Заявка на расчет
Меню Услуги

Кукольный театр как средство развития интереса к чтению в библиотеке

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Глава 1 Библиотеатры как форма библиотечной работы по развитию интереса к чтению

1.1 Развитие читательского интереса в библиотеке

1.2 Роль кукольного театра в развитии интереса к чтению

1.3 Формы организации библиотечного театра

Глава 2 Кукольный театр как игровая форма библиотечной работы

2.1 Характеристика базы исследования

2.2 Кукольный театр в библиотеке и этапы его организации

2.3 Кукольный театр в Сосновоборской сельской библиотеке  Большеулуского района

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время привлечение читателей в библиотеку стало насущной проблемой учреждений культуры. Широкое распространение информационно-коммуникационных технологий сыграло двоякую роль: решение многих технических задач (например, удалённого доступа в читальные залы «виртуальных» читателей или оцифровка документов) обернулась существенным оттоком посетителей «реальных». Возможность получить интересующую информацию из Интернета сократила потребность читать «традиционные» книги в читальных залах, обесценив для многих людей потребность в чтении вообще. Хотя, как признают многие пользователи, которые приходят в библиотеку, держать в руках настоящую, «бумажную», а не электронную книгу гораздо приятнее. Вызывают положительные эмоции даже внешние признаки  книги — запах, шелест страниц. Радует посетителей библиотеки и возможность подолгу, внимательно рассматривать иллюстрации и даже библиотечные пометки, экслибрисы и т.д.

Из этого можно сделать вывод, что многие посещают библиотеки из-за желания получить эстетические впечатления и испытать те или иные эмоции.

Библиотеки, работающие как с взрослым населением, так и с детьми и юношеством, способствуют эстетическому и духовно-нравственному воспитанию, доказывают, что работа с книгой может быть связана не только с получением информации и приобретением нужных навыков, но и с развитием эмоционального, творческого, креативного мышления.

Во многом решать эти задачи помогают библиотечные театры («театры книги», «библиотеатры»), возникающие и успешно работающие в настоящее время при многих библиотеках. Почему кукольный театр любят и взрослые и дети? В чем секрет? Дело в том, что когда люди смотрят на кукол, то видят в них отражение самих себя. Английский писатель Джонатан Свифт сказал: «Для того,  чтобы понять человека со всеми его странностями, был изобретен кукольный спектакль». Кукольный театр выступает как игровая форма библиотечной работы, объединяющая театр – куклу – книгу. С помощью кукол можно эмоциональнее, нагляднее, доходчивее рассказать о писателе, о его творчестве, рекомендовать книги. Инсценирование литературных произведений помогает превратить групповые мероприятия и процесс чтения в яркое и праздничное занятие.

Актуальность данной работы заключается в деятельном подходе к развитию интереса к чтению средствами кукольного театра.

Театр кукол – одна из лучших моделей человечества. Среди качеств, выделяющих кукольный театр из других форм театрального искусства, можно определить такие, как долговечность и универсальность. Персонажи кукольного театра способны жить целые столетия, а музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент может ожить, разыграв перед нами ту самую комедию, которой еще несколько веков назад восхищались зрители. Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном ему уровне.

Сегодня много говорится о продвижении новых технологий в библиотечном деле. Инновационные технологии активно внедряются в работу библиотек, но при этом мы не должны забывать традиционные формы и виды работ, которые как раньше, так и сейчас дают хорошие результаты в деле продвижения книг и чтения.

Таким образом, учитывая все вышеизложенное, объектом исследования данной работы является процесс развития интереса к чтению в пространстве библиотеки, предметом исследования, является кукольный театр как средство развития интереса к чтению и книги.

Цель дипломной работы – раскрытие возможности кукольного театра в работе библиотек для приобщения читателей к книге и чтению, к основам русской культуры, к познанию традиций, к обогащению театрального опыта.

Исходя из цели, поставлены задачи:

  1. Рассмотреть библиотеатры, как нетрадиционную форму библиотечной работы по развитию интереса к чтению.
  2. Изучить развитие читательского интереса в библиотеке.
  3. Рассмотреть роль кукольного театра в развитии интереса к чтению.
  4. Представить кукольный театр, как игровую форму библиотечной работы.
  5. Изучить формы и этапы организации кукольного театра.
  6. Дать характеристику базы исследования.
  7. Анализировать опыт работы Сосновоборской сельской библиотеки Большеулуского района по исследуемому направлению.

Практическая значимость работы заключается в том, что практические методы и приемы исследования кукольного театра могут быть использованы специалистами библиотечного дела в развитии интереса к чтению, ведь главная миссия библиотек – продвижение чтения. Кукольный театр станет одной из форм продвижения книги и чтения и поможет делу привлечения читателей всех возрастов в библиотеку.

Значение кукольного театра подчеркивалось и изучалось в исследованиях Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, У. А. Карамзиной. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что тема достаточно актуальна и на данный момент недостаточно изучена.

Структура исследования. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

 

1 ГЛАВА БИБЛИОТЕАТРЫ КАК ФОРМА БИБЛИОТЕЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

Развитие читательского интереса в библиотеке

 

В словарях разных типов для понятия «читательский интерес» отдельного толкования не существует. К более широкому понятию «интерес», как правило, можно найти ряд синонимов: увлечение, внимание, любопытство. Все они, так или иначе, имеют отношение к процессу чтения и общения с книгой. Наличие или отсутствие интереса к чтению – основной фактор отношения ребенка к книге и критерий ее оценки. Кризис детского чтения, о котором так много говорят в последнее время, состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий. Чтение без интереса превращается в формальную деятельность, лишенную для ребенка всякой привлекательности, а значит, и эффективности.

И.И. Тихомирова, определившая интерес как «силу, влекущую к чтению», считает его центральным звеном в развитии читателя: «будет интерес, будет и чтение. Не будет интереса – не будет и чтения…», какие бы усилия не прилагались при этом [35]. Этот термин часто употребляется для обозначения таких понятий как внимание, потребность, мотивация, сосредоточенность, целенаправленность, осведомленность. Большинство отечественных и зарубежных ученых утверждает, что именно интерес лежит в основе творчества, развития интеллекта, внимания, памяти, познания.

В психологии интерес рассматривается как «реальная причина осознанных действий». Причиной осознанных действий к чтению книги для взрослого человека может быть потребность в информации, побуждение к усвоению учебного материала, понимание необходимости собственного развития, заполнение пауз в досуге и т.д. Все это ведет к чтению разной литературы: справочной, учебной, научно-художественной и собственно художественной, но необязательно – к проявлению страсти, некоего высокого эмоционального напряжения и погружения в то состояние, которое М. Цветаева образно называла «провалиться в книгу».

Этот вид интереса, согласно И.И. Тихомировой, следует назвать интересом к познанию. Думается, что он в большей мере свойственен старшим детям и взрослым читателям. «Провалиться в книгу», забыть обо всем в процессе чтения, какое-то время жить жизнью героев книги – это то, что названо И.И. Тихомировой «интересом к участию». У дошкольников он проявляется в постоянном обращении к чтению одного и того же произведения и переживании его содержания, в создании сюжетных игр по материалам текста, в идентификации себя с литературным героем [35].

Интерес – понятие, связанное с возрастом читателя и проявляющееся в зависимости от возраста. Возрастные особенности проявления интереса заметны в выборе вида литературы (дети раннего и младшего возраста предпочитают поэзию), жанра (четырехлетки любят литературу нонсенса; у дошкольников большой интерес вызывает сказка). Интерес к книге у детей дошкольного и младшего школьного возраста может быть ограничен кругом тем, связанных с опытом их жизни, широтой представления о мире, с потребностями познания, с изменением его психологического состояния. Значимость определенной литературы для субъекта называется «основным признаком читательского интереса». Основным, но не единственным.

Тема может быть значимой для читателя, но не доступной в изложении, немотивированной, и тогда качественные характеристики его интереса будут размытыми: интерес может быть неглубоким, неустойчивым, избирательным относительно вида литературы, автора, жанра, ситуации, в которой он проявляется, и т.д.  К качественным характеристикам читательского интереса отнесены: устойчивость, глубина, избирательность, содержание. Устойчивость определяется в зависимости от того, чем вызван интерес. Если он вызван внешними стимулами (ситуативный интерес), то он способен затухать с изменением ситуации. Если же он является следствием доминирующей духовной или познавательной потребности человека (личностный интерес), то устойчивость его значительно выше. Он внутренне мотивирован.

Рождение интереса к книге тесно связано с восприятием. Думается, что он появляется на первой – эмоциональной стадии, когда возникает желание продолжить чтение. На стадии обдумывающего восприятия он может стать устойчивым по отношению к выбранному произведению, его смыслу, авторской манере, теме, жанру и виду литературы и даже к самому процессу чтения или слушания. Устойчивость как одно из качеств интереса в данном случае зависит от психофизиологических особенностей личности воспринимающего.

В такой ситуации появляется то качество, которое называется избирательностью читательского интереса и которое приводит к выборочному чтению. В прямой зависимости находятся интерес и потребность в чтении. Чем выше интерес к книге и чтению, тем чаще возникает потребность читать, узнавать новое, погружаться в приятное эмоциональное состояние, вызванное содержанием текста. Но в данном случае интерес и потребность должны быть личностно мотивированными. Интерес к чтению проявляется по-разному. Это может быть интерес к произведению, к тексту [35].

Одной из самых важных составляющих интереса к произведению Т.Д. Полозова считает наличие тайны, магии. Сам сюжет должен быть оригинальным. Необходимо возбуждать детское любопытство, способствовать активности восприятия, воображения, вырабатывать чувство текста, реакцию на слово, поступок, действие героя. Интерес к чтению вызывают книжные иллюстрации. У одних детей — монохромные, черно-белые, у других – только полихромные [35].

Исследователи читательского интереса считают, что для формирования читательского интереса необходимо создать ситуацию, при которой читатель впервые переживет яркое состояние заинтересованности чтением, а затем путем подбора книг, с учетом сложившихся интересов, многократно воспроизводить заинтересованность новыми книгами, способствуя ее поддержанию, закреплению, переходу в устойчивую черту читательской психологии личности. От того, испытывает ли ребенок наслаждение или глубоко тягостное чувство при чтении, зависит судьба литературы. «Нет наслаждения книгой – говорил С. Соловейчик – нет чтения, нет читателя». Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый интересом.

Содержательно-деятельностный подход включает взаимодействие детей друг с другом и взрослыми в процессе совместной деятельности. Происходит выполнение действий детьми согласно предложенному плану или инструкции. Согласовываются действия детей в процессе выполнения совместной деятельности. Осуществляют текущий контроль и самоконтроль за выполнением действий. В оценочно-рефлексивный этап входит осуществление итогового контроля и презентация результатов совместной деятельности. Важным условием для реализации интегрированных форм взаимодействия библиотекаря и детей является предметно-пространственная среда.

С точки зрения исследователей интерес к чтению художественной литературы необходимо формировать через организацию тематических выставок книг художественной литературы. Тема выставки должна быть важной и актуальной. Она может быть связана с предстоящим праздником, юбилеем писателя, художника-иллюстратора. Книга, предложенная для выставки должна иметь привлекательность для детей с точки зрения художественного оформления и внешнего вида.

С точки зрения В.Н. Сибгатовой интерес к чтению у детей дошкольного возраста можно сформировать при помощи «фестиваля сказок». В рамках такого фестиваля каждая группа детей готовится к театрализованной постановке, которую потом покажет родителям. В театрализованной игре ребенок выражает эмоциональные переживания от прочитанного литературного произведения. У детей младшего дошкольного возраста активными участниками постановки спектакля являются родители, они изготавливают атрибуты, помогают выучить роль.

С точки зрения С.Ю. Кондратьевой следует использовать для развития читательского интереса кукольный спектакль, изображение рисунков по прочитанному произведению, игры-драматизации [10, С. 12]. Во время игры драматизации ребенок учиться связывать прочитанный сюжет с действием. Берет на себя роль героя из литерного произведения. Ребёнок  овладевает речевым общением. Разыгрывание спектакля способствует более глубокому осмыслению ситуации, развивается связная речь.

С.Т. Болотская делает акцент на том, что дети дошкольного возраста любят смотреть постановки кукольного спектакля, теневого театра [6]. Знакомство детей дошкольного возраста с художественным произведением происходит на слух, поэтому важным условием, по мнению Н. Мироновой является подбор художественной литературы в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Библиотекарю при выборе детской литературы следует отдавать предпочтение тем книгам, в которых есть идея, дух, стиль художественного произведения [19].

Для библиотекаря выразительное чтение – это не только необходимое умение, но и мастерство, которое оказывает значительное воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения педагог вводит детей в мир искусства, дает им образец правильной, образной художественной речи.

М.М. Конина предлагает в процессе чтения художественной литературы использовать игрушки кукольного театра, включать музыкальное сопровождение [1].

Таким образом, главной задачей библиотеки остается приобщение к книге, чтению, формирование устойчивой потребности в знаниях. Кропотливая и творческая работа библиотекаря, учителя, родителей обязательно приносит свои плоды — укрепляет контакт детской библиотеки со школой и семьей, положительно сказывается на читательской активности и культуре детей.

1.2 Роль кукольного театра в развитии интереса к чтению

 

Театр кукол — вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки (куклы на нитках), так называемые верховые куклы (перчаточные), тростевые куклы, механические и др. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.), метафорически изображающий живое существо.

Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста. Различие форм и характера представлений обусловливается чаще всего национальной традицией, спецификой постановочно-драматургических задач, взаимосвязью с др. видами искусства (графикой, народной игрушкой, скульптурой, театром масок, кино).

Представления в театре кукол в большинстве стран складывались из религиозно-мистериальных зрелищ.

В Древнем Египте (16 в. до н. э.) — это мистерия об Осирисе и Исиде, в Древней Индии и Китае — культовые представления. С 11 в. в церквах и монастырях устраивались представления, в которых куклы использовались как средство инсценировки евангельских сцен. Название Марион (Marion, Marionett) осталось в романо-германских языках как обозначение вообще театральной куклы, в славянских языках — куклы на нитках. [8].

В 17 в. бесцензурный Театр кукол утвердился во Франции,  Англии, Германии, Голландии, Бельгии,  России и других странах.

Вплоть до 19 в. в европейских театрах кукол разыгрывались традиционные, часто сатирические, пьесы-обозрения о власть имущих, чиновниках, церкви; складывались также бродячие сюжеты — о докторе Фаусте, Дон Жуане, короле и трёх его дочерях и др. В 19 в. делаются попытки создать профессиональный Театр кукол.  Для него писали Г. Клейст, Э. Т. А. Гофман, Жорж Санд, А. Франс, М. Метерлинк, Б. Шоу и др. [8].

В 20 в. многие известные театральные деятели обращались к созданию Театра кукол как самого совершенного вида театрального зрелища.

Советский Театр кукол отражает яркие, характерные черты и психологию человека в их наиболее общем проявлении, стремится к типичности, доведённой до образной нарицательности.

Центральный театр кукол под руководством С. В. Образцова — выразитель этих идей. Его спектакли «По щучьему велению» Тараховской (1936), «Волшебная лампа Аладина» Гернет (1940), «Король-Олень» Сперанского по Гоцци (1943), «Необыкновенный концерт» (1946) и многие др. заложили основу режиссёрского метода и системы работы актёров-кукловодов над сценическими образами, что позволяет создавать эволюционно-сложную, психологически обоснованную партитуру роли, правдиво показать судьбу, характер, особенности сценического образа [24].

Образность спектаклей достигается использованием всего разнообразия сценических приёмов (в действие вовлекаются живой актёр, обыгрываемый предмет, радиозапись и световые эффекты).

Кукольный театр в настоящее время играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста и младшего  школьного возраста.

В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них. Очень важно детям младшего школьного возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости, так как в этот период у них начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему.

Занятия в кукольном театре способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.

Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы — персонажи, оформление и музыка — все это вместе взято в силу образно- конкретного мышления младшего школьника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Знакомство с позицией актера — творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать). Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому дети учатся слышать психологическую выразительность речи.

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей.

Тенденция современного периода – развитие не только профессионального кукольного театра, но и самодеятельных кукольных театров, в том числе и в библиотеке. Кукольный театр позволяет решить многие проблемы педагогики, связанные с художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса и нравственного воспитания; развитием коммуникативных качеств личности. Воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи ребёнка также может осуществляться в условиях библиотеки при подготовке и проведении театральных представлений. Этому способствует и создание положительного эмоционального настроя, снятие напряжённости, решение конфликтных ситуаций через игру.

В процессе театрализованной игры развиваются: мелкая и крупная моторика, память, образное мышление, навыки общения, творческие способности.

Интерес к кукольному театру наблюдается не только у педагогов, но и библиотекарей. Библиотеки по-прежнему являются важной составляющей структуры педагогического процесса.

Библиотекарь из Пермской области А. С. Усольцева, опираясь на мнение русского педагога О. Галаховой, высказанное ещё в 1916 году в докладе о влиянии театрального искусства на детей, считает, что именно «театр — школа жизни. Его воспитательное значение гораздо шире, чем действие книги. Библиотека плюс театр — замечательное содружество, способное приносить плоды в области развивающего чтения детей; подростков, да и взрослых читателей» [34, с. 25].

Несомненно, что «театр книги — это творческое прочтение произведения, прожитое через актёрское мастерство читателя… Перевод литературного текста на особый сценический язык делается для того, чтобы из зрительного зала человек пришёл в зал читальный. Для спектакля достаточно протянуть руку к полке, взять книгу и из неё сделать представление: оживить текст через игру, движение, музыку…» [11].

По мнению школьного библиотекаря из Златоуста Е. В. Сухановой, «библиотечный театр несёт в себе самую главную ценность — любовь к книге» [32, с. 44]. Такой театр помогает решать множество актуальных задач:

  • пропагандировать творчество того или иного писателя;
  • воспитывать грамотного читателя с высокой культурой выбора и оценки прочитанного;
  • приобщать детей к художественному и литературному творчеству.

Кукольный театр в библиотеке предполагает инсценирование литературных произведений для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это помогает разнообразить традиционные групповые библиотечные мероприятия. Театр как форма работы с книгой способствует решению основных задач библиотеки:

  1. Привлечение маленьких читателей в библиотеку.
  2. Максимальное раскрытие фондов и продвижение книги.
  3. Привитие любви детей к чтению (во время спектакля библиотекарь, заинтересовав малышей куклами, должен затем переключить их внимание обязательно на книгу и чтение).
  4. Расширение круга интересов детей, раскрытие их творческих возможностей, как актёров.
  5. Организация семейного досуга.
  6. Популяризация семейного чтения.

Таким образом, кукольный театр, театр книги помогает библиотеке найти своего читателя, максимально удовлетворить его запросы» [23, с. 46]. В работе театра принимают участие библиотекари, школьники и студенты. «Они пробуют свои силы в сценическом мастерстве, занимая свой досуг, находя духовное общение в этом коллективе и привлекая к себе внимание других активной жизненной позицией» [23, с. 46]. Творческий коллектив использует «такие формы и методы пропаганды книги, которые позволили бы библиотеке стать привлекательным и авторитетным центром, и информационным, и образовательным, и досуговым…» [23, с. 47].

Таким образом, чтобы ребенок захотел обращаться к книге, надо формировать мотивацию читательской деятельности. Кукольный театр, театр книги помогает библиотеке найти своего читателя, максимально удовлетворить его запросы. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление и музыка — все это вместе взятое помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.

Рассмотрим формы организации библиотечных театров.

1.3 Формы организации библиотечного театра

Информация о театрах в библиотеке постоянно появляется на сайтах библиотек, областных министерств культуры, на страницах профессиональной периодики («Библиотечное дело», «Библиополе», «Библиотека в школе» и др.), в сборниках материалов научно-практических конференций, инновационных лабораторий. Так, в Мурманской области состоялся фестиваль самодеятельных кукольных театров в библиотеке [36], в Псковской — конкурс «Виртуальный парад библиотечных театров книги «Живая книга»» и т.д. Это явление это уже невозможно не замечать.

Библиотечные театры возникают как добровольные творческие объединения внутри библиотечного коллектива, их деятельность направлена не только на удовлетворение рекреационных потребностей детей, но и на знакомство юных читателей с лучшими образцами отечественной и зарубежной классики, а также с современной детской литературой. Таким образом, в игровой форме, наиболее близкой восприятию ребёнка, происходит знакомство с фондом библиотеки.

Театр в библиотеке — это новизна и современность образов и явлений, наполнение пространства энергетикой, без которой человек перестает читать, у него меняются свойства памяти, воображения. Главные человеческие ценности в зрительно-звучащем формате способствуют нравственно-эстетическому развитию личности, но книги навсегда останутся проводниками в новые миры, а главной задачей библиотеки по-прежнему будет стремление побуждать желание к чтению, думать и понимать, обращать внимание на художественные детали, иметь собственное мнение о прочитанном.

Существуют разные виды театра:

  1. Настольный театр игрушек. Здесь фантазия не ограничена ничем. Главное – чтобы игрушка хорошо стояла на столе.
  2. Настольный театр картинок. Все картинки вырезаны и имеют опору, которая может быть разная, но всегда устойчивая. Движения здесь ограничены: не следует поднимать картинки, теряется «волшебство». Имитировать движение необходимо самим, привлекая детей и передавать интонациями разные чувства – радость, грусть. На заранее подготовленном фоне читаем сказку и достаем персонажей, которые лучше до начала спектакля спрятать. Хорошо использовать при громких чтениях.
  3. Стендовый театр. Используем современную магнитную доску. Вырезаем фигуры и прикрепляем на стенд.
  4. Пальчиковый театр – это куклы бибабо. Кукла на пальчике интересна маленькому ребенку. Волшебный пальчик переворачивает страницу, участвует как персонаж данного произведения и развивает моторику ребенка.
  5. Кукольный театр – перчаточная кукла. Условно все формы применения театрализации в библиотеке можно разделить на три вида.

Форма организации библиотечного театра в каждом библиотечном коллективе своя. Это может быть кукольный, драматический, музыкальный коллектив или театр, использующий различные виды театрального искусства. Главное соблюдать одно условие: в центре каждого представления должна находиться книга, привлечение внимание к которой и является конечной целью библиотечного спектакля.

В детской библиотеке Курска реализуется проект, который предназначен для аудитории младшего школьного возраста и называется «Куклы и книги, или за три звонка до спектакля». Реализуется он совместно с Курским государственным театром кукол. На встречах с актёрами юные читатели получают возможность познакомиться с мастерством актёра-кукловода, самим подержать в руках куклы и попробовать свои возможности в роли актёров-кукловодов [12].

Информируют зрителей о новинках книжного фонда перед началом спектаклей ГУК «Кемеровская областная библиотека для детей и юношества» в рамках совместного культурно-просветительского проекта «Литература. Музыка. Театр» с музыкальным театром Кузбасса имени А. Боброва. Периодичность обзоров — четыре раза в месяц. Обзоры дополняют творческие мастер-классы для детей, на которых можно научиться делать оригинальные книжные закладки, электронные краеведческие викторины, фотосессии с ростовой куклой или в специально оборудованной фотозоне с большими декоративными книгами [27].

В Липецкой областной детской библиотеке уже более двадцати лет существует разновидность кукольного театра — театр книги «Синяя птица». За это время было поставлено 78 спектаклей, сыграно более 120 ролей. В репертуаре театра есть спектакли по классическим произведениям и постановки современных авторов. Театр книги задумывался как иллюстрация к библиотечным мероприятиям. Ведь все дети любят рассматривать картинки, и чем красочнее оформлена книга, тем больше читателей возьмёт её в руки и прочитает. Театр «Синяя птица» тоже картинка, только ожившая» [16, с. 5].

В Ивановской областной библиотеке для детей и юношества около двадцати лет действует театр книги «Корноватка» (это слово означает «корзинка» на местном диалекте). В основе репертуара — изучение фольклора родного края, поэтому в спектаклях-уроках «Корноватки» звучат народные песни, актёры одеты в русские костюмы, традиционные для данной местности, а театрализованные представления посвящены календарным праздникам, произведениям писателей Ивановской области, есть инсценировки русской и зарубежной классики, а также представление-рассказ об истории русского кукольного театра [33].

Необходимым условием постановки спектакля (театрализованного представления) библиотеатра является продвижение чтения, книги, писателей с целью привлечения зрителей (потенциальных читателей) в библиотеку.

Постановкам предшествует литературная работа по созданию сценария. Литературный материал для постановки может быть разноплановым. Прежде всего, это художественные произведения для детей (сказки, притчи, рассказы, стихи, загадки). Целесообразно оформление тематической книжной выставки, где представлены книги о творчестве писателя, по произведению которого поставлен спектакль, красочные издания его книг, возможно — аудиовизуальные материалы. Элементом библиотечного спектакля может быть викторина, активизирующая мышление юных зрителей, поэтому можно задействовать книги-«подсказки», содержащие ответы на вопросы. Актёры театрализованного представления могут показывать книги во время или до (после) основного действия. Желаемым результатом библиотечного представления является привлечение читателей в библиотеку, пробуждение интереса к  книгам.

Руководитель Театра книги Московского библиотечно-информационного центра гимназии № 1503 Н. А. Дивина предложила использовать возможности театральных представлений и для рекламы новых книг, которая тоже должна быть направлена на то, чтобы приобщить детей к чтению. Идея реализовалась следующим образом: «В антракте очередной постановки на сцене живая реклама книги. На сцену выходит юный актёр в костюме героя книги. Ученик-актёр рассказывает о прочитанном им произведении, впечатлении, произведённом на него, приглашает познакомиться с книгой в библиотеке» [4, с. 12]. Результат оправдал надежды: после рекламы в библиотечном театре приобрела большую популярность книга А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее», к тому же многие школьники начали вести читательские дневники; появилась возможность подвести первые итоги конкурса таких дневников. «Идея повлияла не только на количество прочитанных книг, но и на его качество» [4, с. 12].

С марта 2008 года в Саратовской областной библиотеке для детей и юношества имени A. С. Пушкина (ОБДЮ имени А. С. Пушкина) действует кукольный  библиотеатр «Лукоморье». Результаты работы библиотеатра были представлены в Пензе на V Межрегиональной инновационной лаборатории (апрель 2012 года) [19] и в Пскове на IX Межрегиональном фестивале по продвижению книги, чтения и библиотеки «Осень в Михайловском» (сентябрь 2012 года) [18].

Коллектив создаёт спектакли по мотивам произведений мировой детской литературы или использует для постановки оригинальные сценарии. По библиотечной традиции, поводом для постановки становится юбилей какого-либо любимого детского писателя. Так, к 100-летию С. В. Михалкова родилась постановка «Вот компания, какая!».

Участие актёров в библиотечных акциях делают их более яркими, интересными и привлекательными для посетителей библиотек. Тематика ежегодной общероссийской акции «Библионочь» в 2019 была театральной, и постановки приглашённых актёров были неотъемлемой её  частью. Например, программа акции «Библионочь» ГКУК «Волгоградская областная библиотека для молодёжи» состояла из выступлений разнопрофильных молодёжных театров. Кроме библиотечных театра книги и кукольного театра, участниками акции были: студенческий театр, показавший вместе с танцевальным коллективом ирландских танцев музыкальный спектакль по мотивам ирландского эпоса; актёры молодёжных театров-студий, которые показали спектакль о любви; театр огня «Семаргл» представил зрителям завораживающее шоу — танец огня [3].

Кукольный театр «Сказка» детской библиотекой им. В. Дубинина г. Красноярска — территория творчества в библиотеке. Цель работы: приобщение детей посредством кукольного театра к лучшим произведениям детской литературы, развитие творческих способностей, организация интересного досуга, привлечение новых читателей. Существует с 1995 года. Его участники со своими постановками выступают на районных и городских мероприятиях, в детских библиотеках, в детском отделении больницы № 20, в социальном центре «Доверие». Регулярно представления проходят для учащихся школ, воспитанников детских садов микрорайона. В актерскую группу кукольного театра входят школьники 3-7 классов.

Работа в кукольном театре создаёт условия для развития творческих возможностей детей, помогает раскрыть скрытые способности. За годы существования кукольного театра вниманию зрителей были представлены спектакли «Морозко», «Золотой ключик или приключения Буратино», «Как медведь трубку нашёл», «Ценный подарок», «Волшебная сметана», «Каша из топора», «Подарок Деду Морозу», «Про козла», «Капризка», «Репка на новый лад», «Колобок», «Заяц симулянт», «Рукавичка» и др. С помощью кукол можно эмоциональнее, нагляднее, доходчивее рассказать о писателе, о его творчестве, рекомендовать книги.  Буратино и Незнайка встречают гостей, шутят, знакомят с правилами поведения в библиотеке. Затем приглашают посмотреть кукольный спектакль «Ценный подарок», о пользе чтения, о значении вежливости. Неизменным успехом пользуется спектакль «Волшебная сметана» про хитрого и нечестного кота Мурзика. За годы работы кукольный театра «Сказка» стал хорошим дополнением при проведении литературных праздников, бесед и часов, посвящённых российским писателям и поэтам. Мини-спектакли по русским сказкам, по произведения А. С. Пушкина, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского, вызывают интерес у читателей и вносят разнообразие.

Таким образом, форма организации библиотечного театра в каждом библиотечном коллективе своя. Это может быть кукольный, драматический, музыкальный коллектив или театр, использующий различные виды театрального искусства. Главное соблюдать одно условие: в центре каждого представления должна находиться книга, привлечение внимание к которой и является конечной целью библиотечного спектакля.

Подводя итог к 1 Главе можно отметить, что для развития читательского интереса в библиотеках используется кукольный театр как игровая форма библиотечной работы. С помощью кукол можно эмоциональнее, нагляднее, доходчивее рассказать о писателе, о его творчестве, рекомендовать книги. Инсценирование литературных произведений помогает превратить групповые мероприятия и процесс чтения в яркое и праздничное занятие. В театрализованной деятельности осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы внешнего выражения, осознают причины их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф