Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Духовно-нравственные качества дошкольников»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания
1.2 Особенности и средства духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. РОЛЬ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика духовно-нравственных качеств дошкольников
2.2 Экспериментальная работа по выявлению роли народного
творчества в воспитании духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является одной из основных задач современного общества. Ребенок, входя в сложный многогранный мир, сталкивается не только с положительной его стороной, включающей доброту и справедливость, героизм и преданность, но также и с предательством, нечестностью, корыстью. Соответственно, поэтому он должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого и необходимо сформировать духовно-нравственные качества ребенка, именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды. Одним из методов воспитания духовно-нравственных качеств является народное творчество, ведь ребенок, который растет в условиях уважения к культуре своей страны, свободнее развивает и формирует свой духовный потенциал.
В процессе воспитания посредством народного творчества происходит развитие и формирование личностных качеств ребенка, которые необходимы для успешной адаптации в социуме. Особое значение это имеет в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются представления об окружающем мире, о себе и других людях, возникает понимание и осмысление важности социальных ценностей, убеждений, норм поведения и идеалов.
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста рассматривалась в трудах А.С.Макаренко, Н.К. Крупской, В.Г.Нечаевой, Р.И.Жуковской, Л.А.Пеньевской, Т.А.Марковой, С.А.Козловой, Н.Ф.Виноградовой, Р.С.Буре и других.
Духовное начало народного наследия отмечалось в работах Н.А. Бердяева, В.С. Библера, И.А. Ильина, П.А. Флоренского и др… Фольклор как музыка устной традиции изучается Э.Е. Алексеевым, Н.Н. Гиляровой, Е.В. Гиппиусом, И.И. Земцовским, А.М. Мехнецовым, Е.В. Рудневой и др. Исследования детского фольклора в свете фактов традиционной народной культуры выполнены Г.С. Виноградовым, Т.И. Калужниковой, С.М. Лойтер, А.Н. Мартыновой, М.Н. Мельниковым, А.Ф. Некрыловой, М.Ю. Новицкой, М.В. Осориной, М.П. Чередниковой и др.
Проблема духовно-нравственного воспитания остается сегодня очень актуальной, а народное творчество может выступать в качестве положительного фактора воспитания.
Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста под влиянием народного творчества.
Объект: духовно-нравственное воспитание.
Предмет: процесс духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами народного творчества.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования определяются следующие задачи:
1) изучить сущность духовно-нравственного воспитания;
2) рассмотреть особенности и средства духовно-нравственного воспитания дошкольников;
3) провести диагностику духовно-нравственных качеств дошкольников;
4) исследовать значимость народного творчества в формировании духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Гипотеза: Народное творчество выступает эффективным средством в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
База исследования: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Москвы «Детский сад присмотра и оздоровления № 754 «Солнышко».
Характеристика испытуемых: дошкольники 5-6 лет в количестве 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек).
Методология: теоретический обзор литературы по теме, экспериментальный анализ, количественная и качественная оценка.
Структура данной курсовой работы включает в себя введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания

Термин «духовно-нравственное воспитание» широко используется в философской, педагогической, методической и культурологической литературе. И не смотря на то что данный термин устоявшийся, так и не образовались единые концептуальные подходы к его рассмотрению. В основной, фундаментальной литературе, как «Российская педагогическая энциклопедия», «Энциклопедический словарь», «Философский энциклопедический словарь», а также «Большой толковый словарь по культурологи», отсутствуют статьи, которые дали понятие этому термину и раскрыли его сущность. При этом даже в «Православной энциклопедии» используется и рассматривается понятие «христианское воспитание», а не «духовное-нравственное». В следствии этого возникает актуальная необходимость в уточнении и определении рабочего понятия «духовно-нравственное воспитание». Для данного процесса применим междисциплинарный подход, направленный на трактовку входящих в это определение понятий, таких как: «духовность» и «нравственность». Частыми в современной педагогической литературе являются подходы, которые эти понятия сопоставляют, духовность определяется как цель нравственного воспитания или духовное воспитание рассматривается исключительно в качестве религиозного воспитания [9, с. 86].
Дело в том, что исторически, понятие «духовность» было сформировано в религии как производная от слова «дух». «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова дает понятие «духовности» как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». В данный момент, православие трактует понятие «духовность» в качестве поиска пути к Богу через веру и самосовершенствование. Эсхатологический уровень – согласно религиозного учения, высшая степень духовности, при которой человек ощущает себя и окружающих как существ, соотносимых с духовным миром, с Богом. Так как исследоватени проводится с культурологической позици, преобщение к вере не выступает в качестве цели, следовательно исследование не будет позиционироваться в качестве критерия духовности как отношение к Богу. В работе вызывает интерес важный аспект духовности – самосовершенствование личности. Это схоже с мнением ученого Лега В. П, который считает духовность как постоянное стремление человека к высшим абсолютным ценностям: истина, красота и благо [3, с. 12].
«Большой толковый словарь по культурологии» дает определение духовности в виде «специфического человеческого качества, которое характеризует мотивацию и смысл поведения личности», как «определенную позицию целостного сознания — нравственного, политического, религиозного, эстетического». Сущностными свойствами духовности являются:
— бескорыстность;
— свобода;
— эмоциональность.
Данные характеристики «возвышают личность над собственными физиологическими потребностями» и находятся в основе представлений об идеале, об отношении человека к человеку. Необходимо уточнить, что духовность объясняет мотивацию исключительно у личности с просоциальным поведением. Также в рассмотрении понятия «духовность» акцентируется внимание на важный аспект, такой как свобода выбора, то есть добровольность. Но выделенные свойства понятия не раскрывают в полной мере содержание, их необходимо дополнить следующими характеристиками:
— стремление к самосовершенствованию;
— стремление к самораскрытию;
— стремление к построению идеальных отношений с другими людьми и с окружающим миром в целом.
Так как это понятие не изучается в такой литературе как «Философский энциклопедический словарь», «Энциклопедический словарь», авторства Брокгауза-Ефрона, а также в «Российской педагогической энциклопедии» необходимо прибегнуть к современным исследованиям ученых.
А. Г. Яковлева считает, «духовность» — это «интегральное, сущностное качество человека, которое проявляется в его осознании единства ценности других людей и самоценности; познавательном отношении к миру, высоком интеллектуальном развитии, сочетающемся с герменевтичностью и эмпатийностью» [2, c. 46]. Это определение наиболее широко характеризует понятие «духовность», но в определении автор выделяет также интелектуальное развитие личности, что дает возможность к объединению духовности с умственными способностями. Данное утверждение нельзя считать верным, так как высокий уровень интелектуальных способностей не гарантирует просоциальное поведение человека. Более того, истории известны случаи жизненных подвигов людей, как образец наивысшей духовности, при этом не отличающихся высоким уровнем интеллектуального развития. В определении не рассмотрен важный аспект – мотивация поведения. Внимание в определение уделяется лишь внешним проявлениям духовности.
При анализе данного понятия выявляются несколько методов к рассмотрению понятия «духовность». В одних подходах «духовность» позиционируется как вера в Бога, в других – мотивационная сфера личности, обладающая определенными нравственными качествами, с участием в духовной жизни.
«Духовность» можно также охарактеризовать как сущностное качество личности, которое определяет мотивы добровольного просоциального поведения. Проявляется в осознании единства ценности других людей и самоценности, в стремлении к высшим ценностям, мотивирует к самосовершенствованию и самораскрытию, познавательном и созидательном отношении к миру [19, с. 34].
Духовная жизнь личности сочень важна для человека и является высшей потребностью. Согласно С. Ф. Анисимова: «Смыслообразующий момент жизни людей, который отличает их от всех других живых существ, заключен преимущественно в духовной жизни и деятельности, в производстве и потреблении духовных ценностей под знаком Истины, Добра, Красоты» [12, c. 56].
То есть наличие духовных потребностей у человека вызывает его стремление к высшим ценностям, самосовершенствованию и самораскрытию. Социальная неограниченость является специфицеским свойством духовных потребностей, реализующиеся в процессе освоения духовных ценностей и творческого созидания. В процесс освоения духовных ценностей происходит обогащение личности, и развитие новых духовных потребностей. Следовательно, духовное самосовершенствование – бесконечный процесс, и утверждать о завершении сформированности духовности личности невозможно. Возможно лишь акцентировать внимание о качественных изменениях в духовной сфере.
Несмотря на то, что нет единого мнения о понятии «нравственность» и о его сущности, оно является частым явлением в научной литературе.
В «Философском энциклопедическом словаре» «нравственность» рассматривается как «один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса; мораль». Проявление нравственности отражается в добровольном согласовании личных чувств и действий с интересами окружения и общества в целом.
Данное утверждение указывает на тождественность морали и нравственности, которая ограничена соблюдением определенных правил поведения. В случаи рассмотрения нравственности как фактора исключительно общественной жизни, выходит, что человек не способен вести себя нравственно вне социума. Нравственность – это более широкое понятие. Нравственность характерна совокупностью составляющих, из которых образуется поведенческая позиция личности в общественной жизни и вне ее. Следующим моментом, который необходимо уточнить, является согласование собственных чувств с интересами других людей. Согласно психологии, чувства – это одна из основных форм переживания человеком своего отношения к себе и явлениям окружающего мира. Чувства относительно устойчивы (в отличие от эмоций), поскольку имеют мотивационную основу [23, c. 21]. Так как переживания являются индивидуальными по своей природе, их не всегда можно согласовывать с интересами других людей и с внешними обстоятельствами, но поведение, в свою очередь, можно согласовать. Нравственность человека проявляется в умении сделать выбор поведенческой позиции операясь на общественные и личные интересы других людей, жертвуя своими интересами и чувствами, ориентируясь на абсолютные духовные ценности.
«Нравственность» в лингвистических и культурологических дисциплинах позиционируется как «внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [5, c. 17]. Это ведет к расмотрению нравственности одновременно как составной части духовности и как правила поведения.
Нравственность — внешнее проявление духовности, которая выражается в отношении к себе, к другим людям, к обществу, к государству, к природе, к труду, к культуре, к традициям, к религии, к жизни.
Рассматривая понятия «духовность» и «нравствинность», можно заметить их близость, схожесть, взаимосвязь и взаимодополняемость, но при этом они не являются тождественными. Для правильного воспитания целостной личности необходимо совместить воедино воспитание духовности и нравственности, поэтому будет целесообразным в описании педагогической деятельности применять понятие «духовно-нравственное воспитание».
В ходе изучения и анализа литературы о духовно-нравственном воспитании выяснилось, что сущностью духовно-нравственного воспитания детей является двуединым целенаправленным педагогическим процессом, который сочетает в себе социальное воздействие с внутренним стремлением к самосовершенствованию, и который направлен на формирование духовных потребностей, освоение духовных ценностей и их реализацию в структуре нравственного поведения личности. Этот процесс выражается в отношении ребенка к себе, к другим людям, к обществу, к государству, к природе, к труду, к творчеству, к культуре, к традициям, к религии, к жизни; в умении определять и выберать поведенческую позицию в зависимости от общественных и личных интересов других людей, ориентируясь на духовные ценности [16, с. 96].

 

1.2 Особенности и средства духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание является длительным процессом, берущим начало в дошкольном возрасте, и который может продолжаться всю жизнь. Так как дошкольный возраст является благоприятным для развития нравственного сознания, чувств и поведения, то для современного обазования процесс оптимизации духовно-нравственного развития подростков входит в список одних из наиболее приоритетных задач. Этот возрасной период характерен осваением содержания ряда этических норм и правил, открытием их социального значения, приобретием практического опыта нравственного поведения. В это время происходит активное развивитие социально-нравственных чувств и эмоции детей, а также формирование гуманного отношения к окружающим, фомируется основа нравственной позиции личности.
Главные составляющие по духовно-нравственному воспитанию должны быть направлены на развитие детей в таких взаимодополняющих образовательных сферах:
— социально-коммуникативное развитие;
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно-эстетическое развитие;
— физическое развитие.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемов и средств. Выделяются следующие направления [27, с. 38]:
1. Духовно-образовательное направление (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей).
2. Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках).
4. Нравственно-трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр).
Для успешной работы в данном направлении педагогами применяются разнообразные методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядные методы:
— чтения произведений устного народного творчества;
— наблюдений;
— показа сказок и других произведений вместе с детьми;
— рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
— проведения дидактических игр;
— целевых прогулок, экскурсий;
— моделирования сказок.
Словесные методы:
— рассказа или беседы;
— чтения произведений;
— заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;
— рассказывания произведений устного народного творчества детьми;
— бесед с элементами диалога;
— проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);
— загадывания загадок;
— рассматривания наглядного материала;
— рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
— разбора житейских ситуаций;
— проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников и др.
Важное значение имеет практический метод [13, с. 63], который используют, когда необходимо:
— изготовить с детьми наглядные пособия;
— организовать вечера с родителями;
— провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);
— приготовить с детьми различные блюда народной кухни;
— изготовить поделки на выставки;
— организовать постановку сказок;
— провести экскурсии различной направленности;
— нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.
Средства духовно-нравственного развития можно объединить в несколько групп [10, с. 33]:
1. Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и др. Эта группа важна, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети очень живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. Художественные средства наиболее эффективно помогают формированию у детей моральных представлений и чувств.
2. Природа является значимым средством воспитания чувств и поведения: дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их.
3. Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Она необходима при воспитании практики нравственного поведения.
4. Особое место занимает общение, которое выполняет задачи корректировки (уточнения) представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
5. Средством духовно-нравственного развития может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера доброжелательная, с любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка – это средство воспитания чувств, представлений, поведения [6, с. 43].
В системе педагогических средств духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста особое место занимает народное творчество, ведь Суть духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в ребенке любовь к родному дому, семье, к истории, культуре и духовному богатству именно нашего народа. Соответствено, необходимо изучение традиций русской культуры, что даст возможность детям возможность познакомиться с культурным наследием предков [1, с. 26].
Особенные черты русского характера сохранились в устном народном творчестве. В доступно для детей форме воспитатель может раскрыть значение слова Родина, родной край, расширяя и углубляя на конкретных примерах общественные представления детей, которые становятся основой духовного, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Дети принимают участие в проведении народных обрядовых праздников, лепят и рисуют народные игрушки, изучают народный фольклор, музыкальные произведения, танцы и традиции русского народа. Дошкольники знакомятся с известными во всем мире образцами русского декоративно-прикладного искусства, такими как Хохломская, Гжельская, Городецкая росписи, дымковская и филимоновская игрушки и т. д. На занятиях по приобщению детей к истокам русской народной культуры, происходит знакомство детей с красотой, эстетической ценностью, художественным вкусом мастеров русского народа. Народная мудрость, заключенная в праздниках, народном искусстве, сохраненная в веках, должна быть передана детям [25, c. 66]. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания дошкольников, необходимо предоставить детям возможность знать истоки национальной культуры и искусства родного края.
Занятия изобразительным искусством должны быть построены так, чтобы вызвать у детей желание творить, создавать изделия на основе образцов народного искусства. Дети воспринимают все ближе, когда включаются в активный творческий труд, расписывая доски, посуду игрушки и другие готовые изделия. Воспитателю, при организации работы с детьми, необходимо использовать различные формы духовно-нравственной направленности: тематические беседы, просмотр и обсуждение видеофильмов, произведений художников, наро дных мастеров родного края и т.д., что обеспечивает эмоционально положительное принятие ребенком нравственных и культурных ценностей [14, с. 104]. Занятия художественным искусством с использованием краеведческого материала будут способствовать развитию творческого потенциала дошкольников, повышению внимания к духовному наследию; формировать систему ценностей и убеждений, гордости за великие свершения предков; воспитывать уважение к традициям и культуре родного края. Всё это будет способствовать прочному освоению знаний по народному искусству детьми, развитию их духовно-нравственных качеств, а также поможет сохранить замечательные традиции русских мастеров.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ:

1. Духовно-нравственное воспитание – один из важнейших аспектов воспитания ребенка, который заключается в в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
2. Дошкольный возраст — это особое время в становлении личности, когда зарождаются основы духовно-нравственных ценностей. В этот период в жизни ребенка вначале формируется эмоциональное отношение к духовным и нравственным ценностям, затем первые представления о ценном и значимом, наступает осознание и принятие этой значимости.
3. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, поэтому задача взрослого помочь определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру была эффективной.
4. Основные положения по духовно-нравственному воспитанию детей, должны обеспечивать развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях: — социально-коммуникативное развитие; — познавательное развитие; — речевое развитие; — художественно-эстетическое развитие; — физическое развитие
5. Существуют разные средства воспитания духовно-нравственных качеств ребенка, одним из основополагающих является народное творчество.
6. Народное творчество раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

ГЛАВА 2. РОЛЬ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Диагностика духовно-нравственных качеств дошкольников

 

С целью изучения уровня духовно-нравственного развития у детей 4-5 лет нами был проведен констатирующий эксперимент.
Задачи:
1. Определить параметральные характеристики объекта изучения (показатели, критерии, уровни).
2. Осуществить подбор диагностических заданий для выявления уровня духовно-нравственного развития у детей дошкольного возраста
3. Провести процедуру педагогической диагностики и выявить уровень духовно-нравственного развития у детей пятого года жизни.
4. Обобщить результаты педагогической диагностики.
Экспериментальное исследование проводилось в Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Москвы «Детский сад присмотра и оздоровления № 754 «Солнышко». В экспериментальном исследовании приняли участие 10 детей возраста 5 – 6 лет, которые посещают среднюю группу детского сада. При определении параметральных характеристик объекта изучения мы опирались на структуру духовно-нравственного развития – как совокупности взаимосвязанных компонентов:
— когнитивный компонент: знание этических норм поведения, принятых в обществе.
— поведенческий компонент: умение соотносить нравственный нормы с поведением. Принятие данных норм; наличие способов выражения сочувствия к другим людям, умение оценивать поступки с позиции нравственных норм, предвидеть последствие того или иного поступка для окружающих, умение выстраивать свое поведение в соответствии с нравственными нормами и правилами, контролировать его, умение оказывать помощь другому человеку.
— эмоциональный компонент: наличие эмоционального отношения на проявление тех или иных нравственных качеств; наличие эмоционального отклика ребенка на конкретную ситуацию, выявление нравственных качеств сочувствия, сопереживания [8, С. 135].
В настоящем исследовании изучалось исходное состояние двух компонентов духовно-нравственного развития детей – когнитивного и поведенческого. Для каждого из компонентов были определены показатели, критерии проявления и диагностические задания. Содержание параметров, критериев и показателей, диагностических заданий представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 — Параметральные характеристики духовно-нравственного развития дошкольников

Компоненты Критерии Показатели и оценочные критерии Диагностическое задание
1 2 3 4
Когнитивный Представления

— о нормах и правилах поведения детей — о способах поведения

— знает и называет нормы и правила поведения, — понимает их регулятивное значение; — знает способы бесконфликтного поведения – характер преставлений (конкретностьобобщенность); — осознанность; — полнота ответов; -аргументированность «Оцени поступок» «Заверши историю»
Поведенческий Умения

— воспринимать и понимать содержание, логику развития ситуаций взаимодействия людей (сверстников);

— прогнозировать развитие ситуации, предвидеть ее результаты и последствия.

-умеет прогнозировать ситуацию, предвидеть ее результаты

— понимает логику развития ситуации

— ориентируется в настроениях, эмоциональных состояниях партнера, замечает их, соотносит с ситуацией поведения

— координирует свои действия с действиями товарища.

— осознанность;

— инициативность;

— самостоятельность

-устойчивость

Невключенное наблюдение за поведением детей в заданной ситуации Во взаимодействии отдает предпочтение активным формам ответных поведенческих реакций участников ситуации (практическое содействие, участие).

 

В соответствии с выделенными критериями и показателями нами были определены уровни сформированности духовно-нравственного развития у детей дошкольного возраста [20, с. 62]:

Высокий уровень: ребенок имеет обобщенные представления о нормах и правилах поведения (знает и называет нормы и правила поведения, понимает их регулятивное значение), знает способы поведения и старается следовать им в разнообразных ситуациях; осознанно выбирает и реализует способы бесконфликтного взаимодействия; воспринимает и понимает содержание, логику развития ситуаций взаимодействия людей (сверстников); прогнозирует развитие ситуации, предвидит ее результаты и последствия; координирует свои действия с действиями товарища.

Средний уровень: ребенок имеет представления об основных нормах и правилах поведения (знает и называет нормы и правила поведения, понимает их регулятивное значение), но не всегда может объяснить необходимость следования им; владеет некоторыми способами поведения, но реализует их 46 только в типичных, хорошо знакомых ситуациях взаимодействия со сверстниками; затрудняется в способах реализации бесконфликтного взаимодействия; не может самостоятельно спрогнозировать последствия ситуации с социально – нравственным содержанием и поведения в ней; иногда вступает в конфликтные ситуации. Зачастую в непосредственном взаимодействии с детьми пассивен.

Низкий уровень: ребенок имеет фрагментарные представления о нормах и правилах поведения, не владеет способами поведения; не владеет способами бесконфликтного взаимодействия; прогнозирует развитие и последствия тех или иных поступков в ситуации только при помощи взрослого, часто вступает в конфликтные ситуации.

Для изучения представлений детей о нормах и правилах поведения и способах поведения использовалось задание «Оцени поступок», « Заверши историю» [21, с. 53].

3 балла – дает аргументированные полные ответы; называет элементарные правила поведения; придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить поступок с позиций нормы, поступок ориентирован на интересы участников ситуации, аргументируется как с точки зрения благополучия героя ситуации, так и сточки зрения необходимости нормативного поведения. Ребенок предлагает несколько вариантов поведения в большинстве предложенных ситуаций. Проявляет высокую степень самостоятельности в выполнении заданий (помощь эпизодическая, в 1-2 ситуациях). Предлагает свой вариант продолжения ситуации (может даже несколько), аргументирует его интересами героя ситуации. Обращается к личному социальному опыту при анализе и оценке поведения участников ситуации.

2 балла – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Ребенок предлагает 1-2 варианта поведения в отдельных (2-3) ситуациях. Часть заданий выполняет только при помощи взрослого. При выборе варианта дальнейшего развития ситуации отдает предпочтение пассивным формам поведения (наблюдение, эмоциональное сопереживание). Не может предложить свой вариант развития ситуации даже при побуждающей помощи взрослого.

1 балл – не знает норм правил поведения; поступки ориентированы на личные интересы. Ребенок не предлагает вариантов поведения в ситуациях. Задания выполняет исключительно с помощью взрослого (направляющая помощь, подсказки, пояснения, объяснения). Не может осуществить анализа и прогнозирование варианта развития ситуации даже с помощью взрослого, не соотносит содержание ситуации и действий ее участников, не предлагает собственного варианта ее продолжения, не реагирует на экспрессивные проявления героев ситуации.

Непосредственное наблюдение за поведением детей в специально созданной ситуации [22, с. 45]. Уровень сформированности поведенческого компонента духовнонравственного развития:

3 балла – ребенок по собственной инициативе и самостоятельно принимает и реализует нравственные решения сообразно нравственным норам и правилам, способен изменить поведенческую тактику в условиях изменения обстоятельств ситуации взаимодействия и сообразно ответным проявлениям партнера, учитывает при выборе способа поведения ожидания и реакции сверстника, использует разные способы поведения (сопереживание, практическая помощь, совет и др.)

2 балла – ребенок принимает и реализует нравственные решения сообразно нравственным норам и правилам при незначительной помощи и побуждающем воздействии взрослого, способен изменить поведенческую тактику в условиях изменения обстоятельств ситуации взаимодействия и сообразно ответным проявлениям партнера, но лишь в случаях ярко выраженной реакции со стороны партнера, не учитывает при выборе способа поведения ожидания и реакции сверстника, использует отдельные способы 48 поведения.

1 балл – ребенок принимает и реализует поведенческие решения, нарушая требования нравственных норм и правил, зачастую действует спонтанно, ситуативно; не способен изменить поведенческую тактику в условиях изменения обстоятельств ситуации взаимодействия и сообразно ответным проявлениям партнера даже при побуждающем воздействии взрослого или демонстрации им примера поведения, не учитывает при выборе способа поведения ожидания и реакции сверстника, использует отдельные, часто неадекватные ситуации, способы поведения.

При изучении уровня сформированности когнитивного компонента духовно-нравственного развития у детей пятого года жизни было установлено, что в контрольной и экспериментальной группе дети обнаружили разные уровни. Обобщенные данные представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 — Уровни сформированности когнитивного компонента

Уровни Результаты экспериментальной группа (констатирующий эксперимент), %
Высокий 30
Средний 50
Низкий 20

 

Большинство детей экспериментальной группы обнаруживают средний уровень представлений об элементарных нормах и правилах поведения. Для ответов этих детей характерно то, что они знают и называют нормы и правила поведения, но не всегда понимают их социальное значение и регулятивную функцию.

Качественный анализ эмпирических данных свидетельствует, что:

— 30% детей правильно определяют нравственные и безнравственные поступки, дают им адекватную оценку.

— 50% детей связывает необходимость следования известным нормам и правилам со стремлением соответствовать ожиданиям взрослых и сверстников, достижением личных интересов;

— 20% детей затрудняются в оценке поступка участников ситуации с точки зрения соблюдения-несоблюдения норм и правил;

Некоторые дети способны выделить действия участников ситуации, направленные на ее изменение в пользу сверстника или в личную пользу. Например, в ситуации «Ссора», посмотрев на картинку, где дети отбирают друг у друга игрушку. Некоторые из них считают, что на картинке изображена игра девочек, другие полагают, что участники ситуации ругаются. Не все способны определить причину конфликта: «девочка убирает девочку, она не хочет видеть эту игрушку». Это свидетельствует, что не у всех детей сформирован этот показатель.

На картинке, где дети играют рядом с пострадавшим и безразличны к его горю, Ксюша никак не определила их эмоциональное состояние («они играют»), зато остальные дети сказали, что они веселятся и не заметили горе 50 товарища, плохо поступают.

Это говорит о том, что дети ориентируются в основных эмоциях, узнают их по экспрессивным признакам, соотносят с настроениями и переживаниями человека. Этот показатель у многих сформирован, за исключением некоторых детей.

При прогнозировании ситуаций взаимодействия со сверстником дети ориентируется как на их содержание, так и на настроения героев, на личный опыт;

— 10% детей осуществляет прогнозирование ситуаций социальнонравственного содержания при незначительной помощи взрослого, предлагает стереотипные варианты развития ситуаций и тактик поведения в них;

— 50% детей затрудняется в прогнозировании ситуаций взаимодействия со сверстником, но способны сделать адекватный выбор варианта из предложенных взрослым;

— 40% детей не проявляет способности к прогнозированию ситуации взаимодействия со сверстником, предлагаемые варианты разрешения ситуации неблагополучия сверстника стереотипны.

Например, в ситуации «Ссора» дети в основном говорят, что ребята помирятся, им дадут игрушку и у них станет хорошее настроение, т.е. предлагают стереотипную ситуацию.

Дети не умеют выстраивать логику развертывания ситуаций, предвосхищать ее последствия для себя и окружающих, т.е. этот показатель у них не сформирован.

При изучении уровня сформированности поведенческого компонента духовно-нравственного развития у детей пятого года жизни было установлено, что в контрольной и экспериментальной группе дети обнаружили практически одинаковые уровни.

Обобщенные данные представлены в таблице 2.3 .

Таблица 2.3 — Уровни сформированности поведенческого компонента

Уровни Результаты экспериментальной группа (констатирующий эксперимент), %
Высокий 10
Средний 50
Низкий 40

 

Большинство детей экспериментальной группы обнаруживают средний и низкий уровень сформированности поведенческих умений. Многие дети неправильно анализируют содержание ситуации и поведение ее участников, поступают спонтанно или стереотипно.

При наблюдении непосредственного взаимодействия детей отмечено, что дети принимают инструкцию и сосредотачивают свое внимание на сверстнике.

Однако, это внимание кратковременное, ребенок может легко отвлечься и переключиться на другого ребенка. Часто дети не регулируют свое поведение, проявляют отрицательные черты (агрессию, злобу) если не добиваются своего результата.

Таким образом, сформированность когнитивного компонента находится на среднем уровне, а поведенческого на низком и среднем. Это связано с тем, что процесс духовно-нравственного развития в практике дошкольного образования чаще всего излишне интеллектуализирован и формален [7, с. 88].

Педагоги в основном видят свою задачу в том, чтобы познакомить с правилами, раскрыть их содержание, но практически не решают задач по обсуждению природы таких правил, их роли, потому дети лишь формально владеют такими правилами, они не становятся регуляторами их поведения.

Результаты констатирующего эксперимента обнаружили необходимость проведения педагогической работы формированию основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.

 

2.2 Экспериментальная работа по выявлению роли народного творчества в воспитании духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста

 

Формирование духовно — нравственных основ личности зависит от воспитательных возможностей семьи и социума, в частности, эффективности работы дошкольных учреждений. Важный период в жизни ребенка – детство. У детей формируется потребность в самостоятельной деятельности, представления о добре и зле, о представления об окружающем мире, о родной земле, о семейных традициях. В настоящее время важно создать систему духовно-нравственного развития, которая функционирует в дошкольных организациях [26, с. 87].

Народ определяется духовно-нравственным здоровьем, развитием культурного наследия, культурными традициями, нормой общественной жизни, сохранением национального достояния.

В духовно-нравственном развитии в детях произошли негативные тенденции: книги их не интересуют, им больше нужен телевизор, с которого они видят такие персонажи сказок, героев мультфильмов, которые не отличаются душевностью или нравственностью.

Поэтому на формирующем этапе выбор пал на использование в формирование духовно-нравственных качеств дошкольников народного творчества, а именно русских народных сказок. В работе была использована авторская методика Дергуновой Н. «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии» [15, c. 59].

На основании результатов констатирующего эксперимента и теоретических положений мы провели формирующий эксперимент, целью которого было разработать комплекс занятий по нравственному воспитанию с использованием русской народной сказки и реализовать их в образовательном процессе.

Задачи:

  1. Осуществить подбор дидактических сказок с социально-нравственным содержанием (авторских, модифицированных)
  2. Осуществить их апробацию в образовательном процессе (экспериментальная группа).

Первым этапом нашей работы было определение целей и задач духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, которые представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 — Цель и задачи духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста

Направления духовно-нравственного развития Цель Задачи
1 2 3
Формирование и систематизация нравственных представлений Систематизировать знания детей о социально-нравственных представлениях — познакомить детей с представлениями о том, что такое хорошо и что значит плохо; — уточнить представления детей о вежливости: умение благодарить за помощь, приветствовать, просить о помощи;
Развитие нравственных чувств, эмоций, свойств Способствовать развитию доброжелательного отношения к взрослым и детям. Актуализировать проявление положительных эмоций, накопление личного опыта проявления социальных чувств — инициировать проявление разных чувств: радость, грусть, веселье, страх, гнев, удовольствие

Продолжение таблицы 2.3

1 2 3
Формирование и обогащение практики Сформировать социальные представления о жизни и отношениях — совершенствовать развитие доброжелательных отношений; — содействовать проявлению нравственного поведения самостоятельности в поведении: создание условий и среды
Развитие основ нравственного самосознания Формировать основы нравственного самосознания — совершенствовать умение давать оценку своему поведению и поведению других

 

Следующий этап работы был связан с подбором сказок для детей пятого года жизни, представлен в таблице 2.4.

Таблица 2.4 — Состав дидактических сказок с социально-нравственным содержанием и реализуемые с их помощью образовательные задачи

Качества Названия сказок
Формирование представлений о содержании и значении норм взаимопомощи, гуманности. Формирование представлений о способах поведения, направленных на проявление этих норм. Формирование умений анализа ситуации социально – нравственного взаимодействия. «Маша и медведь» «Бобовое зернышко» «Теремок» «Репка»
Обогащение представлений о нравственных ценностях добра, гуманности, смелости, честности. Формирование знаний о вариативных способах поведения в сходных ситуациях Развитие доброжелательного отношения к окружающим. Обогащение опыта эмоциональных переживаний и выражения собственных чувств «Царевналягушка» «Заюшкина избушка» «Лисичка сестричка и волк» «Лиса и дрозд»
Обогащение представлений о нравственных ценностях добра, гуманности, смелости, честности. Формирование знаний о вариативных способах поведения в сходных ситуациях Развитие доброжелательного отношения к окружающим. Обогащение опыта эмоциональных переживаний и выражения собственных чувств «Гуси – лебеди» «Волк и козлята» «Зимовье зверей» «Репка» «Теремок»

 

В ходе занятий по сказкам, представленным выше, предлагалось разыграть фрагменты сказки и затем рассказать о том, какие чувства, настроения они пережили, понравилось ли им играть роли разных героев сказки, как поступили ли бы они на их месте и почему. Для изучения и формирования использовались те нравственные качества и отношения, которые знакомы, понятны дошкольникам, а именно:

— отношение к людям (добрый – злой);

— отношение к труду (трудолюбивый – ленивый);

— отношение к вещам (аккуратный – неряшливый, щедрый – жадный);

— смелость (смелый – трусливый).

Тематический план работы по ознакомлению детей со сказками и работе с ними представлен в Приложении 1.

В работе по решению задач формирования поведенческого компонента нравственности у детей 5-6 лет использовались драматизация и ролевые игры по сюжетам литературных произведений.

Ребенок, действуя в воображаемой ситуации за другого, присваивал черты другого, начинал чувствовать себя другим и становился другим в игре.

При организации трудовой деятельности детей мы стремились к тому, чтобы перед ее участниками вставала необходимость в реальном сотрудничестве, взаимопомощи [17, с. 99].

Для работы с детьми использовались этюды, которые служили основой для создания множества вариантов на заданную тему.

В ходе подготовки к этюдам вспоминали сказки, в которых герои обладают теми или иными качествами личности, или обсуждали и проигрывали ситуацию, произошедшую в группе. Они служили основой для моделирования переживаний героев сказки [18, с. 57].

Например, на занятиях по сказкам «Заюшкина избушка», «Волк и козлята» детям предлагалось изобразить героев, показать их характер с помощью мимики, движений.

При изображении отрицательного качества проигрывали ту же ситуацию, но чтобы в ней была показана модель желательного поведения, а возможно, и несколько его вариантов, предложенных разными детьми. Мы обращали внимание на то, чтобы дети, имеющие склонность проявить жадность, эгоизм и т.д., проигрывали положительные варианты.

После проигрывания этюда мы обсуждали его с детьми, задавая следующие вопросы:

— Что ты чувствовал, когда тебе не помогли (не поделились, соврали и т.д.)? А потом, когда помогли?

— Что ты чувствовал, когда жадничал (обманывал и т.д.)? А когда поделился?

— Приятно ли было совершить добрый поступок? Трудно ли это? Почему?

— Как, по твоему, в этом случае поступила бы Баба-Яга (Карлсон, Бармалей, Буратино и т.д.)? А как поступил бы ты? Покажи.

В ходе занятий, с детьми мы подводили их к формулировке правил доброты, честности. Они примерно могут быть следующими:

Правила доброты:

— Помогай слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду. — Прощай другим ошибки.

— Будь внимателен к окружающим: может быть, кто-то нуждается в твоей поддержке, помощи, сочувствии.

Правила честности:

— Сказал – сделай.

— Ошибся – признайся.

— Забыл – попроси прощения.

— Не выдавай чужую тайну.

В некоторых занятиях мы использовали прием драматизации сказки, где использовали правила драматизации [4, с. 29]:

  1. Правило индивидуальности. В драматизации не было строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети «вставали» на место героя, переживали за него, действовали от его имени. Зайчик, сыгранный одним ребенком, был беззаботный, подвижный, шумный, а другой – тихим, осторожным, сдержанным. Тот же самый ребенок, играя во второй раз того же Зайчика, мог быть совсем другим, не похожим на описанных двух.
  2. Правило всеобщего участия. В драматизации участвовали все дети. Не беда, если не хватало ролей для изображения людей и зверей. Деревья, кусты, ветер, избушка становились активными «участниками» спектакля. Они помогали героям сказки, могли мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев – возможности здесь были не ограничены.
  3. Правило свободного выбора. Каждая сказка проигрывалась неоднократно. Она повторялась (но это была каждый раз другая сказка) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграл все роли, которые он хотел проиграть.
  4. Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли необходимо было ее с ребенком обсудить, «проговорить». В этом помогали следующие вопросы:

— Что ты хочешь сделать?

— Что тебе мешает? Что поможет сделать это?

— Что чувствует твой персонаж? Какой он?

— Что он хочет сказать? О чем мечтает?

  1. Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходило ее обсуждение. Детям задавали вопросы:

— Какие чувства ты испытывал во время прочтения сказки?

— Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему?

— Кто тебе больше всего помог в игре?

— Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

В ходе драматизации собственных сказок дети проявляли особую трепетность к поведению персонажа. Когда ребенок изображал героя сказки, он пытался «исправить» поведение героя с плохого на хорошее. Таким образом, народная сказка, являясь специфическим средством в педагогической деятельности, привлекла внимание детей и взрослых. С ее помощью мы решали задачи формирования нравственности [24, с. 139].

С целью выявления эффективности народного творчества в процессе формирования духовно-нравственного развития у детей дошкольного возраста был проведен контрольный эксперимент. Он проводился по тем же методикам, что и констатирующий. Результаты, позволяющие отследить динамику уровня сформированности когнитивного компонента духовно-нравственного развития у детей пятого года жизни представлены в таблице 2.5.

Данные, приведенные в таблице свидетельствуют, что произошли позитивные изменения.

Таблица 2.5 — Динамика уровня сформированности когнитивного компонента духовнонравственного развития дошкольников

Уровни Результаты экспериментальной группы
Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Высокий 30 45
Средний 50 55
Низкий 20 0

 

Так, если на этапе констатирующего эксперимента доминировал в экспериментальной группе средний и низкий уровень сформированности когнитивного компонента, то после проведения работы детей с низким уровнем сформированости данного компонента духовной нравственности не обнаружилось, увеличился процент высокого уровня.

На контрольном этапе дети из экспериментальной группы увереннее ориентировались в содержании и определении значении этических норм и правил. Их ответы были более развернутые и аргументированные.

В ходе работы качества, которые мы формировали (забота, внимание к людям, доброта) были проявлены детьми в повседневной жизни. Воспитанники самостоятельно узнавали и дифференцировали различные эмоциональные проявления окружающих, могли соотнести их содержанием ситуации взаимодействия, называли возможные причины их возникновения.

Значительно легче дети справлялись с заданиями, требующими выявления причин возникновения разных ситуаций социально-нравственного содержания, предвосхищении их развития и последствий поступков и действий участников таких ситуаций. Степень обобщенности нравственных представлений осталась на прежнем уровне, что связано с тем, что дети пятого года жизни еще только осваивают обобщения и учатся их понимать, формулировать.

Действенность представлений характеризуется положительной динамикой – дети при выполнении диагностических заданий стали чаще обращаться к таким знаниям, применять их для решения нравственных задач, аргументации своих суждений.

50% детей устанавливают причинно-следственные связи между поведенческими проявлениями участниками ситуации, их настроениями и состояниями.

Дети адекватно выделяют социальное содержание ситуации, эмоциональные переживания героев. Значительное количество детей осуществляет прогнозирование ситуаций духовно-нравственного содержания.

Например, ситуация «Нечаянная оплошность» дети четко определяют, в какой ситуации поведение абсолютно правильное, либо ищут выход из ситуации.

— «Девочка помогает собрать осколки, она молодец».

— «А зачем собирать, пусть сам собирает, но я, конечно, не скажу».

Такие высказывания явно выражают более высокий уровень нравственности. Результаты, позволяющие отследить динамику уровня сформированности поведенческого компонента духовно-нравственного развития у дошкольников представлены в таблице 2.6.

Таблица 2.6 — Динамика уровня сформированности поведенческого компонента духовно-нравственного развития дошкольников

Уровни Результаты экспериментальной группы
Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Высокий 10 50
Средний 50 40
Низкий 40 10

 

В данном компоненте также произошли изменения в уровнях духовно-нравственного развития. Дети стали активно использовать в поведении действия в пользу другого ребенка. У многих детей перестали проявляться отрицательные черты: агрессия, злоба, враждебность. Конфликтных ситуаций стало значительно меньше. Наблюдение взаимодействия детей показало, что дети стали проявлять значительно меньше своих отрицательных качеств: злобы, агрессии и т.д., больше фокусируют свое внимание на сверстников.

Таким образом, народное творчество оказалась достаточно эффективным средством духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, и данный эксперимент подтвердил гипотезу. Она может быть использована для развития всех компонентов духовной нравственности, но в большей степени влияет на формирование когнитивного компонента, в меньшей степени русские народные сказуи повлияли на изменения поведенческого компонента, причем эти изменения мы связываем не столько с содержанием сказок, сколько с той работой, которая проводилась с детьми на основе сказки, после знакомства с ней [11, с. 47].

Результаты контрольного эксперимента показали, что русская народная сказка, как народное творчество, может быть эффективным средством формирования духовно-нравственного развития у детей дошкольного возраста.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ:

 

  1. Диагностическая часть исследования проводилась с целью выявления педагогических возможностей народного творчества на процесс формирования духовно-нравственного развития дошкольников.
  2. На этапе дошкольного возраста происходит интенсивное становление нравственности как стержневого качества личности. В первую очередь происходит интенсивное развитие когнитивного компонента этого личностного образования, что связано с возрастными особенностями развития детей дошкольного возраста: развитие любознательности, расширение пространства взаимодействия с окружающими людьми, интерес к нормам и правилам поведения, их значению.
  3. Формирование поведенческого компонента нравственности связано с расширением контактов с взрослыми и сверстниками, открытием и апробации разнообразных способов, моделей поведения, в том числе неадекватных требованиям этических и норм и правил. Дети экспериментируют с нормами и правилами, осваивая, таким образом, и их содержание и значение.
  4. Народное творчество в виде русской сказки вызывает у детей интерес, соответственно, это отличные способ привлечь ребенка в воспитательный процесс, направленный на формирование духовно-нравственных качеств, посредством переживания жизненных ситуаций героев в действительности, перенося образ героя сказки на ребенка. Организация работы с ней сообразно требованиям, завяленным в нашей гипотезе, позволяет использовать ее как эффективное средство духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, о чем свидетельствуют данные контрольного эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Среди наиболее важных задач, выдвигаемых обществом, стоят вопросы духовно-нравственного развития детей. Это формирование у дошкольников уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить в согласии с этим миром. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, стремления к созидательной деятельности, сознательного отношения к получению знаний, что в дальнейшем становится необходимой, жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости в обществе.

Соответственно, в данной работе было определено следующие:

  1. Анализ литературных источников по проблеме исследования в первой главе показал, что изучение духовно-нравственного развития подрастающего поколения является важной областью теоретического и практического исследования. Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс постепенного обогащения ребенка знаниями, умениями, опытом; процесс формирования отношения детей к ценностям добра и зла и формирования на этой основе способности к нравственному выбору. Нравственное развитие детей дошкольного возраста связано не только с получением знаний о нравственных нормах, но прежде всего с эмоциональной включенностью дошкольников в процесс, с появлением их собственного отношения к нравственности, моральным нормам.
  2. Дошкольный возраст является сенситивным для развития основ нравственного сознания, чувств и поведения. На этом возрастном этапе дети осваивают содержание ряда этических норм и правил, открывают их социальное значение, приобретают практический опыт нравственного поведения; активно развиваются социально – нравственные чувства и эмоции детей, формируется гуманное отношение к сверстнику, закладываются основы нравственной позиции.
  3. Одним из эффективных средств духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста является народное творчество. С помощью народного творчества прививается любовь к Родине и ближнему, познается опыт предков, отображенный в народных сказках и песнях.
  4. На основе теоретических положений-обобщений, представленных в теоретической части работы нами были определены цели и задачи экспериментальной работы.
  5. Опытно-практическая часть нашего исследования проводилась с целью выявления педагогических возможностей влияния народного творчества на процесс формирования духовно-нравственного развития дошкольников.
  6. 6. В ходе эксперимента было выявлено, что у детей дошкольного возраста частично сформированы компоненты духовной нравственности. В то же время уровни их сформированности недостаточны для того, чтобы дети могли эффективно решать возникающие перед ними жизненные и образовательные задачи. Данные констатирующего эксперимента показывают, что у детей слабо сформированы представления о духовно-нравственных качествах, нормах и правилах поведения, они слабо владеют определенными навыками.
  7. В опытной части исследования мы провели работу, направленную на изучение гипотетически заявленных условий, обеспечивающих реализацию потенциала народного творчества в процессе духовно-нравственного развития. Для решения данной задачи мы подобрали уже известные народные сказки. Особое внимание мы уделяли духовно-нравственному содержанию.
  8. В результате проведения и анализа результатов контрольного эксперимента мы смогли обнаружить возможности народного творчества в процессе духовно-нравственного развития. Организация работы с народным творчеством, а именно народной сказки, сообразно требованиям, завяленным в нашей гипотезе, позволяет использовать ее как эффективное средство духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, о чем свидетельствуют данные контрольного эксперимента.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова – Екатеринбург: Деловая книга, 2013 .- 704 с.
  2. Акинин В. П., Русская народная сказка, М. : «Просвещение», 1977г.
  3. Архангельский Н.В. духовно-нравственное развитие. – М.: Просвещение, 1979. – 187 с.
  4. Бандурка А.М. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2009. – 250с.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2010. – 400 с.
  6. Василенко В. С. Детский фольклор, М. : Высшая школа, 2010 г.
  7. Веденеева, Г. И. Феномен духовно-нравственного развития в интерпретации теоретиков и практиков современной школы / Г. И. Веденеева // European Social Science J. – 2013. – № 1. – С. 32-41.
  8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2010. – 508 с.
  9. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду, СПб. : Детство-Пресс, 2010 г
  10. Гамезо А.В. Словарь справочник по педагогической психологии. / Степаносова Л.М 2012.
  11. Гик С.В. Создание условий в дошкольной организации для духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста // Духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях новых стандартов . Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т , 2015. С. 32- 36.
  12. Гударева О.В. Игра современных дошкольников / О.В. Гударева // Прикладная психология. 2014. №2. – С. 51-56.
  13. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Даннлюк, А.М. Кондаков, В.А.Тншков. — М.: Просвещение, 2015. — 24 с.
  14. Жуков, М. Н. Подвижные игры: учеб.для студ. пед. вузов. / М. Н. Жуков – М.: «Издательский центр «Академия»», 2016.
  15. Калинина P.P. Знакомство с моральными качествами: Программа духовно-нравственного развития для старших дошкольников // Школьный психолог. 2012. – №17. – С.6-10.
  16. Кондратьева Н. В., Максимова М. В. Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии дошкольников // Молодой ученый. – 2015. – №6. – С. 629-632.
  17. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном, возрасте: В кн.: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, A.B. Запорожца; М.: Педагогика, 1995.-С.6-17.
  18. Логвинова О. Ю., Мещерякова С. В., Денисова А. Б., Кеворкова К. И. Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2015. – №20. – С. 468-472.
  19. Маркова В. духовно-нравственное развитие в отечественной педагогике / В. Маркова // Дошкольное воспитание, 2016. №12. – С.104-110.
  20. Павлова Е.В. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения как пути духовно-нравственного развития детей / Е.В. Павлова. – Оренбург, 2011. – 21 с.
  21. Полковникова Н. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент социализации// Дошкольное воспитание. – 2010. – №10 – с. 96
  22. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 2011
  23. Султанова Н. Духовно-нравственное развитие дошкольников// Дошкольное воспитание. – 2014 – №6. – с.6-13
  24. Феоктистова, Т. О программе духовно-нравственного развития дошкольников / Т. Феоктистова, Н. Шитякова //Дошкольное воспитание. — 2009. — №6. — С. 7-10.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф