Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Агропромышленная интеграция России на мировом рынке»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение.

Глава 1. Теоретические и методические основы агропромышленного комплекса

1.1 Организационно-экономический механизм функционирования агропромышленного комплекса.

1.2 Особенности государственной поддержки агропромышленного комплекса (отечественный и зарубежный опыт)

Глава 2. Современное состояние и актуальные проблемы агропромышленной сферы

2.1   Аналитические показатели состояния аграрной промышленности в

Российской Федерации.

2.2 Показатели функционирования агропромышленного комплекса Челябинской области.

Глава 3. Основные направления по совершенствованию государственной поддержки аграрной сферы в Российской Федерации.

3.1 Разработка эффективного механизма государственного  регулирования сельскохозяйственного производства.

3.2  Разработка алгоритма оценки эффективности использования земель  сельскохозяйственного назначения для определения  возможности и  необходимости оказания государственной поддержки  землепользователям.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Аграрный сектор привлекателен для инвесторов, и вместе с тем, в силу своей специфики (низкая рентабельность, зависимость от природных явлений и изменений климата, затратоемкость, низкий уровень кооперации и, как следствие, ценовой демпинг) и благодаря важной роли в национальной продуктовой безопасности, требует постоянной серьезной государственной поддержки.

Цель работы – совершенствование государственной поддержки АПК на основе разработки алгоритма оценки эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и повышения результативности механизма государственного регулирования сельскохозяйственного производства в Российской Федерации.

Объект исследования – сельскохозяйственные предприятия, органы государственного управления агропромышленным комплексом РФ.

Предмет исследования – экономические отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами в агропромышленной сфере и органами регионального управления по поводу регулирования развития сельскохозяйственного производства.

В работе проведён анализ агропромышленной сферы РФ и Государственной программы поддержки сельского хозяйства с учетом актуальных изменений. Разработаны рекомендации по совершенствованию государственной поддержки агропромышленного комплекса страны.

Результаты работы имеют практическую значимость и могут применяться в управлении агропромышленным комплексом.

 

Глава 1. Теоретические и методические основы агропромышленного комплекса

 

1.1 Организационно-экономический механизм функционирования агропромышленного комплекса

 

По мнению Минакова И.А. под агропромышленным комплексом следует понимать совокупность отраслей экономики, которые связаны между собой отношениями производства, распределения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Ученый выделяет три основные сферы агропромышленного комплекса, как сложной многоотраслевой производственно-экономической системы. [5]

Первая сфера представлена отраслями промышленности, обеспечивающими производство средств производства для сельского хозяйства (тракторостроение, машиностроение для пищевой промышленности, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений);

Вторая сфера – сельское хозяйство, основа производительного блока в агропромышленном комплексе, в состав которого входят отрасли растениеводства и животноводства, а также ряд вспомогательных отраслей, таких как семеноводство, кормопроизводство, земледелие;

Третья сфера агропромышленного комплекса представлена совокупностью хозяйствующих субъектов, осуществляющих заготовку, транспортировку, хранение и переработку сельскохозяйственного сырья (пищевая и перерабатывающая промышленность.)

Важно отметить, что связующим звеном агропромышленного комплекса является сельское хозяйство, которое ввиду использования специфических средств производства, таких как земельные угодья, сельскохозяйственные животные, сельскохозяйственные культуры, нуждается в обеспечении благоприятных условий хозяйствования и регулирования всех стадий процесса производства [18, с.16-20]. Более того, при организации сельскохозяйственного производства важно учитывать и уметь анализировать факторы влияния (природные, биологические, техногенные), обосновывать систему ведения хозяйства, перспективные показатели планов работ, реальные возможности ведения сельскохозяйственного производства [14].

С юридической точки зрения социальная сфера сельских территорий стала рассматриваться в качестве самостоятельной отрасли агропромышленного комплекса с 2005 года, когда в России началась масштабная аграрная реформа по преобразованию колхозов в агрофирмы и агрохолдинги, развитию кредитной кооперации и поддержке малых форм хозяйствования, позволившая в 2006 году принять конституцию российского села – Федеральный закон о развитии сельского хозяйства. Принятие федерального закона «О развитии сельского хозяйства» стало отправной точкой для разработки всех концепций, программ, иных нормативные правовых актов в области агропромышленного комплекса, содержащих положения по развитию социальной сферы сельских территорий, как важнейшее условие успешного функционирования аграрной экономики.

Рассмотрение связи отраслевого и институционального состава агропромышленного комплекса, раскрывающего сложившиеся организационно-правовые основы ведения хозяйственной деятельности, нормы и целевые установки в агропромышленном производстве, научно-кадровую сферу, более полно выявляет и детализирует условия и факторы достижения конкурентоспособности и экономической эффективности.

Уточненная и дополненная трактовка содержательной основы агропромышленного комплекса представлена в Приложении 1.

При данном подходе к интерпретации понятия «агропромышленный комплекс» рассматривается взаимозависимость отраслевого состава и формирование необходимой организационно-правовой и научно-кадровой основы функционирования аграрной экономики, представленной институциональным составом агропромышленного комплекса.

Важно  обозначить такие институты, как институты государственной власти; научного и информационного обеспечения; агропродовольственного рынка; социального развития сельских территорий.

В предложенной схеме отраслевого и институционального состава агропромышленного комплекса, в отличие от вышеприведенных трактовок, дополнен и уточнен отраслевой состав, в который включена социальная сфера сельских территорий и рассмотрен институциональный состав, представленный совокупностью институтов по формированию необходимой организационно-правовой базы, обеспечивающей функционирование отраслевого состава. В современных условиях рыночной экономики изменился методологический подход к управлению агропромышленным комплексом, который требует от органов власти переход на рыночные механизмы управления и постоянное их совершенствование. Рыночные условия хозяйствования требуют развития программно-целевого метода управления, который, по мнению ряда ученых [2, 112], представляет собой самостоятельный метод управления и не входит в состав экономических методов.

В схеме отдельно выделены институции агропродовольственного рынка, так как глобализация мировой экономической системы, условия хозяйствования при членстве России во Всемирной Торговой Организации, требуют создания соответствующих институтов, которые могли бы развивать отечественный агропродовольственных рынок и обеспечивать конкурентоспособность товаров, в соответствии с мировыми стандартами [15, с.95-96].

В основе процесса агропромышленной интеграции лежат межхозяйственные связи хозяйствующих субъектов, проявляющиеся в формировании общих финансово-экономических интересов, объединении ресурсов и технологий, взаимовыгодном использовании капитала. Процесс агропромышленной интеграции может осуществляться по горизонтали и вертикали, поэтому различают вертикальную и горизонтальную агропромышленную интеграцию [5, с. 28].

Более детально виды агропромышленной интеграции рассмотрены Серовой Е.В., в плане характеристики природы формирования хозяйственных связей при каждом варианте. Под вертикальной интеграцией понимается контроль одного производителя над несколькими стадиями производственного процесса, и данный вид объединения существует в двух формах: производственная контрактация и интеграция собственности [11, с. 127-131].

При агропромышленной интеграции по горизонтали формирование взаимосвязей между отдельными хозяйствующими субъектами осуществляется в рамках одной отрасли. В данном случае такой тип агропромышленной интеграции представляет собой кооперацию отраслей сельского хозяйства. Горизонтальная агропромышленная интеграция – это форма межхозяйственных связей, при которых происходит обмен продуктами сельскохозяйственного труда, или совместной организации производства в целях достижения высокого уровня производительности труда [10, с. 42].

Таким образом, проведя теоретическое исследование содержания понятий «агропромышленный комплекс», можно сделать следующие выводы:

— с принятием федерального закона «О развитии сельского хозяйства в РФ» и вступлением России во Всемирную Торговую организацию изменился отраслевой состав АПК, в его содержание следует включать пятую сферу – социальное развитие сельских территорий. Кроме того, рыночные условия требуют нового подхода к содержанию понятия «агропромышленный комплекс» и учета институционального состава, который более полно характеризует множественность связей и отношений, которые происходят в данной отрасли экономики;

— экономика сельского хозяйства имеет свою специфику, что обуславливает необходимость формирования более эффективных и финансово стабильных хозяйственных систем, чем в других отраслях экономики;

— развитие процессов кооперации и агропромышленной интеграции в сельскохозяйственном производстве носит приоритетный характер, так как имеет ряд преимуществ, по сравнению с мелкотоварным производством. К таким преимуществам относят: диверсификацию производства, привлекательность для инвесторов, возможность снизить затраты благодаря действию положительного «эффекта масштаба»;

— актуальным для государственного регулирования аграрной экономикой, в условиях членства России в ВТО, является содействие развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов, так как данные структуры обладают гибкостью реагирования на новые рыночные условия. Формы поддержки развития кооперации и усиления межхозяйственных связей в агропромышленном производстве должны исходить из реализации программно-целевого метода управления: государственная финансово-кредитная поддержка, целевые программы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, а так же информационно-консультационная и кадровая поддержка.

1.2 Особенности государственной поддержки агропромышленного комплекса (отечественный и зарубежный опыт)

 

На основании теоретического исследования ряда публикаций, законодательных актов, можно отметить, что в России к основным направлениям государственного регулирования агропромышленного комплекса относятся:

-государственная поддержка и стимулирование увеличения производства сельскохозяйственной продукции;

-государственные дотации на производство убыточных видов сельскохозяйственной продукции;

— государственная поддержка в техническом перевооружении через лизинговые операции в поставке сельскохозяйственных машин, автотранспорта;

— использование программно-целевого метода в государственном управлении АПК.

На рисунке 1 приведена схема государственного управления АПК.

Рисунок 1 – Схема государственного управления и регулирования АПК [8]

Основным инструментом государственной поддержки агропромышленного комплекса является выделение дотаций, субсидий и компенсаций.

Государственное регулирование     агропромышленного комплекса осуществляется административными и экономическими методами. В основу такого деления положен принцип свободы субъекта, суть которого в том, что при административных методах   регулирования     субъекты обязаны следовать установкам, прописанным в административных регламентах, а при методах экономического регулирования субъектам предоставляется право на реализацию своих интересов и хозяйственную самостоятельность.

В развитых странах мира к основным особенностям государственного регулирования агропромышленного производства относятся:

-квотирование объемов производства;

-государственная поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции;

-государственная поддержка развития и деятельности  сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

-защита отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей таможенным регулированием (ввозные пошлины);

-государственная поддержка доходов фермерских хозяйств;

-государственная поддержка в развитии сельских территорий.

Регулирование цен на общем аграрном рынке строится исходя из уровня мировых цен благодаря определенному набору инструментов:

-протекционная защита продовольствия и сельскохозяйственного сырья на внутреннем рынке;

-товарные интервенции;

-переработка излишков сельскохозяйственной продукции и дальнейшая реализация.

Такой подход к ценовой политике и регулированию производства способствует росту основных экономических показателей сельскохозяйственных организаций стран европейского союза.

Опыт государственного регулирования агропромышленного комплекса в развитых странах мира показал, что приоритет отдается интеграции в сельскохозяйственном производстве через отношения кооперации. Крупномасштабное производство имеет ряд преимуществ, по сравнению с мелким, основанных на экономии удельных затрат и эффекте синергии.

 

Глава 2. Современное состояние и актуальные проблемы агропромышленной сферы

 

2.1   Аналитические показатели состояния аграрной промышленности в Российской Федерации

 

Аграрный сектор является важнейшим средообразующим сегментом народного хозяйства и основой продовольственной безопасности, что немаловажно в связи с регулярными кризисными явлениями в политической мировой среде, влияющими на экономические связи между странами.

Аграрный сектор, безусловно, привлекателен для инвесторов, и вместе с тем, в силу своей специфики (низкая рентабельность, зависимость от природных явлений и изменений климата, затратоемкость, низкий уровень кооперации и, как следствие, ценовой демпинг) и благодаря важной роли в национальной продуктовой безопасности, требует постоянной серьезной государственной поддержки.

В таблице 1 представлена динамика производства основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в Российской Федерации.

Таблица 1 — Производство основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в Российской Федерации, темпы роста в %

Виды импортозамещающих пищевых продуктов Год Январь-ноябрь

2018 в % к январю-ноябрю 2017

2013 2014 2015 2016 2017 2018
Мясо крупного рогатого скота парное, остывшее, охлажденное 86,5 93,4 111,7 93,3 109,8 95,8 102,1
Мясо крупного рогатого скота подмороженное, замороженное, глубокой заморозки и размороженное 89,8 93,1 115,6 103,9 119,5 83,6 90,5
Свинина парная, остывшая, охлажденная 108,0 115,6 130,8 116,8 115,1 117,5 108,2

 

Окончание таблицы 1

Виды импортозамещающих пищевых продуктов Год Январь-ноябрь

2018 в % к январю-ноябрю 2017

2013 2014 2015 2016 2017 2018
Свинина подмороженная, замороженная, глубокой заморозки и размороженная 107,0 95,0 115,2 143,9 111,5 88,4 136,7
Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы 109,2 112,5 106,0 110,2 109,1 103,0 106,9
Изделия колбасные 101,9 101,9 98,7 98,9 98,8 99,6 103,5
Рыба (кроме сельди) мороженая, печень, икра и молоки рыбы мороженые 102,8 99,2 104,1 96,4 106,6 104,2 104,0
Филе рыбное мороженое 120,2 109,5 114,7 101,6 111,9 114,8 99,2
Фрукты, ягоды и орехи сушеные 108,6 107,9 246,3 119,1 101,7 89,5 185,2
Молоко жидкое обработанное 99,6 106,9 102,2 99,3 101,9 101,7 98,2
Сливки 103,4 114,2 108,7 111,0 105,3 103,5 116,3
Творог 101,6 103,5 93,6 104,3 107,5 98,0 98,6
Масло сливочное 103,5 98,5 105,1 111,4 102,3 97,9 107,6
Сыры и продукты сырные 98,8 104,3 96,5 114,8 117,9 102,8 105,2
Продукты молочные сгущенные,  млн. усл. банок 96,8 102,1 98,6 96,8 99,4 103,2 103,7
Продукты кисломолочные, кроме сметаны и творога 97,1 104,8 103,8 100,0 97,0 101,7 98,9

Как видно по данным таблицы 1, практически по всем видам производимых продуктов в 2018 году наблюдается рост, за исключением некоторых продуктов заморозки (мясо крупного рогатого скота замороженное, Филе рыбное мороженое) и некоторых категорий молочных продуктов (молоко жидкое обработанное, творог, продукты кисломолочные, кроме сметаны).

Стоит отметить, что динамика производства за анализируемый период очень неравномерная. В 2017 году произошло снижение по всем видам продуктов, так же и в 2015, а в 2016 году наблюдался резкий скачок по всем категориям импортозамещающих продуктов.

В таблице 2 и на рисунке 2 ниже представлены показатели урожайности сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации, измеряемые в центнерах с каждого гектара убранной посевной площади.

Таблица 2 – Урожайность сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации центнеров с гектара

Сельскохозяйственная культура 2012 2013 2014 2015 2016
Зерновые и зернобобовые культуры,  в том числе 82,8 119,7 110,0 144,5 91,9
пшеница 79,6 125,1 113,7 157,3 90,8
рожь 76,4 127,6 90,2 167,1 70,7
ячмень 84,8 103,6 119,7 122,1 115,6
овес 79,0 115,0 104,1 145,5 90,6
кукуруза на зерно 97,3 119,3 84,6 122,6 70,9
просо 74,7 115,6 100,8 154,8 87,2
гречиха 79,0 121,5 99,0 153,8 81,4
рис 107,1 90,6 107,8 84,6 118,9
Сахарная свекла 105,5 107,4 83,4 101,8 77,6
Масличные культуры 91,5 114,8 93,5 125,4 81,4
Картофель 92,7 108,7 105,0 117,3 96,6
Овощи открытого грунта 92,1 100,0 98,7 108,6 98,6

Для наглядности результат урожайности по видам культур представим на рисунке 2.

2014                      2015            2016            2017            2018

Период

Рисунок 3 – Динамика урожайности сельскохозяйственных культур в РФ

Динамика отрицательная по всем видам сельскохозяйственных культур. Особый спад наблюдается в 2018 году по «лидерам» зерновых культур прошлых лет: гречиха, пшеница, рожь, кукуруза, овес. Снижается урожайность сахарной свеклы, а это основной компонент многих пищевых продуктов. Резкое снижение урожайности масличных культур в 2018 году приведет к дефициту и росту стоимости растительных и подсолнечных масел в 2019-2020 годы.

Стоит обратить внимание на качество сельскохозяйственных земель, их плодородность и мелиорацию.

В таблицах 3, 4 отражены показатели динамики и структуры производства сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств.

Таблица 3 – Темпы  роста производства продукции сельского хозяйства   в Российской Федерации, по категориям хозяйств в %

Показатель / Год 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2013-2018 (средний темп)
Продукция сельского хозяйства, всего 126,0 102,4 110,4 117,1 119,6 106,6 113,7
в том числе растениеводства 143,0 96,1 117,3 115,8 125,6 108,8 117,8
в том числе  животноводства 111,6 109,3 103,8 118,6 113,2 104,1 110,1

В среднем, прирост  производства сельскохозяйственной продукции  составил за шесть лет 13,7%, в том числе продукции растениеводства 17,8%  и продукции животноводства – 10,1%. И опять же, в 2018 году виден заметный спад темпов роста продукции по всем категориям хозяйств и по каждой категории в отдельности.

Таблица 4 – Структура производства продукции по категориям хозяйств в %

Показатель / Год 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Продукция растениеводства, доля в общем объеме продукции сельского хозяйства 46,0 52,2 49,0 52,0 51,5 54,0 55,1
Продукция животноводства, доля в общем объеме продукции сельского хозяйства 54,0 47,8 51,0 48,0 48,5 46,0 44,9

Как видно по данным таблицы и на диаграмме (рисунок 3), серьезных структурных сдвигов в производстве продукции сельского хозяйства в Российской Федерации по категориям хозяйств не было, он стабильна.

Рисунок 3 – Структурные показатели  сельскохозяйственного производства

Один из наиболее важных для страны показателей – это продовольственная безопасность. В связи с санкциями против России, разработана стратегия импортозамещения и в первую очередь, это касается продуктов питания.

Тем не менее, при снижении  темпов роста производства основных импортозамещающих продуктов, мы наблюдаем рост доли импорта некоторых продуктов питания (таблица 5).

Таблица 5 – Доля импорта в ресурсах продовольственных товаров России %

Продукт/ Год 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Говядина 59,4 61,8 59,1 50,3 43,5 46,1
Свинина 56,4 37,8 17,0 12,3 9,6 10,1
Мясо птицы 33,3 17,8 9,8 5,7 4,9 4,6
Изделия колбасные 3,2 4,7 2,4 1,2 1,5 1,6
Масла животные 34,1 30,6 35,7 25,8 24,8 27,1
Сыры 44,1 47,5 40,6 23,0 29,6 27,0
Мука 2,8 1,2 1,0 0,6 2,1 1,6
Крупа 1,2 0,8 0,6 0,3 0,2 0,2
Растительные масла 31,2 2,3 14,0 17,5 17,2 14,5
Сухие молоко и сливки 30 59,9 45,2 56,4 59,8 57,1

После длительного поступательного сокращения объемов импорта говядины в 2018 году вырос объем ввоза в Россию данного продукта. Мясо птицы имеет стабильно низкие доли в общем объеме ввоза продовольствия. Колбасные изделия, мука, крупа, мясо птицы производятся отечественными производителями в достаточных объемах и Россия не нуждается в ввозе большого количества данной продукции. Растительные масли также занимают все меньшую доле в структуре импорта продовольствия. Масла животные, сыры и сухое молоко и сливки по-прежнему ввозятся в Россию в больших количествах, объемы ввоза указанных продуктов в 2018 году сократились незначительно.

2.2 Показатели функционирования агропромышленного комплекса Челябинской области

 

Проанализируем результаты и основные направления деятельности Министерства сельского хозяйства Челябинской области на 2015 – 2018 годы с учетом: Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года; Положения о Министерстве сельского хозяйства Челябинской области; государственных программ Челябинской области: «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2014 – 2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. № 352-П), «Устойчивое развитие сельских территорий в Челябинской области на 2014-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. № 353-П).

Министерство сельского хозяйства Челябинской области (далее – Минсельхоз Челябинской области) является органом исполнительной власти, основная задача  которого заключается в реализации единой государственной политики по функционированию агропромышленного комплекса Челябинской области, развитию сельских территорий и обеспечению населения Челябинской области качественным продовольствием, а так же в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов, аквакультуры (рыбоводства).

Государственная программа «Устойчивое развитие сельских территорий в Челябинской области на 2014-2020 годы» разработана с целью повышения уровня и качества жизни населения, проживающего в сельской местности, на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских населенных пунктов.

Задачи программы включают:

  • улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там;
  • обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами инженерной инфраструктуры;
  • строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием регионального или межмуниципального значения.

Объем финансирования программы из областного бюджета (предельный объём бюджетных ассигнований областного бюджета) на 2019 год составляет  33,10 млн. рублей, распределение по мероприятиям программы на 2019 год представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Распределение по мероприятиям программы господдержки

Наименование мероприятия 2019 год Структура,  %
I. Социальная выплата на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там 0,0 0,0
II. Субсидии местным бюджетам на развитие газификации в населенных пунктах, расположенных в сельской местности 0,0 0,0
III. Капитальные вложения на развитие сети

автомобильных дорог с твердым покрытием регионального и межмуниципального значения

33,10 100,0
IV. Оказание консультационной помощи муниципальным образованиям и гражданам по вопросам реализации мероприятий без финансирования
Всего по мероприятиям государственной программы 33,1 100,0

Расчет оценки эффективности использования бюджетных средств Минсельхозом Челябинской области в 2018 году приведен в соответствующей таблице, по направлениям деятельности Министерства Сельского хозяйства Челябинской области.

Таблица 7 – Показатели эффективности использования бюджетных средств

Направления деятельности

 

Коэфф. достижения

индикативн

ого

показателя

2018 Коэфф. использования

бюджетных средств

Эффективность использования

бюджетных средств

предус-

мотрено в росписи

расходов бюджета

оценка исполнения
1 2 3 4 5= 4 / 3 6 = 2 / 5
Государственная программа «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2014 —

2020 годы»

I. Показатели развития растениеводства 0,9 248261,0 248261,0 1,0 0,9
Показатели развития животноводства 1,0 483079,0 483079,0 1,0 1,0
Показатели общих условий функционирования сельского хозяйства 1,0 7394,1 7394,1 1,0 1,0
I. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности 1,0 4254,0 4254,0 1 1
II. Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности 1,0 10746,0 10746,0 1 1
III. Протяженность построенных распределительных газовых сетей 1,0 75000,0 75000,0 1 1
Итого по направлениям 860534,1 860534,1 1,00 0,97

Эффективность использования бюджетных средств за 2018 год ожидается равной 0,97, что указывает на низкую эффективность. Достижение индикативных показателей по растениеводству ожидается равной 0,9 – что показывает на низкий уровень достижения показателей. По остальным указанным направлениям деятельности ожидается превышение целевого значения.

В таблице   8 проанализирована динамика реализации основной сельскохозяйственной продукции организациями Челябинской области.

Таблица 8 – Динамика реализации сельскохозяйственной продукции организациями Челябинской области %

Продукт 2014 год к

2013 году

2015 год к 2014 году 2016 год к

2015 году

2017 год к

2016 году

2018 год к 2017 году
КРС 91,9 94,6 130,8 86,3 68,0
Свинина 98,1 135,7 131,0 116,6 146,9
Птица 120,2 121,7 113,9 106,1 101,9
Молоко 95,2 92,0 102,5 92,8 101,4
Яйца 103,7 104,6 105,3 106,9 130,8

Из данной таблицы видно, что в 2018 г. по сравнению с 2017 г. реализация КРС значительно уменьшается на 6,7%, а продажи свинины и яиц увеличились на 46,9  % и 30,8 % соответственно. Продажи молока уменьшились 1,4%. То есть у Челябинской области есть четко сформированные конкурентные преимущества и слабые стороны, с которыми необходимо работать в рамках программы государственной поддержки аграрной промышленности.

Челябинская область является исполнителем государственной программы Челябинской области «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2017 – 2020 годы

Подпрограммы государственной программы:

  • подпрограмма «Развитие отраслей агропромышленного комплекса»;
  • подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»;
  • подпрограмма «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе»;
  • подпрограмма «Развитие товарной аквакультуры»;
  • подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий»; подпрограмма «Управление реализацией государственной программы Челябинской области «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2017 – 2020 годы».

В  Челябинской области разработан проект Государственной программы «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2014–2020 годы», в том числе в разбивке по мероприятиям, в котором указан объем финансирования госпрограммы (проекта госпрограммы) и целевые индикативные показатели. Особенность данного проекта в том, что план, предлагаемый исполнителем по отношению к показателю, утвержденному в  госпрограмме,  выше на 10-15%  в среднем.

Основная цель государственной программы – обеспечение продовольственной безопасности Челябинской области и повышение ее конкурентоспособности на основе инновационного развития агропромышленного комплекса, создания благоприятной среды для развития предпринимательства и повышения уровня и качества жизни населения, проживающего в сельской местности. Объемы бюджетных ассигнований государственной программы: объем финансирования на 2017 – 2020 годы – 10 854 418,97 тыс. рублей, в том числе:

из областного бюджета – 6 368 703,57 тыс. рублей, из них:

в 2017 году – 2 079 255,57 тыс. рублей; в 2018 году – 1 429 816,00 тыс. рублей; в 2019 году – 1 429 816,00 тыс. рублей; в 2020 году – 1 429 816,00 тыс. рублей;

из федерального бюджета – 4 485 715,40 тыс. рублей, из них:

в 2017 году – 2 707 793,90 тыс. рублей; в 2018 году – 900 254,00 тыс. рублей; в 2019 году – 877 667,50 тыс. рублей; в 2020 году – 0 тыс. рублей;

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Планируется, что в 2020 году по отношению к предыдущему году индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составит 100,4 процента (в сопоставимых ценах), индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий – 100,0 процентов (в сопоставимых ценах), индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, − 104,1 процента (в сопоставимых ценах), индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий − 100,5 процента (в сопоставимых ценах), индекс производительности труда – 105,5 процента, индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства – 99,4 процента.

Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) вырастет до 115,9 процента к уровню 2015 года. К концу реализации государственной программы рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) составит 13 процентов, количество высокопроизводительных рабочих мест − 1,657 тыс. единиц.

Глава 3. Основные направления по совершенствованию государственной поддержки аграрной сферы в Российской Федерации

 

3.1 Разработка эффективного механизма государственного  регулирования сельскохозяйственного производства

 

По итогам проведенного анализа основных показателей, характеризующих результаты работы  органов государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации, следует обратить внимание на то, что большая доля  государственной поддержки приходится сельскохозяйственным товаропроизводителям, выступающим в форме малых форм хозяйствования. В работе  изучены и обобщены основные направления государственного регулирования агропромышленного комплекса, такие как:

-повышение доступности к кредитным ресурсам;

-поддержка малых форм хозяйствования и социального развития сельских территорий.

Основные формы и методы государственного регулирования АПК направлены на прямую (проектную) поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, что противоречит условиям ВТО. Существующая система мер государственной поддержки способствует дальнейшему переходу к мелкотоварному производству. В работе предлагается новое направление государственного регулирования АПК (региона, области, края, муниципалитета). Суть этого направления состоит в приоритетности государственной поддержки развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, не снижая уровня существующей поддержки индивидуальных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Схема форм государственной поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации представлена в Приложении 2.

Считаем, что государственное регулирование процессов кооперации и интеграции в агропромышленном производстве должно осуществляться на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Задачами программ развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в АПК должны стать: развитие правовых, экономических и организационных условий для эффективной деятельности кооперативов; формирование инфраструктуры их производственно-технического обеспечения и технологического обслуживания; совершенствование механизма финансово-кредитной поддержки кооперативов; развитие системы информационно-консультационного и кадрового обеспечения.

На областном уровне необходимо принять законодательные, нормативные и правовые акты по стимулированию и государственной поддержке создания и деятельности кооперативов, с учетом местных условий; разработать и реализовать региональные программы развития агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной кооперации; осуществлять меры поддержки за счет средств областного бюджета; отработать экономические механизмы деятельности агропромышленных формирований; осуществлять пропаганду и внедрение опыта развития агропромышленных формирований.

На территории Челябинской области (как и в ряде других регионов) в настоящее время имеется большое количество сельскохозяйственных товаропроизводителей с небольшой ресурсной базой, находящимися, или приближающимися к стадии полного банкротства и нуждающимися в структурной перестройке. Решать данный вопрос мы предлагаем путем государственной поддержки развития сельскохозяйственной потребительской кооперации мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей, испытывающих дефицит производственных ресурсов, направленной на диверсификацию производства. Необходимо выработать механизм государственной поддержки по формированию финансовых ресурсов обеспечения функционирования кооперативов первого и второго уровня.

Самостоятельно сельскохозяйственные потребительские кооперативы первого уровня не смогут привлечь финансовые ресурсы в виде кредитов банков, так как не имеют залоговой базы

Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации малых сельскохозяйственных организаций создаст условия для роста объемов производимой продукции, а за счет этого на каждую дополнительно произведенную единицу продукции будет меньше постоянных затрат. При мелкотоварном производстве сельскохозяйственные организации, не имея собственных каналов сбыта произведенной продукции, вынуждены продавать ее по заниженным ценам, которые не окупают издержки.

В работе предлагается государственная подпрограмма  «Содействие развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов на 2018-2020 годы», основные положения которой (на примере Челябинской области) представлены в Приложении 3.

Главная цель предлагаемой программы состоит в реализации мероприятий, направленных на развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации и повышении рентабельности малых сельскохозяйственных организаций.

Экономическая целесообразность государственной поддержки по стимулированию создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов определяется расширением рынка сбыта производимой продукции.

С учетом основных положений Федерального закона Российской Федерации № 193-ФЗ, разработана структурная модель функционирования и государственной поддержки двухуровневой системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в АПК субъекта федерации, которая представлена в Приложении 4.

Для совместного обслуживания своей деятельности, возможности пользования кредитными ресурсами, созданные в муниципальных районах кооперативы первого уровня, объединятся в сельскохозяйственные потребительские кооперативы второго уровня. Данные кооперативы формируют залоговую базу и выступают поручителями перед банками для возможности заключения кредитных договоров.

Основным условием предоставления государственной поддержки по развитию потребительской кооперации малым сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, личным подсобным хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, является создание ими сельскохозяйственного потребительского кооператива.

Предложенная схема деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов первого и второго уровня направлена, с одной стороны, на использование преимуществ сельскохозяйственной кооперации, наиболее подходящей условиям рыночных отношений, а с другой стороны возникает необходимость развития интеграционных связей организаций АПК для повышения их финансовой устойчивости и использования эффекта экономии затрат (эффект масштаба).

Стратегическими задачами    сельскохозяйственных потребительских кооперативов первого и второго уровня должны быть:

  • обеспечение реализации принципов вертикальной интеграции и кооперации в АПК;
  • сохранение самостоятельности сельскохозяйственных организаций;
  • концентрация возможностей сбытовых, инновационных, инвестиционных, финансовых процессов в АПК;
  • повышение финансовой стабильности всех участников сельскохозяйственных потребительских кооперативов первого и второго уровня;
  • использование высокопроизводительных и высокотехнологичных сельскохозяйственных машин и оборудования.

Необходимо отметить, что для успешной реализации проекта по созданию схемы функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов первого и второго уровня является оценка возможных рисков и разработка мероприятий по их снижению. Мероприятия по снижению выявленных в исследовании рисков функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов первого и второго уровня должны включать:

-совершенствование маркетинговой деятельности;

-создание эффективной системы санкции и штрафов за нарушение участниками договорных обязательств,

-вхождение в Общероссийский союз сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

-повышение квалификации сотрудников,  привлечение квалифицированных специалистов.

 

3.2  Разработка алгоритма оценки эффективности использования земель  сельскохозяйственного назначения для определения  возможности и  необходимости оказания государственной поддержки  землепользователям

 

В соответствии с Федеральным Законом  от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», землепользователи обязаны соблюдать стандарты, нормы, регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения, с целью поддержания почвенного плодородия и обеспечения стабильной урожайности сельскохозяйственных культур. В ряде регионов (Челябинская область является исключением) приняты дополнительные локальные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок и нормативы землепользования на территории субъекта РФ или муниципального образования Необходимость соблюдения сельскохозяйственными товаропроизводителями края указанных нормативов должна обеспечиваться проведением надлежащего государственного контроля по оценке эффективности использования земель

Проблема низкой эффективности использования сельскохозяйственных земель приобретает все более острый характер, так как наблюдается постепенное сокращение гумуса в почве, что является следствием высокого процента пашни в структуре сельскохозяйственных угодий, которая подвергается ветровой эрозии, низкой площадью полезащитных насаждений. Кроме того, резкий спад (почти вдвое за последние 5 лет) площади многолетних трав, повышающих почвенное плодородие, негативно сказывается на уровне содержания в почве азота, подвижного фосфора и обменного калия. В условиях зерно-пропашного севооборота сельскохозяйственных организаций края урожайность культур обеспечивается преимущественно за счет большего внесения минеральных удобрений.

В работе предложены алгоритм и  критерии по допустимому уровню снижения урожайности на единице используемого земельного участка, проведение обязательных мер по повышению плодородия почв и увеличению гумусового слоя для всех выявленных проблемных территорий.

В связи с этим, предлагается Министерству сельского хозяйства (например, Челябинской области) совместно с Отделом государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской области проводить оценку эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения в организациях за пятилетний период с учетом динамики изменения содержания гумуса.

Необходимо создать четкий механизм взаимодействия этих структур между собой, который будет выражаться в проведении ежегодных мероприятий по мониторингу урожайности плодородия почв в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Алгоритм проведения такой оценки представлен в Приложении 5.

В частности, предлагается оценивать эффективность использования земли на основе расчета трех показателей:

Относительный прирост стоимости валовой продукции растениеводства на 1 га посевной площади в ценах базового года, рассчитанный по формуле (1):

,                                                    (1)

где                 –          относительный прирост стоимости валовой продукции растениеводства в сельскохозяйственной организации;

СВПотчет – стоимость валовой продукции растениеводства в ценах базового года на 1 га посевной площади в сельскохозяйственной организации за отчетный период, тыс.руб/га;

СВПбазис – средняя стоимость валовой продукции растениеводства в ценах базового года на 1 га посевной площади за предшествующие 5 лет, тыс. руб /га.

Если  больше либо равно 1, то по данному показателю земля используется эффективно, иначе не эффективно.

Доля посевов многолетних трав в общем севообороте сельскохозяйственной организации, рассчитанная по формуле (2):

где  – доля посева многолетних трав в севообороте сельскохозяйственной организации, %;

– посевная площадь многолетних трав в сельскохозяйственной

организации, га;

– общая площадь посевов в сельскохозяйственной организации, га.

В Челябинской области норматив доли посева многолетних трав в общей посевной площади составляет не менее 10-12%.

Процент содержания гумуса в почве (ПГ) определяется по данным лабораторных исследований, которые проводятся 1 раз в 5 лет за счет исследуемой сельскохозяйственной организации, как одно из условий предоставления государственной поддержки.

На основе сопоставления полученных данных определяется рост или снижение показателя в пределах хозяйства. В том случае, если по всем трем показателям результаты оценки соответствуют нормативным значениям, то оцениваемая сельскохозяйственная организация признается эффективным землепользователем и ей предоставляются дополнительные льготы в виде:

  • субсидирование затрат на проведение мероприятий по повышению почвенного плодородия;
  • содействие в сбыте кормов, полученных от посевов многолетних трав (люцерна, клевер, эспарцет) через сельскохозяйственные потребительские кооперативы с выплатой дотаций за их реализацию;
  • предоставление преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В случае если какой-либо из показателей эффективности не соответствует нормативному значению, то оцениваемая сельскохозяйственная организация признается умеренно эффективным землепользователем и к ней не применяются указанные выше льготы и преференции.

В случае если по двум и более показателям эффективности значения ниже нормативных, то к оцениваемой сельскохозяйственной организации применяются ограничения в праве заключения договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

На основе собранных данных областные органы управления АПК смогут проводить группировки сельскохозяйственных организаций по зональной классификации и выявлять факторы снижения почвенного плодородия с целью их дальнейшего мониторинга.

Благодаря разработанным мерам в Российской Федерации получит свое развитие полезная и необходимая категории ««ответственное земледелие».

 

Заключение

 

По результатам исследования были сформулированы следующие выводы.

В развитых странах мира государственное регулирование сельскохозяйственного производства направлено, прежде всего, на создание условий для раскрытия производственного потенциала сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Основные формы и методы государственного регулирования АПК направлены на прямую (проектную) поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей. В работе предлагается новое направление государственного регулирования АПК, суть его состоит в приоритетности государственной поддержки развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, не снижая уровня существующей поддержки индивидуальных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации малых сельскохозяйственных организаций создаст условия для роста объемов производимой продукции, а за счет этого на каждую дополнительно произведенную единицу продукции будет меньше постоянных затрат. При мелкотоварном производстве сельскохозяйственные организации, не имея собственных каналов сбыта произведенной продукции, вынуждены продавать ее по заниженным ценам, которые не окупают издержки.

Экономическая целесообразность государственной поддержки по стимулированию создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов определяется расширением рынка сбыта производимой продукции. Крестьянские (фермерские) хозяйства, войдя в такую структуру, получают возможность государственной поддержки в сбыте всей произведенной продукции, получают финансовую помощь и поддержку, а значит, появляются условия расширенного воспроизводства и получения большей прибыли. Крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, малые сельскохозяйственные организации, а также личные подсобные хозяйства, осуществляют паевые взносы и получают возможность участия в распределении прибыли от реализованной продукции, происходит усиление партнерских и деловых связей.

В работе предложены алгоритм и  критерии по допустимому уровню снижения урожайности на единице используемого земельного участка, проведение обязательных мер по повышению плодородия почв и увеличению гумусового слоя для всех выявленных проблемных территорий.

На основе сопоставления полученных данных определяется рост или снижение показателя в пределах хозяйства. В том случае, если по всем трем показателям результаты оценки соответствуют нормативным значениям, то оцениваемая сельскохозяйственная организация признается эффективным землепользователем и ей предоставляются дополнительные льготы.

На основе собранных данных областные органы управления АПК смогут проводить группировки сельскохозяйственных организаций по зональной классификации и выявлять факторы снижения почвенного плодородия с целью их дальнейшего мониторинга.

Благодаря разработанным мерам в Российской Федерации получит свое развитие полезная и необходимая категории ««ответственное земледелие».

 

Список использованной литературы

 

  1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы, по состоянию на сентябрь 2014 г.
  2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, 1 февраля 2010 г.
  3. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
  4. Указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», 6 августа 2014 года.
  5. Агапова, М. А. Российские агрохолдинги: корпоративные стратегии и проблемы управления. — URL : Отраслевая экономика (84) УЭкС, 11(2)/2015.
  6. Государственное регулирование экономики: курс лекций / под общ. ред. Н.Б. Антоновой – Мн.:2016 – 360 с.
  7. Гусаков В. Организация фермерского бизнеса в США // Агроэкономика – 2014. — №3. – С. 3-5.
  8. Камилова, П. Д. Региональная аграрная политика : теория, методология, опыт: монография. — М. : Экономика, 2017. С. 308.
  9. Камилова, П. Д. Роль государства в развитии интеграционных связей в АПК // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 3. С. 95.
  10. Кулов А. Р. / Государственное регулирование инвестиционного развития сельского хозяйства / Достижения науки и техники АПК: журнал. 2016 №2.
  11. Куркина, Н. Р. Развитие хозяйственно-экономических отношений в системе продовольственного рынка // Рос. предпринимательство. 2014. № 9. Вып. 2. С. 174–178.
  12. Крупич, А. Роль кооперации и интеграции в формировании рыночных хозяйственных структур / А. Крупич // Аграрная экономика. – 2016 — №6. – С. 20 – 27.
  13. Кокова, Э. Р., Болов, А. А. Развитие интеграционных процессов в АПК как путь привлечения инвестиций [Текст] / Кокова Э.Р., Болов А.А. // Управление экономическими системами. — Кисловодск, 2016. № 10. — URL : http://www.uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/item.
  14. Лещева, М. Г. Проблемы развития интеграционных процессов в современном АПК // Экономические стратегии [Электронный ресурс]. — URL : http://www.finanal.ru/001/. (Дата обращения 25.08.19).
  15. Мазлоев, В. З. Государственное регулирование формирования рыночных отношений в региональном агропромышленном комплексе: монография. — М., 2014. С. 217.
  16. Масленникова, Е. Государственное регулирование агропромышленного производства в странах ЕЭС // Экономист. 2018. № 8. С. 89–93.
  17. Минаков, И. А. Кооперация и агропромышленная интеграция в АПК. — М. : КолосС, 2013. C. 264.
  18. Пашкус Б. Н./ Бюджетная поддержка сельского хозяйства / АПК: Экономика, управление: журнал. 2016 №2.
  19. Попцов А. В. / Направления государственной поддержки сельского хозяйство в развитых странах/ АПК: Экономика, управление: журнал. 2015 №11.
  20. Советов, П. М. Агропромышленная интеграция : концепции, механизмы, эффективность. — Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2017. С. 14, 20, 22–23.
  21. Ушачев, И. Г. Интеграция — важнейший фактор развития агропромышленного комплекса стран СНГ [Текст] / И.Г. Ушачев // АПК : экономика, управление. 2016. № 7. С. 3–13.
  22. Филипцов, А.М. Структурное и отраслевое развитие сельского хозяйства / А.М. Филипцов // Белорусский экономический журнал – 2016 — №6. – С. 105 – 106.
  23. Экономика предприятий и отраслей АПК: учебник / П.В. Лещиловский, В.Г. Гусаков, Е.И. Кивейша; под ред. П.В. Лещиловского, В.С. Тонковича, А.В. Мозоля. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2017. – 574 с.
  24. Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. — URL : www.mcx.ru. (Дата обращения: 03.09.2019).
  25. Официальный сайт Всемирной продовольственной организации (ФАО). — URL : http://www.fao.org/home/ru/ (Дата обращения 02.09.19).

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф