Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Эффективность и результативность использования бюджетных средств на развитие сельского хозяйства. Проблемы и пути оптимизации использования бюджетных средств»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
1. Теоретические аспекты эффективности и результативности использования бюджетных средств на развитие сельского хозяйства
1.1 Специфические особенности сельского хозяйства, определяющие необходимость его государственной поддержки. ГМУ как участник финансовых отношений в финансировании сельского хозяйства
1.2 Формы финансовой поддержки государственного стимулирования сельского хозяйства
1.3 Показатели эффективности и результативности расходования бюджетных средств на развитие сельского хозяйства
2. Эффективность и результативность расходования бюджетных средств и государственной поддержки развития сельского хозяйства
2.1 Анализ расходования средств бюджета Оренбургской области на развитие сельского хозяйства (на примере ГРБС: Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Оренбургской области)
2.2 Оценка эффективности и результативности расходования бюджетных средств на развитие сельского хозяйства
2.3 Проблемы и пути оптимизации использования бюджетных средств на развитие сельского хозяйства
Заключение
Список использованной литературы

Введение

 

Государственная поддержка сельского хозяйства является важнейшим показателем осуществления грамотного планирования и развития экономики в стране, в связи с тем, что любому созданному фермерскому или крестьянскому хозяйству необходимо усиление позиций на рынке, поэтому ему требуется прочные организационная, экономическая и материальная базы.

На сегодняшний день сельскохозяйственной отрасли необходима государственная поддержка, так как сокращаются показатели развития сельских территорий, снижается престиж труда в сельском хозяйстве, а получение прибыли в данном секторе экономики является все более сложным явлением. В связи с чем, государство стремится создать благоприятные условия для деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Их реализация осуществляться посредством предоставления им грантов, субсидий.

В связи со вступлением России в ВТО, актуализировались вопросы оценки эффективности и результативности расходования бюджетных средств и государственной поддержки на развитие сельского хозяйства

Грамотная поддержка сельскохозяйственных производителей должна привести к формированию устойчивого делового климата в стране. В основе мер государственной поддержки лежат нормативно-правовая база Российской Федерации и международные соглашения. Российское законодательство детально определяет меры поддержки, показывает общие бюджетные средства для каждого сегмента сельского хозяйства, и описывает показатели для оценки успешности каждого сегмента.

Вклад в исследование теоретических аспектов эффективности и результативности использования бюджетных средств на развитие сельского хозяйства внесли Климова Н.М., Тимощенко М.А., Гайнутдинова Е.А., Новоселова С.А., Вербицкая Н.М. и другие.

Цель курсовой работы – провести оценку эффективности и результативности расходования бюджетных средств и государственной поддержки развития сельского хозяйства.

Для достижения цели в работе необходимо решить ряд следующих задач:

  • выявить специфические особенности сельского хозяйства, определяющие необходимость его государственной поддержки;
  • рассмотреть формы финансовой поддержки государственного стимулирования сельского хозяйства;
  • исследовать показатели эффективности и результативности расходования бюджетных средств на развитие сельского хозяйства;
  • провести анализ расходования средств бюджета Оренбургской области на развитие сельского хозяйства;
  • оценить эффективность и результативности расходования бюджетных средств на развитие сельского хозяйства;
  • обозначить проблемы и пути оптимизации использования бюджетных средств на развитие сельского хозяйства.

Объект курсовой работы – эффективность и результативность бюджетного финансирования и государственной поддержки сельского хозяйства.

Предметом исследования выступили бюджетные средства и государственная поддержка, направленная на развитие сельского хозяйства.

Информационной базой исследования явились: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» № 264-ФЗ, материалы научно-практических конференций и семинаров, материалы по проблематике исследования, опубликованные в периодической печати, размещенные в сети Интернет, национальные доклады о ходе реализации государственной программы о развитии сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, отчеты об исполнении федерального бюджета Российской Федерации, статистические данные об исполнении бюджета Оренбургской области и другие источники.

В ходе написания курсовой работы использовались следующие общенаучные методы исследования: диалектико-материалистический, системный, структурно-функциональный, общие для различных научных отраслей. Комплексное применение указанных методов послужило основой для раскрытия предмета исследования, достижения его цели и решения поставленных задач, позволило выявить сущность эффективности расходования средств на развитие сельского хозяйства.

Теоретические аспекты эффективности и результативности использования бюджетных средств на развитие сельского хозяйства

 

Специфические особенности сельского хозяйства, определяющие необходимость его государственной поддержки. ГМУ как участник финансовых отношений в финансировании сельского хозяйства

Агропромышленный комплекс, а также его базовая отрасль – сельское хозяйство – выступают значимыми сферами российской экономики.

Приоритет агропромышленного комплекса в экономике любой страны можно определить следующими основными моментами:

– незаменимостью продовольствия как особого и каждодневного товара, который необходим населению, потому что наличие продуктов питания – это принципиальное условие жизнедеятельности человека;

– важной ролью продовольствия в финансовой системе государства, так как продовольствие как товар имеет наибольшую оборачиваемость, что обеспечивает основной стабильный наличный финансовый поток;

– большой ролью аграрного сектора в увеличении рабочих мест в других отраслях экономики;

– функциональным значением сельского хозяйства не только как жизненно важной отрасли, но и как одной из системообразующих отраслей в экономическом и социальном аспектах [30, С. 71].

Значение агропромышленного комплекса заключается в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, в обеспечении продовольственной безопасности, а также в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.

Задача обеспечения населения качественным, безопасным продовольствием отечественного производства стоит перед любым государством. Особенно актуальна данная задача стала для Российской Федерации в связи с возникновением ряда вызовов и угроз для отечественного агропромышленного комплекса, когда проблема преодоления продовольственной зависимости страны встала наиболее остро. Решение данной проблемы невозможно без активного вмешательства государства [27, С. 113].

Кроме этого, сельское хозяйство имеет свои специфические, присущие только ему особенности. Эти особенности наиболее значимо проявляются в условиях рыночной экономики при свободной конкуренции и недостаточном регулировании государством процессов. Как следствие, ученые и специалисты всего мира также признают необходимость государственного регулирования сельского хозяйства, в государствах приняты законодательные акты, на основе которых выработаны программы, направленные на улучшение условий сельскохозяйственного производства.

Рассмотрим основные причины, по которым ученые-экономисты осознают необходимость осуществления государственного вмешательства и поддержки развития экономики отрасли.

Во-первых, признание в трудах Коваленко Ю.И. и ряда других ученых стратегической важности сельского хозяйства и необходимости создания таких условий для его развития, которые могли бы обеспечить стабильность макроэкономических показателей [33, С. 142].

Липсиц И.В. отмечает следующее: «уровнем развития сельскохозяйственной отрасли определяется степень продовольственной безопасности и независимости государства, а также социально-экономическая обстановка и материальное благосостояние общества, поскольку потребности в товарах народного потребления на ¾ удовлетворяются за счет продуктов сельского хозяйства и товаров, произведенных перерабатывающей промышленностью из сельскохозяйственного сырья» [14, С. 476].

Поповым Г.П., Ушачевым И.И. признается потребность поддержки крестьянских фермерских хозяйств, у которых существуют проблемы, неразрешаемые посредством рыночных регуляторов. Указанные хозяйства участвуют в обеспечении экономической и продовольственной безопасности, поддерживают конкуренцию и способствуют созданию дополнительных рабочих мест. Однако для осуществления инновационных и инвестиционных проектов не обладают достаточным объемом собственных финансовых ресурсов [21, 29].

Помимо экономической и социальной значимости отрасли ученые отмечают ее специфичность, которая также обуславливает необходимость государственной поддержки и заключается в:

  • сезонности производства и полной зависимости от природных и климатических условий, в связи с чем вероятность окупаемости капитальных затрат и получения прибыли связана с определенными рисками. Указанные обстоятельства снижают привлекательность сельского хозяйства для инвесторов;
  • неэластичности рынка продовольствия в зависимости от цен и спроса из-за продолжительности производственного цикла и длительного промежутка времени, необходимого для увеличения или сокращения производства;
  • особенностях главного средства производства – земли, качественное состояние которой требует постоянных финансовых вложений для поддержания плодородия, восстановления структуры почвы, при этом окупаемость затрат достигается в течение нескольких последующих лет;
  • низком уровне обеспеченности сельскохозяйственного производства квалифицированными кадрами, что является сдерживающим фактором внедрения научно-технического прогресса в отрасли и сказывается на уровне интенсивности ведения производства [13, С. 3].

Данные факторы указывают на необходимость государственной поддержки сельского хозяйства. Регулирующее воздействие со стороны правительства является объективной потребностью для эффективного функционирования агропромышленного комплекса.

Специфические особенности, присущие сельскому хозяйства, обуславливают и особенность финансовой политики государства, которая отличается от политики в других отраслях. Одна из основных ее составляющих – система экономического стимулирования сельскохозяйственного производства. Основы данной политики установлены Федеральным законом № 264 «О развитии сельского хозяйства» [2].

Согласно данному закону государственная поддержка осуществляется как на государственном, так и на региональном уровнях. Обусловливается это тем, что регионы имеют свою конкретную территорию со сложившимися сельскохозяйственными традициями, определенной природно-климатической зоной, устоявшимся социально-экономическим положением, а также тем, что регионы имеют определенные экономические связи с соседними субъектами, позволяющие им образовывать некоторые укрупненные подсистемы и входить в иерархическую структуру социально-экономической системы страны.

Государство же в свою очередь в широком смысле определяет рамочное регулирование государственной поддержки, разрабатывает нормативно-правовую базу регулирования, следит за балансом распределения государственной материальной поддержки. В узком – государство выступает как непосредствен­ный участник финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства.

Государство, «аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, участвует в соз­дании условий, обеспечивающих основу ведения расширенного воспроизводства и жизне­деятельности сельского населения, используя такие инструменты, как субсидии на сель­скохозяйственное производство и материально-технические ресурсы, краткосрочное и инвестиционное кредитование организаций сельского хозяйства с государственной под­держкой, лизинг сельскохозяйственной техники и племенных животных с использованием бюджетных средств, поддержка страхования урожая сельскохозяйственных культур, финан­сирование инвестиционной деятельности, предоставление жилищных и других субсидий населению» [32, C. 394].

Создавая условия для формирования и развития элементов финансово-кредитной ин­фраструктуры сельского хозяйства, государство обусловливает ее нормативно-правовую, финансовую, организационно-экономическую поддержку.

Нормативно-правовое направление включает разработку и принятие федеральных и региональных законов, иных нормативно-правовых документов. Данный аспект формиру­ет позицию государства в решении ключевых вопросов финансовой поддержки сельского хозяйства, определяет границы регулирования и развития элементов функционирования финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства в контексте реализации при­нятых законов.

Организационно-экономическая поддержка осуществляется путем воздей­ствия государства на порядок и условия финансирования, кредитования, налогообложения и других элементов финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства. Принципы этого инструмента регламентируется соответствующими законами и нормативными право­выми актами.

Финансовое направление реализуется государством на безвозвратной или воз­вратной основах. Непосредственно конкретные направления суммы финансовой поддержки определяются федеральным и региональными бюджетами.

Каждое направление участия государства в функционировании финансово-кредитной ин­фраструктуры сельского хозяйства представляет конкретные методы и инструменты. Основными инструментами государственного участия в развитии финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства являются дотации, субсидии, компенсации, субвенции.

Программно-целевые методы финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропро­изводителей, реализуемые через государственные программы федерального и региональ­ного уровней, играют заметную роль в развитии элементов финансово-кредитной инфра­структуры сельского хозяйства. Финансирование осуществляется из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственное финансовое регулирование и поддержка элементов финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства осуществляется через комплекс мер, указанных в соответствующих законодательных актах. А реализация этих законов осуществляется в зависимости от реальной ситуации в сельском хозяйстве [32, C. 396].

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы заметить, что сельское хозяйство отрасль фондоемкая и не является саморегулирующимся сектором экономики, поэтому для поддержания ее рентабельности просто необходимо участие государства в ее функционировании, что естественно требует финансовых затрат. На сегодняшний день в финансировании сельского хозяйства участвуют федеральные и региональные органы власти посредством реализации государственных (муниципальных) программ, федеральных целевых проектов, предоставления государственной поддержки в области страхования, кредитования и льготного налогообложения.

Формы финансовой поддержки государственного стимулирования сельского хозяйства

Сложившаяся в настоящее время экономико-политическая ситуация приводит к необходимости повышения уровня конкурентоспособности продукции сельского хозяйства в Российской Федерации.

Одним из векторов решения данной проблемы является модернизация производственно-экономической деятельности, а точнее выявление, оценка, развитие и использование ранее в недостаточной мере задействованных производственных, трудовых, природных и технологических ресурсов.

Как уже отмечалась ранее, государственная поддержка является неотъемлемой частью государственного регулирования. Кроме бюджетных и финансовых выплат государство реализует различные организационно-экономические мероприятия с целью создания благоприятных условий для функционирования российских товаропроизводителей.

В Российской Федерации государственная поддержка сельского хозяйства в настоящее время осуществляются с помощью законодательных актов на основе программно-целевого подхода, целью которых является повышение эффективности его функционирования [22, С. 106].

Механизм государственной поддержки сочетает в себе три основных формы бюджетного финансирования:

  1. Прямая – прямые бюджетные выплаты.
  2. Косвенная – бюджетные средства носят стимулирующий характер.
  3. Опосредованная – через организационно-экономические мероприятия, зачастую не связанные напрямую с аграрным сектором.

Таким образом, многообразие ее форм способствовало созданию многоканальной системы государственной поддержки отрасли.

K формам прямой поддержки следует относить:

  • субсидии на сельскохозяйственное производство и материально-технические ресурсы;
  • субсидирование кредитования предприятий агропромышленного комплекса;
  • субсидии на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур;
  • субсидии на затраты капитального характера;
  • выделение бюджетных средств на поддержку аграрной науки и другое.

Под косвенной формой государственной поддержки сельского хозяйства понимается воздействие со стороны органов государственного управления на результаты финансово-хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителей, которое осуществляется косвенными методами [33, С. 145].

К косвенной форме государственной поддержки сельского хозяйства относятся:

  • льготный тариф на перевозку зерна, овощей, соевого шрота и минеральный удобрений;
  • льготное кредитование;
  • льготный лизинг;
  • льготное кредитование по СПК и так далее.

Важной формой государственной финансовой поддержки предприятий аграрной сферы является субсидирование процентных ставок за кредит. С 1 января 2017 года введен в действие новый механизм поддержки предприятий АПК – льготное краткосрочное и инвестиционное кредитование по ставке не более 5%. Новый механизм субсидирования значительно упростил процедуру получения и погашения кредита.

Следует отметить, что прежний механизм субсидирования сельхоззаемщиков обладал рядом недостатков, прежде всего это длительность и многоэтапность получения субсидий. Теперь заемщик решает все вопросы напрямую с уполномоченным банком, вместо того чтобы согласовывать все вопросы с тремя разными ведомствами: коммерческим банком, выдающим кредит, региональным ведомством и Министерством сельского хозяйства. Одновременно возникли трудности с получением данного вида льгот для малого агробизнеса.

В настоящее время Министерство сельского хозяйства заключает соглашение на получение субсидий с уполномоченным банком. Уполномоченным банком является российская кредитная организация с собственным капиталом не менее 20 млрд руб. и имеющая продуктовые линейки специализированных кредитных продуктов для предприятий АПК. В настоящее время в перечень таких банков входят 11 кредитных организаций: Сбербанк, Россельхозбанк, ВТБ, Внешэкономбанк, Газпромбанк, Альфа Банк, Банк «Открытие», UniCreditBank, Росбанк, Промсвязьбанк, Райффайзен Банк, а также дополнительно банки Республики Крым – банк ЧБРР и РНКБ. Перечень направлений и целей, на которые будут выдаваться кредиты, разработан Минсельхозом и определены для каждого вида заимствования, включая покупку техники и запчастей для работы в поле, страхование, покупку животных и удобрений [4, С. 134].

Oпосредованная поддержка – это форма поддержки, осуществляемая через опосредованные формы, в основном программно-целевого характера, но напрямую не связанные с аграрным сектором экономики. К ним относятся государственные программы, национальные проекты и так далее.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации действуют следующие программы:

  • государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий»;
  • государственная программа развития сельского хозяйства;
  • развитие рыбохозяйственного комплекса;
  • федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы [16].

С 2018 года государственная программа развития сельского хозяйства переводится на проектное управление. В настоящее время государственная программа включает проектный раздел, состоящий из четырех приоритетных проектов, а также выделен процессный раздел, который включает ряд ведомственных целевых программ.

В рамках данной формы государство осуществляет грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.

Грант на развитие сельского хозяйства – это определенная сумма, которую государство из федерального бюджета выделяет в пользу фермера на возмещение затрат в рамках региональных программ развития сельского хозяйства и создания новых постоянных рабочих мест в сельской местности. При этом существует несколько видов субсидирования, каждый из которых является целевым.

Субсидии начинающему фермеру выделяют по многим направлениям. Перечислим некоторые из них:

  • приобретение сельскохозяйственной техники;
  • средства на приобретение сельскохозяйственных животных;
  • компенсация за строительство производственных объектов;
  • средства для модернизации в хозяйстве; на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
  • компенсация по платежам за лизинг;
  • на приобретение посадочного материала и прочее.

Все рассмотренные выше формы связаны с определенными затратами государственных средств, направляемых на решение таких задач, как повышение эффективности аграрного производства и его конкурентоспособности, формирование отлаженного экономического механизма функционирования сельского хозяйства, стимулирование инновационной деятельности, улучшение использования фондов, земли, развитие рыночной и социальной инфраструктуры.

Показатели эффективности и результативности расходования бюджетных средств на развитие сельского хозяйства

В рамках перехода на финансирование деятельности отраслей народного хозяйства, в том числе сельского хозяйства, через государственные программы, актуальным становится вопрос оценки эффективности расходования бюджетных средств, а также их повышения.

Эффективность проектов, разрабатываемых и реализуемых на средства бюджета, то есть на средства налогоплательщиков – это объект внимания как государственного, так и общественного контроля.

Под эффективностью использования бюджетных средств, а также исходя из установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации обязанности получателей бюджетных средств эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением, будем понимать степень достижения целей и результатов с минимальными затратами. Критерием оценки эффективности при таком подходе является выполнение совокупности задач, определяемых как отношение полученных результатов к произведенным на их выполнение затратам [28, С. 252].

Относительно определения эффективности деятельности по расходованию средств бюджета следует отметить, что ранее эффективность понималась как величина, определяемая на основе оценки реализуемых ресурсов. При этом отсутствовали показатели, определяющие результат оценки, необходимые при планировании бюджетных средств.

Следующим шагом можно назвать переход к распределительной эффективности; при расчете данного показателя используется не объем затраченных ресурсов, а издержки, которые на получение каждого вида выпуска минимизированы [31, С. 108].

Таким образом, в эволюции подходов к оценке эффективности государственных расходов важен переход к комплексной оценке расходов, где основное внимание перенесено на результат после анализа ресурсов, издержек. В настоящее время последний метод считается самым передовым в управлении государственными финансами.

Существует достаточное количество методик оценки эффективности и результативности расходования бюджетных средств на развитие сельского хозяйства. Одной из них является методика, утвержденная Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 373 от 27.07.2017 года [3].

Указанная методика определяет порядок оценки эффективности и результативности расходования бюджетных средств, направленных на содействие достижению целевых показателей программ по развитию агропромышленного комплекса, в частности, государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

Оценка эффективности осуществления бюджетных расходов осуществляется ежегодно, за отчетный финансовый год, на основании данных, указанных в отчете о достижении значений показателей результативности использования субсидии, а также предусмотренных соглашением о предоставлении субсидий, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Эффективность осуществления расходов оценивается на основании достижения значений целевых показателей и индикаторов, установленных соглашением, исходя из индекса, отражающего уровень достижения i-го показателя (Эi), определяемого по формуле 1:

 

В случае если индекс, отражающий достижение i-го показателя (Эi), составляет более 100%, при расчете интегрального показателя эффективности осуществления расходов (Э) применяется значение, равное 100%.

Осуществление расходов считается эффективным в случае, если значение интегрального показателя эффективности осуществления расходов (Э) достигает 100% [3].

В свою очередь, методика, разработанная учеными всероссийского научно-исследовательского института экономики, труда и управления в сельском хозяйстве предполагает определение эффективности использования бюджетных средств в сельском хозяйстве на основе соотношения объема совокупной поддержки государства и ее финансового результата (формула 3).

 

Однако, данная методика не является совершенной и по сему нуждается в совершенствовании. Это связано с тем, что основой расчета эффективности государственной поддержки является объем товарной продукции и ее прирост. В то же время, по моему мнению, не совсем правомерно считать прирост объема товарной продукции только результатом влияния субсидий и дотаций. В первую очередь на прирост объемов товарной продукции влияет и фактор ценообразования, а также природно-климатический потенциал.

Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.

Выделение фактора влияния природно-климатического потенциала, его изменения на продуктивность и объемы производства также является важной задачей.

Биоклиматический потенциал (БКП) – расчетный показатель, характеризующий сельскохозяйственную продуктивность в условиях данного климата. В современных условиях биоклиматический потенциал оценивается с помощью математических моделей.

В целом можно сказать, что оценку эффективности и результативности бюджетных расходов на развитие сельского хозяйства необходимо проводить не по одному конкретному показателю, а по их совокупности – по параметрам результативности, рентабельности и экономности расходов.

 

Эффективность и результативность расходования бюджетных средств и государственной поддержки развития сельского хозяйства

 

Анализ расходования средств бюджета Оренбургской области на развитие сельского хозяйства (на примере ГРБС: Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Оренбургской области)

  

Сельское хозяйство в силу своих особенностей является одной из немногих отраслей экономики, как в развитых странах, так и в развивающихся, которая подвержена усиленному государственному регулированию. При этом государственная поддержка сельскохозяйственных организаций является одним из приоритетных направлений экономической политики любой страны.

В Российской Федерации государственная поддержка сельского хозяйства в настоящее время осуществляются с помощью законодательных актов на основе программно-целевого подхода, целью которых является повышение эффективности его функционирования.

Государственная поддержка сельскохозяйственных организаций Оренбургской области области осуществляется посредством предоставления субсидий из федерального и регионального бюджетов. Министерством сельского хозяйства Оренбургской области были направлены средства на финансирование сельского хозяйства в Оренбургской области за 2019 год в размере 2745,49 млн. руб., из них: федеральный бюджет – 2266,90 млн. руб. или 82,57% от общей суммы финансирования, региональный бюджет – 478,59 млн рублей или 17,43% (рисунок 1).  Государственная поддержка на уровне Российской Федерации представлена на рисунке 2.

Государственная поддержка в период исследования является нестабильной и на территории Российской Федерации в целом и в субъекте Федерации – Оренбургской области. Наибольший объем государственной поддержки сельского хозяйства в Оренбургской области пришелся на 2018 год, составив 3258,88 млн. руб., наименьший – 2620,19 млн. руб. За прошедший год государственная поддержка сельского хозяйства составила 2745,49 млн. руб., что на 14% больше 2017 года. Аналогичная ситуация наблюдается и по всей территории Российской Федерации

В структуре государственной поддержки развития сельского хозяйства в Оренбургской области за исследуемый период также не является стабильной доля финансирования из федерального бюджета, зато что касается доли средств из областного бюджета – то здесь наблюдается стабильно отрицательная динамика, к 2019 году их доля сократилась на 25%.

Процент исполнения федерального бюджета в 2017 году составил 98,21%, областного – 95,80%. В 2018 году уровень исполнения федерального бюджета составил 99,9%, областного – 99,7%. В 2019 году уровень исполнения федерального бюджета увеличился относительно 2018 года на 0,02 п.п., областного на 0,17 п.п.

Расходы федерального бюджета и бюджета Оренбургской области в разрезе направлений государственной поддержки сельского хозяйства Оренбургской области за 2019 год отражены в таблице 1.

Сразу бы хотелось отметить, что направления государственной поддержки сельского хозяйства в Российской Федерации являются идентичными с направлениями государственной поддержки Оренбургской области и также включают в себя пять направлений. Ситуация с динамикой и приоритетностью направлений развития сельского хозяйства также аналогичная ситуации, сложившейся в Оренбургской области.

Таблица 1 – Основные направления государственной поддержки сельского хозяйства Оренбургской области на 2019 год [12]

Направление государственной поддержки Всего, млн. руб. Федеральный бюджет, млн. руб. Областной бюджет, млн. руб.
Развитие отраслей агропромышленного комплекса

В том числе:

1693,65 1270,24 423,41
Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства 701,30 525,97 175,32
Повышение продуктивности в молочном скотоводстве 89,44 67,08 22,36
Содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса 902,91 677,18 225,73
Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе

В том числе:

577,24 558,14 19,10
Поддержка инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе 255,94 243,14 12,80
Возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса 321,30 315,00 6,3
Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения

В том числе:

290,25 275,02 15,23
Субсидии на реализацию мероприятия направления «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» 290,25 275,02 15,23
Устойчивое развитие сельских территорий

В том числе:

64,09 48,07 16,02
Субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов 33,19 24,89 8,30
Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности – на развитие водоснабжения и (или) газификации 25,42 19,07 6,35
Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности – на развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики 5,48 4,11 1,37
Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации 100,17 96,16 4,01
Итого 2725,40 2247,64 477,76

 

Динамика государственной поддержки сельского хозяйства Оренбургской области по основным направлениям развития данной отрасли представлены на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Динамика государственной поддержки сельского хозяйства Оренбургской области по основным направлениям развития отрасли за 2019 год

 

Таким образом, согласно данным таблицы 1 и рисунка 3 основная доля государственной поддержки, как за счет федерального бюджета, так и за счет средств областного бюджета, приходится на развитие отраслей агропромышленного комплекса. Меньше всего осуществляется государственная поддержка устойчивого развития сельских территорий – на их долю приходится всего 64,09 млн. руб. или 2,35% государственной поддержки сельского хозяйства Оренбургской области.

Далее рассмотрим динамику расходов областного бюджета Оренбургской области в сфере национальной экономики за последние 2017-2019 годы в таблице 2.

 

Таблица 2 – Динамика расходов областного бюджета Оренбургской области в сфере национальной экономики за 2017-2019 годы [17, 18, 19]

Показатели исполнения областного бюджета 2017 год 2018 год 2019 год Темп роста 2019 года к 2017 году, %
На общеэкономические вопросы, млн. руб. 187,75 214,86 305,44 162,68
На сельское хозяйство и рыболовство, млн. руб. 3575,16 4128,17 4664,24 130,46
На водное хозяйство, млн. руб. 12,34 28,46 69,44 в 5,6 раз
На лесное хозяйство, млн. руб. 213,99 226,24 307,62 143,75
На дорожное хозяйство, млн. руб. 9923,17 8575,18 14443,75 145,56
Всего расходов, млн. руб. 13912,41 13171,91 19790,49 142,25

 

За анализируемый период, расходы областного бюджета на сельское хозяйство и рыболовство претерпели существенные сдвиги, увеличившись на 30,46% по сравнению с базовым периодом.

На рисунке 4 отражена динамика расходов областного бюджета на сельское хозяйство и рыболовство за рассматриваемый период.

 

Рисунок 4 – Динамика расходов бюджета Оренбургской области на сельское хозяйство и рыболовство

 

На рисунке 5 отражена доля расходов на сельское хозяйство и рыболовство в 2019 году в общей структуре расходов Оренбургской области.

 

Рисунок 5 – Доля расходов на сельское хозяйство и рыболовство в 2019 году в общей структуре расходов Оренбургской области

Следует отметить, что на современном этапе развития экономики, несмотря на увеличение субсидий и компенсаций, их удельный вес в затратах на конкретные ресурсы, из-за повышения цен, не увеличивается или равняется незначительно сумме, не покрывающей разницу между ростом цен на промышленные средства производства и сбытовую сельскохозяйственную продукцию.

Таким образом, в поддержке нуждаются не только эффективно функционирующие сельскохозяйственные организации, реализованные в рыночных условиях, но и организации с низкой эффективностью, которые с ее помощью смогут реализовать выход из кризисной ситуации, увеличить эффективность производства, и в результате свое деятельности, достичь гарантированно эффективное использование выделяемых средств.

Также, в условиях экономических санкций Запада и политики импортозамещения, присутствует необходимость в поиске различных форм и методологий кредитования на региональном и местном уровнях, разработке таких инструментов, повышающих эффективность сельскохозяйственного производства, в том числе и за счет использования финансово-кредитного потенциала. Поэтому, одной из главенствующих проблем будет являться определение вектора действий и условий с участием государства и банков, для реализации которых необходимо совершенствовать финансово-кредитный механизм.

 

 Оценка эффективности и результативности расходования бюджетных средств на развитие сельского хозяйства

В настоящее время в Российской Федерации немало говорится об эффективности государственной поддержки. Проблема оценки эффективности государственной поддержки сельского хозяйства является наиболее актуальной в условиях ограниченности бюджетных средств, поэтому существенный научный и практический интерес представляет определение и расчет экономической эффективности государственной финансовой поддержки.

Учеными Всероссийского НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве (ВНИЭТУСХ) и Уральской ГСХА была разработана методика анализа эффективности использования бюджетных средств. Данная методика была рассмотрена в первой главе курсовой работы.

По мнению ученых, методика позволяет:

  • оценить эффективность совокупной прямой поддержки сельскохозяйственных организаций из федерального и регионального бюджетов;
  • проводить мониторинг рационального выделения бюджетных средств;
  • определять приоритетные направления поддержки;
  • увязывать меры государственной поддержки с выполнением товаропроизводителями определенных условий и обязательств перед государством.

Рассчитаем данные показатели за последние три года и представим их результаты в таблице 3.

ПВП2017 = 113038,2 * 2620,19 / 105249,7 = 2814,1 млн. руб.;

ПВП2018 = 107971,1 * 3258,88 / 100251,7 = 3509,8 млн. руб.;

ПВП2019 = 113015,9 * 2745,8 / 109937,6 = 2822,7 млн. руб.

Далее рассчитаем эффективность государственной поддержки:

ЭГП2017 = 2814,1 / 2620,19 = 1,07;

ЭГП2018 = 3509,8 / 3258,88 = 1,08;

ЭГП2019 = 2822,7 / 2745,8 = 1,03.

 

Таблица 3 – Анализ экономической эффективности бюджетного финансирования сельского хозяйства Оренбургской области [20, 26]

Показатель 2017 год 2018 год 2019 год Темп роста 2019 к 2017 году, % Всего за 2017-2019 годы
Объем государственной поддержки сельского хозяйства, млн. руб. 2620,19 3258,88 2745,8 104,79 8624,87
Валовая продукция сельского хозяйства, млн. руб. 113038,2 107971,1 113015,9 99,98 334025,2
Затраты на производство валовой продукции, млн. руб. 105249,7 100251,7 109937,6 104,45 315439,0
Прирост валовой продукции от государственной поддержки, млн. руб. 2814,1 3509,8 2822,7 100,31 9146,6
Эффективность государственной поддержки 1,07 1,08 1,03 96,26 1,06

 

Проведенный анализ экономической эффективности бюджетного финансирования сельского хозяйства на региональном уровне показывает, что эффективность государственной поддержки сельского хозяйства Оренбургской области области (прирост валовой продукции на 1 рубль, выделенный из бюджета) сократились почти на 4%, с 1,07 в 2017 году до 1,03 в 2019 году.

В целом за 3 года был получен прирост валовой продукции равный 0,31% и, вместе с тем, эффективность государственных средств на поддержку агропромышленного комплекса Оренбургской области составила всего 1,06.

Динамика прироста валовой продукции от государственной поддержки представлена на рисунке 6.

 

Рисунок 6 – Динамика прироста валовой сельскохозяйственной продукции от государственной поддержки в Оренбургской области

 

Динамика показателя эффективности государственной поддержки представлена на рисунке 7.

 

Рисунок 7 – Динамика показателя эффективности государственной поддержки сельского хозяйства в Оренбургской области

Анализ ситуации в агропромышленном комплексе Оренбургской области показывает, что в настоящее время сельское хозяйство, характеризующееся слабой материально-технической базой, низким ресурсным потенциалом, изношенностью сельскохозяйственной техники, лишено эффективной государственной поддержки.

Реализуемые мероприятия государственной поддержки пока не являются столь действенными и эффективными. Это может быть связано с тем, что уровень поддержки не связан с эффективностью хозяйственной деятельности предприятий, которые получают бюджетную помощь.

Можно сделать вывод о том, что применяемый в настоящее время метод распределения государственной поддержки в агропромышленном комплексе не учитывает важнейшего принципа рациональности – степени окупаемости вкладываемых средств. Нет привязки размера выделяемых бюджетных средств к эффективности ведения сельскохозяйственного производства. Как показывает опыт, в ряде стран запада уровень государственной финансовой поддержки зависит от определенных результатов деятельности товаропроизводителей – продуктивности земельных угодий и сельскохозяйственных животных. Если не достигается установленный уровень, то размер поддержки резко сокращается.

Что касается достижения основных целевых индикаторов реализации мероприятий государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области», то за прошедший 2019 год были получены следующие результаты.

По растениеводству:

  • в 2019 году намолочено зерна 2124,2 тыс. тонн, или 104 % к уровню 2018 года (целевой индикатор – 2033 тыс. тонн), при средней урожайности – 8,9 ц/га;
  • валовой сбор подсолнечника на зерно составил 1271,1 тыс. тонн (целевой индикатор – 720 тыс. тонн) при средней урожайности 12,8 ц/га (в 2018 году – 10,6 ц/га);
  • под урожай 2020 года озимых посеяно – 800,8 тыс. га (100% от плана).
  • засыпано семян яровых зерновых и зернобобовых культур – 332,3 тыс. тонн (109% от потребности);
  • в 2020 году минеральных удобрений внесено 22,8 тыс. тонн действующего вещества, или 128 % от плана (в 2019 году на 28 июня – 12,1 тыс. тонн д.в.);
  • предотвращено выбытие из сельскохозяйственного оборота 45 тыс. га сельскохозяйственных угодий (100 % от запланированного);
  • защищено и сохранено от ветровой эрозии и опустынивания 6,3 тыс. га. (100%) [24].

В животноводстве – по состоянию на 01.01.2020 года в хозяйствах всех категорий области имелось 561,3 тыс. голов крупного рогатого скота, или 103,4 % к наличию на 1 января 2019 года, в том числе в хозяйствах сельхозтоваропроизводителей  290,3 тыс. голов, из них в сельскохозяйственных организациях 187,8 тыс. голов. Коров в хозяйствах всех категорий области имелось 239,2 тыс. голов, или 100,2 % к уровню 1 января 2019 года, в том числе в хозяйствах сельхозтоваропроизводителей 116,7 тыс. голов, из них в сельскохозяйственных организациях 73,1 тыс. голов. Поголовье свиней составило 282 тыс. голов, овец и коз 332 тыс. голов.

В первом полугодии 2020 года производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий составило 70 тыс. тонн, или 102,6% к уровню прошлого года, в том числе в хозяйствах сельхозтоваропроизводителей  50 тыс. тонн, из них в сельскохозяйственных организациях 45,8 тыс. тонн. Производство молока возросло на 0,2% к уровню 2019 года и составило 316,8 тыс. тонн, в том числе в хозяйствах сельхозтоваропроизводителей  102 тыс. тонн, из них в сельскохозяйственных организациях 86,8 тыс. тонн (109,3%), при надое молока в расчете на одну молочную коров 2073 кг. (108,3% к уровню 2019 года).

В текущем году произведено 480152 тыс. шт. яиц, в том числе в хозяйствах сельхозтоваропроизводителей 355073 тыс. штук, из них в сельскохозяйственных организациях – 353563 тыс. шт., при средней яйценоскости 153 шт.

В рамках реализации подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» на 2013-2020 годы за 2019 год сельскохозяйственными товаропроизводителями из запланированных 400 новых тракторов приобретено 404 шт. или 101% от планового задания, из 230 зерноуборочных комбайнов – 206 шт. (89,6%), из 25 кормоуборочных комбайнов – 23 шт. (92%) [24].

В 2020 году по состоянию на 30.06.2020 сельскохозяйственными товаропроизводителями из запланированных новых 400 тракторов приобретено 295 шт. или 73,8%, из 230 зерноуборочных комбайнов – 119 шт. (51,7%), из 25 кормоуборочных комбайнов – 17 шт. (68%).

Из имеющихся в хозяйствах всех категорий 16305 тракторов – исправных 16039 шт. или 98,3%, из 5527 зерноуборочных комбайнов – 4307 шт. или 77,9% (83,5%), из 380 кормоуборочных комбайнов – 318 шт. или 83,7%.

Потребность сельхозтоваропроизводителей области в горюче-смазочных материалах на проведение уборочных работ в 2020 году составляет 74 тыс. тонн дизельного топлива и 8 тыс. тонн бензина.

У сельскохозяйственных товаропроизводителей области всех категорий в наличии имеется 24,79 тыс. тонн дизельного топлива, 1,3 тыс. тонн бензина. На эту же дату прошлого года имелось 22,98 тыс. тонн и 1,5 тыс. тонн соответственно.

 

Проблемы и пути оптимизации использования бюджетных средств на развитие сельского хозяйства

 

На современном этапе развития стоит отметить, что, несмотря на разнообразие многочисленных инструментов государственной финансовой поддержки в Российской Федерации, данный механизм имеет ряд существенных проблем, действие которых в значительной мере сводит на нет результативность применяемых мер.

Как и любой финансовый механизм, механизм государственной финансовой поддержки направлен на повышение эффективности его применения, а именно эффективности расходования используемых средств. На современном этапе можно выделить ряд проблем, препятствующих этому процессу:

Недостаточность финансирования, сложность определения необходимого уровня субсидирования сельского хозяйства.

При осуществлении государственной финансовой поддержки главным ресурсом выступают средства бюджета – федерального и регионального. Определение объема средств на оказание финансовой поддержки происходит в рамках программно-целевого финансирования. Уровень финансовой поддержки отрасли определяется в большей мере приоритетностью ее развития и значимостью отрасли для состояния экономики государства и общества в целом.

В целом уровень поддержки сельского хозяйства в развитых странах достигает 65-70% ВВП, произведенного этой отраслью. В Российской Федерации данный показатель находится в пределах 10%, что свидетельствует о недостаточном финансировании отрасли.

Предоставление средств финансовой поддержки (в частности субсидий) осуществляется по нормативу в расчете на один гектар земли. Данный норматив для всех регионов и, соответственно, предприятий одинаков, тогда как условия и эффективность их деятельности различны. Таким образом, мелкие предприятия, ведущие деятельность в менее благоприятных для этого регионах, получают такой же объем поддержки, как и их крупные конкуренты из другого субъекта (экономического района), но при этом деятельность крупного субъекта отрасли является более эффективной, поэтому логично продолжать оказывать поддержку именно таким предприятиям [25, c. 160].

Преобладание прямой формы финансирования. Зарубежный опыт государственной финансовой поддержки показывает, что эффективная финансовая поддержка характеризуется рациональным соотношением используемых методик и форм поддержки. Структура государственной поддержки отрасли в большей степени определяется такими факторами, как природно-климатические условия, географическое положение страны, проблемы и барьеры развития отрасли. Ключевой проблемой развития сельского хозяйства в России является низкий уровень притока частного и иностранного капитала в отрасль.

Проблема инвестиционной непривлекательности сельскохозяйственной отрасли не может быть решена прямыми финансовыми вливаниями в отрасль. Для этого необходимо создание благоприятных условий ведения деятельности в данной отрасли, применение косвенных стимулирующих мер. К ним стоит отнести введение режима наибольшего благоприятствования для иностранных партнеров, обеспечение юридической защиты их вложений, применение льготного налогообложения.

Прямая форма финансирования носит, скорее, компенсационный характер и к тому же требует наличия больших объемов средств бюджета, в то время как косвенное (административно-правовое) регулирование отрасли может решить ряд существенных проблем.

Отсутствие развитой инфраструктуры финансирования. И речь здесь совсем не идет об инфраструктуре АПК, куда входит сельское хозяйство. Льготное кредитование сельскохозяйственной отрасли в Российской Федерации осуществляется в основном государственным коммерческим банком «Россельхозбанк». С 1 июля 2016 года «Сбербанк» представит «Программу стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства», в рамках которой будет предоставлено льготное кредитование сельхозтоваропроизводителей. На данный момент 78,5 % всех кредитных ресурсов предоставлены отрасли именно этими двумя банками.

Взаимодействие государственных органов власти с коммерческими банками могло бы привести к расширению кредитных возможностей для сельхозтоваропроизводителей, появлению новых льготных кредитных продуктов. Так же стоит отметить низкую долю лизинговых операций в сельском хозяйстве, увеличение которых способствовало бы повышению технической оснащенности предприятий. В США около 80 % сельскохозяйственной продукции производится на оборудовании, приобретенном в лизинг. Нельзя не уделить внимание развитию в России сельскохозяйственных коопераций и кластеров, позволяющих объединять мелких производителей и различные финансовые учреждения отрасли. Подобная практика получила большое развитие в США. Оказание финансовой помощи кооперациям со стороны государства приносит наибольший положительный эффект, чем поддержка каждого субъекта отрасли в частности [23, C. 113].

  1. Пробелы в законодательстве сельскохозяйственной отрасли. В частности, на сегодня отсутствует нормативно-правовое регулирование проектного кредитования и венчурного финансирования в сельском хозяйстве. Данные инструменты являются относительно новым видом финансового обеспечения инвестиционных проектов в России. Законодательное регулирование данных процессов способствовало бы развитию данных инструментов и применению их государством, в частности для целей НИОКР в сельском хозяйстве.
  2. Отсутствие земельно-ипотечного кредитования в рамках государственной поддержки.

Данный вид кредитования весьма распространен в странах ЕС и в США, где сельское хозяйство активно развивается, в том числе за счет эффективной государственной поддержки. Кредитование посредством выдачи ссуд под залог земли наиболее приемлемо для субъектов малого бизнеса в сельском хозяйстве, что весьма актуально для России. К тому же иные виды кредитов под залог имущества являются недоступными для фермеров в связи с недостаточностью материальной базы и ее низкой ликвидностью. Такая ссуда может быть предоставлена на различных условиях. Главное его преимущество – доступность для сельскохозяйственных производителей. Развитие земельно-ипотечного кредитования весьма приемлемо для российского кредитного рынка, где реальный спрос на сельскохозяйственные кредиты выше предложения.

Отсутствие адаптации программ государственной поддержки к региональным особенностям, неразвитость регионального финансирования.

Наиболее значимые меры государственной финансовой поддержки реализуются в рамках федеральных программ. Далее эти программы реализуются в субъектах. Сельскохозяйственная отрасль каждого субъекта имеет свои особенности, связанные с природно-климатическим условиями, отраслевой специализацией, уровнем развития инфраструктуры в сельской местности и так далее. В сельскохозяйственной отрасли каждого субъекта есть проблемы, решение которых первостепенно перед остальными, и в каждом субъекте они различны. К примеру, сельское хозяйство Дальнего Востока в наибольшей мере подвержено риску воздействия природно-климатических бедствий, поэтому развитие сельскохозяйственного страхования на данной территории является ключевым аспектом государственной финансовой поддержки региона. Решением такой проблемы может стать увеличение доли регионального финансирования, при котором проект (программа) финансовой поддержки разрабатывается на региональном уровне с учетом специфики отрасли в субъекте. Однако региональное финансирование проектов может быть реализовано только в тех субъектах, бюджеты которых не являются дотационными из федерального бюджета.

Финансовая неграмотность населения, занятого в сельскохозяйственной отрасли. Данная проблема ограничивает доступность мер государственной финансовой поддержки мелким сельхозтоваропроизводителям – индивидуальным предпринимателям. Финансовая неграмотность, прежде всего, связана с неразвитостью инфраструктуры сельской местности и является, скорее, косвенной проблемой, но не менее важной. Решением данной проблемы может стать создание на уровне местных органов власти комиссий по развитию отрасли, направленных на обеспечение доступности мер государственной поддержки.

Влияние внешних экономических и политических факторов. Главным таким фактором можно назвать вступление Российской Федерации в ВТО.

Российская Федерация с 2012 года является членом Всемирной торговой организации (ВТО). Главным преимуществом вступления в организацию для России являлась возможность выхода на внешние рынки, что весьма необходимо сельскохозяйственной отрасли. Введение в 2014 году экономических санкций США и ЕС в отношении Российской Федерации существенным образом ограничивает развитие экспорта. Таким образом, главное преимущество сходит на нет, хотя в перспективе возможны изменения данной ситуации, так как в данном случае главную роль играют политические факторы. Вхождение в ВТО влекло за собой не только преимущества, но и ряд условий и обязательств, которые относятся как к сельскому хозяйству, так и к применяемым мерам государственной финансовой поддержки.

Регулирование сельского хозяйства в рамках ВТО осуществляется на основе Соглашения по сельскому хозяйству и Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам. На основе Соглашения по сельскому хозяйству происходит регулирование мер по предоставлению государственной финансовой поддержки в форме целевых субсидий. Среди всех мер поддержки выделяют внутренние меры и экспортные субсидии.

Таким образом, требуется совершенствование механизма государственной поддержки производства и реализации продукции и по всем организационным формам хозяйствования в АПК.

Заключение

По итогам написания первой главы настоящего исследования были сделаны следующие выводы. Сельское хозяйство отрасль фондоемкая и не является саморегулирующимся сектором экономики, поэтому для поддержания ее рентабельности просто необходимо участие государства в ее функционировании, что естественно требует финансовых затрат. На сегодняшний день в финансировании сельского хозяйства участвуют федеральные и региональные органы власти посредством реализации государственных (муниципальных) программ, федеральных целевых проектов, предоставления государственной поддержки в области страхования, кредитования и льготного налогообложения.

Механизм государственной поддержки сельского хозяйства сочетает в себе три основных формы бюджетного финансирования: прямая, косвенная и опосредованная.

K формам прямой поддержки следует относить: субсидии на сельскохозяйственное производство и материально-технические ресурсы, субсидирование кредитования предприятий агропромышленного комплекса, субсидии на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур, субсидии на затраты капитального характера другое.

К косвенной форме государственной поддержки сельского хозяйства относятся: льготный тариф на перевозку зерна, овощей, соевого шрота и минеральный удобрений, льготное кредитование, льготный лизинг, льготное кредитование по СПК и так далее.

В качестве опосредованной государственной поддержки выступает реализация государственной программы, федерального проекта, национального проекта и других форм поддержки программно-целевого характера, направленных на развитие сельского хозяйства.

Далее были рассмотрены показатели эффективности и результативности расходования бюджетных средств, направленных на развитие сельского хозяйства, установленные Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 373 от 27.07.2017 года.

По результатам исследования, проведенного во второй главе работы, были сделаны следующие выводы.

Государственная поддержка за 2017-2019 годы являлась нестабильной и на территории Российской Федерации в целом и в субъекте Федерации – Оренбургской области. Наибольший объем государственной поддержки сельского хозяйства в Оренбургской области пришелся на 2018 год, составив 3258,88 млн. руб., наименьший – 2620,19 млн. руб. За прошедший год государственная поддержка сельского хозяйства составила 2745,49 млн. руб., что на 14% больше 2017 года. Аналогичная ситуация наблюдается и по всей территории Российской Федерации.

В структуре государственной поддержки развития сельского хозяйства в Оренбургской области за исследуемый период также не является стабильной доля финансирования из федерального бюджета, зато что касается доли средств из областного бюджета – то здесь наблюдается стабильно негативная динамика, к 2019 году их доля сократилась на 25%.

Процент исполнения федерального бюджета в 2017 году составил 98,21%, областного – 95,80%. В 2018 году уровень исполнения федерального бюджета составил 99,9%, областного – 99,7%. В 2019 году уровень исполнения федерального бюджета увеличился относительно 2018 года на 0,02 п.п., областного на 0,17 п.п.

Государственная поддержка сельского хозяйства осуществляется по 5 направлениям:

  • на развитие отраслей АПК;
  • на стимулирование инвестиционной деятельности в АПК;
  • на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;
  • на устойчивое развитие сельских территорий;
  • на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.

Основная доля государственной поддержки, как за счет федерального бюджета, так и за счет средств областного бюджета, приходится на развитие отраслей агропромышленного комплекса. Меньше всего осуществляется государственная поддержка устойчивого развития сельских территорий – на их долю приходится всего 64,09 млн. руб. или 2,35% государственной поддержки сельского хозяйства Оренбургской области.

Проведенный анализ экономической эффективности бюджетного финансирования сельского хозяйства на региональном уровне показал, что эффективность государственной поддержки сельского хозяйства Оренбургской области (прирост валовой продукции на 1 рубль, выделенный из бюджета) сократились почти на 4%, с 1,07 в 2017 году до 1,03 в 2019 году.

В целом за 3 года был получен прирост валовой продукции равный 0,31% и, вместе с тем, эффективность государственных средств на поддержку агропромышленного комплекса Оренбургской области составила всего 1,06.

Анализ ситуации в агропромышленном комплексе Оренбургской области показывает, что в настоящее время сельское хозяйство, характеризующееся слабой материально-технической базой, низким ресурсным потенциалом, изношенностью сельскохозяйственной техники, лишено эффективной государственной поддержки. Реализуемые мероприятия государственной поддержки пока не являются столь действенными и эффективными.

Как и любой финансовый механизм, механизм государственной финансовой поддержки направлен на повышение эффективности его применения, а именно эффективности расходования используемых средств. На современном этапе можно выделить ряд проблем, препятствующих этому процессу:

  • недостаточность финансирования, сложность определения необходимого уровня субсидирования сельского хозяйства;
  • преобладание прямой формы финансирования;
  • отсутствие развитой инфраструктуры финансирования;
  • пробелы в законодательстве сельскохозяйственной отрасли;
  • отсутствие земельно-ипотечного кредитования в рамках государственной поддержки;
  • отсутствие адаптации программ государственной поддержки к региональным особенностям, неразвитость регионального финансирования;
  • финансовая неграмотность населения, занятого в сельскохозяйственной отрасли;
  • влияние внешних экономических и политических факторов.

Для оптимизации финансирования и государственной поддержки сельского хозяйства можно рекомендовать: увеличить норматив финансирования крупных субъектов сельскохозяйственной отрасли, повысить инвестиционную привлекательность сельскохозяйственной отрасли посредством введения режима наибольшего благоприятствования для иностранных партнеров, обеспечение юридической защиты их вложений, применение льготного налогообложения, заключить сотрудничество между государственными органами и коммерческими банками, заполнить пробелы в законодательстве сельскохозяйственной отрасли в части установления норм регулирования проектного кредитования и венчурного финансирования в сельском хозяйстве, развивать земельно-ипотечное кредитование, создать на уровне местных органов власти комиссии по развитию отрасли, направленные на обеспечение доступности мер государственной поддержки.

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года № 145-ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
  2. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» № 264-ФЗ от 29.12.2006 года. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/
  3. Приказ Минсельхоза России от 27.07.2017 года № 373 «Об утверждении документов, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, приведенными в приложении № 9 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_277387/
  4. Бондаренко В.С. Необходимость и направления государственной финансовой поддержки сельхозпредприятий российского АПК / В.С. Бондаренко // Вестник СГСЭУ. – 2018. – № 5(74). – С. 131-135.
  5. Барашов Э.А. Критерии оценки эффективности использования бюджетных средств / Э.А. Барашов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2016. – № 8(9). – С. 183-184.
  6. Вербицкая Н.С. Совершенствование методики оценки эффективности государственной поддержки сельского хозяйства / Н.С. Вербицкая // Молодой ученый. – – № 51 (289). – С. 271-274.
  7. Вернигор Н.Ф. Государственная поддержка сельского хозяйства – неотъемлемая часть государственного регулирования / Н.Ф. Вернигор // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2015. – № 2. – С. 143-147.
  8. Гайнутдинова Е.А. Эффективность бюджетного финансирования в агропромышленном комплексе региона / Е.А. Гайнутдинова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 5 (часть 3) – С. 588-592.
  9. Итоговая информация Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о доведении средств государственной поддержки до бюджетополучателей за 2017 год. – Режим доступа: https://mcx.gov.ru/activity/state-support/funding/info-arkhiv1275/
  10. Итоговая информация Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о доведении средств государственной поддержки до бюджетополучателей за 2018 год. – Режим доступа: https://mcx.gov.ru/activity/state-support/funding/info-arkhiv1275/
  11. Итоговая информация Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о доведении средств государственной поддержки до бюджетополучателей за 2019 год. – Режим доступа: https://mcx.gov.ru/activity/state-support/funding/info-arkhiv1275/
  12. Информационный справочник о мерах и направлениях государственной поддержки Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. – Режим доступа: https://gp.specagro.ru/region/4593/2/31/12/2019
  13. Климова Н.М. Государственная поддержка в достижении целевых показателей развития сельского хозяйства / Н.М. Климова // Научный журнал КубГАУ. – № 130(06). – 2017. – С. 1-14.
  14. Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов / И.В. Липсиц. – М.: Омега-Л, 2006. – 656 с.
  15. Новоселова С.А. Эффективность использования средств государственной поддержки в сельскохозяйственных организациях / С.А. Новоселова, Р.А. Ефремов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 5. – С. 41-45.
  16. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. – Режим доступа: https://mcx.gov.ru
  17. Отчет об исполнении бюджета Оренбургской области за 2017 год. – Режим доступа: http://minfin.orb.ru/отчеты-об-исполнении-бюджета/
  18. Отчет об исполнении бюджета Оренбургской области за 2018 год. – Режим доступа: http://minfin.orb.ru/отчеты-об-исполнении-бюджета/
  19. Отчет об исполнении бюджета Оренбургской области за 2019 год. – Режим доступа: http://minfin.orb.ru/отчеты-об-исполнении-бюджета/
  20. Оренбургская область в цифрах. 2019: краткий статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области – Оренбург, 2019. – 127 с.
  21. Попов Г.П. Объединение сельских хозяйств как условие развития их кредитования / Г.П. Попов // Деньги и кредит. – 2013. – № 9. – С. 52.
  22. Попова Е.А. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в Оренбургской области / Е.А. Попова // Международный научный журнал «Символ науки». – 2017. – № 3. – С.105-109.
  23. Прокофьев М.Н. Оценка проблем государственной финансовой поддержки сельского хозяйства в Российской Федерации / М.Н. Прокофьев, А.С. Сибиряев // Вестник НГИЭИ. – 2017. – № 7(74). – С. 110-116.
  24. Портал Правительства Оренбургской области. – Режим доступа: http://orenburg-gov.ru
  25. Сигарев М.И. Совершенствование государственной поддержки сельскохозяйственного производства в условиях интеграции стран ЕАЭС // М.И. Сигарев, А.С. Нарынбаева // Вестник Омского университета. – 2017. – № 2 (58). – С. 155-164.
  26. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. – Режим доступа: https://orenstat.gks.ru
  27. Тимощенко М.А. Особенности государственной поддержки сельского хозяйства в современных условиях / М.А Тимощенко // Продовольственная политика и безопасность. – 2015. – № 2(2). – С.113-126.
  28. Таланова М.С. Методика оценки эффективности расходования бюджетных средств в условиях применения госпрограмм / М.С. Таланова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2016. – № 10А. – С. 251-260.
  29. Ушачев И.С. Сельское хозяйство: приоритетно-целевой принцип развития / И.С. Ушачев // Экономист. – 2011. – № 9. – С.18-25.
  30. Федотова Г.В. К вопросу о государственной поддержке АПК / Г.В. Федотова // Вестник Московского государственного областного университета. – 2017. – № 3. – С. 70-78.
  31. Федченко Е.А. Формирование системы показателей эффективности использования бюджетных средств / Е.А. Федченко // Финансы: теория и практика. – 2016. – № 2. – С. 106-117.
  32. Шкарупа Е.А. Роль государства в формировании и развитии финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства / Е.А. Шкарупа, И.А. Митрофанова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2016. – № 9. – С. 391-402.
  33. Экономика сельского хозяйства: учебник для вузов / Н.Я. Коваленко, Ю.И. Серова [и др.]. – М. : ЮРКНИГА, 2004. – 384 с.

 

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф