Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая на тему «Анализ и прогнозирование валовой прибыли»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 Теоретические и методические аспекты формирования валовой прибыли.

1.1 Валовая прибыль: сущность, характеристика, порядок формирования и источники происхождения.

1.2 Методика анализа валовой прибыли на предприятиях в современных.

условиях и пути ее увеличения.

1.3 Методы планирования валовой прибыли и их характеристика.

ГЛАВА 2. Анализ валовой прибыли ОГУП «Областной аптечный склад».

2.1 Общая характеристика предприятия. Основные производственные показатели

2.2 Анализ факторов и источников формирования валовой прибыли.

2.3 Оценка состояния затрат.

2.4 Оценка показателей рентабельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы определяется тем, что в нынешний период основной целью передового этапа финансовых преобразований, проводимых в торговле, считается формирование выгодной среды для результативной и более действенной работы торговых предприятий.

Доходы торговых организаций — это, прежде всего, начальная экономическая основа коммерческого расчета, так как они являются базой формирования чистого финансового результата фирм. Ради прибыли предприятие занимается производством различных благ, с целью удовлетворения потребностей населения; происходит минимизация расходов, а впоследствии расцветание фирмы. В рыночной экономике прибыль занимает центральное место, так как способна к формированию многогранных финансовых взаимосвязей в воспроизводственном процессе, вследствие этого, стремлению фирм к наращиваю дохода. Достижение данной цели, с одной стороны, подразумевает улучшение законодательной, экономической, налоговой среды, где осуществляют трудовую деятельность торговые организации, а с другой требует существенного улучшения деятельности самих предприятий.

В качестве денежного ресурса, складывающегося у организации до уплаты налога на прибыль, выступает валовой доход или валовая прибыль.

Валовая прибыль отображает, в конкретной степени, долю торговли в сумме стоимости продукции общенародного пользования. Чем богаче население, тем выше его запросы к сервису обслуживания, что приводит к росту доли надбавок в цене различных благ. Рост данного показателя провоцирует увеличение прибыли и рентабельности, а также оказывает положительное влияние на эффективность работы торговых организаций и повышает их материальное благополучие.

Выше изложенное в целом на теоретико-методологическом уровне определило проблему настоящего исследования: Необходимым моментом дальнейшего развития любой фирмы является возможность его финансирования, конкурентоспособность и финансовое состояние. Создание условий получения максимальной величины доходов предприятия, при наименьших затратах, а также необходимость проведения их детализированного анализа, при росте уровня конкуренции на потребительских рынках, считается основной задачей деятельности практически любого предприятия.

Недостаточная разработанность указанной проблемы и ее большая практическая значимость определили тему исследования: «Анализ и прогнозирование валовой прибыли на примере ОГУП «Областной аптечный склад».

Цель исследования: экономическое обоснование перспектив роста валовой прибыли ОГУП «Областной аптечный склад».

Объект исследования: ОГУП «Областной аптечный склад».

Предмет исследования: валовая прибыль торгового предприятия

Задачи исследования:

Изучить сущность, характеристику, порядок формирования и источники происхождения валовой прибыли в современных условиях;

Рассмотреть методику анализа валовой прибыли на предприятиях в современных условиях и определить пути ее увеличения;

Изучить методы планирования валовой прибыли;

Провести организационно-экономический анализ деятельности ОГУП «Областной аптечный склад»;

Проанализировать факторы и источники формирования валовой прибыли ОГУП «Областной аптечный склад»;

Сделать общий и факторный анализ валовой прибыли торгового

предприятия ОГУП «Областной аптечный склад»;

Теоретической основой исследования являются: законодательство Российской Федерации и ее структур; данные Госкомстата Российской Федерации, в том числе по Красноярскому краю; официальные инструктивно-методические материалы, труды отечественных экономистов по изучаемым вопросам и проблемам: Баженов Ю.К., Суслова Ю.Ю., Терещенко Н.Н., Петрученя И.В., Зимин А.Ф., Волков О.И., и др.; результаты собственных исследований.

Методической основой написания курсовой работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов анализа: сравнения, группировки; факторного анализа (цепных подстановок, метода разниц); использование абсолютных, относительных, средних величин, и планирования: экономико-статистических (по среднегодовым темпам роста, выравнивание динамического ряда по скользящей средней, на основе средних удельных весов), технико- экономических расчетов, экономико-математических и других методов.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

1 Теоретические и методические аспекты формирования валовой прибыли

1.1 Валовая прибыль: сущность, характеристика, порядок формирования и источники происхождения

В условиях рынка определяющим показателем и основной целью финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия становится прибыль. Стремление получить максимально возможную прибыль связано с необходимостью нести полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Оборот розничной торговли в этом случае выступает как обязательное условие, без которого не может быть получена прибыль.

Основным видом доходов торгового предприятия является доход от обычных видов деятельности. При его характеристике в экономической литературе выделяют множество понятий: валовая прибыль, валовой доход, совокупный доход, сумма реализованных торговых надбавок, доход от продаж.

Иногда понятия несут один и тот же смысл, иногда трактуются как разные показатели, исходя их этого, рассмотрим понятие валовой прибыли с точки зрения разных отечественных экономистов и других источников.

Таблица 1.1 – Понятие валовой прибыли с точки зрения известных российских экономистов

Авторы Понятие валовой прибыли
Баженов Ю.К. «…показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени » [6, c 10].
Басовский Л.Е.

 

«…разница между объемом продаж в денежном выражении и переменными издержками» [7, c 52].
Волков О.И., Скляренко В.К.

 

«… та часть выручки от реализации, которая остается на покрытие постоянных затрат и образование прибыли» [8, c 120].
Губин В.Е.

 

«…разница между данными статьи «Выручка» и данными статьи «Себестоимость продаж»» [10, c 137].
Зимин А.Ф.

 

«…разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимостью проданной продукции (работ, услуг)» [12, с 246].
Мазурина Т.Ю.

 

«…это разность между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (выручкой от реализации без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов и сборов) себестоимостью проданных товаров, работ и услуг» [17, с174].
Метелев С. Е.

 

«…показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению на определенный период времени» [18, c 180]
Николаева Н. П. «…произведение цены на количество проданных изделий» [19, c 139]
Сафронов Н.А. «…финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом» [23, c 172].
Суслова Ю.Ю., Терещенко Н.Н.

 

 

«…сумма выручки от реализации товаров и торговых услуг, определяемую как разница между продажной и покупной стоимостью товаров и характеризует оценку стоимости торговых услуг» [24, c 13].
Соломатин А.Н., Харитонова Е.В., Евич Р.И., Калинина Л.А., Михайлова Г.В. «…доход от реализации товаров, источником получения которого служат торговые надбавки, выступающие как разница между продажной и покупной ценой» [29, с 176].

В нормативных документах валовая прибыль определена как «…выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг» [5].

Таким образом, исходя из всего многообразия понятий валовой прибыли, следует то, что валовая прибыль включает в себя доходы от реализации товаров, работ, услуг и доходы от прочей торговой деятельности, т.е оказания дополнительных услуг населению [20].

Основным видом доходов предприятия является доход от реализации товаров, источником получения которого служат торговые надбавки, выступающие как разница между продажной и покупной ценой. Именно за счет торговых надбавок формируется основной вид дохода торгового предприятия – валовой доход от реализации товаров.

Торговые надбавки, самостоятельно устанавливаемые торговым предприятием, представляют собой плату за торговые услуги, оказываемые покупателям. Поэтому можно сказать, что сумма валового дохода есть оценка стоимости торговых услуг. По различным товарам величина торговых надбавок неодинакова. Она дифференцируется по товарам, прежде всего, в зависимости от спроса и предложения, что характеризует рыночный подход к формированию торговых надбавок, и от издержкоемкости реализации товаров, которая положена в основу формирования торговых надбавок при затратном подходе [20].

Затратный подход наиболее применим для товаров, реализуемых в условиях незначительной конкуренции, когда предприятие относительно свободно в установлении размера торговой надбавки:

Утн = Уr + Уи (1)

где Утн- уровень торговой надбавки, %;

Уr-уровень рентабельности, %;

Уи- уровень издержек обращения, %.

При рыночном подходе предприятие должно наряду с издержкоемкостью учитывать множество факторов, связанных с конъюнктурой как товарного предложения, так и покупательского спроса; с уровнем обслуживания покупателей; с величиной цен на аналогичные товары и степенью развития конкуренции:

ТН = Црозн− Цпок (2)

где ТН – торговая надбавка, руб.;

Црозн- розничная цена товара, руб.;

Цпок- покупная цена товара, руб.

Именно рыночный подход позволяет торговому предприятию установить конкурентоспособную цену и реализовать товар, тем самым возместить затраты на закупку и реализацию товаров и получить прибыль. Определенная таким образом торговая надбавка является верхней ее границей, за пределами которой товар становится неконкурентоспособным по цене. Нижней границей размера торговой надбавки является величина издержек обращения. Если торговые надбавки не способны покрыть издержки обращения, реализация товаров становится убыточной. Отсюда следует, что размер торговой надбавки должен быть достаточным для покрытия издержек обращения, уплаты налогов и получения прибыли. Только в этом случае предприятие будет способно:

  • обеспечить самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности, что предполагает возмещение издержек обращения;
  • участвовать в формировании федерального и местного бюджета, а также внебюджетных фондов за счет выплаты налогов;
  • обеспечить самофинансирование, возможность направлять средства на дальнейшее развитие материально – технической базы, пополнение собственных оборотных средств и решение социальных проблем коллектива за счет прибыли, остающейся у предприятия [29].

Валовой доход от реализации может быть выражен как суммарным значением, так и относительными показателями – уровнем валового дохода и средним уровнем торговых надбавок.

Увд = (ВД/ Р)∗ 100,                          (3)

Утн = (ВД/ Рпок) ∗ 100,                    (4)

Либо

Утн= (Увд/(100− Увд)) ∗ 100,            (5)

где Увд – уровень валового дохода, %;

ВД – сумма валового дохода, руб.;

Р, Рпок – оборот розничной торговли соответственно в розничных и покупных ценах, руб.

Уровень валового дохода характеризует величину дохода, получаемого торговым предприятием с единицы товарооборота. Он не только измеряет доходность реализации товаров относительном выражении, но и несет важную смысловую нагрузку, связанную с ценообразованием. В этом смысле он дает количественную оценку доли торгового предприятия в розничной цене: чем выше уровень дохода, тем выше эта доля, тем больше разница между ценой продажи и ценой покупки товара [29].

Осуществление предприятием своей деятельности не только приносит доход, но и требует определенных затрат. Если сумма совокупного дохода превышает совокупные затраты, то предприятие получает прибыль.

Количественно прибыль является частью совокупного дохода предприятия, оставшейся после возмещения совокупных затрат [29].

Экономическая сущность валовой прибыли раскрывается через выполняемые ею функции. Суслова Ю.Ю., Терещенко Н.Н. [26], Иванов Г.Г., Баженов Ю.К. [6] выделяют следующие функции валовой прибыли:

1) Измерительная функция — позволяет определить долю торгового предприятия в розничной цене потребительских товаров;

2) Стимулирующая функция – проявляется в повышении заинтересованности торговых предприятий в получении большего объема прибыли и обеспечении устойчивости на потребительском рынке при государственном воздействии на уровень цен;

3) Регулирующая функция заключается в том, что позволяет уравновешивать спрос и предложение на потребительском рынке при государственном воздействии на уровень цен.

4) Учетная функция заключается в том, что позволяет осуществить анализ и планирование валовой прибыли как основного вида доходов предприятия.

5) Воспроизводственная функция заключается в том, что торговые надбавки являются одним из основных источников доходов предприятия, а, следовательно, и источником формирования прибыли, направляемой на простое и расширенное воспроизводство [6, 24].

Важно так же отметить и тот факт, что роль валовой прибыли предприятия серьезна, исходя из этого, целесообразно рассмотреть значение валовой прибыли (дохода) предприятия в современных условиях, которое

1)За счет валовой прибыли возмещаются издержки обращения предприятий, организаций;

2) Валовая прибыль формирует различные бюджетные фонды, так как является источником формирования прибыли предприятия, за счет которой и образуются фонды производственного развития, дополнительного стимулирования персонала, социальных выплат, выплат владельцам имущества. Реализация этой задачи обеспечивает самофинансирование развития торгового предприятия в предстоящем периоде [24].

3) От величины валовой прибыли зависит финансовое положение организации, оплата труда работников, так как источником образования прибыли является валовой доход, от которого зависит размер прибыли и рентабельность организации.

4) За счет валового дохода предприятия уплачивают акцизы и таким образом участвуют в формировании бюджета страны [20].

В практике деятельности торговых фирм можно выделить несколько способов расчета валовой прибыли. Так, Петрученя И.В. предлагает следующие способы:

1 Способ по «общему объему товарооборота».

ВП = Ррц (всего)/ (100+ УТНср),               (6)

где ВП – валовая прибыль, тыс. руб.;

Ррц (всего) — оборот розничной торговли в розничных ценах в целом по предприятию, тыс. руб.;

УТНср — уровень средней торговой надбавки в целом по предприятию,%.

2 Способ «по ассортименту товарооборота». Данный способ расчета применяется при применении к разным группам товаров — разных размеров торговых надбавок:

ВП={ (Ррцi ∗ УТНi)/ (100 + УТНi),           (7)

где Ррц — оборот розничной торговли в розничных ценах в i товарной группе., тыс. руб.;

УТН — уровень торговой надбавки по i-ой товарной группе, %.

3 Способ расчета «по среднему проценту». Расчет суммы торговых надбавок в розничных ценах и уровня торговых надбавок (валовой прибыли):

ВП= Ррц (всего) ∗ Утн ср/100,                   (8)

4 Способ расчета «по ассортименту остатка товаров». Расчет торговых надбавок с помощью данного способа требует проведения инвентаризации на конец каждого месяца. По данным инвентаризации определяется сумма стоимости остатка товаров и стоимость реализованных товаров, затем определяются суммы торговых надбавок.

ВП = ТНн + ТНп −ТНв−ТНк,                   (9)

где ТНн — сумма торговых надбавок на остаток товаров на начало отчетного периоды, тыс. руб.;

ТНп — сумма торговых надбавок на товары , поступившие за отчетный период, тыс. руб.;

ТНв — сумма торговых надбавок на выбывшие товары, тыс. руб.;

ТНк — сумма торговых надбавок на остаток товаров на конец отчетного периоды, тыс. руб.

5 Расчет суммы реализованных торговых надбавок с помощью среднего уровня реализованных торговых надбавок по товарным группам (уровня валовой прибыли):

ВП={( Ррцi ∗ УВПi)/100,                       (10)

где Ррц — оборот розничной торговли в розничных ценах в i товарной группе., тыс. руб.;

УВП — уровень торговой надбавки по i-ой товарной группе, %.

6 Расчет размера суммы реализованных торговых надбавок, исходя из объема розничной торговли в отпускных ценах и уровня торговых надбавок по отдельным товарным группам:

ВП={( Ротп i ∗ УТНi)/ 100,                          (11)

7 Определение общей суммы валовой прибыли торгового предприятия, как разницы между выручкой и себестоимостью продажи товаров:

ВП = ВР – Сп,                                                (12)

где ВР — выручка от продажи товаров (оборот розничной торговли), тыс. руб.;

СП — себестоимость продажи товаров, тыс. руб. [20].

Тот или иной метод расчета валовой прибыли предприятие выбирает, исходя из наличия необходимой для расчета информации и действующего порядка учета и анализа оборота розничной торговли. Следует обратить внимание на то, что расчет валовой прибыли в оптовой торговле осуществляется по аналогичным формулам, однако в данном случае учитывается объем оптового оборота и уровень снабженческо – сбытовых надбавок. Что касается общественного питания, в связи с разделением уровня наценок по составу товарооборота валовая прибыль рассчитывается по вышеприведенным формулам отдельно от реализации продукции собственного производства и от реализации покупных товаров [20].

Источниками валовой прибыли на предприятиях торговли являются: реализованные торговые надбавки и доходы от прочей деятельности.

Основной источник валовой прибыли организаций – торговые надбавки.

Торговая надбавка — это цена торговых услуг, формирующая доход торгового предприятия. Она выступает как разница между продажной и покупной ценой реализуемых товаров и устанавливается предприятием самостоятельно. Данный вид надбавок состоит из сумм издержек обращения и сумм прибыли от продаж.

Снабженческо-сбытовая надбавка – надбавка к цене при торговле через посредников с учетом издержек обращения и НДС. Данные надбавки предназначены для покрытия издержек обращения предприятий торговли и формирования прибыли от продажи. Элементный состав данных надбавок тождественен составу торговых надбавок, но в данном случае к издержкам обращения оптового звена относят затраты на транспортировку, хранение, фасовку и другие расходы. Торговая и снабженческо-сбытовая надбавка формируется в условиях действующего на нее многообразия факторов.

Приведенный рисунок 1.1 показывает связь размера торговых надбавок с факторами, которые оказывают на них существенное влияние [20].

Рисунок 1.1 – Формирование валовой прибыли торгового предприятия [26]

Также к факторам, оказывающим влияние на величину торговых надбавок можно отнести такие как: степень развития и конъюнктура рынка в регионе, объем и структура товарооборота, скорость оборачиваемости товаров, обеспеченность собственными оборотными средствами, эффективность использования всех ресурсов, специфика реализуемого ассортиментного перечня, его издержкоемкость, соотношение спроса и предложения. Размер торговых надбавок должен покрывать издержки предприятия и обеспечивать получение определенного размера прибыли [20].

Таблица 1.2 – Факторы, оказывающие влияние на размер торговой надбавки [20].

Вышеназванные факторы по-разному влияют на валовую прибыль. Таким образом, увеличение товарооборота означает рост размера валовой прибыли, то есть, чем больше продано товаров, тем больше совокупная сумма средств, полученных от торговых надбавок. Влияние состава оборота не так очевидно, но все же имеет некоторую роль. Следует обратить внимание на то, что в рознице надбавка больше, так как смена формы стоимости требует дополнительных затрат [20].

К обоснованию размера торговых и снабженческо-сбытовых надбавок предъявляются следующие требования. Они должны:

 создавать условия для получения оптимального размера прибыли;

 отражать специфику реализации отдельных товаров;

 стимулировать эффективное использование ресурсов предприятия;

 учитывать пути товароснабжения и его звенность [20].

При рассмотрении источников формирования доходов торгового предприятия, так же следует рассмотреть и процесс формирования валовой прибыли (совокупного валового дохода) торгового предприятия.

Торговая надбавка занимает в деятельности предприятия не мало важную роль, она предназначена для возмещения издержек обращения (затрат торговли по реализации товаров), и образования прибыли торгового предприятия [20].

Размеры торговых надбавок определяются продавцом самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка с обязательным (в большинстве случаев) включением в них издержек обращения и косвенных налогов. Устанавливая торговую надбавку, следует помнить, что необходимо найти такое соотношение, чтобы, с одной стороны, не допустить убытков, с другой — сохранить конкурентоспособные цены.

Основой формирования уровня торговой надбавки (наценки) в торговой организации является уровень закупочных цен товаров. Во многих случаях при низком уровне закупочной цены устанавливается высокий уровень надбавок, и наоборот, при высоком уровне закупочной цены уровень торговой надбавки низок [6].

Местные органы власти могут ограничивать размер или уровень торговых надбавок по ряду товарных групп. Если местными властями вводятся ограничения, то торговые надбавки приобретают предельный характер (меньше можно – больше нет).

При определении доходов торговых организаций из них исключаются суммы налогов, которые предъявляются покупателю [6].

Являясь составным элементом цены, торговые надбавки выполняют следующие экономические функции: позволяют оценивать долю торговой организации в цене реализации; позволяют более полно анализировать и управлять валовыми доходами; позволяют повысить заинтересованность торговых организаций в максимизации объемов получаемой прибыли; позволяют через механизм ценообразования регулировать спрос на товары и предложение товаров на рынке [6].

Учитывая выполняемые функции, торговые надбавки можно классифицировать следующим образом.

1 По подотраслям торговли. Обеспечение возможности для нормального ведения хозяйственной деятельности различным (по организации торгово- технологических процессов) организациям. Например, относительная величина торговой надбавки в оптовых торговых организациях ниже, чем в розничных, что объясняется большими объемами реализации и более низким уровнем издержек. Кроме того, при рассмотрении проблем доходов в оптовой торговой организации необходимо учитывать соотношение складского и транзитного оборотов. При складском товарообороте сумма и уровень доходов выше, при транзитном – ниже. И все это связано с разной величиной устанавливаемых надбавок. В организациях внедомашнего питания торговые наценки должны покрывать не только издержки обращения, но и издержки, связанные с производством продукции и организацией ее потребления. Поэтому во внедомашнем питании самый высокий уровень наценок.

2 По отдельным товарам и товарным группам. Отдельные товары и товарные группы неодинаковы по своей издержкоемкости, по вели чине предъявляемого на них спроса, по скорости реализации и т. д. Вместе с тем реализация любого товара должна быть выгодна, и прежде всего самому продавцу, самой торговой организации. Поэтому естественно, что величина устанавливаемых торговых надбавок разнится по отдельным товарам и товарным группам, делая их реализацию выгодной продавцу.

3 По территориальному признаку. Сумма реализуемых и получаемых торговых надбавок должна компенсировать издержки торговых организаций, в том числе и те, которые связаны с территориальными факторами. Удаленность поставщиков, используемый вид транспорта, наличие и качество путей доставки, выгодность реализации в данном регионе той или иной товарной группы учитываются при определении уровня торговых надбавок и, соответственно, величины доходов [6].

В процессе формирования доходов выделяются следующие их виды: валовая прибыль от продажи товаров, работ, услуг и прочие поступления доходов, сумма которых формирует совокупный валовой доход предприятия.

Полученные доходы торгового предприятия используются в двух направлениях: для покрытия расходов и формирования финансовых результатов деятельности [20].

Валовая прибыль представляет ту часть стоимости товаров, продукции и услуг, создаваемой организациями торговли, которая используется для возмещения текущих расходов на реализацию (издержек обращения) и образования прибыли [26]. Схема распределения валовой прибыли в торговых организациях представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Схема распределения доходов торгового предприятия [6]

Рассмотрев процесс формирования и использования доходов торговых предприятий целесообразно продолжить их исследование. В дальнейшем, для обеспечения эффективности управления деятельностью предприятия, выявления резервов роста исследуемого показателя, в следующем параграфе необходимо рассмотреть методику анализа валовой прибыли организаций, как основу для дальнейших исследований.

1.2 Методика анализа валовой прибыли на предприятиях в современных условиях и пути ее увеличения

Успех и высокая доходность – это две универсальные цели любого предприятия. Торговые организации ведут конкурентную борьбу не только друг с другом, но и с собой, пытаясь, каждый год улучшить результаты своей хозяйственной деятельности по сравнению с предыдущими периодами.

Анализ валового дохода является составной частью оценки финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия.

Его значение определяется той ролью, которую он выполняет, выступая в качестве главного источника финансирования торговой деятельности и формирования прибыли.

К задачам, решаемым в ходе данного анализа, относят оценку принятой на предприятии ценовой политики, тенденций ее изменения и соответствия этой политики сложившемуся на рынке соотношению спроса и предложения; выявление наиболее доходных, а потому предпочтительных с экономической точки зрения товаров и товарных групп.

При проведении анализа прибыли (доходов) торгового предприятия на подготовительном этапе исследования первоначально определяются цели и основные задачи анализа [20].

Целью анализа является выявление резервов роста прибыли на основе комплексной оценки их формирования и распределения.

В соответствии с поставленной целью при анализе доходов предприятия торговли ставятся следующие задачи:

1) Изучение экономических предпосылок анализа;

2) Анализ динамики, состава и структуры совокупного валового дохода торгового предприятия, источников его формирования;

3) Анализ валовой прибыли как дохода от основной деятельности;

4) Анализ валовой прибыли по источникам формирования и по периодам года;

5) Выявление и оценка влияния факторов на изменение доходов;

6) Выявление резервов роста валовой прибыли и разработка рекомендаций, направленных на рост данного показателя [20].

Предметом анализа являются доходы торгового предприятия, а объектом выступает торговое предприятие [26].

В ходе исследований устанавливаются сроки и исполнители анализа доходов. Сроки анализа определяются в зависимости от целей его проведения и задач. Выбор исполнителей формируется, исходя из целей, степени глубины и детализации анализа и наличия на предприятии торговли соответствующих специалистов по его проведению.

При этом исполнители могут быть представлены как специалистами данной фирмы, так и приглашенными со стороны (аудиторы, работники ревизионных служб, контор).

Выбрав требуемых исполнителей, на первом этапе определяется круг информации, необходимой для осуществления анализа.

При этом рассматривается вторичная и в случае недостатка данных первичная информация.

К вторичной информации относятся внутренние источники данных: бухгалтерская и статистическая отчетности, материалы аудиторских проверок и ревизий, а также внутренняя документация по торгово-хозяйственной деятельности предприятия.

К внешним источникам данных можно отнести следующие: статистические сборники, материалы периодической печати по торговой деятельности, отраслевые реестры и другие.

Осуществление анализа валовой прибыли торгового предприятия целесообразно проводить по трем этапам: подготовительный, основной и заключительный.

Завершающим направлением подготовительного анализа валовой прибыли торгового предприятия является изучение экономических предпосылок:

1)Изучение законодательных, нормативных документов по вопросам учета, формирования и налогообложения доходов и прибыли;

2)Оценка эффективности, применяемой на предприятии стратегии и тактики на потребительском рынке;

3) Изучение СТЭП – факторов, влияющих на формирование доходов на предприятии, выявление угроз их недополучения;

4) Изучение политики государства по вопросу регулирования процесса получения доходов предпринимателями, оценка степени их воздействия;

5) Анализ прибыльности отдельных видов деятельности торгового предприятия на потребительском рынке;

6) Анализ основных показателей деятельности торгового предприятия за ряд предшествующих лет, оказывающих влиянии на формирование и распределение доходов [20].

После подготовительного этапа следует основной этап анализа доходов предприятия торговли. Он включает в себя ряд направлений анализа.

Первым направлением анализа на основном этапе является оценка динамики совокупного валового дохода предприятия торговли.

Здесь рассматривается динамика дохода за несколько лет (если анализ проводится с целью последующего планирования доходов, то целесообразно изучать доходы за 4-5 лет), как по сумме, так и по уровню.

Рисунок 1.3 – Направление анализа динамики совокупного валового дохода торгового предприятия [20]

В ходе анализа состава и структуры совокупного валового дохода торгового предприятия выявляется, какой вид доходов занимает большую долю в общей его структуре, а также оцениваются отклонение и темпы изменения за анализируемый период.

Основные направления анализа состава и структуры совокупного валового дохода торгового предприятия представлены на рис. 1.4. Изучение структуры доходов предполагает расчет удельных весов отдельных видов доходов в совокупном валовом доходе и анализ их изменений в отчетном году по сравнению с прошлым.

Рисунок 1.4 – Направления анализа состава и структуры совокупного валового дохода торгового предприятия [20]

Следующим направлением анализа является анализ динамики доходов от основной деятельности валовой прибыли торгового предприятия.

1 Анализ динамики валовой прибыли по сумме и уровню. Расчет суммы валовой прибыли за прошлый и отчетный годы, выявление отклонений и темпов изменения.

2 Анализ валовой прибыли по сумме и уровню по периодам года (при наличии информации). Уровень валовой прибыли, можно рассчитать по следующей формуле:

УВП= (ВП/ Р) ∗100,                          (13)

где УВП — уровень валовой прибыли, %;

ВП – сумма валовой прибыли, тыс. руб.,

Р – объем оборота розничной торговли, тыс. руб.

3 Анализ валовой прибыли по источникам формирования. Одним из источников формирования валовой прибыли служит торговая надбавка, исходя из этого, сумму и уровень валовой прибыли можно найти с помощью формул (6– 12).

В ходе анализа также рассчитывается и средний уровень торговой надбавки в целом по предприятию торговли по формуле средней взвешенной:

,                 (14)

где Д1,2…n – удельный вес отдельных товарных групп товаров в общем объеме оборота розничной торговли, %;

Утн1,2…n – уровень торговых надбавок по отдельным товарным группам, %.

4 Анализ валовой прибыли по товарной структуре. На данном этапе происходит расчет валовой прибыли товарным группам, ассортиментным позициям с помощью формул (10, 11).

5 Факторный анализ валовой прибыли. Факторный анализ предполагает, прежде всего, расчет влияния факторов на размер валовой прибыли [20].

Таблица 1.3 – Сводная таблица влияния факторов на валовую прибыль [20].

Необходимо отметить, что в основном изменение в динамике размера валовой прибыли должно быть за счет оборота розничной торговли, а не за счет торговых надбавок, то есть интенсивного фактора.

Также существуют и дополнительные факторы, помимо цены и физического объема, которые оказывают влияние на валовую прибыль торгового предприятия, которые подразделяют на внешние (не зависящие от деятельности организации) и внутренние (зависящие от хозяйственной деятельности).

В группу внешних факторов включают:

1 Государственное регулирование доходности, которое заключается в проведении органами власти мероприятий по сдерживанию роста цен на социально значимые товары, в том числе путем ограничения верхнего размера получаемого валового дохода (широко используется особенно в периоды инфляционного роста). С одной стороны, государственное регулирование доходности защищает интересы потребителей и заставляет торговые организации искать резервы снижения издержек обращения. С другой стороны, государственное регулирование доходности в течение длительного времени может приводить к сужению внутригруппового ассортимента и постепенной минимизации доли товарной группы в структуре товарооборота.

2 Влияние внешнеэкономической деятельности на валовые доходы торговых организаций проявляется через регулирование уровня таможенных пошлин, различных тарифов и платежей. Их рост увеличивает абсолютную величину валового дохода, получаемого торговыми организациями.

3 Увеличение налоговых платежей, рост банковских ставок повышает величину расходов, подчас вынуждая торговые организации увеличивать торговые надбавки и, как следствие, сумму валовых доходов.

4 Влияет на формирование валовых доходов и конкуренция. Зависимость между конкуренцией и величиной валовых доходов в большинстве случаев обратно пропорциональная. Рост конкуренции влечет за собой стремление организаций торговли и внедомашнего питания поддерживать цены на более низком уровне, чем у других организаций, что влечет к снижению величины торговых надбавок и размер получаемых валовых доходов.

5 Конъюнктура рынка позволяет дифференцированно подходить к определению уровня торговой надбавки по товарным группам, влияя на валовые доходы. Чем больше разница между объемом товарного предложения и платежеспособным спросом, тем больше организациям торговли приходится снижать уровень торговой надбавки, часто до нижнего предела, обеспечивающего только самоокупаемость. Следовательно, валовые доходы уменьшаются [6].

В группу факторов, зависящих от хозяйственной деятельности предприятий (внутренних), включают следующие факторы.

1 Изменения объема, состава и ассортиментной структуры товарооборота. Увеличение объема товарооборота (при прочих равных условиях) означает рост массы валовых доходов: чем больше продается товаров, тем больше совокупная сумма реализованных торговых надбавок и тем больше получаемый валовой доход. Кроме того, повышение в товарообороте доли товаров и товарных групп с высоким уровнем торговых надбавок ведет к росту валовых доходов, при уменьшении их удельного веса в товарообороте размер валового дохода снижается.

2 Количество дополнительно предоставляемых и реализуемых услуг. Объем дополнительно предоставляемых и реализуемых услуг связан с величиной и уровнем валовых доходов прямо пропорционально. Чем больше реализуется дополнительных услуг, тем выше величина валового дохода конкретной торговой структуры.

3 Звенность товародвижения. Увеличение звенности увеличивает сумму валового дохода. Но, во-первых, более быстрыми темпами, чем доходы, увеличивается сумма издержек, связанных с товародвижением. А во-вторых, увеличение цены ограничивается платежеспособным спросом. Следовательно, валовые доходы в такой ситуации могут повышаться лишь до определенного предела, затем их величина стабилизируется и снижается. То есть увеличение звенности, при прочих равных условиях, в итоге влечет уменьшение суммы валовых доходов.

4 Уровень цен закупаемых товаров. Уровень цен закупаемых товаров связан с валовым доходом обратно пропорционально: чем выше цена закупки, тем ниже возможная надбавка и тем меньше сумма валовых доходов. Для того чтобы снизить цену закупаемых товаров, необходимо сокращать число посредников и использовать все возможности для получения максимальных скидок у поставщиков.

5 Скорость и время товарного обращения. Влияют на величину получаемых доходов следующим образом: ускорение оборота и уменьшение времени товарного обращения увеличивает объем получаемых доходов; замедление оборота и увеличение времени товарного обращения уменьшает объем получаемых доходов [6].

Последней задачей изучения доходов в торговле является анализ доходности торгового предприятия. При этом изучаются и рассчитываются определенные показатели, к которым можно отнести: уровень доходов в общей сумме выручки от продажи: сумма доходов, приходящаяся на 1 рубль всех затрат; соотношение совокупного дохода и фонда заработной платы; доходность собственного капитала, основных фондов и оборотных средств [20].

Основные показатели доходности предприятия торговли и формулы их расчета отражены в таблице 1.4.

Таблица 1.4 – Расчет показателей доходности торгового предприятия

Заключительным этапом анализа доходов предприятия торговли является выявление основных тенденций развития различных видов доходов; причин изменений доходов в динамике и на этой основе формирование резервов роста доходов и разработка мероприятий по повышению доходности торгового предприятия. При этом разрабатывается план мероприятий, содержащий конкретные рекомендации по их росту и рационализации их состава и структуры. [20].

Далее следует рассмотреть основные пути увеличения валовой прибыли.

1 При увеличении объема товарооборота растет сумма реализованных торговых надбавок, следовательно, возрастает и масса валового дохода.

2 Увеличение в составе товарооборота доли продаж товаров с более высокими торговыми наценками, то в сторону увеличения изменяется и уровень валового дохода.

3 Обоснованность установления торговой надбавки, с целью не допущения потерь в объеме дохода с одной стороны, с другой стороны — сохранение конкурентоспособной цен.

4 Увеличение количества дополнительно предоставляемых услуг. Чем больше реализуется дополнительных услуг, тем выше валовой доход конкретного предприятия. [12].

Помимо основных, существуют и другие пути повышения доходов:

— расширение рынка продаж;

— проведение мероприятий по привлечению покупателей, в том числе путем использования средств рекламы;

— повышение производительности труда посредством влияния на квалификацию работников, культуру обслуживания;

— расширение перечня предлагаемых услуг;

— пересмотр размера торговых надбавок на некоторые товары;

— улучшение структуры розничного товарооборота, в том числе увеличение доли реализации товаров повышенного спроса, включение новых для рынка товаров с установлением на них хорошей торговой надбавки;

— уменьшение количества посредников на пути продвижения товаров от производственных предприятий;

— выявление резервов снижения стоимости покупных товаров путем пересмотра предложений поставщиков.

В данном пункте были рассмотрены и изучены сущность, характеристика, разобран порядок формирования источники происхождения валовой прибыли торгового предприятия. В дальнейшем, для оценки данного показателя и основных факторов, оказывающих влияние на размер валовой прибыли, в пункте 1.3 необходимо рассмотреть, методы ее планирования и их основную характеристику.

1.3 Методы планирования валовой прибыли и их характеристика

Планирование доходов предприятия торговли осуществляется по двум основным направлениям: планирование доходов от основной деятельности и расчет прочих поступлений доходов, каждому из которых присущ свой набор методов планирования.

Рассмотрим более подробно основные методы планирования доходов от основной деятельности торгового предприятия.

Достаточно широко используются при планировании доходов торгового предприятия экономико-статистические методы, в частности метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней [24].

Суть данного метода заключается в построении динамического ряда уровней реализованных торговых надбавок за ряд лет и их выравнивание по скользящей средней. При этом каждому значению уровня реализованных торговых надбавок присваивается условное обозначение «К».

После выравнивания динамического ряда по скользящей средней находится среднее изменение уровня реализованных торговых надбавок за анализируемый период (∆К):

где у – сумма (уровень) реализованных торговых надбавок, тыс. руб., %;

а0, а1, а2 ….аn – коэффициенты уравнения;

х0,х1,х2….хn – факторы, определяющие реализованных торговых надбавок.

В качестве основных факторов, определяющих размер и динамику развития доходов от обычной деятельности торгового предприятия, могут быть определены объем и структура товарооборота, доля отдельных товарных групп, уровень издержек обращения, уровень рентабельности прибыли от продаж, индекс цен, временной фактор и т.д. [24].

Наиболее точным методом планирования валовой прибыли, является метод технико-экономических расчетов, используемый в трех вариантах.

Первый способ: расчет планового размера валовой прибыли, исходя из объема товарооборота в отпускных ценах и уровня торговых надбавок по отдельным товарным группам:

При планировании дохода от обычной деятельности торгового предприятия возможно использование и расчетно-аналитического метода, сущность которого заключается в определении планируемого среднего уровня реализованных торговых надбавок на основе изучения и анализа динамики их уровня за ряд предшествующих лет. При этом расчет среднего уровня реализованных торговых надбавок может быть определен по следующей формуле:

Расчетно-аналитический метод расчета доходов от обычных видов деятельности торгового предприятия может быть использован при планировании в том случае, если на предприятии не планируются изменения в структуре товарооборота и звенности товародвижения [24].

При планировании дохода от обычных видов деятельности предприятия торговли может быть использован метод получения целевой нормы прибыли.

Данный метод основан на том, что сумма реализованных торговых надбавок (валовая прибыль) должна не только покрывать текущие затраты предприятия (издержки обращения), но и обеспечивать определенный целевой размер прибыли от продаж:

Плановая величина суммы реализованных торговых надбавок при этом рассчитывается исходя из запланированного уровня целевой прибыли от продаж в соответствии с выбранной стратегией деятельности предприятия на рынке методом обратного счета.

Выбор конкретных методов планирования доходов торгового предприятия определяется наличием необходимой информационной базы для осуществления плановых расчетов, а также требованиями к точности и детальности проводимого планирования [24].

В данной главе изучена сущность, характеристика, методика расчета и планирования валовой прибыли, порядок ее формирования, источники происхождения. Во второй главе на основе вышеизложенной методики проведем организационно-экономический анализ деятельности ОГУП «Областной аптечный склад», определим источники получения валовой прибыли, рассмотрим факторы, повлекшие изменение данного показателя.

ГЛАВА 2. Анализ валовой прибыли ОГУП «Областной аптечный склад»

 

2.1 Общая характеристика предприятия. Основные производственные показатели

Областной аптечный склад — одна из старейших фармацевтических организаций Томской области. До 1991 года он был единственным поставщиком лекарственных средств на территории области. В ноябре 1995 года склад был выделен в самостоятельную структуру, а в 2003 году был реорганизован в Областное государственное предприятие «Областной аптечный склад».

ОГУП — областное государственное унитарное предприятие «Областной аптечный склад» находится по адресу г. Томск, пр. Ленина, 54. Учредителем предприятия является Томская область в лице Департамента по управлению государственной собственностью Томской области. Полномочия собственника имущества предприятия осуществляют Государственная Дума Томской области, Администрация Томской области, уполномоченный областной орган по управлению областным государственным имуществом в рамках их компетенции. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать, содержащую полное фирменно наименование и указание на место нахождения предприятия, штамп, бланки со своим фирменным наименованием.

Предприятие создано в целях осуществления фармацевтической деятельности, обеспечения общественных и государственных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.

Для достижения целей, указанных выше, предприятие осуществляет в установленном действующим законодательством порядке следующие виды деятельности:

— проведение всех операций по приему лекарственных средств и медицинских товаров от поставщиков в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами;

— оптовый отпуск лекарственных средств и медицинских товаров лечебно-профилактическим организациям, аптечным и иным организациям;

— розничный отпуск населения лекарственных средств и медицинских товаров через сеть аптечных пунктов, мелкорозничную сеть;

— организация льготного обеспечения и др.

Сегодня численность сотрудников склада — 40 человек. Это специалисты, имеющие высшее и среднее фармацевтическое образование.

Областной аптечный склад — поставщик большинства учреждений здравоохранения Томской области. Среди них: Областная клиническая больница, Областная психиатрическая больница, Областная онкологическая больница, Областной наркологический диспансер и другие лечебные учреждения. Аптечный склад имеет многолетний опыт работы с предприятиями-поставщиками и производителями лекарственных средств и медицинских изделий.

Областной аптечный склад имеет охраняемое помещение площадью 2000 квадратных метров, оснащенное всем необходимым оборудованием для приема, хранения и отпуска медикаментов, что позволяет сохранить качество лекарственных средств в соответствии с их физико-химическими свойствами. Работа Областного аптечного склада полностью компьютеризирована. Организация владеет собственным автопарком для транспортировки медикаментов в районы города и области.

Областной аптечный склад — поставщик большинства учреждений здравоохранения Томской области; среди них: Областная клиническая больница, Областная психиатрическая больница, Областная онкологическая больница, Областной наркологический диспансер и другие лечебные учреждения.

Аптечный склад имеет многолетний опыт работы с предприятиями-поставщиками и производителями лекарственных средств и медицинских изделий.

Основными поставщиками лекарственных препаратов являются: ОАО «Ирбитский химико-фармацевтический завод», ОАО «Кемеровская фармацевтическая фабрика», компания «Витамакс», ЗАО Фирма «ЦВ Протек» и другие. [9]

Одним из основных показателей, отражающих масштабы деятельности, является выручка от реализации продукции, данные о которой представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. — Выручка от реализации и ее структура в ОГУП «Областной аптечный склад»

 
Виды деятельности Сумма, тыс. руб. Структура, %  
2015 2016 2015 2016
Оптовая торговля: 151 701 128 349 99,4 56,6
Розничная торговля: 918 1 000 899 0,6 43,4
Всего 152 619 2 284 389 100,0 100,0
 

По сравнению с 2015 годом выручка от реализации в 2016 году увеличилась на 75 820 тыс. руб. (на 49,7%). Это произошло за счет увеличения суммы выручки от розничной торговли, которая возросла на 999 981 тыс. руб. При этом необходимо отметить снижение выручки по оптовой торговле на 23 352 тыс. руб. (на 15,4%).

Эти изменения привели к изменению структуры продаж. Возрос удельный вес выручки от реализации розничной торговли — на 42,8% и на эту же величину снизилась доля выручки от реализации оптовой торговли.

2.2 Анализ факторов и источников формирования валовой прибыли

Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом. Поэтому прежде всего важно определить состав прибыли предприятия

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) — это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом.

Прибыль от реализации является основным видом прибыли, которая формирует финансовые результаты деятельности.

Приступая к анализу финансовых результатов, необходимо прежде всего выявить, в соответствии ли с установленным порядком рассчитана прибыль (убыток) и все исходные составляющие для ее формирования, в частности такие, как выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг; себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг; коммерческие и управленческие расходы; проценты к получению и уплате; прочие операционные и внереализационные доходы и расходы.

На основе данных, представленных в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках», необходимо оценить состав, структуру и динамику факторов (элементов) формирования финансовых результатов организации (табл. 2.2).

Таблица 2.2 — Динамика прибыли по оптово-розничной торговле, тыс. руб.

Показатели Аптека «Белый дом» Аптека «Губернская» Итого по розничной торговле  
2015 г 2016 г 2015 г 2016 г 2015 г 2016 г
Выручка от реализации товаров 918 1669 19 637 98 421 20 555 100 090
Полная себестоимость 1081 1733 21 497 100 828 22 578 102 561
Убыток от продаж -163 -64 -1860 -2407 -2023 -2471
Сальдо прочих доходов и расходов -5 99 -2 -4 -7 -15
Убытокдо налогообложения -168 -75 -1862 -2411 -2030 -2486
ЕНВД 8 7 56 137 64 144
Чистый убыток -176 -82 -1918 -2548 -2094 -2630

Данные таблицы показывают, что на протяжении всего исследуемого периода, все аптеки и в целом ОГУП были убыточны. Убыток в целом по розничной торговле увеличился на 536 тыс. руб. (на 26,4%). На это оказало влияние увеличение убытка до налогообложения на 441 тыс. руб. (на 21,7%), так как полная себестоимость возросла в большей степени чем выручка от реализации: выручка увеличилась на 79 535 тыс. руб. (в 3,8 раза), а себестоимость — на 79 983 тыс. руб. (в 3,5 раза). Убыток после уплаты налогов возрос на 536 тыс. руб., что незначительно отличается от динамики убытка до налогообложения.

Наибольший вклад в убыток принесла Губернская аптека (91,7% — в 20 099 г.; 97,0% — в 2010 г.). Аптека Белого дома являлась убыточной в 2009 году, но в 2010 г. она получила незначительную, но все-таки прибыль. Но налог «съел» весь размер прибыли. После результатов вычета налогов она также стала убыточной.

В работе приведены данные о формировании финансовых результатов (табл. 2.3) и рассчитан убыток от продаж и его структура (табл. 2.3).

Таблица 2.3 — Формирование финансовых результатов

Показатели Розничная торговля Оптовая торговля Итого по оптово-розничной торговле
2015 г 2016 г 2015 г 2016 г 2015 г 2016 г
Выручка от реализации товаров 20 555 100 089 151 701 128 349 172 256 228 439
Полная себестоимость 22 578 102 559 144 883 141 136 183 312 243 697
Убыток от продаж -2 023 -2470 -9 033 -12 787 -11 056 -15 258
Сальдо прочих доходов и расходов -7 -15 11 126 11 952 11 119 11 937
Прибыль (убыток) до налогообложения -2030 -2485 2 093 -835 63 — 3 321
ЕНВД 63 145 483 63 546 208
Чистая прибыль (убыток) -2094 -2630 1 610 -899 -483 -3 529

Данные таблицы показывают, что и от оптовой, и от розничной торговли предприятие в отчетном году получило убытки. В целом по оптово — розничной торговли убыток увеличился на 3046 тыс. руб. Наибольшее влияние на это оказала отрицательная динамика прибыли по оптовой торговли: если в 2015 году чистая прибыль составляла 1610 тыс. руб., то в 2015 году оптовая торговля стала убыточной, ее убыток составил 899 тыс. руб. По розничной торговле в 2016 году убыток по сравнению с 2009 годом увеличился на 536 тыс. руб.

Таблица 2.4 — Убыток от продаж и его структура

Показатели Убыток от продаж, тыс. руб. Структура убытков от продаж, %
2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г.
Розничная торговля -2023 -2470 18,3 16,2
Оптовая торговля -9033 -12 787 81,7 83,8
В целом по ОГУП -11 056 -15 258 100,0 100,0

Убытки от продаж по ОГУП «Областной аптечный склад» в 2016 году возросли по сравнению с 2015 годом на 4202 тыс. руб. (38,0%). В большей степени, на это оказало влияние рост убытков по оптовой торговле, который составил 3754 тыс. руб. (41,6%). Убыток по розничной торговле также растет и к 2016 году он увеличился на 447 тыс. руб. (на 22,1%). Все это оказало влияние на изменение структуры убытков от продаж. По розничной торговле в 2016 году структура уменьшилась на 2,2%, по сравнению с 2015 годом. По оптовой же торговле она увеличилась на 2,2%.

2.3 Оценка состояния затрат

Анализ финансовых результатов невозможен без информации о затратах, данные о затратах в разрезе отдельных элементов и их структуре представлены в таблице 2.5

Таблица 2.5— Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)

Элементы затрат Сумма затрат, тыс. руб. Структура затрат, %.
2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г.
1 2 3 4 5
Материальные затраты 1491 2855 7,7 10,6
Затраты на оплату труда 9755 14 569 50,2 54,4
Отчисления на социальные нужды 2386 2884 12,3 10,8
Амортизация 1811 2782 9,3 10,4
Прочие затраты 3992 3684 20,5 13,8
Итого по элементам затрат 19 435 26 774 100,0 100,0

Данные таблицы показывают, что расходы по обычным видам деятельности увеличились на 7339 тыс. руб. (на 37,7%). Значительное влияние на это оказало увеличение материальных затрат, они возросли на 1364 тыс. руб. (на 91,5%). Затраты на оплату труда увеличились на 4814 тыс. руб. (на 49,3%). Также увеличились затраты на амортизационные отчисления, они возросли на 971 тыс. руб. (на 53,6%). Отчисления на социальные нужды в отчетном году увеличились на 498 тыс. руб. (на 20,9%). Прочие расходы, в отличие от предыдущих статей затрат, сократились. Их величина уменьшилась на 308 тыс. руб. (на 7,7%).

Изменилась, соответственно, и структура затрат: увеличился удельный вес материальных затрат (на 2,9%), затрат на оплату труда (на 4,2%) и амортизация (на 1,1%). Что касается отчислений на социальные нужды и прочих затрат, то их удельный вес сократился на 1,5% и 6,7% соответственно.

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции-затраты на один рубль продукции, которые характеризуют издержкоемкость продукции.

Таблица 2.6 — Динамика затрат на рубль реализованной продукции

Показатели Себестоимость продукции, тыс. руб. Выручка от реализации, тыс. руб. Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб.
2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. +/-
Розничная торговля 19 050 91 227 20 555 100 089 1,08 1,09 +0,01
Оптовая торговля 144 883 125 472 151 701 128 349 1,05 1,02 -0,03
В целом по ОГУП 163 933 216 701 172 256 228 439 1,051 1,053 +0,002

Из данной таблицы видно, что затраты на один рубль продукции больше единицы, что подтверждает убыточность ОГУП.

Наиболее затратный вид деятельности — это розничная торговля, т.к. отпуск некоторых видов лекарств осуществляется по льготным ценам.

Таблица 2.7 — Анализ влияния структуры выручки на 1 рубль реализованной продукции

Показатели Выручка от реализации, тыс. руб. Структура выручки, % Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб. Изменение затрат за счет структуры выручки от реализации
2015 г. 2016 г. 2015  г. 2016 г. +/-
Розничная торговля 20 555 100 089 11,9 43,8 +31,9 1,08 +0,344
Оптовая торговля 151 701 128 349 88,1 56,2 -31,9 1,05 -0,335
В целом по ОГУП 172 256 228 439 100,0 100,0 Х 1,051 +0,009

Увеличение доли розничной торговли в общей выручке от реализованной продукции на 31,9%, как наиболее затратного вида деятельности на предприятии привело к увеличению затрат на 1 руб. реализованной продукции на 1 коп. за счет структуры.

2.4 Оценка показателей рентабельности

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль, отражают, окончательны результаты хозяйствования, потому, что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

В финансовом анализе используются различные показатели рентабельности. Все они относительные и показывают, сколько единиц прибыли (валовой прибыли, операционной, налогооблагаемой, прибыли от обычной деятельности и чистой) получит предприятие на единицу реализованной продукции (активов, производственных фондов, собственного капитала). При определении показателей рентабельности в числителе всегда будет прибыль, а в знаменателе — величина ресурсов или затрат.

Совокупность показателей рентабельности всегда отражает эффективность производственной (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности предприятия и отвечает интересам участников экономического процесса.

Показатели рентабельности (убыточности) продаж ОГУП представлены в таблице 2.8.

Расчеты, приведенные в данной таблице, показывают, что, не смотря на то, что убыточность продаж, как по оптовой, так и по розничной торговле снижается, в целом по ОГУП. По оптовой торговле убыточность продаж по прибыли до налогообложения в 2016 г. увеличилась по сравнению с 2015 г. на 2,1%; такую же отрицательную тенденцию, но более медленными темпами имеет убыточность продаж по чистой прибыли, она в 2016 году увеличилась на 1,8%. По розничной торговле рентабельность продаж имеет положительную тенденцию. Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения увеличилась на 7,9%, а по чистой прибыли — на 8,1%. В целом по ГОУП растет убыточность продаж как по прибыли до налогообложения, так и по чистой прибыли, ее рост составляет 1,53% и 1,3% соответственно.

Таблица 2.8 — Показатели рентабельности (убыточности) продаж

Показатели Оптовая торговля Изменения (+/-) Розничная торговля Изменения (+/-) В целом по ОГУП
2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г.
Выручка от реализации, тыс. руб. 151 701 128 349 -23 352 20 555 100 089 +79 534 172 256 228 439
Себестоимость реализованной продукции (полная), тыс. руб. 144 883 141 136 -3747 22 578 102 559 -79 981 183 312 243 697
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. 2093 -835 -1258 -2030 -2485 -455 63 -3321
Прибыль чистая, тыс. руб. 1610 -899 -2509 -2094 -2630 -536 -483 -3529
Рентабельность продаж:

— по прибыли до налогообложения, %

1,5 -0,6 -2,1 -10,6 -2,7 +7,9 0,03 -1,5
— по чистой прибыли, % 1,1 -0,7 -1,8 -11,0 -2,9 +8,1 -0,3 -1,6

Рассчитаем точку безубыточности с помощью маржинального анализа. Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) — это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.

Маржинальный доход (МД) рассчитывается по формуле:

MД = Вр — Зперем

где Вр — выручка от реализации;

Зперем — совокупные переменные затраты.

Вр крит= Зпост/ Дмд,

где Вр крит — критический объем выручки;

Зпост — постоянные затраты;

Дмд — доля маржинального дохода.

Дмд= МД/ Вр

Таблица 2.9  — Расчет точки безубыточности по ОГУП «Областной аптечный склад»

Показатели 2010 г
Выручка от продаж, тыс. руб. 228 439
Себестоимость в т. ч.
— постоянные затраты, тыс. руб. 50 000
— переменные затраты, тыс. руб. 193 697
Точка безубыточности, тыс. руб. 328 947

В нашем случае МД= 228 439 — 193 697 = 34 742 тыс. руб.

Дмд = 34 742 / 228 439 Ч100% = 15,2%

Вр крит = 50 000 / 0,152 = 328 947 тыс. руб.

Таким образом, для того, чтобы деятельность ОГУП не была убыточной, им необходимо увеличить объем выручки с 228 439 тыс. руб. до 328 947 тыс. руб., то есть на 100 508 тыс. руб. (на 44,0%).

Анализ влияния структурного фактора на величину рентабельности (убыточности) проведен в таблице 3.0

Анализ влияния структуры выручки на изменение рентабельности показал, что увеличение доли розничной торговли в общей выручке от продаж, как наиболее рентабельного вида деятельности на предприятии привело к уменьшению рентабельности в целом по предприятию на 4%, рассчитанной как по прибыли до налогообложения, так и по чистой прибыли.

Таблица 3.0— Анализ влияния структуры выручки на изменение рентабельности

Показатели Выручка от реализации, тыс. руб. Структура выручки, % Рентабельность продаж, %
2009 г. 2010 г. 2009 г 2010 г. +/- по прибыли до налогообложения по чистой прибыли
Розничная торговля 20 555 100 089 11,9 44,8 +32,9 -10,6 1,1
Оптовая торговля 151 701 128 349 88,1 55,2 -32,9 1,5 -11,0
В целом по ОГУП 172 256 228 438 100,0 100,0 х 0,03 -0,3

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве денежного ресурса, складывающегося у организации до уплаты налога на прибыль, выступает валовой доход или валовая прибыль.

Валовая прибыль отображает, долю торговли в сумме стоимости продукции общенародного пользования. Рост данного показателя провоцирует увеличение прибыли и рентабельности, оказывает положительное влияние на эффективность работы торговых организаций и повышает их материальное благополучие.

Для дальнейшего расцветания любой фирмы является возможность его финансирования, конкурентоспособность и финансовое состояние. Создание условий получения максимальной величины доходов предприятия, при наименьших затратах, а также необходимость проведения их детализированного анализа, при росте уровня конкуренции на потребительских рынках, считается основной задачей деятельности практически любого предприятия.

По результатам выполненной курсовой работы можно сделать следующие выводы: основной деятельностью ОГУП «Областной аптечный склад» является реализация медицинских препаратов. Выручка в 2016 году по сравнению с 2015 годом возросла на75 820 тыс. руб. (на 49,7%). Это произошло за счет увеличения суммы выручки от розничной торговли, которая возросла на 999 981 тыс. руб. При этом необходимо отметить снижение выручки по оптовой торговле на 23 352 тыс. руб. (15,4%). Причиной увеличения розничного товарооборота стала открытие еще одной аптеки.

Для осуществления хозяйственной деятельности ОГУП располагает основными средствами, стоимость которых за два отчетных периода увеличилась на 23 253 тыс. руб. (на 80,7%).

За анализируемый период произошло увеличение оборотных средств на 11 862 тыс. руб. (31,9%).

В 2015 году по сравнению с 2016 годом показатели, отражающие прибыль (убыток) от продаж ухудшились по розничной и оптовой торговле, причем значительно. По розничной торговле данный показатель сократился на 447 тыс. туб (22,1%), а по оптовой — на 3754 тыс. руб. (41,6%).

Эти изменения привели к изменениям структуры убытков: увеличилась доля убытков от оптовой торговли с 81,7% до 83,8, то есть на 2,2%. При этом сократилась доля убытков от розничной торговли на 2,1%, то есть, если в 2009 году их доля составляла 18,3%, то в 2010 году она снизилась до 16,2%.

Затраты по обычным видам деятельности увеличились на 7 339 тыс. руб. Увеличение коснулось всех элементов затрат за исключением прочих затрат, их величина уменьшилась. Изменилась и структура затрат: увеличился удельный вес материальных затрат (на 2,9%), затрат на оплату труда (на 4,2%) и амортизация (на 1,1%). Что касается отчислений на социальные нужды и прочих затрат, то их удельный вес сократился на 1,5% и 6,7% соответственно.

Затраты на один рубль продукции на протяжении всего периода были больше единицы; это свидетельствует, что на протяжении всех периодов реализация препаратов была убыточной. Затраты на один рубль продукции по оптовой торговле сократились за отчетный период на 0,03 руб. (что является положительным явлением), а по розничной увеличились на 0,01 руб.

Проведённый расчет точки безубыточности в стоимостном выражении, показал, что необходимо увеличить выручку примерно на 100 508 тыс. руб. (на 44,0%).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации.
  3. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99″ (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1791)
  4. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99″ (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790)
  5. Баженов Ю.К. Доходы, расходы и прибыль в организациях торговли:учеб. пособие / Ю.К. Баженов, Г.Г. Иванов. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.-
  6. Басовский Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. — Москва: ИНФРА-М, 2014 — 366 с.
  7. Волков О.И. Экономика предприятия: учеб. пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. — 2-е изд. — Москва: ИНФРА-М, 2013 — 264 с.
  8. Горфинкель В.Я. Экономика организаций (предприятий): учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 – 608 с. 10
  9. Губин В. Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / В.Е. Губин, О. В. Губина. — 2-е изд. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.-336 с.
  10. Едронова В. Н. Учет, оценка доходности и анализ финансовых вложений: учеб. пособие / В.Н. Едронова, Е.А. Мизиковский. — Москва: ИНФРА- М, 2011.-368 с.
  11. Зимин А.Ф. Экономика предприятия: учебное пособие / А.Ф. Зимин, В.М. Тимирьянова.- Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012.-288 с.
  12. Иванов Г. Г. Экономика торгового предприятия: учебник / Г. Г. Иванов. — Москва: Академия, 2010 — 320 с.
  13. Косов М. Е. Бюджетные и налоговые отношения в городе Москва. Теоретические и методологические аспекты [Электронный ресурс]: монография / М. Е. Косов, Е. А. Зеленская. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 — 175 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=390554.
  14. Котенева Е. Н. Управление затратами предприятия: учеб. пособие / Е. Н. Котенева, Г. К. Краснослободцева, С. О. Фильчакова. — Москва: Дашков и К, 2012 — 224 с.
  15. Лупей Н. А. Финансы торговых организаций: учеб. пособие для студентов вузов / Н.А. Лупей. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 — 143 с.
  16. Мазурина Т.Ю. Финансы организаций (предприятий): учебник / Т. Ю. Мазурина, Л. Г. Скамай, В. С. Гроссу. — Москва: ИНФРА-М, 2015 — 528 с.
  17. Метелев С. Е. Финансы торговых организаций: учеб. пособие / С. Е. Метелев, В.П.Чижик. — Москва: Форум: ИНФРА-М, 2015 — 200 с.
  18. Николаева Н. П. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / Н. П. Николаева. — Москва: Дашков и К, 2013 — 328 с. — Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=415107.
  19. Петрученя И. В. Доходы предприятия торговли: текст лекций / И. В. Петрученя; Краснояр. гос. торг. — экон. ин-т. — Красноярск, 2011 — 40 с.
  20. Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.П. Половцева. — 2-е изд. — Москва: ИНФРА-М, 2014 — 224 с.
  21. Салихов Б. В. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник / Б. В. Салихов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Дашков и К, 2014 724 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=430529.
  22. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник для ср. спец. учебных заведений / Н.А. Сафронов. — 2-е изд., с изм. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2013 — 256 с.
  23. Суслова Ю. Ю. Доходы предприятия торговли: учеб. пособие / Ю.Ю. Суслова, Н.Н. Терещенко. — Москва: ИНФРА-М; Красноярск: СФУ, 2014.- 136 с.
  24. Суслова Ю.Ю. Прибыль предприятия: учеб. пособие / Ю.Ю. Суслова, Н.Н. Терещенко. — Красноярск: сиб. федер. ун-т, 2014 -120 с.
  25. Терещенко Н.Н. Доходы и прибыль предприятия торговли: учеб. пособие / Н. Н. Терещенко, Ю. Ю. Суслова; Краснояр. гос. торг-экон. ин-т. -Красноярск, 2010 — 272 с.
  26. Фридман А. М. Финансы организации (предприятия) [Электронный ресурс]: учебник / А. М. Фридман. — 2-е изд. — Москва: Дашков и К, 2013 – 488 с. — Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=415008.
  27. Экономика предприятия [Электронный ресурс]: учебник студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ — ДАНА, 2013 — 663 с. — Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=501198.
  28. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник для вузов / под ред. А.Н. Соломатина. — Санкт-Петербург: Питер, 2010.-560 с.
  29. Экономическая статистика: учебник / под ред. проф. Ю. Н. Иванова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2013 — 668 с.
  30. Экономический словарь: 14500 терминов / Ин-т новой экономики; под ред. А. Н. Азрилияна; авт.-сост. А. Н. Азрилиян [и др.].- Изд. 2-е. — Москва: Институт новой экономики, 2015 — 1152 с.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф