. – 135 с. – (Серия Современная библиотека)
  30. Опарина, Н. П. Книга – дети – творчество[Текст]: учебно – методическое пособие/ Н. П. Опарина. – Москва: Литера, 2011. – 192 с
  31. Опарина, Н. П. Литературные игры в детской библиотеке[Текст]: учебно- методическое пособие / Н. П. Опарина. – Москва: Либерея — Бибинформ, 2007. – 96 с.
  32. Петровский, А. В. Введение в психологию [Текст]: учебник/ А. В. Петровский; под общ. ред. А. В. Петровского — Москва: Академия, 2005. – 325с
  33. Полевина, Е. В. Инновационные подходы к работе с детьми в детской библиотеке // Педагогика детского чтения: история, теория, перспективы [Текст]: материалы международной научной конференции, Москва, 26-27 марта 2008 года / [науч. ред. Е.О. Матвеева] — Москва: МГУКИ, 2008. — С. 50-54.
  34. Полозова, Т. Как сформировать читательскую активность [Текст]: книга для учителя/ Т. Полозова, — Москва: Просвещение, 2008. — 119 с. – (Дополнительные пособия)
  35. Попова, Т. А. Формирование активной творческой личности младшего школьника средствами театральной деятельности [Электронный ресурс]/ Т. А. Попова // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2013. — №7. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ .
  36. Прокофьева, Э. Психология детского творчества [Электронный ресурс]: авторская статья/ Э. Прокофьева. — Электрон. дан. – Москва, 2012. – Режим доступа:[email protected] Загл. с экрана.
  37. Проскурина, И. В. Мост доверия и понимания, или Книги собирают друзей [Текст] / И. В. Проскурина // Библиотечное дело. — 2010. — № 16. — С. 24-25
  38. Прядка, О. А. Развитие речи и культуры общения через театрально- игровую деятельность [Электронный ресурс]/ О. А. Прядка // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2012. — №1. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/.
  39. Разумнова, В. Книгу Интернетом не заменишь. Пожалуйте к нам за эксклюзивом [Текст]/ В. Разумнова // Библиотека. – 2010. – № 4. – С. 51-54.
  40. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст] / под ред. О. С. Ушаковой. — Москва: Сфера, 2008. — 168с.
  41. Серова, М. Ф. Содружество библиотеки и театра: фестиваль библиотечных театров как форма приобщения к чтению [Текст] / М. Ф. Серова // Библиотечное дело. – 2010. – № 16. – С. 17-18.
  42. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр[Текст]: программа «Театр – творчество – дети»/ Н. Ф. Сорокина. – Москва: АРКТИ, 2012. – 149 с.
  43. Социокультурная реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: сайт. Электрон. дан. –Новосибирск, 2011.- Режим доступа: http://my.krskstate.ru/docs/l. — Загл. с экрана.
  44. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст]: учебник/ Л. Д. Столяренко. — 3-е изд., испр. и доп. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 238с.
  45. Театр, где играют дети [Текст]: учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов / под ред. А. Никитиной. — Москва: Академия, 2001. – 93 с.
  46. Цапкова, Ю.А. Развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности [Текст] / Ю. А. Цапкова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф., Москва, апрель 2012 г. — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 145-147.
  47. Через театр кукол — в мир книги [Электронный ресурс]: сайт/ научно методический отдел. — Электрон. дан. – Москва, 2014. – Режим доступа: http://metodisty.rgdb.ru/about.- Загл. с экрана.
  48. Чинкина, Н. Ш. Исследование театрализовано-игровой деятельности младших школьников в педагогике [Текст]/ Н. Ш. Чинкина, Н. Р. Багманов // Вестник Казанского Университета. — 2014. № 6. — С. 66-68.
  49. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст]: методическое пособие/ Э. Г. Чурилова. — Москва: Норма, 2013. – 116 с. – (Театр и дети).
  50. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности [Текст]: учебно-метод. пособие /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. – Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 352 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1 Вып.11 – 12)

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3