ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1. История становления и развития пенсионного обеспечения в России.
1.2. Сущность и задачи Пенсионного фонда Российской Федерации.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ.
2.1. Особенности формирования средств Пенсионного фонда Российской Федерации в 2015-2017 годах.
2.2. Использование средств Пенсионного фонда Российской Федерации в 2015-2017 годах.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ
Пенсионный фонд России (далее — ПФР) реализует самые важные функции государства. При этом ПФР является государственным учреждением, которое не входит в структуру и систему органов исполнительной власти.
Создание Пенсионного фондаявляется важным элементом в решении задачи по реформированию в целом всей социальной сферы России, а именно: переход к обязательному пенсионному страхованию.
Пенсионный фонд России обладает большим влиянием на экономику государства, поскольку основной его целью является эффективное обеспечение уровнем жизни трудящегося человека, с помощью перераспределения денежных средств в пространстве и времени.
Пенсионный фонд образован с целью обеспечения работников пенсиями по старости, инвалидности или в случае потери кормильца. Выплата производится за счет средств Пенсионного фонда РФ. По предварительным прогнозам, бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации будет все больше нуждаться в поддержке от государства, и его дефицит будет набирать обороты. В связи с этим, изучение особенностей исполнения и формирования бюджета Пенсионного Фонда России является актуальным в настоящее время. Поскольку, изучив особенности бюджета Пенсионного фонда, будет возможным определить направления совершенствования системы пенсионного страхования в стране.
Целью данной работы является определение особенностей исполнения и формирования бюджета Пенсионного фонда России.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Исследовать историю развития и становления в России пенсионного обеспечения.
- Изучить сущность и задачи Пенсионного фонда Российской Федерации.
- Рассмотреть особенности формирования средств Пенсионного фонда Российской Федерации в 2015-2017 годах.
- Рассмотреть использование средств Пенсионного фонда Российской Федерации в 2015-2017 годах.
- Определить проблемы бюджета Пенсионного фонда РФ и пути их решения.
Объектом исследования является Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Предметом исследования в данной работе являются особенности исполнения и формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. История становления и развития пенсионного обеспечения в России
Пенсионное обеспечение в России началось с XVIII века в период, когда происходило царствование Петра Великого. Положения о пенсионном обеспечении появились в Табеле о рангах и Морском уставе. В России была обеспокоена государственная власть материальным обеспечением ветеранов, служащих ей беспорочно и оставлявших службу только по преклонным летам, увечьям и болезням. В случае смерти служащих забота перекладывалась на оставшихся членов семьи. Пенсионное обеспечение находило своё выражение в предоставлении семьям части содержания, которое было получено служащими по службе. В тот период времени не существовало общих единых правил пенсионного обеспечения. В связи с этим, пенсионное обеспечение находилось в зависимости от царя[15, c. 85].
Прочий народ, населявший Россию и при этом не имеющий собственности в качестве источника средств к жизни, до конца XIX века должен был полагаться на христианские законы милосердия иблагочестия, возлагавшие обязанность на сословную общину по материальной поддержке всехлюдей, которые были нетрудоспособными с целью достижения общиной личного нравственного здоровья. Ключевую рольв обеспечении неспособных людей к труду и малоимущих по законодательству России должны были играть их семьи, то есть родственники. В случае, когда у нуждающихся людей не оставалось родственников или родственники семьи также были бедны, то содержание нуждающихся возлагалось на сословные мещанские и крестьянские общества, что было мирской обязательной повинностью для этих обществ.
В 1890 году в России появилось подлинное пенсионное страхование. Были построены пенсионно-страховые кассы на исключительно научных началах жизненного страхования. Самым крупнейшим учреждением такого рода являлась пенсионная касса, созданная в 1894 году для служащего населения на казенных железных дорогах. Также к данному типу относились и прочие пенсионные кассы, которые действовали в конце 19 века на различных частных железных дорогах. Основы, на которых все пенсионные кассы создавались для рабочих и служащих в разных кредитных учреждениях, страховых обществах и торгово-промышленных предприятиях были утверждены Положением комитета министров 13.06.1897 года [22, c. 38].
Важно отметить, что после свержения в России «царизма» в 1917 году в пенсионной системе произошли революционные институциональные изменения. В связи с тем, что новые политические лидеры стремились обеспечить себе максимально широкую социальную базу, появились различные страховые нормы: были утверждены декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета (далее – ВЦИК) РСФСР «О страховании на случай болезни» от 22.12.1917, а также Декларация Народного комиссариата труда (далее – СНК) «О введении в России полного социального страхования» от 12.11.1917 года. Также получили юридическое закрепление непосредственно положения страховой программы всего работающего населения, которые были сформулированы в 1912-1914 годы российскими социал-демократами в своей политической программе. Так появился в России институт социального страхования [22, c. 39].
В дальнейшем постановление от 13.02.1930 года СНК и ВЦИК сформировало Положение о пособиях и пенсиях. Важно отметить, что в соответствии с данным положениему всех граждан СССР, которые работали по найму, было право на пенсию (по случаю потери кормильца, по старости и инвалидности) [15, c. 85].
До 1964 года пенсионная защита граждан, которые работали не по найму (граждане свободных профессий, кустари, ремесленники, крестьяне) была обеспечена на базе взаимности (в данном случае был сохранен дореволюционный принцип сословности).
Важно отметить, что в 1956 году в СССР был утвержден Закон «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 года, действовавший до возникновения в 1990 годы рыночных реформ. В 1956 году были введены законом в случае потери кормильца, по инвалидности и по старости. В этом году завершилось формирование системы пенсионного обеспечения всего работающего населения. В законодательстве были закреплены базовые принципы пенсионной советской системы, которые заключались в следующем [15, c. 36]:
- общий порядок исчисления суммы пенсии от заработной платы.
- гарантированные пенсии государства без различных вычетов из заработной платы трудящегося населения;
- единые требования к возрасту и трудовому стажу, который необходим для установления пенсии работнику;
- общие основания пенсионного обеспечения;
- выплата пенсионных средств за счет денежных средств общесоюзного бюджета.
В законодательстве также был установлен размер среднемесячной зарплаты трудящегося за любые пять лет подряд из десяти лет или за последние 12 рабочих месяцев, который устанавливался перед обращением за пенсионными выплатами. При этом полный размер пенсионных выплат предоставлялся женщинам со стажем более 20 лет работы с возраста 55 лет и мужчинам со стажем более 25 лет работы с возраста 60 лет.
Далее произошла ещё одна крупнейшая реформа в системе пенсионного обеспечения. Пенсионная реформа делилась на два этапа. Начало 1-го этапа было в 1991 году по 2001 год. Первый этап символизировал Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 1 января 1991 года. Данный закон является первым в РФ, базовые принципы которого в полной мере соответствовали на практике международному социальному страхованию. Для успешной реализации данного закона был сформирован Пенсионный фонд России (далее – ПФР). Формирование ПФР означало переход к обязательному пенсионному страхованию [22, c. 41].
В 1992 г. в России был издан Указ Президента РФ № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» от 16 сентября 1992 года. Данный указ заложил правовую основу для возникновения в пенсионной системе новейших субъектов — негосударственных пенсионных фондов (далее — НПФ) [15, c. 40].
В данный период времени был взят ориентир непосредственно на формирование многоуровневой пенсионной системы России и сформирован второй накопительный добровольный элемент пенсионного страхования России, который был назван негосударственным пенсионным обеспечением (НПО). Однако в первое десятилетие не удалось осуществить замысел пенсионной реформы в России. Пенсионная система имела большую зависимость как от различных краткосрочных планов правительства страны, так и от текущей на тот момент экономической ситуации в целом.
Однако на 2-м этапе развития пенсионной реформы в России существующие ориентиры изменились. На данном этапе пенсионная модель строилась таким образом: государственная традиционная распределительная страховая система была заменена своеобразной смешанной распределительно-накопительной системой, включающей свою распределительную часть условно-накопительные счета. Важно отметить, что с 1 января 2015 года были введены в действие абсолютно новые законы о пенсионном обеспечении, которые заложили базу второго этапа пенсионной реформы в России [7].
Основное содержание изменений заключалось в следующем. Теперь пенсия трудящихся содержит в себе 3 части: фиксированная выплата, которая финансируется непосредственно из взносов на оплату труда сверх установленного облагаемого предела по сниженному тарифу, страховой пенсии, которая финансируется непосредственноиз индивидуальной части тарифа страхования, а также накопительной пенсии, которая финансируется непосредственноиз тарифа на накопительную пенсию.
Таким образом, пенсионное обеспечение в Российской Федерации имеет достаточно длительную историю. Пенсионное обеспечение за последние десятилетия претерпело основные три реформы. Данный факт связан прежде всего с тем, что ситуация в российской экономике и в мировой экономике в целом меняется достаточно быстро.
1.2. Сущность и задачи Пенсионного фонда Российской Федерации
Пенсионный фонд России (далее — ПФР) реализует самые важные функции государства. При этом ПФР является государственным учреждением, которое не входит в структуру и систему органов исполнительной власти.
Важно отметить, что руководство ПФР реализует Правление, а также постоянно действующий орган, который именуется Исполнительной дирекцией. При этом дирекции подчинены различные отделения Пенсионного фонда в республиках, находящихся в составе Российской Федерации, а также отделения в административно-территориальных образованиях России. На местах (то есть в районах и в городах) существуют уполномоченные Пенсионного фонда. Все эти отделения позволяют обеспечить всю организационную работу, направленную на сбор взносов, необходимых для финансирования органов соцобеспечения, для социального страхования, а также обеспечения региональных программ соцобеспечения.
Помимо Пенсионного фонда России вопросами пенсионного обеспечения также заведуют Министерство связи, которое осуществляет доставку пенсий, Министерство труда и соцразвития России, которое перераспределяет и назначает суммы пенсий, а также сберегательные банки, которые обеспечивают население наличными денежными средствами [12, c. 96].
При этом бюджет Пенсионного фонда, а также отчеты расходования средств и в принципе смета расходов составляются непосредственно Правлением. Бюджет Пенсионного фонда утверждается законодательством. В данном законе о бюджете Пенсионного фонда России должна утверждаться сумма всех доходов, включая суммы по источникам, а также вся сумма расходов, включая суммы по направлениям.
ПФР – это самостоятельное финансово — кредитное учреждение. Хотя с другой стороны, самостоятельность ПФР имеет некоторые особенности, которые отличают существенно эту самостоятельность от финансовой и экономической самостоятельности организаций, государственных предприятий, кооперативных, акционерных и частных предприятий. Пенсионный фонд также организовывает использование и мобилизацию средств Пенсионного фонда на цели и в размерах, которые регламентируются непосредственно государством [8, c. 57].
Создание Пенсионного фондаявляется важным элементом в решении задачи по реформированию в целом всей социальной сферы России, а именно: переход к обязательному пенсионному страхованию.
Пенсионный фонд России обладает большим влиянием на экономику государства, поскольку основной его целью является эффективное обеспечение уровнем жизни трудящегося человека, с помощью перераспределения денежных средств в пространстве и времени.
ПФР также собственными средствами обеспечивает ежемесячную выплату пособий, а также пенсий, той части населения, которое не способно в силу некоторых обстоятельств обеспечить собственное существование. В связи с этим, средства Пенсионного фонда расходуются непосредственно на выплаты пенсий инвалидам,государственных пенсий, пенсий венным, пособий для детей и на прочие социальные цели. Данный факт определяет важное значение Пенсионного фонда для социальной сферы. В ключевые задачи Пенсионного фонда России входят [21, c. 214]:
- международное, а также межгосударственное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, которые относятся непосредственно к компетенции Пенсионного фонда России, участие в реализации и разработке в установленном порядке международных, а также межгосударственных соглашений и договоров по вопросам пособий и пенсий.
- финансирование различных расходов Пенсионного фонда России, а также аккумуляция и целевой сбор страховых взносов;
- контроль за полным и своевременным поступлением в Пенсионный фонд России страховых взносов при участии налоговых органов, а также контроль за рациональным и правильным расходованием денежных средств Фонда;
- капитализация средств Пенсионного фонда России, привлечение различных добровольных взносов как юридических, так и физических лиц в Фонд;
- организация эффективной работы по востребованию с граждан и работодателей, которые являются виновными в причинении определенного вреда здоровью сотрудников и прочих граждан, размеров пенсий по инвалидности из-за профессионального заболевания, трудового увечья или в случае потери кормильца семьи.
В настоящее время Пенсионный фонд реализует функции [9, c. 13]:
- по принятию различных нормативно-правовых актов. Важно отметить, что Пенсионный фонд издает нормативно-правовые акты на базе и во исполнение распоряжений Президента РФ, различных федеральных законов, распоряжений Правительства РФ,указов Президента РФ и его постановлений, а также по вопросам, которые непосредственно относятся к деятельности Пенсионного фонда;
- по государственному управлению существующим имуществом России. Важно обратить внимание, что Пенсионный фонд с момента его возникновения управляет всеми денежными средствами пенсионного обеспечения в России, которые находятся непосредственно в собственности государства;
- по оказанию различных государственных услуг (в настоящее время Пенсионный фонд с помощью единого портала оказывает более 10 государственных функций);
- по контролю. В настоящее время Пенсионный фонд производит контроль за своевременностью уплаты, правильностью исчисления, а также полнотой страховых взносов непосредственно в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
Таким образом, в настоящее время Пенсионный фонд России реализует самые важные функции государства. При этом ПФР является государственным учреждением, которое не входит в структуру и систему органов исполнительной власти.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
2.1. Особенности формирования средств Пенсионного фонда Российской Федерации в 2015-2017 годах
Необходимо рассмотреть порядок формирования доходной части бюджета ПФР. Ключевыми источниками денежных средств являются:
Страховые пенсионные взносы, которые перечисляются частными предпринимателями и работодателями по утвержденным тарифам, которые определяет законодательство.
По программе обязательного пенсионного страхования (далее – ОПС) сами тарифы и порядок уплаты страховых взносов устанавливается законом об обязательном пенсионном страховании в России № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года. Плательщики, то есть страхователи по ОПС осуществляют ежемесячные перечисления страховых взносов непосредственно в бюджет ПФР по утвержденным тарифам, которые обозначены в таблице 1 [2].
Таблица 1.
Тарифы и порядок уплаты взносов
| Условия | Тариф |
| 1 | 2 |
| Основной тариф. | 22% + 10% |
| Для таких субъектов хозяйствования, в которых учредителями являются различные автономные научные, а также бюджетные организации. | 8% |
| Для организаций и предприятий, которые уплачивают заработную платувсем экипажам судов, кроме такого вида судна, как нефтеналивные танкеры. | 0% |
| Для индивидуальных предпринимателей и организаций, которые применяют упрощенную систему налогообложения, реализуют деятельность в области социального обслуживания общества, а также осуществляющие образовательную, научно-исследовательскую деятельность, деятельность в области фармакологии и охраны здоровья.
| 20% |
| 1 | 2 |
| Для резидентов порта «Владивосток». | 6% |
| Для резидентовсвободной экономической зоны в городе Севастополь и республике Крым. | 6% |
| Для участников «Сколково». | 14% |
| Для предприятий, которые осуществляют деятельностьв области ИТ. | 8% |
| Для резидентов «Территорий опережающего развития». | 6% |
| Для участников особой экономической зоны, а также организаций, которые реализуют свою деятельность в области туристско-рекреационнойобласти. | 8% |
Трансферты непосредственно из федерального бюджета, с помощью которых осуществляются выплаты по пенсионному обеспечению, а также компенсируются различные выпадающие доходы. За счет таких доходов осуществляется[2]:
- реализация различных федеральных доплат для людей пенсионного возраста, сумма пенсий которых ниже размера прожиточного минимума, который устанавливается для данной категории населения по законодательству России.
- финансирование различных выплат непосредственно по пенсионному обеспечению;
- возмещение расходов на уплату страховых пенсий, которые связаны с зачетом в трудовой стаж разных нестраховых периодов (например, отпуск по уходу за детьми, служба в армии);
- возмещение выпадающих доходов Пенсионного фонда в связи с установлением пониженных тарифов страхования отдельным категориям плательщиков.
Размер трансферта, который направляется в Пенсионный фонд России из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование, определяется следующим образом: разница между общей суммой доходной части бюджета ПФР, которая была получена за счет перечисления страховых взносов, и расходной части бюджета Пенсионного фонда, направленная на выплаты страховых пенсий, в том числе включая фиксированную выплату к пенсии, с учетом ежегодных индексаций [2]:
- 1 февраля — непосредственно индексация происходит на уровень инфляции за предыдущий год;
- 1 апреля — индексация происходит исходя из существующего уровня доходной части бюджета ПФР.
- Размер пеней и прочих финансовых санкций, которые накладываются на недобросовестных плательщиков страховых взносов.
- Различные дополнительные взносы. При этом поступления от дополнительных взносов направляются на уплату досрочных пенсий, которые должны выплачивать работодатели, имеющие места для работников с вредными и опасными условиями труда.
- Различные добровольные взносы, которые могут быть получены от организаций и физических лиц, не являющихся застрахованными или страхователями.
- Инвестиционные доходы, которые могут быть получены вследствие размещения временно свободных денежных средств.
- Прочие источники, которые законодательно не запрещены.
Теперь рассмотрим направления расходов Пенсионного фонда России. Важно отметить, что порядок расходования финансовых ресурсов бюджета ПФР, которые имеют какое-либо целевое назначение, регламентируется также ФЗ №167-ФЗ, а именно — статьей 18. При этом средства бюджета Пенсионного фонда направляются [2]:
- на перевод денежных средств в различные негосударственные пенсионные фонды в том случае, если застрахованным лицом формируются пенсионные накопления;
- на уплату сумм страховых пенсий, предусмотренных по программе обязательного пенсионного страхования;
- на выплату страховых взносов непосредственно в Фонд гарантирования пенсионных накоплений;
- на содержание территориальных органов Пенсионного фонда, а также центрального аппарата управления, в том числе технико-информационное обеспечение, материально и финансовое обеспечение и текущей деятельности Пенсионного фонда;
- на доставку выплат пенсий и другие цели.
Таким образом, доходная часть ПФР формируется в обязательном порядке в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством России. Доходная часть бюджета Пенсионного фонда образуется за счет безвозмездных перечислений, а также неналоговых и налоговых видов доходов. Расходы Фонда – это экономические отношения, которые связаны с использованием и распределением централизованных фондов денежных средств государства по территориальному, целевому и отраслевому назначению.
2.2. Использование средств Пенсионного фонда Российской Федерации в 2015-2017 годах
Проведем анализ бюджета Пенсионного фонда России за период с 2014 по 2016 гг. Данные представлены в таблице 2 [25].
Таблица 2.
Бюджет ПФР за 2014-2016 гг.
млрд.руб.
| Наименование показателя | 2014 | Прирост в % | 2015 | Прирост в % | 2016 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Доходы бюджета, всего | 6159,1 | 15,28 | 7100,0 | 7,40 | 7625,2 |
| Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование | 3690,0 | 4,73 | 3864,4 | 6,91 | 4131,5 |
| Поступления из федерального бюджета, всего, в том числе: | 2410,0 | 28,63 | 3100,0 | 8,24 | 3355,3 |
| Компенсация пониженных тарифов страховых взносов | 288,2 | 18,98 | 342,9 | 14,32 | 392,0 |
| Средства на ежемесячную денежную выплату | 358,5 | 4,91 | 376,1 | -5,16 | 356,7 |
| Средства на предоставление материнского капитала | 301,0 | 3,65 | 312,0 | 11,19 | 346,9 |
Продолжение таблицы 2
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Средства на выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению | 1109,9 | 71,19 | 1900,0 | 10,00 | 2090,0 |
| Прочие средства из федерального бюджета | 352,4 | -52,04 | 169,0 | 0,41 | 169,7 |
| Расходы бюджета, всего | 6190,1 | 24,39 | 7700,0 | 1,68 | 7829,7 |
| Расходы на пенсионное обеспечение | 344,5 | 13,50 | 391,0 | 5,52 | 412,6 |
| Расходы на предоставление материнского капитала | 270,7 | 21,54 | 329,0 | 11,03 | 365,3 |
| Расходы на социальные выплаты | 341,4 | 49,97 | 512,0 | 11,76 | 572,2 |
| Расходы на выплату страховых пенсий | 4977,0 | 16,34 | 5790,0 | 3,93 | 6017,6 |
| Расходы по пенсионным накоплениям | 20,7 | 2445,89 | 527,0 | -43,45 | 298,0 |
| Прочие расходы | 235,8 | -35,96 | 151,0 | 8,61 | 164,0 |
| Дефицит бюджета | -31,0 | 1835,48 | -600,0 | -65,92 | -204,5 |
Исходя из данных таблицы можно сделать следующие выводы:
- Бюджет ПФР за 2014 год исполнен по доходам в сумме 6159,1 млрд. руб. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2014 год поступили в общей сумме 3690 млрд. руб. Из федерального бюджета в бюджет ПФР поступили средства в сумме 2410 млрд. руб., в том числе: на осуществление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан– 358,5 млрд. руб.; на предоставление материнского (семейного) капитала – 301 млрд. руб.; на компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков – 288,2 млрд. руб.; на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц – участников Программы государственного софинансирования пенсии, уплативших дополнительные страховые взносы в ПФР, – 12,4 млрд. руб.; на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда – 340 млрд. руб. По расходам бюджет ПФР исполнен в сумме 6190,1 млрд. руб. При этом на пенсионное обеспечение в 2014 году направлено 4977 млрд. руб.; на предоставление материнского (семейного) капитала Пенсионным фондом Российской Федерации в 2014 году направлено 270,7 млрд. руб.; на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан Пенсионным фондом израсходовано 341,4 млрд. руб. Общий дефицит бюджета Пенсионного фонда России за 2014 год составил 31,1 млрд. руб. [5].
- Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год составили 7100 млрд. руб., что на 967,5 млрд. руб. больше, чем в 2014 году. Сбор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые являются основным источником доходов ПФР, вырос до 3 864,4 млрд. руб. По сравнению с 2014 годом общий объем взносов увеличился на 170 млрд. руб. Из федерального бюджета Российской Федерации Пенсионному фонду России переданы средства в форме межбюджетных трансфертов в сумме 3100 млрд. руб., в том числе 1900 млрд. руб. – на выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, финансируемые за счет средств федерального бюджета. Указанный объем средств позволил Фонду в 2015 году профинансировать расходы в объеме 7700 млрд. руб., что на 1480 млрд. руб. выше уровня 2014 года. Расходы на пенсионное обеспечение составили 391 млрд. руб., что на 13,5% больше, чем в 2014 году. Расходы на выплату страховых пенсий составили 5790 млрд. руб., что на 17% больше, чем в 2014 году. Размер материнского (семейного) капитала в 2015 году был увеличен на 5,5% по сравнению с 2014 годом и составил 453 026 руб. Расходы на предоставление дополнительных мер государственной поддержки в 2015 году по всем направлениям использования средств МСК составили 329 млрд. руб. (на 21,5% больше, чем в 2014 году).
- Доходы Пенсионного фонда России в 2016 году увеличились на 498,6 млрд. руб. по сравнению с 2015 годом и составили 7 625,2 млрд. руб. Поступления взносов на обязательное пенсионное страхование, которые являются основным источником доходов Фонда, составили 4 131,5 млрд.руб. По сравнению с 2015 годом сборы взносов выросли на 267 млрд.руб., или 6,9%. Взносы на страховые пенсии составили абсолютную часть всех поступлений в бюджет Фонда, увеличившись по итогам года до 4 130,9 млрд.руб.
Поступления на накопительную пенсию не формировались за счет новых страховых отчислений и складывались в основном из средств взыскания задолженности за предыдущие годы, составив в общей сложности 0,6 млрд. руб. В 2016 году средства федерального бюджета, переданные бюджету ПФР на перечисленные направления, увеличились на 41,6 млрд. руб. и составили 1 272 млрд. руб. Наибольшая часть средств была выделена на выплату пенсий по государственному обеспечению (393,6 млрд. руб.), ежемесячную денежную выплату (356,7 млрд. руб.), предоставление материнского капитала (346,9 млрд. руб.).
В целом размер переданных Пенсионному фонду средств из федерального бюджета составил в 2016 году 3 355,3 млрд. руб. Доходы в части бюджета, связанной с формированием пенсионных накоплений, составили 131,2 млрд. руб. Указанный объем средств позволил Фонду в 2016 году профинансировать расходы в объеме 7829 млрд. руб., что на 1,68% выше уровня 2015 года. Расходы на пенсионное обеспечение составили 412,6 млрд. руб., что на 5,6% больше, чем в 2015 году. Расходы на выплату страховых пенсий составили 6017,6 млрд. руб., что на 3,9% больше, чем в 2015 году.
Дефицит средств ПФР в 2014 году составил 31 млрд. руб., в 2015 году – 600 млрд. руб., в 2016 году – 204,5 млрд. руб. В связи с этим, важнейшей проблемой функционирования пенсионной системы РФ является растущий дефицит бюджета. Главной причиной такого положения служит резкое сокращение количества рабочих мест и фонда оплаты труда, возврат к «серым» схемам выплаты заработной платы и, как следствие, уменьшение суммы страховых взносов, поступающих в Пенсионный Фонд.
Собранных Фондом в виде страховых взносов средств, достаточно для выплаты текущих пенсий, но с учетом различных льгот, связанных с досрочным выходом на пенсию, пониженными тарифами страховых сборов для отдельных категорий плательщиков и учетом в страховой стаж нестраховых периодов, расходная часть бюджета ПФ ощутимо увеличивается в последние годы, что приводит к необходимости целевых трансфертов из государственного бюджета.
Таким образом, наряду с обязательным пенсионным страхованием Пенсионный фонд выполняет функции по государственному пенсионному и социальному обеспечению, что предусматривает выплату пенсий, социальных выплат и доплат к пенсии, предоставление материнского капитала и ряд других выплат. Все они финансируются не из поступающих в Фонд страховых взносов, а за счет трансфертов бюджета Российской Федерации [17, c. 11].
Средства федерального бюджета направляются на повышение страховых пенсий, что включает в себя валоризацию пенсий по старости и индексацию стоимости пенсионного балла и фиксированной выплаты, а также на финансирование льгот, предоставляемых государством ряду категорий граждан и страхователей по обязательному пенсионному страхованию.
Таким образом, Пенсионный фонд России является наиболее крупным из всех внебюджетных фондов по величине мобилизуемых ресурсов. Пенсионный фонд образован с целью обеспечения работников пенсиями по старости, инвалидности или в случае потери кормильца. Выплата производится за счет средств Пенсионного фонда РФ. По предварительным прогнозам, бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации будет все больше нуждаться в поддержке от государства, и его дефицит будет набирать обороты [8]. Такой неблагоприятный прогноз обусловлен ухудшением экономической обстановки в стране, снижения стоимости рубля, созданием новой пенсионной реформы и другими факторами. Государство пытается усиленно стимулировать граждан к добровольному и самостоятельному увеличению пенсионного возраста, взамен предлагая увеличение накопительной и страховой пенсии и возможность государственного софинансирования накопительной пенсии, на выгодных для гражданина условиях. Политика государства в ежегодном сбалансировании бюджета Пенсионного фонда эффективно помогает избежать большего уровня дефицита и предугадывает возможные неблагоприятные ситуации.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
На сегодняшний день многие экономисты обращаются к вопросу о проблемах функционирования существующей пенсионной системы в России, пенсионного обеспечения, негосударственных пенсионных фондов России. Данный факт является естественным и закономерным процессом, так как в России пенсионная система – это один из ключевых элементов социальной защиты общества.
Важно отметить, что пенсионная система в Российской Федерации претерпела достаточно большое количество реформ. Последние значительные изменения начались ещё 2012 году непосредственно с разработки до 2030 года Стратегии дальнейшего развития российской пенсионной системы, в которой указан план перехода к совершенно новой модели пенсионного страхования и обеспечения. Целью данной модели является переход на трехуровневую систему формирования пенсионных прав (индивидуально-накопительная, корпоративная и солидарная часть), которая позволит обеспечить финансовую устойчивость и сбалансированность пенсионной системы в целом, а также реализация четкого разграничения накопительной и страховой частей пенсии для качества и удобства регулирования всех источников финансирования. Однако экономическая ситуация, которая имеется на данный момент в России, сильно снизила темпы преобразований.
Ключевой проблемой ПФР в настоящее время является дефицит бюджета. Однако для сокращения дефицита бюджета в последние годы были принятыследующие дискуссионные решения [23, c. 32]:
- увеличение для государственных служащих пенсионного возраста;
- неполная индексация пенсионных выплат;
- упрощение процедуры поиска неофициально трудоустроенных рабочих с помощью применения государственными ведомствами информационного взаимодействия;
- увеличение срока моратория накопительной части пенсионного обеспечения;
- отказ от пенсионных индексаций для работающих пенсионеров.
В 2016 году произошла индексация страховых пенсий в два этапа:
- Первый этап прошел в феврале, в процессе которой всем неработающим пенсионерам пенсионные выплаты увеличили на 4 процента.
- На втором этапе — в январе 2017 г. индексации не произошло, вместо чего Правительство России предложила компенсационные выплаты неработающим пенсионерам в сумме 5000 рублей.
На данные компенсации финансовые средства выделялись непосредственно из президентского резерва, который был сформирован в 2016 году. Важно отметить, что меры, которые были приняты Правительством РФ положительно отразились на тех пенсионерах, которые получают минимальные пенсионные выплаты, поскольку данная компенсационная выплата закрывает ту индексацию, которая предполагалась к проведению в 2016 году. Кроме того, единовременную выплату также смогли получить работающие пенсионеры, для которых была приостановлена индексация с 2016 года. Стоит отметить, однако, что в минусе остались пенсионеры, получающие пенсионные выплаты выше по размеру среднего уровня, поскольку в процессе индексации этих пенсий данная компенсационная выплата в полном объеме не покрыла инфляцию. В целом, вышеуказанные меры дали возможность сэкономить бюджету более 160 млрд. руб., хотя в данном случае были, к сожалению, нарушены права граждан, гарантирующих сохранность сбережений, поскольку страховая пенсия ежегодно должна проходить индексацию не менее, чем на уровень инфляции в стране [24, c. 225].
В 2017 году с 1 февраля было установлено, что у 31,4 млн. неработающих пенсионеров были увеличены страховые пенсии на 5,4 процента исходя из общего увеличения потребительских цен, который был в 2016 году. Поскольку инфляция в 2016 году, по данным Росстата, составила 5,4 процента, то именно на этот размер происходит индексация страховых пенсий неработающих.
Кроме того, одновременно с проведением с 1 февраля индексации всех страховых пенсий на 5,4 процента прошла индексация ежемесячной денежной выплаты (далее — ЕДВ). ЕДВ представляет собой социальную выплату, которая является в Российской Федерации самой массовой. На сегодняшний день Пенсионный фонд Российской Федерации выплачивает данную выплату более чем 15 млн. людям, в том числе ветеранам боевых действий, инвалидам, гражданам, которые были подвержены влиянию радиации, Героям Социалистического Труда, Героям России и Советского Союза, а также прочим гражданам. При этом размер проведенной индексации данной социальной выплаты был определен в соответствии с увеличением за 2016 год потребительских цен. В 2017 году было предусмотрено 21,3 млрд. руб. на увеличение данной социальной выплаты [26].
Таким образом, Пенсионный фонд России с 1 с февраля 2017 года окончательно перешел к выплате увеличенных на 5,4 процентов абсолютно всех форм страховых пенсий, к которым относятся пенсии по инвалидности, по старости, а также пенсии по потери кормильца всем пенсионерам, которые не работают. Пенсионеры, которые ведут рабочую деятельность, будут иметь возможность получать пенсию в соответствии с проведенной индексацией после того, как их трудовая деятельность будет завершена.
Отметим, что в 2016 году был увеличен по срокам мораторий на размещение в пенсии накопительной части. Он был связан непосредственно с тем, что фонды к концу 2015 года, у которых была лицензияна возможность осуществления обязательного пенсионного страхования в обязательном порядке должны были вступить в так называемую систему гарантирования, пройти проверку Центрального Банка РФ и акционироваться. Вследствие этого большая часть различных фондов смогли доказать эффективность и надежность. В результате проведенных со стороны ЦБ России проверок в общую систему гарантирования в части пенсионных выплат пенсионных накоплений смогли вступить 38 негосударственных пенсионных фондов.
При этом, проблемой функционирования Пенсионного Фонда РФ является тот факт, что в конце 2015 года прошел достаточно большой, ажиотажный спрос населения на передачу собственных пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды. Это случилось вследствие того, что Правительство Российской Федерации решило не увеличивать срок права на выбор каждого человека накопительной пенсии [26].
Необходимо отметить, что недостаточная информированность и заинтересованность граждан об образовании пенсионных накоплений, а также о различных нюансах перевода данных накоплений из ПФР непосредственно в НПФ, а также между различными НПФ позволяет расти потерям в денежных средствах как самих граждан, так и предприятий. В 2013 году был принят закон, по которому было установлено, что пенсионные накопления возможно перенести из одного негосударственного фонда в другой фонд не ранее, чем один раз в 5 лет в том случае, если гражданин желает сохранить собственный накопленный инвестиционный доход. Также важно отметить, что негосударственный пенсионный фонд можно выбирать и чаще, однако в данном случаевесь инвестиционный доход, который был получен, остается у предыдущего негосударственного фонда, в то врем как в новоизбранный пенсионный фонд будет перенесен лишь номинал накоплений [27].
Также одним из самых важных вопросов всей пенсионной системы России является увеличение пенсионного возраста. В настоящее время в Российской Федерации самый низкий возраст, который установлен для выхода на пенсию. Он составляет для мужчин 60 лет, а для женщин – 50 лет. В 2017 году с 1 января в силу вступили некоторые изменения по этому вопросу. В частности, предусмотрено ежегодное по полгода, то есть постепенное, возрастание момента выхода на пенсию. Таким образом, пенсионный возраст увеличится для женщин до 63 лет, для мужчин – до 65. Кроме того предусматривается постепенное возрастание необходимого минимального стажа для людей, находящихся на государственной гражданской службе, которая предоставляет право на пенсионные выплаты за выслугу лет.
Большой проблемой для ПФР является неофициальное трудоустройство. С каждым годов число неофициально трудоустроенных возрастает, так в 2017 году численность достигла 1,6 млн. человек. При этом потери ПФР от постоянно возрастающего неофициального трудоустройства остаются на уровне от 1,3 до 1,5 трлн. рублей.
С целью решения указанной проблемы был сформирован законопроект об увеличении информационного взаимодействия среди разных ведомств, что гораздо упрощает всю процедуру определения нелегальных трудовых отношений. Достаточно непростая экономическая ситуация в Российской Федерации на данный момент сильно изменила намеченные Правительством цели, которые связаны с постепенным переходом России к новейшей модели пенсионного обеспечения.
В настоящее время государству удалось реализовать только одну из всех поставленных задач. Здесь необходимо говорить об увеличении контрольной деятельности и повсеместном государственном участии в гарантировании денежной обеспеченности уплаты абсолютно всех форм пенсий.
Таким образом, для продолжения реализации намеченных целей в первую очередь необходимо повысить доверие граждан к системе пенсионного страхования, путем соблюдения законодательства и реализации прав населения на сохранность их пенсионных сбережений. Кроме того, необходимо повышение финансовой грамотности граждан для сокращения потерь в результате воздействия на них при помощи агрессивных техник продаж со стороны менеджеров банков и страховых компаний, которые ввиду ограниченности времени переходной кампании озвучивают клиенту только положительные стороны перехода в новый негосударственный фонд.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации имеет достаточно длительную историю. Пенсионное обеспечение за последние десятилетия претерпело основные три реформы. Данный факт связан прежде всего с тем, что ситуация в российской экономике и в мировой экономике в целом меняется достаточно быстро.
Пенсионный фонд России был образован в 1990 году. Данный фонд реализует самые важные функции государства. При этом ПФР является государственным учреждением, которое не входит в структуру и систему органов исполнительной власти.
Пенсионный фонд России обладает большим влиянием на экономику государства, поскольку основной его целью является эффективное обеспечение уровнем жизни трудящегося человека, с помощью перераспределения денежных средств в пространстве и времени.
В данной курсовой работе был проведен анализ формирования и использования бюджета ПФР за период с 2015 по 2017 годы. Было определено, что доходная часть ПФР формируется в обязательном порядке в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством России. Доходная часть бюджета Пенсионного фонда образуется за счет безвозмездных перечислений, а также неналоговых и налоговых видов доходов. Расходы Фонда – это экономические отношения, которые связаны с использованием и распределением централизованных фондов денежных средств государства по территориальному, целевому и отраслевому назначению.
Важно отметить, что пенсионная система в Российской Федерации претерпела достаточно большое количество реформ. Последние значительные изменения начались ещё 2012 году непосредственно с разработки до 2030 года Стратегии дальнейшего развития российской пенсионной системы, в которой указан план перехода к совершенно новой модели пенсионного страхования и обеспечения. Целью данной модели является переход на трехуровневуюсистему формирования пенсионных прав (индивидуально-накопительная, корпоративная и солидарная часть), которая позволит обеспечить финансовую устойчивость и сбалансированность пенсионной системы в целом, а также реализация четкого разграничения накопительной и страховой частей пенсии для качества и удобства регулирования всех источников финансирования. Однако экономическая ситуация, которая имеется на данный момент в России, сильно снизила темпы преобразований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч I, II. [Текст] : [Принят Гос. Думой 16 июл. 1998 г.] : по состоянию на 27 нояб. 2017 г. – СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [Текст] : [Принят Гос. Думой 30 нояб. 2001 г.] : по состоянию на 29 июл. 2017 г. – СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [Текст] : [Принят Гос. Думой 30нояб. 2001 г.] : по состоянию на 1июл. 2017 г. – СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» [Текст] : [Принят Гос. Думой 18апр. 2008 г.] : по состоянию на 4нояб. 2017 г. – СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 02.12.2013 N 320-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» [Текст] : [Принят Гос. Думой 13 июл. 2001 г.] : по состоянию на 30 окт. 2017 г. – СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 01.12.2014 N 385-ФЗ З «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [Текст] : [Принят Гос. Думой 21 нояб. 2014 г.] : по состоянию на 20апр. 2015 г. – СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 14.12.2015 N 364-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год» [Текст] : [Принят Гос. Думой 4 дек. 2015 г.] : по состоянию на 19дек. 2016 г. – СПС «Консультант Плюс».
- Абылова А.М., Яруллин Р.Р. Пенсионный фонд России, современные проблемы его функционирования [Текст] // Инновационная наука. 2016. №5-1 (17). С. 56-58.
- Барбашова С.А., Соколова И.С., Щербаков Е.М. Реформирование пенсионной системы РФ на современном этапе [Текст] // Вестник НГИЭИ. 2016. №7 (62). С. 12-19.
- Барбашова С. А., Юмагулова Ю. К. Бюджетная политика в период кризиса [Текст]// Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов: сб. науч. ст. VI международной научно-практической конф. студентов, аспирантов и преподавателей. Пенза : ПГУ, 2015. С. 83-85.
- Валиева Е.Н. Эволюция пенсионной защиты населения в России [Текст] // Финансы и кредит. 2015. №44 (668). С. 29-36.
- Галимова И.В. Пенсионное обеспечение населения России [Текст] // Инновационная наука. 2016. №5-1 (17). С. 95-102.
- Галимова И.В. Тенденции развития пенсионной системы в РФ [Текст]// XVII Царскосельские чтения, под ред. В. Н. Скворцова. 2013. С. 52-56.
- Заболотский Е.Д. Опыт реформирования пенсионных систем стран Европейского союза и возможности его использования в России [Текст] // Вестник СПбГУ. Серия 5: Экономика. 2017. №3. С. 35-45.
- Иванова С. В., Киреев Ю. А., Бочарова К. А. История развития пенсионного обеспечения в России [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 84-87.
- Крутикова В.В. Пенсионные накопления в России: мифы, реальность и альтернативы [Текст] // Социально-экономические явления и процессы. 2016. №5. С. 75-83.
- Кузнецова Н.В., Елина К.В., Гусакова А.А. Страховые взносы: исторические аспекты и нововведения [Текст] // Научный журнал КубГАУ — ScientificJournalofKubSAU. 2016. №123. С. 10-19.
- Манзарова Э.Д. Место и роль негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе России [Текст] // УЭкС. 2015. №2 (74). С. 94-106.
- Мантурова Т.А. Правовой статус государственных внебюджетных фондов РФ [Текст] // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2016. №1 (34). С. 84-91.
- Соколов Р.А. Место пенсионного фонда Российской Федерации в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (теоретико-правовой аспект) [Текст] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №1. С. 75-79.
- Фатхудинов А. Р. Пенсионный фонд Российской Федерации, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан [Текст] // ScienceTime. 2015. № 2 (14). С. 213-219.
- Чеснокова Ю. В. Становление пенсионного обеспечения в России в XVI – начале XX вв [Текст] // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28. – с. 38-45.
- Чугунов В. И. Совершенствование механизма инвестирования пенсионных резервов как фактор развития негосударственных пенсионных фондов / В. И. Чугунов [Текст] // Финансы и кредит. — 2014. — № 12(588). — С. 31-45.
- Юзвович Л.И., Кузнецова Е.П. Современные проблемы пенсионного страхования в Российской Федерации [Текст] // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 4-1. – С. 224-228.
- Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru (дата обращения: 02.04.2018).
- Показатели системы пенсионного и социального обеспечения Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2016 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Бюджет ПФР: расходы и доходы [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
