Введение
1. Деловой этикет и его роль в сфере международных, экономических и политических отношений
1.1. История и принципы делового этикета
1.2. Особенности и значение делового этикета и делового протокола
2. Этикет международного сотрудничества
2.1. Национальные особенности делового этикета
2.2. Соблюдение правил и условностей делового этикета в международных компаниях
Заключение
Список литературы
Введение
За время существования человечества сложились определенные правила поведения, благодаря которым люди, как существа социальные, пытаются наладить межличностные отношения. Какими бы нелепыми не казались кому-то этические нормы, без них мир бы погряз в хаосе. И в большей мере это касается именно норм деловых отношений.
Для построения успешной карьеры недостаточно быть просто выдающимся профессионалом. Кроме знаний, опыта, предприимчивости, деловая репутация зависит от умения правильно подавать себя, грамотно выстраивать отношения в деловой среде.
Деловой этикет – неотъемлемый компонент, который формирует культуру общения в разных государствах. Готовясь к встрече с партнерами из другой страны, необходимо изучить нормы общения, особенности дресс-кода, запретные темы в разговоре или жестикуляцию в ходе переговоров.
При установлении прочных международных отношений политики и бизнесмены руководствуются нормами международного этикета. Чтобы не допустить ошибок, перед запланированной встречей необходимо подробно изучить национальные особенности делового этикета.
Цель работы – рассмотреть более подробно особенности делового этикета в международных компаниях.
Задачи исследования:
— изучить историю и принципы делового этикета;
— рассмотреть особенности и значение делового этикета и делового протокола;
— охарактеризовать национальные особенности делового этикета;
— рассмотреть соблюдение правил и условностей делового этикета в международных компаниях.
Объект исследования – деловой этикет.
Предмет исследования – деловой этикет в международных компаниях.
В курсовой работе использовались теоретические методы исследования.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Деловой этикет и его роль в сфере международных, экономических и политических отношений
1.1. История и принципы делового этикета
Этикет (etuquette) — французское слово, означающее манеру, способ вести себя в обществе.
Современные исследователи жизни общества и историки утверждают, что родиной этикета является Италия XIV в., которая не только отличалась от варварской Англии, Германии и даже Франции уважением к силе, богатству и родовитости, но также полагала обязательным наличие у богатых и знатных людей приятных манер, любезного обхождения, умения вести себя в обще-стве. Более того, весьма желательным считалась также образованность — и это тогда, когда, например, Франция не уважала представителей наук, презирала ученых, считала их занятия бессмысленными. Исторически этикет возник, прежде всего, во дворцах, поэтому и был назван дворцовым или государственным. [12] Естественным образом нормы поведения государей при встречах, развиваясь, дали жизнь дипломатическому этикету, поскольку дипломаты при переговорах выражали государственную точку зрения.
Одновременно развивался воинский этикет, поддерживающий стройность и строгость правил поведения в армии, без которого порядок просто был бы невозможен.
Появились и другие виды этикета — светский, иногда сейчас называемый общегражданским.
Самый «молодой» из них — деловой этикет.
Требования этикета, в том числе и делового, не носят абсолютного характера, они меняются с течением времени, под влиянием факторов, о которых упоминалось ранее.
Современный деловой человек следует этим неписаным нормам поведения. Можно рекомендовать ему не просто слепо и безоговорочно исполнять требования делового этикета, но постараться понять их внутренний смысл и содержание, которое и делает их необходимыми в деловом общении.
Манеры отражают внутреннюю культуру человека, его истинное отношение к морали, его понимание моральных требований, а также — осмелимся сказать — его интеллект. [8] Деловой этикет — важная составляющая деловых отношений, базирующаяся на многовековой мудрости, определяющей представления о духовных ценностях (справедливости, честности, верности слову и ценностях материальных — организованности, высоком дизайнерском уровне).
Можно сказать, что деловой этикет — это внешнее выражение внутренней моральности и культуры человека.
Деловой этикет базируется на следующих принципах:
1. Здравый смысл: нормы делового этикета не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что деловой этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели.
Нормы этикета, нарушающие деловые взаимоотношения, устоявшиеся правила общения, здравым смыслом поддерживаемы быть не могут.
2. Свобода: имеется в виду то, что правила и нормы делового этикета, хотя и существуют и весьма ревностно исполняются, тем не менее не должны препятствовать свободному волеизъявлению каждого делового партнера, свободе выбора партнеров по бизнесу, свободе подбора методов и способов исполнения договоренностей между сторонами.
Свобода предполагает также терпимое отношение к проявлению национальных особенностей, культурных национальных традиций, лояльность к свободно проявляемой точке зрения, к различным деловым позициям. Однако такой принцип делового эти-кета, как свобода, ограничен:
• здравым смыслом;
• климатическими условиями;
• традициями;
• национальными особенностями;
• политическим режимом и др. [7] 3. Этичность: весь комплекс норм, стандартов, требований, рекомендаций, составляющий деловой этикет, самой своей сутью и содержанием просто обязан быть этичным, моральным, т.е. деловой этикет целиком и полностью ориентирован на добро. Но как трактовать эту главную категорию морали, другими словами, что считать добром и что считать злом, в сфере бизнеса — вопрос сложный и неоднозначный. Все содержание данной области знаний, а также учебной дисциплины «Деловой этикет» имеет своей главной целью «окружить» бизнес множеством «этических фильтров», оставляющих аморальное поведение и поступки людей за рамками сферы деловых отношений. [6] 4. Удобство: нормы делового этикета — не путы, не оковы, не кандалы на руках и ногах партнеров по бизнесу, они не должны сковывать деловых людей, мешая тем самым деловым отношениям и тормозя развитие экономики.
Удобным для делового человека должно быть все — от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил проведения презентации и требований, предъявляемых к деловым переговорам, причем эти удобства должны быть обеспечены в равной степени для всех участников деловых отношений.
5. Целесообразность: суть этого принципа в том, что каждое предписание делового этикета должно служить определенным целям. Виды деловых отношений — презентация, деловая беседа, ведение переговоров и т.п. — имеют разнообразные цели, и каждый аспект делового этикета должен им соответствовать. [15] 6. Экономичность: этика деловых отношений не должна обходиться слишком дорого; высокая «стоимость» моральности в делах сама по себе не этична, поскольку представляет собой вычет либо из прибыли организации, либо из доходов отдельного сотрудника.
Разумная стоимость — вот то соображение, которым следует руководствоваться протокольному отделу организации.
7. Консерватизм: этот принцип является само собой разумеющимся, так как корни делового этикета — в этикете государственном, имеющем многовековую историю, в этикете воинском, (столь же почтенного возраста), в светском (общегражданском) этикете, который хотя и не столь давно существует, однако его концепции завоевали прочное место в жизни общества и стали классическими.
Консерватизм во внешнем облике делового человека, в его манерах, склонностях, приверженности к тем или иным традициям невольно вызывает ассоциации чего-то незыблемого, прочного, надежного; а надежный партнер в делах — предел желаний для каждого делового человека.
Можно понять многих российских бизнесменов, поспешивших, как только Россия вошла в мировую систему рыночных отношений, принять внешний облик дореволюционных финансистов, банкиров, купцов — борода, усы, неспешные движения, старинные речевые обороты и т.п. [18] Надежность, фундаментальность, стабильность — весьма привлекательные в деловом мире черты (и не только в деловом!), и они имеют содержательную связь с консерватизмом.
8. Непринужденность: нормы делового этикета должны быть таковы, чтобы соблюдение их не превращалось в нечто навязываемое, отторгаемое психологически; они естественны, исполняемы с легкостью и без напряжения.
9. Универсализм: это значит, что следует стараться, чтобы каждая рекомендация или норма делового этикета была направлена на многие стороны деловых взаимоотношений.
10. Эффективность: суть этого принципа в том, что стандарты деловых отношений должны способствовать сокращению сроков исполнения договоров, заключению большего числа договоров, уменьшению количества конфликтов в коллективе и т.д.
В конечном счете использование деловой этики является экономически выгодным.
1.2. Особенности и значение делового этикета и делового протокола
В общем случае, этикет — это принятые в данном людском сообществе правила поведения и взаимодействия. Эти правила формируются под влиянием понятий о морали и учитывают особенности национального менталитета. Люди общаются между собою как на бытовом, так и на деловом, официальном уровне. В соответствии с этим, в процесс взаимодействия осуществляется в соответствии с правилами обычного, повседневного или делового, официального этикета. Деловой этикет — установленные регламенты поведения и общения в сфере деловых контактов и бизнеса. В некоторых случаях эти регламенты даже более жесткие, чем принятые для взаимодействия на бытовом уровне. [9] Правила делового протокола, установленные в той или иной компании, основываются на современном деловом этикете. Это целый комплекс регламентов, знание которых не только упрощает и облегчает деловое общение, но и является гарантией его успешности. К числу таких регламентов можно отнести:
— знание правил делового общения и особенностей общения с зарубежными партнерами;
— знание застольного этикета;
— соблюдение правил общения и переписки в интернете;
— умение вести себя сдержанно и вежливо независимо от того, является ли собеседник подчиненным, руководителем, деловым партнером или заказчиком;
— умение организовывать приемы, вести деловые переговоры как лично, так и по телефону;
— умение грамотно и логично излагать свои мысли как устно, так и в письменном виде;
— умение соблюдать дресс-код в соответствии с обстановкой и ситуацией. [11] Деловой протокол — строгий, обязательный к исполнению регламент, учитывающий все нюансы и каждую мелочь делового взаимодействия. Этим регламентом устанавливаются правила для каждого из участников бизнес-процедуры с учетом его статуса и места в иерархической системе компании. В настоящее время соблюдение общеустановленного делового протокола является не только гарантией личного успеха и эффективности, но и деловой репутации компании.
Протокол включает в себя приветствие, представление, обращение, а также рукопожатие. Если участники еще не знакомы, то следует представиться. Первым по протоколу делового общения представляется руководитель принимающей стороны, далее глава среди гостей. Затем они представляют остальных сотрудников. Если прибыла многочисленная делегация, то избегают поименного представления, представив списки участников, где указаны участники по имени и должности.
На деловой встрече младшего по должности всегда представляют старшему, пол роли не играет; если ранее приходилось встречаться с партнером, то еще раз необходимо представиться. Если кто-то не представился, можно смело его об этом спросить, однако повторно не спрашивайте. Необходимо запоминать сразу имена, чтобы не было неловких ситуаций. Рукопожатие на деловой встрече используют в знак заключения соглашения, а также его используют сразу после слов приветствия. При представлении вас другому человеку, он первым протягивает вам руку. Рукопожатие делают правой рукой, если она занята, подают левую, но предварительно извинившись. [3] Инициатива рукопожатия исходит от старшего по возрасту и от того, у кого выше занимаемое положение. За женщиной отдается право решать: подавать ей руку или нет. По этикету она первая подает руку для приветствия. Подойдя к группе и обменявшись рукопожатием с одним из членов, необходимо это же сделать со всеми. Устным приветствием ограничиваются, если группа многочисленная. Если на протянутую для рукопожатия руку не ответить рукопожатием, то это расценивается, как оскорбление.
Важно знать, что правильно обращаться к партнерам по имени. В общении не допустима фамильярность, ко всем без исключения необходимо обращаться на «Вы», а называть ли человека только по имени без отчества — зависит от ситуации. О присутствующих в третьем лице принято не говорить, собеседников не перебивать, важно всегда контролировать свои эмоции, следить за достаточной громкостью речи и исключить использование слов паразитов. [12] Во время телефонных переговоров этикет в речи играет существенное значение, поскольку собеседник не видит, а только слышит вас. Важно следить за громкостью речи, за отчетливостью, за скоростью, а также соблюдать следующие правила: на звонок следует отвечать не позднее 3 гудка. В том случае, если звоните сами, то кладите трубку не ранее 5 гудка.
В начале разговора должно прозвучать приветствие. Перед началом разговора, осведомитесь, удобно ли сейчас общаться собеседнику. В случае отказа уточните, когда можно перезвонить. Заканчивает разговор, а также перезванивает после прерывания телефонного звонка инициатор. Если ваш звонок от имени третьего лица, например, вы — секретарь, то назовите от имени какой компании вы звоните и сжато изложите тему предстоящего разговора. Если вы сами третье лицо и вас просят соединить, уточните цель разговора.
Все личные звонки осуществляйте в нерабочее время. Обещали перезвонить — обязательно перезвоните. Следите за своим тоном в голосе, не жуйте во время разговора. Давайте возможность собеседнику самому завершить свою речь. Перекрестно с другими людьми не разговаривайте во время телефонных переговоров. Если плохого качества связь, то правильно будет продолжить разговор через некоторое время. В этом случае любая из сторон может выступить инициатором завершения звонка. [22] Таким образом, на законодательном уровне каких-то требований в области делового и официального взаимодействия не установлено. Но надеяться только на то, что сотрудники будут придерживаться правил делового этикета, общаясь между собой и с заказчиками, не стоит. В тех организациях, деятельность которых предполагает тесное и постоянное взаимодействие с заказчиками, клиентами, деловыми партнерами, протокол делового общения необходимо регламентировать, установив правила взаимодействия отдельным локальным нормативным актом.
Разработка и утверждение такого делового протокола позволит установить четкие и понятные каждому сотруднику требования к ведению переговоров, стилю одежды, общению с коллегами, партнерами по бизнесу и заказчиками. Все виды контактов должны быть регламентированы — это позволит в любой ситуации знать, как следует действовать, что и как говорить, чтобы поддержать имидж фирмы на самом высоком уровне.
При этом характерной особенностью делового протокола и этикета является международный принцип предпочтения рангов. То есть, отношение к участнику бизнес-процедуры определяется в соответствии с должностью, занимаемой в компании. Ни возраст, ни пол не имеют определяющего значения и, более того, отдельных правил этикета в отношении старших по возрасту или особ женского пола деловым протоколом не предусматривается.
То, какие нормы, стандарты, условия и требования будут прописаны в регламентах делового протокола организации, во многом определяется видом ее деятельности. С точки зрения здравого смысла эти требования являются оптимальными для того, чтобы сотрудники смогли эффективно выполнять свои служебные обязанности и установленные трудовым договором функции.
Так, например в компании может быть разработан такой локальный нормативный акт, как «Правила внутренних коммуникаций», которыми будет регламентирован порядок взаимодействия сотрудников как внутри подразделений, так и между структурными подразделениями компании.
2. Этикет международного сотрудничества
2.1. Национальные особенности делового этикета
Каждый народ имеет свои обычаи, традиции, культуру, политическое и государственное устройство. По мере развития цивилизации характер ведения переговоров и процессы, связанные с взаимопроникновением национальных стилей общения, имеют большое значение. [25] В основе особенностей делового этикета и деловой этики лежат не только традиции, но и черты национального характера. Незнание национальных особенностей делового общения может произвести на партнеров нежелательное впечатление, как на стадии переговорного процесса, так и при реализации тех или иных совместных проектов.
Бизнес делается на экономико-этической основе. Недопустимо нарушать общепринятые правила предпринимательства в коммерции. Порядочность — визитная карточка предпринимателя.
Главный показатель эффективного предпринимательства — практические результаты: получение прибыли, профессиональное удовлетворение, утверждение положительной репутации в обществе, среди партнеров, создание денежного фонда прочности фирмы или предприятия.
Деловой этикет предписывает неукоснительное соблюдение при переговорах правил поведения страны — партнера по бизнесу. Правила общения людей связаны с образом и стилем жизни, национальными обычаями и традициями. Все это результат многовекового жизненного опыта, быта предшествующих поколений того или иного народа. Какие бы ни были традиции, правила поведения, — их приходится выполнять, если, конечно, вы хотите добиться успеха. Нередко надо соблюдать все правила даже в том случае, если они вам не по душе. Интересы дела выше вкусов и пристрастий.
Чтобы преуспеть в сфере бизнеса шведские деловые люди, как правило, стараются овладеть несколькими иностранными языками, в первую очередь — английским и немецким.
Отправляясь за границу, следует познакомиться, хотя бы в общих чертах с национальными обычаями и традициями, характерными особенностями посещаемой страны. Например, при организации и ведении переговоров следует учитывать, что итальянские бизнесмены достаточно чувствительны к соблюдению основных правил деловой этики. [17] Открытые двери рабочих помещений у американцев воспринимаются как норма, у немцев — как высшая степень беспорядка. Американцы, японцы привыкли работать в просторных помещениях, где все на виду, а немцы, наоборот, при закрытых дверях. Громкий разговор американца или итальянца может быть воспринят англичанином как проявление невоспитанности.
Современный человек должен знать, уважать и уметь применять формы приветствия, принятые в стране его собеседника. Например, в Германии, Италии, Франции, России и многих других европейских странах приветствуют друг друга путем рукопожатия. А вот у англосаксов рукопожатие не является необходимым. Корректное и полноценное приветствие – дружеский кивок, в сочетании с какой-либо иной формой вежливости. В Японии принято кланяться в ответ на приветствие. В Индии складывают руки, как во время молитвы, и прижимают их к груди. В арабских и южноамериканских странах принято, что при встрече мужчины обнимают друг друга.
Деловая беседа с итальянцами сопровождается громкой, чрезмерно оживленной речью, горячности обсуждения даже несущественного вопроса, а при общении с японцами используются ими сверхвежливые обороты речи. Сверхвежливость по отношению к партнеру и «приниженность» собственного «Я» (например, «Я, недостойный, и моя ничтожная жена приглашаем Вас, Высокочтимого и благородного, к нам в гости») не мешают, а помогают японцам прекрасно вести свои дела. Трудно найти другого делового партнера, который бы заранее с такой скрупулезностью просчитал самые невероятные варианты предстоящей сделки и расставил столько различных (финансовых, юридических и других) ловушек своему партнеру по переговорам, как японец. Японская сверхвежливость — своего рода прием, усыпляющий бдительность партнера по переговорам. [10] В Швеции не принято называть партнера по имени до тех пор, пока он сам не предложит. В Италии, в Анголе визитные карточки используются мало, а в Колумбии их вручают даже швейцару. В Израиле деловых людей приглашают на ужин. Рабочие темы израильтяне обсуждают за столом, а венгры — в офисе. Венгерский участник переговоров практически всегда считает себя аристократом и стыдится вести мелочный торг. Многие деловые вопросы финны решают в ресторане или сауне.
В Норвегии почетный гость на приеме сидит справа от хозяйки, а в Китае он первым пробует блюдо и первым выходит из-за стола.
Итак, для бизнесменов каждой страны характерен свой особенный стиль общения и поведения во время проведения деловых переговоров. Знание этих нюансов немаловажно при установлении бизнес-контактов, удачного проведения переговоров и заключения сделок.
Так, для американского стиля характерны дружелюбная атмосфера, высокий профессионализм, независимость в принятии решений. При всем этом американским бизнесменам присущи напористость, даже некоторая агрессивность во время проведения переговоров.
Немецкий стиль – это пунктуальность и педантизм, честность, соблюдение правил международного этикета. В конце деловых переговоров с немецкими партнерами эксперт посоветовала еще раз озвучить свои мысли и выводы в кратком резюме. [26] Британский стиль – это прагматичный подход, тщательное изучение позиции противоположной стороны, сдержанность в суждениях. В беседе англичане избегают категоричных утверждений и любых личных моментов. Вопреки известному утверждению, молчание британских партнеров вовсе не означает согласие. И вообще, бизнесмены с Туманного Альбиона с подозрением относятся к многоречивым собеседникам, по их мнению, «болтливый» бизнесмен весьма сомнителен как партнер.
Французы в ходе переговоров не любят сталкиваться с неожиданными изменениями в позиции партнеров, предпочитают досконально изучать все аспекты и последствия поступающих предложений. В беседе они оценят вашу учтивость и юмор. Но самый большой плюс вы получите, если во время деловой встречи будете использовать французский язык в качестве «официального».
Китайские бизнесмены внимательны к сбору информации, касающейся предмета переговоров, слабых и сильных сторон противоположной стороны. Предпочитают ориентироваться на людей с наиболее высоким статусом – как официальным, так и неформальным. Склонны четко разграничивать отдельные этапы деловых встреч. Демонстрируя позитивное отношение к партнерам на протяжении всего процесса деловой встречи, выводы делают ближе к концу переговоров. [2] Для японского делового стиля характерна «групповая солидарность». Переговоры с представителями Страны восходящего солнца проходят медленно – они не любят рисковать, скрупулезно относятся к деталям, избегают конфронтации. Готовясь к деловой встрече с японскими партнерами, следует запастись терпением, а также освежить в памяти правила международного этикета. Во время беседы с японцем следует избегать глазного контакта и ни в коем случае не дотрагиваться до него. Физический контакт возможен только после выражения желания самим японцем (например, пожимание рук).
Так, знание национальных особенностей может служить своеобразным путеводителем, ориентиром возможного поведения партнёра.
У каждого народа существует ещё огромное множество тонкостей общения. И при необходимости для эффективного общения необходимо знать хотя бы общеизвестные принципы межличностного общения определённого народа.
Представители деловых кругов должны не только хорошо знать правила этикета, но и неукоснительно соблюдать их в своей практической деятельности.
2.2. Соблюдение правил и условностей делового этикета в международных компаниях
Деловой имидж бизнесмена, как его положительный образ в глазах окружающих людей, во многом зависит от соблюдения правил и условностей делового этикета. Благодаря соблюдению именно этого требования любой имидж обретает оттенок личного обаяния. [9] Деловой этикет – это некоторый установленный порядок делового общения, исходящий из принципов и норм деловой этики. Его знание облегчает ориентировку в повторяющихся ситуациях деловой жизни, помогая избежать промахов или сгладить их общепринятыми способами. Такой этикет – это своеобразное продолжение вежливости и целесообразности, которые способствуют установлению деловых контактов, а само деловое общение делают привычнее и комфортнее, чем обычный образ действий.
Вежливость, прежде всего, предполагает приветствие. С древних времен люди оказывают друг другу почтение именно таким способом. Международный этикет приветствий, как правило, одинаков ‑ в разной форме, разными способами желать друг другу доброго утра, дня, вечера, здоровья, трудовых успехов, добра и благополучия.
В приветствии нужно стараться выразить всю доброжелательность и симпатию. Слова нужно произносить четко и неспеша. Первым здоровается мужчина с женщиной, более молодой — со старшим, проходящий – со стоящим на месте. Первой здоровается женщина, идущая в обществе мужчин, с женщиной, идущей в одиночестве или с другой женщиной. Таково общепринятое правило этикета, однако, цивилизованному бизнесмену не следует дожидаться, когда с ним поздоровается младший по возрасту или занимаемому положению партнер. Надо приветствовать своего собеседника первым. [17] Важным элементом вежливости в деловой жизни является представление, с помощью которого можно установить нужные и полезные связи. Этикетом предусмотрены определенные нормы, указывающие, когда и как необходимо представлять и быть представленным, и ими же не следует пренебрегать. Младших по возрасту представляют или, по необходимости, они сами представляются старшим. То же при очевидной разнице в общественных положениях: младший представляется старшему. Женщина, вне зависимости от возраста и положения, никогда не представляется мужчине первой. Из последнего правила могут быть исключения, например, если эта женщина – студентка, а мужчина – почетный профессор. Когда мужчину представляют женщине, она первой предлагает ему руку.
Стиль обращения к деловым партнерам или подчиненным определяется общим стилем отношений. Обращение “вы” свидетельствует, прежде всего, о высокой культуре того, кто обращается к своему партнеру или коллеге. Оно подчеркивает уважение к ним. Хорошо воспитанный и корректный предприниматель всегда пользуется этой вежливой формой обращения, независимо от того, с кем он беседует: будь то его непосредственный начальник или подчиненный человек значительно старше его или моложе. Обращение на “вы” ни в коем случае и никогда не унижает, даже если приходится разговаривать с неприятным или маловажным собеседником.
Обращение на “ты” в деловой обстановке нежелательно. Оно допустимо лишь тогда, когда может быть взаимным, либо обусловлено неформальными отношениями. [8]
Заключение
В заключение работы хотелось бы сделать следующие выводы.
Понятие деловой этикет подразумевает соблюдение профессиональной этики, корректность в общении с партнерами, сослуживцами и подчиненными.
Современный деловой этикет – это нормы и правила, которые помогают руководителю организации правильно себя вести, достойно выглядеть и общаться в любой ситуации. Чаще всего, соблюдение правил делового этикета оказывает положительный эффект на атмосферу в организации и помогает в ведении бизнеса. Современный деловой этикет позволяет увеличить прибыль, улучшить имидж компании и создать правильно функционирующий коллектив.
Деловой этикет в международных компаниях основан на двух главных принципах. Во-первых, вдумчивый учет интересов и чувств других людей, а во-вторых, возможность минимизировать недоразумения. Деловой этикет инструктирует необходимое поведение, основанное на уважении и вежливости к коллегам с целью обеспечить комфортную рабочую атмосферу для всех. Кроме того, деловой этикет учит, как профессионально презентовать себя в интересах карьерного роста и продвижению бизнеса.
Так, современный деловой этикет в международных компаниях прежде всего отличается от традиционного влиянием современных технологий. Так, он распространяется на ведение деловой переписки с помощью электронной почты, телефонные разговоры по мобильной связи и т.д. Например, не допускается использование личной электронной почты для отправки деловых писем. Также неприемлемо звонить на личный номер партнерам в нерабочее время.
Ключевые моменты делового этикета в международных компаниях:
— профессионализм;
— личные коммуникации;
— этикет на рабочем месте;
— встречи и переговоры;
— телефонная связь и переписка;
— этикет во время еды;
— внешний имидж.
Итак, деловая репутация формируется на основе набора социальных, профессиональных и культурных качеств. И соблюдение делового этикета – мощный рычаг в достижении успеха.
Список литературы
1. Алексина, Т. А. Деловая этика. Учебник / Т.А. Алексина. — М.: Юрайт, 2016. — 386 c.
2. Васильева, Я. В. Современный этикет / Васильева Ярослава Васильевна. — М.: Аргумент Принт, 2020. — 355 c.
3. Кошевая, И. П. Профессиональная этика и психология делового общения / И.П. Кошевая, А.А. Канке. — М.: Форум, Инфра-М, 2017. — 304 c.
4. Кузнецов, И. Н. Деловое письмо / И.Н. Кузнецов. — М.: Дашков и Ко, 2017. — 196 c.
5. Кузнецов, И. Н. Деловой этикет / И.Н. Кузнецов. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 352 c.
6. Кертис, Брайан Этикет и стиль для мужчин на все случаи жизни / Брайан Кертис , Джон Бриджесс. — М.: АСТ, 2020. — 542 c.
7. Кипа, Л.Р. Правила поведения. Современный этикет / Л.Р. Кипа. — М.: Астрель, 2020. — 885 c.
8. Кубрак, О. В. Этикет на все случаи жизни / Кубрак Олег Викторович. — М.: Феникс, 2019. — 770 c.
9. Лихачева, Л. С. Школа этикета. Поучения на всякий случай / Л.С. Лихачева. — М.: Средне-Уральское книжное издательство, 2019. — 448 c.
10. Матвеев, В. В мире вежливости / В. Матвеев, А. Панов. — М.: Искусство и мода, Внешторгиздат, 2020. — 132 c.
11. Мананикова, Е. Н. Деловое общение / Е.Н. Мананикова. — М.: Дашков и Ко, 2017. — 208 c.
12. Мирзоян, А. Мир этикета. Энциклопедия / А. Мирзоян. — Москва: Наука, 2019. — 408 c.
13. Орлова, Л. Этикет для женщин / Л. Орлова. — М.: Харвест, 2019. — 339 c.
14. Павлова, Л.Г. Основы делового общения / Л.Г. Павлова. — М.: Феникс, 2017. — 746 c.
15. 2Правила вежливости и светского этикета (подарочное издание). — М.: Белый город, 2019. — 272 c.
16. Пурди, Ч. Этикет в большом городе. Изящные манеры для современного мегаполиса / Чарльз Пурди. — М.: Феникс, 2020. — 288 c.
17. Смирнов, Г.Н Этика деловых отношений. Учебник / Г.Н Смирнов. — М.: Проспект, 2017. — 311 c.
18. Современная энциклопедия этикета. — М.: Современный литератор, 2019. — 640 c.
19. Современный этикет и хорошие манеры. — М.: Звонница, 2020. — 112 c.
20. Современный этикет. — М.: Харвест, 2019. — 256 c.
21. Соловьев, Э. Я. Современный этикет. Деловой протокол / Э.Я. Соловьев. — М.: Ось-89, 2019. — 208 c.
22. Чиненный, А. И. Этикет на все случаи жизни / А.И. Чиненный, Т.А. Стоян. — М.: Гном-Пресс, 2020. — 152 c.
23. Шнайдер-Флайг, Силке Большая книга этикета. Хорошие манеры и уверенное поведение / Силке Шнайдер-Флайг. — М.: БММ, 2019. — 320 c.
24. Этикет. — М.: Айрис-Пресс, Рольф, 2019. — 272 c.
25. Этикет. Краткая энциклопедия. — М.: Эксмо, 2020. — 256 c.
26. Этикет. Умение жить и вести себя дома, в семье и в обществе. — М.: Цитадель, Триада, 2020. — 224 c.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф