Введение
1. Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1 Особенности развития мелкой моторики в дошкольном возрасте
1.2 Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития на основе занятий аппликацией
1.3 Влияние занятий аппликацией на мелкую моторику у дошкольников
Выводы по первой главе
2. Экспериментальный материал для изучения развития мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития средствами аппликации
2.1 Методика исследования мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития
2.2 Система занятий по развитию мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития средствами аппликации
2.3 Анализ и интерпретация полученных в ходе исследования результатов
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Мелкая моторика играет большую роль в развитии познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. Уровень развития мелкой моторики оказывает влияние на познавательную деятельность детей. Наиболее успешно развитие мелкой моторики осуществляется в процессе различных видов деятельности, среди которых важное место занимает художественное творчество в целом и аппликация в частности.
Использование нетрадиционных техник и средств в изобразительной деятельности способствует развитию творческих способностей личности и мелкой моторики.
Актуальность данной темы обусловлена важностью мелкой моторики для формирования координации движений пальцев рук, что в свою очередь способствует развитию речевой и умственной деятельности. Учитывая, что влияние аппликации на развитие мелкой моторики у детей с ЗПР мало изучено, данное исследование является важным и своевременным.
Цель исследования: создать и апробировать систему занятий по развитию мелкой моторики у дошкольников с ЗПР средствами аппликации.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики на занятиях аппликацией.
Предмет исследования: развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ЗПР на занятиях аппликацией.
Гипотеза: занятия аппликацией способствуют развитию мелкой моторики рук у дошкольников с ЗПР.
При выполнении данной работы поставлены следующие задачи:
- Изучить роль мелкой моторики в развитии детей
- Определить особенности развития мелкой моторики в дошкольном возрасте, в частности у детей с ЗПР
- Рассмотреть влияние занятий аппликацией на мелкую моторику у дошкольников.
- Определить средства диагностики мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ЗПР.
- Составить и апробировать систему занятий по развитию мелкой моторики у дошкольников с ЗПР средствами аппликации
- Изучить эффективность занятий аппликацией дошкольников с ЗПР на развитие у них мелкой моторики рук.
Теоретические и прикладные аспекты развития мелкой моторики рук, в том числе средствами аппликации рассматривались в трудах Л.Н. Блиновой, Н.Ю. Боряковой, Л.С. Выготского, А.Д. Гонеева, Г.Г. Григорьевой, М.А. Гусаковой, Н.В. Осиянцевой, М.С. Певзнера, С. Прищепы, Т.А. Ткаченко, Г.А. Урунтаевой и многих других.
Работа состоит из двух глав. В первой главе представлены теоретические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ЗПР, в том числе средствами аппликации. Во второй главе дано описание экспериментального исследования применения аппликации в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с ЗПР. Проведен анализ полученных данных и даны рекомендации. Исследование проходило на базе дошкольного образовательного учреждения с детьми подготовительной к школе группы.
Практическая значимость данного исследования заключена в возможности его применения в работе.
Основными методами исследования явились: исследовательские методы (анализ специальной литературы, изучение документов), диагностические методы (наблюдение, тесты на развитие мелкой моторики рук), метод анализа полученных данных.
Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Особенности развития мелкой моторики в дошкольном возрасте
Важным фактором развития высших психических функций у детей является развитие крупной и мелкой моторики у детей. Начальные исследования развития мелкой моторики представлены в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерева, А.Н. Соколова и других. Данные специалисты подчеркивали исключительную роль движений в развитии речи и мышления. Они доказали, что первой, врожденной формой деятельности является двигательная.
В литературе описаны различные специфические двигательные нарушения у детей с различными отклонениями в развитии, в том числе для детей с задержкой психического развития. Эти нарушения различны и по своим проявлениям, и по механизму возникновения. Наблюдения и исследования, представленные в теоретической литературе, свидетельствуют о важности развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Многие современные исследователи подчеркивают важность пальцевой моторики. Так, Т.А. Ткаченко предполагает, что добавление в физкультминутки упражнений на развитие пальцевой моторики стимулирует действие речевых зон головного мозга, что оказывает влияние на исправление речи детей. [30]
Большое значение развитие мелкой моторики имеет для логопедической практики, а, следовательно, и для готовности детей к школе. Осиянцева Н.В. считает, что «уровень развития мелкой моторики — один из показателей к интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук, как известно, весьма полезная и для подготовки руки к письму. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе». [25; с.177]
Моторика — это комплекс двигательных реакций, умений и навыков, а также сложных двигательных действий, которые свойственны человеку. Выделяют крупную, т.е. общую моторику, мелкую, т.е. ручную и артикуляционную моторики. Мелкая моторика оказывает влияние на движения кистей и пальцев рук.
Мелкая моторика формируется еще в младенческом возрасте. Развиваясь она оказывает большое влияние на познавательные способности ребенка. Процесс развития ребенка идет параллельно с процессом развития движения. Движения кистей и пальцев рук имеют большое развивающее значение. Они оказывают большое влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Многие ученые говорят о положительном влияние развития мелкой моторики на развитие психических процессов ребенка.
Педагоги и психологи, которые занимаются исследованием проблем развития дошкольников и младших школьников, говорят о большой роли мелкой моторики, т.к. благодаря ей развиваются высшие свойства сознания, такие как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Важна роль мелкой моторики в социализации личности. Она понадобится, чтобы писать, одеваться, есть и выполнять прочие бытовые действия.
Развитие мелкой моторики оказывает влияние и на формирование у ребенка сенсомоторной координации, т.е. согласованности действий глаз и рук. Зрение и движение рук способствуют познанию ребенком окружающей действительности. Чем старше ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы в целях познания окружающей действительности.
Мелкая моторика влияет и на самостоятельность ребенка, т.к. развитие мелкой моторики позволяет ему обслуживать себя (застегивать пуговицы, шнуровать ботинки и т.п.)
Развитие мелкой моторики является важным разделом в коррекционной педагогике работы с детьми с ЗПР. Это обусловлено тесной связью мелкой (ручной) моторики с речевым, психическим и личностным развитием ребенка. Несмотря на то, что общая моторика может быть в норме при отставании в развитии мелкой моторики наблюдается задержка речевого развития.
Следовательно, развивая мелкую моторику, педагог оказывает влияние на другие отделы мозга, те его центры, которые отвечают за движение пальцев и речь, в виду их близкой расположенности друг к другу. Движения пальцев рук и кистей оказывают влияние на развитие ребенка, в том числе и на эмоциональное.
Таким образом, можно говорить о влиянии развития мелкой моторики на формирование личности в целом.
С первых месяцев жизни ребенка большое значение уделяется развитию у него мелкой моторики. Движения руки возникают в процессе воспитания и обучения, они являются результатом образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе взаимодействия с окружающей средой.
На протяжении первого и второго полугодий жизни в результате действий с предметами у ребенка формируются организованные движения рук. На четвертом месяце жизни у ребенка появляются ощупывающие движения. Хватание появляется между пятым и шестым месяцем жизни. Ощупывающие движения свидетельствуют о развитии руки. Именно с него начинается развитие движения руки. Во втором полугодии жизни ребенка идет активное развитие ручных движений.
Исследования ученых свидетельствуют, что новая фаза в развитии движений начинается с появления повторных движений. Повторные движения способствуют появлению у ребенка представлений о свойствах предметов и возможном действии с ними. В дальнейшем у ребенка зарождаются функциональные действия с этими предметами. К концу первого года дети уже способны осуществлять самостоятельные действия с предметами.
В младшем дошкольном возрасте происходит интенсивное психическое и физическое развитие. Активность ребенка становится выше, разнообразнее, движения становятся более с координированными, в том числе и мелкая моторика рук.
В этом возрасте происходят изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в его отношениях с окружающими. Действия ребенка носят целенаправленный характер. В этом возрасте происходит рост любознательности. Существенно меняется речь детей — увеличивается запас слов, появляются первые суждения об окружающем. Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное.
В это же время происходит совершенствование мелкой моторики рук ребенка, которые взаимосвязаны с процессом мышления. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики в достаточной степени развиты память, внимание, связная речь, он умеет логически рассуждать.
От степени развития мелкой моторики зависят важные для него в будущем качества: речевые способности, внимание, координация в пространстве, концентрация и воображение. Центры головного мозга, которые влияют на развитие этих способностей, напрямую связаны с пальцами, точнее с их нервными окончаниями. Поэтому развитие мелкой моторики является важным для умственного и психического развития дошкольника. Для раннего дошкольного возраста ключевыми являются мелкая моторика, сенсорика и координация движений. От уровня развития движений пальцев рук зависит нормальное развитие речи ребенка.
Движения пальцев рук ребенка становятся похожими на движения взрослого к трем годам.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие мелкой моторики у детей происходит постепенно и последовательно — начиная от дотягивания и хватания предмета до манипулирования им.
Гаврилушкина О. выделяет ряд требований по развитию мелкой моторики у дошкольников от 1 года до 6 лет [6]:
— стучит одним предметом о другой;
— берет крошку хлеба большим и указательным пальцем;
— рисует и чиркает на листе бумаги;
— вытаскивает крошку из прозрачной банки;
— строит (копирует) мостик из 3-х кубиков;
— строит башню из 2-х кубиков;
— строит башню из 4-х кубиков;
— перерисовывает крестик;
— рисует вертикальную линию;
— перерисовывает квадрат;
— перерисовывает круг;
— строит (копирует) мостик из 5-ти кубиков;
— строит башню из 8-ми кубиков;
— рисует человечка (3 элемента);
— рисует человечка (6 элементов).
При наличии у ребенка большинства из этих навыков, можно сделать вывод о том, что развитие мышления и двигательных способностей рук ребенка проходит нормально. Если частично по одному или двум показателям происходит отставание или опережение, то это свидетельствует о негармоничном развитии у ребенка функций мышления и мелкой моторики. Если же отставание происходит по большей части нормативных навыков, то речь идет об общем отставании в развитии мышления и мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития на основе занятий аппликацией
В последнее время из общего числа детей дошкольного возраста выделяется категория детей с задержкой психического развития. ЗПР одна из самых распространенных форм психических нарушений. Это значит, что наблюдается нарушение нормального темпа развития личности. Причиной такого отставания можно считать органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными, внутриутробными, родовыми или возникать на раннем развитии, а иногда они могут быть обусловлены генетически.
Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой. Она характеризовала так детей с замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, небольшими нарушениями познавательной деятельности, при этом имеющих ориентацию на компенсацию и обратное развитие.
Обычно в детской психологии дошкольный возраст подразделяют на младший, средний и старший. А у детей с ЗПР формирование основных процессов запаздывает. Из-за этого развитие детей с ЗПР рассматривают в двух возрастных периодах — младший дошкольный (от 3х до 5ти лет) и старший дошкольный возраста (от 5ти до 7ми лет). Развитие тонкой ручной моторики происходит в старшем дошкольном возрасте.
Нарушения психического развития определяются уже в раннем возрасте, до 3-х лет. В этот период обнаруживается ряд отклонений ЦНС, которые затрудняют взаимодействие ребенка с окружающей средой. Проблемы в развитии ребенка могут усугубляться неблагоприятными социальными условиями.
Детям с ЗПР свойственны низкий уровень развития восприятия, недостаточная сформированность пространственных представлений, нарушено конструктивное мышление. Для детей с ЗПР характерны следующие особенности внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Также характерным признаком ЗПР являются отклонения в развитии памяти. У таких детей отмечают снижение продуктивности и неустойчивость внимания. Также отставание и своеобразие наблюдаются в познавательной деятельности детей. Познавательная активность у них снижена. Таким детям свойственны слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности во взаимодействии со сверстниками, суетливость, частые смены настроений, неуверенность, страх, фамильярность по отношению к взрослому.
Отечественные и зарубежные ученые отмечают наличие проблем в развитии моторной сферы детей с ЗПР. Ряд исследователей отмечают наличие у данной категории детей особенностей формирования двигательной сферы. У детей с ЗПР не обнаруживают тяжелых двигательных расстройств, но у них присутствует отставание в двигательном развитии, нарушение упорядоченности произвольных движений, несформированность техники выполнения движений и недостаточность двигательных качеств. Все специалисты отмечают нарушение мелкой моторики рук, что является препятствием к успешному обучению.
Следовательно, у дошкольников с ЗПР наблюдается нарушение двигательной активности, при этом особенно страдает моторика кистей и пальцев рук. Это сказывается на обучаемости. Такие дети неспособны самостоятельно овладеть моторными способностями.
Нарушение моторики рук наблюдается в различных видах детской деятельности. Например, в навыках самообслуживания, трудовой деятельности и в продуктивных видах деятельности. В процессе рисования у таких деток или нет нажима на карандаш, или, наоборот, наблюдаются резкие, отрывистые и размашистые движения рук. Обнаруживаются сложности в прямых и круговых движениях руками, движения пальцев слабые и неуверенные. Отклонения в развитии моторной сферы создают проблемы для обучения детей с ЗПР. У них наблюдаются проблемы в овладении навыками письма, рисовании и трудовой деятельности.
У детей с плохо развитой моторикой рук возникают проблемы в пользовании ложкой, карандашом, они не могут застегивать пуговицы и шнуровать ботинки. У них возникают трудности на занятиях лепкой и аппликацией, они отстают на занятиях от сверстников. Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей.
Главным образом у детей с ЗПР страдает техника движений и двигательные качества, такие как быстрота, ловкость, сила, точность и координация. У таких ребят затруднено формирование графомоторных навыков.
У детей с ЗПР изобразительная деятельность является инструментом коррекции и развития. Аппликация является одним из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. Им нравится яркий цвет бумаги, расположение фигур, техника вырезывания и наклеивания. При выполнении аппликацией у детей с задержкой психического развития возникает множество трудностей. Наиболее часто это происходит из-за плохой сформированности зрительного образа предмета, отсутствия навыков работы с ножницами, клеем и кистью. У них возникают проблемы с распределением частей деталей на листе.
Именно наличие проблем у детей с ЗПР и делает изобразительную деятельность еще и коррекционной. Процесс коррекции направлен на развитие внимания, наблюдательности, зрительно-двигательной координации и мелкой моторики.
В процессе изготовления аппликаций у детей расширяются представления о форме предметов, о сочетании цветов, о композиции изображения. На первом этапе дети учатся составлять аппликации из готовых форм, потом дети учатся вырезать по контуру изображенные предметы или их детали. Дети учатся составлять предметные аппликации из частей. Затем у детей начинают формироваться умения резать узкие и широкие полоски бумаги вдоль и поперек, разрезать прямоугольник и квадрат по диагонали, учатся вырезать круг из квадрата и овал из прямоугольника.
Детей учат выполнять аппликации в различных техниках: вырезание из сложенной бумаги, обрывная аппликация, сочетание вырезной и обрывной аппликации. Со второго полугодия детей обучают сюжетной аппликации. Большую пользу для развития детей с ЗПР приносят комбинированные работы. В процессе выполнения аппликаций у детей с ЗПР совершенствуется тонкая моторика рук, координированность и произвольность целостного действия улучшаются.
Занятия аппликацией проводятся со второй младшей группы. До этого дети только готовятся к этим занятиям в процессе игр с мозаикой. А вот на четвертом году жизни дети уже могут выполнять несложные замыслы и начинают овладевать первыми техническими приемами. Двигательные функции у детей этой возрастной категории еще несовершенны, и они не могут пользоваться ножницами. Поэтому выполняют аппликации из готовых форм. В средней группе дети осваивают композиционное наклеивание и начинают учиться пользоваться ножницами.
Занятия аппликацией в полном объеме начинают проводиться в старшей группе. Дети уже в состоянии самостоятельно вырезывать и наклеивать формы. Начинается овладение различными приемами вырезывания. В подготовительной группе начинается этап создания сюжетных аппликаций.
Таким образом, в процессе обучения аппликации происходит развитие моторики. Развивается координация, переключаемость, автоматизация движений.
Влияние занятий аппликацией на мелкую моторику у дошкольников
Из всех видов детской деятельности, которая активно развивается в период дошкольного детства, одно из основных мест занимает изобразительная деятельность. Именно эта деятельность оказывает влияние на психическое развитие ребенка, на его познавательные способности. Ее основное назначение в образном отражении действительности. К основным видам изобразительной деятельности относятся: рисование, лепка и аппликация.
Изобразительная деятельность предоставляет детям возможность экспериментировать с различными материалами. В рамках нашей работы, мы рассмотрим такой вид изобразительной деятельности, как аппликация.
М.А. Гусакова дала следующее определении аппликации — «один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон». [12; с.5]
Аппликация выполняется из различных материалов. В детском саду чаще всего используется бумага. Дети очень любят этот вид деятельности. Их радуют яркий цвет бумаги, расположение фигур, им нравится вырезать и наклеивать. Занятия аппликацией начинаются со второй младшей группы.
Занятия аппликацией оказывают влияние на развитие математических представлений дошкольников, формируют художественный вкус. Эти занятия учат малышей плановой организации работы. Выполнение изображений аппликации влияет на мускулатуру руки и координацию движений. В процессе работы дети учатся пользоваться ножницами, вырезать формы, поворачивая лист, раскладывать листы на нужном расстоянии.
Аппликация играет большую роль в развитии мелкой моторики. Она развивает умственную и речевую деятельность детей, способствует развитию координации движений пальцев на руках. Таким образом, можно говорить о том, что важнейшая задача аппликации заставить пальчики работать. Через аппликацию ребенок учится выполнять тонкие и точные движения пальцев рук.
Если занятия аппликацией организованы правильно, то мелкая моторика у ребенка будет развиваться значительно быстрее. Задачи при проведении занятий аппликацией могут ставиться разные, но первостепенной является развитие умения выполнять точные движения пальцами рук и кистью.
В настоящее время используется много нетрадиционных методик и техник выполнения аппликаций. Из огромного количества материалов, наиболее положительное воздействие на развитие мелкой моторики оказывает салфеточная аппликация. Гугуман Т.В. как практикующий специалист считает, что правильно подобранные методы и приемы обучения нетрадиционной техники в аппликации оказывают влияние на развитие мелкой моторики рук. Она дает следующее определение мелкой моторики:
«Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой.» [11; с.158]
Итак, занятия аппликацией способствуют развитию мелких и точных движений кисти руки. В свою очередь развитие моторики способствует развитию речевой и умственной деятельности ребенка, подготавливает его к школе. Развитие мелкой моторики осуществляется за счет необходимости вырезать элементы, работать с мелкими деталями, раскладывать их и наклеивать.
Выводы по I главе
- Развитие мелкой моторики влияет на формирование личности в целом;
- У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики в достаточной степени развиты память, внимание и речь;
- Развитие мелкой моторики является важным для умственного и психического развития речи ребенка;
- Роль моторики в коррекционной практике у детей с ЗПР обусловлена ее тесной связью с речевым, психическим и личностным развитием ребенка;
- Для детей с ЗПР свойственно нарушение мелкой моторики рук;
- Аппликация играет большую роль в развитии мелкой моторики. Ее важнейшая задача — заставить пальчики работать;
- При правильно организованных занятиях мелкая моторика будет развиваться быстрее.
Экспериментальный материал для изучения развития мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития средствами аппликации
Методика исследования мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития
В первой главе нашей работы мы выявили большое значение развития мелкой моторики в развитии ребенка. В процессе изучения теоретического материала нами были получены данные о нарушениях в развитии мелкой моторики у детей с ЗПР. Для подтверждения полученных данных на первом этапе экспериментального исследования была проведена диагностика двух подготовительных групп ДОУ для детей с ЗПР. В группах по 12 детей. Всего 24 человека. И группа из 24 человек без нарушений развития.
На контрольном этапе мы использовали ряд диагностических методик, таких как:
— Методика «Дорожки» по Л.А. Венгеру;
— Методика исследования состояния уровня мелкой моторики Г.А. Волковой;
— Диагностическое обследование уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста по программе «Детство».
По методике «Дорожки» Л.А. Венгера ребенок должен провести линию соединяющую разные элементы рисунка. Целью данного исследования является определение развития точности движения, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.
На рисунке, который дается ребенку изображены дорожки, на одном конце которых стоят машины, а на другом дом. Необходимо помочь машине «проехать» по дорожке к дому. Тип дорожек усложняется от первой к последней. Стимульный материал к методике «Дорожки» представлен в Приложении 1.
Инструкция для ребенка: «Здесь нарисованы дорожки и машинки с домиками. Попробуй соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки».
В процессе выполнения задания педагог фиксирует какой рукой ребенок выполняет задание (правой или левой), быстро или медленно проводит линии, высказывания и вопросы во время рисования.
Высоким считается уровень если отсутствуют выходы за пределы дорожки и в процессе выполнения задания карандаш отрывается от листа не более трех раз.
Низкий уровень если выходов за пределы дорожки более 3х. сама линия неровная, дрожащая, слабая, почти невидимая или, наоборот, линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту рисунка.
Затем мы применили методику Г.А. Волковой. Ребенок выполняет несколько заданий в которых он должен выполнить упражнения по подражанию и по словесной инструкции. Использованные нами задания, инструкция проведения и критерии оценки представлены в Приложении 2.
Также на контрольном этапе исследования мы провели диагностическое обследование уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста по программе «Детство». Данное исследование проводится в два этапа:
— статистическое развитие мелкой моторики;
— динамическое развитие мелкой моторики.
На 1 этапе выполняются статистические упражнения. Педагог показывает выполнение каждого упражнения. Первый раз при необходимости оказывает помощь ребенку. Затем ребенок выполняет упражнения самостоятельно. На 2 этапе проводятся динамические упражнения. Упражнения, инструкции к их проведению и критерии оценивания представлены в Приложении 3.
На данном этапе, мы продиагностировали три группы по методике «Дорожки» и определили отличается ли уровень развития мелкой моторики рук у детей с ЗПР и без отклонений. Дети без нарушений в дальнейшем исследовании участия не принимали.
Затем провели исследование по двум другим методикам для групп с ЗПР, одна из которых будет контрольной, а вторая экспериментальной. Результаты констатирующего этапа были нами подсчитаны и проанализированы. Их интерпретация будет представлена позже. После получения результатов первого этапа эксперимента, мы перешли ко второму, формирующему этапу. На этом этапе нам необходимо выполнить цель написания данной работы, а именно создать и апробировать систему занятий по развитию мелкой моторики у дошкольников с ЗПР средствами аппликации. Для этого мы составили систему занятий аппликацией, направленных на развитие мелкой моторики у старших дошкольников. В формирующем этапе приняла участие одна группа детей с ЗПР, состоящая из 12 человек, экспериментальная. Созданная и апробированная нами на формирующем этапе эксперимента система занятий представлена в следующем параграфе.
На третьем контрольном этапе нам необходимо проверить поставленную в начале исследования гипотезу. А именно, подтвердить или опровергнуть, что занятия аппликацией способствуют развитию мелкой моторики рук у дошкольников с ЗПР. С этой целью, мы повторно провели диагностику двух групп детей с ЗПР — контрольной и экспериментальной, которая занималась аппликацией. Для этого мы использовали две методики:
— Методика исследования состояния уровня мелкой моторики Г.А. Волковой;
— Диагностическое обследование уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста по программе «Детство».
Полученные результаты показали влияние аппликации на развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР. Анализ и интерпретация представлены в параграфе 2.3.
Система занятий по развитию мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития средствами аппликации
Ребенок с ЗПР способен работать только с тем материалом, который ему интересен. Это происходит из-за особенностей его психического развития. Чем разнообразнее будут занятия, тем более высокую мотивацию к предстоящей деятельности они дадут.
При написании главы 1 данного исследования, мы ознакомились с работой Д.Б. Юматовой.[34] Предложенная ею структура организации занятия, направленного на развитие мелкой моторики рук, показалась нам интересной и была использована при проведении наших занятий. Адаптированная структура занятия представлена в Приложении 4. В вводной части мы так и оставили массаж, в основной части – проводилось занятие аппликацией, а в третью часть включает в себя дополнительные упражнения на развитие мелкой моторики рук. Использовались упражнения из работы Т.А. Ткаченко[30].
Комплекс занятий состоит из нескольких блоков. 1 блок – это занятия предметной аппликацией; 2 блок – это занятия предметной аппликацией с использованием метода вырезания из сложенной в несколько раз бумаги и 3 блок – занятия с использованием нетрадиционных материалов и техник. При составлении занятий использовались труды М.А. Гусаковой и Т.Г. Казаковой. План занятий представлен в Таблице 2.1
Таблица 2.1 План занятий, направленных на развитие мелкой моторики рук средствами аппликации
№ блока | Название занятия | Цель |
1 блок | «Натюрморт» (ваза или кувшин, рядом яблоко или груша) | Развивать мелкую моторику рук; Учить сравнивать разные способы изображения объемной формы, уметь составлять композицию из 2 – 3 предметов. |
«Игрушки в подарок малышам» Занятие 1 | Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к малышам, вызывать желание порадовать их подарками, сделанными своими руками; из цветной бумаги вырезать игрушки, наклеить, сделать из аппликативных работ книжку | |
«Игрушки в подарок малышам» Занятие 2 | ||
«Загадки и отгадки» | Развивать мелкую моторику рук; формировать у детей воображение, закреплять умение вырезать силуэт предмета, аккуратно наклеивать его на бумагу.
| |
2 блок | «Сказочная птица» | Развивать мелкую моторику рук; Развивать у детей воображение,, вырезывать силуэт птицы из бумаги, сложенной вдвое, для получения симметричной формы, замечать красоту силуэта |
«Паучок» | Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей, учить создавать композицию; Закреплять умение работать со сложенной в несколько раз бумагой; Учить детей работе в новой технике выполнения аппликации – аппликация из скрученных жгутиков
| |
«Хоровод матрешек» (коллективная) | Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать интерес к народному искусству, развивать эстетическое восприятие, умение вырезывать из бумаги, сложенной в несколько раз силуэт матрешки, цветы для сарафана, уметь располагать матрешек в одной композиции | |
«Мы вокруг березки встанем в хоровод» (коллективная) Занятие 1 | Развивать мелкую моторику рук, восприятие, любовь к природе, закреплять умение выполнять фигурки из бумаги, сложенное вдвое, украшать их узором, создавать коллективную композицию | |
«Мы вокруг березки встанем в хоровод» (коллективная) Занятие 2 | ||
3 блок | «Лебедь» | Развивать мелкую моторику рук; Научить детей методам и приемам создания объемной аппликации из полосок бумаги; Развитие познавательного интереса, творческих способностей, мышления, воображения; Воспитание интереса и желания усложнять аппликации |
«Совушка – Сова» | Развивать мелкую моторику рук; Расширить представления детей о птице – Сове; Совершенствовать умение создавать композицию из отдельных деталей; Учить детей отрезать часть от ватного диска по прямой и округлой линии на глаз и по разметке, делать небольшие надрезы и вырезы; Учить наклеивать волокнистые материалы на фон аппликации | |
«Цветы для мамы» | Развивать мелкую моторику рук; Научить делать цветок из салфетки, продолжать учить составлять сюжетную композицию; Воспитывать терпение и усидчивость | |
«Плывет кораблик» | Развивать мелкую моторику рук, наблюдательность, интерес к окружающему; Закреплять умения вырезывать различные формы, учить использовать прием обрыва, подбирать цвета бумаги, составлять несложную композицию | |
Заключительное занятия | «Ветка мимозы» (коллективная) | Развивать мелкую моторику рук; учить детей наклеивать детали на картон, создавая образ цветка, используя в своей работе салфетки, учить детей рвать салфетки, из отдельных частей скатывать шарик, наклеивать их на картон. Развивать моторику рук. Закрепить форму, цвет, величину. Закрепить навыки пользования клеем. Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам.
|
В соответствии с представленным планом, нами 1 раз в неделю проводились занятия аппликацией для детей с ЗПР из экспериментальной группы. Заключительным занятием стала коллективная работа «Ветка мимозы». Конспект основной части занятия представлен в Приложении 5. Были успехи, были и проблемы. Анализ формирующего этапа представлен в следующем параграфе.
- Анализ и интерпретация, полученных в ходе исследования результатов
В процессе проведенного экспериментального исследования, мы провели 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Рассмотрим результаты, полученные в процессе эксперимента.
На контрольном этапе были обследованы 3 группы детей по методике «Дорожки» Л.А. Венгера. Рассмотрим, полученные результаты. В первой группе детей с ЗПР высокий результат показали 2 ребенка, во второй – 3 ребенка. У остальных детей данных групп уровень развития мелкой моторики рук низкий. В группе детей без нарушений развития того же возраста результат другой: высокий уровень у 19 детей, низкий – у 5. Сравним показатели детей с ЗПР и без на рисунке 2.1
Рисунок 2.1 Сравнение показателей уровня развития мелкой моторики рук у детей с ЗПР и без нарушений. Методика «Дорожки»
По результатам, проведенного сравнительного анализа, мы видим, что как мы и предполагали по результатам изучения теоретического материала, у детей с ЗПР имеет место нарушение развития мелкой моторики рук. По сравнению со своими сверстниками без нарушений психического развития уровень развития мелкой моторики у них низкий.
Следовательно, мы можем смело переходить к дальнейшему изучению мелкой моторики рук у детей с ЗПР. Для этого мы провели еще две диагностические методики, но уже только с детьми с ЗПР. Рассмотрим результаты, полученные нами в контрольной и экспериментальной группах. Данные исследования контрольной группы представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2 Результаты диагностики контрольной группы. Констатирующий этап
№ п/п | Имя ребенка | Методика Г.А. Волковой | Диагностическое обследование, программа «Детство» | Общий уровень развития | |||||
А | Б | Уровень развития | 1 этап | 2 этап | Всего баллов | Уровень развития | |||
1 | Нина А. | 1 | 2 | Ниже среднего | 2 | 5 | 7 | Низкий | Низкий |
2 | Полина Б. | 2 | 1 | Ниже среднего | 3 | 4 | 7 | Низкий | Низкий |
3 | Вова Б. | 0 | 1 | Ниже среднего | 0 | 1 | 1 | Низкий | Низкий |
4 | Сережа Д. | 3 | 2 | Ниже среднего | 3 | 6 | 9 | Низкий | Ниже среднего |
5 | Юра К. | 0 | 1 | Ниже среднего | 1 | 3 | 4 | Низкий | Низкий |
6 | Надя К. | 0 | 0 | Низкий | 0 | 3 | 3 | Низкий | Низкий |
7 | Люба Л. | 1 | 1 | Ниже среднего | 1 | 2 | 3 | Низкий | Низкий |
8 | Антон М. | 2 | 3 | Ниже среднего | 3 | 6 | 9 | Низкий | Ниже среднего |
9 | Наташа П.
| 4 | 3 | Средний | 5 | 10 | 15 | Средний | Средний |
10 | Рома С. | 2 | 3 | Ниже среднего | 4 | 7 | 12 | Ниже среднего | Ниже среднего |
11 | Дима Т. | 1 | 0 | Ниже среднего | 1 | 3 | 4 | Низкий | Низкий |
12 | Рита Я. | 0 | 1 | Ниже среднего | 0 | 0 | 0 | Низкий | Низкий |
Показатель развития уровня мелкой моторики пук по контрольной группе довольно низкие. Только 1 ребенок в группе показал средний результат. Рассмотрим результаты, полученные экспериментальной группой. Данные исследования представлены в таблице 2.3
Таблица 2.3 Результаты диагностики экспериментальной группы. Констатирующий этап
№ п/п | Имя ребенка | Методика Г.А. Волковой | Диагностическое обследование, программа «Детство» | Общий уровень развития | |||||
А | Б | Уровень развития | 1 этап | 2 этап | Всего баллов | Уровень развития | |||
1 | Антон А. | 2 | 1 | Ниже среднего | 3 | 5 | 8 | Низкий | Ниже среднего |
2 | Лена В. | 0 | 1 | Ниже среднего | 2 | 6 | 8 | Низкий | Низкий |
3 | Сева В. | 1 | 1 | Ниже среднего | 4 | 4 | 8 | Низкий | Низкий |
4 | Руслан Д. | 3 | 3 | Средний | 5 | 7 | 12 | Ниже среднего | Ниже среднего |
5 | Анна Е. | 1 | 0 | Ниже среднего | 3 | 5 | 8 | Низкий | Низкий |
6 | Света И. | 0 | 0 | Низкий | 1 | 3 | 4 | Низкий | Низкий |
7 | Юля К. | 2 | 1 | Ниже среднего | 3 | 4 | 7 | Низкий | Низкий |
8 | Тимур Н. | 4 | 3 | Средний | 5 | 11 | 16 | Средний | Средний |
9 | Саша О.
| 2 | 2 | Ниже среднего | 4 | 4 | 8 | Низкий | Ниже среднего |
10 | Валера С. | 2 | 1 | Ниже среднего | 2 | 5 | 7 | Низкий | Низкий |
11 | Миша У. | 0 | 0 | Низкий | 1 | 3 | 4 | Низкий | Низкий |
12 | Алена Х. | 3 | 2 | Ниже среднего | 4 | 6 | 10 | Низкий | Ниже среднего |
Показатель уровня развития мелкой моторики рук в экспериментальной группе тоже в основном низкий. Для более наглядного исследования сравним результаты двух групп на рисунке 2.2
Рисунок 2.2 Сравнение результатов исследования групп на контрольном этапе
По результатам проведенного на констатирующем этапе эксперимента, мы видим, что в целом дети одного возраста с ЗПР, посещающие 2 разные группы детского сада, имеют примерно одинаковый, низкий уровень развития мелкой моторики рук.
Определив низкий уровень развития мелкой моторики у детей с ЗПР, переходим к формирующему этапу нашего эксперимента, о котором мы говорили в предыдущем параграфе.
В целом занятия прошли в хорошей эмоциональной атмосфере, дети занимались с удовольствием. Особенно их заинтересовали занятия нетрадиционными техниками и средствами. Но, в процессе составления плана была допущена одна ошибка, которую обязательно учтем в будущем. Слишком рано было поставлено в план коллективное занятие. Дети еще плохо освоили технику аппликации, с трудом работали индивидуально и коллективные занятия 2 блока прошли тяжело и мало результативно. И наоборот, заключительное, коллективное занятие вызвало у детей восторг и желание творить.
Таким образом, по формирующему этапу был сделан вывод о необходимости соблюдать последовательность в выполнении занятий.
Давайте посмотрим, что же дал наш эксперимент? Изменился ли уровень развития мелкой моторики рук у детей в экспериментальной группе? Для этого изучим результаты исследования контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе исследования.
Рассмотрим результаты, полученные контрольной группой на контролирующем этапе. Таблица 2.4
Таблица 2.4 Результаты диагностики контрольной группы. Контрольный этап
№ п/п | Имя ребенка | Методика Г.А. Волковой | Диагностическое обследование, программа «Детство» | Общий уровень развития | |||||
А | Б | Уровень развития | 1 этап | 2 этап | Всего баллов | Уровень развития | |||
1 | Нина А. | 2 | 2 | Ниже среднего | 4 | 7 | 11 | Ниже среднего | Ниже среднего |
2 | Полина Б. | 3 | 2 | Ниже среднего | 5 | 6 | 11 | Ниже среднего | Ниже среднего |
3 | Вова Б. | 1 | 2 | Ниже среднего | 2 | 3 | 5 | Низкий | Низкий |
4 | Сережа Д. | 4 | 3 | Средний | 5 | 9 | 14 | Ниже среднего | Средний |
5 | Юра К. | 1 | 2 | Ниже среднего | 3 | 5 | 8 | Низкий | Низкий |
6 | Надя К. | 0 | 0 | Низкий | 1 | 4 | 5 | Низкий | Низкий |
7 | Люба Л. | 2 | 1 | Ниже среднего | 2 | 2 | 4 | Низкий | Низкий |
8 | Антон М. | 3 | 3 | Средний | 5 | 8 | 13 | Ниже среднего | Ниже среднего |
9 | Наташа П.
| 4 | 4 | Средний | 7 | 10 | 17 | Средний | Средний |
10 | Рома С. | 3 | 3 | Средний | 6 | 9 | 14 | Ниже среднего | Средний |
11 | Дима Т. | 2 | 1 | Ниже среднего | 2 | 3 | 5 | Низкий | Низкий |
12 | Рита Я. | 1 | 1 | Ниже среднего | 0 | 1 | 1 | Низкий | Низкий |
В процессе ежедневных занятий в ДОУ, несмотря на отсутствие целенаправленных занятий по развитию мелкой моторику рук, просматривается некоторое, незначительное улучшение ситуации. Это наглядно видно на рисунке 2.3
Рисунок 2.3 Сравнение констатирующего и контрольного этапа исследования контрольной группы
Можно сказать, что в процессе ежедневных занятий по программе ДОУ немного снизилось количество детей с низким уровнем развития мелкой моторики рук и увеличилось количество детей со средним уровнем развития.
Теперь посмотрим, что изменилось в экспериментальной группе. Помогли ли наши занятия, которые проводились в процессе формирующего этапа исследования. В Таблице 2.5 представлены результаты диагностики экспериментальной группы детей.
Таблица 2.5 Результаты диагностики экспериментальной группы. Контролирующий этап
№ п/п | Имя ребенка | Методика Г.А. Волковой | Диагностическое обследование, программа «Детство» | Общий уровень развития | |||||
А | Б | Уровень развития | 1 этап | 2 этап | Всего баллов | Уровень развития | |||
1 | Антон А. | 4 | 3 | Средний | 5 | 11 | 16 | Средний | Средний |
2 | Лена В. | 2 | 3 | Ниже среднего | 4 | 10 | 14 | Ниже среднего | Ниже среднего |
3 | Сева В. | 3 | 3 | Средний | 6 | 9 | 15 | Средний | Средний |
4 | Руслан Д. | 5 | 6 | Высокий | 6 | 12 | 18 | Высокий | Высокий |
5 | Анна Е. | 3 | 3 | Средний | 5 | 9 | 14 | Ниже среднего | Средний |
6 | Света И. | 2 | 1 | Ниже среднего | 4 | 8 | 12 | Ниже среднего | Ниже среднего |
7 | Юля К. | 4 | 3 | Средний | 4 | 11 | 15 | Средний | Средний |
8 | Тимур Н. | 6 | 5 | Высокий | 6 | 12 | 18 | Высокий | Высокий |
9 | Саша О.
| 4 | 3 | Средний | 6 | 9 | 15 | Средний | Средний |
10 | Валера С. | 4 | 3 | Средний | 5 | 11 | 16 | Средний | Средний |
11 | Миша У. | 2 | 1 | Ниже среднего | 4 | 7 | 11 | Ниже среднего | Ниже среднего |
12 | Алена Х. | 5 | 4 | Высокий | 6 | 12 | 18 | Высокий | Высокий |
Хорошим показателем является отсутствие в группе детей с низким уровнем развития мелкой моторики рук, что свидетельствует о положительном влиянии комплекса занятий аппликацией. Для большей наглядности рассмотрим показатели данной группы детей до и после формирующего этапа. Рисунок 2.4
Рисунок 2.4 Сравнение результатов диагностики экспериментальной группы до и после проведения формирующего этапа исследования
По результатам проведенного исследования в экспериментальной группе не осталось детей с низким уровнем развития мелкой моторики рук. Зато сильно увеличилось количество детей со средним уровнем развития и даже появились дети с высоким уровнем развития мелкой моторики рук.
Следовательно, можно предположить, что наши занятия способствовали улучшению мелкой моторики рук. Но так как в контрольной группе показатели также выросли, то сравним их, чтобы убедиться, что повышения уровня развития мелкой моторики рук в экспериментальной группе явилось именно следствием проведенного формирующего этапа эксперимента. Сравним показатели контрольной и экспериментальной группы в конце нашего исследования. Рисунок 2.5
Рисунок 2.5 Сравнение результатов исследования контрольной и экспериментальной группы
Таким образом, подводя итоги нашего исследования, мы видим, что у детей экспериментальной группы после проведенного комплекса занятий аппликацией, результаты стали значительно выше и существенно отличаются от результатов контрольной группы в лучшую сторону.
Подводя итоги нашему экспериментальному исследованию, можно дать следующие рекомендации по организации корректирующих занятий с детьми с ЗПР в дошкольных учреждениях:
— коррекционные игры и упражнения должны проводиться систематически;
— необходимо двигаться последовательно, от простого к сложному;
— занятия должны выполняться на положительном эмоциональном фоне, ребенок должен хотеть заниматься, необходимо увлечь его;
— при организации коррекционных мероприятий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития и его возможности;
— необходимо соблюдать временной регламент, ребенок не должен переутомляться;
— лучше если занятия будут проходить в игровой форме;
— занятия можно проводить как в группе, так и индивидуально.
Можно рекомендовать такие формы занятий: пальчиковые игры, игры и занятия с мелкими предметами, завязывание шнурков, бантиков, нанизывание бусин, работа с бумагой, с карандашом, аппликация и т.п.
Выводы по II главе
- Экспериментальное исследование подтвердило нарушение развития мелкой моторики рук у дошкольников с ЗПР.
- Все дети с ЗПР имеют низкий уровень развития мелкой моторики рук.
- Аппликация является эффективным средством коррекции развития мелкой моторики рук.
- Коррекционные мероприятия должны проводиться систематически, последовательно.
- Для продуктивности занятий требуется положительный эмоциональный фон.
- Для успешности коррекции необходимо учитывать индивидуальные особенности личности ребенка.
Заключение
В начале данного исследования была поставлена цель — создать и апробировать систему занятий по развитию мелкой моторики у дошкольников с ЗПР средствами аппликации. Для достижения цели мы изучили теоретические материалы и провели экспериментальное исследование.
В результате выполнения работы были сделаны следующие выводы. Мелкая моторика руки играет важную роль в развитии личности в целом. Дети с ЗПР имеют ряд отклонений в развитии двигательной сферы. Больше всего у таких детей страдает моторика кистей и пальцев. Отклонения в развитии мелкой моторики неблагоприятно влияют на психическое развитие ребенка и его успехи в некоторых видах деятельности (письмо, рисование и др.)
Для выявления уровня развития мелкой моторики используют разные методики. Часть из них была использована нами в данной работе. Это позволило нам составить план коррекционной работы с дошкольниками средствами аппликации.
В результате проведенного исследования, мы доказали, что аппликация является эффективным средством коррекции мелкой моторики руки. Были разработаны рекомендации по организации коррекционных занятий.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи выполнены полностью. Выдвинутая гипотеза доказана.
Список литературы
- Адилова, М. Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста / М.Ш. Адилова // Дефектология. — 1988. — № 4. – с. 18
- Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие для вузов./ Л. Н. Блинова — М.: НЦ ЭНАС, 2004.- 67 с.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: «Гном-Пресс», 1999 — 56с.
- Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. — М.: В. Секачев, 2007. — 78с.
- Выготский, Л.С. Основы дефектологии: Учебник для вузов. Специальная литература / Л.С. Выготский — СПб.: Лань, 2003. — 654 с.
- Гаврилушкина О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития / О. Гаврилушкина — Дошкольное воспитание, 1998 — №2- 48 с.
- Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для вузов / А. Д. Гонеев, В. А. Сластенина, – 3-е изд., перераб. — М.: Академия, 2004.- 23 с.
- Гончарова Е. Парадоксы отклоняющегося развития // Дошкольное воспитание. — 2006. — №2. — С.72 — 78
- Горбунова Е., Юсупов В., Артамонов А. Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. — 2016. — №8. — С. 62 — 67
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие для студ. соед. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 272с.
- Гугуман Т.В., Семерез А.С. Нетрадиционные аппликации как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников // Молодой ученый: Международный научный журнал. — 2017. — №26. — С.158 — 161
- Гусакова М.А. Аппликация. / М.А. Гусакова. — М.: Просвещение, 1987. — 289 с.
- Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя / Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.П. Носковой. — М.: Просвещение, 1993. — 224с.
- Емельянова И., Маркова С. Специфика работы с детьми с ОВЗ в группах комбинированной направленности ДОО // Дошкольное воспитание. — 2016. — №11. — С. 77 — 81
- Емельянова И. Специфика работы с детьми с ОВЗ в группах комбинированной направленности ДОО // Дошкольное воспитание. — 2016. — №12. — С. 82 — 88
- Запорожец А.В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева и А.В.Запорожца. М., 1995. – с.112-122.
- Киселева В. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание. — 2006. — №1. — С. 65 — 66
- Ковалев В. В.Психиатрия детского возраста. / В. В. Ковалев — М., 1995.-23 с.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. – 32 с.
- Кудрявцев В. Двигательное воображение.// Дошкольное воспитание. № 3, 1989, с. 44-49
- Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени – М. : Издат. центр Академия, 2006. – 480 с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144с.
- Микляева Н. Вариативные формы образовательной деятельности на основе передвижной аппликации // Дошкольное воспитание. — 2017. — №5. — С. 64 — 69
- Микляева Н. Вариативные формы образовательной деятельности на основе передвижной аппликации // Дошкольное воспитание. — 2017. — №6. — С. 52 — 57
- Осиянцева Н.В. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с ЗПР // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования: материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов. — Барнаул: АлтГПА, 2012. — С.176-179
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития // В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия. — СПб.: Питер, 2008. — С. 258-271
- Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2011. — №1. — С. 60 — 61
- Рогожина Е. Упражнения на развитие мелкой моторики // Дошкольное воспитание. 1998. № 9. – с. 41-47.
- Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. — М.: Просвещение, 1985. — 255с.
- Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику / Т.А. Ткаченко. — М.: Эксмо, 2007. — 80с.
- Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова — М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
- Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учеб. метод. пособ. для студ. педагог. факульт. / Г.В. Фадина. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. — 80с.
- Юматова Д.Б. Нозологический фактор в работе с детьми с ОВЗ. Система занятий по развитию мелкой моторики // Дошкольная педагогика. — 2018. — №2. — С. 45 — 49
Прикрепленные файлы: |
|
---|---|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость | |
Скачать файлы: |
|
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф