Меню Услуги

Развитие культуры поведения у подростков. Часть 2.


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1.3. Педагогические условия формирования культуры поведения у подростков

Проблема формирования культуры поведения подрастающего поколения является одной из главных на современном этапе развития человечества. Снижение культурно-нравственного уровня общества в целом ведет к необходимости создания новых подходов и путей формирования культуры поведения личности, особенно в контексте общечеловеческих ценностей и норм поведения.

Особую роль в формировании культуры поведения играет школа, которая входит в состав микросреды общества с присущим ей образом жизни и уровнем культуры. Ошибки обучения и воспитания существенно влияют на уровень культуры поведения школьника. Следовательно, педагогам необходимо проводить целенаправленную работу по формированию культурно-нравственного уровня подрастающего поколения.

При этом важную роль в формировании культуры поведения играет и свободное время подростков, их деятельность вне школы. Формы организации досуга современных подростков должны учить их правилам поведения в обществе, знакомить с основами культуры личности.

Педагогическими особенностями формирования навыков адаптивного поведения можно считать:

— организацию, содержание и технологии воспитательного процесса, направленные на формирование каждого компонента культурной компетентности: функционально-коммуникативного, когнитивно- аксиологического и личностно- психологического;

— использование  в воспитании подростков оптимальных методов нравственного воспитания (обучающие, активизирующие, стимулирующие).

Особенности навыков адаптивного поведения  как условие нравственного воспитания подростков заключаются в формировании взглядов и убеждений подростка на ведение нравственного образа жизни, которые  подразумевают:

— постижение сущности понятия духовной  жизни;

— знание  составляющих  компонентов  морали, нравственности и духовности;

— установление  устойчивых  связей  между  знаниями  о морали, нравственности и духовности и поведением в повседневной  жизни.

Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу.

Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурное вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Продолжается развитие культуры поведения в средней и старшей школе.

Если элементарные нормы культурного поведения не привитые детям с ранних лет, то позже приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более тяжелую работу: перевоспитывать школьников, в которых укоренились негативные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер и т.д.

Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведения человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру — заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность, бестактность постепенно формируют соответствующие негативные качества личности. Поэтому необходимо вооружить школьников знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.

Нередко дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом. Однако осознание ребенком своего поведения, своих действий — необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек моральных норм поведения. Только за то поведения человек может совершенно сознательно отвечать перед обществом, коллективом, другими людьми, значение которого он может понять и оценить с точки зрения общественной пользы и необходимости.

Надо отметить, что у многих школьников заметное отставание навыков и привычек культурного поведения от знание соответствующих правил. Поэтому в работе с учащимися надо обращать внимание прежде всего на выработку навыков и привычек поведения. Достигается это систематическим приучением школьников к выполнению правил. Для этого необходима такая организация жизни в школе, чтобы ученики постоянно накапливали опыт правильных моральных отношений.

Содержание работы по воспитанию культуры поведения в школе дети должны усвоить достаточно большой объем знаний об основных правилах культурного поведения и приучиться осознанно, выполнять их. Конкретных правил приличия и поведения много, познакомить школьников со всеми трудно, так вряд ли это нужно. В жизни всегда может создаться такая ситуация, в которой дети оказались впервые. Поэтому очень важно учить школьников не только правилам поведения, но и одновременно умению действовать в связи с духом правил находить правильный способ поведения в новой обстановке на основе уже известных правил. Эта задача сложная, и чтобы успешно разрешить ее, необходимо следующее. В работе с детьми нужно учить их выполнению правил поведения в различных ситуациях, с которыми чаще всего они встречаются: в школе, на улице, в общественных местах. При этом конкретные правила обязательно будут повторяться. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился выполнять то же правило в различных условиях.

Культура поведения во многих случаях тесно связана и с нормами нравственности. Так, в основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта, точности лежит моральный принцип нашего общества: гуманизм, коллективизм, дружба, товарищество, ответственность за свои поступки и поведения. Ребенок постепенно начинает осознавать и оценивать необходимость выполнения правил с точки зрения нравственности. Единство знания, навыки и привычки способствует приобретению устойчивого поведения, формированию определенных качеств личности. Всегда быть вежливым, обязательным, точным — значит приобрести такие качества, как вежливость, точность, обязательность. Осознание ребенком своего поведения происходит постепенно под руководством учителя, под влиянием общественного мнения коллектива.

Успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора методов работы с детьми. Главными методами являются приучения школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснения им соответствующих норм морали.

Эффективный прием разъяснения детям правил культурного поведения — использование литературных произведений — рассказов, стихов, басен. При этом целесообразно обсуждать с детьми и образцы правильного поведения, и негативные поступки.

Организация работы с классом является главной задачей учителя. Но вместе с тем проводится и индивидуальная работа с отдельными учениками в зависимости от уровня их воспитанности и условий жизни в семье.

Выводы

Хронологические границы подросткового возраста точно не фиксированы. Разными авторами в качестве подросткового возраста выделяются периоды от 10-11 до 15 или от 11-12 до 16-17 лет. Это часто зависит от того, рассматривается ли как особый этап развития ранний юношеский возраст. Так, например, в периодизации Д.Б.Эльконина как отдельная эпоха развития выделяется отрочество, в которой стадиями являются младший подростковый и старший подростковый возраста, а возрастные границы отрочества – 12-13 до 18 лет.

Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития.

Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Анализ научной литературы показывает, что  понятие «культура» чрезвычайно многозначно. Исследователи выделяют множество разновидностей культуры. По мнению М.М. Бахтина и В.С. Библера, феномен культуры «пронизывает… все решающие события жизни и сознание людей нашего века» [4, с.261]. М.М. Бахтин понимает культуру как: «форму общения людей разных культур, форму диалога»; для него «культура есть там, где есть две (как минимум) культуры, и что самосознание культуры есть форма её бытия на грани с иной культурой»; как механизм самодетерминации личности, с присущей ей историчностью и социальностью; как форма обретения, восприятия мира впервые» [5, с.85].

Эти три определения взаимосвязаны и переходят одно в другое.

Проблема формирования культуры поведения подрастающего поколения является одной из главных на современном этапе развития человечества. Снижение культурно-нравственного уровня общества в целом ведет к необходимости создания новых подходов и путей формирования культуры поведения личности, особенно в контексте общечеловеческих ценностей и норм поведения.

Особую роль в формировании культуры поведения играет школа, которая входит в состав микросреды общества с присущим ей образом жизни и уровнем культуры. Ошибки обучения и воспитания существенно влияют на уровень культуры поведения школьника. Следовательно, педагогам необходимо проводить целенаправленную работу по формированию культурно-нравственного уровня подрастающего поколения.

Особенности навыков адаптивного поведения  как условие нравственного воспитания подростков заключаются в формировании взглядов и убеждений подростка на ведение нравственного образа жизни, которые  подразумевают:

— постижение сущности понятия духовной  жизни;

— знание  составляющих  компонентов  морали, нравственности и духовности;

— установление  устойчивых  связей  между  знаниями  о морали, нравственности и духовности и поведением в повседневной  жизни.

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В предыдущих главах были рассмотрены вопросы теориикультуры поведения у подростков.Для проверки эффективности разработанных нами цели, задач и гипотезы научного исследования был проведён педагогический эксперимент.

Опытно – экспериментальная работа проводилась МОУ средней общеобразовательной школе №1 города Кинешмы Ивановской области.Для проведения исследования было привлечено 15 учащихся 9 классов в возрасте 14 – 16 лет.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Педагогический  состав МОУ средней общеобразовательной школы №1 города Кинешмы Ивановской области очень разнообразен  но, несмотря на разницу возрастов очень дружен и приветлив.  Многие из учителей  имеют 1 квалификационную категорию и всячески помогают молодым коллегам в аттестации и повышении их квалификации. Основным направлением учебно-воспитательной работы являются:

— формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общего образования, их адаптации к жизни в обществе;

— создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ;

— формирование здорового образа жизни.

Основными задачами учебного заведения является создание условий:

— гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся.

— для развития личности, ее самореализации и самоопределения.

— для формирования у обучающихся современного уровня знаний.

— для воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

— для осознанного выбора профессии.

Так же в школе работают следующие кружки:

  • Школа вежливых наук;
  • Этическая грамматика;
  • Кружок «Рукодельница»;
  • Изостудия;
  • Клуб любителей авторской песни;
  • Школа — студия театрального искусства;
  • «Юный краевед;
  • Юный цветовод;
  • Сообщество «Целители душ»;
  • «Психологическая азбука»;
  • Вокальная студия «Вдохновение»;
  • Школьный хор;

Спортивные секции:

-Волейбол;

-Баскетбол;

-Общефизическая подготовка;

-Спортивные игры.

Структура эксперимента:

1 этап. Констатирующий эксперимент- выявить показатели и уровни сформированности навыков культуры поведенияу подростков;

2 этап. Формирующий эксперимент -разработать программу по формированию культуры поведения у подростков;

3 этап.Контрольный эксперимент — исследовать результативность проведённого формирующего эксперимента по формированию культуры поведения учащихся экспериментального класса.

2.1. Констатирующий эксперимент по изучению уровня сформированности культуры поведения у подростков

При проведении констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи:

  • подобрать диагностические методики для выявления уровня сформированностикультурного поведения у подростков;
  • определить исходный уровень сформированностикультурного поведения в указанном классе;
  • проанализировать результаты, полученные при проведении методик.

В ходе констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методы исследования: тестирование, анкетирование, наблюдение, качественная и количественная обработка данных.

Опишем ход эксперимента.

  1. Метод ценностных ориентаций М. Рокича[20]. Испытуемым предлагалось ранжировать (пронумеровать) 18 ценностей-целей в порядке убывания значимости их для собственной жизни. При этом после прочтения перечня всех 18 ценностей-целей учащимся было предложено выбрать сначала три ценности, которые являются самыми главными в их жизни, присвоив им 1-е, 2-е и 3-е места, затем из оставшихся ценностей-целей выбрать две, стремление к которым, по их мнению, не имеет смысла, и присвоить им 17-е и 18-е места. И после этого распределить места оставшихся ценностей в порядке убывания предпочтения.

При обработке полученных данных, кроме качественного сравнения (индивидуального восприятия), использовался количественный анализ, в котором учитывались две переменные: принимаемые ценности-цели, стоящие на 1-м, 2-м, 3-м местах в индивидуальных анкетах (то есть ценности, являющиеся самыми главными в жизни конкретного человека), и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека (существование ради которых просто недостойно).

Суммарное наполнение всех выбранных принимаемых ценностей-целей при подсчетах в классе приравнивалось к 100 %, и по количеству выборов, сделанных учащимися, находился процент каждой ценности-цели по формуле:

Цi (%) = (Ri / 3n) ´ 100 %,

где Цi (%) – процентное содержание выборов i-той ценности;

Ri – суммарное количество выборов i-той ценности;

n – объем выборки (количество учащихся),

3 – коэффициент, связанный с тремя позитивными выборами одним учащимся.

Таким же образом определялось процентное содержание отвергаемых ценностей-целей (соответственно вводился коэффициент 2), которым присваивались 17-е и 18-е места.

Согласно методике Рокича «Ценностные ориентации» мы получили следующие результаты:

Таблица 1. Общая тенденция принимаемых ценностей,%

Ценность % содержание выборов
1 Здоровье 31%
2 Счастливая семейная жизнь. 27%
3 Хорошие, верные друзья 9%
4 Любовь 7%
5 Материально обеспеченная жизнь 7%
6 Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в нашем обществе 4%
7 Общественное признание 4%
8 Интересная работа 2%
9 Красота природы и искусства 2%
10 Познание 2%
11 Свобода 2%
12 Уверенность в себе 2%
13 Активная, деятельная жизнь. 0%
14 Жизненная мудрость 0%
15 Удовольствия 0%
16 Самостоятельность 0%
17 Творчество 0%
18 Равенство 0%

 

При анализе полученных данных по методу М.Рокича, в первую очередь хотелось бы остановиться на общих тенденциях формирования нравственных ценностей, представленных в выборке. Рассматривая принятые ценности-цели как нравственные ориентиры в формировании и реализации жизненной стратегии, можно выделить две абсолютно принимаемые ценности-цели: здоровье и счастливую семейную жизнь. Процент выбора этих ценностей преобладает над другими. Так, выбор здоровья как ценности равен 31 % от всех принимаемых ценностей. Данная ценность не попадает в отвергаемые ценности. Счастливая семейная жизнь как ценность-цель равна 27% места и также не попадает в отвергаемые.

Таблица 2. Общая тенденция отвергаемых ценностей,%

Ценность % содержание выборов
1 Равенство 21%
2 Красота природы и искусства 18%
3 Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в нашем обществе 11%
4 Познание 7%
5 Удовольствия 7%
6 Творчество 7%
7 Активная, деятельная жизнь. 4%
8 Любовь 4%
9 Материально обеспеченная жизнь 4%
10 Хорошие, верные друзья 4%
11 Жизненная мудрость 4%
12 Общественное признание 4%
13 Самостоятельность 10%
14 Свобода 4%
15 Здоровье 0%
16 Интересная работа 0%
17 Счастливая семейная жизнь. 0%
18 Уверенность в себе 0%

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Как мы видим с таблицы 2 общая тенденция отвергаемых ценностей-целей не носит столь абсолютного характера, и в то же время можно выделить 3 ценности-цели, имеющие различный процент отвержения по всей выборке. К ним относятся: самостоятельность как независимость в суждениях и оценках – 10%; равенство (братство, равные возможности для всех) – 21 % и красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) – 18 %. Этот факт может рассматриваться как протест против объективной зависимости и невозможности «взрослой» самостоятельности.

К числу не принимаемых, но и не особо отвергаемых ценностей принадлежат активная, деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом); удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени); творчество (возможность творческой деятельности).

В равной мере никто из опрашиваемых не отверг следующие ценности: здоровье (физическое и психическое); интересная работа; счастливая семейная жизнь – классические ценности. Принимаемой ценностью у старшеклассников является наличие хороших и верных друзей, поиск единомышленников, способных разделить искания в философском осмыслении мира и себя в нем.

Наиболее отвергаемой ценностью выступает равенство, что связано, скорее всего, с осознанием своей неповторимости и уникальности.

  1. Тест на знание правил поведения при общении с людьми в различных ситуациях.

Тест состоит из 20 вопросов, за каждый правильный ответ подросток может получить 1 баллов. Общее количество баллов соответствует такому уровню:

— высокий уровень – 17 — 20 правильных ответов

— средний уровень – 11 — 16 правильных ответов

— низкий уровень –10 и ниже.

Данный тест направлен на изучение правил поведения на улице, правил поведения признакомств, правилами поведения при общении с окружающими и правилами поведения в школе [6,с.61].

Учащимся нужно было выбрать правильный ответ. Результаты теста отражены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты тестирования на выявление знаний правил культуры поведения

ФИ Количество правильных ответов % содержание правильных ответов Уровень
1 Татьяна А. 10 50% Низкий уровень
2 Мария А. 7 35% Низкий уровень
3 Яна Г. 9 45% Низкий уровень
4 Александр Г. 5 25% Низкий уровень
5 Иван Д. 7 35% Низкий уровень
6 Ильяха Д. 9 45% Низкий уровень
7 Юлия Ж. 15 75% Средний уровень
8 Иван И. 8 40% Низкий уровень
9 Максим К. 11 55% Средний уровень
10 Михаил К. 12 60% Средний уровень
11 Вячеслав К. 8 40% Низкий уровень
12 Шаргия М. 17 85% Высокий уровень
13 Галина Р. 17 85% Высокий уровень
14 Ангелина С. 13 65% Средний уровень
15 Сергей Ш. 10 50% Низкий уровень

Результаты тестирования на выявление знаний детьми правил культуры поведения.

Мы получили следующие результаты:

— высокий уровень — 2 ученика (это 13,3 % ) из 15.

— средний уровень — 4 ученика (это 26,7%) из 15.

— низкий уровень — 9 учеников (это 60% ) из 15.

Затруднения вызвали у подростков такие вопросы, которые касаются правил поведения при знакомстве, например: «Как поступить, если вы увидели знакомого слишком поздно и не успели поздороваться или ответить на приветствие?», «Кто здоровается первым: входящий или присутствующий?», ответили, первым здоровается тот, кто вежливее (75%). Лучше отвечали на вопросы, связанные с правилами поведения на улице (Вы обгоняете идущую по улице впереди вас знакомую.Кто из вас двоих должен поздороваться первым? и т.д.). На констатирующем этапе результаты данного теста показали, что знания у детей правил культуры общения с окружающими находятся на низком уровне.

  1. Анкетирование по методике А.И. Шемшуриной на взаимосвязь культуры поведения школьников и культуру их общения с педагогами школы[5, с.72].

Тест состоит из 4 вопросов, подросток выбирает ту букву из вариантов ответа, которая соответствует его модели поведения.

1 вопрос:

— а – положительный вариантответа;

— б, г – отрицательный вариант ответа;

2 вопрос:

— а,б – положительный вариант ответа;

— в, г – отрицательный вариант ответа;

3 вопрос:

— а,б – отрицательный вариант ответа;

— в, г – положительный вариант ответа;

4 вопрос:

— г – положительный вариант ответа;

— в, б – отрицательный вариант ответа.

Результаты теста зафиксированы в таблице 4

Таблица  4. Результаты тестирования на выявление уровня культуры общения с педагогами

№ п/п «а» «б» «в» «г»
1 2 5 4 0
2 8 4 2 2
3 5 5 2 4
4 0 1 7 9

 

Рис.1. Результаты тестирования на выявление уровня культуры общения с педагогами

На первый вопрос 13% ребят выбрали отрицательный вариант ответа (злюсь), 53% выбрали положительный ответ (молчу), 33% учащихся выбрали также положительный ответ (стараюсь утешить), в целом по первому вопросу 86% положительных ответов.

На второй вопрос 40% учащихся выбрали отрицательный ответ (срываюсь, кричу, молчу), 60% выбрали положительный ответ (улыбаюсь).

На третий вопрос 62% отрицательных ответов (делаю наоборот, кричу, плачу), а положительных всего 38% (не обращаю внимания).

На четвёртый вопрос 40% отрицательных ответов (не обращаю внимания, злюсь), положительных — 60% (молчу).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

По результатам анкетирования можно сказать, что учащиеся дали равное количество положительных и отрицательных ответов, это значит, что культура речи с педагогами находится на среднем уровне: в общении с педагогами дети зачастую поступают не так, как следует, а эмоционально и необдуманно.

Для того, чтобы уточнить результатывыше проведённых методик мы провели наблюдение за подростками.

Цель: выявить уровень сформированности культуры поведения у подростка в школе и в семье.

Для школы: процедура проведения состояла в следующем: в течение месяца на переменах и уроках проводилось наблюдение за учащимися. Результаты наблюдений фиксировались в протоколе.

Наблюдения проводятся по следующим параметрам:

  1. Внешний вид опрятный, аккуратный, ученик следит за своим внешним видом.
  2. Знает правила поведения в столовой.
  3. Учащийся умеет выделять нарушения правил поведения у других учащихся и обращать на это их внимание.
  4. Поведение с учителями и сверстниками соответствует нормам поведения.
  5. В общении ведет себя в соответствии с нормами вежливого обращения, уважения к другому человеку.

Результаты наблюдение приведены в таблице 5.

Таблица 5. Результаты наблюдения за подростками школе

№№ ФИ Внешний вид опрятный, аккуратный, ученик следит за собой Знает правила поведения в столовой Умеет выделять нарушения правил поведения у других учащихся и обращать на это их внимание Поведение с учителями и сверстниками соответствует нормам поведения Ведёт себя в соответствии с нормами вежливого обращения
1 Татьяна А. да да да да да
2 Мария А. да да да да да
3 Яна Г. да да нет нет нет
4 Александр Г. нет нет нет да да
5 Иван Д. да да нет да да
6 Ильяха Д. нет нет да нет нет
7 Юлия Ж. да нет да да нет
8 Иван И. да нет да нет да
9 Максим К. нет да нет да нет
10 Михаил К. да да нет да нет
11 Вячеслав К. да да нет да да
12 Шаргия М. да да да да нет
13 Галина Р. нет нет нет да нет
14 Ангелина С. да да нет нет да
15 Сергей Ш. нет да нет нет да

 

Итак, по результатам наблюдения за школьниками мы можем сделать следующие выводы:

  1. По параметру внешний вид из 15 испытуемых подростков 10 (67,7%), — выглядят опрятно, следят за собой. 5 учеников(33,3%) не аккуратны, их одежда часто помятая и в пятнах.
  2. По параметру знаний правил поведения в столовой имеем следующие результаты: 11 детей (73,3 %) детей знают правила поведения в столовой, а 4 детей (26,6%)в столовой за собой не убирают, оставляют грязь за собой, едят не аккуратно, не пользуются столовыми приборами.
  3. По параметру умение выделять нарушения правил поведения у других учащихся и обращать на это их внимание мы получили такие результаты:

—  умеют – 6 (40%) учеников;

— не умеют – 9 (60%) учеников.

  1. Результаты наблюдения по параметру поведение с учителями и сверстниками соответствует нормам поведения:

— соответствует- 11 детей (73,3 %);

— не соответствует — 4 детей (26,6%).

  1. Результаты наблюдения по параметру подросток ведёт себя в соответствии с нормами вежливого обращения:
  • в соответствии — 9 (60%) учеников
  • не в соответствии — 6 (40%) учеников.

Итак, мы можем сделать вывод, что результаты после проведения тестирования подростков и результаты наблюдения совпадают.

Для семьи: процедура проведения состояла в следующем: в течении указанного времени мы проводили наблюдение за поведением подростков с родителями на внешкольных мероприятиях и  родительских собраниях. Сформировать полную картину их взаимоотношений помог классный руководитель.

Наблюдения проводятся по следующим параметрам:

  • личный пример родителей;
  • здоровый образ жизни семьи;
  • занятия спортом вместе с ребенком;
  • расширение кругозора (совместное посещение музеев, выставок и т.д.).

В целом по результатами наблюдения и ознакомления с социальным паспортом семьи можно отметить, что у всех испытуемых (100%)благополучные семьи, ребенок психологически защищен, любим, может рассчитывать на моральнуюподдержку в семье; взрослые с пониманием относятся к индивидуальным проблемам иособенностям ребенка, учитывают их, интересуются его внутренней жизнью,пользуются у ребенка авторитетом; уровень педагогической культуры родителей высокий; в семье организована совместная деятельность и общение. Таким образом, можно отметить, что семья позитивно влияет на формирования культуры поведения подростков.

2.2. Формирующий эксперимент по созданию эффективных условий формирования культуры поведения у подростков

С целью формирования культуры поведения у подростков мы разработалипрограмму,которая была реализована на базе МОУ средней общеобразовательной школы №1 города Кинешмы Ивановской области.

Нами были поставлены следующие задачи:

1) обогащение сознания учащихся знаниями о правилах поведения, нравственности, этикете;

2) усвоение подростками умений и навыков познавательной и практической деятельности (правила культуры поведения);

3) проявление творческих способностей учащегося;

4) формирование классного коллектива как благоприятное среды развития и жизнедеятельности школьников.

Программа состоит с нескольких этапов:

  1. Работа с учениками.
  2. Работа с педагогами.
  3. Работа с родителями.

При построении программы мы сочли целесообразным заострить внимание на четырёх основных направлениях работы:

  • познавательном;
  • творческом;
  • практическом;
  • исследовательском.
  1. Познавательное направление программы включило цикл мероприятий, на которых использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, рассказ учителя, викторины, что способствует более глубокому расширению знаний о культуре поведения у подростков.
  2. Творческое направление предполагает выполнение детьми следующих заданий: написание сочинения, создание стенда.
  3. Практическое направление программы включило использование полученных знаний и навыков в повседневной жизни подростка.
  4. Исследовательское направление программы осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, проектов.

Содержание программы

В программу входят следующие компоненты культуры поведения:

1) культура общения,

2) культура внешности

3) бытовая культура (удовлетворение потребностей).

  1. Основа культуры общения — гуманное отношение человека к человеку. Поэтому воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия и доброжелательности к др. людям. Нормами общения являются вежливость, соблюдение условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, формы приветствий, благодарности, извинений, правила поведения в обществ.местах, общения женщин и мужчин.

Детей необходимо научить поведению в кругу родных, друзей, соседей, посторонних людей; в транспорте, в обществ, местах, на собраниях и т. п. Дети должны быть знакомы с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых разговоров, в т. ч. телефонных, и т. п.

Непременный атрибут культуры общения — тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия для них своих поступков. Важный признак К. п. — проявление точности и обязательности.

В культуру общения входит культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии, понимание юмора.

  1. Культура внешности.Воспитание культуры внешности начинается с формирования привычек к чистоплотности, с соблюдения правил личной гигиены. Показателями воспитанности культуры внешности являются жесты, мимика, движения, походка, осанка. Умение элегантно одеваться, выбирать свой стиль и не подражать слепо моде также вырабатывается с самого раннего возраста и необходимо как девочкам, так и мальчикам.
  2. Бытовая культура. Важную задачу составляет воспитание эстетичкихотношения к предметам и явлениям повседневной жизни, в т. ч. умения рационально организовать своё жилище, правильно вести себя во время приёма пищи и в др. бытовых ситуациях. В повседневном общении дети усваивают правила хорошего тона, подражая поведению взрослых, ст. товарищей.

Рассмотрим программу для формирования культуры поведения подростков:

Таблица 6. Программа для формирования культуры поведения подростков

Направления работы Компоненты культуры поведения Название темы, мероприятия Форма проведения Описание
1.Работа с учениками 1)Культура общения «Правила речевого поведения во время знакомства» Классный час Проводилась беседа с подростками о правилах речевого поведения при знакомстве.
Классный час «Поведение в общественном транспорте» Классный час Проводилась беседа с подростками о правилах поведения в транспорте.
Речевой этикет Урок Был проведён урок

речевого этикета, цель

урока — привить учащимся знания и навыки о речевом этикете (благодарности, приветствии)

 «Правильно ли мы поступаем» Игра Анализ сложившейся ситуации, правильные варианты решения конфликта.
«Учимся быть вежливыми» Стенд Был создан специальный стенд, где ученики размещали информацию касательно культуры поведения.
Урок-диспут на тему «Философия жизни Григория Александровича Печорина» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Урок-диспут Изучение произведения и определение нравственно-философской позиции Лермонтова в романе «Герой нашеговремени»
КВН «Мозговой штурм» Игра Выявление знаний о культуре поведения подростков после проведения уроков, бесед, классных часов.
Осенний балл(см. Приложение 13) Концерт Закрепление знаний после проведённой нами программы
 «Леди  и джентельмены» Конкурс Формирование знаний о нормах этикета
«Что такое хорошо и что такое плохо?» Конкурс миниатюр Формирование знаний о нормах этикета
«Строим город будущего» Коллек. творческое дело Формирование знаний о нормах этикета
2) Культура внешности «Полезные  привычки» Игра по станциям Формирование отрицательного отношения к проявлению негативных качеств (неряшливости, неопрятности, опоздания и др.)
«Рыцарский турнир» Конкурс Формирования понятия как  должен выглядеть настоящий джентельмен и лед
3) Бытовая культура Классный час «Поведение дома» Классный час Разбиралась определённые ситуации, как правильно вести себя дома
«Культура поведения за столом. Правила сервировки стола к завтраку» Просмотр фильма Просмотр фильма и его обсуждение.
«Трамвай» Игра Изучения правил поведения в транспорте
2. Работа с родителями по 3 компонентам культуры поведения подростков «Культура поведения»

(см.Приложение 16)

Родительское

собрание

На собрании родителей просили уделять особое внимание культуре поведения ребенка дома. Посещать выставки, экскурсии.
«Формирование у подростка правосознания, культуры поведения в школе, в семье» Родительское собрание На собрании родителей просили уделять особое внимание культуре поведения ребенка дома
Мозговой штурм Мозговой Штурм

Выявление уровня знаний после проведения собрания на тему Формирование у подростка правосознания, культуры поведения в школе, в семье.
«Калейдоскоп успехов в воспитании» День открытых дверей Формирование у подростка правосознания, культуры поведения в школе, в семье
«Мама, папа, я – читающая семья» Конкурс Расширение социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению, к формированию культуры поведения
3. Работа с учителями по 3 компонентам культуры поведения подростков «Культура поведения» Беседы, диспут, круглый стол Проведение инструктажа с учителями касательно мероприятий по формированию культуры поведение у подростков.
КВН с педагогами на тему «Формирование культуры поведения» КВН, игра Выявить уровень знаний педагогов по формировании культуры  поведения подростков. Закрепить получение знания

 


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!