Меню Услуги

Кукольный театр как форма развития интереса к чтению у младших школьников

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы: В общегосударственной системе внешкольного воспитания важная роль принадлежит детским библиотекам. Они призваны прививать любовь к книге, способствовать воспитанию у подрастающего поколения высокой нравственности, трудолюбия, стремления к знаниям, выработке активной жизненной позиции. Непременное условие реализации этих задач – постоянное совершенствование содержания и методов работы библиотеки.

Ознакомление с социальной действительностью, формирование духовной культуры личности всегда рассматривалось через чтение, книгу, способствующие познанию, нравственному воспитанию, культурному общению, общему интеллектуальному развитию. Детское чтение характеризуется тем, что книга оказывает на ребенка огромное влияние. Чтение художественной литературы обогащает маленького читателя духовным опытом, развивает творческие способности и формирует нравственные ценности.

В решении задач, связанных с развитием младшего школьника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности, поскольку ребенок этого возраста активно включен в игровую деятельность. Для детей театрализованная деятельность сохраняет свое значение как необходимое условия развития интеллекта, психологических процессов. По мнению О. С.  Ушаковой, доктора педагогических наук, профессора, заведующей лабораторией развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования, «театрализованные игры позволяют успешно решать многие воспитательно -образовательные задачи: развить художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение, память. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий. При этом он знакомится с ярким выразительным народным языком, обогащает свой словарь, развивает речь, формирует внимание. Театр учит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе [40, c.168]».

Таким образом, проблема влияния театрализованных мероприятий на активизацию чтения детей младшего школьного возраста видится актуальной и значимой.

Цель исследования — состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий активизации чтения детей младшего школьного возраста средствами театрализованных мероприятий.

Задачи исследования:        

— Исследовать педагогическую роль кукольного театра в развитии детей.

— Охарактеризовать особенности восприятия театра детьми младшего школьного возраста.

— Провести опытно-экспериментальную работу по активации чтения детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности в Тасеевской детской библиотеки.

Объект исследования: читательская активность детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: активизация чтения детей младшего школьного возраста средствами театрализованных мероприятий.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта работы с детьми; педагогический эксперимент, методы количественной и качественной обработки данных.

Базой исследования является Тасеевская Центральная детская библиотека. В исследовании приняло участие 20 детей младшего школьного возраста

Изученность темы. В результате анализа профессиональной печати выяснено, что изучению педагогических экспериментов по активизации чтения детей младшего школьного возраста средствами театрализованных мероприятий уделяется достаточное внимание. Из числа публикаций, выявленных по данной теме, необходимо отметить ряд теоретических работ: И. В. Лесняк [19], Н.П. Опариной [29, 30, 31], Т. Д. Полозовой [34] и др.

Анализ теории и практики по исследуемой нами проблеме показывает, что, несмотря на повышенный интерес ученых к приобщению младших школьников к чтению, изучение возможностей театральной деятельности в активизации чтения детей младшего школьного возраста до сих пор не являлось предметом специального исследования. В полной мере не определены научные подходы к активизации чтения младших школьников посредством театральных занятий, не разработаны условия и методы, способствующие эффективной организации этого процесса.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения списка использованной литературы, приложения. Во введении дается характеристика актуальности темы, объекта и предмета, целей и задач исследования. В главе 1 «Театр и его педагогическая роль в развитии детей» на основе публикаций изучен опыт библиотек по работе с детскими театральными коллективами, рассмотрены возможности   театра   в процессе развития детей младшего школьного возраста.

Глава 2 «Опыт Тасеевской детской библиотеки по развитию чтения детей средствами кукольного театра» посвящена реализации проекта «театральная студия «КуклаNTIDA» и описанию   опыта по развитию детей младшего школьного возраста, активизация их чтения в процессе театрализованной деятельности и полученные   результаты.

В заключении подводятся итоги исследования, сделаны выводы. Список литературы включает 50 источников.

 

ГЛАВА 1.  КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР И ЕГО ПЕДОГАГИЧЕСКАЯ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

 

1.1    Кукольный театр и его возможности в развитии детей

 

Библиотеки, обслуживающие детей, являются звеном единой общегосударственной системы страны. Главными посетителями детских библиотек в большей степени являются дети младшего школьного возраста. В этом возрасте они составляют очень своеобразную категорию читателей.  Именно в этот период они особо нуждаются в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, воспитание подрастающего поколения на основе духовно – нравственных ценностей с учётом современных условий и потребностей российского общества.

Кандидат педагогических наук Тамбовского государственного университета имени Державина, Лесняк И. В. считает, что   введение театрального искусства, через дополнительное образование детей младшего школьного возраста способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение детского коллектива, расширение культурного диапазона обучающихся, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через обучение и творчество на занятиях в кукольном театре.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Кукольный театр в большей степени близок детям. Мир кукольного театра понятен ребёнку, но, отнюдь, не примитивен и одномерен. Дети играют в куклы, и приходят в восторг от того, что игрушка вдруг становится «живой». Ребёнок воспринимает куклу, как живое существо, переживает за героев и радуется, когда добро побеждает зло [19].

Элла Прокофьева, детский психолог и её коллеги сходятся во мнении, что каждый ребенок по своей натуре творец. Необходимо лишь как можно раньше разглядеть в нем творческое начало и развить индивидуальные способности [36].

Младший школьный возраст представляет собой очень важный этап в процессе формирования личности ребенка. Именно в этот период очень важно развить и закрепить еще и творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее. Необходимо развивать творческие способности именно в младшем школьном возрасте. В этот период дети открыты всему новому, любознательны, способны импровизировать, позитивно относятся к взрослому, который выступает образцом для подражания, полны желания создавать собственный творческий продукт.

По мнению Натальи Прокопьевны Опариной, кандидата педагогических наук, доцента. Заведующей кафедрой информационного обслуживания Самарской государственной академии культуры и искусств. Специализирующейся на работе с читателями детских библиотек: Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции [29].

Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры – плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью.

Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение и сказка, которая помогает «понять не понятное». Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.

Ульяна Анатольевна Карамзина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии «Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова», в своих работах отмечает, что в многообразии содержания воспитания и обучения детей — кукольный театр является немаловажной стороной в социализации ребенка, так как кукольный театр является одним из путей вхождения в социальный мир, человеческую среду и понимания его ребенком [14].

Особое влияние на развитие личностных качеств детей, в том числе и творческих способностей, оказывает кукольный театр, как искусство, обладающее большими возможностями воспитания у них желания не только потреблять, но и творить, смотреть и видеть, образно мыслить, слушать и слышать.

Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, в тоже время, ненавязчивое педагогическое средство обучения и воспитания.

В процессе общения с театром рождаются и развиваются, эмоционально-эстетические переживания. Искусство театра учит любить прекрасное, развивает способность переживать. Эмоциональное воздействие театра рождает чувство единства, которое испытывают зрители, «смеясь одним смехом или плача одними слезами», утверждает Александра Борисовна Никитина, кандидат искусствоведения, доцент кафедры эстетического образования и культурологи Московского института, открытого образования [45, с.33]. Подготовка к посещению театра, спектакль, антракт, оформление театрального здания — все создает ощущение длинного праздника, участником которого становится каждый зритель.

Развивается познавательная культура ребенка: знание литературы о театре, различных видов театрального искусства и его профессий; представления об особенностях изобразительного и музыкального искусства, сопутствующих сценическому действию. «Появляющееся при просмотре спектакля сопереживание становится предпосылкой формирования эмпатических чувств: дети становятся обладателями способности жить интересами и делами героев пьесы, определять отношение к действующим лицам и их поступкам» [46, с.66].

В процессе участия в театре, у ребёнка «формируются умения творческого самовыражения, развивается способность к использованию приема импровизации, стремление к перевоплощению, умение от простого подражания перейти к творческому само проявлению» [3, с.11].

Характерная особенность младших школьников — ярко выраженная эмоциональность восприятия. Дети воспринимают те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают непосредственно эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее. Широко известны слова К. Д. Ушинского, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». В первую очередь реагируя на «оживших» в их руках книжных героев, ярких красочных и удивительных кукол. Игровая деятельность самого ребенка вызывает активность и повышенный интерес, воспринимается более полно [50, с. 306].

Таким образом, театр для детей — это школа ощущений и восприятий, школа высокой эмоциональной культуры, человеческого общения и взаимоотношений.

С помощью кукольного театра опытный педагог сможет привить ребенку любовь к творчеству и познанию, укрепит его веру в собственные силы, поможет личностному росту.

Кукольный театр – один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

  1. Художественным образованием и воспитанием детей.
  2. Формированием эстетического вкуса.
  3. Нравственным воспитанием.
  4. Развитием коммуникативных качеств личности.
  5. Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи.
  6. Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Кукольный театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Через театр ребенок научится без лишнего труда понимать человеческие взаимоотношения, по достоинству будет ценить искренность, доброту, честность и всегда отдавать себе отчет в том, что такое хорошо, а что такое плохо. Театр помогает видеть в каждом ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту изюминку, которая делает его личность неповторимой.

Театральные импровизации позволяют детям сформировать полноценные представления о мире, дают возможность юному актеру выплеснуть свою энергию. Кому в раннем детстве посчастливилось прикоснуться к волшебству театрального искусства, тот всегда будет находить вокруг себя доброе и светлое, тот никогда не очерствеет душой, не обеднеет духовно.

Самое ценное в играх, включающих элемент перевоплощения, — а все дети любят «примерять» на себя роль различных героев, — это возможность напрямую взаимодействовать с другими участниками. Ребенок приобретает важный опыт, когда ставит себя на место другого человека, животного или игрушки. Ему приходится решать необычные задачи, например, передавать их характер, повадки. Ребенок приобретает в театрализованных играх новые выразительные средства: изменение интонации, тембра и силы голоса, знаковые жесты и движения и т.д. [2, с.458].

Значение кукольного театра для развитие определённых навыков и умений подчеркивалось и изучалось в исследованиях Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко [13], Д. В. Менджерицкой [22], У. А. Карамзиной [14].

Мелкая и крупная моторика.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Мелкая моторика развивается, когда ребёнок примеряет кукол на пальчики и ручки, когда изучает куклу, ощупывая каждую её деталь, когда учится управлять куклой во время спектакля, когда сам мастерит куклу для представления.

Крупная моторика развивается, когда, когда ребёнок полностью задействован в постановке, и его задача — не просто привести куклу в движение, а уже быть полноценным участником представления (перемещаться «на сцене», управлять куклой, выполнять определённые действия под музыкальное сопровождение, двигаться синхронно с другими участниками спектакля и так далее). Всё это помогает ребёнку более чётко координировать свои движения, гармонично управлять своим телом.

Память.

Знакомство с героями, заучивание отдельных слов и целых ролей способствует развитию памяти у младших школьников. Ребёнок учится не только запоминать, но и выстраивать логические и речевые последовательности, так как кукольный спектакль — это определённая цепочка слов и действий.

Образное мышление.

Ребёнку, участвующему в представлении кукольного театра, важно видеть полную картину действия. Очень важны репетиции спектакля, так как ребёнку трудно сразу запомнить ход пьесы.  На репетициях дети мысленно представляют свой ход действия, последовательность появлений героев, воображают звуковые и световые эффекты, представляют, как им будут аплодировать зрители в конце спектакля.

Чувства уважения и такта, навыки общения.

Когда ребёнок участвуют в связке с другими детьми, ему приходится встраиваться в общепринятые социальные рамки. Быть тактичным, уважительным по отношению к другим детям, сдерживать свои эмоции.

Творческие способности.

Творчеством пронизан весь процесс создания кукольного представления. От идеи создания куклы до игры в спектакле, от сценарного плана до декораций. Дети с радостью принимают участие во всех видах игровой активности. Дети Кукольный театр даёт возможность детям выплеснуть наружу свои эмоции и фантазию.

С расширением кругозора детей сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. Театр кукол имеет огромное значение для детского сердца, дети всегда с нетерпением ждут встречи с ним. Куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Сказки, в которые играют дети, всегда имеют нравственную направленность. «Любимые герои кукольного театра вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа» [3, с.12].

В кукольном театре ребёнок получает возможность высказаться и получить недостающее ему родительское внимание. Здесь можно разыгрывать конфликтные ситуации из жизни ребенка дома, на улице, в школе. Кукольный театр можно использовать в психотерапии детских страхов. Если ребенок согласится побыть в роли того, кого он боится, то, возможно, у него получится победить свой страх. Любые публичные выступления помогут робкому ребенку справиться с застенчивостью. Проигрывание на куклах травмирующих ситуаций (похода к врачу, например) помогает ребенку выплеснуть накопившиеся негативные эмоции, поделиться своими тревогами, попросить о помощи. Постановка любимых сказок, заучивание и пересказ текста – отличная тренировка памяти. Кроме того, в результате таких занятий у ребенка может появиться интерес к чтению.

Кукольный театр воспитывает морально и эстетически, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящее, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе.

Кукольный театр —  наиболее демократичный и самый доступный из всех видов искусства для детей. Он дает возможность решить большое количество современных проблем обучения и психологии, которые связаны с изобразительным и моральным воспитанием, развитием личностных качеств, памяти, фантазии, закрепощенности, воображения и предприимчивости.

Все это происходит благодаря тому, что кукольный театр очень близок детям. Играя в куклы, стеснительный ребенок ощущает свободу и обретает раскованность, которая помогает в общении. Тем более что куклы могут обучить главным урокам жизни.

Кукольный театр благоприятно влияет на развитие моторики, координации движений, активизирует визуальное и слуховое созерцание, память, правильную речь, внимание, обогащает словарный запас ребенка.  Специалисты уже давно выяснили, что движение рук и пальцев находится в тесной взаимосвязи с работой мозга, а в следствие, и с развитием речи, мышления.

Анализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театральной деятельности, показал, что «театрализация развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей – умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения» [37, с.9].

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Театрализованная деятельность обладает огромным потенциалом развития детей. Она стимулирует развитие психических процессов, создает условия для познания окружающего мира, обогащает значимыми впечатлениями, способствует самопознанию, ориентации детей в различных ситуациях физического и психологического благополучия, реализует творческую активность формирующейся личности ребенка, позволяет формировать опыт ценностного поведения благодаря оформлению в различных знаковых системах (в речи, пантомимике) в соответствии с целями педагога и предпочтениями, интересами детей.

 

1.2 Опыт библиотек по работе с детскими театральными коллективами

 

Кукольный театр любят и взрослые и дети. В чём секрет? Дело в том, что когда люди смотрят на куклы, то видят в них отражение самих себя. Английский писатель Джонатан Свифт сказал: «Для того чтобы понять человека со всеми его странностями, был изобретён кукольный спектакль».

Кукольный театр в библиотеке является одной из самых эффективных форм работы с книгой и действенным средством эмоционального воздействия на читателей. Особенно на читателей – детей, «Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно [2, с.458]».

В Тасеевской центральной библиотеке уже несколько лет работает театральная студия «КуклаNTIDA» За основу работы в библиотеке взята «куклу», кукольные сценки вплетаются во все сценарии мероприятии, праздников, делая их более наглядными и забавными. Кукольные герои, разыгрывающие сцены из сказок  неотъемлемая часть экскурсии по библиотеке, маленькие читатели видят, что их любимые герои оживают, и сходят со страниц книг. Библиотекари стараются развивать у детей интерес к чтению по средствам сказок и сказочных героев.  Ребята, занимающиеся в театральной студии, сплотились в дружный коллектив, получили толчок к своему творческому развитию. И, конечно же, стали проявлять большей интерес к книгам, к чтению.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В библиотеке-филиале №3 «Библиотека семейного чтения» г. Нижний Тагил, уже накоплен опыт использования кукольных инсценировок в продвижении детской книги и чтения. А началось всё с одной куклы. Сотрудник библиотеки Тамара Евгеньевна Родионова смастерила куклу — домовёнка Кузю. Эта кукла стала главным героем во многих мероприятиях и визитной карточкой библиотечного кукольного театра.

Сначала в роли артистов, режиссёров, сценаристов, декораторов выступали сами библиотекари. Затем привлекли в качестве кукловодов активных посетителей библиотеки — детей. С 2008 года в библиотеке был организован кукольный кружок «Домовёнок». Дети сами ставили инсценировки и рисовали декорации. В репертуаре кружка около 50 различных постановок: литературные сказки, театрализованные викторины, игровые программы. Самые популярные театральные постановки: «Домовёнок Кузька», «Пища для ума маленьких козлят», «Волшебный шиповник», «Пасхальный колобок», «Красная шапочка и добрый волк», «На лесной полянке». Опыт работы кукольного кружка «Домовёнок» показывает, что дети, приходя на кукольные спектакли, проявляют интерес к книге и становятся постоянными читателями библиотеки [47].

Кукольный театр «Малыш» создан в 1993 году, работает на базе Центральной библиотеки г. Советска. Театр выполняет функцию эстетического воспитания горожан и пропаганды театрального искусства, и содействует раскрытию творческих способностей участников, одновременно являясь добрым помощником библиотеки. В репертуаре кукольного театра «Малыш» – кукольные спектакли, инсценировки известных детских писателей, направленные на воспитание у детей таких нравственных качеств как – доброта, дружба, честность, взаимовыручка, бережное отношение к природе: «Звездные мастера», «Ку-ка-ре-ку» И. Токмаковой, «Расскажите сказку, господин Шарль Перро», «Как медведь трубку нашёл» С. Михалкова, «Путешествие в Царство Загадок», «Кто главный?» Л. Побединской, «Происшествие в осеннем лесу» Г. Ананьевой и др. Большое место в работе кукольного театра занимают театрализованные познавательно-развлекательные программы, викторины, литературные путешествия. Ребята выступают не только в библиотеке, но и на других праздничных и сценических площадках области. Ребята выступают не только в библиотеке, но и на других праздничных и сценических площадках области. Ежегодно труппа принимает участие в праздничных мероприятиях в г. Зеленоградске, маленькие артисты театра «Малыш» были награждены специальными дипломами «…за похвальное усердие в развитии кукольных наук» и «…за участие в фестивале кукол на родине Буратино» [26].

В библиотеках МУЦБС г. Ижевска уже накоплен некоторый опыт использования кукольных инсценировок в продвижении детской книги и чтения.

Первые постановки кукольного театра книги «Золотой ключик» ЦМДБ им. М. Горького датируются 2002 годом. В связи с небольшой коллекцией кукол, спектакли выходили не регулярно. Премьеры планировались по мере изготовления действующих лиц силами самих библиотечных работников.

В настоящее время ежемесячно в библиотеке для организованных групп дошкольников и учащихся младших классов проходит Неделя кукольного театра, на которой бывает более 300 детей.

С 2009 года в библиотеке стали проходить театральные субботы, на которые приглашаются все желающие: малыши с мамами, папами, дедушками и бабушками. В начале каждой недели в фойе библиотеки каждый читатель может получить пригласительный билет на спектакль. В репертуаре кукольного театра, в основном, литературные и экологические постановки. В роли кукловодов выступают как специалисты-библиотекари, так и дети – активисты библиотеки.

Опыт работы кукольного театра «Золотой ключик» ЦМДБ им. М. Горького показал, что дети, первоначально приходя на кукольные спектакли, затем проявляют интерес к книге и становятся постоянными читателями библиотеки [18].

Кукольный театр «Сказка» библиотеки-филиала им. Н. К. Крупской создан в 1994 году. В репертуаре театра около 100 различных театральных постановок. Это – литературные сказки, театрализованные викторины, игровые программы. Ежегодно театр даёт свыше 50 кукольных спектаклей, которые посещают около 3000 зрителей. Самые популярные театральные постановки: «Домовенок Кузька», «Поющий поросенок», «Аленький цветочек», «Про Красную шапочку».

При театре работает детская студия. Ребята принимают участие в подготовке и проведении праздничных программ, кукольных спектаклей. С ними проводятся занятия по культуре речи и актерскому мастерству, психологические игры по развитию творческих способностей и уверенности в себе [18].

Занимательные библиотечные и библиографические сказки, театрализованные уроки помогают детям сделать первый шаг в многообразный мир познавательной литературы.

При библиотеке № 10 г. Лесосибирска был создан кукольный театр, для учащихся «Лесосибирской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида», где ученики коррекционной школы приняли непосредственное участие в подготовке и постановке кукольных спектаклей. Ребята из коррекционной школы привлекались не только к участию в постановках, но и сами мастерили куклы, рисовали декорации, шили костюмы. Для детей, участвующих в постановке кукольных спектаклей сотрудники библиотеки организовали и провели цикл занятий, обучающих основам творческой деятельности в кукольном театре. Кукольные инсценировки литературных произведений имели большой успех у посетителей. Спектакль «Снежная королева» был поставлен 8 раз. Его просмотрели зрители дошкольного, младшего школьного и среднего возраста, всего 296 чел. «Золотой ключик» посмотрели 310 зрителей, поставлен — 8 раз, как в детской библиотеке, так и в стенах коррекционной школы, детского дома, детского сада №43. Со спектаклем «Снежная королева» дети выступили на зональном семинаре в КГСОУ Лесосибирской (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида «Элементы арт – терапии и Монтессори – педагогики как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» для директоров и учителей г. Лесосибирска, Енисейска, Енисейского, Пировского и, Казачинского районов [43].

С 2011 года, в библиотеке им. Ю. Гагарина, Нижнего Новгорода, работает клуб «Детский кукольный театр «Солнышко». В рамках деятельности клуба, его участники — юные актёры, в процессе работы над спектаклем, имеют возможность изучать комплекс предметов – музыку, пение, ритмику, риторику, а также — изготовлять декорации и реквизит к спектаклю, участвовать в массовых мероприятиях и сценических постановках.

Занятия в театре посещают дети двух возрастных групп – старшей и младшей. В младшую группу входят дошкольники и младшие школьники, в основном, она состоит из воспитанников детских садов района.

В старшую группу входят читатели библиотеки им. Ю. Гагарина среднего школьного возраста. Кроме работы с куклой на ширме, ребята охотно участвуют в сценах с живым планом. Занятия в клубе проходят два раза в неделю [8].

У детей большой интерес вызывает такая форма игры, как теневой театр. Теневой театр — распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, — это во многом определяет и выбор репертуара.

Без особых затруднений можно осуществить в таком театре постановку русской народной сказки «Теремок», где все персонажи могут проследовать в кувшин-теремок. Возможен показ таких сказок, как «Колобок», «Лиса и кувшин» и др. Если трудные для показа части литературного произведения имеют важное значение для понимания содержания спектакля, их можно прочитать и без силуэтного сопровождения. Для расширения возможности теневого театра делают несколько силуэтов одного и того же персонажа в различных позах и положениях. «Чтобы подчеркнуть, что действующее лицо выступает в разных ситуациях, у этого персонажа-силуэта выделяются характерные черты (нос, шарф, волосы и т. д.)» [45, с.18].

Театральная студия «КуклаNTIDA», Тасеевской детской библиотеки, так – же делает первые шаги в этом направлении.

Большой популярностью у юных читателей   пользуется настольный картонный театр на столе. В нем все: сцена, занавес, декорации, фигурки — делаются из картона и раскрашиваются. По характеру сценического материала этот театр называют театром картинок. Самодельные театры картинок создают эффект действия: при показе спектакля педагоги стараются перемещать фигурки. Как правило, их делают на подставках, за которые тянут небольшими крючками, прикрепленными к палочкам. «В последнее время передвижение фигурок в театре картинок производится магнитами, при этом можно добиться даже того, что фигурки будут забавно танцевать» [42, с.36].

Репертуар театра картинок на очень разнообразен: можно инсценировать многие сказки и сюжетные стихотворения. Развитие эстетического вкуса детей будет проходить тем успешнее, чем продуманнее будет организована работа по изучению доступных детям художественных произведений. Уже в группе раннего возраста при рассказывании потешек и маленьких стишков для усиления эмоционального воздействия художественного слова следует практиковать постановку коротеньких сценок в настольном театре. С расширением кругозора детей сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. «Большинство художественных произведений, составляющих обязательный литературный минимум или включенных для дополнительного изучения, могут быть инсценированы одним из указанных способов» [16, с.16].

Самым распространенным театром у «артистов из библиотеки» остаётся театр игрушек. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков на столе, своеобразной эстраде, разыгрываются спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Если театр игрушек не требует никаких поделок и дети в основном выступают в роли зрителей, то театр пяти пальчиков, или театр петрушек, создает обстановку по-настоящему театрального представления. Интерес к такому театру у детей огромен. Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы-петрушки, позволяет ребятам охватывать взглядом всю игровую площадку.

Кукольный театр выступает как игровая форма библиотечной работы, объединяющая театр — куклу — книгу.  С помощью кукол можно эмоциональнее, нагляднее, доходчивее рассказать о писателе, о его творчестве, рекомендовать книги. Инсценированние литературных произведений помогает превратить групповые мероприятия и процесс чтения в яркое и праздничное занятие. С помощью театральных постановок создается связь маленького зрителя с книгой и библиотекой. Куклы — это ожившие герои любимых книг. Дети любят их, хотят встретиться с ними снова и снова.

Кукольный театр – это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одарённости ребёнка. Именно здесь пересекается выдуманный иллюзорный мир с миром настоящим. При показе спектаклей применяются художественное слово, наглядный образ — кукла, живописно-декоративное оформление, музыка — песня, музыкальное сопровождение, что формирует вкус ребёнка и воспитывает потребность в общении со сверстниками.  Опыт личной работы и опыт коллег показывает, что кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей. Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность. Все это говорит о широком развивающем потенциале кукольного театра, позволяющем использовать театрализованную деятельность в образовательном и воспитательном процессе.


Страницы:   1   2   3