Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Диагностика развития воображения детей дошкольного возраста»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение.

Глава 1 Теоретический анализ психолого-педагогических исследований воображения дошкольников.

1.1 Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста.

1.2 Проявление воображения в игровой деятельности дошкольников.

Глава 2 Эмпирическое исследование воображения в среднем дошкольном возрасте

2.1 Характеристика выборки и методов исследования.

2.2 Обсуждение результатов исследования особенностей воображения дошкольников

2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию у детей воображения.

Заключение.

Список использованных источников.

Введение

 

Актуальность. В современной психологии воображение рассматривается в качестве психического процесса создания образов и ситуаций в своем воображение на основе имеющегося опыта. Особое значение воображение имеет в развитие детей младшего дошкольного возраста. Любое освоение знаний и информации проходит на уровне высших способностей. Ребенок создавая образы в голове, успешнее усваивает получаемую информацию.

Способность к воображению у ребенка появляется еще до трех лет, когда он начинает представлять и фантаризировать в играх. Однако, данный период является только начальной стадией, на которой закладывается фундамент полноценной способности к воображению.

После трех лет ребенок уже способен выражать возникающие образы в слоавах.

В возрасте с 3-х до 5-ти лет дети учится составлять последовательность действий при решении определенных задач.

Старшие дошкольники уже способны воссоздавать оригинальные и содержательные образы. Способность фантазировать приобретает активный характер, а деятельность наполняется творческим содержанием.

Таким образом, воображение является важным психическим процессом, в особенности для детей дошкольного возраста. Воображение начинает формироваться в раннем возрасте, но для его полноценного развития в педагогической деятельности должны применяться определенные методики и средства [4, с.112].

Самый важный возраст для развития воображения – 5-12 лет, именно в данный период происходит активное формирование психики ребенка. Дети, у которых не развито воображение быстро утрачивают интерес к творческой деятельности, они не могут плодотворно мыслить, обсуждая различные темы. Поэтому важно не упустить данное время, так как наверстать упущенной в более поздний возраст будет уже крайне сложно. Если мы хотим, чтобы воображение у ребенка развивалось, то необходимо прикладывать для этого определенные усилия [2, с.14].

Эффективнее всего воображение у детей развивается в процессе игры, игровой деятельности. Поэтому и методики по развитию необходимо создавать с приемами игры.

Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались исследователи: Л.С.Выготский [3], Р.С.Немов [14], А.В.Запорожец [5], Д.Б.Эльконин [19], С.Л.Рубинштейн [15].

К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности дошкольников.Наше исследование посвящено особенностям воссоздающего воображения детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования — дошкольники.

Предмет исследования — воссоздающее воображение дошкольников.

Цель исследования – выявить особенности воссоздающего воображения дошкольников.

Задачи:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
  2. Проверить гипотезу исследования.
  3. Составить рекомендации по развитию воссоздающего воображения дошкольника.

Гипотеза:  у детей среднего дошкольного возраста еще недостаточно сформированы  развитие  воображения и ряд свойств.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; педагогический эксперимент; наблюдение; методики «Изучение воображения при понимании сказочных образов» и «Изучение построения образов сказочных персонажей»; обработка полученных данных.

Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка использованных источников.

Глава 1 Теоретический анализ психолого-педагогических исследований воображения дошкольников

 

1.1 Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста

Первые этапы развития воображения у ребенка появляются когда он начинает проявлять способность замещать одни предметы другими. Это можно наблюдать уже в раннем возрасте в процессы игры. Когда ребенок использует одни предметы изображая из них что-то другое.

Судить о развитие воображения детей можно не только по их ролям в играх и идеях, в также  на основе их творческтва. Интересные рисунке, поделки, фигуры из пластилина могут служить демонстрацией тому, насколько у ребенка развита фантазия, воображение [16].

На первых этапах развития вооброжения (в первой половине дошкольного детства) у детей преобладает репродуктивное воображение, то есть дети механически вопроизводят получаемые из вне образы и впечатления. Творческое мышление в данном возрасте еще отсутствует. В фантазиях в основном ввоспроизводятся образы на эмоциональной основе, то есть ребенок пытается изобразить то, что вызвало у него особое эмоциональное впечатление, что показалось наиболее интересным.

Таким образом, в первой половине дошкольного детства, воображение детей еще довольно слабое, и воспроизводится не на интелектуальном уровне, а на уровне эмоций, впечатлений.

Маленький ребенок не способен смотреть на вещи «под другим углом», он не может мысленно трансформировать предметы и явления. Если например попросить шести-летнего ребенка расположить предметы на одной стороне также как они расположены на другой, но под другим углом (перпендикулярно по отношению к нему), то данная задача покажется довольно сложной.

Старшие дошкольники уже способны к творчески преобразующему воображению, элементы воображения также начинают присутствовать в планирования действий. В результате деятельность детей становится осознанной и целенаправленной. [14].

Развития фоображения, как и любой другой деятельности проходит в онтогенезе человека.

О. М. Дьяченко показал, что воображение детей происходит по тем же законам, что и другие психические процессы [2, с. 14]. Воображение (также как память и внимание) переходит от непроизвольного к произвольному (от пассивного к активному) и постепенно от прямого к опосредованному. К концу дошкольного периода воображение у детей начинает проявляться в двух формах:

а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком идеи;

б) появление воображаемого плана ее реализации [7].

Таким образом, воображение у детей выполняет важные функции: познавательную и интеллектуальную, а также аффективную и защитную роль. Воображение защищает ребенка от сильных переживаний, внешних фоздействий. Детская душа легко ранима и восприимчива, поэтому она сильно подвержена различным внешним воздействием. Познавательная функция заключается в том, что с помощью воображения ребенок лучше познает  окружающий мир, легче решает задачи, воссоздавая их у себя в воображени.

Эмоционально-защитная роль заключается в том, что благодаря вооброжению ребенок может разрешить различные конфликтные ситуации, которые сложно решить с помощью реальных действий [1].

Развитие данных функций происходит параллельно, но с некоторыми отличиями. Так, развитие воображения начинается в 2,5-3 года в качестве прямой и непроизвольной реакции на ситуацию. Вместе с развитием ребенка формируется и воображение, и постепенно данные процессы начинают превращаться в произвольную мыслительную деятельность, опосредованную знаками и образами. Данный процесс принято разделять на когнитивный и аффективный.

Когнитивное воображение связано с познавательным мышлением. Данные процессу формируюся путем отделения образа от объекта и обозначения его в словесной форме.

Аффективное воображение формируется в результате осознания ребенком своего «я», данные процессы связаны с психическим состоянием ребенка.

На первом этапе ребенок учится контролировать свои образы и регулировать тем самым собственное воображение. Но спланировать состояние своих действий он пока еще не в состоянии. К 4-5 годам данная способность начинает появляться.

Аффективность воображения в данный возрастной период идет несколько по-другому пути. На первых этапах дети начинают выражать негативные эмоции через различных персонажей. На следующем этапе дети создают воображаемые ситуации [9].

Наконец, на третьем этапе развития воображения возникают замещающие действия, начинает действовать механизм проекции. К 6-7 годам развитие аффективного воображения достигает такого уровня, при котором можно не только воображать, но и жить в воображаемом мире [8].

Таким образом, способность создания новых образов и представлений можно и даже необходимо развивать. Начальным пунктом развития воображения является направленная активность, то есть сознательное включение фантазии в решение насущных, практических проблем и задач.
Человек, обладающий развитым пространственным воображением более легко включается в работу над новым проектом, тратит меньше усилий на его создание, способен наиболее кратко и содержательно описать его.
Начальным пунктом развития воображения является направленная активность, то есть сознательное включение фантазии в решение насущных, практических проблем и задач. У детей данный процесс начинается с игровой деятельности. Именно в процессе игры ребенок начинает развивать свои идеи и образы и переносить их на другие предметы. Очень хорошо поддаётся развитию воображение в детском возрасте. Это является достаточно полезным для ребёнка обстоятельством, так как элементы творчества способствуют развитию мышления. Решение задач и принятие решений, согласно исследованиям, происходит при обязательном подключении творческого мышления, которое основывается на феномене воображения.

 

1.2 Проявление воображения в игровой деятельности дошкольников

Воображение ребенка связано с функцией сознания. С появлением сознания  у ребенка появляется способность переносить свойства одних предметов на другие, заменять образы. В дальнейшем у детей проявляется пособность дополнять имеющиеся образы, придумывая что-то новое, фантазируя [13].

Потребность в преобразовании  окружающей действительности возникает в процессе игры.

При этом способность отображать и преобразовывать является главной ценностью игры.

В процессе игры ребенок переходит в воображаемую ситуации, проникает в нее. При этом уход в воображаемый мир в данном случае не означает, что ребенок пытается уйти от реальности. Все, чем живет игра, черпается из реального мира и переносится в воображаемый. При этом в игру ребенок переносит только то, что представляет для него важность. В игре ребенок передает свои подлинные чувства, желания, переживания, разыгрывает волнующие вопросы.

Таким образом, в процессе игровой деятельности у ребенка формируется способность к воображени, к использованию реальных образов в мыслительной деятельности. В процессе игры у ребенка формируются и развиваются различные психические свойства, обогощается и углубляется личность ребенка.

Ребенок в процессе игры учится не только переносить известные образы, но и создавать новые, развивать их, дополнять [15].

В психологии омечается, что для активизации вооброжения в процессе игры необходимы какие то-предметы. Например, если у ребенка есть палка, он может вообразить, что это лошать и скакать на ней. При отсутствие палки или подобного предмета, он не может изобразить лошадь.

Дети старшего дошкольного возраста способны воображать предметы, которые совсем не похожи на заменяемые [12]. В 3-4 года ребенок может замещать только похожие предметы.

Но в тоже время, игра может происходить и без видимых предметов для воспроизведения знакомых образов [17].

Для развития детского воображения особую важность представляют ролевые игры. Перенимая на себя различные роли у ребенка происходит развитие воображения. В действиях старших дошкольников уже могут и не использоваться предметы для воспроизведения каких-либо образов. Дети в этом возрасте способны в своем воображении создавать новые ситуации [18].

Ребенок также может учавствовать в роли режессера, придумывать содержание игры, различные ситуации. Используемые в игре предметы могут приобретать самый несвойственный для них характер. Старшие дошкольнико могут использовать не только игрушки, но и обычные предметы и переносить на них какие-либо свойства. Например, пояс от хаоата становится змеей, подушка – большим бегемотом и т.д. [12].

Игра представляет особую важность в развитие ребенка. Именно через игру у него развиваются коммуникативные навыки, способности общения, происходит развитие чувств и волевой регуляции поведения [11].

В процессе игры ребенок осваивает сам знаково-символический мир человека [19].

Формируемое в процессе игры воображение переходит и в другие виды деятельности. Оно проявляется в рисовании, сочинении сказок и другой творческой деятельности. В творчестве такжэе, как и в игре дети начинают действовать с определенными образами. Например, детские сочинения основываются исключительно на памяти. Но ребенок способен комбинировать и доплнять образы, на сонове нескольких моделей создавать свою новую [11].

Также воображение проявляется путем придания известным предметам новых образов. В дошкольном возрасте дети склонны преувеличивать. Так, например, от детей часто можно услышать фразу о каком-нибудь предмете – «до самого потолка» или «до самого неба» [10].

Принято считать, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого. Действительно можно заметить, что дети часто фантазируют, что-то придумывают. Из обычного предмета они могут сделать самые разные вещи. Например, палка может служить и лошадью, и мотоциклом, и саблей [9].

Но при этом нельзя однозначно сказать, что воображение ребенка действиельно богаче, чем у взрослого. Ребенок имеет ограниченный жизненный опыт, поэтому у него меньше материала для воображения. Взрослый же может представить намного больше, используя при этом различные образы и комбинации.

Но при этом воображение имеет большое значение для развития ребенка.  Воображение является одним из важнейших процессов для познания и освоения окружающего мира. Но для развития воображения ребенку необходимо основываться на каких-нибудь образах, предметов, имеющимся опыте [6].

Воображение выполняет важные функции в жизни человека.  С помощью воображения человек может воспроизводить представления реальности в образах, регулировать эмоциональные состояния, активизировать познавательные процессы, планировать и программировать свою деятельность.

В психологии выделяется несколько классификаций воображения. В зависимости от результатов различают следующие виды воображения: репродуктивное — способность воспроизводить окружающую действительность в неизменённом виде; продуктивное, называемое также творческим, которое может сопровождаться относительной и абсолютной новизной полученных образов (именно таким образом из грёз возникают вполне реальные идеи). С учётом целенаправленности выделяют активную форму, именуемую также произвольным воображением. В это понятие входят: творческое; воссоздающее воображение. Другой разновидностью является пассивное (непроизвольное) воображение, имеющее два типа: непредсказуемое; непреднамеренное. В зависимости от присутствия и степени выраженности волевых усилий, сопровождающих психологический процесс, выделяют следующие разновидности воображения: преднамеренное; непреднамеренное. Создание в результате процесса образного мышления новых образов происходит с использованием определённых механизмов.

Таким образом, процесс развития воображения начинается в раннем детстве. Вместе с развитием психической стороны ребенка происходит развитие и мыслительных процессов, в том числе формируется воображения, приобретая более глубокие и широкие формы.

Глава 2 Эмпирическое исследование воображения в среднем дошкольном возрасте

 

2.1 Характеристика выборки и методов исследования

Целью исследования является определение сформированности воображения детей среднего дошкольного возраста. Базой исследования выступили дети среднего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад № 59 «Дружба» (г.Набережные Челны). Всего выборка включала 16 детей  4-5 летнего возраста.

Исследование проводилось в три этапа. На первом – подготовительном –  этапе исследования осуществлялся выбор методики, определение выборки для исследования. На втором – эмпирическом – этапе исследования проводились методики . На третьем – аналитическом – этапе проводилась  обработка полученных данных, их анализ  полученных результатов.

Для решения поставленных задач применялись следующие методики:

Метод 1. Изучение воображения в понимании сказочных образов.

Подготовка исследования. Выберите сказку для чтения (например, «Петушок — золотой гребень и чудо-меленка»), составьте вопросы, которые помогут ребенку при пересказе сказки в трудных случаях. Подготовьте бумагу, цветные карандаши для рисования.

Проведение исследования. Дети 4-7 лет выразительно читают сказку. После прочтения проводится 2 серии тестов.

1 серия. Они выясняют, насколько хорошо понимают сюжет и образы главных героев сказки. Если ребенку трудно, то ему задают подготовительные вопросы:

1) назовите главных героев сказки.

2) кто вам понравился в сказке? Почему?

3) Кому это не понравилось? Почему?

4) О чем эта история?

2-я серия. Детям предлагается нарисовать главных героев сказки (Золотого гребешкового Петуха, чудо-меленку, горох). Эксперимент можно проводить коллективно, но необходимо сделать так, чтобы каждый ребенок выполнял задание индивидуально.

Обработка данных. Определите степень соответствия оригинального образа созданному детьми (количество соответствующих деталей, сложность и обогащенность созданного образа). Они описывают возрастные изменения в понимании и воссоздании сказочных образов. Результаты представить в таблицу:

Возраст детей Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
3 года

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

         

 

Метод 2. Изучение построения образов сказочных персонажей.

Подготовка исследования. Для приготовления бумаги используйте цветные карандаши или краски. Рассмотреть включение сказочных персонажей, которые существенно отличаются от реальных (например, Кощей Бессмертный, Баба Яга, ведьма и др.).) и волшебные превращения сказочных персонажей, таких как малыш Иван, Василиса Прекрасная в лягушку и др.

Проведение исследования. Эксперимент проводится коллективно с дошкольниками 3-7 лет (но при этом необходимо убедиться, что дети выполняют задания самостоятельно). Во-первых, они знакомятся с образами сказок или напоминают об этих образах и их преобразованиях, читая выразительно соответствующие произведения или отрывки из них.

1 ситуация-детей просят нарисовать эти образы и преобразования, затем спрашивают о содержании изображения;

2 ситуация-детей просят рассказать об образах и превращениях.

Обработка данных. Для каждой ситуации анализируется степень соответствия образа оригиналу (количество соответствующих деталей, усложнение и обогащение образа), особенности магических трансформаций образа, переход из одного состояния в другое. Результаты представлены в виде таблицы (см. таблицу для метода 1).

Они выявляют возрастные изменения в воссоздании сказочных персонажей и магических превращениях, анализируют трудности их воссоздания, устанавливают эффективность передачи образов в вербальной и образной формах: как легче передать ребенку образ и превращение-с помощью слов или рисунка [5].

 

2.2 Обсуждение результатов исследования особенностей воображения дошкольников

По результатам исследования были составлены и проанализированы таблицы 2.1.

Таблица 2.1

Результаты изучения особенностей воображения дошкольников

Реб-к Главные герои Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
1 2 3 4 5 6 7
1 Петушок +        
Горох   +      
Меленка +        
2 Петушок   +     +
Горох   +     +
Меленка +       +
3 Петушок     + +  
Горох   +   +  
Меленка +        
4 Петушок     + +  
Горох   +   +  
Меленка +        
5 Петушок +        
Горох   +      
Меленка +        
6 Петушок   +     +
Горох   +     +
Меленка +       +
7 Петушок     + +  
Горох   +   +  
Меленка +        
8 Петушок     + +  
  Горох   +   +  
  Меленка +        
9 Петушок +        
  Горох   +      
  Меленка +        
10 Петушок   +     +
  Горох   +     +
  Меленка +       +
11 Петушок     + +  
  Горох   +   +  
  Меленка +        
12 Петушок     + +  
  Горох   +   +  
  Меленка +        
13 Петушок +        
  Горох   +      
  Меленка +        
14 Петушок   +     +
  Горох   +     +
  Меленка +       +
15 Петушок     + +  
  Горох   +   +  
  Меленка +        
16 Петушок     + +  
  Горох   +   +  
  Меленка +        

 

В рисунках детей 4-летнего возраста также прослеживается отсутствие соответствия образов. В методике 1   дети под номерами  1, 5, 9, 13 частично изобразили только горох, а дети под номерами  2, 6, 10, 14 и горох, и петушка. К тому же дети под номерами  2, 6, 10, 14 обогатили образы, добавив солнышко, но оно у них синего цвета и находится ниже петуха.

Таблица 2.2

Результаты изучения особенностей воображения дошкольников

Реб-к Главные герои Отсутствие соответствия образов Частичное соответствие образов Полное соответствие образов Усложнение образа Обогащение образа
1 Девочка +        
Гусь          
2 Девочка         +
Гусь   +    
3 Девочка         +
Гусь     +  
4 Девочка         +
Гусь     +  
5 Девочка +        
Гусь          
6 Девочка         +
Гусь   +    
7 Девочка         +
Гусь     +  
8 Девочка         +
Гусь     +  
9 Девочка +        
Гусь          
10 Девочка         +
Гусь   +    
11 Девочка         +
Гусь     +  
12 Девочка         +
Гусь     +  
13 Девочка +        
Гусь          
14 Девочка         +
Гусь   +    
15 Девочка         +
Гусь     +  
16 Девочка         +
Гусь     +  

 

В методике 2 дети под номерами 2, 6, 10, 14  также обогатили образы, нарисовав речку, но она не соответствует натуральному цвету. У ребенка под номером 1 отсутствует соответствие всех образов, но ей  лучше, чем  ребёнку под номером 2  удается передать образы при помощи слов.

На рисунках детей 5-летнего возраста объект имеет признак внешнего сходства с изображаемым объектом. Ребенок имеет полное соответствие образов. В 5 лет дети уже усложняют образы. В методе 2 Дети под номерами 3, 7, 11, 15, 4, 8 и они обогатили образы, нарисовав реку. Реализация второго способа детьми предполагает, что в этом случае детям легче передать образы с помощью рисунка.

Это может быть связано с тем, что данный метод предназначен для описания процесса трансформации, а не статического конкретного объекта. Эта задача гораздо сложнее, пятилетние дети, как и 4-летние, пытаются решить ее на уровне слов, скорее всего, из-за недостаточного Арсенала художественных средств для изображения.

Данные экспериментального исследования показывают, что развитие воображения дошкольников идет по пути усложнения и обогащения воссоздаваемых образов. Также можно отметить, что с годами воссозданные образы становятся все более близкими к реальности. Это можно объяснить тем, что ребенок осваивает сенсорные стандарты размера, цвета, пропорций и т. д.

В экспериментальных данных прослеживается еще одна линия развития воображения – развитие вербального способа описания образа. Это особенно важно для развития дошкольной деятельности.

По результатам диагностики можно сделать вывод, что необходима системная работа на занятиях с использованием продуктивных видов деятельности.

Таким образом, цель достигнута, задачи  реализованы. Выяснилось, что у детей  среднего дошкольного возраста недостаточно сформированы  развитие воображения и ряд свойств:  скорость придумывания образов, необычность, оригинальность изображаемых объектов, разнобразие образов, проработанность и детализация образов, впечатлительность, эмоциональность образов.

 

2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию у детей воображения

Формирование и развитие воображения представляет собой косплексную поэтапную работу. Занятия могут проводиться как в группе, так и индивидуально. Индивидуальные задания могут быть переплетены с занятиями по развитию речи, рисованию и внедрены в свободное время в виде игры. Цель таких занятий может быть самой разной — расширение кругозора, обогащение сенсорного опыта детей, активизацию и развитие речи.

Но самым главным условием раскрытия творческих способностей детей является создание общей атмосферы принятия, свободы и возможности для каждого ребенка пережить опыт своего успеха, «момент достижения». При выполнении заданий детям может оказываться различная помощь: обяъснения, поддержка, похвала, совместное выполнение и т.д.

В любом случае процесс творческой деятельности необходимо построить так, чтобы ребенок учавствовал в нем с наслаждением, мог общаться, делиться своими результатами, успехами.

В результате проведенного исследования мы установили, что не все дети обладают развитым воображением. Некоторые дети испытвают трудности с воссозданием образов. Для развития воображения мы предлагаем следующие рекомендации, которые могут использоваться не толкьо педагогами, но и родителями.

В играх с детьми:

Использование заменителей.

Внешняя поддержка играет важную роль в развитии воображения ребенка. Если на ранних этапах развития (в 3-4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется характером игрушек, сходством заменяемых предметов с заменяемыми предметами, то у детей 6-7 лет уже нет такой тесной зависимости игры от игрового материала. Их воображение может основываться на предметах, не похожих на те, чей образ воспроизводится. Например, ребенок представляет, что палка – это лошадь. В игре он представляет себя всадником, ездящим на лошади. В более взрослом возрасте дети могут играть уже без использования предметов. Также у детей постепенно отпадает потребность во внешней поддержке. Поэтому ребенка сначала нужно научить оперировать различными предметами, а потом он уже сам сможет находить им применения и постепенно обходиться без них.

Выполните «объективацию» неопределенного объекта.

Дети начинают использовать метод «объективации» с 3-4 лет. Это означает, что после трех лет ребенок уже может разглядеть обеъкт в непоной фигури, дополнив ее в своем воображение. Например, при рисовании он может дополнить шар и сделать из него колесо, солнышко и т.д. В 6-7 лет ребенок уже свободно владеет данным методом.

Создавайте образы, основанные на словесном описании или неполном графическом изображении.

Эта способность очень важна для предстоящей учебной деятельности ребенка. Необходимость создания образов на основе словесных описаний и графических образов возникает при чтении книги (образное представление описываемых ситуаций, персонажей), при осознании значения новых слов (образное представление объектов и явлений, которые эти слова обозначают), при распознавании объектов, когда поле восприятия ограничено (образное представление объекта, когда он не полностью виден, а только какая-то его часть видна), а также в некоторых других ситуациях. В то же время, чем лучше развита способность ребенка создавать такие образы, тем более точными и устойчивыми представлениями он обладает. Для развития этой способности можно использовать задания, в которых ребенок должен:

а) создать образ объекта на основе его словесного описания;

б) воссоздать целостный образ образа на основе восприятия одной или нескольких его частей.

Оперируйте в уме образами простых многомерных объектов (пространственное воображение).

Все объекты окружающего нас мира существуют в пространстве. А образы воображения, чтобы быть адекватными, должны отражать пространственные характеристики этих объектов. В связи с этим очень важно развивать у ребенка способность» видеть » изображение объекта с учетом его пространственного расположения. Для тренировки этой способности детям шести лет можно предложить два вида игр:

а) о ментальном преобразовании объекта в пространстве,

б) ПА представление относительного положения нескольких объектов в пространстве.

Подчините свою фантазию определенному плану, создайте и последовательно реализуйте план этого плана.

Только последовательное выполнение плана может привести к его выполнению. Неспособность управлять своими идеями, подчинять их своим целям приводит к тому, что самые интересные идеи и намерения ребенка часто не достигают своей реализации. В этом возрасте у ребенка уже есть необходимые предпосылки, чтобы научиться действовать по заранее задуманному плану. Поэтому очень важно развивать эту способность, учить ребенка не просто мечтать бесцельно и фрагментарно, а реализовывать свои идеи, создавать небольшие и простые, но цельные произведения (рисунки, рассказы, эскизы и т. д.).).

Изучение этого навыка должно включать в себя следующие шаги:

I-этап демонстрации плана: взрослый показывает, как составить план (схему) готового изделия (конструкции);

II-этап самостоятельного «чтения» плана: ребенок учится «читать» составленный вами план (схему) и создавать на его основе свою собственную работу;

III-этап независимого планирования:

ребенок составляет план (схему) собственной работы.

Выводы

В ходе эмпирического исследования были получены данные о возрастных изменениях в развитии воображения, а также о том, как эти изменения проявляются в игровой деятельности детей.

  1. Возрастные изменения в развитии воображения, диагностированные в ходе исследования, в целом соответствуют данным, описанным в литературе.
  2. В возрасте 4 лет по-прежнему не хватает совпадающих изображений, но есть и частичное изображение объектов. В этом возрасте ребенок начинает обогащать образы, но не соответствующими цветами.
  3. в возрасте 5 лет объект имеет признаки внешнего сходства с изображаемым объектом. Ребенок имеет полное соответствие образов. В этом возрасте ребенок начинает усложнять и продолжает обогащать образы.

Таким образом, гипотеза о том, что что у детей среднего дошкольного возраста еще недостаточно сформированы  развитие воображения и ряд свойств, подтвердилась.

 Заключение

 

Воображение является важным психическим процессом, в особенности для детей дошкольного возраста. Воображение начинает формироваться в раннем возрасте, но для его полноценного развития в педагогической деятельности должны применяться определенные методики и средства. Любое освоение знаний и информации проходит на уровне высших способностей. Ребенок создавая образы в голове, успешнее усваивает получаемую информацию.

Воображение — это ментальный процесс создания образов предметов, ситуаций и обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Существуют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы наяву, галлюцинации; добровольное или активное воображение: рекреативное или репродуктивное и творческое.

Воображение у детей выполняет важные функции: познавательную и интеллектуальную, а также аффективную и защитную роль. Воображение защищает ребенка от сильных переживаний, внешних воздействий. С помощью воображения ребенок лучше познает  окружающий мир, легче решает задачи, воссоздавая их у себя в воображени.

Воображение можно и нужно развивать, и делать это необходимо в дошкольном возрасте, так как в данный период дети более склонны к фантазиям. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому психические функции дошкольника, в том числе воображение, наиболее эффективно развиваются в игровой деятельности.

Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством. Творческая деятельность способствует всестороннему развитию ребенка, в том числе формирует воображение.

Творчество — процесс тонкий, требующий большого такта, внимания со стороны педагога и творческого руководства деятельностью детей и особой творческой атмосферы.

Условиями творческой активности дошкольников являются: создание ситуаций познавательного, художественного, нравственного творчества; организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом необходимым для работы воображения.

Для изучения проявлений воображения дошкольников в игре использовались методики «изучение воображения в понимании сказочных образов» и «изучение построения образов сказочных персонажей».

В ходе исследования были получены и обсуждены результаты, подтверждающие важную роль воображения в игре дошкольников. Это было установлено:

1) Особенности воображения, которые проявляет дошкольник при воспроизведении сказочных образов, можно наблюдать в игровой деятельности;

2) развитие воображения и развитие игровой деятельности являются взаимозависимыми процессами, важными для нормального развития ребенка;

3) для диагностики и развития воображения необходимы специально организованные взрослые игровые мероприятия.

Список использованных источников

 

  1. Богословский, В.В. Основы общей психологии / В.В.Богословский. – М.: Академия, 2015. – 362 с.
  2. Боровик, О. Развиваем воображение / О.Боровик // Дошкольное образование. – 2016. — №1(49) — С.14.
  3. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л.С.Выготский. – СПб.: Питер, 2017. – 451 с.
  4. Дубровина, И.В. Психология / И.В.Дубровина. – М.: Владос, 2016. – 265 с.
  5. Запорожец, А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / А.В.Запорожец и др. – М.: Просвещение, 2014. – 365 с.
  6. Зворыгина, Е.В. Игра дошкольника / Е.В.Зворыгина. – М.: Высшая школа, 2015. – 241 с.
  7. Коломинский, Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л.Коломинский и др. – М.: Инфра-М, 2014. – 289 с.
  8. Крутецкий, В.А. Психология / В.А.Крутецкий. – М.: Дашков и К, 2016. – 263 с.
  9. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А.Люблинская. – М.: Просвещение, 2011. – 452 с.
  10. Максаков, А.И. Учите, играя / А.И.Максаков. – М.: Инфра-М, 2013. – 198 с.
  11. Мелхорн, Г., Мелхорн Х.Г. Гениями не рождаются / Г.Мелхорн и др. – М.: Гном, 2013. – 169 с.
  12. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С.Мухина. – М.: Академия, 2009. – 562 с.
  13. Мухина, В.С. Детская психология / В.С.Мухина. – М.: Инфра-М, 2015. – 278 с.
  14. Немов, Р.С. Психология. Кн. 1,2 / Р.С.Немов. – М.: Владос, 2014. – 364 с.
  15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2018. – 562 с.
  16. Урунтаева, Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии / Г.А.Урунтаева и др. – М.: Инфра-М, 2015. – 196 с.
  17. Урунтаева, Г.А., Дошкольная психология / Г.А.Урунтаева. – М.: Академия, 2017. – 367 с.
  18. Щербакова, А.И. Практикум по общей психологии / А.И.Щербакова. – М.: БЕК, 2010. – 147 с.
  19. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М.: Владос, 2019. – 249 с.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф