Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Дача взятки»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1. Дача взятки: понятие, содержание, значение
1.1.История развития уголовной ответственности за взяточничество в РФ
1.2.Понятие дачи взятки (взяточничества)
Глава 2. Характеристика уголовно-наказуемого деяния как дача взятки
2.1. Объект и объективная сторона преступления дачи взятки
2.2.Субъект и субъективная сторона преступления дачи взятки
Глава 3. Ответственность за дачу взятки
Глава 4. Основания освобождения от уголовной ответственности
Глава 5. Проблемы законодательного регулирования составов преступлений получения и дачи взятки
Заключение
Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Российское право формируется в сложных условиях радикального изменения всех основ жизни общества. При отсутствии развитого института гражданского общества построение отношений между государством и обществом достаточно затрудненно и поэтому особая ответственность по обеспечению стабильности в развитии общества, становлении новых видов отношений между государством и обществом, качества проведения реформ лежит на государственных органах. Серьёзным препятствием при развитии общественных институтов, доверия к органам государственной власти является высокий уровень коррупции в этих органах. Коррупция является социально-юридическим явлением, которое уничтожает ресурсы национального развития. Ещё в первом Указе Президента РФ от 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» говорилось о том, что «наличие коррупции в органах власти и управления нарушает права граждан, данные им конституцией, подрывает доверие к демократическим устоям и правопорядку, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает закон и не даёт нормально проводить экономические реформы». В РФ в качестве правовой основы противодействия коррупции выступает Конституция РФ, международные договора, ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ ««О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Одной из самых известных и, к сожалению, распространённых форм проявления коррупции, имеющих глубокие исторические корни, является взяточничество. Оно проникло всюду и вызывает у граждан огромное чувство недоверия к представителям власти и органам управления, подрывает авторитет этой власти, и в то же время, формирует у населения терпимое отношение к взяточничеству, вырабатывая стойкое убеждение, что «не подмажешь, не поедешь». Такое отношение к взятке мешает борьбе с этим явлением.
Поэтому борьба со взяточничеством была значимой во все периоды развития российской государственности. Статистика показывает, что факты взяточничества в стране только растут, не смотря на законодательное усиление борьбы с этим явлением. Поэтому борьба со взяточничеством как никогда актуальна в наше время.
Цель и задачи исследования: провести анализ и обосновать оптимальные подходы в решении вопроса по квалификации указанного преступления и выработать эффективную систему наказаний за совершение указанного преступления.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие основные задачи:
1.Произвести исследование историю развития уголовной ответственности за взяточничество в РФ
2. Рассмотреть понятие дачи взятки (взяточничества)
3. Изучить классификацию взяток.
4.Исследовать объект и объективную сторону преступления дачи взятки.
5.Проанализировать субъект и субъективную сторону преступления дачи взятки.
6.Выявить ответственность за дачу взятки.
8. Исследовать основание освобождения от уголовной ответственности.
9.Произвести анализ проблемы законодательного регулирования составов преступлений получения и дачи взятки.
Объект исследования: общественные отношения, обеспечивающие реализацию принципа бюджетного финансирования служебной деятельности публичных служащих и должностных лиц
Предмет: правовое регулирование за дачу взятки
Методология и методика исследования. Для достижения поставленной цели исследования и решения его задач использован ряд общенаучных и специально-научных методов, а именно: диалектический;
сравнительно-правовой; формально-юридический; системно-структурный и иные методы.
Теоретическую основу исследования составили научная и учебная литература в сфере уголовного права, научные статьи в ведущих периодических изданиях, диссертационные исследования, согласно тематике исследования.
Нормативную базу исследования составили действующий Уголовный кодекс Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы уголовной ответственности за совершение взяточничества.
Научная новизна исследования состоит в предпринятой попытке комплексного исследования уголовной ответственности за взяточничество в теории уголовного права и проблем квалификации такого деяния.
Структура работы определили цели и задачи настоящего исследования. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.

Глава 1. Дача взятки: понятие, содержание, значение

1.1.История развития уголовной ответственности за взяточничество в РФ

 

Проблема взяточничества стара так же, как и человеческая цивилизация, и поэтому изучение исторического опыта противодействия этому явлению является очень важным. Чем больше мы поймём природу этого социально-правового явления, тем больше шансов на успешное противодействие этому явлению. Через познание истории мы видим дорогу в сегодняшний день, а через сегодняшний день прокладываем дорогу в будущее. Чтобы понять, как развивалось изучаемое явление, надо проследить историю развития национального государственного управления и права.
Коррупция появилась ещё в доисторические времена, и способы коррупции совершенствовались вместе с развитием системы управления государством. Впервые понятие «коррупция» было сформулировано в римском праве и понималось как злоупотребление государственным лицом своими полномочиями. С латинского коррупция переводится как подкуп, порча.
В российском законодательстве впервые этот термин употребил А.Я. Эстрин в 1913 г. В русском государстве, как и в государствах всего мира, коррупция появилась давно. Взятка, являясь универсальным социальным явлением, известна с древнейших времён, и связана с традиционным укладом жизни, выработанным в период становления древнерусского государства. На начальном этапе своего развития, при отсутствии институтов, присущих централизованному государству, «государственная» власть состояла из князя и его дружины. Дружина жила за счёт доходов князя, оказывая последнему силовую поддержку, а авторитет князя поддерживался с помощью богатых пиров и многочисленных подарков своим дружинникам и боярам. Еще со времён «Олеговых» князья с целью управления подвластными им городами направляли лучших дружинников, которых называли лучшими мужами, со времён Ярополка — посадниками, а с середины XII века — наместниками. При Иване III была создана система наместничества, который, назначаясь на должность, получал на кормление доходный список, определяющий его доходы и количество пошлин. Наместничество рассматривалось в качестве награды за хорошую службу, вроде пенсии. Не малую роль в развитии взяточничества на Руси сыграло ордынское иго. Система подарков и отдарков при покупке «золотого ярлыка» была характерным явлением на протяжении двух веков.
В Русской правде не содержится правовых норм, привлекающих к ответственности за совершение преступлений против государственной власти и службы, так как таковой в принципе ещё не существовало. Соответственно не существовало и такого понятия, как взяточничество. Это понятие начало зарождаться в эпоху феодальной раздробленности. Финансовую основу деятельности чиновников того времени составляли так называемые посулы — плата за разбор дел в суде. Постепенно в сознании народа и управленцев того времени уложилось понимание и традиция, что за обращение к сановнику надо заплатить .
Примерно в XIV в. стало приходить понимание того, что «посульничество» является общественно опасным деянием. В законодательстве появилось понятие взятки, или как говорили в ту эпоху — посул. Псковская грамота 1397 г. содержит запрет на взятие посула: «тайных подношений не иметь ни князю, ни посаднику». Новгородская и псковская судные грамоты от 1471 г. запрещали князю и посаднику принимать «тайные посулы», а сам посульник уже воспринимался как взяточник. В эпоху становления централизованного государства в судебнике 1497 г. появился запрет «сулить, просить, принимать посулы». Но наказание за нарушения этого запрета указанный судебник ещё не предусматривал. Впервые наказание за взяточничество упоминается в Судебнике 1550 г. В эту эпоху проблема взяточничества имеет огромные размеры из-за существовавшей на
Руси системы кормления наместников, которые содержались за счёт населения. Преступлением считалось получение «посулов» за отправления правосудия и за превышение взимания пошлин, установленных государством. В Соборном Уложении 1649 г. была установлена уголовная ответственность за взятку в сфере правосудия — наказанию подвергали судью, вынесшему неправомерное решение за взятку. Этот законодательный акт уже говорил о таком субъекте преступления, как посредник во взяточничестве и оперировал понятием «мнимая взятка» .
Появившаяся и к XVI — XVII векам набравшая силу бюрократия ещё больше ухудшила положение и являлась той почвой, на которой взяточничество только развивалось и укреплялось. Замена наместников и воевод на местах к улучшению ситуации не приводила, новый наместник или воевода только ухудшал положение, стараясь как можно больше «нахапать» за время своего наместничества или воеводства. Не помогла и смертная казнь, введённая Иваном IV Грозным за чрезмерное взяточничество. В этот период происходит разграничение коррупции на две формы — лихоимство и мздоимство. Под мздоимством понимали вознаграждение, получаемое должностным лицом за рассмотрение жалоб в суде вопреки правосудию. Под лихоимством — получение пошлины выше установленной официально нормы. Дьяка за взятку сажали, заключали в тюрьму, подьячего — пороли кнутом. За превышение пошлин на должностное лицо накладывался штраф в трёхкратном размере. В Соборном Уложении взяточничество определялось как преступление, направленное против интересов правосудия. К середине XVII в. в Московском государстве была сформирована система уголовно — правовых норм, в которых предусматривалось наказание за взяточничество.
Петр I первый из русских монархов осознал истину о том, что коррупция играет негативную роль при становлении экономики и вред каких масштабов она причиняет государству. В 1711 г. учреждается Правительствующий Сенат, который должен будет надзирать за исполнением законов. Создаются Коллегии с прокуратурой и фискальными органами, осуществляющими надзорную деятельность за судебной и финансовой системами. В 1702 г. учреждается должность Губернатора, которые управляли от имени императора и вместо кормления, которым выплачивалось жалованье из государственной казны. В 1720 г. издаётся Генеральный регламент, расписывающий обязанности чиновников и учреждений. В 1722 г. появляется «Табель о рангах», регламентирующий прохождение службы государственных чиновников. Все чиновники стали получать жалованье от государства за службу. При Петре I появляется понятие «лихоимство», которым обозначались посулы и незаконные поборы. Указом Петра I от 23.08.1713 г. усиливалось наказание за мздоимство и лихоимство. В Указе от 24.12.1714 г. чиновникам запрещалось брать вознаграждение за оказание услуг, кроме установленного жалованья. В качестве наказания за взяточничество была предусмотрена смертная казнь, политическая смерть, причём наказание не имело зависимости от должности чиновника .
Императрица Елизавета, Екатерина II и все последующие императоры российской империи, в связи с ростом указанного явления, ужесточали наказания за взяточничество, что нашло своё отражение в изданных ими указах. «Наставление губернаторам» 1764 г., Уголовные Уложения 1777¬1782 гг., Устав о тюрьмах 1787 г., Устав благочиния 1782 г. ужесточал меры борьбы со все возрастающим взяточничеством. Однако многочисленные комиссии по установлению причин и разработки рекомендаций по предупреждению взяточничества положительных результатов не принесли . В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. появляется глава «О мздоимстве и лихоимстве». Под лихоимством понимаются незаконные поборы, вымогательство и взятки. Уложение ещё не даёт на законодательном уровне определений этим понятиям, они толкуются на основании судебной практики. Уложением была определена конструкция состава данного преступления — формальный.
При Николае I было создано Третье отделение для борьбы с мздоимством. Свод Законов регулировал ответственность за взяточничество, он описывал виды взяточничества и виды наказаний за них. При Александре II стали издавать «Список гражданским чинам такого-то ведомства», в котором содержались сведения о должности чиновника и его вознаграждении за службу. Эти списки были общедоступны. В 1862 г. Александре II издаёт Указ «Об изыскании причин взяточничества и представления средств к искоренению сей язвы». Но даже жесточайшие меры не возымели ожидаемого результата по борьбе с этим явлением. При Александре III в 1866 г. выходят новые Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, в которых был введён запрет на совмещение государственной должности с коммерческой. В Уложениях о наказании 1903 г. было введено понятие «взяточничество» и определён субъект преступления. Это Уложение знало два вида взятки — взятка-подкуп и взятка-вознаграждение.
До 1916 г. наказание за совершение указанных преступлений не происходило, и только в 1916 г. в связи с ростом взяточничества в области военных поставок наказание несколько ужесточилось . В первые годы советской власти случаи взяточничества росли с арифметической прогрессией. В.И. Ленин требовал организовать беспощадную борьбу с этим пороком, он требовал расстреливать взяточников. После Октябрьской Социалистической революции, в 1918 г., был издан декрет СНК РСФСР «О взяточничестве». Декретом был расширен круг субъектов получения взятки — это лица, состоящие на государственной или общественной службе. Была установлена уголовная ответственность как для взяточника, так и для взяткодателя, подстрекателя и пособника. Предусматривали возможность освобождения от уголовной ответственности за совершение указанного преступления. В октябре 1919 г. выходит декрет «О борьбе со спекуляцией, хищениями в государственных складах, подлогами и другими злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распорядительных органах». На основании этого декрета все дела о случаях взяточничества рассматривал особый революционный трибунал при ВЧК. В декрете СНК от 1921 г. «О борьбе со взяточничеством» посредничество во взятке стало самостоятельным составом преступления. Декретом усиливалась ответственность за простые и квалифицированные виды взяток [15]. В первом советском уголовном кодексе 1922 г. взяточничеству была выделена целая глава — «Должностные преступления». В Кодексе было дано определение понятию «должностное лицо». УК РСФСР 1926 г. была отменена возможность освобождения от уголовной ответственности для взяткополучателя. Было установлено два вида взятки — простая и квалифицированная. За квалифицированный состав взятки был предусмотрен расстрел, отмененный постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 31.10.1927 г. В 1949 г., в Пленуме ВС СССР, отмечая недостатки в работе судов по борьбе со взяточничеством, указывалось на необходимости организации решительных мер по борьбе с этим явлением и не допускать необоснованных смягчений наказания лицам, осуждаемым за взятку .
В Уголовном кодексе 1960 г. норма, предусматривающая ответственность за посредничество за дачу взятки появилась лишь в редакции 1962 г. без возможности освобождения посредника во взяточничестве от уголовной ответственности . Освобождение от уголовной ответственности было предусмотрено лишь для давшего взятку. Субъективная сторона получения взятки в УК РСФСР 1960 г. была такой же, как в УК 1926 г. Квалифицирующие признаки указанного деяния вообще практически не изменились, за исключением декриминализации «особо отягчающих обстоятельств». Развивается в УК 1960 г. понятие должностного лица. Под ним понимали «лиц, постоянно или временно осуществлявших функции представителей власти, занимавших постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно¬распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполнявших такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию». В виде наказания за взятку предусматривался срок в 15 лет с конфискацией имущества. В 1962 г. вновь за взяточничество была ведена смертная казнь. Появляется понятие крупная и особо крупная взятка и взятка группой лиц по предварительному сговору . Но все эти меры не привили к ожидаемому результату . В 1987 г. было официально объявлено о сращивании организованной преступности с органами государственной власти и об увеличении коррупции. В 1989 г. создаётся 6-е управление МВД СССР для борьбы с преступными сообществами и выявлениями случаев коррупции, и в то же время, в июле 1991 г. Верховным Советом СССР в постановлении «О введении в действие основ уголовного законодательства Союза ССР и республик» отменяется смертная казнь за взятку при отягчающих обстоятельствах .
После изменений, произошедших в 1990 г. а нашей стране положение правовых норм, устанавливающих уголовную ответственность за взяточничество, перестали соответствовать сложившейся действительности. Вносимые изменения в УК РСФСР 1960 г. проблемы не решали. Падение СССР привело к ужасающему росту коррупции. Рыночная экономика стала благодатной почвой для развития коррупционных схем и незаконного обогащения. В апреле 1992 г. издаётся Указ президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», в котором была установлена обязанность для государственных служащих предоставлять данные о всех видах недвижимости и своих доходах. Но именно Президентом откладывается все время принятие закона «О борьбе с коррупций», так как он в это время опирался на олигархов. В связи с новыми реалиями стране требовался новый Уголовный кодекс, который и был принят в 1996 г., в котором в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» была предусмотрена уголовная ответственность за такие преступления, как получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, мелкое взяточничество . Были введены квалифицированные и особо квалифицированные составы, предусматривалась возможность совершения рассматриваемого преступления организованной группой. В 2011 г. расширен круг лиц, которых можно отнести к субъектам преступления. И хотя в новом УК РФ было усилено наказание за взяточничество наблюдается и тенденция к гуманизации имеющихся норм за совершение рассматриваемого преступления .
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в РФ развитие законодательства об уголовной ответственности за рассматриваемую категорию преступлений происходило поэтапно. В каждом этапе были свои исторические особенности, обусловленные объективными причинами развития социума. Предшествующие исторические этапы становления борьбы со взяточничеством стали хорошей базой для дальнейшего развития законодательства в этой области, и этот опыт был использован при принятии в 1996 г. нового УК РФ, в котором видны неоспоримые преимущества перед теми законодательными актами, осуществлявшими борьбу со взяточничеством, которые существовали ранее. Активное противодействие коррупции и взяточничеству становится важной стратегической задачей внутренней политики государства.

1.2.Понятие дачи взятки (взяточничества)

 

Взяточничество — это высоко опасное общественное деяние с серьёзными отрицательными последствиями. В число отрицательных последствий взяточничества входит дезорганизация управления, нарушение прав и законных интересов населения, подрыв доверия граждан к органам власти и т.д. И это лишь маленькая часть того вреда, который может наступить от распространения взяточничества. Разрастание этого явления разрушает моральное здоровье нации, создает отрицательный образ государственного сотрудника, рождает у граждан мысли о том, что вся публичная власть порочна и продажна, подрывает веру в справедливость, что в свою очередь может привести к массовым акциям протеста и беспорядкам в стране.
Из-за высокой латентности указанного преступления установить истинные масштабы распространения этого явления практически невозможно, но мы видим, что в России последнее время наблюдается рост взяточничества .
Президент РФ В.В. Путин отмечал, что коррупция является угрозой обществу, это системная проблема и бороться с ней надо тоже системно .
Основная причина большого уровня взяточничества — это плохо организованная система государственных институтов, и в первую очередь правовых, которая не позволяет как предпринимателям, так и простым гражданам участвовать в политической и экономической деятельности. Из-за несбалансированного законодательства в области предпринимательства многие предпринимателя вынуждены работать в теневом секторе экономики, что может привести к тяжёлым последствиям в экономике и политике, а это в свою очередь создаёт благоприятную почву для развития коррупции во всех её проявлениях .
Общие условия, влияющие на появление коррупции, следующие: закрытость и не подконтрольность власти; экономическая неразвитость и политическая нестабильность; недоразвитость законодательства, его несовершенство; правовая неграмотность населения; неэффективная работа институтов власти; отсутствие политической культуры.
Одной из главных причин коррупции является возможность получения дополнительных доходов, что меняет поведение экономических субъектов. Правительственные чиновники получают возможность, прибегнув к взятке, получить любой дополнительный доход. Такая возможность возникает в ходе их деятельности, так как чиновники имеют возможность вмешиваться в экономику регионов.
Многочисленные исследования, которые проводятся с целью выявления секторов, наиболее подверженных коррупции, там, где больше всего дают и получают взяток, определили следующее: бытовая коррупция проявляется в медицинском, образовательном, военном, земельном, жилищном и правоохранительном секторах; в предпринимательской сфере чаще всего взяточничество проявляется в органах законодательной власти, надзорных органах, налоговых и фискальных органах, в лицензирующих, таможенных и правоохранительных органах.
Основной корень взяточничества кроется в часто меняющихся законах и положениях, которые чиновники трактуют в свою пользу, что способствует получению этими чиновниками незаконных выплат. Чрезмерные, противоречивые и сложные для понимания законы, и правила способствуют порождению теневой экономики и создании условий для взяточничества [9].
К сожалению, существующие на сегодняшний день законодательные и иные правовые акты, принятые для осуществления борьбы со взяточничеством, являются малоэффективными на фоне уголовно-правовых средств борьбы с этим явлением.
Но и уголовно-правовые методы тоже являются ограниченными по своим возможностям, в связи с чем повышение эффективности уголовно-правовых мер борьбы со взяточничеством остаётся открытым.
Взятка является сложным преступлением для расследования.
Чаще всего взятка передаётся при отсутствии свидетелей, так как оба участника преступных действий заинтересованы в сокрытии факта совершения преступления. Взяточники часто являются членами глубоко законспирированного преступного сообщества, связанного с расхищением государственного имущества, а разоблачить такую группу весьма сложно.
Взятку трудно доказать, так как часто при доказательстве преступления в основном приходится опираться на косвенные улики, к тому же в государстве нет стандартизации государственных услуг и у населения выработан иммунитет к коррумпированному поведению должностных лиц .
Взяточничество в качестве становления преступлением имеет длительный исторический путь развития.
Нормы, регулирующие ответственность за совершение указанного преступления, изменялись вместе с историческими эпохами.
В связи с тем, что в России не закончился до сих пор период экономических и социальных преобразований, сильно чувствуются имеющиеся пробелы в законодательстве в области борьбы с коррупцией в целом, и со взяточничеством в частности.
Для организации более эффективных методов борьбы с этим явлением требуется тщательно изучить предшествующий современности исторический опыт борьбы со взяточничеством, развитие правовых норм в этой области, уяснить, как дальше проводить модернизацию законодательства и менять подходы к выработке мер наказания за совершение изучаемого преступления.

Глава 2. Характеристика уголовно-наказуемого деяния как дача взятки

2.1. Объект и объективная сторона преступления дачи взятки

 

Любое преступление характеризуется множеством индивидуальных особенностей, вместе с тем все преступления, независимо от их индивидуальных особенностей, обладают типичными признаками, общими для всех преступлений.
В данном разделе работы мы выдели объективные и субъективные характеристики состава преступления «получение взятки».
Наука уголовного права, после принятия Уголовного кодекса РФ в 1996 году, объект преступления традиционно делит на родовой, видовой и непосредственный.
Родовой объект представляет собой общественные отношения, охраняемые от нарушения нормами уголовного закона, объединенных разделом Особенной части УК РФ, во взятом случае это разделом десятый «Преступления против государственной власти», следовательно, родовой объект рассматриваемого преступления, представлен общественными отношениями, которые связаны с реализацией государственной власти.
Общественные отношения, на основе которых строятся главы Особенной части УК РФ, характеризуют видовой объект, следовательно видовой объект в данном случае это общественные отношения, возникающие в сфере осуществления властных полномочий различными органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и коммерческими организациями, где контрольный пакет акций принадлежит государству или субъектам федерации .
Видовой объект ст. 290 УК РФ характеризуют также интересы государственной и муниципальной службы, интерес в данном случае трактуется как полное и своевременное выполнении задач публичного управления, которые стоят перед каждым государственным органом, органом местного самоуправления и т.д.
В теории уголовного права непосредственный объект преступления раскрывается по-разному. Например, А.С. Горелик отмечал, что «объект (интерес), который нарушает взяточничество, — это публично-правовой порядок оплаты должностных лиц, исключающий получения вознаграждения где-либо в другом месте». С.М. Будатаров определяет непосредственный объект получения взятки как «безвозмездность деятельности должностных лиц по отношению к частным интересам». В данном исследовании непосредственный объект получения взятки будет определен как публичная деятельность должного лица.
Раскрывая объект рассматриваемого преступления, необходимо остановится на особенностях предмета, ранее в работе мы раскрыли его содержание, отметим еще раз что, диспозиция ч. 1 ст. 290 УК РФ указывает, что предмет получения взятки всегда имеет имущественный характер. На практике самым распространённым предметом преступления являются деньги, однако, встречаются и особые предметы.
Отметим, что показательным отличием в данном вопросе является расхождение в трактовке предмета взятки в законодательстве РФ и в США, так в Соединенных Штатах Америки предмет взятки включает в себя как деньги, так и любую другую ценность, материальную или не материальную . Финансовая или иная выгода другому лицу, так определен предмет взятки в английском праве.
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется действиями, проявляющимися в получении субъектом преступления лично или через посредника взятки за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Приведем пример из практики, К., являясь государственным инспектором Казанского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора, признан виновным в получении через посредника взятки в виде денег в значительном размере в сумме 30000 рублей от директора ООО «АлтынТалСтрой» за общее покровительство и попустительство по службе.
В ряде случаев, получение взятки должностное лицо может выполнять сложную и длительную цепочку различных действий, при этом выполняя как действия, входящие в его служебные полномочия, так и такие, которым он мог способствовать в силу своего должностного положения, а также и незаконные действия .
Так, например, в одном из уголовных дел, Х., состоящий в должности заместителя начальника Управления муниципального жилищного фонда (далее — УМЖФ) Администрации МО «У», — начальника отдела по работе с нанимателями, выполняя государственные полномочия по приобретению жилых помещений для предоставления их детям-сиротам, имея сведения о выделении бюджетных средств на приобретение в муниципальную собственность МО «У» квартиры, зная, что руководитель агентства недвижимости «Б» Г. заинтересован в извлечении дохода от посреднических услуг при реализации недвижимости незаконно предложил ему за взятку организовать приобретение квартиры именно у представляемого им клиента, а не у других лиц. Г., приняв предложение Х., подыскал продавца квартиры, о чем сообщил Х., пояснив, что продаваемая квартира не полностью удовлетворяет требованиям муниципального контракта. Х. подготовил письмо на имя и.о. руководителя контрактного агентства соответствующего субъекта РФ, с просьбой согласовать заключение муниципального контракта на приобретение указанной квартиры (выполнил действия, входящие в его служебные полномочия), а также, с целью введения в заблуждение начальника контрольно-ревизионной инспекции (далее — КРИ) соответствующего субъекта РФ, подготовил комиссионный акт осмотра указанной квартиры, в котором заведомо незаконно отразил не соответствующие действительности сведения о соответствии квартиры необходимым требованиям, после чего, без фактической комиссионной проверки состояния квартиры, подписал его сам, а также дал заведомо незаконное указание об его подписании подчиненным ему сотрудникам (выполнив заведомо незаконные действия).
Начальник УМЖФ Администрации МО «У» подписал соответствующие сопроводительные документы, а руководитель КРИ согласовал заключение муниципального контракта с подысканным Г. продавцом. Затем он (Х.) с помощью подчинённых ему сотрудников подготовил проект указанного муниципального контракта и представил на подпись главе Администрации МО «У» который был введен в заблуждение относительно действительного состояния приобретаемого объекта недвижимости, и заключил контракт о приобретении квартиры в собственность МО «У» (действия по подписанию главой Администрации МО «У» контракта являются для Х. в данном случае такими, которым он мог способствовать в силу своего должностного положения) .
В уголовном законе не делается акцент на конкретный способ совершения взятки, но практика показывает, что самый распространённый способ — это попытка завуалирования получения предмета взятки под приём подарка, где взяткодатель и взяткополучатель придают тем самым видимость законности передачи предмета преступления.

 

2.2.Субъект и субъективная сторона преступления дачи взятки

 

Субъект рассматриваемого преступления является специальным. Наряду с общими характеристиками субъекта преступления, в частности: физическое лицо, возраст и вменяемость, уголовное законодательство устанавливает дополнительные требования, перечисленные в первом примечании к норме: наличие функций представителя власти, выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Уголовный закон (второе примечание ст. 290 УК РФ) к субъектам данного преступления относит и должностных лиц иностранного государства или публичной международной организации. Субъективная сторона исследуемого преступления характеризуется наличием у виновного прямого умысла, то есть то, что взятка передается ему собственно за действия (бездействия), которые он может сделать или уже произвёл с применением своего должностного положения должно охватываться его сознанием .
К квалифицирующим признакам преступления относятся:
получение взятки в значительном размере, значительный размер взятки определен примечанием к статье и составляет сумму, превышающую 25 тысяч рублей;
получение взятки за незаконные действия;
получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Государственные должности РФ устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственными органами РФ. Государственные должности субъектов РФ устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственными органами субъектов РФ.
Особо квалифицированным составом преступления (ч. 4 ст. 290 УК РФ) является получение взятки:
пункт «а»: группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК РФ);
В обоих случаях группового получения взятки преступление признается оконченным с момента принятия взятки (либо ее части) хотя бы одним из должностных лиц;
пункт «в»: с вымогательством взятки. Вымогательство взятки — это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии). Если взяткодатель заинтересован в неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, добиться удовлетворения своих незаконных интересов, уйти от заслуженной ответственности и т.п., вымогательство как квалифицирующий признак получения взятки отсутствует. Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы. Так, не является вымогательством взятки требование сотрудника налоговой инспекции передачи денег под угрозой наложения штрафа на организацию, допустившую просрочку по уплате налогов;
— пункт «г»: в крупном размере (согласно примечанию, к ст. 290 УК РФ крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая сто пятьдесят тысяч рублей).
Исходя из вышесказанного, отметим, что состав получения взятки — формальный.

Глава 3. Ответственность за дачу взятки

 

Ответственность за дачу взятки должностным лицам предусмотрена ст. 291 УК РФ. Отметим, что рассматриваемая норма уголовного закона в общем отвечает Конвенции ООН против коррупции, которая определяет коррупцию как «прямые или опосредованные вымогательство, предложение, дачу или получение взятки, или любой другой неправомерной выгоды или возможности ее получения, которые нарушают надлежащее исполнение любого обязательства лицом, которое получает взятку, неправомерную выгоду и возможность иметь такую выгоду, или поведение такого лица».
Объект рассматриваемого преступления характеризует установленный порядок функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений,
государственных корпораций, а также Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, законодательных, исполнительных, административных или судебных
органов иностранного государства, публичных международных организаций, авторитет государственной власти.
Объективная сторона исследуемого преступления представлена активными действиями и выражена в даче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника взятки за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям
(бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Субъективная сторона дачи взятки характеризуется тем, что сознанием виновного охватывается, что он незаконно передает вознаграждение должностному лицу за совершение им действия (бездействия) в пользу дающего с использованием служебных полномочий, либо за способствование в силу занимаемого должностного положения совершению в пользу дающего действия (бездействия) другим должностным лицом либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает передать должностному лицу взятку или предоставить иную имущественную выгоду с целью получения определенных преимуществ для себя со стороны должностного лица .
Субъект данного преступления — общий, это — вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцати лет.
Преступление считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лица, пытавшегося передать предмет взятки, содеянное им, квалифицируется как покушение на дачу взятки, исходя из вышесказанного юридический состав раскрываемого преступного деяния является формальным.
К квалифицирующим признакам преступления относится:
дача взятки в значительном размере, значительный размер взятки составляет сумму, превышающую 25 тысяч рублей;
дача взятки за незаконные действия;
дача взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Взятка считается переданной по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два и более лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления. При этом не имеет значения, какая сумма передана каждым из этих лиц, либо передача осуществлялась только одним из них. Организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя;
дача взятки в крупном и особо крупном размере.
В примечании к ст. 291 УК РФ содержится условие об освобождении от уголовной ответственности лица, давшего взятку в связи с ее вымогательством должностным лицом, а также добровольно сообщившего о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Добровольным признается сообщение, сделанное заявителем по собственной воле и не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют.
Отметим, что освобождение по вышеуказанному обстоятельству взяткодателя не указывает, что в действиях данного субъекта нет признаков, характеризующих состав преступление, предусмотренного ст. 291 УК РФ, как следствие данное должностное лица не может обратиться с просьбой вернуть имущество, переданное им при даче взятки.
Суды, разрешая вопрос о возврате денежных средств или других ценностей, когда имело место вымогательство взятки, руководствуется фактом, что лицо данное действие совершало вынуждено, поэтому в данном случае имеет место возврат переданного имущества собственнику.
Акцентируем свое внимание и на следующее обстоятельство, указанное в рассматриваемом нами примечании, которое касается освобождения от уголовной ответственности лицо, давшее взятку и добровольно сообщившее о даче взятки, смысл в том, что сообщение именно о даче взятки, а не о получении взятки. Как следствие, вышесказанного, отметим что посредник, получивший взятку для последующей передачи служебному лицу, но до передачи предмета взятки обратившийся в правоохранительные органы, освобождению от уголовной ответственности не подлежит.
Уголовный закон, регламентируя момент окончания получения взятки отмечает, что моментом окончания преступления является получение даже части взятки и то обстоятельство, что лицо обратилось в следственные органы не будет является обстоятельством для освобождения от уголовной ответственности, а указывает на смягчающее уголовное наказание обстоятельство. Кроме того, при наличии соответствующих обстоятельств рассматриваемое поведение лица может быть оценено и как деятельное раскаяние.
Раскрывая смысл данного преступления, стоит отметить, что взятка должна быть выгодна лицу, дающему ее, исходя из сказанного степень общественной опасности, вред, нанесенный или предполагаемый общественным отношениям гораздо выше, чем взятничество предусмотренное ст. 291.2 УК РФ.
Сравнение составов ст. 291 и 291.2 УК РФ показывает, что законодатель идет по пути не просто формального разграничения оценки общественной опасности, но также разделяет уровни взяточничества как явления, когда уголовно-правовая борьба с такими преступлениями разграничивается разными подходами к мотивам и содеянному. Так, при совершении квалифицированных деяний, предусмотренных ст. 291 УК РФ, как правило, наличествует признак спланированности, создания соответствующих связей с лицом или лицами, вовлечение нескольких лиц для реализации умысла. Если говорить о составе ст. 291.2 УК РФ, то здесь происходят более спонтанные вещи, как правило, затрагивающие в своем конкретном проявлении не столь широкий круг общественных отношений, иногда совершаемые почти импульсивно, когда действие воспринимается как конкретная социальная данность в конкретной ситуации.

 

Глава 4. Основания освобождения от уголовной ответственности

Наиболее распространенными коррупционными преступлениями в нашей стране по-прежнему остаются преступления, связанные с взяточничеством. Именно они, наряду с другими коррупционными преступлениями, посягают на основы государственной власти и нарушают нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений. Среди разновидностей взяточничества уголовное законодательство Российской Федерации отдельной статьей выделяет дачу взятки, как отдельный состав, образующий самостоятельное преступление, предусмотренное ст. 291 УК РФ, при этом как показывает анализ обращений граждан к автору настоящей публикации, к сожалению, именно по этой статье имеет место быть достаточно не редкое привлечение к уголовной ответственности тех или иных лиц по причине незнания и не реализации обязательных условий освобождения от уголовной ответственности .
В связи с указанными обстоятельствами, автором настоящей публикации решено было выделить и обратить внимание читателей на имеющиеся в уголовном законе условия в силу примечаний к статье 291 УК РФ (дача взятки), которые при определенной реализации могут в тех или иных случаях освободить от уголовной ответственности привлекаемых лиц.
Итак, давайте рассмотрим их. К числу обязательных условий освобождения от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьей 291 УК РФ, в силу примечаний к данной статье, относятся добровольное сообщение после совершения преступления о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело, а также активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления. Активное способствование раскрытию или расследованию преступления должно состоять в совершении лицом действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц (взяткодателя, взяткополучателя, посредника и т.д.), обнаружение имущества, переданного в качестве взятки и др. Освобождение от уголовной ответственности взяткодателя, который активно способствовал раскрытию или расследованию преступления и в отношении которого имело место вымогательство взятки, не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому такое лицо не может признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде взятки. На это следует обратить особое внимание. От передачи взятки под воздействием вымогательства следует отличать не являющиеся преступлением действия лица, вынужденного передать деньги, ценности, иное имущество, предоставить имущественные права, оказать услуги имущественного характера должностному лицу, в состоянии крайней необходимости или в результате психического принуждения (статья 39 и часть 2 статьи 40 УК РФ), когда отсутствовали иные законные средства для предотвращения причинения вреда правоохраняемым интересам владельца имущества либо представляемых им лиц. В таком случае имущество, полученное должностным лицом, подлежит возврату их владельцу.
Также следует обратить внимание, что не образуют состав преступления, предусмотренный статьей 291 УК РФ, действия лица, в отношении которого были заявлены требования о даче взятки, если до передачи ценностей оно добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело либо осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и передача имущества, предоставление имущественных прав, оказание услуг имущественного характера производились под контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки, подлежат возвращению их владельцу.

Глава 5. Проблемы законодательного регулирования составов преступлений получения и дачи взятки

 

Единое понятие взятки отсутствует. Взяточничество является собирательным юридическим термином, которым охватывается два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления — получение и дача взятки, которые являются двумя взаимосвязанными преступными деяниями, не могущими быть совершёнными сами по себе, находящиеся по отношению друг к другу в положении необходимого соучастия, так как если нет передачи взятки, то нет и её получения . Вообще в Уголовном кодексе предусмотрено четыре самостоятельных состава взяточничества: получение взятки (ст. 290); дача взятки (ст. 291); посредничество во взяточничестве (ст. 291.1) мелкое взяточничество (ст. 291.2). На основании ч. 5 ст. 15 УК РФ получение взятки считается особо тяжким преступлением .
Квалификация преступления — ключевое понятие в науке уголовного права. Квалифицировать преступление — значит дать уголовно-правовую оценку общественно-опасному деянию. Правильная квалификация деяния способствует справедливому отправлению правосудия по уголовным делам, это гарантия обеспечения условий законного, обоснованного и справедливого применения уголовно-правовых норм . О том, что ошибки при квалификации приводят к судебным ошибкам, говорится во многих Постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ: «имеются случаи неправильного применения законодательства, что приводит к судебным ошибкам» .
У стадии квалификации преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, есть свои особенности. У взяточничества в большинстве латентный характер. Так как в указанном деянии все участники подлежат уголовной ответственности, то они заинтересованы в утаивании факта совершения преступления. В связи с этим, в целях изобличения преступников, в основном приходится прибегать к негласным оперативно-розыскным мероприятиям, где основным таким мероприятием является передача взятки под контролем сотрудников оперативных подразделений. Часто возникает ситуация, при которой взятка ещё не передана, а у сотрудников полиции уже имеется информация о замышлении преступления. В таком случае предполагаемое посягательство подвергается уголовно-правовой оценке, которая впоследствии может указать на основания для проведения ОРМ. На этом этапе значимыми будут такие обстоятельства, как наличие и характер действий, за которые будет передана взятка, кто будет получателем взятки и что получит в качестве неё. Сами по себе установленные посягательства и лица, его совершившие, не являются надёжными предпосылками для привлечения участников к ответственности. Обстоятельства, которые стали известны сотрудникам оперативного подразделения, о признаках состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, должны еще быть доказаны . Следующие действия при квалификации состоят в определении уголовно-правовой нормы. Это главная часть в процессе квалификации преступного деяния. Основой поиска является объект посягательства . При установлении видового объекта учитываются следующие обстоятельства: связь преступления со служебной деятельности виновного и наличие противоречия этой деятельности, место осуществления субъектом работы.
С установлением названных условий будут установлены общественные отношения, на которые совершается посягательство: деятельность органов государственной власти; интересы государственной службы и органов местного самоуправления или интересы коммерческих и иных организаций. Вывод об объекте можно сделать, анализируя субъект преступления, например, Московской межрегиональной транспортной прокуратурой была проведена проверка соблюдения ООО «Вайн Групп» федерального законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой было установлено, что ООО «Вайн Групп» осуществляет оптовую торговлю алкогольными напитками. Велигодский, занимая должность старшего государственного таможенного инспектора отдела работы с акцизными марками в Центральной акцизной таможне, в соответствии с должностным регламентом, утвержденным начальником ЦАТ, наделен полномочиями оказывать практическую помощь другим должностным лицам отдела в их работе. Таким образом, Велигодский и Есиповская являются должностными лицами, осуществляющими функции представителей власти, наделенными правом предъявлять требования, принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности, подчиненности и форм собственности, обладая при этом распорядительными полномочиями в отношении широкого круга лиц. В неустановленное точно время, но не позднее хх г., Велигодский и Есиповская, действуя умышлено, из корыстных побуждений, вступили между собой в преступный сговор, направленный на получение через посредников взятки в виде денег за совершение действий, входящих в их служебные полномочия, а именно за оказание содействия в принятии решения о выдаче на законных основаниях, но в краткие сроки акцизных марок, при рассмотрении поступивших в ЦАТ заявлений от обществ, выступающих участниками внешнеэкономической деятельности на получение данных марок. Посредником в передаче Велигодскому и Есиповской взятки в виде денег по предварительному согласованию с последними должен был выступать бывший главный государственный таможенный инспектор отдела работы с акцизными марками ЦАТ Петюкин, который был осведомлен о преступных намерениях Велигодского и Есиповской, и дал свое согласие на участие в преступной деятельности. В неустановленное точно время, на прилегающей территории к зданию, к Петюкину обратился Меньковский, являющийся в соответствии с приказом о приеме работника на работу директором по внешнеэкономической деятельности ООО «Вайн Групп» и действующий в интересах ООО «Вайн Групп», выступающего участником внешнеэкономической деятельности, с просьбой об оказании содействия в принятии решения о выдаче на законных основаниях, но в краткие сроки акцизных марок при рассмотрении поступивших в ЦАТ заявлений от указанного Общества на получение данных марок. За ускорение процедуры получения акцизных марок Меньковский обещал передать Петюкину для последующей передачи Велигодскому и Есиповской незаконное денежное вознаграждение в рублях Российской Федерации, исходя из расчета хх долларов США за одну выданную участниками преступной деятельности акцизную марку для «Вайн Групп», по курсу, установленному в пределах хх рубля за доллар США. Эту же просьбу, на территории г. Москвы, во время телефонного разговора Меньковский повторно высказал Петюкину. Полученные сведения в неустановленные точно следствием время и месте, Петюкин передал Велигодскому и Есиповской. Желая получить незаконное денежное вознаграждение, в соответствии с поступившим предложением Меньковского Велигодский и Есиповская, действуя в соответствии с ранее достигнутой между ними преступной договоренностью, на территории г. Москвы, согласились совершить действия по принятию в краткие сроки требуемого решения о выдаче акцизных марок, которые входили в их должностные полномочия и регламентированы приказом ФТС России от хх. № 1849 «Об утверждении правил приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроль за их использованием». В течение хх года, при содействии Велигодского и Есиповской, действующих умышленно, с целью получения взятки в виде денег в рублях Российской Федерации, в размере соответствующем хх долларов США за одну выданную акцизную марку для ООО «Вайн Групп», заявления от участника внешнеэкономической деятельности — ООО «Вайн Групп» на получение акцизных марок в количестве хх штук рассмотрены в установленном законном порядке, но в краткие сроки, и данное количество акцизных марок передано указанному Обществу. Впоследствии, на прилегающей территории к дому, Меньковский передал, а Петюкин получил хх рублей, с учетом выданного количества акцизных марок и установленного ими ранее самостоятельного расчета за одну выданную акцизную марку для данного Общества, за оказанное вышеуказанными должностными лицами ЦАТ содействие в принятии в законном порядке, но в краткие сроки решения о выдаче акцизных марок для ООО «Вайн Групп». При этом, Меньковский во время передачи данной взятки в виде денег осознавал, что деньги через посредника Петюкина предназначаются в качестве незаконного вознаграждения Велигодскому и Есиповской, являющимся должностными лицами — представителями власти, за совершение указанных выше действий, входящих в их служебные полномочия .
На третьем этапе квалификации устанавливается соответствие фактических признаков общественно опасного деяния признакам состава преступления, предусмотренного в ст. 290 УК РФ. На этом этапе правоприменитель принимает решение о том, соотносятся ли признаки квалифицируемого посягательства с признаками избранного состава преступления, как единичного и общего.
Таким образом, для правильной квалификации рассматриваемого преступления с целью избегания судебных ошибок надо: учитывать специфику субъектов преступлений; иметь чёткое представление о том, кто относится к числу субъектов данного преступления; иметь понятие о том, кто относится к представителям власти; иметь понятие о том, что такое организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции и какие действия конкретно имеют отношение к этим функциям.

Заключение

Взяточничество — самый распространённый вид проявления коррупции. Практически все известные направления в праве содержат нормы, которые включают в себя механизм противодействия этому явлению.
Довольно часто можно услышать мнение юристов, да и не только их, о том, что нормы, предусматривающие уголовную ответственность за взяточничество надо ужесточать.
Автор согласен с этим мнением, но считает, что ужесточение наказания за взяточничество должно происходить постепенно, с учётом состояния экономики и носить системный характер. При совершенствовании норм права в этой области можно использовать положительные стороны зарубежного законодательства в сфере борьбы с коррупций, и со взяточничеством в частности.
Взятка, как социальное и правовое явление, имеет давнюю историю. Вначале взятка рассматривалась как норма общественного поведения (кормление) и только с развитием государственности стала восприниматься как негативное неправомерное деяние.
Уголовное наказание за взяточничество во все исторические периоды развития нашей страны рассматривалось как основное средство борьбы с этим явлением, хотя в разные периоды истории оно претерпевало изменения: от смертной казни до наложения штрафов. Но, к сожалению, не смотря на принимаемые меры борьбы со взяточничеством, искоренить эту проблему до конца не получилось.
Основной признак объективной стороны посягания, который предусмотрен в ст. 290 УК РФ — это взятка, которая характеризуется материальным характером, что и делает её «востребованной» и создаёт необходимые условия имущественной выгоды для получателя взятки. Предмет взятки образуется из составляющих его компонентов. Границы этого преступления очерчены действиями должностного лица с использованием своего должностного положения за определённое вознаграждение. Обязательно должна просматриваться взаимосвязь между незаконным вознаграждением и совершением за этим действий (бездействий) должностного лица. Получение взятки совершается только при наличии прямого умысла и при наличии корыстного мотива. Взятка имеет квалифицирующие признаки, которые надо учитывать при квалификации действий соучастников этого преступления.
Для правильной квалификации рассматриваемого деяния надо проводить правильное разграничение между смежными составами преступлений. Разграничение проходит по субъекту, общественным отношениям, умыслу и мотиву совершения преступления.
В ходе исследовательской работы изучено понятие «получение взятки», установлены основные признаки, требующиеся для правильной квалификации данного деяния, рассмотрены все составы преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за данное деяние, предложены пути улучшения правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за взяточничество. Проведенный анализ приводит к выводу о том, что нормы, устанавливающие уголовную ответственность за взяточничество, требуют доработки и более детального регламентирования

Список литературы:

Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993г. М., 2020. (с измен. и доп. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ,20.04.2020-15 ФКЗ)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ(с изм. и доп. от 27 декабря 2019 г. № 489-ФЗ). // Сборник законодательных актов Российской Федерации. 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ ( с изм. и доп. от 8 июня 2020 г. № 170-ФЗ) // Собрании законодательства Российской Федерации № 25.1996г.№ 32. — Ст. 3301.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ ( с изм. и доп. от 1 апреля 2020 г. № 96-ФЗ) // Сборнике законодательных актов Российской Федерации. № 2. 1997 г.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001г. № 174-ФЗ(с изм. и доп. от 24 апреля 2020 г. № 130-ФЗ). // Сборник законодательных актов Российской Федерации. № 12. 2002 г.
6.II. Учебники, монографии, статьи, диссертации:
7. Альбов, А.П. История отечественного государства и права в 2-х частях. Часть 1. Х-XIX века. Учебник для академического бакалавриата / А.П. Альбов. — М.: Юрайт, 2019. — 496 c.
8. Бриллиантов А.В. Комментарий к Уголовному кодексу РФ: 2 том., 2-е издание. — «Проспект»: 2019.-489с.
9. Будатаров С. М. Получение взятки: уголовно-правовая характеристика взятки / С.М. Будатаров. Томск.: Изд-во ТГПУ, 2019. 789с.
10. Будатаров С. М. Развитие уголовного законодательства России об ответственности за взяточничество / С. М. Будатаров. Томск.: Изд-во ТГПУ, 2005. -789с.
11. Гордейчик, С. Ответственность за ненадлежащее выполнение управ-ленческих обязанностей в коммерческих организациях / С. Гордейчик // За¬конность. — 1999. — № 1.С.18-26.
12. Грачева Ю.В., Ермакова Л.Д. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.И. Рарог. – 6-е изд., перераб. и доп. – «Проспект», 2018 г. 216 с.
13. Гладких В. И., Курчеев В. С. Уголовное право России. Общая и Особенная части : учеб. Новосибирск, 2019.-358с.
14. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. В 4 т. Т. 2. Особенная часть. I / под ред. В.М. Лебедева. М.: Юрайт, 2019. 789с.
15. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. Общая часть / под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. — М., 2019.-449с.
16. Ключевский В. О. Русская история: полный курс лекций. Т. 2 / В. О. Ключевский. Минск: Изд-во Искра. 2000. -489с.
17. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) : в 2 т. / А. В. Бриллиантов, Г. Д.Долженкова, Э. Н. Жевлаков [и др.]; под ред. А. В. Бриллиантова. — 2-е изд. М.: Проспект, 2019. 478с.
18. Кругликов Л.Н., Тенчова Э.С. Уголовный кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий. — Ярославль: Издательство «Владимир», 2018. -449с.
19. Марьина Е.В. Коррупционные преступления: отраслевое и межотраслевое согласование норм : дис. … канд. юр. наук / Е.В. Марьина. — Самара., 2010. — 243 с.
20. Пантюхина И.В., Бражник С.В. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве: вопросы теории и правоприменения // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2016. № 1. С. 8-13.
21. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://crimestat.ru/ offenses_chart — Загл. с экрана [дата обращения 20.06.2020].
22. Поздеева О.С. Некоторые проблемы квалификации взяточничества // Вестник Московского университета МВД России. — М. : Изд-во Моск. ун-та МВД России. 2019. № 1. С. 101-106
23. Судебник 1497 [Электронный ресурс] // В. П. Сальников. История права и государства России : Учебно-методическое пособие по изучению памятников русского права, под ред. В. П. Сальникова; СПб., Университет МВД России,2005. -489с.
24. Сулайманова Н.Н., Абишев Б.Ш. Ответственность за посредничество во взяточничестве и коммерческом подкупе // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2016. № 2 (47).С. 46-50.
25. Харитонова А.Н. Понятие взяточничества в истории отечественного законодательства // Гуманитарные исследования. 2016. № 1 (57). С. 146-149.
26. Захарова Н.В. Уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа / Н.В. Захарова. Якутск, 2015. 459с.
27. Торопов А. История законодательства об ответственности за взяточничество в Российской империи // Адвокат. 2008. №9. С. 25-39.
28. Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для академического бакалавриата / А. В. Наумов [и др.] ; отв. ред. А. В. Наумов, А. Г. Кибальник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018.-789с.
29. Уголовное право. Том 1. Общая часть / Под редакцией А.Э. Жалинского. — М.: Городец, 2018.-389с.
30. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / под ред. А. И. Рарога. М., 2018.-1089с.
31. Кругликов, Л. Л. Уголовное право России. / Л.Л. Кругликов. — М.: Проспект, 2019. 784с.
32. Уголовное право России. Учебник для вузов. Т.1. / Под ред. А.Н. Игнатова и Ю.А. Красикова. — М.: НОРМА-ИНФРА-М,2018.-368с.
Юридическая практика:
33. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 г. № 24 (с измен. и доп. от 24.12.2019 г.) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».\\Бюллетень Верховного Суда.2013.№ 3.Ст230.
34. Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации № 47-АПУ13-21сп от 01.10.2013 г. [Электронный ресурс]. URL: https: //dogovor-uristru/судебная_практика/дело/47-апу 13-21 сп/ (дата обращения: 18.03.2020).

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф