Введение.
Глава 1. Совладающее поведение и его взаимосвязь с личностными особенностями
1.1. Понятие агрессии и агрессивного поведения.
1.2. Характеристика совладающего поведения и компингстратегий как способы борьбы с агрессией.
Глава 2. Исследование взаимосвязи уровня агрессивности с особенностями совладающего поведения.
2.1. Выборка и метод исследования.
2.2. Результаты исследования и их обсуждение.
Выводы.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Актуальность исследования. Агрессивное поведения в настоящее время имеет все более значимую социальную направленность и привлекает внимание таких специалистов как: социологов, педагогов, психологов, которыми рассматриваются способы ее решения в контексте профилактики а также предупреждений агрессивного проявлений в поведении и снижения самой агрессивности личности.
Современная ситуация заставляет психологов и педагогов по-новому взглянуть на имеющуюся проблему агрессивного поведения в обществе, поскольку данное поведение на сегодняшний день скорее обыденность, чем исключение. Современные люди в нашей стране живет сегодня во времена стремительных изменений в социально-экономических условиях и политической напряженности, что часто приводит к усилению в проявлениях агрессии с их стороны по отношению к другим людям.
Особенность агрессивного поведения такова, что, затрагивая эмоциональную сферу личности, она способствует усугублению морального диссонанса, а также в формированиях стрессового и депрессивных состояний у людей.
Многочисленные исследования, как среди отечественных, так и среди зарубежных авторов по проблемам агрессивности принадлежат таким учёным как: Э. Фромм, Н.Д Левитов, К.Лоренс, А.А Реан и многие другие.
Цель работы заключается в изучение взаимосвязи уровня агрессивности со спецификой защитных механизмов и стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить понятие агрессии и агрессивного поведения;
– дать характеристику совладающего поведения и компинг-стратегий как способы борьбы с агрессией;
– провести исследование взаимосвязи уровня агрессивности с особенностями совладающего поведения ;
– обобщить результаты исследования и сделать выводы.
Объект исследования – уровень агрессивности.
Предмет исследования – взаимосвязь уровня агрессивности с защитными механизмами и копинг-стратегиями.
Гипотеза: пока не формулируем
В исследовании приняло участие 21 человек в возрасте от 20 до 57 лет, из них мужчин – 3 человека (14 %), женщин – 18 человек (86%).
Для диагностики уровня агрессивности была использована методика Басса-Пери, разработанная в 1992 году и проективная методика – тест Руки, разработанная Э. Вагнером в 1962 году.
Для диагностики особенностей совладающего поведения использовались: методика диагностики механизмов психологической защиты – LSI (Life Style Index), разработанная в 1979 г. Р. Плутчиком; опросник «Способы совладающего поведения», разработанный в 1988 г. Р. Лазарусом и С.Фолкман.
Статистическую обработку полученных данных осуществляли с помощью пакета программ STATISTICA 8.0. Для выявления корреляционных связей между показателями использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Глава 1. Совладающее поведение и его взаимосвязь с личностными особенностями
1.1. Понятие агрессии и агрессивного поведения
Агрессивность – враждебное свойство или черта личности, основывающаяся на причинении доставлять неприятности, наносить ущерб, вред при нападении общее проявление негативных тенденций по отношению людей и всему окружающему миру [26, с. 41].
Агрессивность (лат. aggressio – нападать) – достаточно стойкая осознаваемая или не осознаваемая характеристика личности, имеющаяся в проявлении агрессивности конечным итогом которого является причинение психологического (морального) либо физического вреда [26, с. 47]. Допустимое же проявление агрессивности не являющееся проявлением делинквентного поведения с нанесением умышленного вреда другим людям, а лишь проявляющееся при отстаивании на своей определённой точке зрения, мнения, проявляется вполне успешной социализацией и интеграции личности в общество [5, с. 100].
Стоит отметить, что необходимо отличать агрессию от агрессивности.
Агрессия – любые проявления задействованные намерено причинить ущерб другому лицу или группе лиц, а так же по отношению негативного проявление (гнева, ярости) в том числе и животным.
Агрессивность рассматривается лишь как готовности к проявлению агрессии.
Таким образом, основным отличием агрессии от агрессивности является прямая направленность на причинение вреда кому-либо, а агрессивность является лишь свойством личности. Не всегда под агрессивными действиями определённой личности предполагается агрессивность самого субъекта. С другой стороны агрессивность личности не всегда проявляется в конкретно агрессивных действиях. Проявление агрессивности, как и её отсутствие, как свойства субъекта в определенных ситуациях всегда будет при трансситуативных взаимодействиях с ситуационными факторами [19, с. 3].
В случае агрессивных действий неагрессивной личности в основе этих действий лежит фактор ситуации. В случае же агрессивных действий агрессивной личности первенство принадлежит личностным качествам.
Таким образом, агрессия проявляется от ситуации и самой личности, может быть как константной, так и приходящей. Агрессивность проявляется в зависимости от ситуации и носит кратковременный характер самого проявления, в противоположность ей является личностная агрессивность, определённо носящая более постоянный характер, проявляющаяся при любом удобном случае, при, совпадений сопутствующих обстоятельств.
Агрессивная личность не всегда проявляет жестокость, если в этих действиях не присутствует умысел в причинений вреда, тогда как жестокий человек всегда имеет агрессивную направленность в своих действиях.
Низкий уровень адаптации при использовании различных негативно деструктивных способах в общений свидетельствует о явной выраженности агрессивности личности.
Начальное теоретическое положение относящееся к агрессии по своей сущности возникновения является инстинктивным. Согласно данному и достаточно распространённому подходу возникновение агрессий определено генетически.
В психоаналитическом подходе З.Фрейда «Агрессия как поведение обусловленное инстинктами» утверждалось, что в поведении индивида имеет своё начало и происходит из жизненного инстинкта, где имеется место направленности для упрочнения и продолжения жизни. В данном подходе агрессия выступает как разрушающая деятельность, направленная на уничтожение жизни [14, с. 110].
В своих работах Фрейд предполагает наличие второстепенного главного инстинкта – влечение к смерти (танатос), проявляющемуся в стремлении к разрушению. Танатос противоположен эросу. В этом подходе он подразумевал постоянную борьбу между танатосом и эросом. В этом взаимодействии стремление к разрушению (танатос) вытеснялось по направлению во вне от своего «Я» что служило выходом по отношению направления на других.
Данный психоаналитический подход является наиболее спорным, большинство учеников Фрейда имевшими общую точку зрения и поддерживающие его взгляды по другим его теоретическим подходам были против в поддержании данного [30, с. 85].
Конрад Лоренц в этологическом подходе, где агрессия изначально присутствует в людях, как и у других существ, так же проявляется одним из врождённых инстинктов в борьбе за существование. Им предполагалось, что данное поведение обусловленное инстинктами сформировалось в течение эволюционирования.
По мнен6ию К. Лоренца, во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов.
Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы. Наконец, сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства.
В социобиологическом подходе успешность репродуктивности, выживаемости обуславливается влиянием генов где субъекты смогут сосуществовать друг с другом с набором аналогичных генов (родственные), что проявится в толерантности, полном дальнейшем содействии в существовании, а проявлять агрессивность будут по отношению к тем особям, чьи гены не совпадают т.е. при наличии наименьшей вероятности совпадения на генетическом уровне [3, с. 86].
Агрессивное проявление в данном случае обосновывается в борьбе за пищу, брачных партнёров, где наиболее высокая репродукция имеет свою значимость, и наоборот пригодность на генетическом уровне будет отсутствовать в случае отсутствие проявления агрессивности в борьбе за данные ресурсы, обуславливающие выживаемость потомства. Однако проявление агрессии будет способствовать генетической пригодности лишь тогда, когда она будет превышать затраченные усилия.
Приверженцы теории социального научения полагают, что чем больше индивид совершает агрессивные поступки, тем они более становятся неотъемлемой частью его поведения. В этом решающую роль играют родители, во многом своим примером, не осознавая того, что могут способствовать возникновению в поведении у ребенка проявлений агрессии [8, с. 96].
В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:
– степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;
– сила препятствия на пути достижения цели;
– количества последовательных фрустраций.
Виды агрессивных реакций по Бассу-Дарки:
- Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
- Косвенная – агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
- Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм – оппозиционная манер поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.
- Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
- Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести.
В теории социального научения агрессия выступает как усвоение в процессе поведения социализации через наблюдение соответствующего образов действиях и опосредованно социальным подкреплением, человеческое поведение, направленное на образец. Данная теория была предложена А. Бандурой и объясняет усвоение, провоцирование, регуляцию агрессивного поведения [5, с. 107].
Агрессия, приобретается посредством:
– биологических факторов (например, гормоны, нервная система);
– научения (например, непосредственный опыт, наблюдение).
Агрессия провоцируется:
– воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание);
– неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация);
– побудительными мотивами (например, деньги, восхищение);
– инструкциями (например, приказы);
– эксцентричными убеждениями (например, параноидальными убеждениями).
Агрессия регулируется при помощи:
– внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия);
– викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других);
– механизмов саморегуляции (например, гордость, вина).
В наше время данная теория является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, в особенности если имеются сведения об агрессоре в ситуации социального развития.
При детальном анализе многих подходов по изучению агрессивного поведения, имеется возможность предположить, что рассматриваемые теории агрессивности как инстинкта имеют большие отличия, но сходны по смыслу. В частности, центральное для всех теорий положение о том, что агрессия является следствием по преимуществу инстинктивных, врожденных факторов, логически ведет к заключению, что агрессивные проявления практически невозможно устранить. Ни в удовлетворении материальных потребностей, ни в устранении социальной несправедливости, ни какие либо другие позитивные изменения в структуре социума не в силах изменить зарождение и проявление агрессивных импульсов. Самое большее, чего можно достичь, то временное не допущение аналогичных проявлений или ослабление их характерной интенсивности проявления, поэтому, в связи с данными теориями, агрессивность в той или другой форме всегда сопровождает людей.
Еще раз необходимо указать на разграничение понятий «агрессия» и «агрессивность». Агрессия – это поведение присущее более индивидуальному либо коллективному, направленная в нанесений физического, либо психического вреда или ущерба. Агрессивность – более устойчивая черта индивида, проявляющаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности расценивать и обозначать поведение другого по отношению к себе как враждебное. В меру своей устойчивости и вхождения в индивидуальную структуру человека, агрессивность может предопределять общую тенденцию в поведении [6, с. 164].
Агрессивная тенденция может возникать и проявляться в конкретных жизненных ситуациях под воздействием определённо каких-либо провоцирующих факторов.
При проведении аналитического анализа литературных данных выяснилось, что на сегодняшний день отсутствует единого понятия агрессии и агрессивного поведения в зарубежной и отечественной психологии.
Следовательно на сегодняшний день учёными представлено много дефиниций агрессии, агрессивного поведения и агрессивности, однако важно отметить, что общепринятого понятия не существует. Предлагалось множественное количество классификаций, несходящиеся во многих своих основных моментах, но очень часто носят противоречивый характер в отношении друг друга. К тому же данное явление уместно как для зарубежной, так и для отечественной психологической теории.
Так же на сегодняшний день возможно предположить, что агрессивное поведение – является поведением, ориентированным в причинении ущерба объектам, которыми могут являться одушевлённые существа либо неодушевленные предметы. Агрессивное поведение является признаком в проявлениях физического либо психологического дискомфорта, стрессов, фрустраций. А так же, оно может являться в виде средств при помощи достижения каких либо значимых целей, а так же в повышении личного статуса субъекта при помощи самоутверждения.
1.2. Характеристика совладающего поведения и компинг-стратегий как способы борьбы с агрессией
Способность человека успешно справляться с трудными жизненными задачами и ситуациями, всегда было актуальной задачей психологических исследований и практического применения полученных знаний. В психологической науке совладающее поведение характеризуется как способность личности в преодолении многочисленных жизненных трудностей, способность индивида к быстрому поиску в решении разного рода возникающих проблем и трудностей, продолжать быть успешным адаптируемым, не теряя при этом психологического здоровья.
Первым кто ввёл термин «coping» (coping – от англ. «cope» – преодолевать) является Г Гартман (1958). В дальнейшем термин «coping» применил Л. Мэрфи в 1962 году, который изучал способы преодолевания детьми условно для описания о образуюшихся кризисами развития [24, с. 72].
Р. Лазарус прибегает к понятию «coping» в обозначении осознаваемых стратегий совладания со стрессом и с другими воспроизводящими тревожность явлениями.
В точности копинг – поведение складывается так: копинг – это «постоянно изменяющееся когнитивные и поведенческие способы справится с различными наружними либо внутренними требованиями, которые обозначаются как многомерные либо превосходящие возможности людей» (Р. Лазарус).
Авторы определяют «coping» как процесс который имеет свойство всё время изменяться т.к человек и социум образовывают постоянную движущуюся связь и находятся в зависимости друг от друга.
Копинг позволяет личности адаптироваться к различным ситуациям и их требованиям, давая возможность изменить эти требования. Главная цель копинга заключается в поддержании у личности нормального состояния психологического и физического здоровья и его сохранении, а так же сохранению стабильных социальных отношений [30, с. 86]. В конечном понимании совладающее поведение определяется в виде готовности личности искать поиск в решении жизненных трудностей.
Начало изучения копинга было положено в 50-60г ХХ в. Зарубежными психологами (Lazarus,Folkman, Aldwin, Endler, Parker, Scheier, Moos и др.).
В конце 90 х. начинают появляться первые публикации по – проблеме совладания в отечественной психологии (Л.А. Китаем – Смык, К.А. Абульханова – Славская, В.А. Бодров, Ялтовский, Сирота, Крюкова, 2008)
Начало современных исследований совладания людей со сложными социальными ситуациями и стрессами имеются в работах, опубликованных в конце XIX – начале XX столетий разработчиками психоаналитических направлений и имеют связь с определением психологической защиты, обозначающее способ защиты эго или Я-структур от принятия субъектом отрицательных фактов жизни.
Более часто при изучениях копинг – поведения используются многошкальные тест – опросники. В их числе методика способов психологического преодоления Р. Лазаруса и С. Фолкман (The Ways of Coping Questionnaire); краткий тест Д. Амирхана (TheCoping Strategy Indicators), опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н. Эндлера и Дж. Паркера (Coping Inventory for Stressful Situations) и др.
Методики данного вида легки в использовании и дают большие возможности в выводах структурировать и обобщать данные.
В танзактно-феноменологической теории стресса и совладания Р.Лазаруса и С.Фолкман (R. Lazarus & S. Folkman, 1984) можно сказать, что в общем виде копинг-поведение происходит в три этапа:
1) Начальная оценка ситуации — однозначно когнитивный процесс с эмоциональными компонентами;
2) Вторичная оценка альтернативных возможностей решения проблемы – взвешиваются имеющиеся возможности самой личности, включая возможную поддержку со стороны других;
3) Третья оценка – переоценивание самой ситуации, другая постановка задачи в выборе новых альтернативных возможностей поведения вследствие ранее неудачных либо получение новой информации [18, с. 85].
При положительных стечениях обстоятельств происходит контроль ситуацией. Так копинг-поведение возникает в ответ на новые, ранее не встречавшиеся условия и приводит к контролю ситуации, его можно иметь в виду как поведение, имеющую направленность на рост и развитие человека.
Копинг – поведение реализуется при помощи использования копинг-стратегий на основе собственных и окружающих копинг-ресурсов. Оно является результирующей взаимодействия блока копинг-стратегий и блока копинг-ресурсов.
Копинг-стратегии – это актуальные ответы личности на воспринимаемую опасность, как способ совладания со стрессом [23, с. 103].
И.М. Никольская, Р.М. Грановская отмечают, что копинг-стратегии осуществляются удачно при существовании некоторых условий:
– достаточно явное осознание имеющихся трудностей;
– знание способов эффективного совладания с ситуацией данного типа;
– умение своевременно использовать их на практике.
Также стоит отметить, что не существует общей классификации видов копинг-стратегий. Большинство авторы предлагает свои собственные классификации, исходя из различных критериев.
Исходя из вышеописанных характеристик преодолевающего и адаптивного поведения можно обозначить: конструктивное и неконструктивное совладание.
При использованиях неконструктивных способов происходят лишь кратковременное самоуспокоение и частичный выход энергии, создающие иллюзию относительно благополучия. Конструктивный подход предполагает кардинальное облегчение ситуации, активное ее преобразование и изменение себя в ней, уверенность в себе – потенциально — уверенного в своих силах, способного противостоять трудностям, или самоэффективного.
Следовательно, несмотря на имение различных видов в стратегиях совладания, множество предлагаемых учёными вариантов совладания разделяют в основном на две: проблемно-ориентировочные и эмоционально-ориентировочные стратегии совладания. В поиске социальной поддержке, по нашему предположению, возможно иметь ввиду в рамках проблемно-ориентировочного совладания. Оценочно-ориентированное совладание очень значимо, так как, в итоговом результате, определяется выбор тот или другой варианта совладания. Очень важно заметить, совладание в психологическом смысле значиться переменной, в зависимости, в итоге, от двух фактов – значение личности индивида (индивидуальных возможностей совладания) и реальной ситуации. В качестве третьего фактора часто выделяют в ожидании социальной поддержке. Не менее значимым обстоятельством, имеющим влияние на возможность личности совладать с тяжёлой ситуацией, приходится оценка человека собственных способностей и в данной ситуации (уровень идущей угрозы, возможности совладать с ней). Следственно, совладание – это сложный полимодальный процесс, происходящий на когнитивном, поведенческом, эмоциональном, социальном уровнях, целью которого является адаптация личности к требованиям ситуации [20, с. 93].
Таким образом, при проведенном аналитическом анализе литературы, в виде адаптивного совладающего поведения мы будем понимать поведение субъекта, нацеленное в приспособлении к трудным обстоятельствам через совладание, при помощи ослабления либо смягчения данных обстоятельств, избеганием либо привыканием, а также адаптации к ним и, в результате дальнейшей адаптацию к необходимым требованиям, т.е. ликвидации их дальнейшего воздействия.
Адаптивно-совладающее поведение является результатом при взаимодействии копинг-стратегий и копинг ресурсов. Из этого следует, что для того, чтобы бы личность была готова к такому поведению в жизненносложных ситуациях требуется сформировать готовность в волевом приложении внутренних поведенческих усилий самого субъекта, расходуемых в преодолении или ослаблении влияния ситуаций подобного типа.
Глава 2. Исследование взаимосвязи уровня агрессивности с особенностями совладающего поведения
2.1. Выборка и метод исследования
В исследовании приняли участие 21 человек в возрасте от 20 до 57 лет, из них мужчин – 3 человека (14 %), женщин – 18 человек (86%). Подавляющее большинство участников (20 человек) имеют высшее образование, 1 участник является на данный момент студентом и имеет незаконченное высшее образование. Мотивационным фактором для участников являлась возможность самопознания.
Для диагностики склонности испытуемых к агрессии использовался опросник уровня агрессивности Басса – Перри. Методика разработана в 1992 г., в России адаптирована в 2004 г. С.Н. Ениколоповым и Н.П. Цибульским.
Результаты опросника позволяют сделать вывод о проявлении трёх компонентов переживания агрессии:
– физическая агрессия (поведенческий компонент) – самоотчёт испытуемых о проявлении агрессии в поведении;
– гнев (эмоциональный компонент) – самоотчёт испытуемых о склонности к раздражительности;
– враждебность (когнитивный компонент) – самоотчёт испытуемых о склонности к подозрительности и обидчивости [27, с. 63].
Суммирование результатов по трем шкалам дает возможность сделать вывод об интегративном показателе агрессии.
Кроме того, для диагностики уровня агрессивности применялась проективная методика – тест руки, – разработанная в 1962 г. Э. Вагнером и адаптированная Т.Н. Курбатовой.
Тест включает в себя стимульный материал из девяти карточек со стандартным изображением кистей рук и одной пустой карточки. При предъявлении рисунка испытуемого просят пофантазировать: что, по его мнению, делает рука. Необходимо назвать все варианты, приходящие в голову. Десятая карта (пустая) предъявляется с инструкцией: «Сначала представьте себе какую-нибудь руку, а затем опишите действия, которые она может выполнять».
Обработка результатов проходит в три этапа. На первом подсчитывается общее количество ответов, данных испытуемым. На втором этапе осуществляется распределение ответов посредством классификации по оценочным категориям. Затем подсчитывается общее количество ответов каждой категории.
При обработке полученных результатов каждый ответ испытуемого относят к одной из следующих категорий:
– агрессия (Agg);
– директивность (Dir);
– аффектация (эмоциональность) (Aff);
– коммуникация (Com);
– зависимость (Dep);
– страх (F);
– эксгибиционизм (демонстративность) (Ех);
– увечность (Crip);
– описание (Des);
– напряжение (Теп);
– активные безличные ответы (Act);
– пассивные безличные ответы (Pas);
– галлюцинации (Bas);
– отказ от ответа (Fail).
На третьем этапе подсчитывается процент ответов каждой категории по отношению к общему количеству ответов.
Далее вычисляются следующие показатели:
– склонность к открытому агрессивному поведению (I): I=(Agg+Dir)−(Aff+Com+Dep+F);
– степень личностной дезадаптации (MAL): MAL=Ten+Crip+F;
– тенденция к уходу от реальности (WITH): WITH=Des+Bas+Fail;
– наличие психопатологии (PATH): PATH=MAL+2WITH.
Для диагностики механизмов психологической защиты личности была применена методика LSI (Life Style Index), разработанная в 1979 г. создателем психоэволюционной теории эмоций Р.Плутчиком и автором структурной теории личности Х. Келлерманом.
Опросник состоит из 97 утверждений, которые требуют ответа по принципу «верно – неверно» (применимо ли к вам высказывание или нет).
Измеряются восемь видов защитных механизмов: подавление, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, интеллектуализация, регрессия.
Для диагностики копинг-стратегий испытуемых в различных сферах деятельности использовался опросник «Способы совладающего поведения», разработанный в 1988 г. Р. Лазарусом и С.Фолкман. В 2004 г. методика прошла адаптацию в России (Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляева).
Опросник состоит из 50 утверждений, группируемых в 8 шкал: конфронтационный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка.
Текст опросников и стимульный материал приведены в приложении.
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
На первом этапе исследования был проведен корреляционный анализ компонентов переживания агрессивности опросника Басса-Перри и интегральных шкал «Теста руки» Вагнера. На основании полученных результатов значимых взаимосвязей в целом по выборке выявлено не было (таблица 1). Возможно, данный результат связан с тем, что подавляющее большинство респондентов демонстрировали низкие уровень склонности к открытому агрессивному поведению, степень личностной дезадаптации, тенденцию к уходу от реальности и психопатологии.
Таблица 1
Корреляционная матрица показателей опросника уровня агрессивности Басса-Перри и методики «Тест руки» Вагнера
Физическая агрессия | Враждебность | Общий показатель | |
Dir | 0,453 | 0,505 | 0,551 |
F | — | -0,545 | — |
Ten | — | 0,563 | 0,479 |
При этом были обнаружены взаимосвязи показателей физической агрессии и враждебности с первичными шкала методики «Тест руки».
Чем выше склонность к физической агрессии, враждебности и общий показатель агрессии, тем выше уровень директивности, что является обоснованным, т.к. показатель директивности согласно «Тесту руки» интерпретируется, как отсутствие стремления «считаться» с другими людьми, учитывать чувства, права и намерения других в своем поведении, а также ответы данной категории повышают вероятность проявления агрессии в открытом поведении. Интересно то, что шкала «Agg» (Агрессия) в чистом виде не нашла значимых взаимосвязей ни с одной из шкал по опроснику Басса-Перри. Можно предположить, что в тесте руки Вагнера наиболее чувствительной к показателю агрессии является именно шкала директивности.
Кроме того, повышение уровня враждебности сопровождается снижением страха. Враждебность тесно связана с другими эмоциональными переживаниями, такими как презрение, ненависть, злость. Человек, испытывающий враждебность, как правило, не боится объекта вражды, напротив, зачастую, ищет возможности с ним поквитаться или вступить в борьбу.
Повышение тревожности по шкале Ten «теста Руки» сопровождает повышение уровня враждебности, а также общего показателя агрессии, что само по себе обосновано, т.к. состояние враждебности и агрессии в целом подразумевает нервно-психическое напряжение и характеризуется эмоциональной неустойчивостью.
Шкала гнева опросника Басса-Перри не получила достоверной статистической связи ни с одной из шкал «Теста руки». Возможно, это связано со спецификой проективной методики Вагнера, в которой отсутствует критерий, определяющий негативные переживания, то есть эмоциональность по Вагнеру включает в себя только позитивный полюс.
Таким образом, можно сделать вывод, что показатели агрессии по опроснику Басса-Перри прежде всего связаны с показателями шкал директивности и напряжённости по Вагнеру, а не с результатами шкалы агрессивности.
Второй этап исследования включал в себя корреляционный анализ результатов методик на выявление агрессивности и сопутствующих ей факторов (опросник Басса-Перри, Тест руки) с результатами методик, диагностирующих особенности совладающего поведения (таблица 2, 3)
Таблица 2
Взаимосвязи показателей опросника уровня агрессивности Басса-Перри, методики «Теста руки» Вагнера и опросника LSI Плутчика (по Спирмену, только достоверные корреляции)
Регрессия | Проекция | Замещение | Интеллектуализация | |
Опросник Басса-Перри | ||||
Физическая агрессия | 0,692 | |||
Гнев | 0,631 | 0,666 | -0,446 | |
Враждебность | 0,454 | |||
Общий показатель агрессии | 0,531 | 0,776 | ||
«Тест Руки» Вагнера | ||||
Психопатология | -0,448 |
Согласно данным корреляционного анализа, чем выше уровень физической агрессии, тем чаще респонденты применяют такой защитный механизм, как замещение. Можно предположить, что бессознательное отреагирование агрессии возможно, но только не в направлении того, кто вызвал негативные переживания, что является наиболее безопасным выходом эмоций. Подобное поведение связано с чувством страха, возникающим вслед за желанием открыто проявить агрессию, что с одной стороны обусловлено инстинктом самосохранения, а с другой социальными нормами и правилами. Сдерживая первоначальный агрессивный порыв человек избегает открытого конфликта и неблагоприятных последствий данного поведения, в тоже время сдерживаемое напряжение требует разрядки, и находит ее, но на более безопасном объекте.
Высокий уровень гнева сопровождается выбором регрессии и замещения, а также избеганием интеллектулизации. Возможно, испытуемые, склонные к гневу, действуют импульсивно, переходят на более примитивные способы реагирования, то есть регрессируя. В состоянии гнева им чужды рациональные объяснения, они движимы только эмоциями.
Кроме того, регрессия и замещение положительно коррелируют не только с гневом, но и с общим показателем агрессии у субъекта. Общий показатель агрессии состоит из трех компонентов: инструментальный компонент – «Физическая агрессия», аффективный компонент – «Гнев» и когнитивный компонент – «Враждебность». Можно предположить, что люди, обладающие высоким общим показателем агрессии, чаще всего в ситуации фрустрации прибегают к более простым и привычным стереотипам поведения, что сужает арсенал возможных поведенческих реакций до примитивного уровня. Актуализация механизма защиты Регрессия приводит к импульсивности и ослабевании функции контроля. В ситуации конфликта подобное поведение влечет за собой большие риски и должно быть компенсировано за счет отреагирования в более безопасной форме и с минимальными последствиями. Таким образом к механизму регрессия подключается защитный механизм замещение.
Показатель по шкале враждебности положительно связан с таким механизмом психологической защиты, как проекция. Можно предположить, что испытуемые склонны проецировать на других людей свои обиды и подозрения, другие люди наделяются негативными личностными чертами, и уже на основании этого с ними строится взаимодействие.
При этом чем выше показатель по шкале психопатология, тем ниже выраженность проекции. Показатель «Des» (психопатология), отражает эмоциональную амбивалентность, склонности к раздумыванию, переживанию вместо готовности к действию. Можно предположить, что люди с подобными характеристиками реже прибегают к такому механизму психологической защиты, как проекция. Данный вид защиты относится к типам более низкого порядка, и как было сказано выше, характеризуется способностью приписывать другим людям неприемлемые для личности мысли и чувства, избегая таким образом их осознания. Вполне закономерно предположить, что человек склонный к осмыслению и анализу собственных переживаний будет реже прибегать к проекции, как защитному механизму.
Таблица 3
Взаимосвязи показателей опросника уровня агрессивности Басса-Перри и опросника «Способы совладающего поведения» Лазаруса (по Спирмену, только достоверные корреляции)
Конфронтация | Дистанцирование | Самоконтроль | Принятие ответственности | |
Опросник Басса-Перри | ||||
Гнев | 0,483 | -0,435 | — | — |
Враждебность | — | — | 0,461 | |
Общий показатель агрессии | 0,537 | — | — | 0,444 |
«Тест Руки» Вагнера | ||||
Агрессия | — | — | — | — |
Дезадаптац | — | — | — | — |
Продолжение таблицы 3
Конфронтация | Дистанцирование | Самоконтроль | Принятие ответственности | |
Уход от реал. | — | — | — | — |
Психопатолог | — | — | — | — |
Согласно полученным данным, физическая агрессия по Бассу-Перри и агрессия по Вагнеру достоверно не связаны ни с одной из копинг-стратегией. Следовательно, можно говорить о том, что проявление агрессии само по себе не является адаптивной стратегией в поведении и деятельности.
Любая копинг-стратегия необходима человеку для сознательного выхода из сложившейся стрессовой ситуации, либо для уменьшения её последствий, либо для её избегания. Стратегии поведения формируются на протяжении жизни, а их использование приводит субъекта к наиболее желательному для него результату. Агрессия сама по себе не адаптирует человека к ситуации. Она является вторичной по отношению к испытываемым эмоциям. Чаще всего ярость или гнев заставляют субъекта сражаться, вступать в конфронтацию. Если же он прибегает к агрессии (инструментальной или вербальной), то это может свидетельствовать о потере самообладания. Субъект отныне действует на основе инстинктов, а не разума. Последствия такого поведения плачевны. На личностном уровне человек начинает испытывать стыд или вину. На социальном – оказывается исключён из референтной группы и получает серьёзный удар по репутации.
Показатель по шкале гнева положительно связан с копинг-стратегией конфронтации. Возможно, в моменты переживания гнева, энергия направляется на отстаивание собственной точки зрения и защиты собственных интересов. Субъект, проявляя себя, занимает активную позицию, что помогает в овладении ситуацией. В тоже время показатель по шкале гнева отрицательно связан с дистанцированием. То есть гнев не позволяет человеку сдавать позиции, отстраниться от ситуации, а, наоборот, мотивирует продолжать борьбу.
Чем выше уровень враждебности, тем чаще респонденты используют копинг-стратегию самоконтроля. Можно предположить, что испытуемые критически относятся к собственной подозрительности и обидчивости. С другой стороны – открытое проявление злости социально не одобряемое явление, повышающее риск возникновения конфликтной ситуации. В современном обществе не принято прямо выражать негативное отношение к партнеру общения. Враждебность по отношению к другому жестко табуируется с самых ранних этапов воспитания ребенка и подкрепляется на протяжении всей последующей жизни. В связи с этим, склонным к враждебности людям приходится проявлять самообладание и контролировать проявление отрицательных эмоций.
Общий уровень агрессивности по методике Басса-Перри положительно связан с двумя копинг-стратегиями: конфронтации и принятия ответственности. Вновь следует отметить, что агрессия помогает человеку активно преобразовывать реальность, адаптироваться к ней, но вместе с тем призывает к принятию ответственности за совершаемые поступки. Скорее всего, речь тут должна идти об осознаваемых агрессивных тенденциях. Только эмоционально зрелая личность может брать на себя ответственность за то, что она делает, либо намеревается сделать.
Таким образом, анализ взаимосвязи агрессии и защитных механизмов выявил следующие закономерности. Респонденты с высоким уровнем агрессии чаще используют нейтральные или примитивные формы психологических защит. Они склонны наделять оппонента теми качествами и характеристиками, которые не осознаются и не признаются в себе самом. В ситуации фрустрации такие люди оказываются неспособными к изменению простого, привычного алгоритма действия, они могут быть импульсивными и склонными выражать конфликтные переживания напрямую в действии, при этом для реализации агрессивных тенденций может быть выбран объект, замещающий реального оппонента. Любопытно, что значимой взаимосвязи между механизмами психологических защит и основными шкалами, отражающими уровень агрессивности по «Тесту руки» Вагнера, выявлено не было. Единственная значимая отрицательная корреляция наблюдается между шкалой психопатология и механизмом проекция. Люди склонные к уходу в мир собственных фантазий и переживаний в меньшей мере прибегают к такому способу защиты от травматичных переживаний, как приписывание другому, проекции на него, части своей личности.
Проанализировав взаимосвязи показателей опросника уровня агрессивности Басса-Перри и опросника «Способы совладающего поведения» Лазаруса, можно заключить следующее. Проявление агрессии само по себе не является адаптивной стратегией в поведении и деятельности, что подтверждается в отсутствии корреляций между шкалами физической агрессии по тесту Басса-Перри и агрессии по Вагнеру с какими-либо копинг-стратегиями. При этом шкалы, отражающие уровень гнева, враждебности и общего показателя агрессивности все же имеют значимую корреляцию с определенными копинг-стратегиями, что позволяет прийти к следующим выводам. В конфликтной ситуации переживание гнева способствует высвобождению энергии необходимой для отстаивания своих позиций, т.е. для конфронтации. Он же способствует максимальной концентрации внимания на ситуации и мотивирует на борьбу. Агрессия, как осознаваемое эмоциональное состояние, помогает человеку занимать активную позицию по отношению к окружающей реальности, совершать определенные действия для изменения ситуации, в которой он оказался, при этом призывает к ответственности за совершаемые поступки. Враждебность, являющаяся когнитивным компонентом агрессии (согласно концепции Басса и Перри) определяет выбор такой копинг-стратегии, как самоконтроль, что дает возможность избегать импульсивных поступков в критической ситуации и совладать с собственным поведением в рамках принятых социальных норм и правил.
Третий этап исследования посвящен более глубокому анализу взаимосвязей показателей методики «Тест руки» Вагнера с особенностями совладающего поведения (защитные механизмы и копинг-стратегии).
Проективная методика «Тест руки» помимо определения уровня агрессии и готовности к ее проявлению выявляет ряд тенденций и свойств личности, которые в свою очередь опосредованно влияют на уровень агрессивности. Условно, все ответы, которые дают испытуемые, можно разделить на 3 группы:
- Ответы, связанные с готовностью обследуемого к внешнему проявлению агрессии – первые две категории (Агрессия (Agg), Диррективность (Dir));
- Ответы, отражающие аутоагрессивные тенденции – категории Зависимость (Dep), Страх (F) и Увечность (Crip);
- Ответы уточняющие мотивы агрессивного поведения – аффектация (эмоциональность) (Aff), эксгибиционизм (демонстративность) (Ех), описание (Des), напряжение (Теп), активные безличные ответы (Act), пассивные безличные ответы (Pas). Ответы категорий галлюцинации (Bas) и отказ от ответа (Fail) являются дополнительными и используются для подсчета основных шкал.
На данном этапе исследования был проведён корреляционный анализ между показателями тринадцати первичных шкал методики Тест руки и результатами по опроснику LSI (таблица 4).
Была выявленная взаимосвязь между показателями каждой из групп данных с определенными механизмами психологических защит.
Показатель по шкале директивности положительно коррелирует с механизмом защиты замещение. Директивность относится к группе данных описывающих готовность к активному проявлению агрессии и как мы установили ранее связана с высоким уровнем напряжения, которое стремится к разрядке. Безопаснее всего сделать это на доступный замещающий объект.
Таблица 4
Взаимосвязь показателей первичных шкал методики «Тест руки» Вагнера и опросника LSI Плутчика (по Спирмену, только достоверные корреляции)
Регрессия | Проекция | Замещение | Реактивное образование | |
Dir | 0,444 | |||
Aff | -0,458 | |||
Dep | -0,413 | -0,491 | -0,510 |
Показатель по шкале эмоциональности отрицательно коррелирует с механизмом психологической защиты реактивное образование. Этот показатель можно объяснить тем, что эмоциональность по Вагнеру – качество позитивных эмпатичных людей.
Следовательно, эмоциональность – имеет чётко определённый полюс – положительный. Реактивное образование как механизм психологической защиты нередко отождествляется с гиперкомпенсацией и описывается, как способность превращать нежелательные, тяжелые для осознания и проработки чувства в противоположные. По всей видимости, чем выше у человека развита эмпатия, чем более искренен и открыт он в выражении своих чувств, тем меньше он нуждается в подмене своих истинных эмоций искусственными. Можно предположить, что люди, обладающие подобными качествами, находятся в большем контакте со своими переживаниями и гораздо лучше понимают свои эмоции.
Показатель по шкале зависимости отрицательно коррелирует с механизмами психологической защиты – проекцией, замещением и регрессией. В случае первых двух механизмов можно говорить, что субъект, находящийся в зависимости от других не склонен проецировать на них негативные черты и вымещать негативные чувства. Он скорее будет склонен к аутоагрессивным тенденциям, таким как самообвинение, ощущение виновности, готовности брать на себя ответственность за других и скорее присваивать себе, качества объекта, от которого он зависим. Отрицательную связь с регрессией можно пояснить желанием кооперироваться с другими людьми при решении жизненных задач, а значит приспосабливаться к изменяющимся внешним обстоятельствам, что требует гибкости, наличие широкого репертуара поведенческих реакций, сформированного на основе предыдущего опыта. Все это требует усилений функций прогнозирования и контроля за протекающей деятельностью, а также силу эмоционально-волевого компонента. Подобное поведение возможно только на более поздних стадиях развития личности и становится недоступным в ситуации регресса.
Корреляционный анализ между показателями тринадцати первичных шкал методики Тест руки и результатами по опроснику Лазаруса (таблица 5) выявил следующие закономерности.
Таблица 5
Взаимосвязи показателей первичных шкал методики «Тест руки» Вагнера и опросника «Способы совладающего поведения» Лазаруса (по Спирмену, только достоверные корреляции)
Конфронтация | Самоконтроль | Поиск социальной поддержки | Бегство- Избегание | |
Dir | 0,457 | |||
Aff | -0,420 | |||
F | 0,492 | |||
Crip | -0,422 | |||
Ten | 0,452 | |||
Pas | -0,518 |
Выяснилось, что показатель по шкале директивности положительно коррелирует с копинг-стратегией конфронтации. Результат выглядит справедливым, т.к. сама по себе стратегия конфронтация предполагает наличие агрессивного компонента. При выраженном предпочтении этой стратегии могут наблюдаться импульсивность в поведении (иногда с элементами враждебности и конфликтности), враждебность, трудности планирования действий, прогнозирования их результата, коррекции стратегии поведения, неоправданное упорство. Копинг-действия при этом теряют свою целенаправленность и становятся преимущественно результатом разрядки эмоционального напряжения. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная.
Отрицательная связь между показателями по шкале эмоциональности и копинг-стратегии самоконтроля объясняется тем, что субъект, выражая позитивные чувства, не стремиться к их сдерживанию. При необходимости самоконтроля в ситуации, когда подобные эмоции неуместны, возникает напряжение и возрастает тревога. Положительная корреляция между тревожностью и копинг-стратегией самоконтроля также подтверждается данным исследованием.
Показатель по шкале страха положительно коррелирует с копинг-стратегией поиска социальной поддержки. Действительно, охваченный страхом человек, рассказывая о тревожащей ситуации, пытается получить от окружения поддержку или совет.
Кроме этого, получена отрицательная корреляция между шкалой пассивной безличности и копинг-стратегией поиска социальной поддержки. Показатели можно объяснить тем, что поиск – это всегда активная деятельность и в проблемной ситуации субъекты ищут, как правило, людей с определёнными знаниями или из определённого круга. Человек, в жизни которого социум занимает далеко не первое место, навряд ли в критический момент жизни первым делом будет искать человеческого контакта, скорее всего предпочтение будет отдано прежде всего внутренним ресурсам. В этом случае можно говорить о том, что человек, чей опыт переживаний в меньшей степени связан с другими людьми, будет до последнего рассчитывать только на себя самого.
Показатель по шкале увечности отрицательно связан с копинг-стратегией бегство-избегания. Результаты по этому показателю демонстрируют боязнь собственной немощи или недостатков, возможных проблем со здоровьем, которые невозможно игнорировать, т.к. они влияют на качество жизни. В ситуации, когда человек ощущает свою увечность, он скорее будет стремиться как-то повлиять на ситуацию, либо приложить все усилия к выздоровлению, либо выбрать такой образ жизни, который будет для него наиболее приемлем. В любом случае, подобная ситуация требует активной позиции и призывает к необходимости признать те или иные проблемы со здоровьем.
Показатели по шкалам агрессивности, коммуникации, зависимости, демонстративности, описания, активной безличности и галлюцинаций не получили статистической связи ни с одной копинг-стратегией.
Как говорилось выше, агрессия не является адаптивным методом совладания с ситуацией и соответственно не связана с копинг-стратегиями, что и было подтверждено в исследовании. Шкалы описания, активной безличности и галлюцинаций не получили связей предположительно из-за того, что результаты по ним не отражают активности субъекта в решении проблемы. Шкалы коммуникации и зависимости по Вагнеру входят в число положительных. Результаты по ним противопоставляются шкалам конфронтации и агрессивности. По-видимому, результаты по этим шкалам не связаны с необходимыми условиями для работы копинг-стратегий – ситуациями, в которых происходит своеобразная проверка субъекта на прочность и сопряженной с ней тревогой.
Выводы
Для диагностики уровня агрессивности в данной курсовой работе была использована методика Басса-Пери, разработанная в 1992 году и проективная методика – тест Руки, разработанная Э. Вагнером в 1962 году.
Для диагностики особенностей совладающего поведения использовались: методика диагностики механизмов психологической защиты – LSI (Life Style Index), разработанная в 1979 г. Р. Плутчиком; опросник «Способы совладающего поведения», разработанный в 1988 г. Р. Лазарусом и С.Фолкман.
Статистическую обработку полученных данных осуществляли с помощью пакета программ STATISTICA 8.0. Для выявления корреляционных связей между показателями использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
В ходе диагностики выяснилось, что показатель по шкале директивности положительно коррелирует с копинг-стратегией конфронтации. Результат выглядит справедливым, т.к. сама по себе стратегия конфронтация предполагает наличие агрессивного компонента. При выраженном предпочтении этой стратегии могут наблюдаться импульсивность в поведении (иногда с элементами враждебности и конфликтности), враждебность, трудности планирования действий, прогнозирования их результата, коррекции стратегии поведения, неоправданное упорство. Копинг-действия при этом теряют свою целенаправленность и становятся преимущественно результатом разрядки эмоционального напряжения. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная.
Отрицательная связь между показателями по шкале эмоциональности и копинг-стратегии самоконтроля объясняется тем, что субъект, выражая позитивные чувства, не стремиться к их сдерживанию. При необходимости самоконтроля в ситуации, когда подобные эмоции неуместны, возникает напряжение и возрастает тревога. Положительная корреляция между тревожностью и копинг-стратегией самоконтроля также подтверждается данным исследованием.
Кроме этого, получена отрицательная корреляция между шкалой пассивной безличности и копинг-стратегией поиска социальной поддержки. Показатели можно объяснить тем, что поиск – это всегда активная деятельность и в проблемной ситуации субъекты ищут, как правило, людей с определёнными знаниями или из определённого круга. Человек, в жизни которого социум занимает далеко не первое место, навряд ли в критический момент жизни первым делом будет искать человеческого контакта, скорее всего предпочтение будет отдано прежде всего внутренним ресурсам. В этом случае можно говорить о том, что человек, чей опыт переживаний в меньшей степени связан с другими людьми, будет до последнего рассчитывать только на себя самого.
Показатель по шкале увечности отрицательно связан с копинг-стратегией бегство-избегания. Результаты по этому показателю демонстрируют боязнь собственной немощи или недостатков, возможных проблем со здоровьем, которые невозможно игнорировать, т.к. они влияют на качество жизни. В ситуации, когда человек ощущает свою увечность, он скорее будет стремиться как-то повлиять на ситуацию, либо приложить все усилия к выздоровлению, либо выбрать такой образ жизни, который будет для него наиболее приемлем.
Показатели по шкалам агрессивности, коммуникации, зависимости, демонстративности, описания, активной безличности и галлюцинаций не получили статистической связи ни с одной копинг-стратегией.
Результаты по ним противопоставляются шкалам конфронтации и агрессивности. По-видимому, результаты по этим шкалам не связаны с необходимыми условиями для работы копинг-стратегий – ситуациями, в которых происходит своеобразная проверка субъекта на прочность и сопряженной с ней тревогой.
Заключение
Агрессивность – враждебное свойство или черта личности, основывающаяся на причинении доставлять неприятности, наносить ущерб, вред при нападении общее проявление негативных тенденций по отношению людей и всему окружающему миру.
Агрессия – любые проявления задействованные намерено причинить ущерб другому лицу или группе лиц, а так же по отношению негативного проявление (гнева, ярости) в том числе и животным.
Агрессивность рассматривается лишь как готовности к проявлению агрессии.
Таким образом, основным отличием агрессии от агрессивности является прямая направленность на причинение вреда кому-либо, а агрессивность является лишь свойством личности. Не всегда под агрессивными действиями определённой личности предполагается агрессивность самого субъекта. С другой стороны агрессивность личности не всегда проявляется в конкретно агрессивных действиях. Проявление агрессивности, как и её отсутствие, как свойства субъекта в определенных ситуациях всегда будет при трансситуативных взаимодействиях с ситуационными факторами. (Цыренов В.Ц, 2010)
В случае агрессивных действий неагрессивной личности в основе этих действий лежит фактор ситуации. В случае же агрессивных действий агрессивной личности первенство принадлежит личностным качествам.
Таким образом, агрессия проявляется от ситуации и самой личности, может быть как константной, так и приходящей. Агрессивность проявляется в зависимости от ситуации и носит кратковременный характер самого проявления, в противоположность ей является личностная агрессивность, определённо носящая более постоянный характер, проявляющаяся при любом удобном случае, при, совпадений сопутствующих обстоятельств.
Способность человека успешно справляться с трудными жизненными задачами и ситуациями, всегда было актуальной задачей психологических исследований и практического применения полученных знаний. В психологической науке совладающее поведение характеризуется как способность личности в преодолении многочисленных жизненных трудностей, способность индивида к быстрому поиску в решении разного рода возникающих проблем и трудностей, продолжать быть успешным адаптируемым, не теряя при этом психологического здоровья.
Таким образом, при проведенном аналитическом анализе литературы, в виде адаптивного совладающего поведения мы будем понимать поведение субъекта, нацеленное в приспособлении к трудным обстоятельствам через совладание, при помощи ослабления либо смягчения данных обстоятельств, избеганием либо привыканием, а также адаптации к ним и, в результате дальнейшей адаптацию к необходимым требованиям, т.е. ликвидации их дальнейшего воздействия.
Адаптивно-совладающее поведение является результатом при взаимодействии копинг-стратегий и копинг ресурсов. Из этого следует, что для того, чтобы бы личность была готова к такому поведению в жизненно-сложных ситуациях требуется сформировать готовность в волевом приложении внутренних поведенческих усилий самого субъекта, расходуемых в преодолении или ослаблении влияния ситуаций подобного типа.
Список использованной литературы
- Авдеев, В. Психотехнология решения проблемных ситуаций / В. Авдеев. – М.: Изограф, 2018. – 1000 c.
- Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. – 2004. – №1. – С. 164
- Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. – М., 2013. – 512 с.
- Берон, Р., Ричардсон Д. Агрессия. – Сп-Б., 1997. – 260 с.
- Битюцкая, Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2011. – № 1. – С. 100-111.
- Величковская, С.Б. Влияние индивидуально-психологических характеристик личности на выбор стратегии совладающего поведения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. – 2015. – № 613. – С. 164
- Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо-пресс, 2017. – 258 c.
- Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2010. – 340 с.
- Дьячковская, О.Д. Проблема агрессивности в психолого-педагогических исследованиях // Альманах современной науки и образования. – 2017. – № 10-2. – С. 60-61.
- Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. – 2016. – № 1.
- Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. – М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 640 c.
- Запорожец, А.В. Особенности агрессивного поведения. – М., 1991. – 210 с.
- Захарова, Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 2010. – № 2.
- Корсакова, Л.И. Копинг-поведение и защитные механизмы системы адаптации личности // ТРУДЫ СГА, 2015. – № 8. – С. 110-115
- Кленова, М.А. Влияние психоэмоционального состояния и личностных характеристик на выбор стратегий преодолевающего поведения // Психология обучения. – 2014. – С. 52-59.
- Корнилова, Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания // Вестник Москов. ун-та. Сер. 14: Психология. – 2014. – С. 74-79.
- Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения. // Монография. – Кострома: КГУим. Н.А. Некрасова – Студия оперативной полиграфии, Авантитул, 2014. – С. 89-91.
- Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: диссертация доктора психол. наук. – Кострома, 2016. – 430 с.
- Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: Автореф. дис. … д-р псих. наук / Т.Л. Крюкова. – М., 2015. – 16 с.
- Крюкова, Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. – М.: 2017. – № 3 – С. 93-112.
- Кленова, М.А. Влияние психоэмоционального состояния и личностных характеристик на выбор стратегий преодолевающего поведения // Психология обучения. – 2014. – С. 41-45.
- Маклаков, А.Г. Общая психология. / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2012. – 583 c.
- Насонова Е.С «Анализ понятия копинг-стратегия» В сборнике: Научное сообщество студентов сборник материалов VIII Международной студенческой научно-практической конференции. – 2016. – С. 103-106.
- Нуркова, В.В. Общая психология: Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 524 c.
- Рассказова, Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы // Психологические исследования:
- Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. – М.: Форум, 2013. – 304 c.
- Слотина, Т.В. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 230 с.
- Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 411 c.
- Ялтонский, В.М., Сирота, Н.А. Психология совладающего поведения: развитие, достижения, проблемы, перспективы // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л Крюковой, Е. А. Сергиенко. – М., 2017. – 540 с.
- Ялтонский, В.М. Современные теоретические подходы к исследованию совладающего поведения // Мед. психол. в России: эл. науч. журн. – 2010. – 410 с.
Прикрепленные файлы: |
|
---|---|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость | |
Скачать файлы: |
|
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф