Меню Услуги

Развитие культуры поведения у подростков


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
  • 1.1. Характеристика подросткового  возраста
  • 1.2. Сущность понятия «культура поведения» и ее составляющие
  • 1.3. Педагогические условия формирования культуры поведения у подростков
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • 2.1. Констатирующий эксперимент
  • 2.2. Формирующий эксперимент
  • 2.3. Контрольный эксперимент
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, но чаще как возраст полового созревания. Возрастной период в целом характеризуется четко выраженными особенностями изменения морфофункциональных показателей не только за период в целом, но и от возраста к возрасту. Возрастной период в целом характеризуется существенным ростовым пубертатным скачком, нарастание длины и массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких.

Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка [12, с. 30]. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и юношество. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С определенной мерой условности можно считать, что «подростничество» как переходный возраст лежит в указанных границах, за ним следует новый этап развития – юность.

Серьезные изменения происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость.

Необходимо отметить возросший в последние годы научный интерес к проблеме  нравственного  воспитания, а так же  индивидуальных стратегий поведения в межличностном взаимодействии, которым  посвящены работы А.А. Алдашевой, Р. Байярд, А.И. Дедушки, И.М. Кондакова, Г.Ф. Королько-вой, В.В. Столина, Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоуховой, Е.В. Шороховой и др.

Значимость прогнозирования поведения личности, связанного с пониманием особенностей существования и развития индивидов в условиях экстре-мальной ситуации раскрыта в исследованиях Е.А Климова, Г. Лебона, Л.М. Растовой и др., анализ проблем воспитания и адаптированного поведения в условиях новой социальной среды освещен в работах Н.Ю.  Елисеевой, Б.Г. Жогина, Г.И. Залевского, Т.Ф. Маслова, В.К. Шаповалова и др.

Зависимость адаптации  от периодов онтогенетического развития лично-сти выделена в трудах Л.А.Запорожца, И.М. Кондакова, А.С. Кочаряна,  П.С. Таранова, Д.И. Фельдштейна, Х. Хекхаузена и др.

Особое место в современных исследованиях занимает вопрос изучения становления личности и её поведения в подростковом возрасте, которое рас-крыто в трудах М.Р. Битяновой, Г. Блюма, А. Валлона,  А.Е Личко и др. Так же раскрыты проблемы  нормативности  поведения подростков в работах А.А Бодалева, Б. С. Братуся, В. М. Мясищева, Н.Н  Снежковой, В.Д. Шадрикова, Е.Н. Шиянова и др.

Анализ  поведения подростков в трудных ситуациях, приводящих к фрустрации проведен А.М.Прихожан, А.А. Реан, Г. Селье и др.;  причины девиантного поведения раскрывают Л.Б. Шнейдер, Б.Р. Матвеев, А.В. Микляева; влияния этнической принадлежности на поведение подростка рассматривают А.В. Сухарев, Ж.Б. Топоркова.

Л.Н. Толстой очень высоко оценивал воспитание культуры поведения и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. Человек с детства должен приучаться вести себя так, чтобы с ним было удобно и приятно общаться и в семье, и в деловой обстановке, и в часы досуга. Культура поведения человека отражает в определенной мере его личностные качества. Если человек правдив, искренен, требователен к себе, уважает свое и чужое достоинство, он постарается вести себя и выглядеть так, чтобы во всем его облике, характере манер не было ничего наигранного, фальшивого, нескромного.

В школе и вузе нужна постоянная работа по повышению общей культуры, культуры речи и мышления, культуры учебной деятельности учащихся. Показывая личный пример культуры поведения, педагоги смогут повысить действенность воспитания у обучаемых взаимоуважения, корректности, чувства меры в выражении своих чувств, такта в общении с другими людьми, умения слушать собеседника.

Цель исследования: выявить эффективные педагогические условия формирования культуры поведения у подростков и создать программу по формированию культуры проведения.

Объектом исследования является культура поведения у подростков.

Предмет исследования — эффективные педагогические условия формирования культуры поведения у подростков.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование культуры поведения у подростков будет эффективным при следующих условиях:

  • будут учитываться психологические особенности подросткового возраста;
  • будет разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс программа, направленная на формирование культуры поведения у подростков;
  • будут использованы активные формы организации учебно-воспитательного процесса по формированию культуры поведения у подростков.

В соответствии с объектом, предметом, целью и выдвинутой гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:

  • проанализировать и обобщить психолого — педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • раскрыть сущность и содержание культуры поведения;
  • выявить показатели и уровни сформированности у подростков навыков культуры поведения;
  • проверить и обосновать психолого — педагогические условия, способствующие формированию культуры поведения у подростков;
  • разработать программу по формированию культуры поведения у подростков и реализовать ее в учебно – воспитательном процессе.

Методологической основой исследования является деятельностный подход в обучении.

Теоретической основой исследования являются работы следующих отечественных и зарубежных авторов: В.В. Абраменкова, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Л.И. Божович, А.А.Вербицкий, Д. Брунер, У.Б. Хаджиева  и др.

Методы исследования:

— теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

— эмпирические методы: анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение, анализ документации.

Опытно-экспериментальная база. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ средней общеобразовательной школы №1 города Кинешмы Ивановской области. В исследовании приняла участие учащиеся 9 классов в возрасте  14-16 лет в количестве 15 человек.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработана и реализована программа по формированию культуры поведения у подростков, которую могут использовать в своей работе школьные педагоги-психологи.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

1.1. Характеристика подросткового возраста

Хронологические границы подросткового возраста точно не фиксированы. Разными авторами в качестве подросткового возраста выделяются периоды от 10-11 до 15 или от 11-12 до 16-17 лет. Это часто зависит от того, рассматривается ли как особый этап развития ранний юношеский возраст. Так, например, в периодизации Д.Б.Эльконина как отдельная эпоха развития выделяется отрочество, в которой стадиями являются младший подростковый и старший подростковый возраста, а возрастные границы отрочества – 12-13 до 18 лет.

Также существуют разногласия в определении подросткового возраста как стабильного периода развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова) либо как критического периода, наиболее затяжного и острого, в отличие от кризисов других возрастов (Л.И.Божович). Анализу понятия возрастного кризиса относительно подросткового возраста посвящены работы К.Н.Поливановой .

Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития.

На этот период развития приходятся значительные органические изменения (морфологические, физиологические и др.), связанные с пубертатом (интенсивным половым созреванием). Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития. К концу подросткового возраста завершается перестройка почти всех физиологических систем организма. Весьма значительны и психологические изменения в подростковом возрасте. Но в настоящее время нет единого мнения относительно таких важнейших характеристик возраста, как ведущая деятельность и центральные новообразования подросткового возраста.

Выделяя основные психологические новообразования подростничества, разные авторы обращают внимание на разные стороны развития личности подростка. Так, среди центральных психологических новообразований подросткового возраста указывают «чувство взрослости» (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова ), рефлексивное самосознание, «открытие своего Я» (Л.С., Выготский, А.Н. Леонтьев), абстрактное мышление (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже), практическое сознание (В.В.Давыдов), самоопределение и потребность в нем (Л.И. Божович, М.Г. Гинзбург, Э. Эриксон), жизненные планы (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже), мировоззрение (Л.И. Божович, В.В. Давыдов) и многое др.

Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной). Все телесное постепенно приобретает черты мужского или женского организма. Изменения касаются созревания всех структур мозга, и как следствие развитие и формирование личности претерпевают большие изменения [12, с.9].

Физиологическими изменениями, накладывающими отпечаток на развитие подростка, обусловлены противоречия в его личности.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений [13, с.167].

Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).

Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Характерной чертой подросткового возраста является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Анализируя себя, у него начинают формироваться ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе [15].

Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур. Здесь закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Утрачивают ценность прежние интересы подростка, но интенсивно формируются новые на основе проявления положительных факторов – возрастает его самостоятельность, значительно более многообразными содержательными становятся его отношения с другими людьми, взрослыми, он активно осваивает чужую социальную позицию, происходит переоценка ценностей.

То есть, можно сказать, что подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.

Основные личностные новообразования подростка (открытие «Я», осознание своей индивидуальности, возникновение рефлексии, развитие мышления, воображения, формирование нравственного мировоззрения, самоопределение) являются важными внутренними условиями развития ценностных ориентаций.

Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается преднамеренное внимание [26, с.122].

Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. При значительной склонности к романтическому, воображение у подростков приобретает более реалистичный и критичный характер. Они более трезво оценивают свои возможности.

В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем, психологическом развитии у детей к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную позицию.

Таким образом, подростковый возраст, период стремительного развития и быстрых изменений личности, является наиболее ответственным этапом в формировании культуры подростка.

Формирование основ культуры подростков осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества, при помощи прививания определенного отношения к самому себе, гуманистическому мировоззрению, дисциплинированности, к труду и природе, патриотизму.

Ускорение темпов модернизации общества влечет за собой перемены в мире ценностей. Владение информацией приобретает значение «новой собственности», изменяющей характер политических, экономических, нравственных отношений. Поэтому большую роль в формировании общей культуры подростков играют кино, телефильмы, а так же средства массовой информации.

Формирование картины мира и системы ценностей человека, багажа знаний, отношения к жизни и отдельным ее явлениям, структуры интересов, мотивации к той или иной деятельности, культуры речи и бытового поведения — берет на себя телевидение. Оно «фактически контролирует всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, оно выделяет отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придает им особый вес, повышает ценность одной идеи, обесценивает другую, поляризует, таким образом, все поле культуры» [8].

Телевидение может обогащать подростка, процесс его воспитания и в то же время вызывать ранний интерес к явлениям, к которым подросток еще не готов, негативно влиять на личность, создавая чувство страха, возбуждая неокрепшую психику, оставляя глубокий неизгладимый след в подсознании, формируя позитивные эмоциональные проявления к садистским явлениям и пр.

Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. Важно научить правильно смотреть и понимать кино и телефильмы.

Не меньшее влияние на формирование культуры личности подростка оказывает компьютер с его информационными возможностями. Компьютер обладает уникальными возможностями самовключения подростка в отношения человека и техники, при которых он становится не просто поглотителем информации, но и активным соучастником. Неконтролируемость и всеядность во взаимодействии подростка с компьютером может иметь достаточно серьезные отрицательные последствия. Так, например, проведенные психологами исследования сферы интересов показывают, что у подростков, увлекающихся компьютером, получены более низкие показатели интересов в гуманитарной области (музыка, искусство, литература).

Однако компьютер оказывает не только негативное воздействие. Он предоставляет возможность использовать его огромный позитивный потенциал по различным направлениям: овладение навыками обращения с современной электронной техникой; получение широкой и разносторонней информации ребенком с ограниченными возможностями взаимодействия со средой; направленное развитие с помощью специальных программ информационного и развивающего воздействия; осуществление частной реабилитации с использованием специальных программ, позволяющих преодолевать определенные патологические явления; профориентационная работа с подростком, подготовка его к последующей профессиональной деятельности, требующей знаний компьютерных технологий.

В последние годы активизировалось формирование подростковых субкультур просоциальной (молодежные движения) и антисоциальной (группировки, носящие агрессивный характер, утверждающиеся за счет других) направленности, как в России, так и за рубежом. Причины такой активизации различны. Основные причины их активизации состоят в кризисе общества и его основных институтов, кризисе института семьи и семейного воспитания, коммерциализации СМИ и всей художественной культуры [26, с.129].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями [17].

В этом мире существует свой особый сленг и стиль общения.

В.С. Мухина образно выражает сущность подросткового словотворчества: «сленг в подростковых объединениях – это языковая игра, отход от языковых норм; это маска, карнавал, «вторая жизнь» [18, с. 385]. При этом словотворчество проходит в основном по принципу заимствования иноязычных слов или употребления существующих в ином смысле. Потребность подростка в скрытой от официальной речевой культуры форме существования объясняется психологией возраста. Уйти от социального контроля в возрастную группу, сделать так, чтобы не путали с другими, обособиться не только территориально, но и знаковыми системами, придав особый смысл своему объединению, — вот что становится глубинно привлекательным для подростков. Возникает особый тип общения, недопустимый в обычной жизни. Здесь вырабатываются и особые формы сленговой речи, которые не только стирают межиндивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.

В подростковой культуре помимо сленга появляется также мат. Использование матерных слов для подростка – это способ преодолеть социальные запреты на табуированные культурой слова. Подросток, использующий мат, чувствует себя освобожденным, поднявшимся из-под прессинга предопределенного контроля речи. Сегодня подростки пользуются матом не только в своих сообществах, но и, не стесняясь, в общественных местах. Тому причиной не столько выход в свет специальной литературы, сколько использование мата в обыденной жизни взрослыми носителями великого и могучего русского языка. Мат как явление языка обсуждается на страницах газет, звучит с экрана телевизора [18].

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей [17].

1.2. Сущность понятия «культура поведения» и ее составляющие

Анализ научной литературы показывает, что  понятие «культура» чрезвычайно многозначно. Исследователи выделяют множество разновидностей культуры. По мнению М.М. Бахтина и В.С. Библера, феномен культуры «пронизывает… все решающие события жизни и сознание людей нашего века» [4, с.261]. М.М. Бахтин понимает культуру как: «форму общения людей разных культур, форму диалога»; для него «культура есть там, где есть две (как минимум) культуры, и что самосознание культуры есть форма её бытия на грани с иной культурой»; как механизм самодетерминации личности, с присущей ей историчностью и социальностью; как форма обретения, восприятия мира впервые» [5, с.85].

Эти три определения взаимосвязаны и переходят одно в другое.

Под культурой поведения понимается совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами.

В широком плане в понятие культура поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище); эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация).

Важность нравственного воспитание отмечается в философии (Аристотель, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, И. А. Бирич, Б.С. Гершунский, И.В. Данильчева, И. А. Ильин, Огородников Ю.А., Пищулин Н.П., Платона, В. С. Соловьев, Э. Фромм, C.J1. Франк и другие). Огромная заслуга в раскрытии вопроса нравственного воспитания принадлежит педагогам-классикам: Я.А. Коменскому, Я. Корчаку, П.Ф. Лесгафту, Дж. Локку, А.С. Макаренко, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинскому, Л.Н. Толстому, К.Д. Ушинскому и другим; педагогам-новаторам, таким как Ш.А. Амонашвили, Г.З. Апресян, О.С. Богданова, В.А. Караковский, Т.М. Кириленко, Л.И. Новикова, A.M. Новиков, А.И. Савостьянов, Н.Л. Селиванова, С.Е. Шаталов и другим.

Они отмечали, что нравственное воспитание начинается с создания необходимого запаса элементарных этических норм и является процессом, который совершается под влиянием жизненных отношений и воздействий, обладающих нравственными нормами. В процессе этического воспитания формируются этические нормы, развивается способность к этическим оценкам в повседневной жизни.

Широко в отечественной науке рассмотрены нормы этического воспитания в начальной школе ( Ш. А. Амонашвили , О.С.Богданова, А.С. Валявская, О.С. Газман, О.Д. Калинина, М.А. Люкшина, В.И. Мурашов, В.И. Петрова, Н. П. Пищулин, Г. С. Сковорода, В.Д. Шадриков и др.); этические чувства ( В.А. Караковский, М.А. Люкшина, Ж.-Ж. Руссо и др.)

Основные подходы в динамике взаимодействия деятельности и общения ребенка в разные периоды освещены в работах  А. И. Божович, Л. Кольберга, А.В.Мудрика, JI.C. Славиной; построение структуры и развитие личности в деятельности — Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Г.М. Шакирова, О.Н. Юдина; исследование структуры самой личности — C.JI. Рубинштейн, К. К. Платонов, П.М. Якобсон; всестороннее развитие личности в учебном процессе — Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, В. В. Давыдов, А. А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ – идеалист Сократ (469 – 399 гг. до н.э.), считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по его мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – считал, что приближение в высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение. Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требования о воспитании через положительный пример.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) ученик Платона, был крупнейшим философом и ученым Древней Греции. В области нравственного воспитания Аристотель, выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум – таковы три источника нравственного воспитания.

Спустя много веков, Я.А. Каменский (1592–1670) в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает» [9, с. 445].

Современная педагогическая наука и практика опирается на многие фундаментальные работы зарубежных и отечественных педагогов XVII–XX веков. Рассмотрим некоторые из них.

Джон Локк (1632–1704) в своей работе «Мысли о воспитании» (1692) рассматривал цель и задачи воспитания в широком социально-философском контексте взаимодействия личности и общества, выдвигая на первое место становление гражданина, способного реализовать нравственные идеалы. Таким образом, в вопросе взаимодействия личности и общества Локк придавал приоритетное значение индивидуальному началу, которое должно быть связано с общественными интересами. Отрицая наличие врожденных идей и норм морали, Локк выдвинул «естественный моральный закон», по которому основным регулятором поведения человека служит здравый смысл. Самоограничение и самодисциплина выступают как необходимые условия разумного поведения человека. При этом нравственные нормы и правила становятся внутренними личностными качествами.

Методику выработки у ребенка нравственного поведения Локк связывал с развитием его нравственного сознания, без которого, по его мнению, невозможно полноценное нравственное становление личности. Педагога, занимающегося воспитанием детей, Локк призывал стремиться понять мотивы («могущественные стимулы души») поведения воспитанников [16].

Жан-Жак Руссо (1712–1778) свои педагогические воззрения изложил в книге «Эмиль, или О воспитании» (1762). «Эмиль, или О воспитании» – это одновременно и художественное, и философское, и педагогическое произведение. Руссо считал человеческую природу идеальной, а воздействие общества на нее разрушительным. Поэтому основной функцией начального воспитания Руссо видел формирование на основе развития нравственного начала иммунитета против деструктивного социального влияния. Такое воспитание должно протекать в естественной природной среде и осуществляться свободно, без всякого принуждения [16].

Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) описал основы своей педагогической концепции в работе «Лингард и Гертруда». Ведущей идеей этой концепции была идея природосообразности воспитания и обучения. Песталоцци считал, что главное – это гармоническое развитие всех способностей человека и, следовательно, воспитание должно быть природосообразным, то есть направленным на раскрытие присущих человеческой природе духовных и физических сил в соответствии со свойственным ребенку стремлением к деятельности [16].

Такая классификация природных, движущих развитием сил приводила к выделению трех основных направлений воспитания: умственного, физического и нравственного, единство которых должно составлять основу воспитательного процесса.

Разрабатывая положение о взаимосвязи развития и воспитания, Песталоцци признавал решающую роль целесообразно организуемого воспитания в становлении личности ребенка с момента его рождения. Особо Песталоцци подчеркивал важность того, чтобы усвоение ребенком знаний не было оторвано от умения их применять, то есть основу саморазвития личности Песталоцци видел во взаимодействии с адекватным и эффективным применением получаемых знаний.

Разрабатывая вопросы педагогики, Иоганн Герберт (1776–1841) на первый план выдвинул нравственное воспитание. Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове – нравственность» [16, c. 96].

Однако из педагогов прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…» [23, c. 775].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Формирование личности – сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями.

«Человек человеку — друг» — этот принцип один из главных в нашей жизни, во взаимоотношениях с окружающими нас людьми. Обижаясь на невежливость кого-нибудь, мы говорим: «Невоспитанный человек, некультурный человек». В качестве же оправдания невежливости иногда говорят: «Он же совсем необразованный». Это всё говорит о том, что культуру поведения надо специально воспитывать. Подрастающее поколение необходимо вооружить такими умениями, навыками, привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доброжелательности.

Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали, это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности, точности. Другие правила связаны с гигиеной, эстетикой быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко связаны со сложившимися традициями и обычаями. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет. Воспитание навыков и привычек культурного поведения, конечно же, начинается в семье, но также важна и систематическая работа по этому направлению в школе.

В воспитании культуры поведения значительное место должна занимать выработка навыков и привычек, так как у многих школьников заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Чаще всего это происходит из-за того, что педагоги придают слишком большое значение словесным формам воздействия (беседам, разъяснениям правил).

Недооценка значения отработки отдельных навыков культуры поведения во время проведения специальных упражнений, мероприятий, практикумов у учащихся приводит к таким фактам, как неумение вести себя в обществе, в театре, грубости, неряшливости в одежде и т.д. [18. С. 3].

«Развитие и совершенствование личности, особенно в детстве, происходит главным образом под влиянием воспитания. Воспитание «проектирует» личность, преднамеренно и планомерно поднимает её на новую ступень, движет её в заданном направлении»,- писал Л.С. Выготский.

Культура поведения – это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре [36. С. 16].

Культура поведения – это сумма нескольких компонентов (рис.1):

Рисунок 1 – Составляющие культуры поведения

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой – усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, способствует обретению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности [30, с. 37].

Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности. Стиль поведения ребёнка в значительной мере складывается под влиянием общественного мнения, поэтому важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла культура поведения. Большое значение имеют культурные национальные особенности, сложившиеся в результате нравственного развития многих поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.

Культура поведения как сложное синтетическое образование включает в себя: нравственную культуру личности, этическую культуру, культуру общения, культуру гигиенических навыков и т.д. Вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения всегда стоял очень остро и волновал наших предшественников. Ими написано немало книг о воспитании культуры поведения у школьников (Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Л.Ф. Островская, С.В. Петерина и т.д.). Приведём в пример систему нравственного воспитания И. Гербарта (1776-1841), которая включала следующие положения [6, с. 41]

Для того, чтобы удерживать воспитанника в определённых границах (этому служит управление детьми, обучение их послушанию), надо установить границы поведения для детей:

  • определять воспитанника, то есть поставить ребёнка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но из собственного опыта поймёт, что «непослушание ведёт к тяжёлым переживаниям».
  • установить чёткие правила поведения.
  • поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т.е. не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине».
  • «волновать» душу ребёнка одобрением и порицанием.
  • «увещевать» воспитанника, указывать на его промахи, исправлять их.

Эти положения, актуальные для системы воспитания 18 века, вполне применимы и к современному процессу воспитания, более того, они являются теми непреходящими истинами, которые будут играть определяющую роль и в воспитании наших потомков.

Вопросами нравственности занимался И. Кант (1724-1804). В нравственности он видел одно из важнейших измерений человеческого мира. Её исследованию он посвятил «Критику практического разума», «Основы метафизики», «Нравов», «Метафизику нравов». Актуальны, значимы и современны лекции Канта по этике (1780-1782). В них Кант рассуждает об этике межличностных отношений, о нравственных обязанностях людей. Приведём положения этики Канта, которые могут стать твёрдой и прочной основой на пути к формированию культуры поведения у школьников, к воспитанию гуманной, здравомыслящей личности.

Положения этики И.Канта:

  1. если мы хотим, чтобы нас уважали, то и сами должны питать уважение к другим людям и к человечеству вообще;
  2. мы должны поступать так, как требуем от других, чтобы они поступали по отношению к нам.
  3. каждый должен следить за тем, чтобы его действия не только не подавали отрицательный пример, не только не заключали в себе зла, а служили бы положительным примером и содержали в себе добро <…> Действия наши, должны быть не просто хороши, а должны служить примером для других.
  4. Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей.
  5. Приветливость в сочетании с откровенностью представляет собой искренность, столь почитаемую всеми.
  6. Дружественность, услужливость, утончённость манер, любезность уже сами по себе являются добродетелями.
  7. Вежливость означает ту самую обходительность, когда мы бываем, хороши до мелочей, чтобы понравиться другим.
  8. Мы должны любить других потому, что это хорошо, и потому ещё, что любя других, мы сами становимся добрее.
  9. Необходимо желать счастья другому.
  10. Мы должны стремиться к тому, чтобы наши намерения любить другого и желать ему счастья не оказались бы безрезультатными, а были бы практическими пожеланиями. Практическое пожелание – это желание, направленное не столько на предмет, сколько на действие.
  11. Сердце лишь тогда будет добрым, когда человек другому не просто желает счастья, но и что-то делает для этого.
  12. Дружба заключается во взаимном благоволении и симпатии <…> враждебность – во взаимном неблаговолении и антипатии.
  13. Враждебность состоит из недоброжелательности и неблагосклонности, когда человек находит удовольствие в том, что доставляет неприятность другому, а ведь мы не должны питать враждебных чувств ни к кому.
  14. Самыми ужасными тремя пороками, которые <…> воплощают подлейшие и злейшие наши пороки, являются: неблагодарность, зависть и злорадство [7,с 45].

Даже эти немногие извлечения из кантовских лекций говорят о глубоком гуманистическом содержании его учения о морали. Здесь Кант снова возвращается к реальному бытию морали, реальным нравственным отношениям, выражая самое искреннее желание видеть нормы и принципы морального сознания воплощёнными в конкретные дела и поступки, в действительную нравственную практику. Он раскрывает нам содержание нравственных норм общения, следование которым создаёт благоприятную атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения. Надо помнить, считает Кант, и о тех нравственных пороках, которые способствуют возникновению нездоровых нравственных отношений. Кант говорит об атмосфере враждебности, вызываемой недоброжелательностью, неблагодарностью, завистью, ненавистью, злорадством.

Этика Канта актуальна потому, что содержит в себе те непреходящие общечеловеческие нравственные ценности, которые и сегодня должны стать главными регуляторами межличностных отношений.

Нравственными должны быть не только поступки людей, но и их общение, которое также должно соответствовать нормам морали.

Учащимся необходимо знать, что первое впечатление о характере складывается по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение, соблюдая следующие правила:

  1. Важно научиться слушать другого человека, не перебивая его во время разговора.
  2. Важно понимать другого человека. Индусские философы придумали такое правило спора: каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и, только получив от него подтверждение, что его мысль понята, может её опровергать. Этим правилом очень полезно пользоваться хотя бы в тех случаях, когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова.
  3. Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдёт в другом человеке хорошие качества. Важно быть щедрым на похвалу, высоко оценивать истинные достоинства людей.
  4. Нужно быть внимательным к людям. Говорят: «Лучше лишить человека пищи, чем внимания».
  5. Общение – это воспитание полезных привычек, тренировка поступков, достойного поведения. Поэтому в общении всё важно: как вы одеты, как сидите, как ходите, танцуете, разговариваете с соседями [3. С. 67].

Анализ вышесказанного показывает, что с социально-эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно, прежде всего, включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности, как общественно-политическая, патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение.

Нравственное воспитание тесно взаимосвязано с эстетической культурой, потому что для того, чтобы совершать нравственные поступки, нужно видеть и понимать в них прекрасное.

Цель воспитания эстетической культуры не может быть сформулирована изолированно от других сторон формирования личности, всевозможного проявления её отношений к окружающему миру. Эстетическое воспитание – обязательный элемент формирования всей совокупности духовного богатства индивида. Сам процесс эстетического роста в становлении сознания юношества должен быть демократичен. Необходимо вхождение в сознание детей эстетизации различных сфер жизни общества, как способа выявления самоосуществлённых творческих задатков.

Проблема эстетического восприятия раскрыта в работах психологов Л.В.Выгодского, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, П.Я.Якобсона, которые подчёркивали, что эстетическое освоение действительности – это, прежде всего, деятельно-эмоциональное восприятие.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!