Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Девиантное поведение студентов. Проблема профилактики»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1. Сущность девиантного поведения
1.1. Понятие девиантного поведения в научном исследовании
1.2. Факторы и причины девиантного поведения
1.3. Личностные особенности девиантного поведения
Глава 2. Основы профилактики девиантного поведения студентов
2.1. Особенности девиантного поведения студентов
2.1. Основные мероприятия профилактики девиантного поведения
Заключение
Список литературы


Введение

Тема девиантного поведения является актуальной в связи с тем, что одной из серьезнейших проблем современного общества остается проблема девиантного поведения детей и подростков, а также молодежи: безнадзорность, правонарушения, негативные зависимости (табакокурение, употребление спиртных напитков, химическая зависимость, суицид).
В настоящей работе был сделан анализ девиантного поведения студенческой молодежи в возрасте от 17 до 25 лет, который опирается в основном на психологические и социологические традиции, как основателей социального направления, так и ряда современных исследователей. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время, Российская Федерация находится в непростой экономической ситуации, в связи с этим у многих студентов рушатся прежнее мировоззрение, раннее сложившиеся моральные и нравственные принципы. Из-за того, что у нас до сих пор должным образом не сформирована система воспитания и образования возникает множество трудностей в развитии у молодежи правильных моральных установок.
Степень изученности темы в литературе. Различные аспекты, проблемы, специфических условий детских домов и их влияния на личностное развитие подростков представлены в исследованиях: И.С Белоусова, Л.С. Выготский, М.А Ковальчук, Т.А Попова, З. Фрейд и др., однако, особенностям и профилактике девиантного поведения студентов в научной литературе внимания уделено мало.
Объектом исследования является профилактика девиантного поведения студентов.
Предметом исследования является особенности и профилактика девиантного поведения у студентов.
Цель исследования – изучить особенности и пути профилактики девиантного поведения у студентов.
Задачи исследования:
— рассмотреть понятие и причины девиантного поведения студентов в науке;
— изучить личностные факторы девиантного поведения;
— изучить особенности девиантного повдения студентов;
— изучить содержание профилактики девиантного поведения студентов в вузе.
Методы исследования: анализ научно-методической, литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, сравнение, синтез.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Сущность девиантного поведения

1.1. Понятие девиантного поведения в научном исследовании

 

Хотя проблема девиантного поведения не является в социальных науках новой, однозначного определения на сегодняшний день не существует. В литературе «девиантное поведение» представляется как целый ряд психических расстройств в поведении – от незначительных нарушений общепринятых, социально одобряемых норм до тяжелых психопатических нарушений.
Под «девиантным поведением» понимают:
— систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (А. Коэн) ;
— социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих тем же критериям (Я.И. Гилинский) ;
— специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним (Ю.А. Клейберг) .
Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко определяют девиантное поведение, как действия, не соответствующие нравственным или правовым нормам, которые официально установлены или фактически сложившиеся в данном обществе (социальной группе) и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.
Е.В. Змановская рассматривает девиантное поведение как дезадаптацию, что является противоположным адаптации. С его точки зрения, дезадаптация это процесс — снижения адаптационных возможностей человека в условиях организации жизнедеятельности или в определенных условиях. Дезадаптация может проявляться в течение какого-то времени и привести к определенным последствиям; она может быть незаметной или ярко-выраженной:
проявления — характеристика любого неблагополучного человека. Эта характеристика находит отражение в его нетипичном поведении;
результат — свидетельство о сравнительной оценке качественно нового состояния и проявления, которые не соответствуют условиям ячейки, не типичным для данного человека, исходя из его предыдущего поведения и отношения к сверстникам обучения и деятельности.
В общем, можно сказать, что на сегодняшний день среди ученых (отечественных и зарубежных) нет единства относительно определения понятия девиантного поведения (поведения, отклоняющегося дезадаптированного поведения).
Выделяются три основные группы взглядов на определение девиантного поведения:
все отклонения от принятых в обществе норм;
нарушение правовых норм;
только виды социальных патологий — алкоголизм, наркотизм и тому подобное.
В данной работе мы будем придерживаться определения, предложенного Б.Г. Мещеряковым, и В.П. Зинченко.

1.2. Факторы и причины девиантного поведения

Е.В. Бурмистрова в качестве причин девиантного поведения выделяет низкую школьную успеваемость, отсутствие академических интересов, изоляцию, одиночество, агрессивность, неконтролируемые вспышки гнева, дисциплинарные проблемы, употребление наркотиков и алкоголя, связи с преступниками . Ф.А. Мустаева источником девиантного поведения как таковой видит социальное неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащих к различным социальным группам .
Причины девиантного поведения, в частности, старших подростков Л.Б. Шнейдер разделяет на традиционные и конкретные. Среди традиционных: нарушения в становлении, формировании и развитии личности; влияние социокультурных особенностей, образа жизни и семейных отношений; членство в неформальных объединениях асоциального направленности, наличие в старших подростковых группах антисоциальных норм; влияние средств массовой информации, пропаганды сексуальной распущенности.
Как отмечает, Л.Б. Шнейдер существуют следующие виды девиантного поведения : девиации, связанные с отклонением от норм психического здоровья. Сюда относят астеников, шизоидов, эпилептоидов, лица с акцентуациями характера, поведение, нарушающее социальные, культурные и правовые нормы.
Л.Б. Шнейдер выделяет основные виды девиантного поведения в подростковом возрасте. Классифицирует их следующим образом:
прогулы (отдельных уроков, целых учебных дней);
побеги из дома;
воровство;
ограбления (с применением угрозы или силы);
участие в драках;
частые конфликты с классным руководителем, отдельными учителями, администрацией школы, членами семьи, одноклассниками и т.д.;
употребление алкоголя, наркотиков, снотворных и транквилизирующих средств, курение;
девиация сексуального поведения (мастурбация, петтинг, ранняя половая жизнь и др.);
суицидное поведение .
Очень удачной, на наш взгляд, является классификация причин девиантного поведения, приведенная А.В. Безпалько [4].
Она выглядит так: социально-экономические причины.
Снижение жизненного уровня населения, безработица, реклама алкогольных напитков;
социально-педагогические.
Воспитание в неполной семье, завышенные требования родителей к ребенку, низкий статус подростка в классном коллективе; социально-культурные.
Снижение морально-этического уровня населения, распространение криминальной субкультуры, либерализация половой морали;
психологические.
Стремление к независимости и признания, сформирована система моральных ценностей, гедонистические мотивации, акцентуации характера, отрицательные черты характера;
биологические.
Нарушение работы ферментативной и гормональной систем организма, наследственность.
Главными субъективными, или внутренними, факторами проявлений девиантного поведения выступают:
возрастные;
желание обратить на себя внимание;
расхождение между потребностями и возможностью их удовлетворить;
стремление получить сильные впечатления;
отставание в учебе;
попытки самоутверждения в старшем подростковом возрасте;
индивидуально-типологические: неспособность личности противостоять вредным воздействиям;
характерологические акцентуации;
низкий уровень эмоционально-волевого контроля;
отсутствие навыков бесконфликтной взаимодействия;
недостаточная уверенность старшего подростка в себе.
Нужно обратить внимание на то, что данная классификация может варьироваться, так, например, стремление получить сильные впечатления может быть индивидуально-типологической особенностью, а недостаточная уверенность старшего подростка в себе — его возрастной характеристикой. В каждом отдельном случае это требует тщательного диагностирования.
Предложенная нами классификация является обобщенной. Говоря о субъективных факторах девиантного поведения, ученые не имеют полного согласия, но мы можем выделить следующие: попытки самоутверждения, расхождение между потребностями и возможностью их удовлетворить, повышенная возбудимость, желание обратить на себя внимание (что обусловлены возрастными особенностями); низкий уровень эмоционально-волевого контроля, характерологические акцентуации, недостаточная уверенность старшего подростка в себе, неспособность человека противостоять вредным влияниям (являющиеся следствием индивидуально-типологических особенностей человека).
Наиболее важные из них, по нашему мнению, — это потребность в самоутверждении, расхождение между потребностями и возможностью их удовлетворить, повышенная возбудимость личности.
В отношении объективных факторов, которые А.В. Безпалько называет социальными, она выделяет следующие: взаимоотношения в семье, ролевые модели поведения родителей и сверстников, особенности контроля и поддержки со стороны взрослых, принадлежность к определенной групповой субкультуре, доступность алкогольных напитков, влияние средств массовой информации . Но такой взгляд на проблему, на наш взгляд, слишком общий. Поэтому мы обратимся к мнениям других ученых. Отечественный ученый Ф.А. Мустаева отмечает, что к объективным факторам девиантного поведения относятся : психолого-педагогические – дефекты школьного и семейного воспитания; социально-психологические – неблагоприятные особенности контакта старшего подростка со своим ближайшим окружением в семье, учебно- воспитательном коллективе, на улице; социальные – социальные и социально-экономические условия существования общества.
Л.В. Мардахаев перечисляет такие объективные факторы (он называет их средовыми, внешними) проявления девиантного поведения : нездоровая обстановка в семье, которая подавляет личность; недостаточность общения со стороны родителей или сверстников; подавление личности группой ― неприятие коллективом, микрогруппой. Это достаточно распространенное явление среди детей и подростков: вредное влияние СМИ, когда они формируют неподходящие возраста потребности, пропагандируют идеалы социального благополучия и легкости их достижения. Реальная жизнь приводит к разочарованию, комплексирование, дезадаптации.
Изучая объективные факторы девиантного поведения, необходимо отметить, что в их перечень можно включить следующие: взаимоотношения в семье подростка, ролевые модели поведения родителей и сверстников, принадлежность к определенной групповой субкультуры, влияние СМИ, доступность наркогенных веществ, социально–экономические условия существования общества, отстраненность родителей от процесса воспитания, разные требования к старшему подростку со стороны членов семьи, дефекты школьного воспитания.
Целесообразно разделить их на группы: макрофакторы (экономическая нестабильность страны); мезофакторы (влияние улицы, примеры насилия, жестокости, безнаказанности, на которые богаты СМИ); микрофакторы (нестабильность семьи, сниженный культурный и интеллектуальный уровень окружающих, избыток запретов со стороны родителей и педагогов, отсутствие положительной оценки личности подростка с их стороны). Наибольшее влияние, с нашей точки зрения, оказывают: взаимоотношения ребенка или подростка с группой сверстников и в семье.
В самой обостренной форме девиантное поведение выступает в виде преступности, как посягательства на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан. Рост преступности среди подростков на сегодняшний день все больше вызывает тревогу и требует принятия психолого-педагогических мер.
Учитывая нашу тему исследования, отметим, что девиантное (отклоняющееся) поведение отличается высокой степенью личностной включенности, сниженной критикой к совершаемому поступку и возможностью повторения подобного поведения.

1.3. Личностные особенности девиантного поведения

По данным исследований С.И. Подмазина , Л.В. Мардахаева и др., для личностей, склонных к проявлению девиантного поведения, свойственны такие характеристики эмоционально-личностного развития, как высокая тревожность, несформированность ценностной системы, ощущение пустоты, бессмысленности; наличие отставания в социальном, эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии, эмоциональной нестабильности, вспышек агрессии, частой смены настроений; выраженных, депрессивных тенденций, подавленности, нарушений сна и аппетита; аутоагрессивного поведения (самоповреждения, рискованные действия).
Девиантные личности, по мнению С.И. Подмазина , характеризуются некоторой задержкой психического развития, педагогической или социальной запущенностью, различного рода девиациями, нежеланием признавать авторитеты, неспособностью планировать свою жизнь.
А.М. Прихожан отмечает такие особенности эмоционально- волевой сферы девиантных подростков как импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, конфликтность что создает трудности в общении старших подростков с окружающими. Личности с девиантным поведением чаще и более непосредственно выражают свою агрессию по сравнению со сверстниками, соблюдающими общественные нормы поведения. Они в меньшей степени доброжелательны по отношению к окружающим, не чувствуют вины за проявления агрессии, учитывая в своем поведении больше внешние, а не внутренние ограничения .
В.В. Овсянникова выделяет следующие виды девиантных личностей: ситуативные нарушители (в данном случае противоправные действия чаще всего спровоцированы ситуацией); субкультурные нарушители (идентифицируют себя с антисоциальными ценностями какой-либо группы, сообщества); невротические нарушители (в данном случае асоциальные действия являются следствием существующего внутриличностного конфликта и высокого уровня тревоги; «органические» нарушители (проявляют девиантное поведение вследствие мозговых повреждений, у них преобладает импульсивность, интеллектуальная недостаточность); психотические нарушители (у этих подростков и юношей отмечаются тяжелые психические расстройства, психозы, помрачения сознания, вследствие которых они проявляют агрессию и девиантное поведение); нарушители с антисоциальной личностной направленностью (их характеризует сочетание таких личностных черт как враждебность, недоразвитость высших чувств, неспособность к близким доверительным отношениям) .
Как отмечает Е.Н. Каменская , уровень проявления агрессии коррелирует с самооценкой личностей, характеризующихся отклоняющимся поведением. В качестве общей тенденции автор отмечает наличие прямой связи: с повышением уровня самооценки, повышаются показатели агрессии и различных ее проявлений. Это характерно как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии-враждебности. Ю.В. Василькова в своем исследовании и определила виды девиантных личностей, различая их по особенностям агрессивного поведения и по личностным особенностям .
К первому виду относятся личности, для которых характерны аморальные, примитивные потребности, эгоистичность, равнодушие, неуживчивость, циничность, вспыльчивость, эгоцентричность, дерзость, преобладание физической агрессии. У личностей, относящихся ко второму виду, отмечаются потребность в свободе, достатке, удовольствиях, что сочетается с широким кругом интересов. Таким людям свойственен обостренный индивидуализм, желание занимать высокое социальное положение за счет других людей. Они характеризуются быстрой сменой настроения, импульсивностью, лживостью, раздражительностью; проявления физической агрессии ситуативны. Личностям третьего вида свойственно ощущение конфликта потребностей, узкий характер интересов, реакции приспособленчества, притворства, лживости; состояние апатии, отсутствие мотивации успеха; преобладание косвенной вербальной агрессии. Личности четвертого вида отличаются слабовыраженным осознанием своих потребностей, отсутствием определенных интересов, ограниченностью круга общения, безвольностью, мнительностью, заискиванием перед более сильными; преобладанием вербальной агрессии и негативизма.
В целом, проявление девиантного поведения приводит к дестабилизации существующего порядка, причинению морального ущерба, физическому насилию и боли, ухудшению здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни девианта, например: суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков.
Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим девиантом и окружающими их близкими людьми. Данный признак означает, что отклоняющееся поведение старшего подростка является разрушительным. Девиантное поведение выражается в агрессии, отступлении от общепринятых норм нравственности и приводит, в конечном итоге к постепенному опустошению и разрушению духовного мира личности.

Выводы по первой главе

Таким образом, девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Девиантное поведение представляет собой совокупность внешних и внутренних факторов, предрасположенности личности к отклонениям в поведении, что зависит от психологических особенностей личности, особенностей воспитания, индивидуально- личностных особенностей.
Существуют различные подходы к выделению видов девиантного поведения. В ходе анализа мы установили, что к видам девиантного поведения относят девиации, связанные с отклонением от норм психического здоровья, поведение, нарушающее социальные, культурные и правовые нормы. Выделяют такие виды – как воровство, побеги из дома, употребление наркотиков, табакокурения, употребление алкоголя и т.д.

Глава 2. Основы профилактики девиантного поведения студентов

2.1. Особенности девиантного поведения студентов

 

Показателем социальной зрелости индивида служит его готовность быть активным членом общества, осуществлять различные семейные обязанности, всевозможные роли в социуме. В связи с этим перед родителями, педагогами и психологами встает большая проблема своевременного предупреждение отчуждения человека от социальных институтов, профилактики неблагоприятного, отрицательного влияния макросреды и микросреды, которое способствует формированию и развитию девиантного (отклоняющегося) поведения. Чтобы ликвидировать, искоренить или предупредить недуг, нужно устранить его источники и причины. Чтобы предупредить девиантное поведение, в первую очередь необходимо нейтрализовать отрицательное влияние социальной среды, лимитировать воздействие негативных социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальных групп, противоправного общения и другое).
Проблема отклоняющегося (девиантного, делинквентного) поведения студентов – проблема, учитывающая множество факторов, включает в себя огромный комплекс трудностей. Статистика показывает, что на главном месте среди социальных проблем детства и юношества стоит семья, которая в последние десятилетия испытывает кризис во всем мире.
Атмосфера в этих семьях очень тяжелая в нравственном и психологическом планах, что влечет за собой порождение до 90% «трудных» подростков, имеющих отклонения от норм принятых обществом. Для таких семей характерными являются:
психологическая несовместимость членов семьи;
чрезмерная эмоциональность общения;
конфликтность, которая зачастую становится предпосылкой к последующей деформации процесса социализации ребенка.
Психологический климат может ухудшиться и в устойчивых семьях. При анализе семейного и ближайшего окружения, воздействии их на психосоциальное развитие личности, важно учитывать следующие типы влияния:
неадекватный стиль воспитания и отношений внутри семьи (конфликтные взаимоотношения, отвержение ребенка, гипоопека или гиперопека, физические насилия и др.);
семья с нестабильным статусом (неполная, полная, в состоянии развода);
семья с систематическими проявлениями асоциального поведения (наркомания, алкоголизм, аморальный образ жизни, склонности к жестокости и другое) .
Исходя из этого можно сделать вывод, что одним из главных источников возникновения девиантного поведения студента является его семейное окружение. Сфера образования является вторым по значимости институтом социализации. Среда, в которой оказывается студент в высшем образовательном учреждении претерпевает глобальные изменения: нарастает дифференциация программ обучения, внедряется все больше «элитарных» форм обучения, все это создает повышенную конфликтность между сверстниками, происходящих из разных социальных слоев общества.
В современных отечественных концепциях образования и воспитания производится упор на:
формирование самостоятельности;
личностной активности, культуры в семейных отношениях;
ответственности за себя и перед другими;
сохранение достоинства личности . Рекордный рост и увеличение нагрузок по учебному плану в последние годы становятся характерной чертой высшего образования. Возрастание психических расстройств и хронических заболеваний у студентов, обучающихся в высших учебных заведениях проходит с большой интенсивностью. Вместе с тем специалистами было замечено, что частота предельных психических расстройств студентов всех возрастов колеблется от 23% до 60%. Поэтому многие учащиеся испытывают многочисленные трудности в усвоении образовательной программы.
Сферу микросоциальных отношений выделяют как третью сферу отношений, в которой происходит социализация молодежи. Эта сфера представляет собой совокупность следующих черт:
возрастание «социального сиротства». Усиливается наркотизация и алкоголизация семей, что в свою очередь сокращает возможность общения между родителями и детьми;
истощение досуговой базы.
Происходит коммерциализация большинства сфер, позволяющих молодежи развиваться: культурная, образовательная, спортивно-оздоровительная сферы на данный момент становятся недоступными для неблагополучных семей . Совокупность этих социальных предпосылок создают основу для роста преступной активности среди молодежи. Значительное влияние, в настоящее время, на образование личностного самоопределения, ценностных установок оказывают антисоциальные, делинквентные, криминальные субкультуры.
Студенты вузов продолжают оставаться одной из самых криминально активных частей населения, что подтверждается динамикой их преступности. В последнее время число молодых людей, которые состоят на учете в наркологическом диспансере выросло почти в 3 раза, а по токсикомании – в 3,5 раза. Примерно 50% студентов имеют опыт употребления наркотических и токсических веществ, а 85% из них употребляют алкогольную продукцию. Специалисты отмечают очень высокий уровень психических патологий среди молодежи. По данным официальной статистики, за последние несколько лет, число студентов в возрасте до 22 лет, имеющих психические патологии, увеличилось почти на 27 %. Ведущее место среди патологий подростков занимают случаи пограничный психических состояний — 70%, второе место приходится на случаи умственной отсталости – 30% .
Важной социальной проблемой, на данный момент, остается и молодежный суицид. Причины суицида в возрасте от 17 до 25 лет имеют разное происхождение:
личностные (одиночество, низкая самооценка, инвалидность);
семейные (невнимание со стороны родителей или развод родителей, смерть одного из них);
экономические проблемы.
Внутренние формы суицидальных актов основаны на категории личностного смысла:
протест;
призыв;
избегание;
самонаказание;
отказ.
Все перечисленные проблемы являются разными гранями одной глобальной проблемы – проблемы девиантного поведения студентов. По этой причине профилактика отклоняющегося поведения невероятно важна.
Девиантное поведение студента — это закономерная реакция студента на жизненные условия, в которых он существует на данный момент. Следовательно, главной задачей борьбы с девиантным поведением студентов как раз является организация специальных профилактических мероприятий, которые помогают уменьшить возможность возникновения всякого рода социально опасных ситуаций.

2.1. Основные мероприятия профилактики девиантного поведения

Концепция профилактики девиантного поведения студентов в современных условиях должна основываться на имеющемся положительном опыте и новых требованиях общества и включать в себя:
1 Сочетание государственных и негосударственных (общественных) начал, сил и ресурсов в этой деятельности;
2 Сочетание главных задач: непосредственное воздействие на личность, среду ее обитания, деятельность субъектов профилактики и воспитания, общественное, социальное мнение;
3 Специализацию информационного актива, методики, организационных форм, кадров и ресурсов;
4 Распределение функций между участниками профилактики для того, чтобы противодействовать повторению;
5 Определение сферы применения социальной помощи и собственно профилактики, обеспечения нормальных жизненных условий;
6 Переход от воспитательных к правовым мерам воздействия.
Основу системы профилактики должны составлять законность, справедливость, взаимодействие на государственном, региональном и местном уровнях, специализированная правовая база.
Задачи профилактики девиантного поведения не идентичны общим задачам воспитания, хотя безусловно воспитание и профилактика, взаимодействующие между собой сферы . Таким образом, проблема профилактики девиантного поведения студентов является многофакторной проблемой, требующей комплексного решения, достигаемого путем совместной работы общественных, правоохранительных, учебных и воспитательных структур.
Основная задача по профилактике девиантного поведения студентов возлагается на социальную работу.
Основываясь на теоретико-методологических принципах социальной работы в отношении молодежи применяются следующие технологии, которые в свою очередь подразделяются на два направления:
социально-реабилитационное;
профилактическое.
Реализация этих направлений происходит через социальную диагностику, которая включает в себя:
выявление различных форм девиантного поведения;
изучение социальной среды, в которой находится студент;
обнаружение факторов, способствующих развитию девиаций.
Социальная профилактика — это намеренная, осознанная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предупреждению и предотвращению возможных социальных, педагогических, психологических, правовых и других проблем с целью достижения желаемого результата.
В социальной профилактике выделяют пять целей, на достижение которых этот процесс направлен:
обнаружение условий и причин, которые способствуют возникновению какой-либо проблемной ситуации или целого комплекса проблем;
предотвращение возникновения неприемлемых отклонений от системы социальных норм в поведенческой деятельности человека или группы лиц;
предупреждение возможных культурных, психологических, социальных и других конфликтов между определенным лицом и обществом;
поддержание, сохранение и защита приемлемого уровня и образа жизни людей;
пособничество и содействие человеку или группе лиц в достижении определенных целей, раскрытие их внутреннего потенциала и творческих способностей .
Принимая к сведению все неординарные, специфические особенности отклоняющегося поведения как социального явления, профилактика девиантного поведения студентов определяется как «целенаправленное воздействие на социальные отношения с целью предотвращения деформаций правового и нравственного становления личности студента и исключения негативных импульсов и устремлений в его поведении» . Такое воздействие происходит через систему разноплановых мероприятий, которые направлены на обнаружение, полное устранение или уменьшение причин и условий девиаций в молодежной среде; формирование у студентов правомерного поведения, исправление, коррекцию или ресоциализацию в своем поведении.
Так как в девиантном поведении социальная ситуация развития личности характеризуется как неблагоприятная, ее свойства являются негативно влияющими. Объектом этой деятельности чаще всего становятся детерминанты, причины, которые порождают социальные отклонения: ситуации или обстоятельства, благоприятствующие их появлению.
Профилактика девиантного поведения студентов имеет следующие основные этапы:
1 Ранняя профилактика. Задачей этого этапа является оздоровление среды и оказание помощи несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных жизненных условиях, еще до того, как их отрицательное действие существенно повлияет на поведение таких лиц.
2 Непосредственная профилактика. Задача этого этапа не дать возможность осуществиться переходу на преступный путь и обеспечить полное исправление лиц со значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера.
3 Профилактика преступного поведения. Задача этого этапа создать условия для исправления студентов, систематически совершающих правонарушения, характер которых указывает на скорую вероятность совершения преступления.
Основными задачами профилактики девиантного поведения студентов являются:
исследование неординарных особенностей личности, которые ведут к формированию девиантного поведения;
оценка, анализ и прогноз причин и условий, которые способствуют развитию социальных отклонений в молодежной среде;
ограничение или полное устранение отрицательных социальных факторов, которые способствуют нравственной и психической деформации личности;
выявление молодых людей, чье поведение характеризуется нравственными аномалиями.
Выделяют три уровня социальной профилактики девиантного поведения, которые:
предполагают разрешение серьезных общественных проблем, что находит выражение в социальных, культурных и экономических нововведениях;
предусматривают предупредительно-профилактическое влияние на отдельные социальные слои населения;
напрямую связаны с индивидуально-профилактическим воздействием на определенных лиц для позитивного изменения системы ценностей .
К специфическим девиациям среди современных студентов выделяют:
наличие задолженностей;
платную пересдачу экзаменов и зачетов;
регулярную неподготовленность к занятиям;
грубое отношение к преподавательскому составу.
Для осуществления социального контроля социологи предлагают ряд способов профилактики и коррекции девиантного поведения. Первый способ предполагает создание оптимальных условий для социализации студентов в правовой и гражданской сфере, подразумевает активизацию воспитательной и профилактической работы в вузе. Приоритетным направлением в данной работе должно быть создание системы профилактики различных видов отклоняющегося поведения, которое будет включать в себя организацию досуга и профессионального самовоспитания.
Исходя из этого, главными задачами выступают влияние на ценностные ориентации студентов, участие студентов в различных акциях и благотворительных мероприятиях.
Второй способ ориентирован на совершенствование социальных норм в высших учебных заведениях. В большинстве случаев, социальный контроль в вузах осуществляется при помощи институциональных форм (экзамены, зачеты) и предполагает использование таких санкций как: выговор, предупреждение об отчислении. С целью совершенствования социального контроля, помимо негативных санкций должны использоваться позитивные, такие как: благодарственные письма, материальное поощрение, которые помогут стимулировать интерес к учебе, способствовать развитию самоконтроля, формированию активной гражданской позиции, тем самым благоприятно воздействуя на процесс обучения .
Таким образом, социальный контроль в вузе следует рассматривать как единый комплексный процесс, включающий в себя оптимизацию воспитательной и профилактической деятельности, совершенствование социальных норм и санкций, развитие самоконтроля студентов и повышение ответственности администрации.

Заключение

Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Девиантное поведение представляет собой совокупность внешних и внутренних факторов, предрасположенности личности к отклонениям в поведении, что зависит от психологических особенностей личности, особенностей воспитания, индивидуально- личностных особенностей.
Существуют различные подходы к выделению видов девиантного поведения. В ходе анализа мы установили, что к видам девиантного поведения относят девиации, связанные с отклонением от норм психического здоровья, поведение, нарушающее социальные, культурные и правовые нормы. Выделяют такие виды – как воровство, побеги из дома, употребление наркотиков, табакокурения, употребление алкоголя и т.д.
Профилактическая помощь в преодолении различных форм девиантного поведения студентов должна включать в себя правильную диагностику причин и мотивов поступков, качественное изучение стандартных признаков девиаций, умение разделять случайные проявления отклонений от значительных изменений в сознании человека. Разобравшись в его чувствах, поведении, отношении к окружающему миру, специалист должен подобрать правильную методику по оказанию социальной и психологической помощи студентам с девиантным поведением. В высших учебных заведениях, когда молодой человек и становится субъектом взаимодействия, при котором требуются способности к саморазвитию, самореализации, он не может выработать в себе важные качества самостоятельно. Итогом становится отделение от социума и возникновение девиации, которые редко имеют положительное воздействие на саму личность и на общество в целом.
Многие научные обоснования профилактики девиантного поведения студентов утверждают, что на данном этапе необходимо продолжать изучать сам процесс становления девиантного поведения, и уже исходя из этого, составлять программы по предупреждению, профилактике, коррекции и реабилитации девиантного поведения у обучающихся в вузе.

Список литературы

1. Безпалько А.В. Социальная педагогика в схемах и таблицах: учеб. пос. К.: Центр учебной литературы, 2013.
2. Белоусова И.С., Овсянникова В.В Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков: уч. пос. Запорожье, 2014.
3. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика СПб.: Питер, 2006.
5. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведенный. 5 изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2016.
6. Гилинский, Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учебное пособие / Е.А. Афанасьев, Е.А. Гилинский. СПб., 1993.
7. Данилова, Е.В. Формирование у студенческой молодежи позитивного отношения к учебной деятельности: Материалы научных трудов ТГПИ: сборн. М.: ТГПИ, 2015 С. 24-30
8. Змановская Е.В. Девиантология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 23.
9. Каменская В.Г., Котова С.А. Аксиологическая парадигма здоровья в российском образовании Вестник Герценовского университета, 2007. №6. С. 43-47.
10. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2003
11. Климова, С.В. Использование исследовательской деятельности в обучении и социализации подростков с девиантным поведением// Среднее профессиональное образование. 2012 №1. С. 14-16.
12. Коэн, А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. 2005 №4. С. 21-23.
13. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2015.
14. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. – М.: Академический проект, 2013.
15. Плахотнюк, Ю.И. Предупреждение девиантного и преступного поведения несовершеннолетних // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014 № 2. С. 278-280.
16. Подмазин С.И. Как помочь подростку с трудным характером. К.: НПЦ Перспектива, 2016.
17. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: ВЛАДОС, 2010.
18. Умархаджиева, С.Р. Профилактика девиантного поведения среди студентов [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал [электрон. журн.]. URL: https://research-journal/org/pedagogy/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-sredi-studentov/
19. Формирование учебной деятельности студентов: монография / колл. авт.; под ред. В.Я. Ляудис и И.И. Ильясов. М.: МГУ, 1989 С. 239.
20. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: учеб. пособие. – М.: Дашков и Ко. 2011 С. 144.
21. Ценностный мир современного студента: социологическое исследование: монография /колл. авт.; под ред. В.Т.Лисовского и Н.С.Слепцова. М., 1992
22. Шереги, Ф.Э. Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция: учебник. М.: Социальная профилактика и здоровье, 2015.
23. Шипунова, Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения: учеб. пособие. М.: Академия, 2011 С. 57-78.
24. Шнейдер Л.Б. Семья. Оглядываясь вперед СПб.: Питер, 2013.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф