Меню Услуги

Культурно-историческое взаимодействие. Часть 2.

Страницы:   1   2


Глава II. Проблема взаимовлияния и заимствования в технической, торговой, культурно-бытовой сферах

2.1. Знакомство европейцев с техническими нововведениями мусульманского мира

 

Приход европейцев на просвещенный Восток открыл для них новый неизвестный дотоле мир с иной природой, иными обычаями и нравами. Интерес к этому миру привел к развитию истории, географии и этнографии.

Тесно общаясь с местным населением, крестоносцы почерпнули очень многое из передовой по тем временам арабской науки и технологии. Особенно заметно влияние Востока на развитие в Европе математики и медицины. Тогда же появились у европейцев ветряная мельница и водяное колесо, почтовые голуби и изогнутая сабля. Они научились производить изысканные ткани – дамаст, муслин и атлас (названия первых двух происходят от названия городов Дамаск и Мосул, а третьей – от арабского слова «красивый»). Заимствование западными архитекторами восточной стрельчатой арки привело к возникновению готического стиля.

С IX века Западная Европа оказалась под сильным воздействием восточной науки и культуры. Античная наука в этот период была воспринята и сохранена именно в рамках проникновения арабской культуры в условиях крестовых походов.

Первым местом проникновения двух культур – восточной и западной стал город Салерно, где еще в IX веке возникла медицинская школа, а многие жители этого города поддерживали достаточно тесные взаимосвязи с Востоком.

Салерно был известен, в частности, такой личностью, как Константин Африканский (1017–1087), который родился в Тунисе, но уединившись в монастыре в Монте-Кассино, перевел большое число книг с арабского на латинский. После его смерти в 1087 году, эта работа по переводу с арабского на латинский научной литературы была продолжена Иоанном Афлациусом (Johannes Aflacius). А позднее появились более точные и близкие к тексту переводы Герарда из Кремоны, но первые переводы Константина не потеряли своей значимости.

По образцу арабской медицинской школы в городе Салерно возникли сходные школы в Монпелье (1220 год) и, затем, Неаполе (1224 год). Основатель школы в Неаполе – император Фридрих II Гогенштауфен, мог читать в подлиннике труды арабских ученых. Врач Арманго (Armengaud) – преподаватель Неапольского университета, сын французского врача Блэза (Blaise), переводил полученные от арабов сочинения Авиценны и Аверроэса.

Переводы с арабского делались и позже, уже после окончания крестовых походов в XIV веке, для королей Анжуйской династии. Восточные языки, по «традиции», оставленной крестовыми походами, изучались европейцами достаточно долго, что было необходимо для торговых и миссионерских целей.

С востока в Европу пришло множество достижений науки и техники. В области кораблестроения европейцы позаимствовали у Византии полностью новый вид судов для перевозки лошадей и войск.

После крестовых походов, в XIII веке появляются неизвестные ранее европейцам навигационные приборы: компас, который существовал в Китае уже в XI веке. В ходе походов в Европе возник ряд военно-монашеских орденов: тамплиеры (рыцари-хамовники), рыцари Святого Иоанна (иоанниты) и рыцари тевтонского ордена.

К концу XII века эти рыцарские ордена были наиболее эффективными военными организациями в мире. У европейских правителей тамплиеры и госпитальеры часто исполняли роли военных советников и кадровых офицеров.

Ряд европейских музыкальных инструментов, включая военные барабаны, а также флейту, также имеют восточное происхождение. «Арабские», современные цифры, перенятые арабами у индусов, появились в Европе именно благодаря переводу на латынь научных и технических трактатов по математике ученого Аль-Хорезми.

В Сирии в период крестовых походов европейцы познакомились с изготовлением стекла, позднее внедренного в Венеции, в том числе и цветного стекла, которым позднее были оформлены знаменитые витражи в соборах Венеции. Европейцы познакомились и с новыми сельскохозяйственными культурами (хлопок, сахарный тростник, фрукты), новыми видами производства (камлота, шелка, пурпура, парчи).

Тесные контакты, установившиеся после крестовых походов, способствовали распространению роскоши в Европе, а западные товары, в этот же период, проникают на мусульманские и византийские рынки.

Ввиду того, что новые государства крестоносцев были активными центрами торговой и экономической деятельности, они одни из первых начали чеканку монет из золота — сходную с арабской монетой – динаром. Что касается других сфер жизни, крестоносцы позаимствовали у жителей Востока манеры в питании и одежде. В свою очередь людям Востока остались малопонятны традиции и нравы людей Запада. Например, мусульмане, не могли понять, как христиане могут давать женам свободу.

В целом распространение в Европе арабской духовной и материальной культуры происходило главным образом через арабов Испании и Сицилии.

Именно крестовые походы внесли свой скромный вклад в тягу к новым землям, что привело к открытию Америки и нового пути в Индию — вокруг мыса Доброй Надежды. В результате крестовых походов и коммерческой деятельности на Ближнем Востоке европейцы узнали, что за мусульманскими государствами лежат другие — не мусульманские и не христианские.

Среди прочих последствий Крестовых походов для Западной Европы можно указать также на новшества, привнесенные «сарацинами» в военное искусство франков: новые виды осадной техники и тактики, применение зажигательных средств, нововведения в военной архитектуре (такие, как использование в крепостях навесных бойниц) в т. п.

Необходимо добавить, что контакты европейцев с мусульманским миром способствовали открытию Нового Света и в другой форме. В письме с надписью «из Гаити» (октябрь 1498 г.) Христофор Колумб со ссылкой на Петра из Ани прямо указывает на мусульманские источники, подсказавшие ему мысль о существовании Нового Света. Как это произошло, явствует из собственноручных заметок мореплавателя на принадлежавшей ему рукописи трактата Петра из Айи «Imago mundi», в котором отразилось воспринятое у мусульманских авторов учение о «Куполе земли» (или «Куполе Арина») — точке пересечения экватора и меридиана, проходящего через центр обитаемой части земли. Из заметок Колумба, пишет И. Ю. Крачкавский, следует, «что именно эта теория Арина, «Купола земли», вызвала у него представление о грушевидной форме земли, причем в западной полусфере напротив «Купола Арина» должен был находиться другой центр, более высокий, чем тот, что на восточной стороне. Таким образом, как ни странно, арабская географическая теория сыграла некоторую роль в открытии Нового Света. Быть может, не без воздействия той же теории Данте, многим обязанный мусульманской традиции, как выяснилось в XX в., помещал свое «чистилище» на горе в западной полусфере южного полушария, как в параллель старым христианским представлениям о том, что земной рай расположен на крайнем востоке земли, где-то за морями».

Глубоко положительное значение Крестовых походов для Европы резко контрастирует с полным отсутствием подобного значения их для мусульманского мира. Для мусульман в целом крестовые походы представляли собой серию пограничных стычек.

Крестовые походы вызвали у европейских ученых интерес к исламу, как религии. Некоторые сведения о мусульманах и их религии доходили до Европы и раньше — частично из византийских источников, частично благодаря контактам христиан и мусульман в Испании. Но эти сведения были смешаны с неверными данными. Сарацин рассматривали как язычников, поклонявшихся Мухаммаду. Самого пророка Мухаммада считали колдуном или дьяволом, о чем свидетельствует само английское слово mohound (шотл. «дьявол»), являющееся искажением имени мусульманского пророка. Многие полагали, что мусульманская религия одобряет сексуальную свободу и распущенность.

В период Высокого Средневековья цивилизация арабов олицетворяла для Европы «Восток», и именно на Ближнем Востоке крестоносцы познакомились с отдельными сторонами жизни мусульманских стран и попытались воссоздать их в Европе.

Результатом этого стало усвоение Западом ряда достижений арабской цивилизации. Одним из итогов крестовых походов в Испанию было заимствование технологий арабов испанскими христианами.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Одной из них стало применение пороха и пушек. В 1340-1342 годах, уже после осады аль-Джазиры в аль-Андалусе, о порохе узнали в Англии.

Огромное количество античных научных и технических трудов и источников было принесено в Западную Европу и византийцами, бежавшими из своей разваливающейся империи. Крестовые походы, особенно четвертый 1204-го года, подорвали могущество Византии и явились одной из главных причин ее падения. Эта трагедия Восточной империи во многом способствовала расцвету Западной.

Знакомство с античностью произвело полный переворот в мировоззрении средневековой Европы и привело уже в 14-м веке к возникновению Проторенессанса, предвестника эпохи Возрождения. На мой взгляд, это самый важный результат крестовых походов. И на нем хотелось бы остановиться особо. Дело в том, что неудача крестовых походов сильно подорвала авторитет католической церкви вообще и папства в особенности. Ведь именно римские папы призывали христиан к походу на Иерусалим, убеждая, что дело это угодно Богу и поэтому обречено на успех. Но успех оказался недолговечным, поэтому люди стали критичнее относиться к папской власти. Они узнали, что католицизм – не единственная религия на свете, что религии, как и народы, бывают разные. Церковь перестала быть безусловным центром мироздания. Горизонты людей расширились. Все это в совокупности с заново открытым наследием античности обратило внимание человека на самого себя, на свою деятельность, на жизнь в этом, а не в грядущем мире. Что и привело в результате к повороту западноевропейской культуры в сторону гуманизма.

Среди основных открытий арабского востока, привнесенных в Европу можно отметить следующие:

Воздушные аппараты тяжелее воздуха: За 1000 лет до полета братьев Райт Аббас ибн Фирнас в 852 году спрыгнул с минарета Кордовской соборной мечети, надев деревянные крылья. Естественно, полететь он не смог. Но благодаря эффекту парашюта, созданного крыльями, достаточно медленно спустился на землю. В 875 году в возрасте 70 лет, изготовив крылья из шелка и перьев, Аббас ибн Фирнас спрыгнул с обрыва. Ему удалось продержаться в воздухе около 10 минут.

Зрение: Древнегреческие ученые считали, что мы видим потому, что наши глаза испускают лучи. Мусульманский ученый Ибн Хайсам, живший в Х веке, предположил, что лучи света попадают в наш глаз, преломляются, и поэтому мы видим окружающий нас мир.

Шахматы: Шахматы в том виде, в каком в них играют сейчас, были созданы в Иране, и отсюда распространились на Запад. В Х веке нашей эры испанцы, благодаря связям с мусульманским миром, познакомились с шахматами.

Современное мыло: В эпоху крестовых походов мусульман в ужас приводили не атаки армии крестоносцев, а то, что европейцы очень редко мылись, а от их тел исходил неприятный запах. Мылом пользовались еще в Древнем Египте, но именно арабы, смешав растительные масла, создали мыло в современном понимании. Шампунь также является изобретением арабов.

Жидкости. Мусульманский ученый Джабир ибн Хаййан первым разделил жидкости на группы в зависимости от их точки кипения. Благодаря своим опытам и открытиям он считается основоположником современной химии.

Одежда: Родиной ткани для одежды и идеи использования прокладочной ткани является Ближний Восток.

Система валов: Систему валов, преобразующих линейное движение во вращательное, первым изготовил мусульманский ученый Аль Джизири. Эта система стала основой для создания всех механизмов современного мира, вплоть до двигателя внутреннего сгорания.

Кофе: Как гласит легенда, арабский пастух по имени Халид в области Каффе в Южной Эфиопии однажды заметил, что его козы ведут себя очень возбужденно после того, как поедят листья одного растения. Халид собрал эти листья и, сделав настой, выпил. Считается, что первыми пить кофе стали суфийские ученые, желавшие бодрствовать ночью, работая или занимаясь поклонением. В 1645 году с кофе познакомились жители Венеции.

Купол и арки: Конструкции в виде купола и арки являются плодом исламской архитектуры. С техникой изготовления куполообразных конструкций европейцы познакомились через мусульманских ученых. Архитектором дворца Генриха V в Великобритании был мусульманин.

Ветряные мельницы: Ветряные мельницы впервые начали использовать в Иране, а усовершенствовали в арабских странах. В Европе же первая ветряная мельница появилась спустя ровно 500 лет.

Вакцина: Вакцины впервые стали изготавливать в мусульманском мире. Детям в Османской империи делали прививку против оспы за 50 лет до того, как в Европе стали практиковать такую вакцинацию.

Перьевая ручка: Первая перьевая ручка была создана в 953 году по приказу египетского султана.

Понятие алгоритма и тригонометрия также проникли в Европу из исламского мира.

Ковры: Ковры стали поставляться в Европу из мусульманских стран. Все техники ковроткачества были заимствованы европейцами у мусульман.

Декоративные садовые растения: В Средние века в садах многих европейских домов выращивали съедобные растения, но декоративных культур не было. Украшение сада и его обустройство было заимствовано европейцами из исламского мира.

Хирургические инструменты: Форма всех современных хирургических инструментов создана андалусским ученым Аль Захрави. 200 его инструментов, включая скальпели, костные пилы и ножницы для глазных операций, используются в современной медицине. Захрави установил, что швы, наложенные на раны с использованием нитей из кишок животных, со временем сами собой рассасываются. Он же изготовил первую капсулу для лекарства из тех же кишок. В XIII веке исламский ученый Ибн Нафис открыл кровеносную систему.

Влияние Ислама на Европу в средние века было многоплановым и разносторонним. Оно охватило все стороны жизни: бытовую, научную, религиозную, литературную, техническую, философскую, политическую, торгово-экономическую, социокультурную. Исследователям самых различных специальностей оно предлагает сегодня темы для размышления. В области истории – это дискуссии на тему влияния Ислама на генезис феодального строя в Европе, начало которым положил известный бельгийский историк Пиренн. В области литературы – это споры о происхождении средневекового жанра фаблио, о соотношении восточных и европейских элементов в провансальской лирике, о воздействии богатого арабского наследия на воззрения и творчество Данте. В сфере естествознания – это изучение влияния арабских трудов на развитие медицины и астрономии в Европе. А в философии – это проблема обусловленности латинского аверроизма философской системой Ибн-Рушда, а также тема влияния воззрений Ибн-Сины на представителей августинианства позднего средневековья, с заимствованием у арабов специфических терминов, например, понятия атрибута.

Можно выделить ряд социально-экономических и культурных последствий крестовых походов:

  • После крестовых походов начался упадок феодального общества в Европе, то есть начался распад феодальных устоев;
  • Изменилось мировоззрение европейцев, которые прежде считали, что народы Востока – варвары. Однако опыт показал, что они обладали богатой, развитой культурой, черты которой они переняли и себе. Арабская культура начала активно распространяться в Европе после походов;
  • Крестовые походы были серьезным ударом по экономическом состоянии Европы, однако открытие новых торговых путей пополнило казну;
  • Крестовые походы привели к постепенному и уже неминуемому упадку Византийской империи. После того как ее разграбили, она уже не могла оправиться от удара, спустя два столетия ее захватили мусульмане;
  • Италия стала главной торговой силой на Средиземном море, этому также способствовало падение Византии;
  • Обе стороны: христианский и мусульманский мир потеряли многое, в том числе человеческие потери. Причем люди погибали не только от войны, но и от болезней, в том числе чумы;
  • Положение католической церкви в обществе значительно пошатнулось, так как народ потерял в нее веру и увидел, что папство интересовали только собственные кошельки;
  • Зарождаются предпосылки к реформаторским (религиозным) движениям в Европе, что привело к зарождению протестантизма, гуманизма;
  • В христианском мире утвердился стереотип о враждебности к мусульманскому миру.
  • Само папство в XX веке принесло глубокое извинение за крестовые походы перед мусульманским миром.

В этой связи актуальным представляется рассмотреть отдельно влияние крестовых походов на развитие торговых связей Европы и стран Арабского Востока, а также, влияния взаимодействия христианского и мусульманского мира на формирование культуры и социума Европы.

 

2.2. Влияние крестовых походов на развитие торговых связей Запада и Востока

 

Крестоносцы обогащались на Ближнем Востоке не только культурно, но и материально. Члены духовно-рыцарских орденов, особенно ордена тамплиеров, нередко становились банкирами; их ростовщические сделки приводили к разорению многих франкских рыцарей, ужесточая в последних и без того острую ненависть к этим богатым и надменным монашествующим воителям, пользовавшимся в Иерусалимском королевстве особыми привилегиями.

Торговые отношения Европы и арабского мира привели к созданию в мусульманских городах целых общин европейских купцов, при этом, мусульманские купцы селились в Византии, поддерживая связи с торговцами-шведами, путешествующими по Днепру.

В X-XI веках отмечаются тесные торговые отношения между фатимидским Египтом и городом Амальфи (Италия). Отсюда в Европу пришла стрельчатая арка (позднее – это основной элемент европейской готической архитектуры). Первая такая арка была сооружена в монастыре Монте-Кассино в 1071 году.

В Средние века предметы роскоши восточных стран были основным атрибутом европейского высшего класса. Они играли заметную роль и в экономике средневековой Европы. Поставки дорогих и роскошных вещей с вещей с Востока были серьезным экономическим предприятием крупного масштаба.

Исламские предметы роскоши и пряности завозились в Европу из Сирии и Египта через Венецию, которая явилась главным «распределительным» пунктом в Европе.

На деньги, вырученные с этой торговли, венецианские купцы строили мраморные дворцы. Архитектура Венеции, демонстрирующая восточное влияние, стала особым памятником этого периода торговли с мусульманскими землями.

Уже в период раннего средневековья существовали торговые связи Европы и Востока. Восточные купцы появлялись на рынках Европы, а европейские купцы (в основном из Венеции, Пизы, Неаполя, Бриндизи) торговали с Палестиной и Сирией.

Основная средневековая торговля до крестовых походов была сконцентрирована на востоке Средиземного моря (так называемая, левантийская торговля). А крестовые походы во многом были вызваны стремлением европейцев захватить торговые пути на Восток, завладеть плодородными землями и установить на Востоке экономическое господство.

Торговые пути, к захвату которых стремились европейские феодалы, рассматривались ими как объекты эксплуатации. Крупное духовенство стремилось распространить теократические притязания на страны Востока.

В период крестовых походов бурно развивалась торговля между Европой и Азией. Если раньше вся она шла через Византию, то теперь стороны могли торговать без посредника. А развитие торговли привело к расцвету портовых городов Италии и Франции. Города же, разбогатев и окрепнув, приобретали все большую независимость от феодалов, что вело к развитию промышленности и самоуправления.

Крестовые походы были источником доходов и для церкви: она покупала очень дешево имущество людей, уходивших в поход, брала на хранение имущество крестоносцев.

Большую выгоду из походов извлекли итальянские купцы и банкиры, державшие в своих руках торговлю с Восточным Средиземноморьем. Их политический вес в тот период настолько возрос, что во время организации Четвертого Крестового похода в значительной мере именно под влиянием торгового люда Венеции было принято решение завладеть Константинополем, а не идти войной на сарацин. В результате расширения торговых и кредитных операций в период Крестовых походов в Западной Европе вновь вошли в обращение исчезнувшие здесь после падения Рима золотые монеты.

В частности, очередная экспедиция на Восток, затеянная римским папой и рыцарями-крестоносцами, началась в 1202 году. Однако в ходе экспедиции крестоносцы отклонились от своей основной цели – освобождения Иерусалима от власти египетского султана. И виной тому была внешняя политика Венецианской республики.

На протяжении всего XII века отношения между Венецианской республикой и Византийской империей ухудшались. Могущественная прежде империя уже не могла в одиночку справиться с постоянными нападками своих воинственных соседей. На помощь приходила знаменитая византийская дипломатия. Для борьбы с врагами Византия заключала союзы и старалась натравливать своих врагов друг на друга. Одним из важных союзников империи часто становилась Венеция, чьи корабли полностью контролировали Восточное Средиземноморье. Но за помощь нужно было платить. В искусстве ведения переговоров венецианцы многому научились у Византии и умели добиться нужных им уступок и привилегий. Когда же опасность исчезала, константинопольские императоры зачастую старались забыть о данных обещаниях. Венецианцы же, напротив, каждый раз, когда империя нуждалась в помощи, требовали все больше и больше. Между странами возникали конфликты, доходящие до вооруженных столкновений.

В 1171 году император Мануил Комнин повелел лишить имущества и арестовать всех венецианцев, проживавших в Константинополе. Республика направила ко двору византийского императора два посольства, не окончившихся ничем. Третьему посольству, которое возглавил венецианский дипломат Энрико Дандоло, было нанесено оскорбление. Согласно одному известию, Дандоло оскорбил императора и тот повелел выколоть ему глаза. Правда, другие источники говорят, что Дандоло ослеп после полученного им удара по голове в драке или что слепота явилась следствием боевого ранения. Как бы то ни было, к 1193 году, когда состоялись выборы нового дожа, Дандоло был абсолютно слепым 85-летним стариком. Это не помешало должностным лицам республики святого Марка выбрать опытного дипломата и сановника дожем Венеции. И Дандоло показал себя одним из самых ярких лидеров республики за всю ее тысячелетнюю историю.

Незадолго до избрания Дандоло дожем крестоносцы вынуждены были оставить Иерусалим (1187). Немедленно организованный вслед за этим Третий крестовый поход не дал результатов. Покидая Святую землю, лидер этого похода английский король Ричард Львиное Сердце посоветовал сделать целью следующего похода не Иерусалим, а Египет, самое слабое звено мусульманской обороны. Египет и был заявлен целью Четвертого крестового похода.

Если до Палестины крестоносцы могли добраться пешком, то для похода в Африку им нужен был флот. А предоставить им подобный флот могла только Венеция. Начались переговоры, где Дандоло продемонстрировал свои таланты дипломата. Венецианцы предложили рыцарям-крестоносцам свою флотилию, способную перевезти почти 40 000 человек, снарядить свои войска и снабжать всю экспедицию продовольствием в течение 9 месяцев, при условии выплаты 84 тысяч марок серебром. Это была очень значительная сумма, но крестоносцы вынуждены были согласиться.

Однако в это же время Венеция вела переговоры по заключению с Египтом выгодного торгового соглашения и такая цель крестового похода их совсем не устраивала. То же можно сказать и о многих рядовых крестоносцах (от которых цель похода долго скрывали). Их желанием было освобождение Гроба Господня, но никак не война в Египте. Воспользовавшись этим, венецианцы развернули (естественно, неофициально) пропаганду против целей похода. Когда в назначенный день святого Иоанна 1202 года христово воинство собралось недалеко от Венеции, его численность была почти вдвое меньше планируемой. Даже отдав все, чем они располагали, крестоносцы не смогли собрать обещанных 84 тысяч. Венецианцы же отказывались предоставлять корабли без оплаты и начали шантажировать лидеров похода приостановкой снабжения армии продовольствием. Когда они убедились, что взять больше нечего, они предложили крестоносцам вместо части оплаты захватить далматинский город Зара (современный Задар, Хорватия), который в тот момент находился во власти венгров. Это условие было принято. В ноябре 1202 года объединённая армия венецианцев и крестоносцев штурмом взяла Зару, разграбив город.

В апреле 1204 года, когда Константинополь был захвачен и разграблен крестоносцами. Латинянам досталось несметное богатство. Степень жадности и жестокости захватчиков, проявленная при грабежах, испугала даже их лидеров. Западные хроники с ужасом описывают все происходившее в городе. Столица Византии, город, который был мировым центром духовной и интеллектуальной жизни, где сохранялось культурное и художественное наследие Римской империи и эллинистического мира, фактически был уничтожен. Возможно, это была крупнейшая культурная катастрофа Западной цивилизации.

Венеция же от падения Константинополя обогатилась. Перед штурмом Константинополя венецианцы составили с крестоносцами контракт. Согласно нему, три четверти награбленного должны были получить участники (то есть венецианцы и крестоносцы), а четверть предполагаемой добычи должна была достаться новому императору. Так появился новый титул венецианских дожей — «владыка четверти и полчетверти Византийской империи». При этом, поскольку Дандоло благоразумно отказался от участия венецианских кандидатов в выборах императора, республика получила еще и право назначать патриарха. В результате похода Венеции достались города Зара и Дураццо, южные порты Греции, остров Эвбея (называемый тогда в Европе Негропонтом) и остров Крит, всего за несколько лет была создана колониальная империя.

После падения Византии Венецианская республика находилась в зените своего могущества. Однако в долгосрочном аспекте положение республики святого Марка скорее пострадало. После четвёртого крестового похода могуществу Византийской империи, которая в течение многих веков сдерживала мусульманскую агрессию, был нанесён удар, от которого оправиться она уже не смогла. Сама Венеция никогда не располагала значительными сухопутными силами, и организовать сопротивление не могла.

Венецианский дож Энрико Дандоло скончался в завоёванном благодаря его энергии и упорстве Константинополе. Это произошло через год после штурма города, в мае 1205 года. К этому моменту слепцу было 97 лет. Похороны Энрико Дандоло состоялись в соборе Святой Софии, его гробница находится в галерее над южным проходом, но сегодня она пуста. После штурма Константинополя турками-османами в 1453 году султан Мехмет II приказал выбросить останки легендарного дожа собакам.

Таким образом, крестовые походы не прошли бесследно для европейской экономики и культуры. Разграбление арабских стран стало катализатором классового расслоения и роста товарно-денежных отношений. В значительной степени выросло экономическое могущество итальянских торговых городов, получивших прибыль за счет фрахта и укрепивших серьезно свои коммерческие позиции в Средиземноморье и на Черном море, потеснив, при этом, арабов и византийцев. Ввиду этого, можно говорить о том, что крестовые походы способствовали росту социальной мобильности европейцев, преодолению страха людей перед неизведанным, они, как уже говорилось выше, подготовили Великие географические открытия. И именно крестоносное движение нашли отражение в средневековой европейской литературе (рыцарский роман, историописание, поэзия трубадуров). Среди значительных произведений можно выделить историографические и биографические труды Жоффруа де Виллардуэна, Вильгельма Тирского, Робера де Клари, Жана де Жуанвиля и других, поэмы Песнь об Антиохии и История священной войны.

 

2.3. Взаимодействие в этноконфессиональной и культурно-бытовой сферах Европы и Арабского Востока

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Крестовые походы на современном этапе можно представить, как международные конфликты, которые достаточно существенно изменили мир, способствовали становлению эпохи Возрождения. Некоторые авторы характеризуют священные войны как своего рода апокалиптические конфликты, положившие начало враждебности христианской и мусульманской религии вплоть до современного национализма.

В эпоху крестовых походов отмечен рост населения, главным образом, ввиду изменения привычек европейцев, развития медицины, благодаря переведенным арабским и античным трактатам. Отмечается рост миграций и урбанизации, прогресс достигнут в науке, технике и культуре. Расширилась международная торговля, дополнительно активизировавшая обмен культурными ценностями между Западом и Востоком.

Драма крестовых походов нашла свое отображение в литературе и прежде всего в рыцарских романах ХII-ХIII веков, наиболее заметным из которых можно назвать «Старый французский цикл о крестовых походах».

Церковная скульптура также отразила эпос крестоносцев. Мусульманские художники оказали на европейское искусство большое влияние, «подарив» Европе новые методы обработки металлов, секреты изготовления эмалей, приемы резьбы по слоновой кости, а также искусство украшения рукописей тканями и стеклом.

Мусульмане прекрасно сознавали свое превосходство над христианами во многих областях: с естественнонаучными знаниями и с античной философией Греции они были знакомы гораздо лучше, чем христиане. Они унаследовали труды греко-римского врача Галена и досконально их изучили.

Но они и сами делали успешные наблюдения и эксперименты, прежде всего в сфере медицины, химии, астрономии и математики. На Западе научная мысль и обучение находились под надзором церкви, а она запрещала распространение идей и знаний, которые ее не устраивали. В исламском мире таких препятствий не было, и наука могла развиваться свободно.

Христиане высоко оценили и позаимствовали у «неверных» некоторые удовольствия и удобства повседневной жизни. Так, в Европе того времени не слишком заботились об уходе за телом, а употребление косметических средств и вовсе считалось греховным. Мусульмане, напротив, придавали большое значение воде и ежедневным омовениям. Лишь от них христиане узнали, что такое баня, что способствовало снижению эпидемий, в первую очередь, чумы, которая ранее вызывала исчезновение целых городов.

В целом, результаты крестовых походов весьма неоднозначны. Католическая церковь существенно расширила зону своего влияния, консолидировала земельную собственность, создала структуры духовно-рыцарских орденов. Однако, значительно усилилась конфронтация Запада и Востока, активизировался джихад как ответная агрессивная реакция западному миру со стороны восточных государств. Четвертый крестовый поход еще более разделил христианские церкви, заложил в сознание православного населения образ поработителя и врага — латинянина. На Западе утвердился психологический стереотип недоверия и враждебности не только к миру ислама, но и к восточному христианству.

Восприятие крестовых походов и их последствий изменялось в течение хода истории. Причем, несмотря на многочисленные противоречия между Востоком и Западом, к крестовым походам большинство представителей как той, так и другой культуры относятся одинаково. Общепринято то мнение, что крестовые походы – это черное пятно в истории западной цивилизации вообще и Католической Церкви в частности, однако, как было показано в ходе настоящего исследования, оценивать последствия крестовых походов, как однозначно негативное, неправомерно. Однако, часто именно Крестовые походы используются в качестве классического примера того зла, которое может породить организованная религия. Среднестатистический человек, как на Западе, так и на Востоке, согласится, что крестовые походы — коварное, циничное и ничем не спровоцированное нападение религиозных фанатиков на мирный, процветающий и утонченный мир ислама.

Однако, так было не всегда. В Средневековье в Европе невозможно было найти ни одного христианина, который не считал бы крестовые походы самым благим деянием. Следует отметить, что даже мусульмане уважали идеалы крестоносцев и благочестие своих противников. С появлением протестантской Реформации и Мартина Лютера, крестовые походы стали рассматриваться, как ход жадного до власти папства. М.Лютер даже утверждал, что воевать против мусульман значит воевать против Самого Христа, ибо это Он послал турок наказать христианский мир за безверие. Когда султан Сулейман Великолепный со своей армией начал вторжение в Австрию, Лютер переменил мнение касательно необходимости сражаться с ним, но в осуждении Крестовых походов остался тверд.

В последующие два столетия на Крестовые походы обычно смотрели через призму собственной конфессии: протестанты их демонизировали, католики — превозносили. А что касается Сулеймана и его наследников, тем хватало того, что Крестовых походов больше не происходило.

Современный взгляд на Крестовые походы родился в ходе Просвещения XVIII века. Большинство философов, как, например, Вольтер, считало средневековое христианство злокозненным предрассудком. Для них Крестовые походы были массовым перемещением варваров, ведомых фанатизмом, жадностью и похотью. С тех пор просвещенческий подход к Крестовым походам то выходил из моды, то опять приобретал популярность. В романтический период и в начале XX века их хвалили как порождение благородства (но не веры).

Однако после Второй мировой войны общественное мнение решительно повернулось против них. Историки, видевшие Гитлера, Муссолини и Сталина, питали отвращение к войне ради идеологии — какой бы та идеология ни была. Итог этим чувствам подвел сэр Стивен Рансиман (Runciman) в своем трехтомном труде «История Крестовых походов» (1951-1954 гг.) Для Рансимана Крестовые походы представлялись мерзкими, аморальными актами нетерпимости во имя Бога. Люди Средневековья, принимавшие крест и шедшие на Ближний Восток, были циничными злодеями, алчными хищниками или наивными обманутыми глупцами. Прекрасно написанный труд стал вскоре считаться образцовым. Почти что без чьей-либо еще помощи Рансиману удалось определить современный общепринятый взгляд на Крестовые походы.

Следует отметить, что крестовые походы отнюдь не являлись неправомерной агрессией против мирных мусульман. Напротив, со времен Мохаммеда мусульмане стремились к завоеванию христианского мира. И, кстати, неплохо в этом преуспели. За несколько столетий постоянных завоевательных походов мусульманские армии захватили всю Северную Африку, Ближний Восток, Малую Азию и почти всю Испанию. Иными словами, к концу XI столетия силы ислама заняли две трети христианского мира. Палестина — родная земля Иисуса Христа, Египет — родина христианского монашества, Малая Азия, где посадил семена первых христианских общин св. Павел — все это была не периферия христианства, а самое его сердце. На этом мусульманские империи не остановились. Они продолжали натиск на запад, к Константинополю, в конце концов пройдя через него и вторгнувшись в саму Европу. Если речь идет о неспровоцированной агрессии, то только с мусульманской стороны. В какой-то момент все, что осталось от христианского мира, вынуждено было либо защищаться, либо умереть, став жертвой исламского завоевания. Первый крестовый поход, как уже говорилось, был созван Папой Урбаном II в 1095 году в ответ на настойчивые мольбы о помощи, исходившие от византийского Константинопольского императора. Урбан призвал рыцарей христианского мира прийти на подмогу своим восточным братьям. Поход должен был стать делом милосердия, освободить христиан Востока от мусульманских захватчиков. Иными словами, с самого начала крестовые походы были оборонительной войной. Вся история крестовых походов на Восток – это ответ, пусть и несколько чрезмерный, на мусульманскую агрессию.

В свое время историки верили, что рост населения Европы привел к кризису: появилось слишком много благородных «вторых сыновей», обученных рыцарскому делу, но не получавших по наследству феодальных земель. Крестовые походы, таким образом, представлялись им предохранительной отдушиной, позволявшей отправить этих воинственных господ подальше от Европы, туда, где они могли бы раздобыть себе земель за чей-нибудь чужой счет. С появлением компьютерных баз данных современные ученые разрушили этот миф. Теперь известно, что именно «старшие сыновья» Европы откликнулись на призыв Папы в 1095 году, и так же было и при следующих походах. Участие в Крестовом походе было невероятно дорогостоящим делом. Чтобы собрать необходимые для этого средства, владетелям приходилось продавать или закладывать свои земли. А королевство за морем никого не интересовало. Как и нынешний солдат, средневековый крестоносец гордился тем, что исполнял свой долг, но тосковал по дому. После впечатляющих успехов первого крестового похода, когда в руках крестоносцев оказался Иерусалим и большая часть Палестины, почти все крестоносцы вернулись домой. Лишь горстка осталась укреплять завоеванные территории и управлять ими. Трофеи также были скудны. Хотя, конечно, крестоносцы и мечтали о несметных богатствах процветающих восточных городов, практически никто из них даже не окупил своих расходов. Но деньги и земли не были главной причиной, по которой они отправились в Крестовый поход. Вместо этого они желали искупить свои грехи и добиться спасения, совершая добрые дела в далеких странах.

Достаточно часто используется на современном этапе негативный пример крестовых походов, и в частности, тот случай, когда в 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим, и убили множество людей.

Это часто встречающийся пример, используемый для демонстрации негатива природы крестовых походов. Его приводил в своей речи в Джорджтауне Билл Клинтон, назвав одной из причин, по которым Соединенные Штаты стали мишенью мусульманского терроризма. Несомненно, после того, как крестоносцы взяли Иерусалим, в городе было много убитых, о чем свидетельствуют и исторические источники. Но понимать это нужно в историческом контексте. Общепринятый нравственный стандарт всех европейских и азиатских цивилизаций вплоть до Нового времени состоял в том, что город, оказавший сопротивление и взятый силой, принадлежит победителям. Сюда входили не только строения и товары, но и жители. Поэтому любой город или крепость должны были первоначально определить, сумеют ли они выстоять против осаждающей их армии. Если нет — разумно было вступить в переговоры об условиях сдачи. В случае Иерусалима его защитники сопротивлялись до последнего. Они рассчитывали на то, что огромные стены города удержат крестоносцев до того момента, когда подойдет подмога из Египта. Расчет оказался неверным. Как следствие, когда город пал, он был предан разграблению. Многих убили, но и многих других отпустили за выкуп или просто так. По современным меркам это кажется жестоким. Но средневековый рыцарь указал бы, что при современной войне от бомбардировок гибнет куда больше неповинных мужчин, женщин и детей, чем можно убить мечами за один-два дня. Нужно заметить также, что в тех мусульманских городах, которые сдавались крестоносцам, жителей никто не трогал, они сохраняли свою собственность и могли свободно практиковать свою религию. А что касается улиц, залитых кровью, ни один историк не сочтет их чем-либо иным, как литературной условностью. Иерусалим — большой город.

Распространено и мнение о том, что крестовые походы были лишь средневековой формой колониализма, облаченной в религиозный наряд. Однако в этой связи, важно помнить, что средневековый Запад не был доминирующей культурой, вторгающейся в примитивный, отсталый регион. Могущественным, богатым и процветающим был в период крестовых походов мусульманский Восток. Европа была, оперируя современными понятиями, «третьим миром».

Государства крестоносцев, основанные по итогам первого крестового похода, не представляли собой католические плантации на мусульманской земле, подобные тому, как британцы колонизировали Америку. Католическое присутствие в крестоносных государствах всегда было невелико и едва ли достигало 10 % от их населения. В это число входили правители и магистраты, а также итальянские купцы и члены военных орденов. Подавляющее большинство населения крестоносных государств составляли мусульмане. То есть это не были колонии в том смысле, в каком так называются плантации или даже фактории (например, в Индии). Это были аванпосты. Конечной целью существования крестоносных государств была защита святых мест Палестины, особенно — Иерусалима, и обеспечение безопасной среды для посещающих их христианских паломников. Не было метрополии, с которой крестоносные государства поддерживали бы экономические отношения, не было дохода, который извлекали бы из них европейцы. Напротив — расходы на Крестовые походы, необходимые для того, чтобы поддержать латинский Восток, ложились существенным бременем на ресурсы Европы. В качестве аванпоста крестоносные государства сосредотачивали свое внимание на военной сфере. Они держались до тех пор, пока мусульмане воевали друг против друга, но стоило тем объединиться, как они смогли разрушить крепости, захватить города и в 1291 году окончательно изгнать христиан.

Популярен также миф о том, что крестовые походы были также направлены против евреев. Однако, ни один папа никогда не созывал Крестового похода против евреев. Во время первого крестового похода шайка отбросов общества, не связанная с главным войском, явилась к городам Рейнской области и решила грабить и убивать обнаруженных там евреев. Отчасти ею двигала чистая жадность, отчасти — ошибочное убеждение, будто евреи, распявшие Христа, являются законной целью войны. Папа Урбан II и его преемники решительно осуждали нападения на евреев. Местные епископы и другое духовенство и миряне пытались защищать евреев, хотя и не всегда успешно. Аналогично и в начале Второго Крестового похода группа ренегатов перебила в Германии много евреев, пока св. Бернард не нагнал ее и не положил этому конец. Эти «осечки» крестоносного движения были нежелательным побочным продуктом двигавшего крестоносцами энтузиазма. Но целью Крестовых походов они не являлись. Если использовать современную аналогию — во время Второй мировой войны кое-кто из американских солдат, находясь за границей, совершил преступления. За это они были арестованы и наказаны. Но совершение преступлений не было целью Второй мировой войны.

Особо следует коснуться похода, названного «Крестовый поход детей» в 1212 году, который не был ни крестовым, ни детским. Речь идет об особенно крупной вспышке народного религиозного энтузиазма в Германии, приведшей к тому, что некоторое количество молодых людей, в основном подростков, объявило себя крестоносцами и двинулось по направлению к морю. По пути они встретили массовую поддержку населения, а также немало присоединившихся к ним бандитов, разбойников и маргинального населения. В Италии движение раскололось и в конце концов завершилось тем, что Средиземное море не расступилось, чтобы пропустить его участников. Папа Иннокентий III не объявлял его крестовым походом. Напротив, он неоднократно призывал тех, кто не носит оружия, оставаться дома, внося свой вклад в военные действия путем постов, молитв и милостыни. В данном случае он похвалил за рвение молодежь, прошедшую столь дальний путь, после чего велел ей возвращаться по домам.

Считается, что папа Иоанн Павел II принес извинения за Крестовые походы. Однако, именно этого папу критикуют за то, что он не извинился прямо за Крестовые походы, когда просил прощения у всех, кому несправедливо повредили христиане. Недавно Иоанн Павел II действительно извинился перед греками за то, что в 1204 году участники четвертого крестового похода разорили Константинополь. Но и папа того времени, Иннокентий III, выражал аналогичные сожаления. Это тоже была трагическая «осечка», для предотвращения которой Иннокентий сделал все, что мог.

В настоящее время, когда отмечается рост националистических идей, популярно ошибочное мнение о том, что мусульмане, живо помнящие крестовые походы, имеют все причины ненавидеть население Европы.

В реальности, мусульманский мир вспоминает крестовые походы так же, как Европы — то есть, весьма однобоко. Мусульмане черпают свои знания о крестовых походах из тех исторических работ, на которые полагаются на Западе. В свое время мусульманский мир гордился Крестовыми походами как своей большой победой. Ведь, в конце концов, победили-то в них мусульмане. Но западные авторы, нервно относящиеся к наследству современного империализма, часто интерпретируют крестовые походы, как агрессивные войны, а мусульман – как их потерпевшую сторону. Тем самым они стерли века триумфальных побед ислама, предложив взамен лишь утешение безвинной жертвы.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2