Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Эффективность системы налогообложения(на примере РФ)»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1. Налоги как основной элемент налоговой системы
1.2. Принципы и элементы налоговой системы
1.3. Эффективность налоговой системы
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ
2.1. Анализ налогового администрирования
2.2. Анализ налоговых ставок, льгот и штрафов
2.3 Анализ налогового контроля
3. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги являются одним из важнейших условий функционирования государства и развития общества. Возникновение налогов, как взносов граждан на поддержание власти, связано с тем временем, когда общество разделилось на классы и появилось государство.

В современных экономических системах налоги играют чрезвычайно важную роль. Они являются неотъемлемой частью всех звеньев финансовой системы. налоги составляют основную часть доходов бюджета бюджетной системы и финансовых отношений государства с юридическими и физическими лицами. Эффективность основных звеньев экономики, развитие предпринимательской деятельности и удовлетворение основных потребностей государства целиком зависят от разумности и адекватности налоговой системы в рамках государственной экономической политики. Это определяет закономерность формирования налогов и налоговой политики как важнейшего объекта и направления рыночных реформ в российских условиях.

Современная налоговая система Российской Федерации имеет достаточно короткую историю, но в процессе своего становления, начиная с 1991 года, она неоднократно претерпевала различные изменения. Целью этих изменений было упрощение налоговой системы и снижение налогового давления на хозяйствующих субъектов по трем направлениям: снижение налоговых ставок; изменение правил исчисления и уплаты налогов; повышение эффективности процедур налогового администрирования. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2019-2021 годы» ставит задачу создания эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную стабильность в долгосрочной перспективе.

Основными целями налоговой политики по-прежнему остаются инвестиционная поддержка, развитие человеческого капитала, повышение деловой активности.

Налоговая система Российской Федерации должна сохранять свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, борющихся за привлечение инвестиций на мировом рынке, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.

Проблемы эффективности налоговой системы изучались в работах ведущих ученых-экономистов: Д. Г. Черника, А. В. Брызгалина, Р. С. Иншина, Э. Мэнсфилда и др.

Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.

Целью работы является характеристика эффективности современной системы налогообложения РФ.

Задачами исследования являются:

-определить теоретические основы налоговой системы РФ;

-провести анализ налоговых инструментов, влияющих на эффективность системы налогообложения в РФ;

-охарактеризовать проблемы современной налоговой системы и  определить перспективы повышения эффективности современной налоговой системы РФ.

Объектом исследования является налоговая система.

Предмет исследования — эффективность системы налогообложения.

Теоретической основой исследования являются Законы и Законодательные  акты РФ: Конституция Российской Федерации, Бюджетный, Налоговый и Гражданский кодексы Российской Федерации, федеральные и региональные законы о местном самоуправлении и другие нормативные и правовые документы, относящиеся к сфере исследования.

Методологической основой являются научные труды отечественных и зарубежных ученых в области бюджетного планирования, монографическая и периодическая литература в области финансов и муниципального управления.

При анализе применены методы экономико-статистического анализа, методы  анализа экономической информации, метод сравнения.

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

1.1. Налоги как основной элемент налоговой системы

 

Налоги являются одним из важнейших условий функционирования государства и развития общества. Возникновение налогов, как взносов граждан на поддержание власти, связано с тем временем, когда общество разделилось на классы и появилось государство.

Общество нуждается в определенных средствах для выполнения своих функций по решению вопросов удовлетворения потребностей граждан, а собрать их можно только установив налоги. Поэтому ни одно государство в мире никогда не было свободным от налогов. Таким образом, при определении минимального размера налоговой нагрузки необходимо исходить из суммы, необходимой для государственных расходов на выполнение минимальных функций (администрирование, оборона, суд, правоохранительная деятельность). Когда количество функций увеличивается, возникает необходимость в увеличении суммы собираемых налогов.

Такие термины, как налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение в любом государстве занимают ведущие позиции для постоянного обсуждения, но, однако, далеко не каждый, кто так или иначе выражает свое мнение о налогах, имеет глубокое понимание их экономического содержания, природы и социального назначения.

На современном этапе для России, проводящей политику множественных реформ, становится актуальным утверждение ныне редко цитируемого великого экономиста Карла Маркса о том, что налоги являются воплощением экономического выражения существования государства.

Налог перестает быть налогом без соблюдения такого понятия, как «справедливость». Это понятие было введено в определение налога А. Смитом[1]. Если налог не справедлив, он становится штрафом, налагаемым государством, или налогом, взимаемым на грани вымогательства и грабежа.

Таким образом, налог представляет собой денежный поток от налогоплательщика к государству и направлен на накопление денежного фонда, который используется государством для выполнения необходимых функций. Условием осуществления налоговых действий является соблюдение конкретных принципов, которые должны обеспечивать справедливость (по отношению к плательщику) и достигать большей эффективности при сборе налогов.

Существуют две основные функции налогов:

  1. Фискальная. Данная функция характеризует социальное назначение налогов, которое заключается в формировании доходов от налоговых поступлений бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов. Эта функция осуществляется через добровольное исполнение налоговых обязательств и налоговый контроль (подфункция контроля);
  2. Социальная. Это рычаг социального контроля. Содержанием этой функции является перераспределение национального дохода (регулятивная подфункция), налоговое стимулирование социально-экономического развития (стимулирующая подфункция) и мониторинг эффективности налоговой системы (Контрольная подфункция).

Наиболее полное осуществление социальной функции происходит в условиях социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (пункт 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

Существует также стимулирующая функция налогов. Налоги являются основным инструментом, используемым государством для стимулирования технического процесса и развития производства (ставки, льготы, санкции). Развитие технического прогресса достигается за счет освобождения от налогов суммы прибыли, за счет чего расширяется производство, закупается новое оборудование, открываются рабочие места.

Другая функция-это распределительная, или скорее перераспределительная, функция налогов. Налоги являются инструментом аккумулирования средств в Государственном бюджете, для последующего выделения этих средств на решение важнейших для общества проблем, к которым относятся экономические проблемы, социальные проблемы, а также финансирование в рамках важнейших целевых программ[2].

Налоги помогают государству перераспределять часть прибыли предприятий и предпринимателей, а также через налоги перераспределяют доходы граждан. Перераспределяемые средства направляются на развитие производственной и социальной инфраструктуры, инвестиционно-капиталоемких и фондоемких производств с длительными сроками окупаемости.

Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов налогового менеджмента.

Налоговая система является не только финансовым источником для реализации государством своих функций, но и основой механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего экономического комплекса страны во многом зависит от того, насколько правильно и обоснованно выстроена ее налоговая система.

В отечественной экономической литературе последних двух десятилетий культивируется мнение, что налоговая система в СССР якобы полностью отсутствовала, и утверждается, что «реальные» налоги появились в нашей стране только в 1990-е гг. это мнение совершенно неверно. В советское время существовало как понятие «налоговая система», так и сама налоговая система.

Как экономическая категория налоговая система в прошлом веке и до настоящего времени не имеет однозначного толкования в научной литературе. Во многом различные трактовки его можно найти в современных российских источниках. В советское время понятие «налоговая система» определялось как «совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения». Что касается начала современных российских экономических реформ, то в законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» понятие «налоговая система» трактовалось достаточно просто: «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (налогов), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему».

Среди ученых, работающих над проблемой налоговой системы, нет единого мнения относительно определения термина «налоговая система». По мнению одних авторов, это «совокупность существующих в государстве налогов, форм и методов их взимания, а также соответствующих государственных органов и учреждений»; по мнению других, это «совокупность институтов и инструментов, используемых государством для централизации части национального дохода в бюджетах всех уровней с последующим перераспределением в интересах государства». Второе определение представляется нам более полным, оно включает в себя первое определение и дополняет его (Рис. 1).

Некоторые исследователи трактуют эту категорию слишком односторонне, но наряду с упрощенными трактовками понятия «налоговая система» в современной литературе часто встречаются и слишком сложные его варианты.

Рис.1. Налоги, составляющие налоговую систему

 

Налоговая система должна быть как по определению, так и по своей сути не просто «сбором налогов», а системой, т. е. совокупностью взаимно сбалансированных налоговых платежей. Сделать это очень трудно, но только в этом случае российская налоговая система может превратиться из простого и несколько случайного набора отдельных налогов и сборов в эффективную и упорядоченную систему.

В науке существуют различные подходы к определению налоговой системы. Наиболее распространенным в экономической науке является взгляд на налоговую систему как на налоговую систему. В юридической науке налоговая система рассматривается как сложная правовая категория.

1.2. Принципы и элементы налоговой системы

 

Основанием для правового регулирования налоговой системы являются: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья), Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях», Постановление Правительства Российской Федерации «О налоговой службе Российской Федерации», иные нормативные акты Правительства Российской Федерации, федеральные законы и региональные законы о налогах и сборах, отраслевые методические рекомендации и письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

Принципы налоговой системы включают в себя следующее (рис. 2)[3]:

Рис.2. Принципы налоговой системы

 

Исходя из теоретической характеристики отдельных аспектов налоговой системы, разработанной в науке, можно рассматривать налоговую систему как сложное правовое, социальное, экономическое и политическое явление общественной жизни и сложную систему, включающую в себя совокупность взаимосвязанных и взаимоусиливающих элементов.

Выделены следующие элементы, формирующие налоговую систему:

1) правовые структуры налогов как первичная основа формирования налоговой системы (выделено из налоговой системы с целью подчеркнуть особую роль данной правовой категории как системообразующего элемента);

2) система налогообложения государства формируется на основе объединения правовых структур всех установленных и введенных налогов;

3) нормативная деятельность представительных органов в сфере налогообложения;

4) система налогового администрирования и контроля;

5) налоговая политика государства;

6) о налоговой культуре населения государства.

Наличие выделенных элементов в налоговой системе подтверждается не только теоретическими разработками ведущих ученых, но и их практической реализацией, обусловленностью законодательных актов государства, а в ряде случаев и программных документов президента РФ и Правительства РФ[4].

Между элементами налоговой системы существует взаимосвязь и взаимозависимость, определяющая место каждого элемента в системе и его влияние на целенаправленное развитие налоговой системы.

К элементам налоговой системы Российской Федерации относятся не только налоги и сборы, но и:

— налоговые организации;

— налоговые (финансовые, таможенные) органы, действующие от их имени;

— налогоплательщики и налоговые агенты, их права и обязанности.

Кроме того, к элементам налоговой системы относятся принципы ее организации и функционирования, формы и методы налогового контроля и ответственности за нарушения, а также налоговое законодательство.

Таким образом, основным элементом налоговой системы являются налоги. Система налогов и сборов Российской Федерации состоит из трех уровней:

— Федеральные налоги и сборы;

— региональные налоги и сборы;

— местные налоги и сборы.

Налоговая система и каждый закон должны определять следующие элементы налога и порядок его взимания:

Основные элементы налога являются обязательными для всех видов налогов и включают в себя объект налогообложения, налоговую ставку и период уплаты налога. Многие из первоначальных видов налогов определялись этим минимальным набором элементов: торговые пошлины, подушные налоги, налоги на землю и недвижимость.

Объектами налогообложения могут быть основное имущество (сумма налога на имущество), доходы (доходы налогоплательщика), операции (сумма реализации, общий оборот налогоплательщика).

Под имуществом как объектом налогообложения обычно понимается любой вид имущества и имущественных прав, признаваемых в соответствии с гражданским законодательством. При этом объектом налогообложения определенного вида может быть отдельный вид актива, совокупность активов или определенная сумма имущества, принадлежащего субъекту в течение налогового периода (капитал, активы, состояние).

Под доходом, как объектом налогообложения, обычно понимается материальная выгода в денежной или натуральной форме, результатом которой является увеличение размера имущества или увеличение потребления получателя такой выгоды или лиц, находящихся на ее иждивении. При этом объектом налогообложения конкретного вида может быть отдельный вид дохода, совокупный доход или совокупный доход (сумма внутренних доходов, мировых доходов, общая чистая прибыль предприятия).

Сделка как объект налогообложения обычно относится к периоду имущественных отношений или имущественных прав между различными налогоплательщиками.

Налоговая база — это оценка или количественное определение объекта налогообложения, осуществляемое либо самостоятельно одной из сторон налоговых правоотношений, либо совместно этими сторонами в соответствии с нормами и правилами, установленными законом.

Налоговые ставки делятся на удельные и адвалорные. Кроме того, к конкретному виду налога могут применяться простые, комплексные и комбинированные налоговые ставки. В последние годы в связи с распространением компьютеров и информационных технологий обсуждается возможность установления налоговых ставок по отдельным видам налогов, которые могут быть определены графически (с помощью математической формулы или уравнения функциональной зависимости).

Налоговое обязательство возникает у налогоплательщика при наличии оснований, установленных законом для различных видов налогов. Такими основаниями могут быть истечение установленного налогового периода или наступление обстоятельств, определяющих момент возникновения налогового обязательства.

Период уплаты налога может быть зафиксирован как фиксированная дата в календаре (не позднее такой даты) или как указание на конкретное событие, связанное с перемещением объекта налогообложения (приобретение имущества, получение дохода).

Дополнительными налоговыми элементами являются: налогоплательщик, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, налоговые льготы (налоговые льготы).

Особую служебную роль в налоговой системе выполняют органы налогового контроля, осуществляющие налоговое администрирование и налоговый контроль. Выполняя функцию управления налоговой сферой и контролируя порядок исчисления и уплаты налогов в бюджеты различных уровней, налоговые органы на практике осуществляют правоприменительную деятельность от имени государства. Стабильность налоговой системы во многом зависит от того, как и на каком уровне законности органы налогового контроля взаимодействуют с налогоплательщиком. Внутренняя структура налоговой системы отражает актуальные общественные отношения, охватывает все аспекты взаимоотношений налогоплательщика и государства и направлена на решение единой задачи-добросовестной обязанности налогоплательщика уплачивать установленный государством налог.

1.3. Эффективность налоговой системы

 

Кейнс, не без основания признанный одним из величайших экономистов в мировой истории, прекрасно понимал важность налоговой системы для развития любого государства.

Степень достижения поставленных целей является оценкой эффективности налоговой системы.

В свою очередь, цели реформирования налоговой системы формируются под влиянием двух групп факторов: с одной стороны, налоги и налоговая политика всегда находятся в рамках определенной экономической политики, с другой стороны, формирование, развитие и функционирование налогов не может выходить за рамки объективно существующих принципов и закономерностей построения и функционирования налоговых систем.

В экономической теории эффективность определяется, исходя из поставленных целей, как функция достигнутых результатов (эффекта) и затраченных на это ресурсов. Вариативность результатов деятельности (экономическая, социальная, технологическая и др.) приводит ко многим видам эффективности. К ним относятся бюджетная, коммерческая, народнохозяйственная (общественная), социальная, техническая, экологическая и распределительная эффективность, а также эффективность инвестиций, хозяйственной деятельности, капитальных вложений и некоторые другие.

В своей статье «показатели эффективности российской налоговой системы» М. Б. Местоев дал характеристику внутрихозяйственной, фискальной и воспроизводственной эффективности налоговой системы. По его мнению, внутренняя экономическая эффективность налогообложения, или налоговая эффективность микроэкономической системы, является характеристикой налогоплательщика (хозяйствующего субъекта, домохозяйства) с точки зрения соотношения налоговых затрат и результатов его деятельности[5].

Фискальная эффективность налогообложения, или эффективность налоговой системы, является характеристикой деятельности налоговых органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, вытекающей из соотношения налоговых поступлений, генерируемых ими, с одной стороны, и затрат на их функционирование, с другой стороны.

Воспроизводственная эффективность налогообложения, или налоговая эффективность макроэкономической системы, является институциональной характеристикой бизнес-среды территории с точки зрения налоговой нагрузки, возникающей в результате соотношения общего уровня налоговых льгот и произведенного валового внутреннего продукта (ВВП).

Таким образом, налог представляет собой денежный поток от налогоплательщика к государству и направлен на накопление денежного фонда, который используется государством для выполнения необходимых функций. Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов налогового менеджмента. Налоговая система состоит из следующих элементов: правовые структуры налогов, система налогообложения государства, нормативная деятельность представительных органов власти в области налогообложения; система налогового администрирования и контроля; налоговая политика государства; налоговая культура населения государства.

В экономической теории эффективность определяется, исходя из поставленных целей, как функция достигнутых результатов (эффекта) и затраченных на это ресурсов.


2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ

2.1. Анализ налогового администрирования

 

Налоговое администрирование в контексте эффективности налоговой системы следует рассматривать как способ получения максимально возможной суммы налогов и сборов в бюджет с целью исполнения доходной части бюджета. Поэтому чем выше уровень налогового администрирования и его эффективность, тем больше налогов и сборов поступает в бюджет, что в дальнейшем помогает государству выполнять свои функции за счет этих доходов.

Приведем статистику по налогам, администрируемым налоговой службой за период 2018-2019 годов.

Таблица 1 — Поступления по уровням бюджетов  за 2018-2019 гг.[6]

Вид бюджета млрд. руб.
2018 2019 %
Консолидированный бюджет РФ 10 959,3 11 327,2 103,4
Федеральный бюджет 5 166,2 5 368,0 103,9
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 5 793,1 5 959,2 102,9

 

Налоговые поступления по сравнению с 2018 годом были превышены на 3,4% в 2019 году. Налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году составили 10 959, 3 млрд, а в 2019 году-11 327, 2 млрд.

В таблице представлена динамика основных налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018-2019 гг.

Корпоративный подоходный налог в консолидированном бюджете был превышен на 27,9% по сравнению с доходами 2018 года. В 2019 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 2270, 3 млрд. рублей.

Если рассматривать структуру доходов по налогу на прибыль, то 15% (342,6 млрд) в 2019 году зачислено в федеральный бюджет, а 85% (1927,7 млрд) налога на прибыль поступило в бюджеты субъектов РФ. В 2018 году этот показатель составлял 14 % и 86% соответственно (рис. 3).

Рис. 3. Динамика поступлений налогов в бюджет в 2018-2019 гг.[7]

 

Поступления в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, в 2019 году составили 1 753,2 млрд рублей, что на 31,9% больше, чем в 2011 году.

Поступления в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, в 2019 году составили 91,7 млрд рублей, что превысило показатель за 2018 год в 1,7 раза. Данное превышение явилось следствием того, что с 01.07.2017 года НДС ФНС России администрирует налог на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.

Поступления от консолидированной группы акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2019 году составили 603,9 млрд рублей, или на 36,8% больше, чем в 2018 году.

Из этих сумм в 2019 году в федеральный бюджет поступило 231,8 млрд рублей (38%), а в консолидированные бюджеты Российской Федерации-372,1 млрд рублей (62%).

Поступления налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2019 году составили 2042,5 млрд рублей, что на 45,2% больше, чем в 2018 году. Этот рост был следствием роста цен на нефть.

Поступления налога на имущество организаций в консолидированный бюджет РФ в 2019 году составили 678,0 млрд рублей, что на 7,9% больше, чем в 2018 году.

Налоги на имущество незначительно выросли в 2019 году в связи со снижением поступлений налога на имущество физических лиц в связи с изменением сроков уплаты.

Подоходный налог на имущество физических лиц в 2019 году составил 4,9 млрд рублей, что в 3,2 раза меньше доходов 2018 года.

Поступление налога на имущество организаций в 2019 году составило 467,5 млрд рублей (что составляет 69% от общей суммы налога на имущество), или на 10,9% больше, чем в 2018 году.

Поступление транспортного налога в 2019 году составило 83,2 млрд рублей (что составило 12% от общей суммы поступлений налога на имущество) и на 10,0% больше, чем в 2018 году.

Поступления земельного налога в 2019 году составили 122,2 млрд рублей (18% от всех поступлений налога на имущество) и увеличились на 5,9% по сравнению с 2018 годом.

На динамику налоговых поступлений в 2019 году повлияло несколько факторов. Замедляется экономический рост, закрываются отдельные этапы крупных инвестиционных проектов. Темп роста поступлений налога на прибыль составил около 104 % против 128% в 2018 году, НДС-108% против 132%.

Рост налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и расходов по налогу на прибыль оказал решающее влияние на динамику поступлений налога на прибыль и НДС. В 2019 году объем налоговых вычетов по НДС составил 1 трлн рублей и увеличился на 283 млрд рублей по сравнению с предыдущим годом. Например, в газовой отрасли отчисления составили 299 млрд рублей и увеличились на 85 млрд, что отражает завершение инвестиционных проектов по освоению нефтегазовых месторождений Забайкалья и Уренгойского газопровода Починки — Грязовец. Объем налоговых вычетов по НДС также был увеличен за счет завершенных инвестиционных проектов по строительству олимпийских объектов в Сочи.

2.2. Анализ налоговых ставок, льгот и штрафов

 

Используя такие инструменты, как налоговые ставки, льготы и штрафы, изменяя налоговые условия, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития отдельных отраслей и производств и регулирует эффективность налоговой системы.

Налоговая ставка. Одной из обязательных составляющих налога является налоговая ставка, которая представляет собой сумму налоговых начислений на единицу налога в виде:

— доля от общей стоимости объекта налогообложения, подлежащая уплате в бюджет в виде налога;

 

— сумма налога на единицу денежного дохода от единицы измерения размера объекта налогообложения (количество товаров, масса, площадь земельного участка и др.);

Следует иметь в виду, что крайне важна не только ставка того или иного налога, но и объект налогообложения, к которому эта ставка применяется.

Как известно, на повышение эффективности налоговой системы влияет сокращение бюджетного дефицита при сохранении налоговой нагрузки. Однако простое повышение ставок здесь не работает, а только увеличивает налоговую нагрузку. Вот пример единственного налога, который может увеличить налоговые поступления за счет увеличения налоговой ставки — акцизы.

Принятые в 2017 году решения предусматривали индексацию ставок акцизов на 2018-2020 годы, а также ряд изменений, направленных на уточнение действующего порядка уплаты акцизов с целью повышения его эффективности.

В связи с повышением среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом уровня инфляции в указанный период планируется ежегодно индексировать удельные ставки акцизов на все подакцизные товары. При этом ставки акцизов на табачную и алкогольную продукцию индексируются более быстрыми темпами, чем уровень инфляции.

В частности, состояние российского рынка позволяет индексировать ставки акцизов на сигареты в среднем на 40% в год в течение ближайших трех лет (см. табл. 2).

Таблица 2 — Действующие и планируемые ставки акцизов на сигареты с фильтром (без фильтра) в 2013-2020 гг.[8]

Ставка акциза 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
01.01.18 — 30.06.18 01.07.18 – 31.12.18
Специфическая (руб./1000 шт.) 100 (45) 120 (55) 150 (72) 205 (125) 280 (250) 360 390 550 800
Адвалорная (% минимальной розничной цены) 5,0 5,5 6,0 6,5 7,0 7,5 7,5 8,0 8,5
Минимальная специфическая (руб./1000 шт.) 115 (60) 142 (42) 177 (79,)8 250 (104,9) 360 (143,4) 460 510 730 1040

 

Однако эта мера может иметь и обратный эффект: если ставка завышена и цены на подакцизную продукцию соответствуют ей, то налоговая база может уменьшиться, причем довольно резко, за счет сжатия контингента потребителей подакцизной продукции.

Это связано с тем, что политика по акцизам на табачные изделия согласуется с государственной политикой по борьбе против табака. Как показывает мировая практика, одной из наиболее эффективных мер по сокращению потребления табака является повышение стоимости сигарет. Предполагалось, что розничная цена пачки сигарет в низком ценовом сегменте вырастет до 40 рублей в 2020 году с 16,5 рублей в 2017 году. Как мы видим сегодня, цена самой популярной марки сигарет выросла с 36 до 61 рубля за пачку соответственно .

Другая опасность также видится в росте как незаконного оборота подакцизной продукции, так и потребления суррогатов, с чем мы уже сталкивались при повышении ставки акциза на алкоголь в 2008 году.

Однако до сих пор резкое повышение акцизов на алкоголь, сигареты и нефтепродукты имело положительный эффект, и в 2019 году акцизные поступления почти удвоились. Но неизвестно, что произойдет, если ставки акцизов будут расти и дальше.

Налоговые льготы. Доходы бюджета уменьшаются не только в связи с предоставлением налоговых льгот налогоплательщикам, но и в связи с освобождением от налогообложения отдельных операций и оборота, освобождением в отдельных случаях от обязательств отдельных организаций, исключением определенных сумм из налоговой базы, применением пониженной налоговой ставки и многими другими операциями.

В то же время объем выпадающих доходов бюджетов всех уровней из-за добавления исключений из общих налоговых правил практически ежегодно увеличивается из года в год, достигая огромных сумм. Выборки из статистических налоговых отчетов показывают, что сумма потерь бюджета от предоставления различных видов преференций и льгот из российской налоговой системы только по НДС составляет более 1,8 трлн рублей ежегодно. И это без учета суммы возмещения из бюджета «входного» НДС по операциям, облагаемым налогом по ставке 0%, которая в 2017 году составила более 1,2 трлн рублей.

Расчеты показывают, что общая сумма различных видов льгот, преференций и иных налоговых льгот, предоставляемых как юридическим, так и физическим лицам по всем налогам, составляет около 50% от общей суммы налогов и сборов, администрируемых Федеральной налоговой службой[9].

Например, на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных образований может быть предоставлено не менее 172 льгот по региональным и местным налогам на имущество. На самом деле, есть и другие преимущества [10].

В настоящее время официальная статистика предоставляет довольно скудную информацию о размере этих средств. Однако даже имеющиеся статистические данные, формируемые Федеральной налоговой службой, адаптируются исключительно для целей бюджетного планирования. В связи с этим не только сложно, но и практически невозможно контролировать эффективность их предоставления и расходования.

Например, значительные льготы по налогу на имущество организаций. В среднем по России льготы по налогу на имущество организаций в 2019 году составляют 30% от общей суммы соответствующего налога, поступившего в региональные бюджеты; льготы по транспортному налогу — 9 % (табл. 3).

Таблица 3 — Рейтинг регионов по льготам по налогам на имущество организаций, транспортному налогу в общей сумме соответствующего налога, поступившего в региональные бюджеты в 2019 году[11]

Место Субъект Российской Федерации Поступление региональных налогов и сборов в расчете на 1 занятого в экономике (руб.) в 2019 г. Доля льгот по налогу на имущество организаций в общей сумме соответствующего налога, поступившего в региональные бюджеты в 2019 г. Доля льгот по транспортному налогу в общей сумме соответствующего налога, поступившего в региональные бюджеты в 2019 г.
  Всего по России (по данным ФНС РФ) 9458 30% 9%
1 Вологодская область 6 253 90% 16%
2 Камчатский край 4 308 88% *
3 Орловская область 3 503 74% 12%
81 Ханты-Мансийский автономный округ 35 136 23% 1%
83 Ненецкий автономный округ 155 798 2% 3%

 

Открывают список этого рейтинга регионы, имеющие высокую долю льгот по налогу на имущество организаций, транспортному налогу и низкие ставки региональных налогов и сборов (налог на имущество организаций, налог на азартные игры, транспортный налог) в бюджеты субъектов РФ исходя из 1-го занятого в экономике, и закрывают, соответственно, регионы с низкой долей. Таким образом, региональные бюджеты ежегодно теряют весьма значительные суммы от предоставления налоговых льгот.

Это предполагает естественную потребность в занятости населения для обеспечения экономического развития регионов Российской Федерации, а также в эффективной оценке использования региональных налоговых и налоговых льгот с целью достижения максимальных результатов.

Значительные денежные средства возмещаются из бюджетной системы Российской Федерации в связи с несоблюдением установленных Налоговым кодексом сроков возврата организациям сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов и сборов, а также сумм НДС, подлежащих возмещению. В целом несоблюдение налоговыми органами установленных Налоговым кодексом сроков возврата организациям сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов и сборов привело к потерям доходов бюджета бюджетной системы в 2018 году в размере 3762,2 млн рублей (в 2015 году — 3372,5 млн рублей), в том числе НДС-2217,8 млн рублей. рублей (в 2015-2817,2 млн рублей).

Как правило, главным аргументом для установления социальных налоговых льгот является необходимость защиты населения. Но нигде не указаны категории населения, которые должны подлежать налоговым льготам. В результате они часто даются тем, кто в них не нуждается. Практически по всем предлагаемым налоговым льготам отсутствуют данные об их предполагаемой экономической или социальной эффективности. Более того, часто не анализируются причины, по которым предлагаемые налоговые льготы и преференции не работают.

Налоговые штрафы, пени и пени. Еще одним важным инструментом государственного налогового регулирования экономики являются налоговые санкции, штрафы и пени. Их роль двоякая, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (применяются санкции за ненадлежащее исполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а во-вторых, ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Давайте оценим состояние налоговой задолженности перед бюджетной системой Российской Федерации, так как она является показателем эффективности налоговой системы. Хорошо известно, что его размеры в последние годы были весьма значительными и имели тенденцию к увеличению (приложение).

Как видно из приложения, общая задолженность перед бюджетной системой Российской Федерации (включая пени и налоговые штрафы) за два года увеличилась на 2,3% или на 25,8 млрд рублей. Рост произошел за счет неурегулированной задолженности-она увеличилась на 8,7% или 47,5 млрд рублей.

Динамика задолженности в разрезе задолженности по налогам и пеням, штрафам и санкциям за последние 4 года представлена на рисунке 4.

Рис. 4.  Динамика задолженности  в разрезе задолженности по налогам и пеней, штрафов, санкций[12]

 

Из рисунка видно, что в каждый год исследования задолженность по пеням, штрафам и налоговым санкциям составляла более половины суммы налоговой задолженности, хотя рост налоговой задолженности происходил более значительными темпами.

Структура долга за 2019 год представлена на рис. 5.

Рис.5. Структура задолженности по налогам в 2019 г.

 

Наиболее значительную долю в структуре задолженности занимает неурегулированная задолженность-51,1%, на втором месте — приостановленная задолженность по банкротству — 27,3%, взысканная судебными приставами-13,9%.

Следует отметить, что эффективность санкций зависит от эффективной работы контролирующих органов. Эффективность правоприменительных мер по состоянию на 01.01.2020 г. составила 57,2%.

2.3 Анализ налогового контроля

 

Налоговый контроль как один из элементов налогового администрирования призван обеспечить соблюдение законодательства о налогах и сборах. Организация налогового контроля сама по себе может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сокращение налоговой задолженности.

На состояние и эффективность налогового контроля влияет целый ряд факторов: размер налоговой нагрузки, концептуальные основы финансово-налогового контроля, уровень развития налогового законодательства, уровень методического, технического и информационного обеспечения деятельности налоговых органов, профессионализм их работников. Значительную роль играет также качество предоставляемых налогоплательщиком документов, уровень его правовой культуры, готовность к сотрудничеству с налоговыми органами и т. д[13].

Об эффективности налогового контроля можно судить по материалам Федеральной налоговой службы. Поскольку основными формами налогового контроля являются проверки, приведем их эффективность (Приложение 2)

За последние пять лет, как отметил глава налогового ведомства, объем накопленной задолженности снизился, но в 2019 году он увеличился на 0,5% и по состоянию на 1 января 2020 года составил 1,1 трлн рублей. Эффективность мер по взысканию задолженности осталась на уровне прошлого года — 57 %. Говоря о качестве аналитической работы, Мишустин отметил ее существенное улучшение: количество выездных проверок сократилось на 14 %, а эффективность одной такой проверки возросла на 30 %, средняя сумма доначислений составила 5,6 млн рублей.[14]

Из таблицы можно сделать вывод, что количество камеральных проверок, проведенных Федеральной налоговой службой, сократилось на 1443. 3 тыс. проверок, но эффективность проверок (доплаты за 1 проверку) возросла — в 2019 году доплаты в результате контрольных мероприятий составили 4160,8 млн рублей больше, чем в 2018 году.

Сократилось и количество выездных налоговых проверок-на 11,5 тыс. проверок. Сумма выявленных нарушений увеличилась на 23591,9 тыс. рублей. Эффективность проверок возросла на 1300,9 тыс. руб. на одну проверку. В 2017 году к одной проверке было добавлено 4272,2 тыс. рублей, а в 2019 году — 5573,1 тыс. рублей.

В общем числе камеральных проверок проверки, выявившие нарушения, составили 5,8% и 5,4% соответственно.

В общем числе выездных проверок проверки, выявившие нарушения, заняли 98,8% и 99,1% соответственно.

Из таблицы видно, что количество выездных налоговых проверок уменьшилось, но это даже повысило их эффективность. Данный факт является результатом серьезной аналитической работы, проведенной сотрудниками налоговых органов перед выездной проверкой.

Если раньше выездным налоговым проверкам подвергался каждый десятый налогоплательщик, то сейчас ситуация изменилась, и только каждый сотый налогоплательщик охвачен выездными налоговыми проверками. Как вы можете видеть, процент охвата полевыми проверками невелик, и он поддерживается службой. Кстати, в некоторых странах ОЭСР этот показатель составляет 3 %.

Несмотря на снижение количества проверок, средние дополнительные сборы за выездную инспекцию выросли по сравнению с 2018 годом и составили 5,6 млн рублей в 2019 году против 4,1 млн рублей в 2018 году.

Это свидетельствует о более грамотном сборе налоговыми органами доказательств нарушений, а также о повышении качества подготовки к проверкам и качества самих проверок.

Налоговая служба сосредоточивает свое внимание и усилия на проведении проверок тех налогоплательщиков, которые находятся в зоне риска. Поэтому мониторинг финансово-хозяйственной деятельности является условием, определяющим решение о проведении контрольного мероприятия.

Оценка налогового контроля показывает, что существует несоответствие между данными налоговой отчетности налогоплательщика и фактическим положением дел. Выявление неуплаты и неполной уплаты налога практически при каждой выездной налоговой проверке позволяет сделать вывод, что фирмы, особенно мелкие, декларируют не реальные налоги, а только те, которые бизнес может и хочет платить в данный момент.

Важную роль в эффективности налогового контроля играет уровень координации взаимодействия налоговых органов с другими контролирующими и правоохранительными органами.

Кроме того, существуют риски неправильного применения налоговых льгот и преференций. Так, по данным ФНС России, только в 2019 году в результате налоговых проверок были выявлены неправомерно заявленные налогоплательщиками льготы, в результате чего были доначислены налоги и сборы на сумму 2906,7 млн рублей, в том числе федеральные налоги и сборы — 2241,6 млн рублей.

По данным Федеральной налоговой службы России, в 2019 году общая сумма предоставленных льгот составила 436 162,3 млн рублей, что в 1,4 раза больше, чем в 2018 году. Наибольший объем льгот предусмотрен для товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации по соглашениям о разделе продукции (180 351,3 млн рублей, или 41,3% от общего объема льгот), а также товаров, ввозимых в Калининградскую область и вывозимых из нее (136 141, 5 млн руб., или 31,2%).

Отказ от неэффективных льгот и преференций является потенциальным резервом доходов бюджетной системы и сокращения налоговой задолженности, а также повышения эффективности налоговой системы.

 

3. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

 

В ближайшее десятилетие российская налоговая система столкнется с масштабными вызовами, обусловленными объективными факторами: существенной зависимостью российской экономики от условий внешней торговли, истощением богатых и благоприятно расположенных месторождений полезных ископаемых и соответствующим увеличением себестоимости их добычи на новых месторождениях, старением населения, а также рядом решений, принятых в области бюджетной и налоговой политики: увеличением расходных обязательств бюджета за счет средств национальной обороны и правоохранительной деятельности, бессистемным предоставлением налоговых льгот и льгот, структура налоговой системы и конструкция отдельных налогов, не обеспечивающих достаточную прогрессивность и эффективность налогообложения, санкции и др.

При анализе налогов современной налоговой системы выявляется главный принцип-фискальный. При разделении налогов по уровням бюджетной системы выделяются основные виды налоговых сборов (НДС, НДПИ, акцизы и др.) классифицируются как федеральные налоги. региональным и местным бюджетам присваиваются налоги, не имеющие существенного бюджетного значения для соответствующих бюджетов. Их доля не превышает 15-20% от всех доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации. Это делает необходимым регулирование бюджетов посредством регулятивных отчислений от федеральных регулирующих налогов.

По мнению ряда исследователей, российская налоговая система во многом не соответствует реалиям российской действительности, не отвечает основным критериям эффективности и справедливости, а также не способствует реализации Стратегии инновационного развития на уровне малого и среднего бизнеса. Об этом свидетельствует современное состояние бюджетной системы Российской Федерации.

В последние годы особое значение приобретает сбалансированность региональных и местных бюджетов. В 2019 году бюджеты субъектов РФ были исполнены с дефицитом 642 млрд рублей, что составляет почти 8% их доходов, или 0,9% ВВП. За один год дефицит этих бюджетов вырос в 2, 3 раза.

При этом количество дефицитных бюджетов на 2019 год было в 2 раза больше, чем профицитных бюджетов. В 2019 году этот дефицит был покрыт за счет оставшихся бюджетных средств, накопленных в предыдущие годы, а также за счет увеличения государственного долга. К настоящему времени эти источники практически исчерпаны: у большинства регионов практически закончились средства с остатков прошлых лет, а многие из них не могут привлечь заемные средства из-за достигнутого лимита по уровню государственного долга. Между тем, по расчетам Минфина, к концу 2020 года общий дефицит региональных бюджетов составит 857 млрд рублей, увеличившись еще на треть. Общий долг регионов и муниципалитетов на 1 декабря 2020 года достигнет 1,74 трлн рублей, что составит 27% доходов бюджета. В то же время важно подчеркнуть, что более 1/3 регионов имеют долговые обязательства в размере 50 процентов и более.

Основным источником покрытия дефицита государственного бюджета являются заимствования. В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно увеличиваться, достигнув к концу 2021 года уровня 11,1 трлн рублей или 13,4% ВВП.

В настоящее время в регионах принимаются меры по аудиту бюджетных расходов – сокращаются неэффективные программы, инвентаризируются расходные обязательства, оптимизируется сеть учреждений и их штатная численность, но в этой ситуации без мер по улучшению налоговой базы не обойтись.

 

В самое ближайшее время Россия должна принять срочные меры по обеспечению стабильности экономического развития. Нам представляется, что для этого необходимо прежде всего повысить эффективность налогообложения. Эта мера становится особенно актуальной в связи с аннексией Крыма, где в настоящее время налоговые поступления в бюджет, по словам министра финансов Республики В. Левандовского, составляют 5-7%, а до 95% бюджета Крыма пополняется за счет финансовой помощи со стороны России. И даже в самых оптимистичных прогнозах планируется увеличить уровень налоговых поступлений в бюджет Крыма до 40-50%.

В своем бюджетном послании на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов Президент Российской Федерации определил обеспечение стабильности налоговой системы в качестве приоритетной задачи развития налоговой системы государства. Было отмечено, что дальнейшие изменения возможны только в крайнем случае в связи с требованиями современной экономики, новыми приоритетами экономической политики государства, в том числе необходимостью стимулирования развития новых отраслей, инвестиционной деятельности и повышения качества налогового администрирования. План по изменению налоговой системы свидетельствует о завершении работы по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части налогообложения имущества (прежде всего недвижимости) и увеличения фискальной нагрузки на владельцев престижной, дорогой недвижимости.

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, подготовленные Правительством Российской Федерации с целью подготовки проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Несмотря на то, что основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, данный документ является основанием для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах и сборах, соответствующих положениям, предусмотренным в нем, и внесения их в Правительство Российской Федерации.

В трехлетней перспективе 2020-2022 годов приоритеты налоговой политики российского правительства остаются прежними: создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Основными целями налоговой политики по-прежнему остаются инвестиционная поддержка, развитие человеческого капитала, повышение деловой активности. Важнейшим фактором современной налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время признается, что необходимо сохранить неизменным налоговое бремя для тех секторов экономики, которые достигли своего оптимального уровня.

Мы также предложим некоторые меры по изменению налогообложения, которые помогут повысить эффективность налоговой системы.

Огромные резервы налоговых поступлений скрыты в устранении возможностей для незаконного возмещения и взаимозачета при исчислении и уплате НДС. За последние 10 лет наметилась тенденция опережать отчисления и компенсации из бюджета по этому налогу по отношению к доходам бюджета. За период с 2015 по 2019 год возврат НДС из федерального бюджета увеличился с 1418,4 млрд рублей до 2102,2 млрд рублей, или на 48,2% (табл.4).

Таблица 4 — Суммы исчисленных и уплаченных НДС за 2015-2019 гг.[15]

  2015 2016 2017 2018 2019
Сумма налога начисленная, млрд.руб. 19678,5 24970,2 29231,2 30926,2 32837,9
Сумма налоговых вычетов, млрд.руб. -18260,1 -23289,9 -27423,9 -29058,4 -30735,7
Исчислено к уплате 1418,4 1680,3 1807,3 1867,8 2102,2
% налоговых вычетов в сумме к уплате 92,7 93,2 93,8 93,9 93,6

 

Сумма отчислений, произведенных налогоплательщиками, увеличилась с 92,7% в 2015 году до 93,6% от суммы начислений в 2019 году, составив астрономическую цифру в 30,7 трлн рублей. В результате в 2015-2019 годах поступления НДС в бюджет увеличились на 48,2%, а начисленные суммы этого налога-на 66,9%.

Поэтому необходимы меры по совершенствованию администрирования текущего налога или замене его более эффективным налогом, таким как налог с оборота.

В последние годы наблюдается невыполнение плана по поступлению налога на доходы физических лиц (основного бюджетообразующего налога) в региональные и местные бюджеты. Следует отметить, что поступления этого налога в региональные и местные бюджеты могут быть значительно выше, чем они были на самом деле. Поскольку потери от скрытой заработной платы остаются значительными (табл. 5).

Таблица 5 — Оценка налоговых потерь бюджетной системы России от скрытой оплаты труда[16]

  2017 2018 2019
Оплата труда наемных работников,
млрд. Рублей
10242 11 726 14 218
из нее: скрытая оплата труда,
млрд. рублей
5200 3 166 3 839
доля скрытой оплаты труда, % 50,77 54,59 54,68
ставка НДФЛ, % 13,0 13,0 13,0
Объем неуплаты НДФЛ, млрд. рублей 676 640,1 777,4

 

Из таблицы видно, что в 2017-2019 годах при легальной зарплате консолидированные бюджеты регионов могли бы получить доходы в размере 2093,5 тыс. рублей. Эта сумма больше, чем все налоговые поступления за 2017 год.

В настоящее время (уже в 2020 году) из-за сложной экономической ситуации темпы роста заработной платы резко упадут. Причиной этого станет недостаточность средств, как в федеральном бюджете, так и на местах (в регионах и муниципалитетах).

Поэтому уже сейчас необходимо приступить к реформированию уплаты НДФЛ как основного источника доходов региональных и местных бюджетов. На мой взгляд, нам нужно ввести прогрессивную налоговую систему, которая позволит нам получить дополнительные средства в бюджет.

Также в части мер по увеличению доходов бюджетной системы Российской Федерации планируется внести изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

  1. Налогообложение природных ресурсов.
  2. Акцизное налогообложение.
  3. Введение налога на имущество.
  4. Сокращение неэффективных налоговых льгот и льгот.
  5. Совершенствование корпоративного подоходного налога.
  6. Улучшение налогового администрирования.
  7. Противодействие уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций.

Одним из факторов роста задолженности является недостаточно эффективная организация работы по ее взысканию, установленная действующим законодательством. Вместе с тем, на наш взгляд, существует шесть основных направлений, которым следует уделять приоритетное внимание при совершенствовании деятельности налоговой службы в целях повышения эффективности налоговых поступлений в налоговую систему:

  1. Обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах;
  2. Обеспечение законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых налоговыми органами при осуществлении своих полномочий, а также развитие системы досудебного урегулирования налоговых споров;
  3. Совершенствование электронного взаимодействия и удаленного доступа, максимальный переход на телекоммуникационные каналы;
  4. Снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом;
  5. Обеспечение открытого диалога с бизнесом и обществом по актуальным вопросам законодательства о налогах и сборах и в процессе подготовки проектов нормативных правовых актов;
  6. Развитие информационной открытости и повышение внутренней культуры налоговых органов.
  7. Оптимизация деятельности налоговых органов с учетом экономической эффективности их осуществления

По данным Федеральной налоговой службы, создание Таможенного комитета в России в 1990-е годы позволило обеспечить 1000% доходность на содержание каждого сотрудника этой организации. По нашим прогнозам, оптимизация деятельности налоговых органов с учетом экономической эффективности ее реализации обеспечит сопоставимые финансовые поступления в государственную казну, что позволит значительно улучшить финансирование наиболее приоритетных статей расходной части бюджета[17].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, мы можем сделать выводы из проведенного исследования:

Налог представляет собой движение денег от налогоплательщика к государству и направлен на накопление денежного фонда, который используется государством для выполнения необходимых функций. Условием осуществления налоговых действий является соблюдение конкретных принципов, которые должны обеспечивать справедливость (по отношению к плательщику) и достигать большей эффективности при сборе налогов.

Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов налогового менеджмента.

Элементы налоговой системы образуют: правовую структуру налогов, налоговую систему государства, нормотворческую деятельность представительных органов в сфере налогообложения; систему налогового администрирования и контроля; государственную налоговую политику; налоговую культуру населения государства.

Анализ, проведенный во второй главе, показал недостатки современной налоговой системы: значительное количество налоговых льгот, низкий сбор пеней и штрафов по налогам, задолженность по уплате налогов в бюджет, недостаточный уровень налогового контроля. Анализ вызовов, стоящих перед современной российской налоговой системой, вытекающих из этого целей ее реформирования и соответствующих мер налоговой политики на среднесрочную перспективу, позволяет сделать следующие основные выводы.

Во-первых, путем реструктуризации и повышения эффективности бюджетных расходов следует избегать повышения налогов. Повышение налогов является крайне нежелательной мерой, которая может ухудшить положение российской экономики в международной налоговой конкуренции и негативно сказаться на инвестиционном климате и экономическом росте.

Во-вторых, необходимо повысить уровень эффективности и справедливости налогообложения за счет реализации ряда мер в области бюджетной политики и администрирования (предлагаемые изменения НДС и НДФЛ).

Эти меры позволят повысить качество российской налоговой системы и тем самым положительно скажутся на общей экономической активности.

В современных условиях экономического развития Российской Федерации необходимы качественные изменения в налоговой системе, направленные не только на обеспечение наполняемости бюджета, но и на удовлетворение потребностей налогоплательщиков и защиту их прав. Повышение эффективности российской налоговой системы возможно только при наличии современной научной концепции совершенствования налогового законодательства, основанной на системном подходе, учитывающем реализацию основных правовых факторов и создающем оптимальное взаимодействие всех звеньев налоговой системы.

По мнению автора, долгосрочная концепция налоговой политики должна постоянно анализироваться и корректироваться с учетом текущей экономической ситуации, поскольку резкое изменение внешних или внутренних условий ее реализации может негативно сказаться на эффективности планируемых планов, а также значительно увеличить расходные обязательства бюджета. Такой вывод обусловлен также тем, что налоговая политика, как часть финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью и логикой развития, в результате чего она может оказывать влияние на экономику страны и состояние финансов, о чем свидетельствует не только отечественный, но и зарубежный опыт.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 06.10.2019).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 06.10.2019).
  3. Постановление от 30.09.2004 г.№506 О налоговой службе России
  4. Бюджетное Послание Президента о бюджетной политике на 2020-2022 гг. //Финансы.2014.№7
  5. Бугаян, И.  Р.  Современная  макроэкономика:  учебник для  студентов  вузов  /  И.  Р.  Бугаян,  И.  П.  Маличенко, Ю. А. Корчагин. – Ростов н/Д. : Феникс, 2019. – 508 с.
  6. Барулин С.В. Барулина Е.В. Парадоксы Российской системы налогообложения // Международный бухгалтерский учет. 2017.№ 22. С. 48-57.
  7. Васильев,  В.  П.  Государственное  регулирование  экономики: учеб. пособие / В. П. Васильев. – М. : Дело и Сервис, –2015. – 170 с.
  8. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации. Учебник и практикум. ЮРАЙТ, 2020.
  9. Грачев М.С. Налог, сбор и налоговая система: экономические, исторические и правовые аспекты. – «Международный бухгалтерский учет». — 2018 —  № 33
  10. Дорофеева Н.А. Налоговое администрирование. Издательство Дашков и Ко, 2020
  11. Задера О.А. О контрольной работе налоговых органов и мерах по повышению ее эффективности // Вопросы экономических наук. 2019. № 1.  с. 58-59.
  12. Иншина Р.С. Налоговая система России на современном этапе и основные направления налоговой политики РФ. – (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018)
  13. Куклина Е.А. Система налоговых льгот и стимулов и их эффективность // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. Т. 6.№ 1. С. 118-128.
  14. Майбуров И.А. Реформирование налоговой системы России: современный контекст и среднесрочные перспективы // Вестник УГТУ-УПИ. 2016. № 6
  15. Малыгин Д.Е. Моделирование и оценка российской налоговой системы в России// Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2017.№ 6 (20). С. 180-184.
  16. Местоев М.Б. Показатели эффективности российской налоговой системы //Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2018. № 6. С. 218-223.
  17. Мишустин М.В.Налоговые итоги года//Бюджет.2020.№3
  18. Налоговые системы : учеб. пособие / З. П. Кузнецова [и др.] ; ред. З. П. Кузнецова. – СПб. : СПбГУСЭ, 2018
  19. Пансков В.Г. Налоговые льготы: целесообразность и эффективность// Финансы.2017.№10.с.34
  20. Пименов Н.А. Фискальные риски в системе налоговой безопасности предприятий и государства // Налоги.   № 12. С. 10
  21. Понемасов А.Д. Налоговая система Российской Федерации: пути совершенствования// Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2019. № 1. С. 168–172.
  22. Климанов В.В. Михайлова А.А. О формировании бюджетной стратегии на региональном и муниципальном уровне//Финансы.2017.№2
  23. Слатвинская М. Критерии оценки эффективности функционирования альтернативных систем налогообложения // Научный вестник Одесского национального экономического университета//. 2020.№ 1 (209). С. 128-144.
  24. Турчина О.В. Проблемы повышения эффективности налогового контроля России//Налоги, 2017, N 4
  25. Филон И.Л. Налоговый контроль как специфическое направление финансового контроля // Финансы и кредит. 2015. № 8-(392)
  26. Хасанова Э.Р., Говако И.Б. Эффективность налоговой системы Российской Федерации на современном этапе//
    Экономика и социум. 2016.№ 2-4 (11). С. 971-972.
  27. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www. URL: http://www.nalog.ru/.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф